Развод надера и симин краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Тема супружеского развода питает мировой кинематограф с момента его рождения. Кочуя из фильма в фильм, она, казалось, давно должна была девальвироваться и превратиться в штамп. Но не тут-то было. Именно развод как сюжет стал лакмусовой бумажкой того, что происходит в той или иной стране, в тот или иной период. Взять хотя бы вторую половину прошлого века. В 60-е годы во Франции появляется "Супружеская жизнь", в Италии — "Развод по-итальянски", в США 70-х — "Крамер против Крамера". Эти картины остались свидетельствами как незыблемой прочности национального менталитета, так и революций и кризисов в социальной и моральной сфере.

Теперь очередь дошла до Ирана. Имидж этой страны формируется постоянным фоном ядерных угроз и политических репрессий. Между тем иранское кино после распада СССР заняло вакантное место советского, провозглашая гуманистические ценности и показывая иранцев в своей массе добрыми, отзывчивыми и порядочными людьми. В последнее время, однако, иранские кинематографисты стали позволять себе критику общества — за что некоторые поплатились свободой и правом работать в профессии.

Фильм Асгара Фархади "Развод Надера и Симин" не перешел той грани, за которой начинаются цензурные гонения. И он же принес своей стране признание за рубежом: завоевал на Берлинском фестивале главный приз "Золотой медведь" плюс два "Серебряных медведя" — за лучшие актерские ансамбли, мужской и женский. Причем никто не выражал недовольства из-за концентрации призов в одних руках: фильм оказался бесспорно лучшим в программе фестиваля, а иранские исполнители обоего пола, чьи имена за рубежом никому ничего не говорят, явно переигрывали штатных голливудских звезд.

Речь в картине идет всего лишь об одном частном случае — о разводе супружеской пары из хай-мидл-класса. Но сколько мы узнаем и о классовом расслоении иранского общества, и о кафкианской бюрократии, и о диких парадоксах фундаменталистской морали! Развод назревает в семье потому, что Симин хочет уехать за границу, не видя для своей дочери будущего на родине, Надер же отказывается эмигрировать из-за больного отца. Он нанимает сиделку из бедной семьи, но та явно не справляется со своими обязанностями, к тому же ее терзает "религиозный вопрос": имеет ли она право поменять штаны обмочившемуся старику, ведь для этого придется к нему прикоснуться?


В результате конфликта хозяин грубо выставляет сиделку за дверь, она падает с лестницы, а на следующий день у нее происходит выкидыш. Надера обвиняют в убийстве, и ключевым становится вопрос: знал ли он, что сиделка беременна? Этот вопрос волнует не только иранскую Фемиду, для которой детектором лжи служит Коран, но и дочь Надера и Симин — Термех. Именно глазами девочки мы воспринимаем ситуацию двойной морали, столь типичную для авторитарных обществ.

Асгар Фархади дает настоящий мастер-класс драматургии и режиссуры, высекая из самых рутинных бытовых ситуаций почти хичкоковский саспенс и смело смешивая драматические краски с комедийными. Здесь чувствуется мощная школа иранского неореализма и доверие к неотрепетированным фактурам жизни. Особого внимания заслуживают диалоги: они интонационно монотонны, подробны и могли бы показаться просто скучными, если бы режиссер не ухитрялся каждый раз выводить их на уровень некоего философского обобщения. Здесь есть какое-то восточное колдовство — вероятно, идущее от суфийских мистиков и средневековых персидских поэтов.

Развод Надера и Симин кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Асгар Фархади

Асгар Фархади

Асгар Фархади , Негар Эскандарфар

Лейла Хатами , Пейман Моади , Сарина Фархади , Сарех Байат , Кимиа Хоссеини , Шахаб Хоссейни , Бабак Карими , Али-Ашгар Шахбази , Ширин Язданбакхш

Супруги Надер и Симин решили уехать из Ирана в поисках лучшей жизни. Но в один момент Надер все-таки решает остаться рядом со своим отцом, страдающим болезнью Альцгеймера. Симин подает на развод в надежде уехать с их 11-летней дочерью, но судебное решение оказывается не в ее пользу. Дочь, тем временем, надеется, что мама одумается и вернется.

последнее обновление информации: 21.10.14

Премия "Оскар" (2011):
Лучший фильм на иностранном языке

"Золотой медведь" за лучший фильм на МКФ в Берлине 2011

Два "Серебряных медведя" за лучшую мужскую и женскую роли на МКФ в Берлине-2011

Гран-при II-го Санкт-Петербургского Международного кинофорума 2011

Гран-при на МКФ в Ереване "Золотой абрикос"-2011

Претендент от Ирана на премию "Оскар"'2012 в категории "Лучший фильм на иностранном языке"

критика

Картина начинается с того, что элитарная иранская семья разводится — этим же она и кончается. Но в промежутке происходит столько всего, что изначальный конфликт (жена хочет уехать с дочерью за границу, муж не может оставить больного отца) отходит на десятый план по сравнению с теми испытаниями, что приходится пережить героям. <>
Фильм, наполненный духом морального беспокойства, напоминает о великих традициях европейского кино — притчах Брессона и Кесьлевского (а по искусству саспенса — о детективах Хичкока), но при этом ни на миг не отрывается от иранской почвы. <>
Великолепно обрисована атмосфера в учреждениях иранской юриспруденции: бюрократическая казуистика здесь достигла совершенства, и любой человек, независимо от пола и положения в обществе, не может быть защищен от карающей руки. Коран здесь выступает в роли детектора лжи, а женщина, намеренная выехать за границу, сразу попадает под подозрение.
Это уже совсем не то старое доброе гуманистическое иранское кино, которое мы знаем по ранним лентам Аббаса Киаростами, Мохсена Махмалбафа, Джафара Панахи. Картина иранского общества перестала быть идилличной, покровы мифа спали, в мифологию вторглась суровая реальность.

Содержание

Сюжет

Надер и Симин прожили в браке 14 лет, у них есть одиннадцатилетняя дочь Терме. Симин хочет уехать из страны, однако Надер отказывается, поскольку его отец страдает от болезни Альцгеймера и требует постоянного присмотра. Разногласия в семье приводят к тому, что Симин подаёт на развод. Она надеется уехать из страны вместе с дочерью, которая очень привязана к отцу. А пока идет дело, Симин перебирается к своей матери. Надер, который остается жить вместе с Терме и отцом, вынужден нанять для присмотра за стариком постороннюю женщину по имени Разие. У той свои проблемы: её муж давно сидит без работы, её обязанности няньки при пожилом человеке входят в противоречие с требованиями её религии; к тому же, она беременна.

В ролях

  • Пейман Моади — Надер
  • Лейла Хатами — Симин
  • Саре Баят — Разие
  • Шахаб Хоссейни — Ходжат
  • Сарина Фархади — Терме
  • Марила Зареи — госпожа Гараи
  • Али-Асгар Шахбази — отец Надера
  • Бабак Карими — следователь
  • Кимия Хоссейни — Сомайе
  • Ширин Язданбакш — мать Симин
  • Сахабану Золгадр — Азам

Критические отзывы

Награды и номинации

Примечания

Ссылки

Победители (1947—1960) · Победители (1961—1980) · Победители (1981—2000) · Победители (2001 — настоящее время)

Мёд (2010) • Развод Надера и Симин (2011) • Цезарь должен умереть (2012)


Сюжет: Пара, прожившая вместе довольно долго (их дочери 11 лет) решает развестись из-за того, что Надер (отец семейства) решил не ехать вместе с Симин в другую, более благополучную страну. Причина у него самая что ни на есть уважительная – его отец болен болезнью Альцгеймера и нуждается в постоянном уходе. Суд им отказывает в разводе, но Симин всё равно собирает свои вещи и уезжает к родственникам. Дочь остается с отцом и больным дедушкой. И вот тут начинается самое интересное - для присмотра за дедом нанимают сиделку. Все эти события приводят к довольно печальным последствиям для двух семейств – непосредственно главных героев и семьи сиделки. Раскрывать дальнейший сюжет не вижу необходимости, т.к. просто будет не интересно смотреть.

Мои впечатления:

Во – первых – это фильм о другой культуре, на которую очень интересно посмотреть. Честно говоря я думала, что положение женщин в Иране намного хуже, на самом же деле – всё не так страшно, как я себе представляла.

Во – вторых, и, как мне кажется, эта мысль пропитывает весь фильм – не бывает безнаказанных поступков. Каждый, пусть на первый взгляд даже безобидный поступок, имеет свои последствия. Сожалеть об этих последствиях можно потом всю жизнь (а можно конечно и радоваться этим последствиям, но не в этом фильме).

В-третьих – динамика у фильма довольно вялотекущая, но при этом нет желания нажать на паузу. В фильм погружаешься. Саундтрек кстати напрочь отсутствует, что для данной картины только плюс.

Ну и в завершении – игра актёров мне понравилась, ни к кому никаких замечаний нет При этом практически все актёры и актрисы отличаются очень красивой внешностью, что не может не привлекать, ведь на красивых актёров всегда приятно посмотреть.

Ввиду всего изложенного ставлю фильму твёрдую 4 и рекомендую его к просмотру.

Читайте также: