Рефлексия в школе это

Обновлено: 05.07.2024

Итак, рефлексия это.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  1. физическую (успел – не успел, легко – тяжело);
  2. сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно);
  3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.

Учебной рефлексии может подвергаться:

  • настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации.
  • деятельность обучающихся, что дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
  • содержание учебного материала.

Исходя из целей, рефлексию классифицируют следующим образом:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  2. рефлексия деятельности;
  3. рефлексия содержания учебного материала.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.

Богато разнообразие цветовых методик рефлексии. Например,

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией.

Как вариант: На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку в случае, если понравилось занятие, получил много интересной информации; тучками закрыть солнышко, если занятие неинтересное, было мало полезной информации.

Показ большого пальца вверх или вниз.

Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока:

Эмоционально – художественная рефлексия.

Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

2. Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.

1. свою деятельность

2. деятельность учителя

3. деятельность учащихся.

Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).

– успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Я доволен своей работой на уроке — красный цвет.

Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый.

Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет.

3. Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия в конце урока – это уже классика жанра. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы:

Сегодня я узнал…

Я выполнял задания…

Я почувствовал, что…

У меня получилось…

Урок дал мне для жизни…

Расскажу дома, что …

– Метод пяти пальцев тоже не требует специального оборудования. Ребенку достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:

М ( м изинец) – м ышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б ( б езымянный) – б лизость цели . Что я сегодня делал и чего достиг?

С ( с редний) – с остояние духа, настроения . Каким было моё эмоциональное состояние?

У ( у казательный) – у слуга, помощь . Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б ( б ольшой) – б одрость, здоровье . Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?

Вопросы для проверки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:

• Большой палец – над этой темой я хотела бы ещё поработать;

• Указательный – здесь мне были даны конкретные указания;

• Средний – мне здесь совсем не понравилось;

• Безымянный – психологическая атмосфера;

• Мизинец – мне здесь не хватало.

Участники рисуют свою руку на листе бумаги, обводя контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются на выставку и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.

Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным
интересно / не интересно

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист, комментируя.

Материал: лист большого формата, фломастеры.

Проведение: Этот метод помогает выяснить впечатления от урока или семинара по следующим вопросам:

• Возьму с собой…Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.

Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры.

Проведение: К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором- мусорная корзина, на третьем – мясорубка.

4. Разработка учителем рефлексивной методики.

При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать:

  • возрастные особенности учащихся и состав класса;
  • особенности предмета, тему и тип урока;
  • необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе.


Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия

Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне.


Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте.


Приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать .


Приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Рефлексия настроения и эмоционального состоянияРефлексия деятельностиРефлексия содержания учебного материала.


"Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"


Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Рефлексия в конце урока помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом.

Ребенку — систематизировать полученные знания и сравнивать собственные успехи с достижениями одноклассников.

Рефлексия является обязательным требованием по ФГОС (федеральный государственный стандарт).

Учитель в ней выполняет роль организатора, ученики выступают главными действующими лицами.

В этой статье мы собрали классификацию и несколько примеров рефлексии в конце урока, будь то алгебра, русский или английский язык, которые помогут преподавателю наладить обратную связь с классом.

Содержание:

Основные цели рефлексии

Рефлексия, в дословном переводе размышления о своем внутреннем состоянии и самоанализ, является одной из важнейших частей занятий, ведь задача хорошего преподавателя не просто выложить известный ему материал, а научить детей учиться и думать.

К сожалению, многие преподаватели считают, что достаточно раздать детям грустные/веселые смайлики, чтобы оценить результат своего и их труда. И это слишком простой подход.

Ведь что такое рефлексия? Простыми словами это этап урока, на котором ученик самостоятельно оценивает свои знания, эмоции от услышанного и анализирует полученную информацию.

Думает о том, насколько полезно, понятно услышанное и нужно ли оно ему вообще.

Рефлексия в конце урока важна, чтобы ребенок понял:

  • Какие знания получил
  • Каких целей удалось достигнуть
  • Как он сможет использовать знания в будущем
  • Сможет ли верно оценить свою работу и работу одноклассников
  • Как развивать привычки самоменеджмента/самоконтроля
  • Как стимулировать критическое мышление
  • Как сформировать осмысленный подход к действительности

Учителю же рефлексия позволяет наметить дальнейший план работы, оценить сильные и слабые стороны класса и найти коммуникативный подход к подопечным.

Прием может использоваться на любом этапе занятия, по итогам изученной темы либо в конце школьного часа.

Рефлексия в конце урока применяется особенно часто.

Какие виды рефлексии бывают:

По содержанию

По виду деятельности

  • Коллективная
  • Групповая
  • Фронтальная
  • Индивидуальная

Считается наиболее универсальным и легким видом.

Ученики приучаются к данному виду работы постепенно — всем классом, в небольших группах и, наконец, индивидуально.

Целевая

Примеры рефлексии в конце урока по ФГОС в начальной школе

Карточки со смайликами

Грустными, серьезными, веселыми и пр., о которых мы говорили в начале статьи, могут быть актуальны для оценки эффективности пройденного материала начальных этапах применения приема на практике — например, в 1-ом или 2-ом классах .

Такая символическая рефлексия позволит преподавателю понять, понравился ли детям урок, был ли он содержательным, веселым и интересным.

Помимо смайликов, можно использовать:

Палец — большой вверх для положительной оценки, вниз — для отрицательной.

Изображения солнышка — солнце — все получилось; солнце и тучка — все понятно, но остались вопросы; тучка — материал не понятен.

Гномик — улыбающийся — урок прошел успешно; грустный — было скучно и не увлекательно.

Лестница успеха

На большом листе картона необходимо нарисовать лестницу.

Ученикам раздать изображения трех человечков: одного — с опущенными руками; второго — с руками, разведенными в стороны; третьего — с руками, поднятыми вверх.

Если урок прошел неудачно по ощущениям малыша, он крепит первого человечка на нижнюю ступеньку.

Если средне — второго оставляет в середине лестницы.

Если успешно — закрепляет фигурку с поднятыми вверх руками на верхней ступеньке.

Вагончики впечатлений

На доске нужно закрепить поезд из нескольких вагончиков, каждый из которых символизирует разный этап урока.

Детям раздать по несколько веселых и грустных смайликов, которые они должны распределить по необходимым вагончикам.

Грустный — если на каком-то этапе материал был непонятен, веселый — если вопросов не возникло.

Совет: хорошая альтернатива описанному выше способу — картинка с цветочной полянкой. Ученикам нужно раздать изображение бабочек, которых они должны посадить на понравившийся цветок-задание.



Рефлексия проводится обычно для того, чтобы понять насколько ученик овладел /осознал изучаемый материал. Для этой цели можно проводить входящее и подводящее итог анкетирование.



Анкетирование можно проводить на уроке, после урока, давать анкеты, чтобы ученик заполнил ее дома. Все будет зависеть от цели урока и возраста ученика.









В конце урока можно предложить учащимся заполнить небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты анкет можно опускать, добавлять, все зависит от цели занятия. Затем учитель может выстроить траекторию достигнутых результатов как всего класса, так и индивидуальные наблюдения.






Очень важно учить учащихся делать самостоятельные выводы. На первых этапах это получается не всегда качественно, но со временем они будут не только оценивать объективно свою деятельность, но научатся и осуществлять взаимооценивание на высоком уровне.



Не всегда все может увидеть на уроке даже очень опытный учитель. А ребенок не обманет. Значит, цель достигнута, ученик научился думать, принимать самостоятельное решение. Для этой деятельности я на уроках используются оценочные карты, рефлексивная мишень. Цель данной деятельности: научить объективно оценивать себя и других.





Проанализировав все работы групп, прихожу к выводу, что все группы написали, что получение портфеля было самым ярким, важным моментом в жизни главного героя.



Все, что делается на уроке, по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.



При проектировании занятий каждый учитель опирается на свое педагогическое профессиональное мировоззрение и культуру, свои педагогические ценности, которые в реальности появляются лишь с опытом, реальным профессиональным опытом ведения занятий, общения с учениками и их родителями, размышлений на разные профессиональные и личностные темы. Конечно, многие приемы уже всем давно знакомы, об этом написано достаточное количество статей, книг, но в каждый прием, стратегию, метод я стараюсь внести свой элемент подачи, оформления, организации.



Надеюсь, что каждый учитель найдет в этой статье то, что будет интересно, что Вы сможете применить в практической деятельности, то, что вы сможете изменить или улучшить в своей работе на благо нашей профессии – воспитание гражданина нашей страны, планеты!



Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет. Абай
Литература
1. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать: учебное пособие. – 3-е изд., доп. – Алматы, 2013г. – 355с.
2. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М.Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения: учебное пособие. 5-е изд. – Алматы, 2013. – 226с.
3. Селевко Г.К. Классификация педагогических технологий //Профессиональное образование. – 2002.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, в стандартах нового поколения во главу угла ставятся не ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Поэтому главной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося.

1. Понятие рефлексии.

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexior - обращение назад.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Остановимся на некоторых видах рефлексии и их приёмах работы, которые можно использовать на уроке.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент, рифмовка).

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя различные приемы.

были ошибки – шарик остался возле ёлки.

жёлтый лист – 1 ошибка,

красный лист – 2-3 ошибки

1. Короткая беседа в конце урока :

• Чем мы сегодня занимались?

• Что мы для этого делали?

• Что у нас получилось хорошо?

• Что нам пока не удается?

2. Если перед уроком на доске были записаны цели, вопросы могут быть иными.

• Что мы делали для достижения поставленных целей?

• Довольны ли мы результатом?

• Можно ли это было сделать иначе?

• Какой вариант лучше?

• Где нам пригодится это умение?

3. Закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.

• Сегодня на уроке я …

• Больше всего мне понравилось …

• Самым интересным сегодня на уроке было.

• Самым сложным для меня сегодня было ….

• Сегодня на уроке я почувствовал.

• Сегодня я понял.

• Сегодня я научился.

• Сегодня я задумался ….

4. Определить уровень понимания поможет следующий вариант:

• 3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно;

• 2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен;

• 1 балл - я не все понял, но мне было интересно;

• 0 баллов - я ничего не понял и на уроке скучал.

Или баллы заменить цветом

• Зеленый – Я все понял, я молодец!

• Желтый – Не все удалось, я могу лучше!

• Красный – Мне надо больше стараться!

- карточки с изображением лица;

- показ большого пальца вверх или вниз;

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т. к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно, например, оценить по составленному учителем алгоритму.

Модель формирования рефлексии у младшего школьника в учебной деятельности

1) этап формирования коллективной рефлексии;

2) этап формирования групповой рефлексии;

3) этап становления индивидуальной рефлексии.

Этап формирования коллективной рефлексии совпадает с началом школьного возраста. На этой стадии перед учителем стоит цель – формирование учебной деятельности класса.

На стадии формирования групповой рефлексии учитель преследует цель – формирование учебной деятельности у группы учащихся. Учитель адресует свои действия не к отдельным учащимся, а к группе учеников.

На стадии становления индивидуальной рефлексии учитель ставит цель – формирование индивидуальной учебной деятельности. Именно в такой форме рефлексия становится основой саморазвития личности.

2. Функции рефлексии в педагогическом процессе:

Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше.

Рефлексия не становится психическим новообразованием младшего школьника спонтанно, она, как и любое психическое действие, развивается сначала в совместной деятельности, а потом становится внутренним действием сознания. Под руководством учителя вместе с другими учениками ребенок проходит все структурные этапы учебной деятельности, и учитель строит обучение так, чтобы ученик осознал эти этапы. Следовательно, организация обучения в форме сотрудничества играет важную роль в развитии рефлексии.

Ситуация сотрудничества на уроке создается, когда ученик не может решить учебную задачу, а учитель готов ему помочь, но только тогда, когда ученик сам запросит недостающую информацию. Это потребует от ученика осознания, почему он не может решить задачу, и формулировки вопроса, который позволит ему добыть информацию для правильного решения.

Чтобы вступить в сотрудничество с учителем, младшему школьнику нужно выполнить следующие операции:

• выделить в задаче условия;

• проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия применительно к условиям задачи;

• зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий;

• указать на это противоречие взрослому;

• определить, какие средства (знания, умения, дополнительные условия в задаче) нужны ему для верного решения.

Каждая из операций требует выполнения рефлексии.

3. Приёмы рефлексии.

Рефлексия деятельности.

• Что на вас произвело наибольшее впечатление?

• Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?

• Что нового вы узнали на уроке?

• Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё наотлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

Рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. Рефлексивные способности, как педагога, так и учащихся являются важным условием организации учебной деятельности. Те, кто обладает ими, имеют возможность достичь большей эффективности процесса обучения.

Наша педагогическая династия Наша педагогическая династия начинается с моих бабушек по папиной линии - Фроловой Розы Ивановны, и по маминой линии - Басовой Веры Алексеевны.

Читайте также: