Ребенок 5 лет в доу общается но когда много народу и ему нужно говорить стесняется

Обновлено: 05.07.2024

Дошкольный возраст — этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.

В настоящее время науке известно о застенчивости немного. Единственный человек, который попытался осветить данный вопрос в целом – это Филипп Зимбардо. Это известный американский психолог, профессор Стэндфордского университета. Он провел социально-психологический анализ застенчивости, где раскрыл ее роль в процессе общения между людьми.

Застенчивость (стеснительность, робость) — состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков.

Проблема застенчивости уходит своими корнями в детство и мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Они стараются быть не заметными, не брать на себя инициативу, и самое главное – не чувствуют себя полноценными людьми из-за всевозможных комплексов.

Однако одобрение взрослых не уменьшает страданий, которые приносит патологическая застенчивость. Она мешает ребенку находить друзей, а также тренироваться в общении с другими людьми. В результате застенчивые дети могут вырастать людьми с очень низкими и неадекватными социальными навыками, что может отразиться на учебе, карьере и семейной жизни. Для них характерна низкая самооценка, что может привести к отказу от необходимых жизненных рисков и развития своих способностей.

Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие – проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.

Некоторые полагают, что застенчивость в большей мере свойственна девочкам, но это далеко не так. На разных этапах возрастного развития 20-25% мальчиков страдают от застенчивости - приблизительно так же, как и девочки.

Различают несколько главных причин застенчивости у детей :

Таким образом, можно сказать, что причины застенчивости разнообразны. Главный источник застенчивости - страх перед людьми. Фундамент застенчивости, конечно же, закладывается в детстве. Ее появление во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений и социальной среды. Правда есть и такие люди, которые, будучи незастенчивыми, вдруг под влиянием каких-либо событий становятся застенчивыми.

Застенчивость накладывает свои отпечатки на различные сферы жизни ребёнка. Эта проблема и по сей день остаётся актуальной, т. к. доставляет много проблем и несёт относительно серьё зные последствия:

1. Боязнь общения с новыми людьми лишает ребёнка новых интересных знакомств, нового опыта. При встрече с новыми обстоятельствами или в ходе общения с посторонними ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражении тревоги или страха.

5. Застенчивость ведёт к чрезмерной фиксации на себе и отсутствии внимания к окружающим, к происходящему вокруг. Эти дети как будто идут мимо потока жизни, не замечают в ней ничего кроме себя. Зачастую это вызывает неодобрение окружающих и ведёт к ещё большему отчуждению со стороны общества.

6. Застенчивые дети склонны держать, копить эмоции в себе, что, во-первых, неблагоприятно сказывается на психологическом здоровье человека, а во-вторых, рано или поздно может привести к серьёзному эмоциональному взрыву.

7. Застенчивые дети боятся задавать вопросы, а, следовательно, теряют возможность получить интересующую их информацию.

Чтобы добиться какого-либо результата, необходимо понять, что застенчивость — это всё-таки не просто черта характера, а патологическое состояние. Только после осознания этого можно приступать к поиску путей решения этой проблемы. Искать их стоит незамедлительно, ведь каждый прожитый день с таким мышлением подводит ребенка к самостоятельному выходу из ситуации. Часто это уход из дома или даже попытки суицида. Коррекция застенчивости у детей требует комплексного подхода с привлечением как их самих, так и окружения.

Групповой метод работы с застенчивыми детьми - лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет смоделировать различные ситуации, связанные с контактом с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, в относительно безопасной обстановке, и тем самым получить позитивный опыт и тем самым скорректировать самооценку.

К сожалению, застенчивых детей довольно много. И это является серьезным основанием, чтобы об этом говорить и над этим работать. Игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей и проводимые в группе, могут оказать существенную помощь таким детям.

Кто может громче? Так, сейчас рычат львы. Это лев? Это жалкий котенок. А я хочу услышать настоящий рык.

Данные ниже упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также способствуют двигательному раскрепощению. Это важно, так, как только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.

В ходе этой игры могут возникнуть различные конфликтные ситуации внутри одной группы или между ними, которые можно использовать для разыгрывания.

Эффект таких упражнений значительно возрастет, если текст будет сопровождаться специально подобранной музыкой, качество проведения релаксации будет значительно выше.

В группу детей для таких занятий может входить до 12—15 человек. Желательно, чтобы в группе были выработаны свои ритуалы — слова приветствия и прощания. Хорошо, если всеми вместе группе будет придумано и название.

Групповые занятия с использованием специальных игр и упражнений являются лучшим способом борьбы с застенчивостью.

Педагоги не смогут сами решить проблему застенчивости у детей без тесного сотрудничества с родителями. Мама и папа — это первые и самые главные советчики в жизни ребенка. Именно с них он списывает большинство манер поведения, и они же производят коррекцию его собственных. Очень важно, чтобы родители следили за психоэмоциональным состоянием детей и помогали им адаптироваться к новым этапам в жизни. Особенно это необходимо, если их чадо испытывает трудности в общении и реализации себя как личности.

В работе с проблемными детьми роль взрослого еще более существенна. Поэтому педагогам нужно учить устанавливать партнерские отношения со своими детьми, психологи рекомендуют:

1. Создать для ребенка атмосферу безопасности, теплых эмоциональных отношений, доверительного контакта со взрослым.

2. Работать над повышением самооценки ребенка

3. Для детей, плохо адаптирующихся в детском саду, попросить фотографию мамы, которая будет всегда с ребенком.

4. Воспитателю стараться не диктовать свои условия, а советоваться с ребенком.

5. Вовлекать таких детей в сюжетно-ролевые игры, в которых давать возможность попробовать разные роли.

6. Создание ситуации успешности ребенка в каком-либо деле.

7. Занизить требования к ребенку.

8. Стараться не упрекать и не стыдить ребенка.

9. Не сравнивать таких детей с другими.

10. Установить щадящий оценочный режим.

Чтобы знать, как преодолеть застенчивость у ребенка, родителям нужно придерживаться следующих советов:

Не ругать. Крик спровоцирует ещё большую скрытность и стеснительность. Дети будут чувствовать себя виноватыми за такое поведение и в будущем не придут к родителям за советом или помощью. Это только усугубит ситуацию и сузит круг доверия до его полного отсутствия. Такое поведение заставит ребенка замкнуться в себе, и вывести его из такого состояния будет намного сложнее.

Уметь слушать. Детей необходимо замечать. Из-за суеты повседневной жизни часто не хватает времени на них. И пока ми имитируем внимательность, дети показывают и рассказывают нам о всех своих бедах. Но, к сожалению, рано или поздно им надоедает это делать. Они обижаются, уходят в себя и больше не пойдут на контакт. Поэтому каждое слово, произнесенное детьми, имеет свой смысл. Надо уметь не только слушать их, но и слышать, чтобы успеть заметить какие-либо проблемы и откорректировать их.

Поддерживать. Поражения, как и победы, нужно уметь принимать. Дети не всегда умеют сами правильно это делать. Часто только после одной неудачи они больше никогда не решаются попробовать сделать что-то снова. Родительский долг обязывает объяснить ребенку, что его любят таким, каким он есть, и совершенства от него не требуют. Нужно научить его медленно и уверенно шагать к своей цели, несмотря на предыдущие поражения.

Стать примером. Дети — это отображение своих родителей. Ничьи черты не будут в них настолько отражены, как черты мамы у девочек и папины у мальчиков. Сверхвысокая требовательность может привести к возникновению чувства стыда. Ребенок будет стесняться своих ошибок и переживать, что не оправдал надежд. Поэтому родителям в первую очередь нужно уметь признавать свои ошибки и на личном примере показывать, что это не страшно, а лишь стимулирует к дальнейшим действиям.

Поощрять. На самом деле все дети заслуживают внимания родителей, а эти в особенности. Среди наиболее хороших способов есть походы в кафе, парк аттракционов, спектакли. Различные комедийные представления помогут ребенку научится воспринимать самого себя и не выдавать особенности за странности. Времяпровождения в привычном кругу оказывает общее положительное влияние на детей.

И всё-таки, лучше решать проблему изнутри. Преодоление застенчивости у детей принадлежит им самим. Как бы ни старались окружающие, самый важный шаг они должны сделать сами. Ведь пока ребенок сам не начнет менять свое отношение к действительности, все попытки помочь со стороны будут напрасными.

Чтобы ребенку легче было это осуществить, можно предложить несколько следующих советов для детей и их родителей :

Улыбаться. Это беспроигрышный вариант заполучить доверие оппонента. Достаточно легкой усмешки на лице, которая расслабит и будет предрасполагать в последующем к остальным детям.

Смотреть в глаза. Это самое трудное, но самое эффективное средство. Считается, что человек, который способен удерживать взгляд на своем собеседнике, имеет преимущество над ним. Удерживание зрительного контакта также способствует поддерживанию разговора, да и сам человек чувствует себя более уверенно и спокойно.

Активно вести диалог. Нужно не стеснятся спрашивать и охотно отвечать на заданные вопросы. Лучше всего начать с коротких словесных перепалок, и со временем можно будет без трудностей влиться в любой разговор. Важно также показывать окружающим свой интерес с происходящему.

Посещать разные мероприятия. Не самое легкое задание, но имеет большую значимость. Ведь в широком кругу застенчивый ребенок сможет изначально только слушать и постепенно вливаться в коллектив. Таким образом, к нему не будет привлекаться слишком много внимания, и он сможет самостоятельно раскрыться для окружающих. Подойдут детские дни рождения, праздники.

Поиск хобби. Постараться найти себя очень важно. Для этого можно записаться в различные кружки по творчеству, рукоделию или со спортивным уклоном. В большинстве случаев уже скоро появится любимое дело, в котором можно будет проявить себя и получить от этого массу удовольствия. Одним из наилучших вариантов является театральная студия. В таком месте можно развить огромное количество положительных качеств, а также избавиться от застенчивости, нерешительности и стеснительности.

Бороться со страхами. Для этого нужно решится сделать то, что пугает больше всего, отважиться на сложные поступки и переступить через свою боязнь. Это всегда составляет много трудностей и препятствий. Но по устранению хотя бы одного страха приходит чувство гордости и радости за себя самого.

Принять застенчивость. Отрицание собственной личности рушит жизни многих людей. С проблемами легче бороться, если их не бояться и принимать. Нужно осознать свою особенную черту и не стыдиться её, а преображать, изменять или избавляться от неё. Как только такое чувство придет, это принесет облегчение в эмоциональной сфере.

Воспользоваться помощью. Близкие люди существуют для того, чтобы помогать нам. Самостоятельность хороша лишь там, где способна уничтожить проблему. В данном случае принять советы со стороны будет правильным решением и поможет быстрее адаптироваться к непонятному.

Заняться спортом. В большинстве случаев такой подход помогает быстрее всего. Физические упражнения не только оказывают общеукрепляющее действие на организм, но и утверждают позиции такого ребенка среди остальных (особенно если это мальчик). Появляются новые навыки и возможности, которыми можно только восхищаться.

Застенчивость у ребенка — это проблема, которая возникает довольно часто и может привести к серьезным последствиям. Большая часть ответственности за детей с такой чертой принадлежит родителям, которые должны не только знать о ней, но и уметь предотвратить. Методы избавления от такого качества также достаточно просты и не требуют применения дополнительных методов лечения, если использованы вовремя. Поэтому следить за детьми — самый главный и полезный совет в данном случае.

Таким образом, детская застенчивость вполне естественна, но она не должна становиться препятствием в развитии личности. Также необходимо помнить о том, что к детской застенчивости у родителей часто двойственное отношение. С одной стороны, эта черта в ребенке умиляет, но все же нередко родители сокрушаются: каково будет такому стеснительному во взрослой жизни, где умение расталкивать других локтями – чуть ли не гарантия успеха.

Иногда вопрос детской застенчивости остается без внимания родителей. Их малыша не ругают учителя или воспитатели, он не хулиганит, от него нет шума, но и успехов он не достигает. Его одобряют взрослые, но это не делает меньше его проблемы с патологической застенчивостью. Дело в том, что такая застенчивость мешает ребенку заводить дружбу с другими детьми, общаться с людьми, а в результате вырастают люди с низкой самооценкой и неадекватными навыками общения в социуме – это отражается на их учебе, карьере и семье. Низкая самооценка не дает им полностью раскрыться и проявить себя в полной мере – они так и остаются на одном и том же месте.

С годами застенчивость у большинства детей уменьшается, однако, может сохраниться чувство обиды из-за того, что, робея, они упустили возможности в жизни. Именно поэтому, если ребенок застенчив, ему нужна своевременная помощь, и чем раньше она будет оказана, тем полноценнее будет жизнь человека в дальнейшем, и он не будет сожалеть о бесцельно прожитых годах.

Некоторая застенчивость у детей всё-таки идет им на пользу, не говоря уже о том, что застенчивыми и скромными детьми легче управлять. Но, как и любые комплексы, ребенку нужно перерасти это, иначе излишняя скромность может серьезно затормозить развитие личности. Крайне застенчивые дети позднее становятся одинокими взрослыми со слабыми навыками. Именно поэтому так важно, вовремя обратить внимание на эту проблему.

Картотека игр на преодоление двигательного автоматизма

Картотека игр на преодоление двигательного автоматизма Картотека игр на преодоление двигательного автоматизма Игры рекомендуются гипер- и гипоактивным детям, а также тем, у кого снижены внимание.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

В современном мире, где ценятся активность, умение постоять за себя, уверенность и общительность - детям с более мягким и уступчивым характером приходится особенно нелегко. Как и непросто родителям, обеспокоенных робостью малыша.

Их легко понять! Ведь, когда видишь, что ребенок боится подойти и попросить игрушку у соседского мальчишки или не отвечает на уроках, даже зная правильный ответ, невольно в голову приходит вопрос: каким он вырастет?

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ У РЕБЕНКА - ЭТО НОРМАЛЬНО?

Застенчивость может проявляться в таких ситуациях как:

поход в гости, общение с малознакомыми людьми;

на этапах социализации в школе и в саду;

с родственниками, которых малыш видит редко;

И это лишь небольшая часть ситуаций. Стеснительность проявляется молчанием, отсутствием контакта “глаз в глаза”, робкими и односложными ответами, пугливостью. Дитя то и дело жмется к маме, прячется и отворачивается. Или же просто не пытается наладить знакомство самостоятельно, предпочитает уединение.

Думаю, что у каждого сохранились в душе моменты, когда мы вели себя застенчиво. Поэтому в этой черте нет совершенно ничего плохого, она встречается у очень многих детей!

По результатам американских исследований, 80% опрошенных сказали, что страдали от стеснительности в разные периоды своей жизни. На территории стран СНГ (исследование В. Н. Куницыной) около 30 % женщин и 23 % мужчин отнесли себя к застенчивым людям.

Психологи рассматривают застенчивость как целостное психическое явление. Это значит, что оно затрагивает всю личность целиком и может быть как переходным этапом в формировании характера, так и постоянной чертой!

Как же разобраться: останется ли мой малыш таким навсегда или со временем отбросит робость? Для этого необходимо рассмотреть основные причины, которым вызвана стеснительность.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК СТЕСНЯЕТСЯ?

Неуверенность в себе, страх перед незнакомцами, невозможность постоять за себя - появление подобных характеристик у ребенка может иметь разные источники. Давайте рассмотрим основные из них.

Застенчивость как особенность возрастного периода

Такая черта как стеснительность может быть вовсе не связана с характером. Конечно, у бойких и общительных малышей она встречается реже, но даже они могут стать жертвой робости, оказавшись в новом социальном окружении.

Появление детской застенчивости - нормальное явление для младшего школьного возраста. Наиболее ярко оно выражается в возрасте пяти лет, что связано с возрастающей потребностью малыша в одобрении со стороны взрослых.

Конечно же, частенько стеснительность сопровождают переходные этапы в социальной жизни: поход в сад или школу, смену коллектива. К примеру, ребенок был привычный к одному кругу, а тут его переводят в новый класс, где у него нет друзей - настоящий стресс! В таких ситуациях родителю нет нужды беспокоится. Достаточно лишь выждать время, когда круговорот общения опять закрутится вокруг школьника.

Отдельно стоит рассматривать подростковую застенчивость, которая характерна именно для этого возрастного периода. Даже если ребенок был бойким и веселым, в этот “трудный возраст” он начнет сомневаться в себе и испытывать новые социальные страхи: осуждения, критики, непонимания, неприятия со стороны группы.

Многих подростков преследуют мучительные фантазии о том, что все за ним наблюдают, посмеиваются за спиной. Он может отказаться выступать на публике, чтобы не быть публично униженным. И это тоже нормально! Стоит терпеливо отнестись к этим особенностями, даже если они доставляют немало хлопот. Вполне вероятно, что уже через несколько лет от них не останется и следа.

Застенчивость как неумение коммуницировать

Очень часто мы путаем детскую стеснительность с банальным неумением вступать в диалог. Когда вы в очередной раз заметите, что с вашим малышом пытаются подружиться сверстники, а он разворачивается и бежит к вам, задайтесь вопросом: знает ли ребенок, что делать в такой ситуации?

Большинству детей крайне не хватает навыков социального взаимодействия. Мы просто не учим их правильному общению, а сами они не всегда справляются. Потренируйтесь вместе с малышом знакомиться, обмениваться игрушками, отвечать на простые вопросы. Для этого вы можете использовать фигурки, куклы, поучительные сказки. Если детей несколько - предложите разыграть несколько сценок с разными сюжетами.

Стоит отметить, что именно нехватка навыков общения у детей часто является источником не только робкого, но и агрессивного поведения по отношению к другим.

Застенчивость как черта характера

Да, вполне возможно, что робость и стеснительность - лишь проявление структуры личности вашего малыша, которая является врожденной. Плохая новость в том, что люди с такими чертами их не “перерастут”. Возможно, будут бороться с ними на протяжении всей жизни.

Но есть и хорошая новость - такие люди обладают множеством других, позитивных черт! Они более чувствительны, но при этом лучше понимают других людей. Впечатлительны, но способны к сочувствию. Им сложно пойти на первый контакт, но в близком общении они открыты, доверчивы и душевны.

Если ваш ребенок

впечатлительный, тревожный, склонен к страхам и переживаниям;

сторонится шума, сверстников, избегает незнакомцев;

неразговорчивый, напряженный даже в кругу близких;

сильно переживает из-за неудач, долго обижается, тяжело отходит от потрясений;

с беспокойных ситуациях склонен к проявлению таких симптомов на уровне тела как: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле.

то, скорее всего, робость является частью его врожденных особенностей. Такие дети обладают чувствительной нервной системой, им сложно выносить громкие звуки или яркий свет.

Они тяжело переносят расставание с родителями, даже временное. Если вы столкнулись с такой проблемой, обязательно прочтите мою статью “Ребенок боится оставаться без мамы”.

Я и сама в детстве была стеснительной…

Свою историю борьбы с робостью я рассказала на эфире “Ребенок стесняется”. Посмотрите его, чтобы узнать как помочь вашему малышу преодолеть это тревожное состояние. В видео вы найдете не только мой личный опыт, но и научные факты, проверенные многолетней практикой работы с детьми и их родителями.

стеснительный ребенок

Как проявляется стеснительность

Стеснительность не стоит воспринимать только как негативное качество. У него есть и положительные. С одной стороны стеснительность защищает детей от общения с незнакомцами и от опасных ситуаций. С другой - препятствует свободному общению и социализации.

Психолог Филипп Зимбардо говорит, что застенчивость – это последствия зацикленности на себе и зависимости от чужого мнения. Стеснительность проявляется, когда ребенок неожиданно оказывается в центре внимания. Например, его пригласили поиграть, прилюдно похвалили или попросили выступить на публике. У него появляется страх ошибиться или не оправдать ожиданий других людей. Он робеет и чувствует сильное желание уйти или спрятаться.

Часто случается, что стеснительность впервые проявляется именно в детском саду. Ребенок себя свободно чувствовал в кругу семьи, а рядом с незнакомыми людьми зажался. В период адаптации и привыканию к детскому садику - это нормальное поведение. Но если ребенок уже год ходит в сад и до сих пор боится заговорить с другими детьми или не хочет участвовать в играх, воспитателю следует обратить на это внимание.

Почему дети начинают стесняться

1 - Гиперопека и избалованность

Когда родители решают все вопросы и выполняют все действия за ребенка, они препятствуют развитию его самостоятельности. В непривычной ситуации, когда родителей нет рядом, ребенок теряется и чувствует себя беспомощным. Например, попадая в детский сад, такие дети становятся стеснительными.

2 - Тотальный родительский контроль

Это другая крайность. Ребенка заставляют бездумно следовать определенным нормам и требованиям. Полный контроль мешает развитию самостоятельности, творчеству и спонтанности. Контроль внушает страх ошибиться, нарушить правило. Когда в детском садике от ребенка нужна любая импровизация, он замыкается в себе. Диалог, игра, выступление - именно такие формы взаимодействия даются детям сложнее всего.

3 - Снижение самооценки

Если у родителей есть привычка сравнивать своего ребенка с другими детьми или принижать его способности и акцентировать внимание на недостатках, то ребенка появляется заниженная самооценка и робость. Такие ошибки могут допускать не только родители, но и воспитатели. Работая в группе, важно подчеркивать достоинства каждого ребенка и не сравнивать детей друг с другом.

Как подготовить стеснительных детей к выступлению

Чтобы помочь дошкольнику справится со стеснительностью и спокойно выступить перед зрителями, рекомендуем выполнить 9 шагов. Но не рассчитывайте на моментальные результаты. Продолжительность борьбы со стеснительностью индивидуальна для каждого.

2. Не давайте ему главную роль
Главная роль привлекает больше всего внимания. Не нужно использовать этот прием как средство борьбы со стеснительностью. Это только усилит страх ребенка перед сценой. Предложите ему скромную роль, в идеале без слов и в маске. А после выступления обязательно похвалите.

3. Поддерживайте и хвалите ребенка
Хвалите ребенка даже по мелочам. Это касается не только выступлений или подготовки к ним, но и ежедневной работы в группе. Искренняя объективная похвала помогает ребенку поверить в себя. То есть фразу “Ты самый лучший” вряд ли можно назвать объективной, ведь она ущемляет других детей. Хвалите умеренными фразами “Ты молодец”, “Ты хорошо справился”. Делайте это в присутствии родителей и других детей.

6. Находитесь рядом с ребенком во время выступления
Присутствие знакомых людей дает ощущение спокойствия и безопасности, поэтому оставайтесь в поле зрения ребенка во время его выступления. Если есть возможность, позовите родителей и родственников поддержать малыша. Ребенок должен быть уверен, что его поддержат в любой ситуации, даже если он забудет слова или не сможет рассказать стихотворение.

7. Помогите малышу прожить эмоции
Расскажите ему, что страх и волнение перед выступлением – это нормальные чувства, их испытывают все дети и даже взрослые. Просто кто-то может скрыть их и не подавать виду, а кто-то нет. Научите малыша справляться с волнением с помощью глубоких вдохов-выдохов или фокусируясь на приятных мыслях. Перед самим выступлением попробуйте провести практику “лист гнева”. Если ребенок боится или расстроен, позвольте ему выплеснуть свои эмоции на лист. Пусть он порвет лист или скомкает, чтобы вместе с листом избавиться от негативных эмоций.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по "звездной" шкале ниже, где 5 звезд - очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Ребенок 5 лет, девочка, очень стесняется разговаривать на людях, точнее она вообще не разговаривает нигде кроме дома, в садике молчит вообще. ни с кем кроме родных она вообще не говорит и не отвечает когда спрашивают, в садике уже говорят надо что то делать, а что делать я не знаю!

Ответы

Светлана

Стесняется или не разговаривает? Почему вы связываете молчание ребенка на людях со стеснением?

Если врачи решат, что ребенок здоров, тогда дело действительно в стеснительности (страхах, тревогах, неуверенности). В таком случае нужно будет пойти к детскому психологу. Психолог будет работать с девочкой. А вам, маме, нужно будет проконсультироваться с психологом, чтобы понять, какие ошибки в воспитании совершаете вы, и работать с ситуацией в семье в целом.

Олег Викторович

Здравствуйте Анастасия! На самом деле здесь нет повода для переживаний.Это пройдёт.Возможно уже через год.У меня сын тоже молчал в садике.Разговаривал только с родными через какое то время, придя домой… Потом это само прошло.Чтобы быстрее изменить ситуацию попробуйте перевести его в другую группу.Это очень интересный психотип.Интроверт.Ему не очень нравиться общение и большое скопление людей.Это нормально.
Еще бывает так, что судьба сводит одного психотипа с другим.И скажем воспитатель Конфликтёр по отношению к вашей девочке.Тут виноватых нет, не ребёнка стоит срочно переводить либо к другому воспитателю, либо в другой садик.
Самое главное давайте вашему ребёнку дома больше любви, тепла и защиты.И никаким образом не говорите и не показывайте, что с ней что то не то.Всё то.Это социум хочет подстроить всех под одну гребёнку.Но ребёнок может в это поверить и обрасти комплексами.
Удачи Вам, с Уважением Олег

Мирослава

С уважением. Мирослава

Понадобится помощь, поддержка, консультация, есть вопросы – обращайтесь, помогу с удовольствием и на вопросы отвечу!

Пожалуйста, оценивайте лучший, по вашему мнению, ответ!
Мы работаем для вас!


Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам — тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.

Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.

«Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, — добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. — Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.

Поощряйте самостоятельность

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Не формируйте картину мира, полную опасностей

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Объясните ребенку, что ошибки — это нормально

Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.

«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.

Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.

Хвалите вместо необоснованной критики

Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.

Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

Дайте ребенку право слова

Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.

Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша — что его беспокоит и тревожит.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Помогите ребенку расширить круг общения

Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Читайте также: