Диагностика речевой готовности детей к школе

Обновлено: 05.07.2024

Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. Качество работы педагогов детских садов в разделе “Речевое развитие дошкольника” напрямую зависит от умения своевременно и адекватно оценить уровень речевого развития, с тем, чтобы с раннего детства использовать потенциальные возможности каждого малыша для эффективного освоения и познания окружающей действительности.

Следует помнить, что в подготовительной группе окончательно определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка и большую значимость имеет речевая готовность ребенка к обучению в школе. В основном с этой целью и проводится диагностика речевого развития детей 6–7 лет.

(Cлайд № 3. Критерии речевого развития ребенка семи лет)

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • различать и называть слова с определенным звуком;
  • уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • делить слова на слоги;
  • составлять слова из слогов;
  • иметь представление о предложении;
  • уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • использовать разные способы образования слов;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).
  • хорошо знают норму речевого развития (возрастные особенности) детей;
  • знают индивидуальные особенности формирования речи каждого ребенка группы;
  • умеют соотнести индивидуальные и возрастные особенности развития речи ребенка.

(Cлайд № 4, 5, 6, 7, 8. Методика речевой диагностики)

Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи:

- Состояние словарного запаса.

- Сформированность грамматического строя речи.

- Правильность произношения звуков.

- Умение различать звуки речи на слух.

- Владение связной речью.

(В приложении представлена экспресс диагностика и картинный материал для обследования всех компонентов речи)

В соответствии с методическими рекомендациями обследования речевой готовности к школе проводится в два этапа: начало года сентябрь-октябрь и конец года март.

Обследование речи детей желательно проводить индивидуально или с небольшой подгруппой, воспитатель должен располагает достаточным для этого материалом, но так же можно проводить обследование и фронтально в режимных моментах, игровой деятельности, на занятиях в объеме обследования. Работа проводится в утренние или дневные часы, а так же после дневного сна.

(Cлайд № 9. Методы диагностики речевого развития)

При выявлении состояния речевого развития детей особое место отводится специальным наблюдениям, которое проводятся в процессе ситуаций общения между сверстниками и взрослыми, речевого сопровождения игровой и продуктивной деятельности, режимных моментов (прогулка).

Наблюдение дает возможность составить предварительное представление о возможностях каждого ребенка в сфере связного высказывания, об инициативности и способности вступать в беседу и поддерживать диалог, о составе фраз, правильности составления простых и сложных предложений, о правильно исполняемой слоговой структуре, о лексическом запасе, о грамматическом оформлении фраз, о фонетическом наполнении слов, об особенностях выразительных средств и темпо-ритмической окраске.

Следующий метод, на который следует обратить внимание – беседа. Нужно помнить: в процессе беседы ребенок без отклонений в речевом развитии умеет поддерживать общение репликами, модуляцией голоса, интонацией, мимикой, жестами и другими невербальными средствами.

Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слов им предлагают специально подобранные задания, дидактические упражнения и игры.

В процессе воспитательно-образовательной работы в повседневной жизни педагог в течении определенного времени не только наблюдает, но и фиксирует речь детей в специальных таблицах, отмечая как ее недостатки, так и положительные сдвиги, а также трудности, которые испытывают дети при овладении программным материалом. Педагоги определяют сильные и слабые стороны в речевом развитии каждого ребенка и группы в целом. Выявляются общие, наиболее характерные для конкретной группы детей речевые проблемы, которые выносятся во фронтальные формы работы.

В процессе анализа выделяются дети с ярко выраженными индивидуальными особенностями (отклонение или опережение) в речевом развитии.

Детям с ярко выраженными отклонениями (несоответствие возрастной норме) требуется консультация логопеда. Детям с опережением в развитии в последующем необходима индивидуальная работа (в детском саду и особенно в семье).

Таким образом, в результате обследования речи педагоги получают четкую и ясную картину реального речевого развития своих детей.

(Подробнее советы по организации обследования детей можно найти в методическом пособии для воспитателей дошкольных образовательных учреждений “Развитие речи детей 4-5 (6-7) лет” Т.И. Гризлик Л.Е Тимощук)

(Cлайд № 10. Модель коррекционно-диагностической работы с детьми раннего возраста)

В дошкольных учреждениях 1 и 2 вида, где есть группы компенсирующей направленности, есть логопункт, одной из важных задач является ранняя диагностика речевых нарушений. С неправильным произношением звуков у детей педагоги встречаются очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако в данный период чаще всего речь идет о физиологических нарушениях звукопроизношения, обусловленных недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по диагностике и укреплению здоровья детей. Однако даже в возрасте 2-3 лет отмечаются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью нарушения нескольких групп звуков, их нечеткостью, смазанностью произнесения, множественными заменами. Важным диагностическим признаком задержки речевого развития является отсутствие самостоятельной фразы у ребёнка или её представленностью отдельными короткими словами, звукосочетаниями. Данные случаи речевой патологии требуют специального логопедического и медикаментозного воздействия, не дожидаясь достижения ребёнком 4,5 – 5 лет.

Воспитателю необходимо быть компетентным в вопросах развития детей раннего возраста и не пропустить момент выявления нарушений у ребенка. (Приемы обследования речи детей раннего возраста приведены в пособии О.Е. Громовой “Методика формирования начального детского лексикона”)

Главными помощниками в диагностике развития речи детей раннего возраста являются родители. Вниманию родителей могут предлагаются анкеты на выявление раннего речевого развития (гуление, лепет, появление первых слов и т.д.), различные опросники.

В результате изучения речи детей педагоги получают данные, требующие серьезного анализа. Полученные данные позволяют наметить пути работы по развитию речи с ребенком в детском саду и в семье. Именно эта информация должна стать содержательной основой последующего общения и взаимодействия педагогов и родителей, специалистов и медиков.

(Cлайд № 11. Анализ собранных материалов… )

Анализ собранных материалов дает возможность педагогам увидеть перспективы развития речи детей конкретной возрастной группы и каждого ребенка в отдельности; правильно спланировать работу на учебный год и получить положительную динамику в конце года.

Каждый поступающий в школу ребенок, прежде всего за годы обучения в начальной школе, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное и достаточно беглое чтение, равно как и грамотное письмо, является необходимым условием для усвоения учеником всех других школьных предметов, а значит и для успешности его обучения в целом.

Еще до начала обучения грамоте у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:

- полноценность владения речевыми звуками. В норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью к 3 – 4 годам, к 5 – 6 годам он должен уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

- достаточность словарного запаса. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки.

- сформированность грамматических систем.К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) и т. д. А также правильно образовывать слова и предложения. Например, варенье из сливы – сливовое, шапка из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва – львята и т. д.

- владение связной речью. К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).

- речевая коммуникация. К7 годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

Успешность обучения ребенка грамоте во многом определяется его речевой готовностью. Насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв обозначаются звуки устной речи. Для того чтобы усвоить буквы, необходимо очень четко ориентироваться в звуках: уметь правильно их произносить, безошибочно различать на слух, определять наличие или

отсутствие, а так же приблизительное место расположения заданного звука в слове. Если же поступивший в школу ребенок не владеет названными

умениями, то его или вообще не удастся обучить грамоте, или в лучшем случае, он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, которые не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи.

Диагностика звукопроизношения.

До начала обучения грамоте ребенок обязательно должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков. Недопустимы в речи полные звуковые замены (типа сыпленок вместо цыпленок или калтина вместо картина), такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме. Для проверки правильности звукопроизношения попросите ребенка самостоятельно назвать все приведенные ниже картинки. Картинки подобраны на наиболее сложные по артикуляции звуки, к числу которых относятся свистящие ( С, СЬ, З, ЗЬ, Ц ), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ ), а также звуки Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й. каждый из этих звуков находится в трех положениях в слове – в начале, в середине и в конце, что позволяет составить более точное представление о правильности его произношения ребенком. Все надписи к картинкам при обследовании нужно закрывать, чтобы ребенок их не видел

Если в процессе обследования будут выявлены звуковые замены, то их необходимо обязательно устранить до начала обучения ребенка грамоте. (Следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее, чем к 5-6 годам.)

Далее необходимо выяснить, все ли речевые звуки различаются на слух. Эта необходимость связана с тем, что запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то во время письма он неизбежно будет испытывать трудности при выборе соответствующих этим звукам букв. Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Картинки называет взрослый, а ребенок лишь молча на них показывает. Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже. Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном. Взрослому не следует смотреть на называемую картинку.

Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличать друг от друга все составляющие это слово звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов. На выявление умения выделять отдельные звуки в слове. Можно предложить ребенку следующие задания.

КАРТИНА, СЫР, СУШКА, ВОРОНА.
САНКИ, ПАРАШЮТ, ВЕТЕР, СТРУНА.
ШКАТУЛКА, РАНЕЦ, КАРАНДАШ.
ЛУНА, ТЕТРАДЬ, ПЕНАЛ, ТОПОР.
ГОРА, СУГРОБ, ОБЛАКО.

Ребенок должен уловить лишь само наличие звука в слове, без определения места этого звука.

Выделение первого звука из слова. Ребенок должен ответить на вопрос о том, какой первый звук в слове АСТРА. Затем он называет первый звук в таких словах:

УЛИЦА, УТКА, АЗБУКА, УЛЕЙ, ОСЕНЬ, ОЗЕРО, ИВА, АИСТ, УЛИЦА, КРАН, КРЫША, ТРАВА.

Выделение последнего звука из слова. Ребенок должен назвать последние звуки в следующих словах:

СУП, ТОРТ, КРОТ, МАК, ПАЛЕЦ,

ОБРУЧ, ДОМ, СТОЛ, СЛОН, ОКНО,
ВЕСНА, КЕНГУРУ.

Определение места звука в слове (в начале, середине, конце). Сначала надо убедиться, что ребенок понимает значение самих этих слов, для чего надо попросить его показать начало, середину и конец строки, веревки, линейки и т. п. затем предложить ему определить, в каком месте слова находится, например, звук Ш.

ШТОРМ, ШИЛО, ТИШЬ, ШАЛАШ,
ШИШКА, МАШИНА, ШАЛУН, МЫШЬ,

КРЫШКА, РОМАШКА, ШУТКА, ШАР,
ПОДУШКА, КОШКА, ЛЯГУШКА, ЁРШ,
ШАКАЛ, ШАРФ, БРОШКА, КРЫША, ШУБА.

Если ребенок справился с этими заданиями, можно перейти к упражнениям в более точном звуковом анализе слов. Например: назвать первый, второй,

третий и т. д. звуки в словах СТОЛ, СУМКА, КАРТИНА; определить, какой звук слышится после (перед) О в слове ВОЗДУХ и т. п.

Диагностика словарного запаса ребенка.

Далее следует диагностировать достаточен ли словарный запас ребенка. Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2 000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи – существительные, прилагательные, глаголы, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т. д.)

Для выяснения имеющихся в словаре ребенка имен существительных можно предложить выполнить ему следующие задания.

Попросить ребенка назвать предметы, относящиеся к различным смысловым группам.

- Каких ты знаешь животных (домашних и диких) ?

- Каких ты знаешь рыб, птиц, насекомых?

- Какие ты знаешь деревья, цветы?

- Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?

- Какую ты знаешь мебель?

- Какую ты знаешь посуду?

- Какую ты знаешь одежду, обувь?

Результаты выполнения уже одного этого задания позволят составить общее представление о богатстве или бедности словарного запаса ребенка: одни дети назовут, например, множество разных животных, включая и экзотических, а другие ограничатся только кошкой и собакой. В таком случае нужно немедленно приступить к обогащению словарного запаса ребенка.

Предложите ребенку сначала перечислить все изображенные на картинках предметы, а потом назвать их одним словом.

Апельсин, виноград, груша, лимон, яблоко – фрукты

Кровать, стол, стул, тумбочка, шкаф – мебель

Шуба, носки, жилет, плащ, платок, юбка, шапка – одежда.

Вы перечисляете отдельные предметы каждой логической группы. А ребенок называет их одним словом.

Предлагаются следующие группы предметов:

а) корова, лошадь, коза, кролик, овца, кошка, собака;

б) тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось, обезьяна, жираф, бегемот, носорог;

в) курица, петух, утка, гусь, индюк;

г) чайка, орел, голубь, ворона, сорока, воробей, соловей, сова, попугай, цапля, страус;

д) бабочка, стрекоза, жук, паук, муха, комар, пчела, оса;

е) щука, лещ, окунь, судак, сиг, камбала, треска, сом, корюшка, салака;

ж) сосна, ель, береза, дуб, осина, клен, рябина, лиственница, тополь, черемуха, каштан, липа, ива;

з) картофель, капуста, огурец, помидор, свекла, морковь, редиска, репа, редька, тыква, кабачок;

и) яблоко, груша, банан, апельсин, мандарин, лимон, виноград;

к) вишня, малина, клубника, земляника, крыжовник, смородина, клюква, брусника, черника, голубика;

л) тарелка, вилка, нож, чашка, блюдце, стакан, кружка, фужер, чайник, кофейник, самовар, графин, кувшин, солонка, масленка, сковорода, кастрюля;

м) стол, стул, кресло. Табуретка, кровать, диван, шкаф, сервант. Буфет, тумбочка;

н) пальто, шуба, плащ, куртка, платье, кофта, свитер, жакет, юбка, брюки, жилет, майка, трусы, сарафан, халат;

о) сапоги, валенки, туфли, ботинки, боты, кеды, тапки;

п) кукла, юла, пирамидка, мишка, зайчик, мячик;

р) пила, топор, молоток, рубанок, клещи, отвертка, дрель;

с) трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход, метро.

Для проверки наличия в словаре ребенка достаточного количества глаголов предложите ему ответить на такие вопросы:

а) Кто как передвигается?

Человек ходит, птица…., рыба …., змея …, кузнечик … .

б) Кто как подает голос?

Корова мычит, лошадь…, коза…., свинья…, собака…., кошка…., волк…, медведь…., тигр…., змея…., ворона…., кукушка…. голубь…., соловей…., утка…, гусь…., курица…., лягушка…, комар…., жук….. .

Собака кость грызет, кошка молоко …., курица зерно…. корова траву…. .

г) Кто чем занимается?

Повар варит, врач…, учитель…., ученик…, строитель…, художник…., пианист…, писатель…., портниха…., прачка…., уборщица…., фотограф…., продавец…., покупатель…. .

д) Что может делать это животное?

Собака лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка…..; волк…..; медведь…..; заяц…..; змея….; лягушка…. .

Для выяснения запаса у ребенка имен прилагательных предложите ему следующие задания, рассчитанные на название признаков предметов.

а) Какого вкуса эти продукты?

Сахар сладкий, соль…., лук…., лимон…. .

б) Какого цвета эти продукты?

Огурец зеленый, помидор…., арбуз…., слива…., лимон…., апельсин…., перец…., сахар…., орехи….. .

Какая основная черта характера у всех этих животных?

Волк злой, лиса…., собака….. .

Назвать как можно больше признаков каждого из перечисленных ниже предметов (величина, цвет, вес, форма, вкус, запах, температура, материал, принадлежность)

Яблоко – большое, тяжелое, круглое, красное, сладкое, ароматное, прохладное…

Платье – длинное, шерстяное, теплое, мягкое, серое, вязанное, мамино…

Назвать как можно больше предметов, имеющих данный признак. Например: Что бывает ДЛИННЫМ? ( нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы…)

Что бывает КРУГЛЫМ (КВАДРАТНЫМ, ОВАЛЬНЫМ, ТРЕУГОЛЬНЫМ)?

Что бывает ВЫСОКИМ (НИЗКИМ)?

Что бывает ЗЕЛЕНЫМ (КРАСНЫМ, СИНИМ…)?

Что бывает ХОЛОДНЫМ ( ГОРЯЧИМ, ТЕПЛЫМ, ПРОХЛАДНЫМ)?

Что бывает СЛАДКИМ (ГОРЬКИМ, КИСЛЫМ, СОЛЕНЫМ)?

Что бывает ШЕРСТЯНЫМ (ШЕЛКОВЫМ, БУМАЖНЫМ, ДЕРЕВЯННЫМ, ЖЕЛЕЗНЫМ)?

Что бывает ТЯЖЕЛЫМ (ЛЕГКИМ)?
что бывает ГЛУБОКИМ (МЕЛКИМ)?

Что бывает КОЛЮЧИМ (ОСТРЫМ, ХРУПКИМ)?

Назвать противоположные признаки предметов.

Добрый – злой, старый - …., черный -…., светлый - …., большой - …., длинный - …., высокий - ….. широкий - …., толстый - …., острый - …. веселый - …., смелый - …., быстрый - …., горячий - …., густой - …., больной - …. .

Назвать похожие признаки предметов.

Хороший – добрый, приветливый, ласковый, красивый, приятный, заботливый.

Попросите ребенка объяснить, что значат выражения:

Для выяснения имеющегося запаса наречий надо побеседовать с ребенком о повадках различных животных, о временах года и суток, об особенностях погоды, о расположении предметов в пространстве и т. п., задавая при этом вопросы: КАК? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КОГДА? Например: «Как бежит мальчик? Где лежит книга? Когда прилетают птицы? Куда они улетают осенью? Откуда выпал птенец?

Диагностика сформированности грамматических систем.

Так же при диагностике речевой готовности дошкольника необходимо выяснить, усвоены ли грамматические нормы языка. Это важно потому, что даже большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически правильно согласовывать слова между собой.

Для проверки сформированности у ребенка грамматической системы словоизменения предложите ему выполнить следующие задания.

Образование множественного числа имен существительных.

- Назови один предмет и несколько.

- Образуй множественное число от следующих слов.

Слон, журавль, глаз, окно, стул, дерево, день, лоб, ухо, медвежонок, бельчонок.

Согласование прилагательных с существительными.

1) – Добавь к данному слову слова ВЫСОКИЙ и ЗЕЛЕНЫЙ.

2) – К данным словам добавь слова СПЕЛЫЙ и СОЧНЫЙ.

3) – Расскажи о предмете какой он.

Согласование существительных с числительными.

1) – Закончи мои высказывания.

Один шар, а пять …..

Одна ложка, а семь….

Один медведь, а пять….

Одна пуговица, а десять….

Одна капля, а десять….

Одно ухо, а шесть….

Один лоб, а пять…

Одна шея, а пять….

Одно зеркало, а семь…..

Одна люстра, а десять….

2) – Закончи мои высказывания.

Одна рысь, а две….

Одна ворона, а четыре….

Один верблюд, а четыре…..

Один дятел, а два….

Один гусь, а три….

Один воробей, а четыре….

Один теленок, а два….

- Расскажи, где находятся предметы.

- Закончи следующие предложения.

Яблоки растут ……(на яблоне)

Упавшие яблоки лежат ……

Птица пролетела высоко …..

- Ответь на вопросы.

Откуда мы возьмем ручку, если она В ПЕНАЛЕ?

Откуда мы возьмем ручку, если она НА СТОЛЕ?

Откуда мы достанем ручку, если она упала ПОД СТОЛ?

Откуда мы достанем мяч, если он закатился ПОД ШКАФ?

Откуда мы возьмем тапки, если они ПОД СТУЛОМ?

Откуда выйдет мальчик, если он стоит ЗА КРЕСЛОМ?

Откуда выедет машина, если она остановилась ЗА УГЛОМ?

Для проверки сформированности у ребенка системы словообразования предложите ему выполнить следующие задания.

Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов.

- образуй от данных слов новые. Например: большой стакан, а маленький….(стаканчик).

Большой ключ, а маленький ….

Большой графин, а маленький…

Большая сковорода, а маленькая…

Большая кровать, а маленькая ….

Большая банка, а маленькая….

Большой жук, а маленький …

Большой лес, а маленький ….

Большой ручей, а маленький….

Большое зеркало, а маленькое….

Большая кукла, а маленькая….

Большое перо, а маленькое….

Большие часы, а маленькие….

Большие туфли, а маленькие ….

Большое лицо, а маленькое ….

Большое кресло, а маленькое ….

Большая вишня, а маленькая ….

Большая кастрюля, а маленькая…

Большие сапоги, а маленькие…

Большая змея, а маленькая…

Большое яйцо, а маленькое…

Образование глаголов при помощи приставок.

- Закончи начатые мной предложения:

Весной птицы прилетают, а осень…

На дерево залезают, а с дерева…

По дороге ходят, а через дорогу…

В дом входят, а из дома…

К дому подходят, а от дома …

Воду в стакан наливают, а из стакана …

Через канаву перепрыгивают, а через реку…

Воду в банку доливают, а песок…

Воду нечаянно разлили, а крупу…

Глазами все рассмотрели, а ушами все…

Образование имен прилагательных.

- Каждый предмет из чего-то сделан. Расскажи какой он? Например: стул из дерева – ДЕРЕВЯННЫЙ.

Шляпа из соломы –

Платье из шёлка –

Кольцо из золота –

Ваза из хрусталя –

Кораблик из бумаги –

Коробка из картона –

Медвежонок из плюша –

Диагностика умения владеть связной речью.

Дети хорошо владеющие связной речью, смогут составить по этой картинке большой и связный рассказ, нередко дополненный событиями из собственной жизни.

При неудовлетворительных результатах исследования необходимо безотлагательно приступить к развитию у ребенка речи.

К сожалению, не у всех детей названные речевые умения бывают сформированы к началу школьного обучения. Однако, нередко родители попросту не замечают этой задержки и впервые она обнаруживается лишь в процессе уже начавшегося обучения грамоте, когда на базе этих предпосылок должны приобретаться гораздо более тонкие умения и навыки. Поэтому очень важно своевременно выявить такого рода отставания в речевом развитии детей и обязательно преодолеть его до начала учебного года. Данный дидактический материал помогает выявить недостатки в речевом развитии дошкольников и помочь родителям подготовить ребенка к школе.

Создавая проект, я поняла, что для успешного овладения навыками чтения и письма, а соответственно и успешного обучения в целом большое значение имеет речевая готовность ребенка в дошкольном возрасте.

Если поступивший в школу ребенок не владеет названными в проекте умениями, то его или вообще не удастся обучить грамоте, или в лучшем случае, он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, которые не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи.

Речевые нарушения необходимо выявить до того, как ребенок пойдет в школу, иначе обучение его будет осложнено многочисленными трудностями, основа которых лежит в речевой неготовности дошкольника

Из опыта работы по этому проекту в дальнейшем мне пригодятся знания об уровне речевой готовности дошкольника, причинах неготовности, чтобы профессионально помочь ему преодолеть возникающие трудности при овладении грамотой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Диагностика речевой готовности детей к обучению в школе.

Для определения уровня речевой готовности ребёнка к школе необходимо выявить степень сформированности всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя, связной речи, языкового анализа и синтеза.

Экспресс-метод оценки звукопроизношения (А. Н. Корнев).

Цель исследования: выявить дефектов звукопроизношения, сохранности слоговой структуры слов.

Процедура исследования: ребёнку предлагается повторить фразы, насыщенные сложными для произношения звуками.

Стимульный материал: фразы, включающие наиболее часто смешиваемые, артикуляционно сложные согласные.

Р-Л Рыбки плавают в аквариуме.

Ж-Ш Жужжит над жимолостью жук. Кукушка кукушонку купила капюшон.

С-З-Ц Стоит воз овса, возле воза - овца.

3 балла – звуки произносятся правильно, слоговая структура не нарушена.

2 балла – нарушено 2-3 звука, слоговая структура не нарушена.

1 балл - нарушено 3-5 звуков, искажена слоговая структура слова.

0 баллов - нарушено более 5 звуков, грубо искажена слоговая структура слова.

Последовательность событий (Н. И. Гуткина).

Цель исследования: выявить уровень сформированности связной речи, лексико-грамматического строя, логического мышления.

Процедура исследования: У меня есть картинки. Они все перепутаны. Разложи их по порядку и составь рассказ.

Стимульный материал: 4-6 картинок.

3 балла – самостоятельно, правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ.

2 балла – ошибается в последовательности, но с помощью исправляет ошибки. Фрагментарность связного высказывания

1 балл - последовательность картинок нарушена, рассказ подменяет считыванием деталей с сюжетных картинок

0 баллов – последовательность картинок не устанавливает, рассказ не составляет.

Исследование номинативной функции речи (Т. А. Фотекова)

Цель исследования: выявить объём словарного запаса.

Процедура исследования: назвать по картинкам предметы и действия, подобрать антонимы, обобщающие слова.

Стимульный материал: предметные картинки с низкочастотными и среднечастотными словами: стрекоза, цапля, люстра, шприц, панцирь, лейка, зашивает, пришивает, вышивает, шьёт.

3 балла – точное название предметов и действий.

2 балла–поиск с нахождением правильного наименования или ответ словосочетанием.

1 балл - близкие вербальные замены (панцирь-спинка), искажение звуковой структуры слова

0 баллов – отказ, далёкие словесные парафазии (лейка-линейка), замена глагола существительным и наоборот.

Исследование фонематического восприятия (Т. А. Фотекова)

Цель исследования: выявить особенность фонематического восприятия и оценить организацию речевых движений.

Процедура исследования: ребёнку предлагается повторить цепочки слогов.

Стимульный материал: слоговые ряды с артикуляторно близкими согласными: ша-жа-жа, ща-ча-ща, ца-са-ца, кта-кто-кты, ча-тя-ча.

3 балла – правильное воспроизведение в темпе предъявления.

2 балла – напряжённое и замедленное воспроизведение.

1 балл – уподобление слогов с самокоррекцией.

0 баллов – уподобление, сокращение, искажение слогов или отказ.

Исследование звукового анализа и синтеза.

Цель исследования: выявить умение ориентироваться в звуковом составе слова.

Процедура исследования: ребёнку предлагается назвать (написать) первый, последний звук (букву) в словах ( дым море кран клумба художник), определить последовательность и количество звуков (букв).

Стимульный материал: предметные картинки простой и сложной слоговой структуры.

3 балла – правильное выполнение всех заданий.

2 балла – допускает 2-3 ошибки, но исправляет их самостоятельно.

1 балл – задания выполняет только на словах лёгкой слоговой структуры.

Исследование языкового анализа и синтеза.

Цель исследования: выявить уровень практического осознания элементов языка.

Процедура исследования: ребёнку предлагается ответить на вопросы.

Стимульный материал: ребёнок отвечает на вопросы:

Скажи одно слово.

- Скажи один звук.

- Назови по порядку звуки в этом слове.

- Скажи одно предложение.

- Назови слова по порядку.

3 балла – ответил правильно на все вопросы.

2 балла – ответил правильно на 3-4 вопроса.

1 балл – ответил правильно меньше чем на 3 вопроса.

0 баллов – не ответил.

Выводы об уровне речевой готовности ребёнка к школьному обучению делаются на основе суммарной оценки исследования всех сторон речи. Итоговой оценкой может быть один из пяти уровней:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика речевой готовности

к школьному обучению

детей подготовительной группы

Целью диагностики речевой готовности к школе является определение уровня речевого развития детей, поступающих в школу, направленное на предупреждение возникновения вторичных речевых нарушений.

Описание методики диагностики

Задание 1.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с придумыванием последующих событий

В данном задании оценивается умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок, словарный запас ребенка, грамматический строй речи

Инструкция ребенку:

1. Разложи картинки так, чтобы получилась история.

2. Расскажи историю

3. Продолжи эту историю

Параметры оценки:

3 балла - ребенок способен составить развернутый рассказ по картинкам, предложения грамматически правильные, словарный запас богатый, задания выполняются самостоятельно;

2 балла - рассказ составлен с помощью наводящих вопросов и (или) имеются аграмматизмы (нарушения согласования слов по роду, числу, падежу, неточное употребление предлогов); затрудняется в ответах на вопросы;

1 балла - ребенок не может составить рассказ даже по наводящим вопросам, называет отдельные слова или действия героев на каждой картинке.

Задание 2.

Выделение звука в начале, середине, конце слова. Определение количества звуков в слове

Педагог просит ребенка определить место звука в слове, определить количество звуков в слове. Все слова педагог произносит медленно и четко.

Инструкция ребенку:

Параметры оценки:

3 балла - нет нарушения звукопроизношения, ребенок хорошо дифференцирует все звуки;

2 балла - задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;

1 балла - задание не выполняется даже с помощью.

Задание 3.

Составление предложений по данным словам

Педагог читает ребенку слова и просит составить из них предложения. Добавлять, убирать или заменять слова нельзя. Ребенку предлагается составить три предложения.

1. ЯМКИ, И, Я, МОЯ, МАМА, КОПАЛИ.

2. БАБУШКА, ТАНЯ, ЛЕТОМ, У, В, ЖИЛА, ДЕРЕВНЯ.

3. Угол, из-за, девочка, выглядовала, дом.

Параметры оценки:

3 балла - задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно;

2 балла - задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;

1 балла - задание не выполняется даже с помощью.

Задание 4.

Понимание пространственных отношений с помощью предлогов

Оборудование: детская игровая мебель: стол, стул, шкаф, холодильник, зеркало, кукла.

Педагог прячет девочку за зеркалом, под столом, слева от холодильника и т.д.

Предлоги: в, на, под, за, над, перед, через, около, между, из-за, из-под.

Параметры оценки:

3 балла - задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно;

2 балла - задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;

1 балла - задание не выполняется даже с помощью.

Задание 5.

Обследование состояния звукопроизношения

Правильность и четкость звукопроизношения оценивается в ходе всего обследования.

Дополнительное задание проводится логопедом. Используется только если у ребенка в ходе обследования обнаруживается нарушение звукопроизношения. Для углубленного анализа нарушения звукопроизношения ребенку предлагаются предметные картинки.

Параметры оценки:

3 балла - звукопроизношение не нарушено;

2 балла - нарушено произношение 1-2-х звуков;

1 балла - нарушено произношение 3-х и более звуков.

Факторы риска:

Бедный словарный запас;

Неумение грамматически правильно строить предложение;

Трудность звукобуквенного анализа;

Трудности при составлении рассказа.

Задание 6.

Внимание и память.

Педагог предлагает запомнить серию слов: слон, дочь, мыло, шум, весна, стул, рука.

Педагог просит запомнить предложение: Под старой елью дети нашли большой белый гриб.

Педагог просит запомнить предметы: шапка, самолет, лампа, аист.

Параметры оценки:

3 балла - задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно;

2 балла - задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;

Читайте также: