Ребенок плохо запоминает стихи в школе

Обновлено: 05.07.2024

Недавно видели, как мамы с испуганными лицами отнекивались от необходимости выучивания с ребёнком пары песенок.

Кто-то даже, пожимая плечами, аргументировал:

– Мой ребёнок вообще – плохо запоминает стихи…

Мы же знали эту пару песенок “на зубок” к следующему занятию.

Думаете, долго учили? Вовсе нет. Просто знаем маленький секрет.

А сегодня расскажем и вам о том, как помочь вашему ребёнку запоминать стихи быстро, легко и весело.

Кстати! Вы слыхали когда-нибудь о том, что память – тренируема? И это, действительно, так!

Мы учим стихи давно, часто и помногу. И вот теперь запомнить за день два-три новых стишка для моей старшей дочки давно уже – дело совершенно обычное.

Так что, дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Первое что хочу сказать – учите с детьми стихи и песни. Это, во-первых, полезно, во-вторых, практично! Ведь тогда очень скоро ваше участие в запоминании будет совсем не обязательно.

Ну а пока, если вы ещё не щелкаете стишки и песенки, как орешки, расскажем вам о том, как быстро и легко выучить наизусть с ребёнком стихи любой длины и сложности.

Есть у меня уже обобщенная статья на эту тему. Там о том, как запоминать всё подряд. О стихах там тоже есть, можно посмотреть и там.

А если вам не надо про всё, то стихи мы поучим сегодня и здесь.

Ребенок плохо запоминает стихи?!

Малышка и книга - иллюстрация к статье о том, как помочь ребёнку запоминать стихи

как помочь ребенку запоминать

Содержание статьи

Итак. Допустим, задали вашему чаду выучить стихотворение в саду или в школе. И ладно бы, если это “Мороз и солнце, день чудесный…”. Тут, быть может, как–нибудь и так выучится.

А если это какое-нибудь празднично-патриотическое стихотворение, посвященное дню защитника отечества?! Чаще всего 50 % такого стиха состоит из слов и выражений, значение которые приходится самому-то искать, чтобы в последствии разъяснить ребёнку. А уж запомнить…

Вот для такого случая мы и применим одну их методик быстрого запоминания стихов.

Как быстро выучить большой стих? Метод пиктограмм. Для тех, кто может и порисовать

А в чём обычно сложность большого стиха? Правильно! В последовательности!

Что за чем, да почему.

Лучшее, что мы можем сделать с этой последовательностью, это – нарисовать!

Суть метода пиктограмм и последовательность действий

  1. Главное для начала правильно определить, так скажем, – масштаб бедствия. То есть – понять, что именно не запоминается у ребёнка? Каждое слово, или же что за чем идёт? Если каждое слово – будем рисовать детальный конспект с масштабом 1 слово: 1 пиктограмма . Ниже вы найдёте примеры детального и обобщенного масштаба.
  2. Рисуем. Важный момент – мы рисуем именно пиктограммы! То есть обозначения! Значки, которые по вашему совместному решению с ребёнком обозначают слово. Если это слово в стихотворении повторяется, то и пиктограмма повторяется.
  3. Ребёнок смотрит на рисунок и воспроизводит несколько раз стихи по картинкам.
  4. Убираете рисунок. Ребёнок воспроизводит стихи по картинке, оставшейся в памяти

Здесь я сейчас приведу пример рисования пиктограммы к каждому слову стихотворения.

Бывает, что в такой детальности нет необходимости. В этой статье вы найдёте наглядный пример метода пиктограмм, который помог нашему ансамблю выучить именно последовательность событий. Там масштаб такой – один рисунок : одно четверостишие

Ну а здесь мы рассмотрим детальный метод.

Пример метода пиктограмм с масштабом 1 слово : 1 пиктограмма

Возьмём, например, первое, что приходит в голову. Наш стишок про папу.

И разберём первые пару строк:

Кто на свете самый-самый?

Кто почти красивей мамы?

И рисуем. Например так (щелкните по картинке для её увеличения):

Что тут сразу хочу заметить.

На всякий случай, разъясню немного по порядку.

Свете

Можно свет рисовать по-разному, правда? У меня свет получился такой. Меньше вероятность перепутать. С миром, землёй и т.п.

Самый- самый

Ну кто тут самый-самый? Всем вроде бы ясно? Лень было два раза рисовать. Потому подписали внизу двоечку.

Знак вопроса для красоты. Ребёнку точно не нужен. Только запутается.

Почти

Почти бывает разное. Бывает такое, что многие его не замечают. И думают, что всё хорошо. Сделал!

А вот такое почти – оно хорошо заметно.

Это, если что, – человечек. Он перепрыгнул овраг… Почти 🙂

Ну и дальше не будем, давайте, особо разбираться. Итак всё ясно.

Красивей – извечный вопрос, кто красивей – Светка или Ленка. Или та тётя в телевизоре.

А маму проще всего изобразить с малышом. Однозначный идентификатор, как мне кажется.

Ну и собственно – даёте ребёнку картинку. Он пару раз рассказывает по ней. Убираете картинку. Картинка остаётся у него в голове. И дальше – всё хорошо. Проверено.

Что касается длинных стихов (опять же, есть вроде бы пример в большой статье) – тут стоит рисовать не отдельные слова, а смысловые куски. То есть те, что рисуются.

Одним словом, главное, чтобы при соединении картинок – стих получился.

Как быстро выучить сложный стих? Метод второй. Для тех, кто в пути и только для фантазёров!

– И как же это выучить?! –

с грустью вздохнёте вы, сломав язык при попытке прочтения заданного.

Для тех, кто, быть может, находится на улице или просто не имеет возможности рисовать

Метод этот, скажу сразу, чудной! И требует проявления бурной фантазии. Так уж повелось у людей – чем чуднее, тем лучше запоминают.

Если вы уверены, что таковой у вас не имеется, рекомендую сразу переходить к пункту два. Он с этой точки зрения попроще. Правда, кому-то из вас придётся порисовать.

Суть первого же метода заключается вот в чём:

К каждому слову, или фразе, или какой угодно другой смысловой единице стихотворения, придумывается яркая, по возможности чудная ассоциация.

При этом все эти ассоциации должны быть последовательно связаны! Ведь последовательность необходимо тоже запомнить.

Так вот мы со старшей дочкой в срочном порядке(пока ехали в автобусе на занятие) выучили эту последовательность:

Весь остальной текст был достаточно простым для запоминания, но это…

А мы и не думали отчаиваться!

Мы просто быстренько придумали историю-ассоциацию.

Такая вот чудная история повторяется пару раз и – готово! Чтобы запомнилось лучше, весьма желательно подключить воображение.

Поясню. Придумывая рассказ его нужно сразу же представить визуально. В красках.

Вот на опушке солнечного леса, на по яркому зелёном мху тут и там совершенно нелепыми пятнами разложена вата. Вот он лежит. И тут раз – в воздухе появляется стакан с водой, он пару раз наклоняется и выплёскивает воду на вату.

Вот выходят на эту же опушку (тоже совершенно не к месту, а это и хорошо – ярко. Значит, – запомнится лучше) Андрей и Ирина. Я, к примеру, представляю себе их в клоунском трико. Такое не забудешь…

Что они там делают? Ну конечно! Ищут свой потерянный театр!

Для этого им нужна тина. Ей хорошо пометки делать типа “тут мы уже были”

Вот они не видят тины потому и спрашивают:

– А тина где?!

А им ёжики из-под ёлки виноватым голосом:

– А делают её! Алла и Анна! У них спросите! (ежам стыдно! Это они всю тину съели).

Ну как? Запомнили? То-то и оно.

Ну а теперь для тех, кому не хочется читать большую статью про запоминание, – немного повторюсь о том, как ещё можно выучить стих. Это для тех, чья обстановка располагает к рисованию.

На этом всё. Надеюсь, теперь вам понятно, как быстро и легко выучить стих наизусть с ребёнком.


Заучивание стихов развивает память и позволяет увеличить словарный запас. При этом детям надо помогать их учить. Как? Наш блогер, учитель Инна Мусэрская, поделилась 11 лайфхаками, как быстро выучить стихотворение с ребёнком, задействовав все виды памяти.

Скоро наступит пора утренников, дети учат стихотворения, а родители стараются им помочь. Я предлагаю вам познакомиться с разными инструментами, как это сделать наиболее эффективно.

1. Найдите непонятные слова

Прежде чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребёнком, должен сам прочитать его с выражением. Затем найдите в тексте незнакомые или непонятные ребёнку слова и обязательно объясните их.

Спросите ребёнка, о чём говорится в той или иной строчке. Когда все слова будут понятны, стихотворение нужно прочитать ещё раз. Приступайте к заучиванию только после такой предварительной работы.

2. Увеличивайте объём постепенно

Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из трёх-четырёх слов. Для начала подойдёт двустишие или четверостишие. Позже можно брать стихотворения большего размера, делить его на четверостишия и заучивать по порядку.

3. Визуализируйте стихотворение

Помогите ребёнку представить происходящее. Сделайте иллюстрацию к тексту. Одну или к каждому четверостишию. Поиграйте в иллюстраторов книги. Нет цели создавать шедевры, достаточно схематически изобразить рисунки.


30 слов из сказок Бажова, которые мы не можем объяснить детям

Используйте мнемотаблицы. Их суть в том, что вы иллюстрируете каждое слово или выражение. Так к процессу запоминания подключается зрительная память.

4. Подключите эмоции

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением. В противном случае оно будет лишено для ребёнка смысла. Такова детская природа!

Учить стихотворение лучше индивидуально, помните об этом и держите ситуацию под контролем. Ребёнок, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

5. Переведите рифму в прозу

Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать, о чём в нём говорится.

Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Так сформируется смысловая последовательность. После этого учить стихотворения легче и быстрее.

6. Поиграйте в театр

7. Используйте диктофон

Сделайте аудиозапись стихотворения, а затем включите её и дайте прослушать ребёнку. Так подключится слуховая память.

8. Разрежьте стихотворения на строчки

Это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести из кратковременной памяти в долговременную. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаге или просто крупно написать, перемешать и предложить ребёнку выложить строки в нужном порядке.

9. Повторяйте выученное

Лучше всего учить стихотворение с определённой целью. Например, к приходу Деда Мороза, на праздник, ко дню рождения бабушки и так далее.

10. Делайте перерывы

Чтобы не наскучило учить стихи с ребёнком, прерывайтесь на другую деятельность. Потом возвращайтесь к заучиванию.

11. Никакого насилия

Не заставляйте ребёнка учить и не наказывайте за неудачи. Выбирайте стихотворения в соответствии с возрастом и темпераментом.

Объём памяти у всех разный, таланты тоже у всех свои, кому-то легко выучить десять четверостиший, а чей-то потолок — два, но труд будет одинаковым, а значит и тот, и тот вариант достойны похвалы!

Добрый день, может кто-то сталкивался с похожей проблемой.
Сегодня 3 часа учили басню Крылова с дочкой - третьеклассницей, и так и не выучили. Как только садимся за стихи, сразу слезы, истерики. И все это началось с первого класса. При разучивании, путается, вставляет синонимы, результат больше похож на пересказ.
Самостоятельно разучивать она вообще отказывается, только вместе, я читаю, она повторяет, строчку за строчкой.
Делитесь опытом, как учите?

Т.к. тема является архивной.

Честно? :) Никак :)
У нашего Вани в садике и первом классе та же проблема была, никак стихи не запоминались. Маялся-маялся, до смешного: два дня учит - никакого результата, а через месяц вдруг все в памяти всплывает. Хоть проси учительницу ему стихи за месяц выдавать :) Может, я б и наседала, но у меня самой нервы уже зубрежку не выдерживают, так и пустила на самотек. А в этом году он меня поразил: оттарабанил мне наизусть басню "Стрекоза и Муравей". И без единой ошибки :) Дозрел, видимо :)))))

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Это проблемы ребенка, разве нет?
Ну да, возможно, я мать-ехидна. Но я искренне убеждена, что домашние задания задают не мне, а моим детям :)
К тому же постоянным давлением, я считаю, можно только отторжения добиться.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

учить по 20-30 минут и несколько дней. Чем дольше тем лучше.
за 1 раз даже за 3 часа стих в голове не уляжется.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

у меня, конечно, не третьекласница, а всего лишь трехлетка, но мы учим стихи на прогулке, по дороге, на лестнице, проговаривая полстрочки на ступеньку (пятый этаж без лифта, хватает на 20 строчек). То есть не дома - целенаправленно, а походя, одновременно двигаясь в ритм стиха, иногда распевая его. Дочь легко запоминает и может рассказать довольно сложные и длинные для ее возраст стихи.
Правда для такого обучения вы сами должны знать этот стих наизусть)

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

krakozabra писал(а)
у меня, конечно, не третьекласница, а всего лишь трехлетка. Дочь легко запоминает

Минус мой если что.
ТС как раз спрашивает об обратном. Понятно, что есть дети, как ваш ребёнок, которые легко играючи всё запоминает, а есть как уТС, когда НЕ легко. А вы просто подлили масла в огонь. Хотя всё очень корректно, но извините не по теме. По себе знаю, что обидно, когда все вокруг нормально запоминают, уроки делают играючи, а нам приходится зубрить и зубрить. Английский стишок, который задали, учили весь вечер, а запись в дневнике "Не готова к уроку"

Т.к. тема является архивной.

вы правда думаете, что легкое запоминание - это врожденное свойство?
Насколько я знаю, память - тренируется, и я дочку - тренирую, чтобы у нее в школе таких проблем не было. И мои советы - это именно советы по тренировке для начинающих. И, думаю, что если трехлетка, с пропеванием стихов с мамой, прекрасно запоминает длинные стихи Барто и Чуковского, то и десятилетка с пропеванием начнет свою память развивать, а через полгода регулярных занятий будет легче запоминать стихи. Хотя я и понимаю, что пропевание и ритмика - не панацея, и если совсем сложно, то надо образность и зрительную память развивать тоже.

Т.к. тема является архивной.

вы просто не проходили этот путь. Я больше чем уверена, что у ребёнка ТС были проблемы в речью в вашем возрасте(3 -года и даже старше), потому что проблемы запоминания они не на голом месте бывают и не просто вдруг возникают.
И да, подскажите мне как тренировать память, особенно для трёхлетки почтинеговорящей, да можно даже для пятилетки, которая ставит буквы с логопедом уже несколько лет, когда все дети учат стихи из 8 строчек.

Т.к. тема является архивной.

никогда не считала что память и речь - это слова - синонимы. Мы в мемори играем с 2,5 лет. Для того, чтобы в подобные игры играть речь не обязательна, зато игра неплохо развивает зрительную память. Читаю я много дочке, книги с картинками, так как чем больше у ребенка словарь (пусть даже ребенок эти слова не говорит, но понимает их смысл), тем лучше будет запоминание, музыки много у нас, песен разных, и простых и сложных. На движение можно память развивать, есть куча стихов, которые рассказываются с движениями.
И, кстати, вот, моя на тот момент неговорящая двухлетка рассказывает стих, который я ей пела в качестве колыбельной с рождения.
http://www.nn.ru/~gallery184492?MFID=217196&IID=3847643
В любом случае я спорить с вами не буду. Скажу только, что методики в инете есть для всех. В моей библиотеке нашлась методика "Большева Т.В. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники". Для нас - сложновато, но если проблемы у ребенка серьезные, а мама реально заинтересована в решении этой проблемы, то она разберется. Логопедическими книжками-играми готова поделиться, у нас тоже звуки не все встали на место, так что храню много всего (в электронном виде)

Т.к. тема является архивной.


А ведь так и есть, вы просто не сталкивались с ОНР. Но ОНР выпрямляется, это большой труд родителей , логопед в помощь. Когда есть/было ОНР, тексты трудно запоминаются детьми. поэтому мы учили наизусть тексты, басни,т.е большие тексты, чтоб малые потом более легко запоминались. Но кто это не проходил, тот не поймёт.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Проблемы с речью действительно есть, логопедия, занимаемся до сих пор. Но вот в мелком возрасте, пусть с неправильными звуками, но она легко декларировала тараканище и другие объемные произведения. И все восхищаюсь, ах какой начитанный ребенок. А в школе что-то произошло именно со стихами, т. к. м пересказом проблем нет вообще.

Т.к. тема является архивной.

Сравнили Тарканище и басню. Мы басни изучали в течение 3- х дней в садике в лог. группе. Но он сам её читал и запоминал, не сразу сам (т.к чтение изучали), а ближе к зиме, когда стал хорошо читать сам. У меня тоже сын начинает истерить , когда надо наизусть учить, но надо, учит. Мотивация одна, не выучишь оценка будет плохая. Учит, но пока стихи простые, Мы во 2 классе.

Т.к. тема является архивной.

Моей дочке (6 лет) стихи очень тяжело даются ( у нее ОНР ). Учим понемногу, с перерывами по пол часа. Не знаю, что будет в школе. Вообще идеальный вариант - поговорить с учителем, чтобы знать примерный список стихов к выучиванию (объяснить проблему), и начинать учить загодя, понемногу. Еще, не знаю, как у Вас, но у меня дочка запоминает то, что может представить. Я ей стих показываю и проговариваю, потом, когда она начинает рассказывать, я по ходу движениями подсказываю. Так и учим через пень-колоду.

Т.к. тема является архивной.

сын не в меня - учит за раз. но эту самую басню кошмар- плакал рыдал но учил. очень тяжело ему далась.
а так стих который и учить то не надо было пару раз прочитал потом как реп мне пропел )))

вот доча по моему в меня - стихи как сын не запоминает, тоже видимо зубрежкой будем учить, по тому же принципу что и вы описали.

Т.к. тема является архивной.

Моему сыну заучивание легко дается, но все равно учим по частям и строчкам, обычно так: я первую строчку читаю, он вторую, я третью, он четвертую. Если тяжело, то я первую и часть второй, а он окончание. Так и учим.

Т.к. тема является архивной.

Мы вместе учим. Сначала я произношу, дочка повторяет. Затем в унисон, я с учебником, она по памяти воспроизводит. Но некоторые такие стихи, что очень тяжело запоминаются

Т.к. тема является архивной.

с дочкой пока т-т-т проблем нет, сама тоже легко учила. Но как то в одной книжке ("Не рычите на собаку") прочитала такой совет - учить стихи с конца. Сначала последнее четверостишие, потом предпоследнее и повторяем последнее ит.д. Вроде как к известному окончанию "идти" проще. Попробуйте

Т.к. тема является архивной.

Мы уже вчера и с конца, и с середины, и с начала:-) Ночью пришел папа ребенка, посмотрел на меня и сказал, что учить стихи с дочкой теперь будет он, по скайпу, т.к. в это время он на работе:-)
Дело еще отягощалось тем, что я все это время с трёхмесячной дочкой на руках была. В итоге мое психическое состояние под конец было критическим:-)

Т.к. тема является архивной.

Интересный метод, нужно попробовать, а то сын к последнему четверостишию расслабляется и знает его хуже всех предыдущих.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Я не могла учить в школе вообще. Решилось для меня выбором стихов, которые мне нравятся и разучиванием их в свободное время. Например я Пушкина очень легко запоминаю, как впрочем и все наверное, вот его я и учила, сказки, потом маме рассказывала, она дивилась, хвалила, потом искали другие какие-то детские стишки, которые мне нравились. А потом у меня наконец память развилась настолько, что я смогла и все остальное запоминать.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

+сюда. Как вспомню учение стихов в школе, так бррр. выучить/запомнить обязательный стих досконально с раннего дества проблема была. зато пересказывала всё точь в точь. Все учителя подмечали. За персказывание иза параграфы 5, за стихи 4 и не больше)))) и знаете жизнь на этом не кончилась, мать моя забила и перстала наседать, а сама я ходила по комнате кругами и весь вечер билась над стихами даже в старших классах. У брата была проблема наоборот.

Т.к. тема является архивной.

А если попросить рассказать что-нибудь простенькое, например, Барто? Их она помнит точно или тоже в вольном пересказе?
Почему-то именно басни Крылова в школе мне тяжело давались, остальное проще.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Ну слава богу, не всё так плохо, значит :)) Помните разделение на типы по способу восприятия информации? Кинестетик, аудиал и визуал. Чистые типы встречаются редко, в основном смешанные, поэтому надо задействовать все системы восприятия - написать стих несколько раз на листочке, нарисовать иллюстрации к каждому четверостишию, прочитать или спеть по ролям, придумать и сыграть сценку, ассоциировать самые труднозапоминающиеся слова с простыми и понятными.
А еще причина - в дебильном подборе текстов для заучивания. Если тема ребенка не трогает, запомнить труднее. Это как выучить набор цифр размером со стишок.

Т.к. тема является архивной.

Вчерашнюю "Лисица и виноград" какими-то чудом оказывается ребенок вполне себе запомнил и получил 4. На завтра задали " Ворона и лиса". Да они издеваются, подумала я, и целый час- полтора плясала на кухне, за кружкой чая, изображая то лису, то ворону. В итоге выучили, быстрее, чем вчера, и даже без слез, моих и ребенка.
Но учить таким способом "Василия Теркина" я наверное не готова:-D

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

В первом классе учили стихи с сыном вместе. Повторяли строчку 5 раз, следующая - 5 раз, затем 1 и 2 вместе - 5 раз и так каждый раз, новая строчка повтор - 5 раз, затем вместе с предыдущими - 5 раз, я с книгой, он на слух. С третьей четверти 2 класса (сейчас он тоже в 3) стал зубрить сам, я только проверяю, но заметила, что идеального чтения стиха (без запинок и напоминалок) достигается через 2 дня, т.е. 1 день - учим, 2 - оттачиваем, 3 - идеальный пересказ, но это если больше 5 четверостиший.

Т.к. тема является архивной.

1. Так и учите пока вместе с дочкой. Выучили более или менее стихотворение, с ошибками, с паузами, но выучили, потом давайте задание ей самой читать и повторять.
2. когда учите старайтесь делать при этом движения руками и ногами. Т.е. если в строчке идёт речь, о том, что кто-то идёт, шагайте вместе, если обо всех, то ведите рукой, показывая, что все. Если о числе 3, то пальцами показывайте 3. Это очень помогает. Выделяйте голосом интересные моменты
3. не откладывайте по -возможности учение на вечер, начните учить стихи первыми.
4. Повторяйте стихи много раз в течение дня. обязательно перед сном, и утром, и по пути в школу.
Больше советов не имею. Основные пункты - это 2 и 4.
А вот ещё вспомнила, воспитатель в садике так делала: перед тем, как учить стишок прочитает его, и далее подробно задаёт вопросы по тексту: О чём речь?-о берёзе. Берёза какая стоит? - белая, пушистая. Что везут лебедь, рак и щука? - поклажу. Что такое поклажа - груз. От какого слова могло образоваться слово поклажа? - от слова положить, класть.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Сначала Вы должны его выучить. Т.к. постоянно проверять по книжке - не вариант. Деть учит, старается, а мама? Хорошо, когда нет с запоминанием проблем, а когда есть, то учите все вместе, всей семьей! Это морально легче.

Первое прочтение для себя и "просебя" но медленно. В голове рисую мультик
второе и третье вслух - чтобы представить как это звучать должно
Далее учим по строчно - 2 строки прочитали, закрыли, повторили, открыли сравнили. Повторили. Следующие 2 строки.
Повторяем по 6-8 строк вместе (чтоб замкнуть мысль)
Далее следующая часть.
При повторении частей и тем более большого куска представляем себе тот самый мультик, который поможет не потерять мысль. Ведь мультики-то дети быстро запоминают и повторяют дословно.

Когда в школе рассказывала, то читала выученное "со стены" т.е. представляла открытую книгу, здесь срабатывала зрительная память. Очень помогало вспомнить начало строки. До сих пор помню как и где в учебниках написано, выделено.

Класса с 4го (да, у нас начальная школа была 4класса) стала учить в ванной: попу на доску, ноги в теплую воду, и обязательным для меня было, чтоб вода из крана лилась. Тут и от внешнего мира отделяешься и больше особо заняться нечем. Никогда не получалось выучить за столом, только на мягком или в ванной.
Племяшка у меня (12,5 лет) лет с 9 тоже стала в ванной учить. Она там поёт и стихи, и правила, и историю.

* да, делайте перерывы. т.е. 10 минут учим, потом минутку-две отвели глаза, размяли ручки, потянулись. Немного попили. Снова сели, опять 10-15 минут учим. снова перерыв. Перед сном попробовали вспомнить без книги. утром еще разок вспомнили, пока одеваетесь, проговариваете. И предложите, пока топает в школу тоже попробовать вспомнить без книги.

Многим детям сложно дается заучивание стихотворений наизусть. Внимание рассеивается, детали ускользают, слова путаются — такое наверняка было знакомо и вам в школьные годы. Кроме того, сейчас еще и время вечно поджимает, выучить стих ребенку нужно быстро — за один-два вечера, при этом и другой домашней работы много. Если ребенок не может легко выучить стих сам, ему можно в этом помочь. Скорее всего, вы даже превратите это в увлекательное занятие, если возьмете на заметку несколько простых советов.

Главный совет: подключайте воображение. Один из основных способов для этого — визуализация. Можно представлять себе строчки из стихотворения, проговаривать, с чем что ассоциируется, как все это рисуется в голове.

Ассоциативные рисунки

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном.

Распечатайте текст произведения и зарисовывайте вместе с ребенком его построчно. Белый парус, голубая морская вода. Так вы поможете школьнику лучше представить себе стих и, соответственно, лучше его запомнить. Сначала ребенок должен попробовать рассказать строчки, ориентируясь на их визуальный пересказ. Через несколько повторений рисунки уже не понадобятся, потому что он все запомнит. У детей воображение развито на порядок лучше, чем у взрослых, поэтому такой метод можно считать самым действенным.


Метод Цицерона

Смысловые блоки

Есть и более технические моменты в процессе заучивания стихов. Разбейте стихотворение, которое ребенку задали выучить, на смысловые блоки (чаще всего, на строфы), и учите по ним поэтапно. Подключайте рисунки, рассказывайте о том, что подразумевал автор в той или иной метафоре, можете смело обращаться к учебникам, которые рассказывают об авторском замысле. Помогите ребенку не бездумно зубрить каждое слово, а понимать смысл сказанного.


Читайте с выражением

Еще немаловажно учить ребенка читать и пересказывать с выражением. Экспрессия поможет лучше запомнить строчки и, что еще важнее, проникнуться настроением автора. Если ребенок будет относиться к произведению неравнодушно, задумается о смысле, то гораздо легче его запомнит. Вы можете объяснить ему смысл стиха, обсудить его вместе, подискутировать. Философское начало в произведении поможет ребенку сложить общее представление о содержании стиха, и впоследствии он легче вспомнит строчки, осознавая смысл и линию повествования.

Читайте стихи в свободное время

Чтение стихов и прозы — это основное подспорье для легкого учения строк наизусть. Чем легче ребенок будет воспринимать поэзию, тем проще ему будет ее запоминать. Познакомьте его с классиками мировой литературы и современными авторами-поэтами, дайте представление об этом, позвольте выбрать то, что ему самому по душе. И тогда он, возможно, будет учить стихи по собственному желанию, даже неосознанно, как мы заучиваем слова любимых песен, не прилагая к этому усилий. Для начала рекомендуем почитать нескольких талантливых детских авторов нашего времени.


Помните, что не все дети обязаны хорошо учить стихи. Но с каждым школьником можно позаниматься так, чтобы поэзия вызывала у него интерес. И тогда домашнее задание по литературе будет выполнено на высший балл.

А если вам некогда заниматься с ребенком дома, чтобы изучить мнемотехники, приходите к нам на курс скорочтения — первое занятие бесплатное. В программе курса почти два десятка различных способов запоминания информации, в том числе эффективные для запоминания стихов. И все они подаются в занимательной игровой форме, так что ребенку будет интересно запоминать с каждым разом всё больше и больше!

Читайте также: