Развлечение покровские посиделки в доу

Обновлено: 05.07.2024

Создание радост ного, п раздничного на строения у участников праздника.

Расширение п редставлени й о традициях православ ной России.

Формирова ние духовно - нравствен ной культу ры дошколь ника на осн ове

Обучающая: Фор мировать п редставления детей о тра дициях и обычая х русской

народной культ уры, прод олжать знаком ить с русским н ародным тв орчеств ом

Развивающие : П ознакомить с ос новным прав ославным праздником Пок рова

Пресвятой Бог ородицы, народной тр адиции обращ ения о засту пничестве к

Способствовать раз витию комм уникативны х качеств вооб ражения и тво рческих

Воспитательные: Воспитывать и нтерес к быт у, традициям и обычаям наши х

предков чувство уважения к народной к ультуре. Воспитывать позн авательный

интерес к ист ории возникнове ния одног о из главных п равославных п раздников в

Предварительная работа : Беседа о возникновен ии праздн ика Покрова

Пресвятой Бог ородицы. Разучивание п есен, хорово дов, стихотв орений, игр.

Наблюдения в природе, беседы на тему осени, знакомство с труд ом на селе,

Знакомство с пословицами и поговорка ми о труде и масте рстве, чтен ие русских

Оборудование: муз ыкальный центр , ноутбук, мультмед ийный пр оектор,

Костюмы: Русски й сарафан, с коморох ( взрослые); р усские наро дные костюм ы

Оборудование д ля игр и эстафе т: 3 средних обруч а,1 большой, л истья из

бумаги трёх цвет ов (зел ёные, желтые и белые); по 2 столика, по 1 сковор оде и

стопочка бумажн ых блинчи ков по коли честву игроков в команде, тар елочками

по числу коман д; одинаков ые по величи не клубочки нито к с записоч кам и

пожеланиями п о количеств у участнико в; по10 деревян ных брусков из

конструктора н а каждую ком анду по 1об разцу карт инке как выложить

поленницу; мяч и с ушками по числу ком анд, орие нтиры;1 бол ьшое лёгкое,

прозрачное по крывало; угощение для вс ех участни ков пра зд ника.

Дети под Русск ую народную хороводную музыку прохо дят в зал, где их

Хозяйка: А тепе рь мы посидим, друг на друга поглядим. В от и наст упил месяц

октябрь. В октя бре лист с дерева облета ет – кружится, неда ром и зовут ег о –

месяц - лист опадник, месяц - предз имник. Расс кажите, д ети, какие п риметы

Скоморох: Октя брь пришел – Покров п ринес. Говорят, чт о с Покр ова до обеда

стоит осень, а п осле обеда – зима. По Покров у судили о погоде: "На Покров

ветер с востока - зи ма будет х олодная". "Как ов Покров, так ова и зима". И еще о

"Если в этот день в етер с севе ра - быть холо дной зиме; с

Скоморох: Предлаг аю поиграть и свои ков ры соткать.

Дети формируют три команд ы. Возле каждой к оманды по одному п устому

листьями трё х цветов (зел ёные, желтые и белые). Кажда я команда долж на

выложить свой к овёр на холст е:1 кома нд выкладыва ет зелё ный ковёр , 2

команда – жёлты й 3 команда - белый. П обеждает та кома нда, которая пе рвая

Хозяйка: К праз днику По крову крестья не топили пе чи, пекли бли ны.

Дети формируют три команд ы. Возле каждой к оманды на столике п о одной

сковороде и сто почка бумаж ных блинч иков. На против оположной сто роне зала

стоят столики с пустыми тарел очками д ля блинов. Перв ый участник б ерёт

сковороду, кла дёт блинч ик бежит на противоположн ую сторон у зала к своему

столу и выкла дывает блин чик на тарел очку, возвращается о братно, пере даёт

сковороду след ующему участнику. По беждает та к оманда, кот орая первая

Хозяйка: Зато пили печь, побаловал и до мового, можно и на лавке поси деть, да в

окошко погля деть. С Покрова дня во всей Росси и начинались рег улярные

девичьи посиделки. Люди с обирались в избе, пели, пля сали, да не за бывали

трудиться: шить, вязать и вышив ать, да топориком ма хать.

Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто. Не бойся ра боты — пусть она

Труд кормит, а лень портит. Чел овек о т лени болеет, а от труда з доровеет.

Хозяйка: С Пок рова – вечера ста новились дли нными и холодными, люди

начинали зан иматься рукодельем да рем еслами. Обычно в стари ну на

Руси девушки со бирались на посидел ки по поне дельникам , средам и пятн ицам и

продолжались о ни с заката д о полуночи. Девушкам над о было и ниточку

Скоморох: Девоч ки, красавицы! А не желаете л и вы немножко потр удиться на

Желающим дев очкам даются од инаковые п о величине клу бочки ниток. Девочки

должны перем отать нитк и в другой клу бок и найти записочк у пожелание,

которая спрятана в клубочке. П обеждает та девочка, котора я первая смотает

Дети старшей группы и сполняют Час тушки - ве селушки..

Хозяйка : Избу в первый раз т опили тоже на Покров, а еще ее утепляли м хом и

дровами, чтоб ы заколдовать избу на зи му – пусть в ней

тепло будет. В от и я хочу попросить вас , чтобы вы м не

Формируютс я три кома нды мальчиков, возле кажд ой коман ды кучей свале ны

Хозяйка : Молодц ы ребята! Теперь уж я т очно мы зим ой не замерз нем – дров –

то у нас вон ск олько! Тепл о у нас бу дет! А когда тепло в избе, тепло и на душе!

Скоморох: Ещё пле тни плели, креп кие да надёжн ые. Давайте и мы с плетём

Дети обедняются в три кома нды, стоят с противопол ожных сторо н шеренгой,

другу, привет ствуют. 2 - ая часть. Врассыпную двигаются по залу. П о окончан ии

Хозяйка: Ай да мол одцы! Пели, иг рали. На праз дниках еще танцевали русски е

Девочки подгот овительно й группы исполнят русски й народный тан ец.

Хозяйка: Славн о у вас получа ется! Осенью урожай собрал и пора и заг отовками

А вы, ребятушк и, чего за думались? Ил и сказку не уз нали?

Участвуют три ко манды п о 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, в нучка, кошка и

мышка. У прот ивоположн ой стены зала на трёх ст ульчиках сидит р епка -

Игру начина ет дед. По с игналу он бежит к репке, о бегает ее и возвращается, з а

него цепляетс я (берет его за талию) бабка, и о ни продол жают бег вдв оем, вновь

огибают репку и бегут наза д, затем к ним присое диняется внучка и т. д. В конце

игры за мышк у цепляется р епка. Выигрывает та к оманда, которая б ыстрее

Хозяйка: Дорогие гости, а вы з наете, что названи е праздни ка Покров Пресвят ой

Богородицы связан с частью её о дежды Пресвят ой Богородицы – мафор ия.

Мафорий — это дл инное женс кое покрывало, сп ускающееся с головы до пят.

По преданию о дин священ нослужитель и его учен ик во время б огослужения

бы ли свидетелями явления Божье М атери, к оторая раск рыла голов ное

покрывало на д молящимися лю дьми в знак св оего заст упничества от невзг од и

страданий. Этим п окрывалом, с читали старые л юди, Богород ица оберегает

людей и шлет им л юбовь и радость, а т акже исцеляет от болезней и невзгод. С

тех пор и возник п раздник – имен но в тот де нь, когда и б ыло это ви дение.

Правила игры: под веселую муз ыку хло пают в ладоши, та нцуют, а п од грустную

дети поднимают , руки вверх и просят, Шарф - Покров п омоги, пряч утся все под

Задачи: Развивать у детей представление об обычаях и традициях России. Формировать гендерное поведение детей, характеризующееся распределением труда (вышивка – женский труд, а ложки резать - мужской). Воспитывать у детей уважение к культуре родного края.

Покров день отмечается 14 октября. По народной традиции его считают днем встречи осени и зимы. Название праздника Покрова связывают с первым снегом, который покрывает землю, указывая на близость зимних холодов. Согласно примете снег на Покров – предвестник снежной и холодной зимы.

Ребенок 1: На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается.

Ребенок 2: На Покров до обеда осень, а после обеда зима.

Ведущий: Осень пришла холода принесла.

Накроет Богородица землю покровом, защитит народ российский от мороза и холода, убережет от бед и ненастий.

Вы, ребята, не сидите, а дружно под покров пройдите. Под покровом пройдем, попросим помощи у Пресвятой Богородицы.

Ведущий: примерно с этих дней крестьяне начинали топить печи в избах, не выгоняли скот на пастбище, завершали полевые и огородные работы. С Покрова начинались вечерние девичьи посиделки.

Убран хлеб и тише стало,

Жарко дышат закрома,

Поле спит, оно устало,

Осень к нам пришла сама.

Ребенок3 Осень играм не помеха. Айда играть, песни петь да плясать!

Ребенок 4: Когда?

Ребенок5: На ту осень лет через восемь.

Ребенок 3 и 4: Нет, сейчас хотим!

Ребенок 5: Во что играть будем?

В центре круга сидит водящий. Все ходят вокруг него и поют:

тоненькие ножки, красные сапожки.

Мы тебя кормили,

На ноги поставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают на ноги водящего и опять образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

Водящий с закрытыми глазами кружится.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай кого хочешь.

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним.

Ребенок5: А теперь в клубок поиграем!

Ведущий: Становись кто прямо, кто в бок, закрутим клубок.

Я по горенке шла,

Клубок ниток нашла. Клубок маленький,

Клубок доле, доле, доле.

Нитка боле, боле, боле.

Нитка дольше всех,

Ведущий: Вот и кончилась игра, расходитесь детвора.

Ребенок 6: По домам идти, скучно будет!

Ведущий: Скучен день до вечера, коли делать нечего. Эй, девицы – рукодельницы, не скучайте, свои ручки занимайте.

Ребенок (Мальчик):Скажи, хозяюшка, что ваши девчата делают?

Ведущий: Наши рукодельницы не бездельницы.

Девочка :1 Я пяльцы взяла в посиделки пришла.

Девочка 2: А у меня куделька – работы на недельку.

Девочка 3: А у меня веретёшко – попряду- ка я немножко,

Стану прясть попрядывать, да на всех поглядывать.

Вот и прялка есть, где бы мне сесть?

Ведущий: вот здесь присаживайся.

Девочка: Была бы охота, будет ладиться работа.

Девочка: от скуки бери дело в руки.

Девочка: умные руки не знают скуки.

Девочка: Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Ведущий: Правильно говорите. Женщины в России славились своим рукоделием. Все умели: и нитки спрясть, и ткань соткать, и рубашку сшить. А там работа легче ведется, где песня звонкая льётся. Ну, девицы - красавицы, будем песню запевать, да ниточку в клубок мотать.

Ведущий: Низкий поклон вам, люди молодые – мастеровые. Я смотрю, вы тоже делом заняты. Просто так не сидите, ложки мастерите.

Мальчик: Да, мы ложки строгаем.

Мальчик 2: Оживает все вокруг от тепла искусных рук.

Мальчик 3: Полон гостей будет дом, коль работа с огоньком.

Максим Л. : Та-ра – ра, та-ра- ра, идут гости со двора, песни петь, да плясать, да работу выполнять.

Кира Ц. : А у нас есть ложки хохломские, хохломские , расписные, и похлебку хлебать, да и танец танцевать.

Танец с ложками (исполняют мальчики).

Ведущий: Хорошо пели да плясали, а не поиграть ли нам еще?

Ведущий: будем в иголку да нитку играть?

Бежит свинка, золотая спинка,

Носик стальной, хвостик льняной,

Сквозь холст проходит, конец себе находит,

А где пробегает, узор оставляет.

Ведущий: Ай, да ладная игра. А не сплясать ли нам детвора?

Варя: Сяду прясть – не прядётся, ездит донце подо мной. Идут ноги плясать, да ребят забавлять.

Марина: Будем печь мы хлебушек для бабушек и дедушек, для мамушек и кумушек, отцов- молодцов, да для детишек девчонок и мальчишек.

Давайте, ребята, приготовим начинку для пирога, да тесто замесим.

Словесное сопровождение

Действия рук

Мы капусту рубим, рубим, рубим

Мы капусту трём, трём, трём

Трем ладошки друг о друга

Мы капусту солим, солим, солим

Мы капусту жмём, жмём, жмём

Сжимаем два кулачка

Словесное сопровождение

Действия рук

Замесили тесто, а оно не с места,

Замесили на дрожжах, не удержишь на вожжах.

Две ладошки вместе

Поставили на печку на чело -

Две ладони вместе, ладошки вверх

Не осталось ничего.

Разводим руки в стороны

Ведущий: Ой, тесто убегает. Скорее слепим пирожок, да в печь поставим. А пока пирог печется, нам девочки веселый танец с платочком спляшут.

Танец с платочком (Исполняют девочки).

Ведущий: Тепло, да уютно в нашей избе. Вот и каравай поспел- вкусный, румяный, да сытный. Вот так мы и живём – хлеб, да пряники жуём, мёдом запиваем, гостей поджидаем. Как в старые добрые времена приглашаем вас всех к чаю, да к сдобному караваю.

Цель: организация веселого непринужденного общения детей; создание условий для хорошего настроения и комфорта детей, в которых каждый ребенок может проявить инициативу, самостоятельность, творческую импровизацию.

Задачи:

Обучающая:

  • формировать представления детей о традициях и обычаях русской народной культуры, совершенствовать навыки во всех видах исполнительской, музыкально-познавательной и творческой деятельности.
  • продолжать знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, частушки, песни), с русскими народными музыкальными инструментами. Закрепить собирательный образ осенних праздников, обрядовые действия.
  • учить размещать композицию на всем листе бумаги коллективно.

Развивающая:

  • развивать песенные, танцевальные музыкально-игровые способности детей, умение создавать выразительные образы героев.
  • обогащать словарный запас, совершенствовать навыки выразительности речи, дикции.
  • развивать эстетическое восприятие.
  • способствовать развитию коммуникативных качеств воображения и творческих способностей детей.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к быту, традициям и обычаям наших предков, к устному народному творчеству, музыке, танцу, песне, чувство уважения к народной культуре.
  • обогатить словарный запас музыкальными терминами;
  • формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь выразительно и согласованно, передавать в пении характер песни; выполнять музыкально-ритмические движения слаженно, в такт звучанию музыки;
  • развивать чувство ритма, музыкальные и творческие способности посредством игры на детских музыкальных инструментах;
  • воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.
  • воспитывать интерес к родной природе.

Методические приемы: игровой, наглядный, практический, художественное слово. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа: экскурсия в парк для сбора осенних листьев и наблюдения в природе, цикл бесед на тему осени и приобщения детей к истокам русской народной культуры, знакомство с трудом на селе, связанным с уборкой урожая.
Знакомство с пословицами и поговорками о труде и мастерстве, чтение русских народных сказок.
Разучивание стихов, песен, частушек, танцев, хороводов.

Ход развлечения

Хозяйка:

Ой, вы, гости-господа
Долго ль ехали сюда?
По домам сидеть не худо,
А в светелке нашей чудо
Радостно мы все встречаем,
И Покров здесь отмечаем!
Собирайтесь, гости дорогие,
Старые да малые!
Весь люд честной
В наш дом большой,
С песнями да плясками,
С играми да сказками,
С русским квасом
Да с задорным переплясом.

1 ребенок:

Вот так чудо-чудеса…
Пожелтели все леса!
Время сказочных даров-
Будем праздновать Покров!

2 ребенок:

Осень землю покрывает
Пёстрым, праздничным ковром.
Так природа поздравляет
Нас с Великим Покровом!

3 ребенок:

Приметы осени во всем встречает взор:
Там тянется, блестя на солнце паутина;
Там скирд виднеется: а там, через забор,
Кистями красными повиснула калина.

Хоровод “На горе-то калина”. (Дети садятся на места)

Хозяйка: А теперь мы посидим, друг на друга поглядим. Вот и наступил месяц октябрь. В октябре лист с дерева облетает – кружится, недаром и зовут его – месяц - листопадник, месяц - предзимник. Расскажите, дети, какие приметы осени вы знаете?

Ребенок: Октябрь пришел – Покров принес.

Ребенок: Говорят, что с Покрова до обеда стоит осень, а после обеда – зима.

Ребенок:

Как на день Покров
Ткали множество ковров.
Первый травяной,
Лета жаркий зной.
А ковер второй –
Из листвы сухой.
Третий ковер – снег,
И он не навек.

Хозяйка: Есть еще такая примета: «Если дуб и береза к Покрову потеряют все листья, то год будет легкий, а если не все, то быть суровой зиме.

Ребенок:

Платочки шелковые –
Желтые, красно-бордовые,
Кто с платочком пляшет,
Да на балалаечке играет,
Тому скучно не бывает.

Хозяйка: Бабушка седа-бела,
Осенью, зимой мила,
А как лето наступает –
Про бабушку забывают! (Печка)

Хозяйка: Затопили печь, побаловали домового, можно и на лавке посидеть, да в окошко поглядеть. С Покрова дня во всей России начинались регулярные девичьи посиделки. Люди собирались в избе, пели, плясали, да не забывали трудиться: шить, вязать и вышивать, да топориком махать.

Ребенок:

Посиделки, вечеринки,
Звезды в праздничной выси –
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.

Хозяйка:

2 ребенок: Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.

3 ребенок: Не бойся работы — пусть она тебя боится.

4 ребенок: Труд кормит, а лень портит.

5 ребенок: Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Хозяйка:

У кого там хмурый вид? –
Снова музыка звучит!
Эй, ребята, выходите,
Дружно песню заводите.

1 ребенок:

Для Кадрили русской, старой
Надо лишь четыре пары.
Все хотим Кадриль плясать!
Как же быть? Сидеть, скучать?

2 ребенок:

Мы с тобой скучать не станем,
В круг веселый вместе встанем.
Мы кадриль по кругу спляшем,
Что умеем – все покажем!

Хозяйка:

Подходи скорей сюда – будет представление.
На Покров – осенний праздник ждет нас всех веселие!

Ведущая.

Дед и баба дружно жили
И вели свои дела –
Кур водили, хлеб растили,
Внучка радостью была.

Дед.

Невеликое хозяйство,
Ну, а требует забот –
Жучка дворик охраняет,
Мурка мышек стережет.

Внучка.

Солнце жарко пригревает,
Распевать грачам не лень,
Огород дедусь копает,
Засевает целый день!

Голос. Аленка, выходи!

Внучка. Иду! Иду! (Убегает.)

Дед (качает головой).

Внучка снова у соседки,
Бабка стряпает в дому,
Сам посею нынче репку,
Не доверю никому!
(Поливает, поет.)

Ты расти, расти на диво
И соседям, и родне,
Наливайся так красива –
Будешь гостем на столе! (Уходит.)

Хозяйка.

Вот прошли весна и лето
Осень тихо настает,
По часам как будто репка
Все растет, растет, растет.
(Дед выходит, чешет в затылке, поражен.)

Дед.

Ох, ты! Репка! Вот так диво!
Знать не зря я припевал –
Так огромна и красива,
До верхушки не достал!
(Поднимается на носочки, заглядывает вверх на листья репки.)

Дед.

Как, однако, дотянуться?
Я стремянку принесу.
Ох! Упал! (Падает.) Должно споткнулся.
Лучше бабку позову.
Бабка! Бабка!

Бабка. Что ты, милый?

Дед. В огород иди пока!

Бабка. Вот так репка!

Дед.

Нету силы,
Вместе тянем за бока!
(Тянут репку, поют.)

Дед и Бабка.

Тянем-тянем нашу репку,
То отпустим, то нажмем,
Ох! Засела очень крепко,
Лучше внучку позовем.
(Зовут) Внучка! Внучка! Помоги нам!
В огород иди пока!
Внучка. Вот так репка!

Дед и бабка.

Нету силы,
Вместе тянем за бока!
(Тянут, поют) Тянем-тянем нашу репку,
То отпустим, то нажмем,
Ох! Засела очень крепко.
Лучше Жучку позовем.
(Зовут.) Жучка! Жучка! Помоги нам!
В огород беги скорей!

Жучка. Гав! Гав! Гав! Гав!

Все.

Нету силы. Ты своей не пожалей!
(Тянут, поют.) Тянем-тянем нашу репку
То отпустим, то нажмем,
Ох! Засела очень крепко.
Кошку Мурку позовем.
(Зовут.) Мурка! Мурка! Помоги нам!
В огород беги скорей!

Мурка. Мяу! Мяу!

Все.

Нету силы. Ты своей не пожалей!
(Тянут, поют) Тянем-тянем нашу репку
То отпустим, то нажмем,
Ох! Засела очень крепко.
Что же? Мышку позовем?
(Зовут.) Мышка! Мышка! Помоги нам!
В огород беги скорей!

Мышка. Пи-пи-пи-и-и!

Все.

Ну, нету силы. Ты своей не пожалей
(Тянут, поют.) Тянем-тянем нашу репку
То отпустим, то нажмем!
Ох! (Все падают друг на друга.)
(Говорят друг другу.)
Сидела очень крепко,
Вот теперь мы отдохнем!
(Водят хоровод вокруг репки и поют.)
Ну и репка, что за диво!
В огороде подросла
И огромна, и красива,
И, наверное, вкусна!

Пусть приходит холод, вьюга,
Не страшны нам холода,
Помогали мы друг другу,
Будет на зиму еда!

Хозяйка:

Вытащили дружно репку,
Что в земле сидела крепко.
А сейчас мы отдохнем,
С Дедом все играть пойдем.

Уж ты, дедушка седой,
Что сидишь ты под водой?
Выглянь на минуточку.
Посмотри хоть чуточку.
Мы пришли к тебе на час,
Ну-ка, тронь попробуй нас.

Хозяйка:

Вот послушайте, ребятки,
Загадаю вам загадку.
И топчут ее, и режут ее, она не серчает, добром отвечает.
Конечно, же, земля, спасибо тебе милая, спасибо тебе кормилица, низкий тебе поклон.
Эй! Народ удалой!
Песню заводите
Хоровод ведите!

Хозяйка:

Вот и пели и плясали,
А стихи мы не читали?
Расскажите, дети, просим,
Про красавицу, про Осень.

Ребенок:

Осень, осень, осень,
Тебя в гости просим
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём
С перелётным журавлём.

Ребенок:

Ах, художница ты, Осень,
Научи так рисовать.
Я тогда в твоей работе
Тебе буду помогать.

Ребенок:

Тучка глупая не знала,
Что осень здесь настала:
Огневой, лесной наряд
Ливнем тушит час подряд!

Ребенок:

Ох, деревья пожелтели,
На ветру качаются.
Жалко, летние деньки
Быстро так кончаются.

Ребенок.

Осень ты волшебница,
Знатная кудесница.
О тебе скучали мы
В ожиданье красоты!

Ребенок:

Хозяйка:

Ветер, ветер, ветерок,
Налетел и уволок
Все листочки с деревца,
Разбросал их на поля.
Мы тихонько подойдем,
Лист в корзину соберем,
Осени подарим мы
Наш ковер из листвы.

Хозяйка:

Ходи, хоровод,
Весели честной народ,
На земле, ветрам открытой,
Завершаем праздник мы
В честь румяной, именитой
В звонкой песне не забытой
Нашей матушки-Земли!

Хозяйка:

Убран хлеб, и тише стало,
Жарко дышат закрома,
Поле спит, оно устало
Приближается зима.
Над селом дымки плывут,
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Пирогами угощайтесь.

Дети и все гости приглашаются за столы на чай с пирогами.

Репертуар:

Составитель: Вицкова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад "Золотая рыбка" Астраханской области Черноярского района.
Описание материала: материал будет полезен педагогам, музыкальным руководителям с целью организации осеннего досуга с детьми старшей группы.
Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.
Задачи:
- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
- формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика.


Дети входят в музыкальный зал, украшенный под русскую старину, под спокойную русскую народную музыку. Детей встречает Хозяюшка.

Хозяюшка (в русском народном костюме): Здравствуйте, ребятушки! Как же приятно видеть вас в добром здравии! Проходите, пожалуйста, рассаживайтесь поудобней! Будьте как дома!
На завалинке, в светёлке
Иль на бревнышках, каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Хозяюшка. Дети, скажите, какое сейчас время года?
Дети. Осень!
Хозяюшка. Тогда расскажите мне стихи про осень.

Дети читают стихи
1. Садик свой украсим листьями кленовыми,
Гроздьями рябины, шишками еловыми.
Здравствуй, наша осень! К встрече мы готовы:
Разучили песенку, знаем танец новый.

2. Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.

3. Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…

Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад —
Я тоже устроить могу листопад!

4. Вновь осенняя пора
Листья закружила,
Чудо – красками она
Всех заворожила!

5. Поглядите: за окном
Листья сыплются дождем!
На прогулку мы пойдем
Их в букеты соберем.
Желтые и красные
Все такие разные!

6. Птицы к югу потянулись,
Значит, осень на дворе.
Рано утром мы увидим
Белый иней на траве.

7. Вновь осенняя пора
Листья закружила,
Чудо – красками она
Всех заворожила!

8. Листья золотом расшиты,
Тропки золотом умыты.
В ярких шапочках грибы,
Всё нам, Осень, даришь ты!

Звучит колокольный звон. Все слушают колокольный звон.

Хозяюшка. Ребята, я вам хочу рассказать, какой сегодня удивительный день и почему испокон веков русские люди отмечали его как праздник, устраивали посиделки.
14 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник, который называется Покров Пресвятой Богородицы. Это один из самых любимых нашим народом праздников.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришёл на Русь из Византии.
И этот день русские люди отмечали как Великий праздник в память о чудесном явлении Божией матери в Константинопольском храме. В память о том, как она простирала свой покров над молящимися людьми, просившими о помощи.
Хозяюшка. В христианской Руси считали, что в день Покрова и после него Богородица находится среди людей, сердцем понимающая и оберегающая всех православных.
Ребенок 1. От всего на свете злого,
Лес, и поле, и дома –
Укрывает всех покровом
Богородица сама.
Хозяюшка.С Покрова дети, начинались регулярные девичьи посиделки – капустники. Обязательным угощением на столах были блюда из капусты пироги, пирожки, квашеная капуста.
Обычно девушки собирались на посиделки по понедельникам, средам и пятницам и продолжались они с заката до полуночи.
Ведь надо и ниточку спрясть, и ткань соткать, и одежду сшить (девочки садятся на лавке и занимаются рукоделием пяльцами)
Девушки верили, что Покров поможет выйти замуж. Иногда к ним присоединялись парни. Они плели лапти или веревки. Посиделки сопровождались певучими, протяжными или веселыми песнями и хороводами

Дети говорят пословицы
1. На Покрова до обеда – осень, после обеда – зима.
2. Батюшка – Покров, покрой нашу избу теплом.
3. Октябрь землю покрывает – где листиком, а где снежком.
4. Батюшка Покров, натопи хату без дров.

Хозяюшка. Правильно, ребята. На праздник Покров одной из самых любимых в русском народе скотинке – животинке давали последние колоски пшеницы, последний сноп, который считался священным. А вот про кого я говорю, вы сейчас отгадаете загадку.

Загадка
Ее зовут буренкой,
Еще быка сестренкой.
Хвостата и рогата,
Телятами богата.
Мычать она здорова,
Кормилица…
Дети. Корова
Хозяюшка. Правильно, корова. И вот именно с этого дня хозяйки больше корову на улицу не выводили, потому-что становилось холодно.
Избу в первый раз топили тоже на Покров, а еще ее утепляли мхом и запасали дрова. Праздник Покрова всегда совпадал с окончанием полевых работ.

Хозяюшка. А я знаю, что наши ребята умеют собирать урожай, чтобы он не пропал и не промок от дождя.

Хозяюшка. А на прощание, я хочу угостить вас, ребята, вкусными пирожками – пирожками с капустой. Угощайтесь и будьте здоровы! До свидания!
Дети под музыку выходят из зала.

Читайте также: