Реализация аксиологического подхода в доу

Обновлено: 05.07.2024

Курс теории и методики экологического образования дошкольников является одним из основных курсов в профессиональной подготовке студентов к работе в дошкольных учреждениях и колледжах.

Целью данного курса является подготовка педагога, владеющего современными приемами и методами и способного осуществлять учебно-воспитательный процесс в дошкольных учреждениях и колледже.

1. Повышение теоретической и прак­тической подготовки студентов в области естествознания, имеющих научное мировоззрение, понимающих значимость окружающего мира.

2. Формирование практических умений и навыков в планировании и проведении учебно-воспитательной работы, кружковой работы, работы с родителями.

3. Формирование умений организовывать и обеспечивать материально - технические условия для проведения работы по экологическому образованию и воспитанию детей в дошкольных учреждениях.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знание: теоретического материала об окружающем мире, о ценности природы и её обучающих и воспитывающих функциях, о законах формирования природных систем и их саморегуляции.

Умение: владеть современными методиками преподавания дисциплины в ДОУ и колледже.

Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоёмкость дисциплины
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С)
Лабораторные работы (ЛР)
И (или) другие виды аудиторных занятий
Самостоятельная работа
Курсовая работа
Расчётно-графические работы
Реферат
И (или) другие виды самостоятельной работы
Вид итогового контроля (зачёт, экзамен) зачёт экзамен

Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий.

Содержание разделов дисциплины.

4.2.1. Природа как самоценность. Природа в жизни человека.Понятие о неживой и живой природе. Понятие о Космосе. Земля – планета Солнечной системы. Понятие о жизни и ее свойствах. Биологические основы построения системы знаний о живой природе. Понятие о систематике живых организмов. Таксономические категории органического мира - вирусы, дробянки, грибы, расте­ния, животные, их важнейшие отличительные черты. Взаимосвязь истории Земли и основных этапов расселения расте­ний и животных. Проблема взаимоотношений между организмами. Понятие о биоценозах и экосистемах. Понятие об ареале, флоре и фауне. Биосфера. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живого вещества в эволюции биосферы.

4.2.2. Обучающая и воспитывающая функция природы.Современные исследования о роли природы во всестороннем вос­питании детей. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления их с природой. Разнообразие свойств и качеств объектов природы, как источник сенсорного развития детей. Системность знаний детей о природе, как одна из основ их умственного развития. Формирова­ние системы знаний на уровне представлений и элементарных понятий. Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами природы. Познание окружающего мира и получение возможности приспособиться к среде обитания. Деятельность человека в природной среде. Естественнонаучные открытия, развитие наук, изучающих окружающий мир.




4.2.3.Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения.Становление и развитие экологического образования детей как науки. Место методики экологического образования детей в системе педагогических наук; связь с дошкольной педагогикой, детской психологией. Использование основных научных понятий современ­ного естествознания при разработке программных знаний, умений, навыков.

4.2.5. Накопление эмоционально - положительного опыта общения детей с природой. Формирование готовности ребёнка к правильному взаимодействию с окружающей природой

Природа как фактор общего психического развития ребенка. Экологическое образование и воспитание как способ регулирования взаимоотношений человека с природой. Формирование системы знаний о предметах и явлениях природы.

4.2.6.Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания. Воспитание познавательного отноше­ния к природе, формирование трудовых умений и навыков, воспитание интереса к труду в природе. Развитие эстетического восприятия природы. Элементы охраны природы.

4.2.7. Современные программы экологического образования. Краткая характеристика и сравнительный анализ современных программ по экологическому образованию дошкольников: Ашиков В.И., Ашикова СГ. " Семицветик": Программа и руко­водство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста /М. 1998., Николаева С.Н. Экологическое образование дошкольников. / М. 1997 г., Николаева С.Н. Юный эколог./ М,1999 г., "Радуга" Программа и руководство для воспитателей детского сада. М. Просвещение 1999., Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М. 2001.

Сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании и его реализация в дошкольных учреждениях.

Основы построения системы знаний о многообразии природы, формирования у детей представлений о многообразии растений и животных, об их взаимодействии со средой обитания. Усвоение знаний об окружающем мире и формирование умений использовать эти знания детьми дошкольного возраста. Развитие мышления, воображения, восприятия в процессе ознакомления с окружающим миром, формирование понятий об окружающем мире на уровне представлений. Формирование экологической направленности личности дошкольника. Критерии сформированности экологической воспитанности.

4.2.9. Педагогические условия экологического образования. Научная разработка проблем экологического воспитания детей на современном этапе.Принципы отбора содержания знаний детей дошкольного возраста о природе. Принцип научности: отбор содержания системы знаний для детей, исходя из ведущих природоведческих идей и понятий (понятие живого и неживого, понятие единства организма и среды и т.д.) Принцип доступности. Краеведческий принцип в подборе материала. Системность знаний – основа формирования миропонимания. Необходимость использования разнообразных методов и приемов ознакомления детей с природой. Взаимосвязь методов. Приоритет методов, обеспечивающих непосредственное и действенное ознаком­ление детей с природой (наглядные и практические). Наглядные методы. Наблюдение, как основной метод познания природы, основа формирования реалистических представлений и по­нятий детей о природе, элементов материалистического миропонима­ния. Практические методы. Несложные опыты, как методы ознакомления детей с природой. Игры. Труд детей в природе как один из основных методов озна­комления с природой, его воспитательно-образовательное значение. Виды труда в природе. Уголок природы и участок детского сада, как основная база ознакомления детей с природой. Словесные методы. Рассказы воспитателя о предметах и явле­ниях природы, Природоведческая книжка в экологическом образова­нии и воспитании детей. Беседа. Виды бесед с детьми о природе и их содержание. Роль словесных методов в систематизации знаний детей о природе.

Задачи курса, связь его с другими дисциплинами, Основные разделы программы. Формы организации работы по экологическому образованию: занятия как форма экологического образования; экскурсии и целевые прогулки. Организация повседневных наблюдений детей в уголке природы. Организация труда детей в уголке природы. Элементарная поисковая деятельность в работе с детьми стар­шего дошкольного возраста.Методы преподавания: лекции, бе­седы, практические занятия, работы на участке. Экскурсии в природу с учащимися. Кабинет природоведения в педколледже. Работа учащихся в кабинете.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СО СКАЗКОЙ

Аннотация : Данная статья посвящена специфике использования сказки в процессе развития речи дошкольников. Чтение и рассказывание сказок в раннем и дошкольном детстве имеет огромное значение для воспитания и развития детей.

Summary: This article deals with the specifics of the use of fairy tales in the development of preschool speech. Reading and telling stories in the preschool and early childhood is of great importance for the education and development of children.

Ключевые слова: Аксиология, сказка, речь,

Keywords: Axiology, fairy tale, speech,

Воспитание – это система передачи и привития ценностей. Ведь русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Ее отличает глубина идей, богатство содержания, поэтический язык и великая воспитательная направленность. Учитывая это, необходимо таким образом вести работу со сказкой, чтобы дети понимали эту ценность. Для детей детского сада можно использовать игру, но при этом отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит инициировать у детей умения нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказки, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственно сказки.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

К сожалению, сегодня у многих детей старшего дошкольного уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.

А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей: Словаря; Грамматического строя; Диалогической и монологической речи; Совершенствованию звуковой стороны речи.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели “одну забаву”, достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований этих великих личностей была построена современная концепция работы со сказкой [2,c.70]

Сказка, – говорил Э. Фромм, – также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством [3,c. 61].

О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали такие ученые как М.-Л. фон Франц , А. Адлер, Э. Берн , Б. Брун, Э. Пендерсон, В. П. Аникин и другие.

Практика показывает также, что если ребенок старшего дошкольного возраста приучается осознавать то, что он видит и слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает в такой области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру. Решению этих и многих других проблем активно помогает включение сказки в занятия с детьми, с ее помощью активизируются процессы мышления, улучшается мелкая моторика пальцев рук и речевого аппарата, общие движения тела, а также совершенствуются эмоционально-волевые процессы [4,c.56].

Последние десять лет неоднократно обсуждался вопрос о том, полезна ли работа со сказкой. Конец века все поставил на свои места и сегодня метод работы со сказкой активно разрабатывается в нашей стране многими известными психологами, педагогами и логопедами.

Работая над проблемой речи на занятиях по русским народным сказкам, можно придти к выводу, что планомерное, систематическое использование русских народных является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Список использованной литературы

Ильин В. В. Аксиология. — М.: Изд-во МГУ, 2005. — 216 с

Фромм Э. Искусство любви. Минск: “Полифакт”, 1991. – 80 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. СПб.: “Речь”, 2001. – 176 с.

Становление ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения личности является сущностью аксиологического подхода. Данный подход определяет всех участников педагогического процесса активными ценностно-мотивированными субъектами деятельности, которые выстраивают субъект-субъектные отношения в ходе духовно-практической деятельности и создают благоприятную психологическую атмосферу. Главной задачей аксиологического подхода выступает раскрытие ценностей как сущностных сил личности, её интеллектуального, нравственного, творческого потенциала.

В ходе освоения программы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования осуществляется овладение ценностями младшими школьниками и их субъективация. Именно уровень субъективации нравственных ценностей является показателем личностного развития учащегося, а значит и показателем результативности реализации программы.

Следовательно, формируя иерархию образовательных ценностей, аксиологический подход определяет ценностное сознание, ценностное отношение и ценностное поведение учащегося. А приоритетной задачей аксиологического подхода при разработке и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального образования является осуществление процесса преобразования широкого круга базовых национальных ценностей современного общества в субъективно значимые, устойчивые жизненные ориентиры личности младшего школьника, необходимые для его успешного самовоспитания и самореализации.

Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлена на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения [4]. Это сложный процесс, который происходит на уровне мыслей, чувств и воли личности человека. В связи с этим, нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:

-нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;

-нравственного облика: терпения, милосердия, кротости, незлобивости;

-нравственной позиции: способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

-нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли [4].

Нравственное воспитание (грамотное, целенаправленное или протекающее стихийно) начинается уже с получения малышом первого социального опыта. При постепенном расширении взаимодействий его с другими людьми, увеличении социальных связей и отношений между ними результаты такого воспитания усиливаются и оставляют все более глубокий след в формирующемся характере ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются первые глубинные представления о наиболее общих моральных понятиях, которые выражаются, прежде всего, в эмоциональном отношении ребенка к ним и стремлении действовать в соответствии с ними. На этих представлениях строится внутренний стержень личности человека – его отношение к себе и окружающим людям, к миру в целом. Именно в этот период закладываются интерес, уважение, любовь к своей стране, к своему краю, к своему городу к своей семье.

Чувство нравственности и патриотизма, любовь к Родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего детства. Дошкольное детство - время становления личности. Именно в этот период закладываются интерес, уважение, любовь к своей стране, к своему краю, к своему городу к своей семье.

В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять границы представлений детей о Родине, включая исторический аспект, связанный со становлением Руси, важными историческими событиями в жизни России. Рассказывая старшим дошкольникам об исторических событиях России, о ее людях, включая их в проектную деятельность, мы стараемся дать импульс формирования духовности, нравственности, патриотизма, гражданственности воспитанникам, а включая родителей в этот процесс, вспомнить о своих корнях, о своих предках, о членах семьи, которые участвовали в Великой Отечественной войне, пережили блокаду Ленинграда.

В результате осуществления этого вида деятельности дети обогатили свой опыт в соответствии со своими возрастными особенностями о своей стране; основных народных праздниках, обрядах и традициях; о главных исторических лицах России и героях великой Отечественной войны, о жителях блокадного Ленинграда, наблюдается развитие устойчивого интереса к изучению истории, искусства и традиций своей страны не только у детей, но и у большей части родителей: родители вместе с детьми стали чаще совершать прогулки и экскурсии по городу; с каждым разом все более активно включались в деятельность по выполнению совместных творческих заданий, организации и проведении праздников.

В связи с проводимой работой по формированию нравственности и патриотизма появилась потребность поделиться своим опытом с коллегами, повысить профессиональную компетентность педагогов в области развития нравственности и патриотических чувств у детей, обогатить содержание проводимой работы, разнообразить виды деятельности. Было принято решение об установлении сотрудничества (сетевого взаимодействия) между ГБДОУ детским садом № 60 Фрунзенского района Санкт-Петербурга и ГБДОУ детским садом № 63 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

В рамках сетевого взаимодействия в 2013-2014 уч. году проводился обмен опытом педагогов наших учреждений в форме семинаров, консультаций.

При разработке проекта учитывались комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с учетом традиций, сложившиеся в наших учреждениях, желание и возможности педагогов и воспитанников.

1. Воспитанники старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

2. Родители (законные представители) воспитанников.

3. Заведующие учреждениями.

4.Старший воспитатель, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе.

6. Детская библиотека № 9 «Сказка, заведующий.

8. Совет ветеранов Фрунзенского района, жители блокадного Ленинграда, председатель Совета ветеранов, ветераны, жители блокадного Ленинграда.

Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.

Срок реализации : долгосрочный (сентябрь-май)

Цель проекта : формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к городу, стране на основе расширения представлений детей о событиях военных лет, о городе-герое Ленинграде, о ленинградцах, живших и защищавших город в годы Великой Отечественной войны.

Задачи проекта : (для детей)

  1. Пополнение знаний детей о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; ознакомление с историческими фактами военных лет.
  2. Формирование у детей интереса к истории своего города, событиям прошлых лет.
  3. Обобщение и систематизация знаний детей о городе Ленинграде в годы Великой Отечественной войны, людях, отстоявших город-герой.
  4. Ознакомление с памятниками и памятными местами, связанными с событиями Великой Отечественной войны Санкт-Петербурга.
  5. Формирование коммуникативных навыков детей, знакомство с произведениями художественной литературы и музыки военных лет.
  6. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к участникам Великой Отечественной войны, блокадникам, памятникам войны.

Задачи проекта: (для педагогов)

  1. Создание в ГБДОУ предметно-развивающей среды для реализации проекта.
  2. Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
  3. Повышение профессиональной компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания.

Задачи проекта : (для родителей)

  1. Привлечение родителей к нравственно-патриотическому воспитанию ребенка в семье через знакомство с военным прошлым своей семьи, нашего города и страны.
  2. Формирование у родителей активной позиции в воспитании у детей чувства патриотизма.
  1. Создание единого образовательного пространства через совместную деятельность педагогов, родителей и ребенка.

На уровне ребенка:

Обогатятся представления детей о защитниках Родины в годы Великой Отечественной войны, героизме жителей Ленинграда, детей в годы блокады;

Появится чувство гордости за стойкость и самоотверженность земляков в период Великой Отечественной войны;

Сформируется внимательное и уважительное отношение у детей старшего дошкольного возраста к ветеранам Великой Отечественной войны, блокадникам и пожилым людям, желание оказать им помощь и заботу; умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной и коллективной деятельности.

На уровне педагогов:

Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства.

Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

Повысится способность педагогов обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов, акций патриотической направленности.

На уровне родителей воспитанников:

Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции, улучшится взаимопонимание родителей с детьми через совместную творческую деятельность.

Мероприятия проекта в рамках сетевого взаимодействия

Читайте также: