Ребенок и речевая среда в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Марина Смирнова
Консультация для педагогов. Речевая среда и дети.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.

Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Её возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи. В исследованиях, проведенных под руководством М. И. Лисиной, установлено, что содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как с взрослыми, так и сверстниками.

В раннем детстве при еще не сложившемся сознании ребенок более чувствителен к неявной информации. Он воспринимает мир всеми органами чувств. Одновременно с чувственными впечатлениями, представлениями о предметах и явлениях усваиваются слова, их значения, произношение, грамматические формы. Все это происходит в первые годы жизни на основе подражания и подсознательного обобщения ребенком форм языка.

Степень точности формирующихся представлений и освоенности языковых форм в раннем детстве находится в непосредственной зависимости от ряда условий: участия в формировании представлений возможно большего числа внешних чувств, связи чувственных представлений со словом, а также от активности ребенка в постижении окружающего. Отсюда становится понятным, что для развития речи нужны речевая среда, которая дает образцы языка, речевая активность, речевая практика самих детей.

Их активность в овладении языком не сводится только к подражательной активности. Усвоение языка – процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, обобщения, поиска связей, отношений между элементами языка строит свои высказывания.

Речевая (языковая) среда рассматривается достаточно широко – как любые образцы языка, воспринимаемые человеком, т. е. это не только речь окружающих взрослых, детей, но и телевидение, радио, кино, театр.

Речевой средой в дошкольные годы является прежде всего речь взрослых и детей в семье, в детском саду. В нее входит и то целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных образовательных учреждениях. Средством обучения и развития детей служит речь педагога. Дидактическое общение с воспитанниками лежит в основе создания речевой среды с высоким развивающим потенциалом.

Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с четырех-пятилетнего возраста. Однако его положительного воздействия на развитие речи дошкольников можно достичь лишь под руководством взрослого.

Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, овладевшими культурой речи, если взрослые общаются с детьми, поощряют их активную речь. Напротив, недостаточное внимание к детской речи, к общению с детьми, неправильная речь окружающих оказывают неблагоприятное воздействие на речевое и общее психологическое развитие дошкольников.

Зависимость детей от форм особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи взрослых.

Наблюдения в обыденной жизни, педагогическая практика, специальные исследования показывают. Что речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефект речи сохраняются и закрепляются, если нет противостоящих им влияний.

Все авторитеты педагогики, от Я. А. Коменского до наших современников, обращают внимание на большую роль окружающих в овладении детьми нормами родного языка. Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь родителей и воспитателей, которая должна быть образцом для детей. Взрослые наносят большой вред развитию речи, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово родителей и воспитателей должно быть значимым, в помощи ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык.

Учить детей следует на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к народному эпосу, народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Все это обогатит их образную речь, приобщит к национальной культуре.

А. С. Пушкин вспоминал о народной, поэтической речи Арины Родионовны как источнике ознакомления с народным русским языком.

Большое внимание созданию развивающей среды в детском саду как фактору развития речи детей уделяли Е. И. Тихеева и Е. А. Флерина. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, среди которой речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно.

Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование являются профессиональной обязанностью воспитателя. Прежде чем приступить к развитию речи воспитанников, ему следует позаботиться о развитии и упорядочении своей речи. Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения.

1. Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна. Следует, прежде всего, разбираться в особенностях свое речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования родного языка.

2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.

3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращения к нему речи. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.

4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.

5. особого внимания требуют точность, ясность и простота речи. От точности речи зависят точность восприятия, отчетливость понимания.

6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок совершенно на это нес способен. Не понимая смысла льющихся потоком слов, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает.

7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.

8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем.

9. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умения их применять во всех случаях общения с детьми.

10. Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.

Требования, сформулированные Е. И. Тихеевой еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня, совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения, речевой культуры педагога. Культура речи включает в себя, во-первых, знание и соблюдение языковых норм (норм произношения, ударения, словоупотребления и т. д., во-вторых, выразительность речи, ее наибольшую эффективность в конкретной ситуации общения.

В современных руководствах по культуре речи подчеркивается значение содержательности, информированности, логичности, структурированности, последовательности, связности высказывания. Обсуждаются особенности построения разных типов высказываний в диалоге, монологе.

В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства, по определению известного психолога Т. Н, Ушаковой – невербальные коммуникативные жесты (мимика, фонация, пантомимические движения). Они выполняют важные функции:

- помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой,связанных с конкретными зрительными представлениями;

- помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (веселый, грустный, злой, ласковый);

- способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

- помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;

- являются образцами поведения детей;

- выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую функцию (И. Н. Горелов)

По проблемам культуры речи есть обширная литература, освещающая законы и правила родного языка, речевого взаимодействия. Однако мало изучить их, нужно осознавать необходимость достижения высокого уровня речевой культуры, устранения из речи неправильных словоупотреблений, видеть ошибки и совершенствовать свою речь.

Грамматическая речевая среда Грамотная речевая среда группы – основа развития правильной речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития.

Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми.

Речевая среда как фактор речевой активности детей старшего дошкольного возраста Речевая среда, как фактор развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста логопедической группы № 6. Я работаю в логопедической.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речевая среда, в которой ребенок находится с момента рождения, ока­зывает большое влияние на формирование его речи. Речевую среду мы будем понимать расширенно — не просто как факт достаточного или не­достаточного общения взрослых с ребенком, а как совокупность всех об­стоятельств, которые благотворно или отрицательно сказываются на разви­тии его речи.

Речевая среда урока - главный фактор обучения младших школьников

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

РЕЧЕВАЯ СРЕДА УРОКА – ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Шубочкина Ольга Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ шк.№ 559 Санкт-Петербурга

Образование в начальной школе является базой, фундаментом для ученика в его последующем обучении. Новый федеральный стандарт устанавливает требования к личности, метапредметным результатам обучения(т.е способов деятельности применимых в рамках, как образовательного процесса ,так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Одно из условий успешной социализации человека в обществе – высокий уровень его коммуникативной культуры, включающей в себя и культуру речи: хорошую дикцию, выразительность, владение литературными нормами. Работу по формированию хорошей грамотной речи нужно начинать в младшем возрасте.

Потребность обучающихся к общению является условием для эффективного обучения личности, значит, в обучении должен быть предусмотрен ситуационный аспект, который определяет мотивацию речи. У учащихся возникает необходимость речевых высказываний, желание рассуждать о чем-то, поделиться впечатлением.

Но общение возможно только с помощью общепринятых знаков – единиц- слов, их сочетания в различных оборотах речи. Следовательно, детям необходимо дать образы речи или создать речевую среду.

Что мы понимаем под речевой средой?

Речевая среда ребёнка – это речь родителей, которую он усваивает после рождения и до первого дошкольного учреждения, в котором его встречает речь воспитателя, а затем речь учителя, друзей, радио, телевизора, кино, театра.

Речевая среда учащихся представляет собой, как непременное условие организованной , образовательной среды, основным компонентом которой является урок.

Невозможно открыть для добра сердце ребёнка, не научив его видеть и понимать красоту. А красота речи является одной из составляющей, формирующей основой культуры будущего взрослого человека.

В школе ученик овладевает такими сложными процессами, как чтение, письмо математика, обучение орфографии, грамматике.

На уроках учитель взаимодействует с учеником или с учениками, ученики могут работать в парах, в группах. Такой разносторонний подход очень важен и необходим для получения языкового навыка правильной и культурной речи. Реальная жизнь, в которой детям придётся использовать полученные навыки, это есть соединение в единое целое различных явлений, ситуаций.

Постигая секреты общения, дети учатся выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Я хочу остановиться на одной из сложностей речевой культуры, которой является акцентологическая норма языка. Акцентология – раздел языкознания изучающий природу и функции ударения. Сложность освоения акцентологических норм в русском языке связана с отсутствием в нём фиксированного ударения(в отличие, например, от финского на первый слог, македонского на третий слог.) Место ударения в русском языке нужно запоминать. Такое ударение называют свободным, оно может быть на любом слоге слова. Это приводит к тому, что речевая среда, в которой находятся дети, далека от совершенства.

Когда не стало высокого стиля, средний занял место высокого стиля , низкий проник в нашу повседневную жизнь. Для того чтобы создать вокруг детей грамотную речевую среду хотя бы в семьях, правильнее всего было бы привлечь к образовательному процессу родителей, сделав их своими союзниками. Это является одно из условий формирования грамотной речи. Разработать с учётом возрастных особенностей и интереса детей специальную систему заданий игр и проводить их систематически. Вот результаты диагностики, которая была проведена мною перед началом работы в классе. Родителям и детям был дан одинаковый набор из 10 одинаковых слов и предложено поставить в этих словах ударение. Слова были подобраны с учётом частоты их употребления в речи. В тоже время это слова, в которых допускаются часто ошибки.

Данный опыт формировался на основе применения системы Г.А.Бакулиной "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка" в творческой переработке и дополнении данной работы. Основная задача опыта заключается в том, чтобы создать на уроках русского языка условия для всесоронннего развития личности ребёнка, активизации его умственной деяельности и возможности полноценного развития его речевых способностей. А что может быть важнее хорошо развитой речи ученика? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, нет интеллектуального развития лчности ребёнка.

ВложениеРазмер
samoobrazovanie.doc 89 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально – речевая среда на уроках русского языка, как условие всестороннего развития

« Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова

и не получило навыка распоряжаться им в изустной

и письменной речи, всегда будет страдать от этого

В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Именно интеллектом в первую очередь задаётся масштаб, глубина и многогранность личности. В настоящее время большинство исследователей сходятся во мнении, что оптимальным периодом становления и развития интеллекта является дошкольный и младший школьный возраст. По данным психологов, к шести годам интеллектуальное развитие осуществляется уже больше, чем на треть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам – на три четверти.

Широкое признание в научных исследованиях последних лет получил вывод о том, что каждой возрастной ступени ребёнка присуща своя, не свойственная ни предыдущим, ни последующим возрастам готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Так, детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. В эти годы они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, успешно пополняют свой лексический багаж. Без особого труда у них формируется речевой слух, артикуляция. Однако, предрасположенность к языку – явление временного порядка. Данная возможность быстрого овладения языком с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким – либо причинам вовремя не осуществляется, то её развитие в последующем крайне затрудняется. Аналогичным образом обстоит дело с развитием восприятия, внимания, овладения разными формами мышления.

Что может быть важнее хорошо развитой речи ученика? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, нет интеллектуального развития личности ребёнка. Обогащение речи, понимание смысла слова, употребление в речи образных выражений, пословиц, сравнений – всё это задачи, прежде всего уроков русского языка и литературного чтения. Результат достигается за счёт:

  1. введения дополнительной лексики во время словарно – орфографической работы;
  2. увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах урока;
  3. расширения объёма работы с понятиями и терминами;
  4. включение в содержание уроков различных текстов воспитательного и познавательного характера.

В первом классе закладываются основы речевого навыка: именно здесь маленькие ученики впервые сталкиваются с литературным языком, с его письменным вариантом, с необходимостью совершенствовать свою речь. На первом году обучения использую относительно простые речемыслительные упражнения, направленные преимущественно на развитие речи, внимания, умения сравнивать сопоставлять и находить общее в частных лингвистических явлениях; упражнения, ориентированные на первостепенное развитие языкового чутья, интуиции и сообразительности. Каждый урок начинаю с чистоговорок, фонетической зарядки, которые помогают прочному усвоению знаний о звуках и буквах.

Дети с удовольствием и интересом декламируют, заучивают стихотворения:

Бил он бойко в барабан.

И плясали бабочки под окном у бабушки.

Щиплют щетку в уголке.

Ла – ла – ла, ла – ла – ла, в лесу ягодку нашла.

На уроках обучения грамоте знакомство со звуками, буквами, словами

осуществляется в процессе активной речемыслительной деятельности.

Орёл Малина Самолёт

Комар Дуб Поезд

Муха Сирень Автобус

  1. Даны слова: мрамор, ремни, армия, норма, умение, Ира, море, нора, рана.

Задание: прочитайте слово, которое обозначает имя девочки; водное пространство; камень, который используют в строительстве; вооружённые силы государства; длинная полоска кожи, которую носят на поясе; повреждения на теле; количество работы, которое надо выполнить; способность делать что-нибудь.

Какое слово не прочитано? Что оно обозначает?

  1. Как меняется смысл слова при изменении формы слова (он или она)

Шура говорила с мамой. Шура говорил с мамой. Шура говорит с мамой.

Александр говорит с мамой. Саша говорит с мамой.

Работа сделана (как?) – хорошо, аккуратно, наспех, кое – как, небрежно, плохо и т.д.

(какая?) Игрушка сломана – маленькая, любимая, чужая, дорогая, старая и т.д.

Ребёнок, дочь, сын, внук, мальчик, девочка, шалун и т.д.

Заяц, зайчонок, заинька, зайчишка, косой, малыш, длинноухий и т.д.

С целью обогащения словарного запаса, после изучения определённой буквы,

включаю в урок работу с речевыми оборотами.

Например, буква Б

Бить баклуши. (Праздно проводить время, бездельничать);

А Васька слушает, да ест. (Так говорят, когда один говорит, а другой не обращает

Ждать у моря погоды. (Надеяться на что-то, не предпринимая ничего).

Работу с подобными речевыми оборотами (пословицами, поговорками, фразеологическими оборотами) продолжаю на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе, так как она позволяет осваивать учебный материал, совершенствовать орфографический навык в процессе активной умственной деятельности, заставляет задуматься детей над тем, почему мы так говорим, и тем самым повышает уровень мыслительной способности. Таким образом, с первых дней обучения в школе, приучаю детей пробовать, подбирать, сравнивать слова, не бояться ошибок, потому что одним из важных показателей интеллектуального развития школьника является аналитико-синтетический характер мышления. При этом очень важно научить ребёнка сравнивать, группировать, классифицировать и обобщать.

  1. Так, например, во время словарно – орфографической работы при знакомстве со словарным словом сапоги учитель предлагает детям задание. В левой стороне написаны фразеологические обороты со словом сапоги. В правой – значения данных оборотов, но не по порядку. Соотнеси обороты со словом сапоги по их значениям.

1. Сапоги каши просят. 1. Похожие люди, особенно по недостаткам.

2. Быть под сапогом. 2. Чепуха, бессмыслица.

3. Лизать сапоги. 3. Быть в полном подчинении у кого-либо.

4. Два сапога пара. 4. Заискивать, угодничать, унижаться.

5. Сапоги всмятку. 5. Продырявились, износились, требуют ремонта.

6. Стлаться под сапог.

- Почему оборотов со словом сапог - шесть, а их значений - пять?

Старый дру(г,к) лучше новых двух.

Тру(т,д) кормит, а лен… портит.

Не бр(а,о)сай друга в б…де.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Прочитайте. Из данных пословиц выберите те, которые имеют общий смысл. Напишите их, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание слов.

Одним из основных вопросов методики обучения русскому языку является словарная работа. Через словарно – орфографическую работу происходит знакомство детей с языком. Задания, предлагаемые на этом этапе урока, прививают интерес к русскому языку, раскрывают его секреты, вводят в мир науки о языке, приобщают ребят к искусству слова, помогают младшему школьнику понять и почувствовать эстетическую ценность русского языка. Методов словарно – орфографической работы, в процессе, которой дети усваивают слова с непроверяемым и трудно проверяемым написанием, очень много, и их использование способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов. Это благодатная почва для поиска и творческой фантазии учителя. Я расскажу о тех, которые больше всего заинтересовали моих учеников.

Важной инновацией в содержании словарно – орфографической работы является то, что в ней лексическое значение слова осваивается как понятие. Для этого процесс ознакомление с лексическим значением слова проходит в два этапа. На первом этапе (уровень представлений) учащиеся формулируют значение слова, исходя из имеющихся у них на данный момент знаний. На втором этапе (понятийный уровень) школьники получают более глубокие, систематизированные знания, оформленные в виде определения понятия. На уроке эта работа проходит как беседа – рассуждение учителя и учащихся и детей друг с другом, в процессе которой осуществляется поиск, анализ, сопоставление, обобщение. В конце такого общения кто - либо из детей, а затем сам учитель формулирует полное лексическое значение слова.

  1. Так, например, при знакомстве со словом барабан беседа может иметь такой вид:

1-й этап (уровень представлений)

Учитель: Скажите, что такое барабан? Учащиеся поочерёдно высказываются, сообщая своё представление о данном музыкальном инструменте.

2-й этап (понятийный уровень)

Учитель: Подберите более общее по значению слово или словосочетание к слову барабан?

Ученик: Музыкальный инструмент.

Учитель: Верно, но гитара, балалайка – это тоже музыкальные инструменты. Чем они отличаются? Чем обтянут верх и низ барабана?

Ученик: Барабан – ударный музыкальный инструмент, а гитара, балалайка – струнные.

Учитель: Скажите, что же такое барабан?

Ученик: Ударный музыкальный инструмент верх и низ, которого обтянут кожей.

Учитель : Найдите слово в орфографическом словаре. Что можно сказать о его

Таким образом, такая последовательность вопросов учителя подводит школьников

к самостоятельному формулированию ими определения понятия.

Для введения нового слова в активный словарь детей я предлагаю детям во время

словарно – орфографической работы упражнения, которые совершенствуют

определённую сторону мышления.

На доске учитель пишет пары слов и предлагает детям задание.

Учитель: Вы сможете назвать новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах.

Учитель: Скажите, какая имеется смысловая связь между ними и с каким словом мы познакомимся на уроке?

Ученик: В каждой паре слов первое слово обозначает работу, второе – связанную

с ним основную профессию. В магазине – продавец, в больнице – врач, в театре –

актёр, в космическом корабле – космонавт. Значит, сегодня мы познакомимся

со словом космонавт.

В целях формирования орфографической зоркости учащихся даю задание:

Учитель: Вставьте в данных словах пропущенные буквы и сгруппируйте их

Применение таких упражнений позволяет учителю на уроках русского языка систематически ставить и решать вместе с детьми определённого рода лингвистические задачи, поскольку в каждом случае от учащихся требуется рассуждение, доказательство и конкретное решение.

В словарной работе на уроках русского языка нам помогали словарики. Слова мы записывали группами, они объединены одной орфограммой или определённым смыслом. Работа с группой слов проходила творчески. После объяснения лексического значения слов, их написания, учащимся предлагалось составить рассказ, в котором все данные слова были бы объединены общей темой. Вот что у нас получалось.

Квартира, комната, картина, завтрак.

Мы живём в большой квартире. В квартире три комнаты, и в каждой комнате висит

картина. В доме есть просторная кухня, где каждое утро мы собираемся за

круглым столом и завтракаем.

Здание, здесь, здоровье, здравствуй.

приезжают люди из разных уголков России, чтобы восстановить своё здоровье. «Да

Электростанция, электричество, электровоз.

В городе сроится новая электростанция. Она обеспечит электричеством все районы

города. Электровоз перевозит все необходимые материалы для строительства

новой станции. Скоро мы всем классом пойдём туда на экскурсию.

Россия, Кремль, Красная площадь, правительство, Москва, столица, метро.

В самом центре России находится главный город страны, его столица – Москва. В

города, на Красной площади расположен красивый Кремль. Именно здесь

работает правительство нашего государства. А добраться сюда можно на метро.

Сегодня, налево, направо, сверху, снизу, слева, справа.

Сегодня ясный солнечный день. Я пошла в школу. Перед тем как перейти дорогу,

я посмотрела сначала налево, потом направо. Настроение было прекрасное. Откуда

сверху из окна звучала весёлая мелодия знакомой мне песни.

Праздник, лестница, здравствуй.

Сегодня праздник – 8 марта. Лера поднялась по лестнице и у дверей своей

квартиры столкнулась с соседкой. «Здравствуйте, Любовь Андреевна, с праздником

При отработке написания словарных слов и выполнении лексико-орфографических упражнений подбираю задания таким образом, чтобы в ходе выполнения этой работы у детей не только в максимальной степени активизировалась речевая деятельность, но при этом формировалась речь доказательная, аргументированная и логичная, а вместе с ней развивались и другие интеллектуальные качества личности (внимание, наблюдательность, умение осуществлять операции сравнения и сопоставления и т.д.)

  1. Например, город и деревня. В чём сходство слов? В чём смысловое различие?

Составьте предложение, в котором эти слова объединялись бы между собой, добавьте два других словарных слова.

На доске запись:

  1. М..л..ко, к…р…ва, тр…ва;
  2. Простуда, хол…д, б…лезнь;
  3. Д…ма, стр…итель, к…рп…чи.

Учитель: Прочитайте написанные цепочки слов. Напишите их в смысловой закономерности. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

Ученик: Я написал слова первой строки в таком порядке: трава, корова, молоко, потому что сначала корова должна съесть траву и только после этого она может дать молоко. В словах молоко и корова пишется непроверяемая безударная гласная - о. В слове трава - проверяемая безударная гласная – а. Проверочное слово травы.

Чтобы помочь учащимся полнее и точнее воспринимать тексты на уроках литературного чтения и русского языка, глубже вникать в их содержание, развивать у них познавательный художественный интерес, активизировать работу творческого воображения, устойчивую потребность к наблюдению и осмыслению прочитанного, я использую картины известных художников. Рассматривая их, дети получают новые представления, а, следовательно, осмысливают новые слова и выражения (сравнительные обороты, образные выражения), вводят их в свой активный словарь. Безусловно, я стараюсь внимательно относиться к речи учащихся и в свою очередь, образцом правильной, точной, ясной, содержательной речи должна быть речь учителя. Поэтому тщательно готовлюсь к каждому уроку, продумываю ход изложения материала, вопросы к учащимся, работаю над точностью формулировок, уточняю произношение слов. Все задания из учебника Поляковой (Система развивающего обучения Занкова Л.В.) и упражнения подобранные мною к уроку прививают интерес к русскому языку, раскрывают его секреты, вводят в мир науки о языке, приобщают ребят к искусству слова, помогают младшему школьнику понять и почувствовать эстетическую ценность русского языка.

Мир стоит на пороге нового тысячелетия. Несмотря на современные технологии и всеобщую компьютеризацию, во главе всего по-прежнему стоит человек. Все в новом веке будет зависеть от него, человека XXI века. А вследствие этого во многом от работы учителя зависит, кто завтра возглавит государство, будет стоять у истоков науки; выведет культуру на ее истинное место в обществе.

  • формирование самосознания личности (педагога и ученика) как носителя русского языка, языка великой нации;
  • культ литературной речи в школе;
  • культура речевого общения как основа всякого взаимодействия участников образовательного процесса;
  • целенаправленное обогащение речевого опыта и речевого развития учащихся всеми педагогами;
  • организация активной речемыслительной деятельности при обучении всем предметам;
  • формирование у учащихся активной позиции к собственной речи и речи окружающих;
  • использование различных видов речевой деятельности в образовательном пространстве школы как средства самоутверждения и творческого самовыражения детей.

Развивающая образовательная среда - одна из доминант образовательной среды с ее педагогическими смыслами и ориентирами, психологической и нравственной атмосферой, специальной организацией познавательной деятельности детей и их жизнедеятельности в школе.

Создание подобных условий под силу лишь всему педагогическому коллективу, зрелому, понимающему серьезность проблемы, подготовленному психологически, теоретически, методически.

Поэтому весь коллектив нашей школы включен в практическое решение актуальнейшей проблемы - речевого развития учащихся как основы личностного развития. Это большая и многоаспектная работа.

В свое время по линии администрации школы совместно с методическим объединением учителей русского языка и литературы было организовано знакомство педколлектива с "Едиными требованиями к речевому развитию учащихся", проведены теоретические и методические семинары о видах речевой деятельности, нормах литературной речи, культуре речевого общения психолого-речемыслительной деятельности на уроке. При посещении уроков, контроле за оформлением школьной и классной документации особое внимание уделялось соблюдение "Единых требований".

Учителями начальных классов и учителями словесникам самое пристальное внимание уделяется развитию общеучебных речевых навыков, орфографической и пунктуационных грамотности (мы используем не один год технологию управления качеством обучения русскому языку - создан инструментарий отслеживания формирования общеучебных речевых навыков и проводится контроль в режиме мониторинга). Это дает стабильно высокие результаты.

Большое внимание уделяется развитию словесного творчества учащихся, формированию у них вкуса и чувств, культуре речевого взаимодействия их на уроке; освоению всеми учителями приемов активизации познавательной деятельности и речемыслительной деятельности, нетрадиционных подходов обучения детей литературе. Полученные на сегодня результаты убеждают нас, что мы на правильном пути, но мы только в его начале.

Развивающая речевая среда в школе - это условие успешного обучения ребенка, это создание условий для развития личности. К сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем, остается школа. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем. Главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Человеческая уникальность тесно связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое решение, новый подход. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы способствуем проявлению его творческого потенциала, развитию ключевых компетенций ученика.

Как можно больше творчества! Этот принцип стал основополагающим в организации урочной и внеурочной деятельности нашей школы. А начиналось с первого конкурса школьных талантов, основоположниками которого стали наши организаторы внеклассной работы. Ведь в этом конкурсе могли участвовать все - от первоклассника до директора. Сколько в нем было интересных номинаций: "Надежда школы" (особо успешный ученик), "Олимпийская надежда" (лучший спортсмен), "Самый любимый учитель". Всего не перечислить.

Сейчас проведение творческих конкурсов - как больших и интересных праздников школы - стало традицией, и организуют их сами ребята во главе со школьным советом. Именно участие в них ребят высветило для педагогов те задачи, которые и стал решать педколлектив в организации всей урочной и внеурочной деятельности детей: учить творчеству и сотворчеству, ответственности за себя, за свой класс и за свою школу, выявлять потенциальную одаренность учеников, помогать каждому из них раскрыть свои возможности, найти нишу для самовыражения, самоутверждения, самореализацией.

Помимо участия в работе различных кружков, драмстудий, спортивных секций, ребята имеют возможность проявить себя в различных творческих конкурсах (например, в написании стихов, рассказов на лингвистическую тему, в оригинальном решении задач и т.д.), в предметных олимпиадах, целью которых является развитие интеллектуальных способностей детей, расширение и углубление их знаний.

Нравится всем интеллектуальный марафон, участие в котором для каждого школьника обязательно. При подведении итогов по разным номинациям действует рейтинговая система оценки успехов каждого класса, каждого отдельного ученика. Такая система оценки помогает каждому научиться сотрудничеству, целеустремленности, заставляет критически подойти к себе.

Все больше учеников втягивается в учебно-исследовательскую работу. Она пока не стала обязательной для всех, но привлекательна для многих. Объектом учебно-исследовательской работы становятся малоизвестные факты из жизни и творчества писателей, истории происхождения некоторых русских и тюркских фамилий, а также литературное краеведение, оно позволяет глубоко познать материальную и духовную культуру своего народа через ее первоэлемент - язык, пробуждает языковое чутье, бережное отношение к слову, приобщает школьников к научно-поисковой работе.

Развитию коммуникативных навыков и компетенций во многом способствует внеклассная работа по русскому языку и литературе. Четко продуманная система учебно-воспитательных мероприятий помогает привить детям любовь к языку и литературе, повышает их общую языковую культуру, приобщает к искусству слова, богатствам русской и зарубежной литературы, развивает художественное восприятие окружающего мира. Одним из таких видов внеклассной работы, ставшей уже нашей школьной традицией, является Декада русского языка и литературы. В нашей школе она проводится в марте-апреле как праздник, в ходе которого мы, с учетом возрастных особенностей учащихся, используем разнообразные виды и формы работы. В нее входят следующие мероприятия:

- открытие Декады, выставка поделок, конкурсы рисунков и лучших тетрадей;

- конкурс на лучшее исполнение собственных стихов, стихов известных поэтов;

- смотр-конкурс газет, бюллетеней;

- КВНы по языку в среднем звене;

- "Час поэзии", литературный вечер (старшие классы);

- Литературный праздник в 5 классе, посвященный нежному и благородному жанру древневосточной поэзии - газели.

(Конкурс поэтов озаряет своим присутствием Шахерезада. Юные поэты предлагают вниманию слушателей газели на самые разные темы. В основном же многие последовали примеру древневосточных поэтов и "пели любовь". Здесь ребята продемонстрировали не только умение слагать стихи, но и знание теории литературы и артистические дарования).

Считается, что научить писать стихи нельзя. А еще считается, что все дети - поэты. Первые шаги на литературном поприще всегда трудны. Ведь, что такое чувство слова? Это не только знание точного значения слова, но выбор именно его в сочетании с другими для выражения мысли, чувства или впечатления. Это то, что называют "найти нужное слово". Умение его отыскивать приходит не сразу и не ко всем. Но если человек вдумчиво относится к словам, осторожен и бережен с ними, к нему, в конце концов, придет это чувство.

А как его воспитать? Непростой вопрос. Сначала необходимо иметь, что сказать, а потом уже как сказать. Поэтому на занятиях по развитию речи мы сначала учимся наблюдать, подмечать, удивляться, обогащаться впечатлениями и мыслями. Только тогда приходит желание и умение говорить, рассказывать, описывать и изображать. Поэтому, наверное, так много удачных находок в работах учеников 5-6 классов по созданию древневосточных рубаи и 3-стиший хокку далекой, загадочной Японии. Лаконичность, мудрость, простота и сложность одновременно. Но главное - тонкость и точность каждого штриха. И еще них четко улавливается биение пульса сегодняшней жизни.

Перед шедевром все равны - и неопытный, самый неискушенный читатель-ученик 3 класса - может открыть такие грани художественного текста, мимо которых порой проходят самые видные ученые-литературоведы.

Тайна в восприятии художественного текста! К правильному его пониманию надо привести маленького читателя. Поэтому мы с первого класса большое место решили уделять прослушиванию с детьми достаточно сложных стихотворных текстов в исполнении учителя-словесника. Дети учатся слушать образы великой поэзии, вникать в музыку стиха и красоту звучащего слова, в мысль автора "видеть внутренним зрением образы, переживать. Далее, самостоятельно подбирая стихи и готовя их выразительное чтение, они должны мотивировать выбор интонационного рисунка, смысловых пауз и ударений. Это учит их размышлять над прочитанным, аргументировать свои мысли, опираясь на текст. Как итог этой работы 3-классники писали в классе самостоятельно письменную работу, исследуя художественный текст, разгадывая его тайны. Учитель прочел ребятам стихи, а потом текст его лег на парту каждого ученика. Его нужно было осмыслить, истолковать. Эта работа увлекла и взволновала детей. Поражает богатство и образность их речи в этом разборе. Дети словно превратились в маленьких философов и поэтов, анализируя, например, стихотворение О. Мандельштама "Дано мне тело - что мне делать с ним. ".

Одним из эффективных средств формирования речевой среды в школе называют еще интегрирование изучаемых предметов. Поэтому один из 6-х классов школы работает на уроках развития связной речи по программе "Речь", допущенной Департаментом общего среднего образования МП РФ. В программе сделана попытка интеграции уроков русского языка и литературы в целях сближения задач речевого и литературного развития учащихся. Широкое развитие в ней получили основные направления работы над текстом.

- Формирование умения слушать и понимать текст; развитие навыков комплексного анализа готового текста; совершенствование умения воспроизводить текст в устной и письменной форме, сохраняя его языковые и изобразительно-выразительные особенности; развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов самых разных стилей, типов, жанров.

Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствии гениальности. Задача учителя - развивать творческие силы и в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если это дело человека захватывает, увлекает. В высший момент творчества этот человек поглощен полностью предметом труда. Как у Пушкина: "И забываю мир. ".

Если однажды учитель сумел пробудить в ребенке такое состояние, не сможет забыть этого маленький человек, потому что такой труд - наивысшая радость, где возникает гармония всех способностей человеческого существа.

Надо заставить детей задуматься над вопросами, интересными для них и одновременно важными для духовного становления личности ребенка. Кажется, просто. Но учителя-словесники знают, что это далеко не просто. С одной стороны, мы работаем с самым благодатным материалом: родным русским языком и литературой, а с другой стороны, практика показывает: уроки русского языка, к сожалению, не относятся к числу самых любимых.

Только тесная связь урочной и внеурочной деятельности детей и внимание к их речевому развитию способствует созданию развивающей речевой среды как одной из доминант развивающей среды школы.

Читайте также: