Реестр факторов опасности по суот в школе рб

Обновлено: 07.07.2024

Управление охраной труда направлено на: формирование безопасных условий труда; улучшение сложившихся условий труда, повышение их безопасности в учреждении; обеспечение выполнения всеми работниками своих обязанностей по охране труда.

Система управления охраной труда средней школы № 169 предусматривает следующую последовательность действий:

Директор проводит анализ функционирования системы управления охраной труда для разработки и реализации корректирующих и предупреждающих действий и постоянного совершенствования системы управления охраной труда.

Основными направлениями деятельности учреждения образования в области охраны труда является обеспечение:

  • соблюдения законодательных требований охраны труда;
  • постоянного улучшения условий и охраны труда;
  • снижения риска производственных травм и профессиональных заболеваний;
  • постоянного выявления опасностей, оценки рисков и управле­ния ими;
  • финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны груда в необходимых объемах;
  • обучения и повышения квалификации работников в области охраны труда;
  • реализации идеи о том, что безопасность труда — дело всех и каждого;
  • систематического информирования работников об условиях груда на рабочих местах.
  • положение об основных направлениях деятельности в области охраны труда (Приложение 1);
  • положение о системе управления охраной труда;
  • положение об общественном инспекторе (Приложение 2);
  • положение о проведении дня охраны труда (Приложение 3);
  • процедуры (инструкции, другие документы) по охране труда;
  • записи и другая сопутствующая документация.

При подготовке предложений по улучшению условий и охраны труда предусматривается:

  • введение рациональных режимов работы, установление продолжительности ежедневной работы с учетом специфики школы, определение продолжительности перерывов для отдыха и питания;
  • предоставление компенсаций по условиям труда;
  • приведение оборудования, машин и механизмов в соответствие с требованиями безопасности;
  • создание оптимального температурно-влажностного режима и нормируемой освещенности на рабочих местах;
  • обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями до установленных норм;
  • вывод из эксплуатации зданий, оборудования, не отвечающих требованиям охраны труда;
  • выполнение мероприятий по подготовке к работе в осенне-зимних условиях;
  • другие мероприятия.

Наряду с вышеуказанными включаются мероприятия, связанные с текущей деятельностью по охране труда:

При разработке мероприятий по охране труда анализируются следующие данные:

  • выявленные опасности с превышающим уровнем риска для здо­ровья и безопасности работников;
  • аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда; обучения, инструктажа, проверки знаний работников по вопросам охраны труда;
  • технических осмотров, освидетельствований состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и ме­ханизмов, другая документация учреждения образования по вопросам охраны труда, а также требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации заводов изготовителей оборудования, исполь­зуемого в дошкольном учреждении;
  • обеспеченность работников необходимыми средствами защиты, а также материально-техническое обеспечение;
  • предписания органов государственного надзора и контроля, контролирующих служб, лица, ответственного за организацию работы по охране труда в дошкольном учреждении;
  • представления профсоюзов;
  • предложения работников по улучшению условий труда;
  • документы и предложения вышестоящих органов;

информация о передовом опыте работы по созданию здоровых и безопасных условий труда и т.д.

В соответствии с требованиями законодательства в школе с учетом видов деятельности определены процедуры по обеспечению безопасного выполнения всех видов работ и оказываемых услуг, а именно:

  • соблюдение законодательства об охране труда при приеме на рабо­ту, проведение медицинского осмотра работников;
  • обеспечение средствами индивидуальной за­щиты, соответствующими требованиям безопасности;
  • хранение материалов, продукции, погрузо-разгрузочные работы;
  • приемка здания после капитального ремонта;
  • безопасной эксплуатации оборудования, инструмента;
  • безопасной эксплуатации здания;
  • требований охраны труда при перепланировке помещений, создании новых рабочих мест, установке и вводе в эксплуатацию машин и т.п.;
  • безопасности при производстве работ с повышенной опас­ностью;
  • пожарной безопасности;
  • требований охраны труда при использовании работниками личного транспорта в интересах учреждения образования;
  • паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
  • аттестация рабочих мест по условиям труда;
  • зашита работников от отрицательных последствий воздействия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной зашиты и профилактики;
  • санитарно-бытовое обеспечение работников;
  • предоставление компенсаций и льгот за работу во вредных или опасных условий труда;
  • проведение Дней охраны труда;
  • контроль за состоянием охраны труда.

Периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда (далее — периодический контроль) проводится ежедневно, ежемесячно, ежеквартально с участием общественного инспектора и предусматривает участие работников в деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и заболеваний на производстве.

Ежедневный

контроль

Ежемесячный

контроль

Ежеквартальный контроль

  • состояние рабочих мест;
  • исправность оборудования, инструмента, вентиляционных систем и установок;
  • наличие инструкций по охране труда и средств индивидуальной защиты;
  • выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущими проверками;
  • соблюдение работниками требований безопасности при выполнении работ.
  • результаты ежедневного контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения всех видов контроля, а также мероприятий, предусмотренных кол­лективным договором, планом мероприятий но охране труда, мероприятий по управлению рисками;
  • выполнение приказов и распоряжений директора школы, мероприятий по документам расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также результаты рассмотрения представлений общественного инспектора профсоюза по охране труда;
  • исправность и соответствие оборудования требованиям охраны труда;
  • соблюдение работниками правил, норм, инструкций по охране труда;
  • выполнение графиков планово-предупредительных ремонтов оборудования, вентиляционных систем и установок, соблюдение инструкций;
  • состояние рабочих мест, территории, прилегающей к учреждению образования;
  • наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.);
  • своевременность проведения инструктажа по охране труда ра­ботникам;
  • наличие средств индивидуальной защиты и правильность их ис­пользования работниками;
  • предоставление работникам компенсаций по условиям труда;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств, обеспе­чение работников смывающими и обезвреживающими средствами;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;
  • состояние уголка по охране труда, наличие средств наглядной агитации.
  • организация и результаты проведения ежедневного и ежемесячного контроля;
  • выполнение целевых и плановых мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором, другими локальными нормативными правовыми актами;
  • выполнение мероприятий по документам расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • своевременность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и выполнения мероприятий по ее результатам;
  • техническое состояние и содержание здания (сооружений), помещений и прилегающих к ним территорий, состояние дорог, тро­туаров, проходов и проездов;
  • соответствие рабочих мест, оборудования требованиям охраны труда;
  • эффективность работы вентиляционных систем и установок;
  • выполнение графиков планово-предупредительного ремонта оборудования;
  • обеспеченность работников средствами индивидуальной защи­ты и организация ухода за ними;
  • наличие и состояние санитарно-бытовых помещений, уголка по охране труда;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

По результатам анализа системы управления охраной труда руководитель принимает решения, направленные на ее совершенс­твование и повышение результативности, в частности:

  • пересмотр основных направлений деятельности учреждения, целей и планов в области охраны труда;
  • перераспределение ответственности и полномочий;
  • пересмотр и корректировка документов, в соответствии с кото­рыми осуществляется система управления охраной труда;
  • разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда и т.д.

Организация общественного контроля

Целью общественного контроля является:

  • создание здоровых и безопасных условий труда работающим;
  • предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • контроль за возмещением в полном объеме вреда, причиненного работникам увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

В целях осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда к этой работе на общественных началах привлекаются профсоюзные активисты – общественные инспекторы по охране труда.

Общественный инспектор по охране труда избирается открытым голосованием на общем профсоюзном собрании или назначается решением профсоюзного комитета на срок полномочий профсоюзного органа и работает под его руководством. Полномочия общественного инспектора по охране труда на осуществление контроля подтверждаются удостоверением.

В целях обеспечения успешной работы общественных инспекторов по охране труда профсоюзная организация:

  • организует их обучение и информирование по вопросам охраны труда, обеспечение инструкциями и нормативными документами;
  • содействует реализации внесенных ими предложений по улучшению условий и охраны труда;
  • обобщает положительный опыт работы общественных инспекторов по охране труда;
  • предусматривает меры морального и материального поощрения общественных инспекторов по охране труда за активную и добросовестную работу;
  • предоставляет возможность осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в рабочее время.

Общественный инспектор по охране труда осуществляет общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, выполнением условий коллективного договора (соглашения) в формах, не связанных с проведением проверок, а именно:

  • мониторинга – мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (Приложение 5);
  • участия в работе коллегиальных органов, комиссий;
  • иных формах, предусмотренных законодательством, коллективным договором (соглашениями).

Общественный инспектор по охране труда осуществляет контроль самостоятельно или в составе комиссий, работает под руководством профсоюзного органа, строит свою работу в контакте с непосредственными руководителями работ, с работниками службы охраны труда, с первичной профсоюзной организацией, с техническими инспекциями труда.

В своей работе общественный инспектор по охране труда руководствуется нормативными актами, регламентирующими общественный контроль:

Трудовой кодекс Республики Беларусь;

Постановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 25.08.2010 № 180 Положение об общественном инспекторе по охране труда;

Постановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 25.08.2010 № 180 Положение об общественной комиссии по охране труда;

Уставом Федерации профсоюзов;

иными актами законодательства, регулирующими трудовые и связанные с ними отношения.

Основные задачиобщественного инспектора по охране труда:

  • осуществление постоянного контроля в учреждении;
  • выявление и предупреждение нарушений нормативных требований охраны труда;
  • оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств индивидуальной защиты работниками;
  • выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда;
  • принятие мер по устранению выявленных недостатков.

Для решения поставленных задач общественный инспектор по охране труда выполняет следующиефункции:

  1. регулярно осматривает состояние рабочих мест, проходов, проездов, зданий, территорий, других мест работы;
  2. контролирует:
  • соответствие технологических процессов, станков, машин, механизмов и другого оборудования, приспособлений и инструмента, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасности;
  • работу вентиляционных установок и осветительных приборов на предмет безопасности;
  • своевременность обеспечения работающих качественными специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
  • правильность и безопасность хранения опасных веществ и материалов;
  • состояние санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах (температурно-влажностный режим, запыленность и загазованность воздушной среды, освещенность и др.);
  • обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями, их состояние и содержание;
  • обеспечение работающих мылом, смывающими и обезвреживающими средствами, организацию водно-питьевого режима;
  • качество и своевременность проведения стажировки, инструктажей по охране труда, обучения безопасным методам труда и проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • соблюдение законодательства, коллективного договора (соглашения) по вопросам режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда женщин и молодежи, а также своевременность и правильность выплат по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работающих, доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда, предоставление компенсаций по результатам аттестации рабочих мест.
  • проведении периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
  • расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
  • работе комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты;
  • работе комиссий по испытаниям и приёмке в эксплуатацию оборудования, механизмов, инструментов;
  • проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • оформлении кабинетов, стендов и уголков по охране труда;
  • подготовке и проведении смотров, конкурсов, рейдов, дней охраны труда.
  1. отслеживает наличие у работающих соответствующих удостоверений, нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью;
  2. проводит работу по повышению личной ответственности работающих за соблюдение ими требований, правил, инструкций по охране труда;
  3. рассматривает предложения, поступающие к нему от членов профсоюза;
  4. вносит предложения о рассмотрении вопросов, связанных с соблюдением законодательства об охране труда и улучшения условий труда на профсоюзном собрании, заседании комитета профсоюза.

О выявленных нарушенияхзаконодательства об охране труда, невыполнении коллективного договора (соглашения) общественный инспектор по охране труда:

  • ставит в известность руководителя работ или руководителя структурного подразделения и рекомендует им принять меры по устранению нарушений;
  • требует от должностных лиц немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью приостановления работ до устранения нарушений;
  • рекомендует отстранять от работы работающих в случаях, предусмотренных законодательством;
  • даёт рекомендации о проведении внепланового инструктажа по охране труда и внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда работников при выявлении грубых нарушений требований охраны труда;
  • делает запись в журналах ежедневного, ежемесячного контроля за состоянием охраны труда;
  • выдаёт рекомендацию, обязательную для рассмотрения, по устранению выявленных нарушений актов законодательства, коллективного договора (соглашения). Рекомендация составляется в двух экземплярах: один экземпляр вручается (направляется) контролируемому субъекту (руководителю, должностному лицу), другой – остается для контроля у общественного инспектора по охране труда, проводившего контроль;
  • имеет право обращаться в техническую инспекцию труда для принятия необходимых мер по выявленным нарушениям.

За воспрепятствование осуществлению контроля должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством.

Общественный инспектор по охране труда представляет отчёт о проделанной работе на заседании профсоюзного комитета с периодичностью, установленной в учреждении (не реже одного раза в квартал).


Согласно СТБ 18001-2009 под системой управления охраной труда (далее - СУОТ) понимается часть системы управления организации, предназначенная для реализации политики в области охраны труда организации, а также управления рисками. СУОТ представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (планирование, ответственность, технологии, процедуры, процессы и ресурсы), направленных на реализацию политики и целей в области охраны труда.

Другими словами, СУОТ – это регламентированная законодательством совокупность организационных, технических, гигиенических, лечебно-профилактических и социально-экономических мероприятий, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе труда, включающих в себя выявление производственных опасностей, оценку рисков гибели и травмирования работников, разработку и реализацию эффективных мер по их снижению, а также осуществление постоянного мониторинга и измерение результативности в области охраны труда.

Разработанная и внедренная на предприятии СУОТ позволяет выявлять производственные опасности, давать оценку рискам гибели и травмирования работников, а также разрабатывать и реализовывать эффективные меры по их снижению.

Создание и внедрение СУОТ на предприятии проходит ряд стадий:

1) Анализ действующей на предприятии СУОТ;

2) Разработка (корректировка существующей) СУОТ;

3) Внедрение разработанной СУОТ;

4) Проведение самооценки и самодекларирования СУОТ либо проведение сертификации СУОТ внешней организацией;

5) Контроль состояния условий и охраны труда и функционирования СУОТ на предприятии;

6) Анализ состояния условий и охраны труда на предприятии.

В соответствии с СТБ 18001-2009 в рамках создания СУОТ на предприятии должны быть разработаны и документально оформлены следующие процедуры:

1.Идентификация, получение информации, содержащей законодательные и иные обязательные требования, и обеспечение доступа к законодательным и другим применяемым к организации требованиям в области охраны труда.

2.Идентификация опасностей, оценка рисков и мер управления рисками.

3.Установление целей и программ(ы) достижения целей в области охраны труда.

4.Определение компетентности, обеспечение обучения и осведомленности персонала в области охраны труда.

5.Обмен информацией, участие и консультирование работников и иных заинтересованных лиц в области охраны труда.

6.Управление всеми видами документов и данными по охране труда.

7.Идентификация возможных аварийных ситуаций и ответных действий.

8. Осуществление мониторинга и оценка результативности в области охраны труда.

9. Оценка соответствия законодательным и другим требованиям, взятым на себя предприятием в области охраны труда.

10.Расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия.

12. Проведение внутренних аудитов СУОТ.

13. Проведение анализа со стороны руководства.

  • руководства по СУОТ – это своеобразный путеводитель по СУОТ, в котором описываются кратко ключевые элементы СУОТ и взаимодействие между различными частями данной системы;
  • процедур СУОТ (процедура – это способ осуществления деятельности или процесса. Процедуры могут быть документально оформленными или нет. Документально процедуры оформляются в виде стандартов предприятия, методических инструкций, положений, порядков, указаний и т.д.);
  • рабочих инструкций – предназначены для работников, выполняющих конкретные задачи по охране труда; включают в себя: инструкции по охране труда, технологические инструкции и регламенты ведения технологического процесса, инструкции по безопасной эксплуатации оборудования, схемы процессов, таблицы, графики и т.д.;
  • записей – документы, содержащие сведения о достигнутых результатах или свидетельства осуществления определенной деятельности; включают в себя: акты о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях, авариях и инцидентах, несоответствиях, иные акты, журналы, протоколы совещаний, проверки знаний, удостоверения, различные отчеты и т.д.

Когда организация считается имеющей разработанную и внедренную систему управления охраной труда (СУОТ)?

Проведение сертификации системы управления охраной труда.

Самостоятельная разработка СУОТ, которая состоит из:

  • руководства по СУОТ – это своеобразный путеводитель по СУОТ, в котором описываются кратко ключевые элементы СУОТ и взаимодействие между различными частями данной системы;
  • процедур СУОТ (процедура – это способ осуществления деятельности или процесса. Процедуры могут быть документально оформленными или нет. Документально процедуры оформляются в виде стандартов предприятия, методических инструкций, положений, порядков, указаний и т.д.);
  • рабочих инструкций – предназначены для работников, выполняющих конкретные задачи по охране труда; включают в себя: инструкции по охране труда, технологические инструкции и регламенты ведения технологического процесса, инструкции по безопасной эксплуатации оборудования, схемы процессов, таблицы, графики и т.д.;
  • записей – документы, содержащие сведения о достигнутых результатах или свидетельства осуществления определенной деятельности; включают в себя: акты о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях, авариях и инцидентах, несоответствиях, иные акты, журналы, протоколы совещаний, проверки знаний, удостоверения, различные отчеты и т.д.

Внедрение СУОТ на предприятии осуществляется путем ознакомления руководителей и работников предприятия со всеми разработанными процедурами, инструкциями, иной документацией по охране труда; выполнения руководителями и работниками предприятия своих обязанностей в области охраны труда; реализации соответствующих мероприятий в рамках охраны труда.

О том, что на предприятии разработана и внедрена система управления охраной труда необходимо уведомить местный исполнительный комитет. Такое уведомление осуществляется путем предоставления в исполком (включая направление по факсу) приказа о внедрении на предприятии СУОТ в соответствии с требованиями СТБ 18001. Получив такой приказ исполком вносит данное предприятие в базу организаций, разработавших и внедривших СУОТ.

Что из себя представляет система управления охраной труда (СУОТ)?

В соответствии со стандартом СТБ 18001-2009 в рамках создания СУОТ в организации должны быть разработаны и документально оформлены следующие процедуры:

1. Идентификация, получение информации, содержащей законодательные и иные обязательные требования, и обеспечение доступа к законодательным и другим применяемым к организации требованиям в области охраны труда.

2. Идентификация опасностей, оценка рисков и мер управления рисками.

3. Установление целей и программ(ы) достижения целей в области охраны труда.

4. Определение компетентности, обеспечение обучения и осведомленности персонала в области охраны труда.

5. Обмен информацией, участие и консультирование работников и иных заинтересованных лиц в области охраны труда.

6. Управление всеми видами документов и данными по охране труда.

7. Идентификация возможных аварийных ситуаций и ответных действий.

8. Осуществление мониторинга и оценка результативности в области охраны труда.

9. Оценка соответствия законодательным и другим требованиям, взятым на себя предприятием в области охраны труда.

10.Расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия.

12.Проведение внутренних аудитов СУОТ.

13.Проведение анализа со стороны руководства.

Только основываясь на названии процедур СУОТ, можно сказать, что СУОТ является не только одним из требований охраны труда, но и является формой реализации, организации, внедрения охраны труда на предприятии.

Что такое система управления охраной труда (СУОТ)?

Прежде всего, необходимо четко проводить отграничение СУОТ от охраны труда. От понимания разницы между СУОТ и охраной труда будет зависеть понимание правового регулирования обязанности обеспечения первого и второго, а также правовые последствия за необеспечение первого и второго.

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства. (ст. 221, Кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-З (ред. от 01.07.2014) "Трудовой кодекс Республики Беларусь".

Суть (наполнение) охраны труда составляют требования (правила) по охране труда, т.е. нормативные предписания, содержащиеся в НПА, в том числе в ТНПА Республики Беларусь.

Схематично эти требования можно обозначить следующим образом:

  • безопасность территории, производственных зданий, сооружений, помещений, оборудования, технологических процессов;
  • безопасность каждого рабочего места;
  • санитарно-бытовое обеспечение, медицинское и лечебно-профилактическое обслуживание работников;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обеззараживающими средствами;
  • аттестация рабочих мест по условиям труда;
  • подготовка (обучение), переподготовка, стажировка, инструктажи, проверка знаний работников по вопросам охраны труда;
  • локальные нормативные акты по вопросам охраны труда (инструкции по охране труда, инструкции по пользованию оборудованием, механизмами и т.д.);
  • предварительные и периодические медицинские осмотры работников;
  • расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий;
  • СУОТ, включающая в себя такие вопросы, как идентификация опасностей и рисков, профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшение условий труда и т.д.

Итак, частью охраны труда, одним их требований по охране труда является наличие разработанной и внедренной СУОТ.

Система управления охраной труда - часть общей системы управления, включающая организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы, ресурсы, необходимые для обеспечения безопасности жизни и здоровья персонала в процессе трудовой деятельности

Установлена ли законодательством Республики Беларусь обязанность по разработке и внедрению на каждой организации СУОТ?

В п.10 Межотраслевых общих правил по охране труда закреплено требование о разработке и внедрении в организациях СУОТ, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценки профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их эффективности.. Другими словами, на сегодняшний день законодательством установлена обязанность для каждой организации в Республике Беларусь разработать и внедрить у себя СУОТ.

Отсутствие в организации службы или специалиста по охране труда не освобождает её руководителя от обязанности обеспечивать организацию работы и осуществлению контроля по охране труда

Система управления охраной труда в строительстве

Особое внимание вопросу создания и внедрения системы управления охраной труда придается в отношении строительных организаций, специфика работы которых связана с повышенной производственной опасностью и значительными рисками гибели и травмирования работников. Вступили в силу новые Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда (постановление Совмина №1450 от 15.09.1998г. в редакции постановления Совмина №301 от 01.04.2014г.). Пункт 8 данных правил говорит о том, что договор строительного подряда может быть заключен при наличии у подрядчика системы управления охраной труда; это же требование касается и всех субподрядчиков. Если же договор строительного подряда будет заключен в противоречие этому требованию законодательства, то в силу статьи 170 Гражданского кодекса Республики Беларусь такая сделка признается ничтожной. Последствия такой ничтожной сделки: в доход Республики Беларусь взыскивается всё полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой взыскивается в доход Республики Беларусь всё полученное ею и всё причитающееся с неё первой стороне.

Для других сделок, для других видов экономической деятельности законодательство Республики Беларусь не содержит подобного жесткого требования о наличии СУОТ.

Законодательством Республики Беларусь установлена ответственность за нарушения требований по охране труда.

Административная ответственность: статья 9.17. КоАП Нарушение правил по охране труда:

1. Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических и локальных нормативных правовых актах влечет наложение штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин.

Уголовная ответственность: статья 306 УК. Нарушение правил охраны труда:

1. Нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда должностным лицом, ответственным за их соблюдение (нарушение правил охраны труда), повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, - наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

2. Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

3. Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Руководство по управлению охраной труда (часть 2)

  • ежегодно в четвертом квартале (в виде пересмотра результатов указанных процессов);
  • в случае изменений в осуществляемой деятельности или в применяемых законодательных или других требованиях по охране труда (ОТ) (4.3.2);
  • после возникновения происшествий (4.5.3).

4.3.1.4. В процессах идентификации опасностей и оценки рисков в каждом соответствующем подразделении под методическим руководством СОТ участвуют:

  • руководитель подразделения;
  • мастер (бригадир, начальник смены);
  • уполномоченный по СУОТ в подразделении;
  • главные механик, технолог, энергетик, строитель, конструктор;
  • руководитель МП;
  • общественный инспектор подразделения.


4.3.1.6. Работа по идентификации опасностей и оценке рисков включает:
1) выбор на основании Реестра видов деятельности должности (профессии) работника и идентификация выполняемых им видов деятельности (работ) и связанных с этими видами деятельности (работ) объектов (гр. 2 Карты). Для видов деятельности (работ), общих для работников организации и (или) других заинтересованных сторон, оформляется отдельная Карта для организации;
2) рассмотрение условий в работе (гр. 3 Карты):

  • регулярной (обычной) деятельности;
  • периодической и нерегулярной деятельности (например, производственные пуски и остановы оборудования, уборка и техническое обслуживание производства, ремонт);

3) идентификация конкретных опасностей, связанных с выбранными видами деятельности, работы (гр. 4 Карты), с учетом того что источниками опасностей могут быть:

  • работник, подрядчик, посетитель, общество, другие организации;
  • объект, используемый в деятельности организации или влияющий на ее деятельность;
  • окружающая и производственная среда.
  • политика в области ОТ (4.2);
  • законодательные и другие требования по ОТ (4.3.2);
  • информация по происшествиям в организации. Для этого начальник СОТ ведет Реестр происшествий в организации, который меется и в подразделениях;
  • информация от работников и других заинтересованных сторон (совещания по вопросам ОТ, опросные листы, информация от подрядчиков, др.) (4.4.3);
  • информация о лучшей практике по ОТ, типичных опасностях, относящихся к организации, происшествиях, имевших место в подобных организациях (информационные письма, периодические издания, краткие обзоры и анализы травматизма, др.) (4.4.3);
  • данные мониторинга (4.5.1);
  • результаты аудитов СУОТ (4.5.5);
  • информация по видам деятельности и объектам организации, в т.ч.:

- проектная, конструкторская, технологическая и другая документация;
- данные по опасным материалам (сырью, химикатам, отходам, продукции, др.).

Каждый работник организации должен (любое другое лицо, находящееся на рабочем месте, может) подать информацию о выявленной им опасности.
В этом случае работник или лицо, выявившее неидентифицированную опасность, сообщает об этом непосредственному (вышестоящему) руководителю соответствующего подразделения либо работнику СОТ для осуществления последующей работы по оценке риска;
4) идентификация существующих мер от воздействия опасностей (документов по ОТ) по выбранному виду деятельности, работы (гр. 5 Карты);

Электронные шаблоны по системе управления охраной труда

СУОТ СТБ ISO 45001-2020 разрабатывается в виде набора электронных шаблонов 💿 формата ***.docx и ***.xlsx. Каждый файл содержит информацию, которая соответствует его наименованию. Места для вставки информации отмечены жёлтым маркером. К шаблонам прилагается пошаговая инструкция.

ПЕРЕЧЕНЬ шаблонов СУОТ 🧾

1.1 Приказ о переходе СУОТ на соответствие требованиям СТБ ISO 45001-2020.docx
1.2 Приказ о назначении ответственных лиц по ОТ и создании комиссий по проверке знаний.docx
1.3 Приказы об организации и проведении аттестации рабочих мест, об итогах аттестации.docx
1.4 Приказ о введении в действие Руководства и Положений по СУОТ.docx

1.5 Политика в области охраны труда.docx
1.6 Цели в области охраны труда.docx
1.7 План работ по актуализации СУОТ в соответствии с требованиями СТБ ISO 45001-2020.docx
1.8 План мероприятий по охране труда.docx
1.9 План мероприятий по улучшению условий и охраны труда.docx

2.1 Руководство по системе управления охраной труда.docx
2.2 SWOT-анализ - определение области и контекста предприятия.docx
2.3 Реестр НПА, в том числе ТНПА по охране труда.docx
2.4 Реестр источников опасностей.docx
2.5 Перечень прогнозируемых аварийных ситуаций, мероприятия по их предотвращению.docx

2.6 Риски травмирования при выполнении работ.docx
2.7 Программа вводного инструктажа по ОТ (вводного противопожарного инструктажа).docx
2.8 Программа управления охраной труда.docx
2.9 Инструкция по безопасной работе во время пандемии COVID-19.docx
2.9.1 Приказ о разработке и введении в действие Инструкции по безопасной работе во время пандемии COVID-19.docx
2.10 Форма протокола проверки знаний по вопросам охраны труда.docx
2.11 Журнал контроля за соблюдением требований по охране труда.docx
2.12 Персонифицированный учет нарушений по ОТ.docx

3.1 ПЛ-01 Положение об идентификации опасностей, оценки рисков и определении мер управлений.docx
3.2 ПЛ-02 Положение о политике в области охраны труда.docx
3.3 ПЛ-03 Положение об охране труда.docx
3.4 ПЛ-04 Положение о специалисте по охране труда.docx
3.5 ПЛ-05 Положение о проведении Дней охраны труда.docx
3.6 ПЛ-06 Положение о порядке осуществления контроля по охране труда.docx
3.7 ПЛ-07 Положение о нулевом травматизме.docx
3.8 ПЛ-08 Положение о создании и деятельности комиссий для проверки знаний по ОТ.docx

4.1 Карта опасностей и рисков - Директор.xlsx
4.2 Карта опасностей и рисков - Главный инженер.xlsx
4.3 Карта опасностей и рисков - Бухгалтер.xlsx
4.4 Карта опасностей и рисков - Специалист по кадрам.xlsx
4.5 Карта опасностей и рисков - Мастер.xlsx
4.6 Карта опасностей и рисков - Специалист по работе с клиентами.xlsx
4.7 Карта опасностей и рисков - Производитель работ.xlsx
4.8 Карта опасностей и рисков - Начальник цеха.xlsx
4.9 Карта опасностей и рисков - Оператор ЭВМ.xlsx
4.10 Карта опасностей и рисков - Инженер.xlsx
4.11 Карта опасностей и рисков - Юрисконсультант.xlsx
4.12 Карта опасностей и рисков - Специалист коммерческого отдела.xlsx
4.13 Карта опасностей и рисков - Работники, выполняющие работы по вождению (управлению) автомобилем.xlsx
4.14 Карта опасностей и рисков - Специалист по маркетингу.xlsx
4.15 Карта опасностей и рисков - Подсобный рабочий.xlsx
4.16 Карта опасностей и рисков - Специалист по организации международных и авиационных перевозок.xlsx
4.17 Карта опасностей и рисков - Специалист по работе с клиентами отдела по таможенному декларированию.xlsx
4.18 Карта опасностей и рисков - Заместитель директора.xlsx
4.19 Карта опасностей и рисков - Механик.xlsx
4.20 Карта опасностей и рисков - Заместитель начальника отдела доставки.xlsx
4.21 Карта опасностей и рисков - Заместитель директора - главный бухгалтер.xlsx
4.22 Карта опасностей и рисков - Агент по обработке грузов.xlsx
4.23 Карта опасностей и рисков - Водитель-экспедитор.xlsx
4.24 Карта опасностей и рисков - Начальник отдела по таможенному декларированию.xlsx
4.25 Карта опасностей и рисков - Системный администратор.xlsx
4.26 Карта опасностей и рисков - Инженер-программист.xlsx

NEW! 🛠 Карты рисков с автоматическим подсчетом величины и категории рисков! + Повторная оценка рисков!

Дополнительные шаблоны по СУОТ**

** Дополнительные шаблоны высылаются только в максимальной версии СУОТ.

101 Обязанности директора по ОТ в соотв. с Законом об охране труда.docx
102 Обязанности директора по охране труда в соответствии с ТК.docx
103 Обязанности руководителей и специалистов по ОТ в соответствии с Законом об охране труда.docx

104 Приказ об отсутствии необходимости проведения аттестации рабочих мест.docx
105 Журнал учета выдачи нарядов-допусков.docx
106 Отчет по результатам оценки профессиональных рисков.docx

107 Перечень работ с повышенной опасностью.docx
108 План действий персонала при пожаре.docx
109 Положение о службе охраны труда.docx
110 Правила внутреннего трудового распорядка.docx
111 Форма наряд-допуска на выполнение работ повышенной опасности.docx

Все шаблоны содержат подсказки с примерами по заполнению информации.

Ориентировочное время самостоятельного оформления шаблонов СУОТ максимальной версии - составляет 6-8 часов.

Читайте также: