Письмо по памяти 4 класс 1 четверть школа россии

Обновлено: 05.07.2024

В начальной школе нередко встречаются дети, которые хорошо пишут диктанты, знают правила орфографии и пунктуации, а за письмо текста по памяти получают плохие отметки. В чём причина? Во-первых, в кратковременной памяти. Во-вторых, в рассеянном внимании. Как научить ребёнка писать тексты по памяти?

Для начала вспомним, что такое письмо по памяти. Это воспроизведение на бумаге заранее выученного текста. Текст даётся небольшой, обычно в стихотворной форме. В заученных строчках нужно правильно расставить знаки препинания и написать текст без ошибок.

Такой вид работы способствует развитию памяти и внимания ребёнка, улучшает орфографическую зоркость и пунктуационные навыки. Ещё К.Д. Ушинский рекомендовал письмо без помощи книги заранее заученных стихов и прозаических текстов.

Для учащихся первых классов письмо по памяти включает письмо букв, слогов, слов и простых предложений.

Начиная со второго класса, для письма по памяти используются отрывки из произведений детских авторов.

Алгоритм работы.

1. Знакомство с текстом. Ученики читают текст про себя, затем учитель читает вслух. Выясняют значение незнакомых слов и выражений.

2. Объяснение орфограмм, знаков препинания. Учащиеся находят орфограммы, объясняют их, подбирают, где нужно, проверочные слова.

3. Если текст стихотворный, то одним из этапов является внимательное рассматривание напечатанного: каждая строка стихотворения пишется отдельно и начинается с большой буквы.

4. Чтение по очереди каждой строки и словесное рисование. Ученики говорят, что они могут представить или нарисовать после прочтения каждой строчки или отрывка.

5. Заучивание текста. Дети читают текст несколько раз полушёпотом или про себя.

6. Работа в тетради. Дети записывают текст, выделяя орфограммы и расставляя знаки препинания.

7. Самопроверка. Ученики проверяют написанное.

Если ребёнку в классе трудно даётся письмо по памяти, он может дома потренироваться писать небольшие тексты. Можно брать отрывки из детских книг, соответствующих возрасту. Вот несколько вариантов.

Как ты мне родна:

1. Ребёнок читает стихотворение сам. Сначала про себя, потом вслух. После этого отрывок может прочесть кто-либо из взрослых.

3. Текст у нас стихотворный, следовательно, как и в большинстве стихов, каждую строку надо писать отдельно, с большой буквы. Внимательно рассмотреть расстановку знаков препинания: после первой строки - запятая, после второй строки – двоеточие, после третьей строки опять запятая, после четвёртой – точка.

4. Далее идёт словесное рисование или представление образных картин для лучшего запоминания стихотворения. Если ребёнку хочется сделать реальный рисунок на бумаге, пусть рисует! После первых двух строчек представляем себе зимнюю картину родной стороны: завораживающая тишина, белое снежное покрывало, широкие русские просторы, зимнее холодное солнце. После третьей строчки – белая равнина под снегом. После четвёртой – ночь, на небе полная луна, под лунным светом снег сверкает алмазами.

5. Ребёнок читает текст несколько раз и заучивает его: сначала про чудную картину родной стороны, потом про заснеженную равнину, потом про полную луну.

6. Далее идёт работа в тетради, ребёнок пишет текст, как запомнил, выделяет орфограммы.

7. Последний этап – проверка. Ребёнок сверяет свою работу с текстом в книге. Дома это можно сделать. В школе такая возможность предоставляется только учащимся 1-2 классов. Ученики третьих-четвёртых проверяют написанный ими текст без опоры на оригинал, т.е не заглядывая в учебник.

Надо помнить, что в 3-4 классах письмо отрывка по памяти может быть осложнено дополнительным заданием: вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, заменить выделенные слова синонимами и т.п. Но и дополнительное задание обязательно заранее прорабатывается учениками под руководством учителя.

Письмо по памяти относится к виду проверочных письменных работ, оценка за него обязательно выставляется в журнал.

Краткая аннотация: развитие орфографической зоркости.

ВложениеРазмер
pismo_po_pamyati_vsyo.doc 326 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ГИМНАЗИЯ № 5

Письмо по памяти

Ключевые слова: память, внимание, мышление.

Краткая аннотация: развитие орфографической зоркости.

Сочетания ча-ща, чу-щу

Правописание Ъ и Ь

Приставки и предлоги

Однородные члены предложения

Падежные окончания имён существительных

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

УЧЕНИЕ В ДЕТСТВЕ ТАК ЖЕ ПРОЧНО,

КАК ГРАВИРОВКА НА КАМНЕ.

Многие педагоги, к большому сожалению, недооценивают этот вид работы. А жаль.

Именно этот вид работы развивает орфографическую зоркость, внимание, мышление, обогащает речь, а это главное для успешного овладения языком.

Этим видом работы начала заниматься много лет назад. Мне случайно попалась брошюра Зайцева В.Н. "Резервы обучения чтению" (М.: "Просвещение", 1991) , а в ней "Тексты зрительных диктантов" разработанных профессором И.Т. Федоренко. Он жил в Харькове, где руководил лабораторией экспериментальной дидактики. (*дидактика - отдел педагогики, изучающий отдельные методы обучения). В его работе 17 наборов по 6 предложений . 1 набор начинается - в слове от 8 до 12 букв. Например. Тает снег. Детям даётся 4 минуты, чтобы прочитать, запомнить и написать предложение . В последнем наборе - букв уже 42 и 7 минут на запоминание . Со временем эти наборы предложений показались мне, неактуальны. Потому что , во-первых, предложения не связаны между собой по смыслу и в дальнейшем не используются на уроке , во-вторых , многие слова ушли в историю. И приходилось тратить много времени на их объяснение. Например, было предложение: Мичурин много и упорно работал. Если раньше фамилия учёного встречалась на уроках природоведения, при изучении темы "Растения", то сейчас этого нет. И вот при разборе предложения я объяснила детям кто такой Мичурин, чем занимался. В итоге одна девочка написала это предложение так: Мурчал, и упорно работал. После нескольких таких случаев я продолжила работу, немного изменив её.

Основа усвоения орфографии русского языка строится на запоминании правописания слов.

Например: словарная работа (Москва, солдат), написание слов с непроизносимыми согласными, которые порой не имеют проверочных слов (чувство), глагольных окончаний 1 и 2 спряжения (видеть, смотреть), двойные согласные (шоссе, аллея) и т.д.

Роль памяти в обучении русскому языку очень велика. Без функции памяти человек не может мыслить, рассуждать, делать выводы. Содержание памяти используется человеком в разных видах деятельности: в труде и учении, в работе. Без памяти не может возникнуть деятельность воображения, развиваться фантазия, творчество.

Особенно важна степень владения человеком своей памятью, т.е. умение использовать различные способы, обеспечивающие наилучшие результаты запоминания и применения сохраненного памятью в жизни.

Существует несколько видов памяти:

1. Моторная (двигательная) память.

2. Образная память.

3. Эмоциональная память.

4. Словесно – смысловая память.

У каждого ребенка виды памяти развиты по-разному.

Отсюда можно сделать вывод : главная задача педагога – развивать разные виды памяти.

1. Моторная память.

Утопает в листьях сад,

Листья грустно шелестят.

Детям предлагается немного пофантазировать, представить себя осенними листочками, показать в движении листопад.

2. Образная память.

При запоминании отрывка и его написании, у учащихся возникает определенная картина осени. Поэтому не составляет особого труда запомнить такого типа четверостишия.

3. Эмоциональная память.

Мы любим дни морозные,

Катка упругий лед,

Ночное небо звездное,

И шумный Новый год

Надолго сохранится в памяти это четверостишие, потому что Новый год – один из самых любимых праздников детворы. В воображении детей ярко предстанут дед Мороз с подарками, новогодняя елка с сюрпризами, зимние игры: катание на коньках, санках.

4. Словесно – смысловая память.

Петь он любит на рассвете.

Дети легко запомнят правописание слов, окрашенных смысловым оттенком.

Все это развивает зрительную память и слуховую .

Если регулярно проводить эту работу, то со временем дети будут видеть и слышать в каждом слове орфограмму.

Из опыта работы видно, что многие слова дети стали писать интуитивно.

1. Чутье, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего–нибудь.

2. В философии: непосредственное постижение истины без предварительного логического рассуждения.

Если вести эту работу систематически в начальной школе, то в средней школе дети без особого труда смогут подобрать эпиграф к любому сочинению, закончить его.

Очень часто на уроках русского языка учителя практикуют такой вид работы, как письмо с пропусками орфограмм. Я считаю, что этот вид работы нецелесообразен, так как ученик концентрирует свое внимание на пропущенных орфограммах, оставляя без внимания правописание остальных слов.

Именно поэтому, вставив пропущенную букву и объяснив ее написание, часть детей, допускает в этом слове ошибку, если оно встретится в тексте без пропуска. А в тех словах, которые учитель оставил без внимания, дети допустят массу ошибок.

Когда начала эту работу, то пришла к выводу, что сразу указать на орфограмму дети не могут.

Нужна кропотливая работа по развитию орфографической зоркости.

Проводить её рекомендуется на каждом уроке!

На первом этапе /1 класс/, учителю можно самому выделить орфограммы, а задача детей – объяснить их.

На втором этапе /2 класс/, учитель обращает внимание только на те, орфограммы, которые детям еще не знакомы, а остальные орфограммы дети выделяют самостоятельно.

На третьем этапе /3 класс/ можно предложить детям самим указать все изученные орфограммы и найти слова, написание которых вызывает затруднение.

Например : Мы покинем кров домашний,

Чтоб на стрелки поглядеть,

Чуть взойдет над Спасской башней

Солнце красное, как медь . /С. Маршак/

Например : Я , как мама , не люблю

В доме беспорядка.

Ровненько да гладко. /Е. Благинина /

Через речку - ручеек

Через речку – ручеек

Перебраться можно! /Е. Благинина/

Навык считается сложившимся, человек считается грамотным:

  1. Если процесс письма (чтения) протекает на семантическом уровне: схватывается смысл речи, осознаются значения слов и значение морфем – значимых частей слов.
  2. Если в процессе усвоения русского языка принимают участие в работе зрительно-слуховая память, словесно-смысловая память, эмоциональная память, образная память.
  1. Заглавная буква
  2. Жи – Ши
  3. Ча – Ща, Чу – Щу,
  4. Чк – Чн и т.д.

Это поможет учителю в работе.

Этим видом работы начала заниматься давно. Он апробирован на классах ЗПР, общеобразовательных классах и гимназических.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Развитие речи. Письмо по памяти сравнительного описательного текста

учитель начальных классов

Восьмое февраля. Изложение.

Знакомимся с текстом!

  • Определите тему текста.
  • Подберите к тексту заголовок.

Лосиха и лосёнок

  • Найдите и прочитайте в тексте описание лосихи.

Лосиха и лосёнок

  • Найдите и прочитайте в тексте описание лосёнка.
  • Для чего автор даёт сравнительное описание?

Лосиха и лосёнок

Как данные объекты связаны

шерсть, как щетина

тоненькие - тоненькие ножки

что относится к лосихе?

шерсть, как щетина

тоненькие - тоненькие ножки

что относится к лосёнку?

лиственное дерево или кустарник семейства берёзовых.

Обычно у лосихи в июне рождается один лосёнок, но старые опытные самки могут рожать двойни. Малыш имеет светло -рыжий окрас и может вставать через несколько минут после рождения, а через 3 дня уже свободно передвигается.

На протяжении 4 - х месяцев лосиха кормит детёныша молоком. Молоко содержит больше белков, чем молоко коровы в 5 раз, поэтому лосята растут, как на дрожжах и уже к осени их вес составляет не меньше 160 килограммов.

Работаем с планом текста!

В погожий летний день в чаще леса у лосихи родился лосёнок.

1. Родился лосёнок.

Работаем с планом текста!

2. Лосиха и лосёнок.

Лосиха была огромная, больше домашней коровы. Шерсть у неё серая, жёсткая, как щетина. Лосёнок родился маленький, рыженький, совсем как домашний телёнок. Ножки тоненькие -тоненькие — кажется, на таких и стоять нельзя: сейчас переломятся.

Работаем с планом текста!

3. У ручья в зарослях.

Мать и сын лежали у ручья в густых ольховых зарослях.

В погож__ летн __ день (в) ч __щ__ леса р _ дился (у) л _ сихи л _ сёнок. _______ была огромн __ , больше д_машней ___ . Шерсть у неё сер _ , жёстк __ , как щетина. ____ р _ дился маленьк __ , рыженьк __ , совсем как д _ машн __ т _ лёнок. Но __ки тоненькие - тоненькие - кажется (на) них и ст __ ять нельзя: сейчас (п _ р _) ломятся. ____ и ____ л_ жали (у) руч __ я (в) густых ольховых зарослях.

Записываем текст по плану, выделяя части и вставляя пропущенные слова и орфограммы!

В погожий летний день в чаще леса у лосихи родился лосёнок. Лосиха была огромная, больше домашней коровы. Шерсть у неё серая, жёсткая, как щетина. Лосёнок родился маленький, рыженький, совсем как домашний телёнок. Ножки тоненькие-тоненькие — кажется, на таких и стоять нельзя: сейчас переломятся. Мать и сын лежали у ручья в густых ольховых зарослях.

Подведём итоги работы!

  • Какой вид работы выполняли на уроке?
  • Какая особенность у этого текста изложения?
  • Сколько частей в тексте изложения оформили?
  • Получился ли у вас связный текст?
  • Какие затруднения возможно у вас возникли?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материаал к урокам русского языка. Можно использовать со второго по четвёртый классПисьмо по памяти (наизусть) – один из эффективных приёмов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову, для развития орфографической зоркости, пунктуационных навыков учащихся.Развивает зрительную память.Большой спектр как орфографических,так и грамматических заданий.Можно использовать на любом уроке..Можно использовать в качестве минуток чистописания.Заучивание текста наизусть способствует тренировке памяти ребёнка (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. В памяти ребёнка остаются, переходят в активный словарь словосочетания, фразы, крылатые выражения, отдельные поэтические строфы, в которых в яркой и образной форме описано какое-то явление природы, состояние души.

Читайте также: