Ребенок жалуется на школу

Обновлено: 05.07.2024

Предположим, что учительница действительно повела себя не так, как следовало бы. Как нужно действовать, учитывая возможные негативные последствия? Как сделать замечание учителю так, чтобы это не отразилось на ребенке?

Ошибочно было бы занимать любую крайнюю позицию, как-то сваливаться в обвинение учительницы либо защищать и выгораживать её. Полное перетягивание ситуации на себя тоже неправильно, поскольку приводит к тому, что ребенок привыкает к решению его проблем исключительно руками родителей.

Что бы ни происходило, мы всегда занимаем сторону ребенка – хотя бы потому, что он маленький и ему нужна поддержка. Но при этом надо занять эту сторону правильно. Таким образом, чтобы ребенок в будущем смог самостоятельно справляться с проблемами, которые будут возникать. Необходимо взять на себя ровно столько груза, сколько лежит сверх возможностей детской самостоятельности.

С чего начать? Снимите эмоциональный накал, занимая сторону ребенка. Расспросите, что происходило и как. Соберите побольше подробностей. Учтите, что дети любят преувеличивать. Подумайте, в чем же проблема. Попытайтесь сформулировать ее – нарисовать, записать. Это даст возможность выделить ребенка из нее и посмотреть с ним на ситуацию со стороны. Обсудите с ним возможные варианты решения. Какие действия можно предпринять? Каким образом можно повлиять на ситуацию? Определите, что ребенок сможет сделать самостоятельно, и какая помощь ему понадобится с вашей стороны. Распределите ответственность и покажите, что у него есть личные рычаги влияния, но и вы готовы прийти ему на помощь. Создайте план действий и начинайте действовать. Помните, что любая встреча с проблемой должна стать шагом к тому, чтобы научить ребенка в будущем решать ее самостоятельно. Так что закатайте рукава и покажите правильный пример. Именно поэтому не спешите показывать пример скандалиста. Помните, что это тоже пример того, как можно справляться с проблемами. Не самый удачный. А вот ребенок его охотно усвоит и будет использовать в дальнейшем. Покажите себя с рациональной стороны.

Разговор с учителем

Если вы все же решили разобраться в школе, подготовьтесь к встрече с учителем, чтобы разрешить эту ситуацию. Подумайте, какой результат вы бы хотели получить в идеале? Какое решение будет наиболее полезным исходом для вашего ребенка? Заранее предупредите ребенка, что вы собираетесь встретиться с учителем и что вы хотите сказать. Спросите, нет ли таких моментов, которые не стоит упоминать в предстоящем разговоре.

Вы можете и проиграть в борьбе со школьной системой. Не отчаивайтесь – в чем-то вы выиграете. Во-первых, ребенок отметит ваши старания. Во-вторых, ситуация может смениться сама собой со временем – например, с заменой учителя или переходом ребенка в специальную школу или гимназию. В любом случае вам необходимо действовать совместно, как одна команда.

Сын перешел в 5 класс. Но проблема возникла ещё с первого класса. Ребенок не может спокойно, а самое главное ТИХО сидеть на уроках. В лучшем случае, если он с кем то разговаривает, т.е. отвлекает другого человека, стучит чем нибудь по столу, тем самым мешает и учителю проводить урок. Все дневники с 1 по 4 класс исписаны: Мешает проводить урок, отвлекает соседа, мешает всему классу. Никто из детей не хочет с ним сидеть за партой, потому что действительно мешает.

Где то года 1.5 назад стал увлекаться бит-боксом, сам стал учиться смотрел разные выступления и мастер-классы. И действительно чему то научился. Даже может выступить перед гостями и своими друзьями. Но он издает эти звуки в школе почти на каждом уроке. Сидит один за партой, его уже не знают куда деть. Причём почти каждый учитель и ученик жалуется, что он мешает. Дома, когда делаем уроки тоже самое, мы что нибудь пишем и вдруг ни с того, ни с сего начинается пение. Получается как бы произвольно, вроде не на зло. Последнее время ужасно нервничаю. Устала от постоянных замечаний учителей (понимаю, что они по делу). Дома его старший брат (15 лет) тоже просит, что бы он помолчал. Действительно надоел, утро начинается с его бит-бокса и крика его брата Замолчи! Я ему объясняла, что всему свое время и место, что это можно сделать потом. Не понимаю природу всего этого.

Ходит на легкую атлетику, занимается с удовольствием и там тренер жалуется на его поведение, отвлекает детей, может посмеяться над кем-то. Тренер будет объяснять что то, а он будет напевать. После очередной жалобы я просто от бессилия расплакалась, не зная что с этим делать. Старшему сыну неприятно, если ему что то говорят в школе о брате, не хочет с ним там встречаться в школе. Половина учителей его знают, да и меня тоже. Есть учитель родственник, у сына не ведет, но ей могут тоже пожаловаться на него. Мне просто стыдно за его поведение. Не могу помочь ни сыну, ни учителям.

Консультировались у невролога, в общем ничего не помогает. Стоим на учете (энурез). Три года назад ходили к психологу с этим же. Проблема не ушла. Я плохо представляю что он чувствует, никогда не скажет что в школе кто то жаловался на него или он получил замечание. Учитель вчера сказала, что он в контрах с детьми из за того, что он мешает, они жалуются классной руководительнице. Вчера поругался с одноклассницей (матом ругался), говорит, что она первая начала. Девочка пожаловалась учительнице - учительница мне, а для него как будто ничего и не было.

Получается какая то "книга жалоб" без предложений. Он очень активный, даже позитивный человечек, с ним весело и интересно отдыхать, а к работе и учебе он относится безответственно, за ним всегда надо проверять. Доверять ему сложно, легко может обмануть и даже не задумается. Он не вредный, но лентяй и разгильдяй.

Получается, что он совсем не может себя контролировать.

Конечно же у него есть планшет. Раньше когда его наказывали за что то, забирали его "драгоценность", реакция бала истерика на час. Теперь привык, сам отдает, хочет, что бы вернули и спрашивает что нужно сделать (чтобы быстро и не напряжно). Я с ним беседую что нужно менять свое отношение к людям, вещам и т.д. Ответ: да, конечно, уже изменил. Я буду слушаться и т.д. Для него главное сказать, а вот на деле не получается. Вот что для меня странно, что все ему говорят и воспитывают и дома, и на тренировке, и в школе, а "воз и ныне там". Столько людей и никто не знает что делать. Как сказал психолог вы должны просто любить своего сына. Но наказывать я его тоже должна. Последнее время даже моральных сил нет его наказывать, просто хочется рыдать. Муж приходит с работы, обсуждаем его поведение и принимаем решение чего его лишить, как наказать и уже муж все исполняет и разговаривает с ним. Каждый вечер сын приходит и целует на ночь, обнимает, иногда хочет полежать со мной и если было плохое поведение я говорю, что мне неприятно. Посмотри в зеркало ты такой красивый, хороший, добрый мальчик, а у тебя такие плохие поступки. Но он очень настырный, как нибудь сделает или скажет, чтобы обязательно мы обнялись. Мы ведь любим друг друга. Но проблема никуда не делась и со страхом жду следующего замечания.

Автор вопроса: наталья Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог .

Добрый день, Наталья. Если я всё правильно поняла из написаного Вами, то у Вашего сына гиперактивность. Это не болезнь - это его особенность, с которой ему и Вам нужно научиться жить. Почему особенно тяжело сейчас, в пятом классе? потому - что это переход из младшего звена школы в более старший. Изменяются требования, обстановка. Это вызывает дополнительное напряжение для детей. Каждый ребёнок с ним справляетс как может. Ваш сыл - через активность (пение). Так он снимает психологическое напряжение. И запретить это делать - значит привести ребёнка к психозу. А это психозы бывают разные, и даже клинические и галлюцинациями и навязчивыми действиями. Так что делать? Найти способ освобождать напряжение. Хороши в этом деле краски, глина, шерсть. Свободное творчество с этими материалами. Плюс, аутотрененг, систематические встречи с семейным психологом. Не детским, который работает только с ребёнком, а именно семейным, который работает со всей семьёй. Вам это надо. Не ребёнок - козёл отпущения, который виноват в своём таком поведении, а вся система отношений внутри семьи. Сколько личного времени он получает от Вас как от мамы в день? час? два? вряд ли. а это ему надо - это снимит его напряжение, сделает немного спокойнее.

Психолог Вам правильно сказала - просто любите его таким, какой он есть. Примите его активность и корректируйте её под жизнь в обществе.

Что Вам надо делать?

1. Вводить семейные традиции: совместный ужин всей семьёй каждый день.

2. Запрет на бег, прыганье и активные игры перед сном.

3. Для гиперактивных детей лучший вид спорта - ушу. плаванье. Не лёгкая атлетика! не футфол! Любые спортивные командные игры - трудны, не эффективны.

4. У гиперактивных детей повышенная речевая активность - примите это. Пусть учит английский, поёт, декламирует. Загрузите его максимально кружками.

5. Уделяйте ему время (как раз хорошо вместе рисовать, лепить, клеить апликации, экспериментировать (на ютуб много такого разного), что-то ваять из шерсти, вне зависимости от того, как он себя вёл в течении дня. Гиперактивные дети не способны обижатся, долго помнить наказания, а вот к ограничениям они привыкают. Ограничивать в ласке - это значит приучить к холоду. Каждый вечер с мужем обсуждайте как его поощрить за хорошее, чем занять и как провести время всей семьёй на выходных.

7. Помните и о старшем ребёнке. Интересуйтесь его жизнью, чтобы полностью не погрязнуть в младшем. Сместите акцент внимания с "плохого поведения младшенького", на семейные ценности и совместное времяпрепровождение.

6. Школа. есть дети (у меня такие на занятиях были), которые будут сидеть под столом, прыгать и всё при этом запоминать, анализировать и потом выдавать материал. Они так легче запоминают, им так легче учиться. Настоящая шкла не способна учить таких детей. Поэтому, Вы или "забиваете на школу", или пытаетесь что-то изменить. Изменить поведение ребёнка одним "клац" нельзя. Он может перерасти к окончанию школы. Упрекать его - это отдалять его от себя. Как же остальные дети. они должны привыкнуть к его особенностям и не обращать внимание на его поведение. Они ДОЛЖНЫ работать при любых обстоятельствах, как, собственно, и учителя. Идеальные условия тишины - это не природно. Что делать? Поговорите открыто с классным руководителем: наш мальчик гиперактивный, он учится не так, как другие дети, он никогда не будет таким, как другие, но это не значит, что он не может учиться. Он может. Для этого, просто ему нужны другие условия: максимум заданий (он вызывающе себя ведёт или от непонимания материала, или от того, что уже справился). Моя рекомендация - пусть сидит за/на/под последней партой, с возможностью каждые 15 минут встать, попрыгать (при условии - только тихо). Учитель может, если хочет, активизировать его внимание на предмет каждые 5 минут и ребёнок будет всегда в теме. Да, в условиях строгой классической школы добиться такого трудно, но Вы можете попробовать.

Вот такие общие рекомендации для Вашей семьи. С этого стоит начать. А работать придётся много, если хотите что-то изменить. Таблетки счастья, которая решает все проблемы нет. Есть жизнь.

Перешёл в 5 класс. С детского сада и по сей день на него постоянно жалуются учителя, дети. То вертится на уроке, не хочет записывать материал, то с кем-то подрался, испортил чужую вещь, то учителям грубит. Думала, с возрастом пройдёт, но на деле всё только хуже. Уже в 4 классе звонки классного руководителя стали чуть ли не каждый день, вызывали и к директору, и я и отец и по-хорошему и по-плохому (наказывали запретами гулять, забирали телефон) объяснили ребёнку, как себя вести можно и нельзя. После каждого звонка учительницы я плакала и опускались руки, грозились, если ситуация не улучшится будут приняты более жёсткие меры. Перейдя в 5 класс (учитывая, что сын за этот месяц 2 недели был на карантине), он уже успел разругаться и нагрубить всем учителям, все пишут докладые, срывает уроки, с одноклассником побили другого одноклассника. Честно, весь класс очень сложный, и все друг друга подстрекают, всё время жалуются на моего и другого ребёнка. Вчера звонили вызвали в школу, хотели чтобы поприсутствовала на уроках. Вечером поговорили с сыном, он видит картину иначе, плакал, обещал вести себя хорошо (в который раз). Говорит, это учителя доводят, но объясняю, не может же быть, что все плохие. Сегодня пошла с ним в школу, на уроках не сидела, побеседовала с кдассным руководителем и потом с психологом. Классный рководитель сказала, что сейчас с классом будут усердно работать завуч и психолог, они на контроле, особенно мой ребёнок и второй мальчик (сына просила, чтобы он с этим мальчиком не общался, сын сказал, что это он на него плохо влияет), если дальше будет такое плохое поведение, драки, они привлекут опеку и выведут на домашнее обучение. Психолог говорит, что у него есть качества лидера, он экстраверт, в одиночку он прекрасно с ней идёт на контакт, с ним можно говорить и работать, а в коллективе с ним что-то происходит. Но не успела я прийти домой, спустя час, снова звонок, снова грубит, срывает уроки. Завтра уже вместе с ним вызывают к завучу. Я уже не знаю, что делать, у меня день сурка, нет никакого желания что-то делать, эмоциональное и психическое состояние хуже некуда. Не знаю, как помочь своему ребёнку и уладить дела в школе.

Здравствуйте, Екатерина! Я постараюсь вам помочь, насколько это возможно в рамках письменной консультации. Очень чувствуется ваша усталость и боль от всего происходящего. Должна сразу сказать, что мы сможем говорить именно о вас и ваших чувствах, помощь непосредственно сыну требует отдельной работы с детскими специалистами. Подскажите, пожалуйста, обращались ли вы уже к детским психологам вне школы и нейропсихологу для диагностики его состояния?

За пределами школы нет, нейропсихолога в нашем маленьком городе нет, как и большинство других специалистов. В школе, к сожалению, за то время что учится ребёнок уже поменялось 3 или даже 4 психолога, то есть как только начиналась работа с ребёнком, психолог быстро менялся.

Екатерина, первое, что я думаю - наверно, cтоит попробовать продиагностировать сына онлайн у специалистов, это поможет вам - вы узнаете, какие проблемы действительно существуют у сына и получите рекомендации, как с этим можно работать. Организовать терапию или занятия с нейропсихологом сейчас также можно в онлайн режиме. Вам очень сложно сейчас в том числе из-за отсутствия понимания - а что же с ним происходит? По всей видимости он не может сам контролировать свое поведение и нуждается в помощи. Вы, как мама, можете помочь ему поддержкой и любовью, давление и попытка "построить" не сработают.

Я думаю, вам стоит чаще думать о тех здоровых, ярких и позитивных проявлениях вашего сына, которые замечают даже в школе, акценировать на них свое внимание, создавать вокруг сына историю успеха, хотя сейчас это наверно звучит для вас странно. Вы могли бы здесь написать 10 его положительных качеств, можно вперемешку со способностями и увлечениями. Давайте посмотрим вместе, какая он личность?

Да верно, не знаю какие конкретно факторы влияют на такое поведение и как их устранить.

Из положительных качеств и увлечений :

Он очень любит рисовать и срисовывать, как на бумаге так и в приложениях на телефоне. В этом году отдали в школу искусств на худож. Отделение.

Находит в интернете и мастерит интересные подделки из бумаги.

Сам придумывает и монтирует видео для своего тик-тока.

Иногда нравится собирать лего, лепить из пластилина.

Комуникабельный, храбрый, спортивно-активный, энергичный, весёлый.

Екатерина, вы испытываете чувство городости, что у вас такой сын? Ваш сын знает, что вы им гордитесь?

Конечно, я радуюсь его победам и творчеству, говорю об этом когда он что то показывает или сама это замечаю

А какие у него отношения с отцом? Вам нравится, как они общаются?

Кровного отца он видел несколько раз совсем маленький. С года воспитывает отчим. Есть совместный сын, разница со старшим 2. 3 года. К родному сыну у мужа более тесные и тёплые отношения. Не могу сказать что он его сильно выделяет, воспитываем одинаково обоих. Такой сильной любви к старшему от него не вижу, но забота проявляется, раньше обижалась, но всё таки не заставить же его любить как родного. Раньше в школу когда вызвали всегда ходил муж, в больницу съездить или ещё куда то, даже после ночной смены. Если старший в чем то провинился папа с ним строг иногда кажется что можно было и мягче говорить, но я и сама могу быть жёсткой, за что потом себя виню. Но авторитет все таки папа больше, мне кажется

Это сложная тема, ваш сын взрослеет и, возможно, его бунт в социуме также связан с этой особенностью устройства вашей семьи. Сын спрашивает о своём родном отце? Эта тема как-то обсуждается?

Какие чувства он испытывает к отчиму, как вы думаете? Может ли он возражать ему, гневаться на него, не соглашаться? Разрешено ли ему выражать негативные эмоции в семье?

Не спрашивает, он не знает. Он считает этого папу родным. Да может ему возразить если не согласен, так же и со мной. Обидеться и на него и на меня, например, из-за того что, что - то не разрешили, наругали. Когда он сердится, злится спрашиваем почему он так себя ведёт, что случилось.

Мне кажется, сын хотел бы чтобы отец ему больше доверял. Но бывают такие ситуации, когда сын напакостит и не признает, начинает отнекиваться, вследствие чего папа его ругает, объяснение, что нужно уметь признать вину, нельзя врать. А когда происходит снова подобная ситуация, отец ему и говорит :ты постоянно обманываешь, а если и сейчас тоже.

Когда он ведёт себя хорошо, и справляется, такое поведение поощряется, мы его хвалим

Возможно, эти рассуждения вам покажутся отстранёнными от вашей проблемы, но я бы рекомендовала вам подумать и почитать, на эту тему есть хорошие тексты.

В школе ругают конкретно его и ещё одного мальчика, они совместно совершают плохие поступки. Ребёнок как будто находится под его воздействием, а тот мальчик не из полной семьи, воспитанием не занимаются, я просила сына с ним не общаться, потому что в дальнейшем это может обернуться ужасным. Пойдёт не за ним так за другим таким же. Он ведомый, обещает себя хорошо вести, не общаться, но знает что ему ничего за это не будет и продолжает. Я боюсь необратимых последствий а дальнейшем, потому что уже ситуация усугубилась, я ему так и говорю, я не жду от тебя пятерок, у всех разные сильные стороны, но общие нормы правила для всех, у него а одно ухо влетело он согласился, а потом вылетело. Вчера звонила класс. Рук. Узнать как обстоят дела, дела не улучшились, а ребёнок утверждает что всё прекрасно, как тут можно доверять. Отпуская каждый день а школу, я как на пароховой бочке.

Конечно, в воспитании не всё так гладко, но это уже не просто хлопоты с которыми можно справится а куда более серьёзнее. Но он гнёт свою линию и как будто не понимает чего от него хотят и от его действий страдают много других людей.

Мы с отцом пробовали, как говорится "и кнутом и пряником", но всё бесполезно. У меня такое отчаяние, что я не могу его понять, почему он так делает, спрашиваю когда, его все ответы :не знаю, я стараюсь вести себя хорошо, но не получается. Или начинает выдумывать что то, говорить что это все плохие, но не он.

Но ведь и он не плохой… но по каким-то причинам ему очень трудно с самим собой. Повторюсь, дополнительное давление не лучший выход.

А что самое страшное для вас? Почему так пугает перспектива домашнего обучения?

Страшно, когда дети (подростки) попадают в плохую компанию, которая навязывает своё мнение, правила, оказывает дурное влияние и т. п. Мне бы не хотелось чтоб такое случилось с моим ребёнком.

В плане домашнего обучения, хочется, чтобы ребёнок рос в коллективе, получал знания вместе со всеми, на домашнем обучении учитель не даст столько информации, а спросит по полной. Не хочу чтобы чувствовал себя изгоем. У нас маленький город, домашнее обучение не так развито и в основном на нем сидят дети по состоянию здоровья, либо опасные для общества (как выражается администрация школы). Завуч сказала если он себя будет так вести и дальше то направят к психиатру. Но я не считаю что мой ребёнок психически не здоров. И не понимаю тогда на каком основании они его смогут перевести на ДО.

Екатерина, мне кажется, что вокруг темы необходимости именно государственного стандартного школьного образования слишком много стереотипов. Да, возможно, именно вашему ребёнку оно не подходит. В советское время это было почти невероятно и общественно неприемлемо - выбрать другую форму обучения. Но сейчас дети учатся настолько по-разному, и онлайн, и с репетиторами дома, и с помощью только семьи, и в маленьких семейных школах. Да, я поняла вас, что ваш небольшой город не располагает к таким экспериментам. Но тут, мне кажется, выбор за вами - не подчиняться слепо коллективному мнению, успокоиться. И внимательно посмотреть на потребности своего ребёнка, не пытаясь встроить его в некую норму. Параллельно с этим получить мнение детских специалистов и помочь сыну нормально взрослеть. Школа далеко не единственный путь социализации, и не единственный путь получения знаний. На вас очень давят школьные авторитеты (действительно ли так авторитетны эти люди? ) и пытаются создать у вас ощущение психического нездоровья вашего ребёнка. Но школе часто просто некогда разбираться с теми, кто не входит в понятие нормы с точки зрения опять же школы) Попробуйте посмотреть на это иначе - есть ваш сын, у него много положительных качеств, он интересный парень, но ему плохо в школе. Не он плох для школы, а ему плохо в школе, ему не подходит такая система обучения. Как вам такой вариант размышлений?

Не могу назвать тех людей авторитетами, но неприятное давление с их стороны ощущается.

Кстати, насчёт того мальчика, мне сама кл. Руководитель так и сказала: нам надо его вывести на домашнее обучение, с него толку нет, головы у него нет. Я конечно ничего не ответила, но как мне кажется это точно не педагогично.

Отзыв о консультации

Очень понравилась консультация с данным психологом. Стало более понятно, над чем нужно будет работать дальше.

Дочь Маргарита (9 лет), сын Евгений (2 года)


Мария, 36 лет

Сын Андрей (10 лет)

И учителя либо сами начинали оправдывать ребёнка, либо говорили, что он на самом деле золотой, — и вопрос решался сам собой. В конце концов, нам посоветовали сходить к школьному психологу. Андрей — переученный левша, из-за этого у него задержка в восприятии информации на три-четыре секунды. Психолог дала нам пару упражнений на концентрацию внимания. Андрей делает их перед уроками, и стал намного внимательнее. А учителя спокойнее воспринимают, если он отвлекался.


5 причин, почему наши дети хамят и говорят гадости

Учится он неплохо, но на почерк учителя до сих пор часто жалуются. В общем-то, учителя не просто так придираются, я их понимаю. Но ругать — никогда не ругаю. И если очень уж хочется, если терпение на исходе, всегда вспоминаю свою бабушку. Она рассказывала, что на собраниях моего папу ругали больше всех. Но она возвращалась домой и говорила ему, что его хвалили. И пекла пирог.


Вадим, 43 года

Сын Степан (4 года)

А потом Стёпа подрос и перестал хулиганить. Я понял, что наши разговоры про то, что драться — плохо, были просто ни о чем. Ну не понимает этого трёхлетка! Стоило просто подождать.


Алёна Ал-Ас, психолог

Всегда ли учитель прав

Стоит ли спорить с педагогом, который критикует ребёнка

Можно ли критиковать ребёнка в его же присутствии

Надо различать публичную и индивидуальную критику. Публичная критика возможна в тех ситуациях, когда ребёнок совершил плохой поступок. И она даже нужна, чтобы помочь ребёнку скорее осознать, почему то, что он сделал, нехорошо. А если родители начнут покрывать его поступки и защищать от справедливой критики, то у ребёнка сформируется ощущение вседозволенности. И это в будущем может очень плохо сказаться и на его жизни, и на его отношениях с другими людьми, и родителей тоже.

Что касается успеваемости ребёнка или другие личные темы, то публичность в такой критике недопустима. Выслушивать учителя в такой ситуации нужно наедине, попросить не поднимать неприятные для ребёнка вопросы в его присутствии. Более того, общение с педагогом по поводу отклонений у ребёнка нужно проводить тет-а-тет, без самого ребёнка. Иначе это унизит и травмирует личность подрастающего человека.

Екатерина Синицына, психолог

Когда на ребёнка жалуются, это всегда неприятно и, конечно, задевает родительское самолюбие. Прежде всего, как ни банально, нужно сохранять спокойствие. Не стоит сразу впадать в агрессивно-оборонительную позицию. Помните, истина всегда посередине. Постарайтесь извлечь пользу из разговора с учителем или воспитателем. Можно использовать такие фразы:

Читайте также: