Причины стрельбы в перми в школе

Обновлено: 30.06.2024

Отца нет — ствол есть

12-летний школьник последние годы растет в неполной семье, рассказывают односельчане. Мать подростка — Елена Торсунова работает продавцом-консультантом в мебельном магазине, а отец — Вадим Губаев — сварщик-вахтовик на одном из челябинских заводов. Недавно родители ребенка решили полностью жить раздельно: сам мужчина большую часть времени проводит на вахте в Челябинске, а мать ребенка пока проживает в его доме. Дом в Сарсе Вадим Губаев получил в наследство от своих родителей, которые умерли от коронавируса в 2020 году.

Соседи по участку отмечают: бывает, что Вадима Губаева не видели в поселке несколько месяцев, тогда как его сына окружает, преимущественно, женская родня. Дом, в котором последнее время жил ребенок, рассчитан на четырех хозяев. В одной части — он живет вместе с сестрой и мамой, в другой — бабушка с тетей, а по соседству еще через пару домов — другая его тетя по материнской линии. Мать одна воспитывает двоих детей (12-летний сын и восьмилетняя дочь). Чтобы прокормить семью, Елена большую часть времени проводит на работе. По ее словам, у нее не было времени решать конфликты сына с родителями обидчиков в школе.

Обучение стрельбе

У мальчика, устроившего стрельбу в школе, для вооруженного похода в школу был выбор из четырех видов огнестрельного оружия. По словам матери, отец ребенка имел лицензии на владение большим боевым арсеналом и с ранних лет обучал мальчика стрелять из пневматической винтовки.

Буллинг в школе

Школьная система

Другой проблемой является то, что руководителем в классе, где учился ребенок, и где потенциально разгорелся конфликт между детьми, был психолог-преподаватель. Она является одним из двух специалистов в школе, который имеет профильное психологическое образование. Узнать у нее, как решался вопрос с конфликтами между учениками и был ли на особом контроле ребенок, пришедший с ружьем в школу, не удалось. Классный руководитель проигнорировала вопросы журналистов агентства.

В связи с этой трагедией Владимир Путин срочно поручил проработать новые правила оборота гражданского оружия. Об этом сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. 12 мая в Татарстане объявлено днем траура.

Обновлено (19 января, 14.00): После публикации этого материала в российских школах произошло еще два похожих инцидента.

19 января в Улан-Удэ девятиклассник ворвался в школу с топором и напал на других школьников и учителя. В результате пострадали семь человек: трое находятся в тяжелом состоянии, двое получили ранения средней степени тяжести. Известно, что одной ученице грозит ампутация пальца, а другой ученик получил травмы головы, спины и конечностей. После нападения подросток попытался покончить с собой. Его задержали, сейчас он находится в больнице.

О нападении в Перми и причинах трагедии

По первой версии следствия, произошел конфликт между бывшим учащимся школы Львом Биджаковым и десятиклассником Александром Буслидзе, а учительница и школьники 4Б получили ранения, потому что пытались разнять драку подростков на ножах. Но, по словам очевидцев и по версии местных СМИ, драки не было: Лев Биджаков и Александр Буслидзе спланировали нападение на учеников, а после хотели совершить самоубийство.

Такие события вызывают колоссальный резонанс. Когда дети страдают в месте, где они должны быть полностью защищены, это действительно страшно. То, что произошло в Перми, — редкий, но не единичный случай в России. Такое случалось и раньше, просто замалчивалось, к тому же тогда не было интернета.

Личностные факторы тоже играют роль: потребность признания, острое ощущение одиночества, высокая толерантность к агрессии. Такой поступок может сопровождаться какими‑то психическими расстройствами. В большинстве случаев у таких подростков нарушены отношения со сверстниками. Эти дети чувствуют себя изолированными, но часто бывает, что это мнимая изоляция. Поэтому важно, чтобы ребенок мог получить помощь вне стен школы. И речь не только о доступности психологической помощи, но и об общей системе работы с детьми. То же касается и психиатрической помощи — сейчас в регионах не хватает ресурсов, медикаментов и врачей.

Когда происходит что‑то такое страшное, людям очень важно найти простое объяснение этому, для того чтобы это никогда не повторилось. Очень важно перестать обвинять друга друга: родителей, охрану, школу. Своим детям нужно объяснить, что это печальная история, и донести до них, что человеческая жизнь — самая большая ценность в мире. Важен контакт с детьми. Родители должны слушать и слышать их, сохранять с ними доверительные отношения. И главное, взрослым пора менять двойные стандарты отношении к насилию. Мы часто говорим детям, что насилие — это плохо, но при этом используем его в воспитании и отношениях друг с другом.


Юридически ответственность за произошедшее лежит на школе. По факту я считаю, что дети здесь виноваты меньше всех. Да, это подростки, которые уже могут что‑то понимать, но это комплексная проблема. Здесь задействована и администрация школы, где царит атмосфера, в которой возможны такие события, и классный руководитель, который не в курсе, чем увлекаются его дети, и, естественно, родители, которые вообще оторваны от детей в данном случае.

Охранник есть в каждой школе, но это номинальная единица. В школе обычно больше тысячи учащихся, и одному человеку за ними невозможно уследить. Сколько взрывают петарды в туалетах, пишут матерные слова на стенах, курят в школах — невозможно уследить за всем. Охранник носит запрещающую функцию, а нужно работать с тем, чтобы люди сами не хотели делать то, что нельзя, а не запрещать им что‑то. Сейчас пройдет следствие, и опять будет политика запретов и цензуры, а решать саму проблему и бороться с причинами никто не будет.

Я не очень доверяю предварительным показаниям. Как показывает практика, они поменяются. Неизвестно, отошли ли ребята от аффекта, работали ли с ними квалифицированные психологи. Обычно настоящие показания начинают давать спустя две-три недели. Тогда же появляются профессиональные комментарии специалистов, которые работают с подростками.

Агрессия — очень сложное состояние, и объяснить ее появление сложно. Это может быть и семейный фактор, и проявление агрессии от длительного одиночества (хотя мы привыкли, что одиночество связано с депрессией). У подростков аффективное состояние возникает намного чаще. Это вопрос пубертатного периода и выброса гормонов, в этом возрасте любое состояние переживается по максимуму: радость, уныние, агрессия.

Чтобы понять причину поступка ребят, нужно смотреть не только на внешние факторы, но и обследовать их у специалистов.

О трудных подростках и способах предотвращения трагедии

После того как подозреваемых увезли из школы, в некоторых СМИ появились данные, что Биджаков состоит на учете в психоневрологическом диспансере и что он был отчислен из школы из‑за проблем с наркотиками.

16 января губернатор Пермского края Максим Решетников заявил, что оба подростка не относились к числу проблемных. Несмотря на это, в сети продолжает появляться информация о том, что Биджаков проявлял агрессию с 11-летнего возраста и по заключению психиатров был переведен на домашнее обучение.

Данные об успеваемости подростка также разные. Есть информация, что в 2015 году Лев участвовал в олимпиаде по физике, а учителя отмечали его высокие интеллектуальные показатели.

Известно также, что, после того как Льва забрали на скорой, его мать отказалась приезжать к нему в больницу.

Я сталкивался с разными детьми. Например, был мальчик, который рисовал в тетради повешенных людей. А однажды мне позвонили с неизвестного номера и начали оскорблять и угрожать — тогда было очень гадко. После этого звонка я вбил номер в поисковик, узнал, чей он, и нашел ребенка. Сначала я пообщался с ним. Он все отрицал, и тогда я обратился к классной руководительнице. После всего я сказал ему, что не держу на него никакого зла. Важно помнить, что мы работаем с детьми. Они не всегда понимают, что делают, не видят возможные последствия. Им важно ошибаться, а если бить детей по рукам после каждой ошибки, это не пойдет им на пользу.

Если у ребенка есть какой‑то диагноз, учителя обязаны об этом знать. Если диагноза нет, но учитель видит, что ребенок входит в группу риска, нужно поговорить со школьным психологом или с классным руководителем. Привлечь родителей, но не обвинять их в агрессии ребенка, а спокойно обсудить его поведение и возможные пути решения проблемы. Можно прийти в дом и посмотреть, как ребенок живет, все ли у него там в порядке. И конечно же, нужно поговорить с самим учеником, особенно если школьного психолога нет. В крупных городах есть разные центры помощи подросткам, куда можно обратиться ребенку или родителю с ребенком за бесплатной помощью.

Есть очень тихие ребята, по которым вообще ничего не скажешь, но в большинстве случаев ты видишь детей в зоне риска. Проблема в том, что взрослые не знают, как с ними разговаривать. На их агрессию они отвечают агрессией или игнором. Они не прорабатывают с детьми эти проблемы, а во многих учебных заведениях нет психологов, тем более хороших психологов. Часто школе удобнее избавиться от трудного ребенка, чем решать эту проблему. Они говорят родителям, что ребенок, например, носит ножи в школу, и всячески намекают, что пора забирать его документы.

Часто родители не в курсе того, как нужно вести себя с подростками и их агрессией. Но начинать нужно именно со взрослых. Самый эффективный способ — клубная история, с лекциями и тренингами для сформированной группы родителей. Это очень кропотливая и важная работа. Если же проблемы уже наметились, но родители не хотят вовлекаться в жизнь детей, с ними будет работать Комиссия по делам несовершеннолетних (КДНиЗП), которая существует в каждом районе. Второй блок — это просвещение детей, объяснение подросткам, что с ними происходит.

Вспышки агрессии на простые просьбы, сильное раздражение из‑за ожидания, несвойственная замкнутость в себе, резкие перепады настроения, которые стали систематическими и длительными — это признаки проблемного поведения. Для начала надо отвести к неврологу, который уже направит к другим специалистам: психотерапевту для диагностики, эндокринологу для проверки гормонов. Возможно, все проблемы можно решить медикаментозно.

Сейчас вся работа с детьми в школе — устаревшая. Психолог обычно работает в урочной форме, раздает брошюры, рассказывает, что происходит в подростковый период, а потом пара-тройка упражнений в парах. Из Москвы эти уроки ушли лет пять назад, но в регионах ситуация совсем печальная. Во многие провинциальные школы берут людей без специального образования, а где‑то и вовсе нет психолога.


В апреле моей группе будет год. До создания я интересовался этой историей, но все сообщества, которые были на тот момент, не удовлетворяли моих потребностей в контенте, и я решил сделать свое.

Помимо Эрика и Дилана в тру-крайм-группах часто вспоминают Бренду Энн Спенсер. Она стреляла из винтовки просто по проходящим школьникам, которые шли в школу. Свои действия она объяснила тем, что просто не любит понедельники; по-моему, она до сих пор сидит. С ней и другими шутерами делают мемчики, это прямо максимально черный юмор.


Когда мы в нашей беседе узнали про события в Перми, мы просто нереально орали с того, что один из мальчиков поддерживал Навального. Стало понятно, что опять будут говорить о пропаганде насилия в интернете, хотя, по сути, никакой пропаганды нет. Если ты адекватный человек, то мысль пойти кого‑то расстрелять в голову не стукнет.

Тимур Бекмансуров пришел в кампус Пермского государственного национального исследовательского университета и открыл стрельбу

20 сентября студент первого курса Тимур Бекмансуров пришел в кампус Пермского государственного национального исследовательского университета и открыл стрельбу. Бекмансуров успел отучиться в университете 10 дней. По рассказу его друга, он всегда ходил на пары, поэтому, когда Тимур с утра не пришел, все удивились.

В паблике университета в 11:49 разместили предупреждающую запись о том, что тем, кто находится внутри, нужно закрыться в аудитории, если возможно — покинуть территорию университета. Тех, кто только едет на занятия, попросили разворачиваться.

Преподаватель продолжал вести пары

Когда студенты сообщили преподавателю о стрельбе, он не стал на это реагировать и продолжал вести пару, несмотря на выстрелы, говоря, что время лекции им никто не вернет, а о том, что он на ней рассказывал, он будет спрашивать.

— Металлическую дверь аудитории я закрыл сразу изнутри. Ее невозможно пробить выстрелом. Было бы лучше, если бы в аудитории началась паника? Чтобы студенты начали выпрыгивать из окон и получили переломы шеи? Панику начала мать одной студентки (девушка является маломобильной и посещает лекции с сопровождением). Мать студентки попросила всех сесть под парты. Мне со своего места было смешно наблюдать, как студенты, сидя на полу под партой, пытаются писать конспект. Каждый должен заниматься своим делом. Я должен был в этот момент сидеть молча и смотреть на студентов? Я продолжил лекцию, — сказал Олег Сыромятников.

Погибло шесть человек

В телеграме Министерства безопасности Пермского края появился официальный список погибших в кампусе ПГНИУ:

1. Энгаус Маргарита Геннадиевна — 66 лет.

2. Арамелев Ярослав Алексеевич — 19 лет.

3. Самченко Ксения Павловна — 18 лет.

4. Шакирова Екатерина Родомировна — 19 лет.

5. Айгельдина Анна Александровна — 26 лет.

6. Мохова Александра Юрьевна — 20 лет.

Записи с камер видеонаблюдения

Издание Baza опубликовало кадры с камер видеонаблюдения ПГНИУ, которые зафиксировали, как стрелок передвигался по кампусу и корпусам и кто стал жертвой нападавшего. На записях видно, как вооруженный человек идет по площади перед восьмым корпусом ПГНИУ, люди разбегаются в стороны. Другая камера зафиксировала, как в холл затаскивают человека с улицы, кладут его около турникетов. Он не может встать и откатывается за перила. Тут появляется Бекмансуров и стреляет в него. Затем он продолжает путь по корпусу и убивает людей на своем пути.

Студенты выпрыгивали из окон

Студенты выпрыгивали из окон второго этажа корпуса , чтобы спастись от стрелка.

Родители учеников недоумевают, как дети с оружием свободно заходят в школу? Фото: vk.com / prochad

На этот раз, к счастью, обошлось без жертв. Инцидент произошел на втором этаже школы поселка Сарс Октябрьского городского округа. Шестиклассник стрелял в стену и дверь из отцовского дробовика. Больше выстрелить у него не получилось. Директор школы Галина Зайцева, выбежавшая на звуки стрельбы, уговорила мальчика зайти к ней. Там она обезоружила его. При стрельбе пострадал один из учеников, его задело осколками стекла, после оказания медицинской помощи его отпустили домой.

Как только началась стрельба, ученики побежали прочь из школы, многие даже не успели надеть куртки. Дети разбегались по домам, некоторые укрывались у друзей, родственников. Узнав об инциденте, к школе пришли родители учеников. Некоторые плакали, так как не могли найти своих детей.

- Ищем дочку второклассницу, - говорит мама одной ученицы. - Не знаем где.

- Потерялся брат семиклассник, - плачет его сестра. - Мама сказала бежать сюда, вести его домой, а где он, не знаю, в школу никого не пускают.

Один из учеников рассказал, что парнишка пришел с дробовиком и полным портфелем патронов.

Следственный комитет сразу же возбудил два уголовных дела по статьям "Халатность" и "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". В отношении самого школьника идет доследственная проверка.


Пока в школе отказались от каких-либо комментариев, но, по одной из версий, школьник с ружьем кричал что-то про свою одноклассницу. Возможно, это была его реакция на постоянные издевательства над ним. Сейчас мотивы происшествия выясняют следователи. Также устанавливается, как он смог пронести оружие в школу. В Росгвардии сообщили, что владельца оружия, из которого стрелял паренек, лишат разрешения на его хранение и ношение.

Сосед семьи этого паренька Сергей Морозов рассказал, что тот был смирным, послушным ребенком, помогал родителям, ничего дурного за ним не замечал. Обычная семья.

Между тем родители учеников негодуют на отсутствие безопасности в школе. "Что ожидать, завтра пойду писать заявление на домашнее обучение", - написала в соцсетях Александра Онянова. "Зачем нам такая школа, где дети с оружием свободно заходят? Кто ответит за это?"

Свою точку зрения на произошедшее высказала и психолог Людмила Кочкаева: "Сейчас агрессия в школах среди детей распространяется как эпидемия, - говорит она. - Дети одиноки, озлоблены, им не уделяется внимание. Поведение ребенка формируется дома, в школе, на улице, с помощью интернета. А там везде злоба и насилие. К тому же ребенок в возрасте 12-14 лет вдруг понимает, что жизнь совсем не такая, как ее преподносят ему взрослые. Это вызывает противоречия внутри него. А в школах порой одноклассники буквально травят тех, кто слабее. Это также может вызвать ответную бурную реакцию. Кроме того, на мой взгляд, крайне низкий уровень подготовки школьных психологов. Они проводят какие-то обезличенные тесты, а дети при этом остаются в стороне".

В Росгвардии корреспонденту "РГ" подтвердили, что пристальным проверкам подвергнутся частная охранная организация, работавшая в школе, и отец мальчика, взявшего его "Сайгу". По результатам проверки охранник, странным образом не заметивший под курткой 12-летнего школьника весьма массивный и тяжелый охотничий карабин, скорее всего, будет лишен лицензии и, разумеется, работы в охране. Проверят и уровень подготовки всех работников этой ЧОО, и качество обучения в той частной школе, где готовили этих охранников. Напомним, обучение будущие охранники проходят в негосударственных учебных заведения под эгидой минобрнауки. Но методика подготовки согласована с силовиками.

Много вопросов будет и к отцу этого мальчика. Каким образом его сын сумел взять оружие и патроны к нему? Значит, он имел доступ к оружейному сейфу отца. И уже не важно, торчали ли ключи из дверцы сейфа или же сын выкрал их из отцовского кармана. Вывод проверяющих будет однозначен - халатное, ненадлежащее хранение оружия. Отец наверняка лишится и разрешения на оружие, и самого оружия.

Читайте также: