Ребенок плохо запоминает информацию в школе

Обновлено: 05.07.2024

Вместе с экспертами из AMAKids разбираемся, почему у детей могут быть проблемы с памятью уже в начальной школе.

Способность осознанно запоминать людей и предметы у малышей появляется в 9 месяцев. Именно в это время ребенок начинает узнавать лица и окружающие вещи. Когда мама убирает из поля зрения малыша его любимую игрушку, он начинает искать ее глазами. Это говорит о том, что он помнит о факте ее существования.

В младшем дошкольном возрасте детская память носит непреднамеренный характер. Ребенок не запоминает что-то специально, потому что воспринимает мир полностью, без отрыва от эмоций и предметов. Поэтому считается, что дошкольник в 3–4 года запомнит что-то лучше, если это будет связано с эмоциональной стороной жизни. Очень важно, чтобы обучение до школы было сопряжено с радостью и приятным волнением, чтобы сам процесс был интересен ребенку.

Если уроки представляют собой скучную рутину, ребенок будет заниматься без удовольствия, а значит, процесс запоминания будет идти со скрипом.

Развитием памяти нужно заниматься с малышами, начиная с раннего дошкольного возраста. Дети впитывают информацию моментально, и надо научить их ориентироваться в огромном информационном потоке. Иначе у них могут возникнуть трудности с тем, чтобы вычленить из этого потока самое важное.

Первые проблемы с памятью могут появиться у детей в начальной школе. В первом классе происходит непростой переход от игрового вида деятельности к обучению.

Дети впервые сталкиваются с большими пластами новых знаний, которые они должны не только запомнить, но и воспроизвести.

И это не всегда выходит хорошо. На то есть несколько причин.

  1. Усталость. Если у ребенка проблемы со сном, нет режима дня и графика занятий, то задержка в развитии памяти неизбежна.

Следите, чтобы школьник высыпался и соблюдал режим труда и отдыха.

  1. Отсутствие интереса к окружающему миру и мотивации. Взрослые запоминают информацию целенаправленно, потому что уверены, что она пригодится.

У детей с этим сложнее. Подача информации должна быть интересной, и тогда младшеклассники запомнят материал. Поэтому в начальной школе родители и учителя должны работать в тандеме и создавать условия обучения, при которых ребенок будет учиться с удовольствием.

Чрезмерные нагрузки. В современном мире дети слишком загружены. Помимо учебы в школе у них появилось множество дополнительных занятий и секций. Это также влияет на память.

Стресс. Его может вызвать любое негативное изменение в жизни ребенка: переезд в другой город, развод родителей, смерть близкого человека.

Все это отрицательно отражается на всем организме, в том числе на памяти.

Отсутствие упражнений для интеллекта. Мозг, как и тело, нужно тренировать. Для тренировки головного мозга существует множество заданий, развивающих память и интеллект в общем.

Плохое питание. От недостатка витаминов и питательных веществ в первую очередь страдает головной мозг. Поэтому нужно следить за тем, чтобы питание ребенка было правильным и сбалансированным.

Орехи, молоко, мед, морская капуста, красный виноград, лимон — вот лишь несколько продуктов, которые помогут держать память в тонусе.

image

Память – ценнейшая функция головного мозга в раннем детстве. От ее качества зависит, насколько ребенок будет способен развиваться, постигать мир и улучшать остальные навыки, необходимые для жизни. Но часто бывает так, что эта когнитивная функция страдает в первые годы жизни, или тогда, когда ребенок идет в школу и начинает получать большие объемы информации.

Снижение мнестической способности или не развитые навыки запоминания – не приговор, эту функцию мозга возможно развить, если подойти к делу профессионально. Если у ребенка страдает кратковременная или долговременная память, то решать, что делать, лучше после обращения к квалифицированному доктору и прохождения тестирования.

Причины

Появление проблем с кратковременной или долговременной памятью – тревожный знак. Говорить он может как о чрезмерной усталости и загруженности ребенка, так и о начале развития серьезной патологии.

Нельзя такое явление списывать на возраст или общую невнимательность ребенка, нужно искать причину и устранять ее. Иначе проблема станет нарастать, затруднять обучение и социальную жизнь ученика [1].

Распространенными причинами развития проблем с когнитивными функциями, в детском возрасте, являются:

  1. Задержка психомоторного и речевого развития.
  2. Тяжелое психофизическое состояние как результат частых и затяжных стрессов, переутомления.
  3. Проявление сезонного гиповитаминоза, как правило, отмечается зимой и весной.

Ребенок в состоянии переутомления

  1. Последствия перенесенных соматических заболеваний.
  2. Травматические и токсические (в том числе и алкоголем) повреждения структур головного мозга.
  3. Медикаментозное отравление в случае применения препаратов без назначения врача.
  4. Острое или хроническое нарушение кровообращение в структурах коры головного мозга. Часто провоцируется заболеваниями сосудов, сердца, или позвоночника в районе шеи.
  5. Гиперактивность и синдром дефицита внимания. В таком случае лечение проводит детский невролог [2].
  6. Педагогическая запущенность. Для развития когнитивных функций, крайне важно тренировать мозг с самого юного возраста. Если нагрузки нет, то и навык не вырабатывается.
  7. Доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга. К счастью, явления редкие, к сожалению – поздно выявляются и опасны.

Нередко, падение внимательности и памяти связано с переходом на сложную программу обучения, избытком дополнительных занятий. Как результат, школьник не справляется с возросшей нагрузкой без дополнительной поддержки.

Ребенок тренирует память с мамой

В случае отсутствия результата, что делать, если у ребенка короткая очень слабая память, плохая концентрация внимания и проблемы с учебой, лучше посоветоваться с врачом.

Диагностика

Для точного определения наличия отклонений в работе мозга из-за заболеваний или неправильного ритма жизни, рекомендуем обратиться в специализированную клинику для полноценного обследования.

Прежде чем решить, что принимать и что делать, если у ребенка 8, 9 или 10 лет совсем нет памяти или очень плохое внимание, нужно выяснить почему это происходит, так как лечение зависит от причины.

Ослабление внимания и мнестических функций – крайне распространенный симптом. Чтоб установить его причину, пациенту предстоит обследование, включающее в себя:

  • Сбор анамнеза. Это беседа с самим ребенком, с мамой, близкими родственниками. В таком возрасте пациент сам еще не осознает проблему, а вот окружающие замечают, если что-то изменилось к худшему.
  • Специализированные нейропсихологические тесты, позволяющие оценить уровень развития когнитивных функций мозга. По результатам можно определить, является ли проблема недавно возникшей, или присуща ребенку с рождения. Оцениваем тяжесть, запущенность патологических изменений.
  • Электроэнцефалограмма (ЭЭГ), позволяющая определить активность отделов головного мозга.

Психолог тестирует память ребенка

  • Лабораторные анализы. Общий и биохимический анализ крови, в отдельных случаях могут понадобиться дополнительные исследования. Например, если врач заподозрит нехватку какого-либо вещества.
  • УЗИ, КТ и МРТ мозговых тканей помогут исключить наличие доброкачественных или злокачественных новообразований.
  • Допплерографическое исследование сосудов шейного отдела позвоночника поможет определить, достаточно ли кислорода попадает с кровью к мозговым клеткам.

Получив результаты исследований и определив, что именно послужило причиной развития патологии главной когнитивной функции, врач сможет подобрать терапию.

Лечение плохой памяти у детей

Врачи нередко сталкиваются с жалобами на то, что ребенок в 6-8 лет, пойдя в школу, ничего не запоминает, очень плохо учится, а родители не знают, что с этим делать.

Правильным решением в таком случае будет обращение за квалифицированной помощью в специализированный центр. В клинике, врачи подберут те методы, которые дадут хороший результат в случае вашего ребенка [3]. Главное – не надеяться, что все пройдет само.

Результативными методами лечения считаются:

Ребенок отдыхает от занятий

  • Развитие когнитивных центров мозга специализированными упражнениями. Чем больше “прокачивается” определенный навык, тем выше мозг будет показывать результат со временем.
  • Лечение сопутствующих заболеваний, ухудшающих состояние мозга.
  • Изменение распорядка дня с учетом физиологических потребностей детей в отдыхе и активности.
  • Медикаментозное лечение препаратами, направленными на улучшение работы кровеносной системы и на защиту клеток мозга. Нейропротекотры и ноотропы помогают нейронам наращивать активность, что проявляется в улучшении памяти.
  • Поддерживающие добавки, восполняющие нехватку необходимых витаминов и микроэлементов в организме.
  • Адаптированный рацион. Для работы и развития мозга требуется определенное количество калорий и полезных элементов. Рекомендуется отказаться от чрезмерного употребления жареного и сладкого.
  • Физиотерапевтические процедуры, позволяющие стимулировать активность клеток мозга, повысить ее за короткий срок.

Перечисленные виды терапии применяются комплексно. Благодаря этому добиваемся заметного и стойкого результата.

Если у ребенка проблема с памятью и вниманием, ни в коем случае не стоит заниматься самолечением. Велика вероятность не только не помочь, но и навредить растущему организму.

В таком возрасте формируются навыки и способности на всю жизнь, поэтому неуместное использование различных методов или не проведенное вовремя лечение, могут серьезно осложнить здоровье молодого человека в будущем.

Даже если обследования покажут неврологическую патологию со стороны головного мозга, благодаря пластичности и потенциалу тканей, неприятные моменты можно сгладить до незаметности [4].

Причины плохой памяти у детей

Причины плохой памяти у детей

Проблемы с памятью у детей являются тревожным звоночком, который родителям не стоит оставлять без внимания. Причина может крыться в обычной усталости, рассеянности. Нередко у детей забывчивость проявляется потому, что у них не полностью сформирован самоконтроль. Чтобы запомнить информацию, нужно на нее обратить повышенное внимание. Но, внимание у детей зависит от психологических процессов, происходящих в организме. Поэтому в детские годы важен контроль и мотивация со стороны родителей, которые способствуют усвоению новой информации.

Заподозрить проблемы с памятью у ребенка можно по следующим особенностям поведения:

недостаточной адекватности в общении со сверстниками;

затрудненном ответе при прямом обращении;

проблематичности выполнения нового задания;

рассеянности и непонимании выполнения сложных дел;

проблемам с внимательностью;

сложности применения навыков в поручениях.

По мнению специалистов, все проблемы с памятью делятся на социальные, приобретенные и наследственные. Социальные – это нехватка необходимых питательных веществ, витаминов. Если ребенок не гуляет на свежем воздухе, предоставлен сам себе, с ним мало занимаются, то это также негативно сказывается на его психологическом развитии. Врачами выделяются следующие причины плохой памяти у детей:

Врожденные хромосомные заболевания. Обычно о таких проблемах родители узнают еще во время беременности или сразу после рождения. Эта ситуация требует регулярного обращения к специалистам.

Приобретенные травмы или серьезные инфекционные заболевания. Обычно психика детей надежно защищает их от неприятной ситуации. У них возможно проявление избирательных провалов в памяти. Это касается воспоминаний о травме. Детские травмы оставляют отпечаток на взрослой жизни. Поэтому для ребенка важно не только наблюдение у детского психолога, но и поддержка близких.

Если подросток проявляет активный интерес к наркотическим веществам и алкоголю, то у него может возникнуть токсическая амнезия. Он не может вспомнить предыдущие события.

Стресс. Сложности с запоминанием могут проявиться на фоне нервных потрясений, невроза, нагрузок перед экзаменами.

Нарушение ритма жизни. Нездоровый сон и недосып всегда негативно сказываются на запоминании информации.

Увлеченность компьютерными играми, которая заметно снижает порог запоминания и приводит к ухудшению успеваемости в школе.

Если на мозг ребенка длительно воздействуют негативные факторы, то он скоро перестает в должной мере работать. У него хуже, чем у ровесников, запоминается, хранится новая информация. Он страдает от постоянной усталости, плохого настроения, головной боли.

Как понять, что у ребенка плохая память

Существуют три признака, по которым можно понять, что у ребенка действительно проблемы с памятью:

Если дети старше 4 лет не могут описать событие, которое произошло с ними недавно.

Если дети забывают важные для них события, не помнят повседневных вещей.

Важно не путать плохую память с временной рассеянностью. Последняя проблема нередко проявляется даже у взрослых людей в период больших нагрузок, усваивания объемной информации. Это вопрос обычно решается отдыхом.

Что делать родителям

Причины плохой памяти у детей

Проведите анализ, насколько загружен ребенок. Поставьте во внимание все занятия, которые отвлекают его время. Это и учеба в школе, и выполнение домашнего задания, и просмотр телевизора, и занятия в дополнительных кружках, секциях, и чтение книг. Теперь посмотрите, сколько времени у ребенка остается на отдых. Насколько часто он бывает на свежем воздухе. Особое внимание уделите четкому распорядку дня, качеству и длительности сна. В современном мире дети устают не меньше взрослых, а порой и больше. У них накапливается усталость. На фоне чрезмерных нагрузок ребенок не восстанавливает силы во время сна ночью. В результате у него появляется вполне понятная рассеянность, которая за собой тянет раздражительность, плаксивость, апатию.

Нехватка питательных веществ, микроэлементов, витаминов. Последите за правильностью питания ребенка, достаточно ли он получает необходимых веществ организму. Оцените количество жидкости, получаемой организмом. Недостаток воды отрицательным образом воздействует на функционирование мозга, что влечет за собой ухудшение памяти. Подумайте, достаточно ли ребенку йода в рационе. Питается ли он морепродуктами, морской капустой, включается ли в рацион йодированная соль. На фоне недостатка йода ухудшается общее развитие детей и их память. Они быстро устают. Их усталость переходит в хроническую, падает успеваемость в школе, настроение стает подавленным. При подозрении на недостаток йода в организме подумайте о его обогащении.

Нет занятий по тренировке памяти. Если проблема в этом, то стоит заняться развитием памяти.

Если дети с трудом выражают собственные мысли, то это повод для того, чтобы насторожиться. Обычно плохоразвитая речь является следствием плохой памяти.

Как тренировать память ребенка

Упражнения для тренировки памяти

Список простых и действенных способов развития памяти:

Расставьте на столе кукольную посуду, рассадите за стол игрушки. Расскажите, что у куклы Саши сегодня день рождения. К ней пришли на праздник друзья. И вот все побежали смотреть на салют. Когда они вернулись, кто-то занял не свое место. Путь ребенок угадает, кто из игрушек находится не там, где был первоначально.

Учите с детьми стихи, это отличный способ улучшения памяти, причем не только у детей, но и у взрослых. Для детей в 5 лет предпочтительно выбирать короткие стишки с глаголами, в 6 лет лучше знакомить детей со стихами большого объема, но легкими в плане запоминания.

Общие рекомендации

Мы даем общие рекомендации родителям, которые помогут развить память детям:

Разговаривайте с детьми. Узнавайте у них как дела, что нового.

Ежедневно заучивайте хотя бы четверостишие, скороговорку пословицу.

Учите иностранный язык. Запоминание иностранных слов – отличная тренировка памяти.

Уделяйте внимание ассоциациям, обращайте внимание на признаки предметов, их цвета, отдельные детали, аромат. Благодаря этому в памяти ребенка рисуются образы, которые облегчают процесс запоминания. Образное мышление позволяет лучше запомнить стихи, текст. Если ребенок визуально представляет, о чем идет речь, то строки у него легче укладываются в памяти.

Развитие памяти является трудоемким и непростым процессом, ухудшение которого не следует пускать на самотек. Иначе в школьном возрасте могут возникнуть серьезные проблемы. Если хотя бы по 15 минут в день уделять развитию памяти, то удастся сохранить эту важную функцию на долгие годы.

Впечатления, получаемые человеком об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся или забываются. Эти процессы называются памятью.

Существуют различные классификации видов памяти.

В зависимости от характера участия воли в процессе запоминания различают произвольную и непроизвольную память. Произвольное запоминание требует волевых усилий и постановки цели на запоминание. Непроизвольное запоминание происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека.

По способу запоминания различают механическую и смысловую память.

Механическая память – заучивание в результате многократных повторений.

Смысловая память – запоминание с помощью различных приемов осмысления материала.

Существует классификация видов памяти по преобладающему в процессе запоминания анализатору.

Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память – запоминание и воспроизведение различных звуков: музыкальных, речевых, шумовых. Речевая память одна из разновидностей слуховой памяти.

Осязательная (тактильная, обонятельная и вкусовая – запоминание материала с помощью соответствующего анализатора.

По времени сохранения материала существует генетическая (природная) память, мгновенная, кратковременная, долговременная и оперативная.

2. Скучно на занятиях.

Желательно чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае человек способен запомнить в 2 раза больше. Материал, который вызывает эмоции, запоминается в два раза быстрее, прочнее, охотнее.

3. Высокая утомляемость, лень.

Есть смысл после подачи материала на запоминание организовать смену деятельности. Прочнее запоминаются незаконченные действия.

4. Отношения в коллективе.

Ребенок очень застенчивый, неуверенный в себе, боится, что другие будут смеяться над ним.

5. Ребенок может притворяться, что ничего не помнит, не понимая, зачем все это нужно помнить.

Таким детям необходима мотивация. Взрослому необходимо сообщить, что материал пригодится в будущем.

6. Ребенок может делать родителям назло.

Причина такого поведения низкая самооценка.

7. Негативная оценка деятельности ребенка взрослым тоже может являться причиной плохого запоминания.

- Маша из твоей группы столько стихов уже знает, а ты ни одного не можешь запомнить!

Для того чтобы побуждать ребенка к действию необходимо сравнивать его достижения на сегодняшний день с теми результатами, которые были ранее.

- Вчера ты запомнил только две строчки стихотворения, а сегодня выучил уже целых четыре!

8. При заучивании стихов и песен часто детям непонятен смысл, как отдельных слов,

так и в целом всего текста.

После прочтения стихотворения для заучивания, уточните у ребенка, какие слова ему непонятны. Объясните смысл непонятных слов достаточно доступно.

Некоторые взрослые могут даже не предполагать, что ребенку непонятно, что означает слово: спросонок, сморил сон, макушка, сосновый, пойдем пешком, во весь опор, миска, скворечник, крыльцо и т. д.

Если все эти причины исключены, а ребенок все равно не запоминает, можно сделать упор на непроизвольное запоминание.

Для быстрого запоминания букв и цифр – развесьте их в комнате, предложите оживить буквы и цифры, нарисовав им части тела, лица, одежду.

Можно к запоминанию подключить различные анализаторы, т. е. задействовать вкусовую, обонятельную, тактильную память. Цифры и буквы можно рисовать, писать, вырезать из бумаги, лепить из теста и пластилина, выкладывать шнурком, нитками, крупой и т. д.

Упражнять в количественном и порядковом счете можно в любой деятельности, не обязательно сидя за столом. Во время одевания посчитать пуговицы на одежде, сравнить у кого больше? Сколько формочек в песочнице, а сколько совочков, чего больше, чего меньше и т. д.

Если дошкольник не может на слух запомнить стихотворение, можно подключить другие виды памяти и чем больше, тем лучше. Предложить рассмотреть картинки. Можно предложить ребенку самостоятельно нарисовать сюжет этого стихотворения. Еще лучше, если на каждую фразу или слово, ребенок придумает знаки-символы (пиктограммы). Затем опираясь на пиктограммы, будет вспоминать стихотворение. Можно использовать двигательную память. Попробовать рассказать стихи с помощью рук или движений тела.

Пять воробьев на заборе сидели,

Один улетел, а другие запели.

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел, а четыре осталось.

Для более простого и быстрого запоминания научите ребенка пользоваться некоторыми приемами. Включите в работу опосредованную память. Сначала можно использовать известные приемы: классификация и обобщение, рифмование, достраивание материала, ассоциации, кодирование цифр в образы, запоминание с помощью рисунков – символов.

Что представляют собой названные приемы запоминания.

Классификация и обобщение

Весь материал можно разделить на части классы, т. е. классифицировать информацию. Например, все предложенные картинки разделить на группы с выделением главного существенного признака: животные, птицы, насекомые. В этом случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей был разделен материал.

Запоминание с опорой на рисунки символы (мнемический план)

Любая информация содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Картинки или рисунки – пиктограммы, выполненные детьми к содержанию запоминаемого материала – это и есть мнемический план.

Разрозненную информацию легче запоминать, объединив ее, придумывая какие-либо связки посредники, добавляя что-то от себя.

Кодирование цифр в образы

Представление информации в виде образов. Например, представление цифр в различных образах. «На что похожа цифра 8?

- На очки, на 2 бублика, на 2 колеса и т. д.

Таким образом, использование множества наглядных материалов, игровая форма занятий, эмоциональное включение детей в деятельность, использование различных приемов запоминания, подключение к запоминанию различных анализаторов приводит к улучшению показателей продуктивности памяти.

Читайте также: