Развивал в структуре оренбургской научной школы хирургии направление абдоминальной хирургии

Обновлено: 05.07.2024

Абдоминальная хирургия – раздел медицины, посвященный хирургическим методам лечения заболеваний брюшной стенки и органов брюшной полости. Это старейшее направление в медицине, оно охватывает большую часть полостных операций. За время своего существования оно сильно изменилось. Современные абдоминальные хирурги проводят сложнейшие вмешательства, всё чаще прибегают к малоинвазивным методикам.

В отделении абдоминальной хирургии Международной клиники Медика24 получают необходимую помощь пациенты с хирургическими заболеваниями пищевода, желудка, тонкой и толстой кишки, печени, желчного пузыря и желчных протоков, поджелудочной железы.

Преимущества лечения в Международной клинике Медика24:

Помощь в любое время суток

Все операции в абдоминальной хирургии делятся на две большие группы:

  • Плановые. Пациент нуждается в хирургическом вмешательстве, но болезнь не угрожает его жизни прямо сейчас. В таких случаях врач заранее назначает дату операции. У пациента есть время, чтобы пройти полноценное предоперационное обследование. Все необходимые инструментальные исследования и лабораторные анализы в рамках предоперационной подготовки можно выполнить в Международной клинике Медика24.
  • Неотложные. Они бывают экстренными, когда операцию нужно выполнить в ближайшие 2–4 часа, и срочными – когда у хирургов есть 24–48 часов. В данных случаях речь идет о спасении жизни больного и предотвращении тяжелых осложнений, поэтому медлить нельзя. Международная клиника Медика24принимает пациентов круглосуточно. Дежурная бригада готова начать хирургическое вмешательство в любое время.

Абдоминальная хирургия

Проколы вместо большого разреза

Классически операции на органах брюшной полости выполняют лапаротомным способом – через разрез. К этому методу прибегают до сих пор, иногда он является оптимальным и единственно возможным. В остальных случаях современные хирурги стараются отдавать предпочтение малоинвазивным методикам.

Лапароскопические операции уже давно стали золотым стандартом при многих заболеваниях. Их выполняют как в плановом, так и в неотложном порядке. Вместо разреза хирург делает на брюшной стенке несколько проколов. Через один из них вводят лапароскоп – инструмент с миниатюрной видеокамерой, – а через остальные специальные инструменты. Лапароскопия позволяет сократить кровопотерю и травматизацию тканей, снизить риск послеоперационных осложнений, ускорить реабилитацию.

В ряде случаев прибегают к пункционным и дренирующим вмешательствам, интервенционной хирургии. Они предполагают применение игл, катетеров, которые вводят через проколы.

Лапароскопическая операция

Эндоскопическая внутрипросветная хирургия – операции без разрезов и проколов. Их выполняют во время эндоскопических исследований. Например, во время колоноскопии (эндоскопического исследования толстой кишки) врач может удалить кишечные полипы и злокачественные опухоли на самой ранней стадии, во время дуоденоскопии (эндоскопии двенадцатиперстной кишки) – выполнить дренирование желчного протока при стриктурах, камнях, литотрипсию, литоэкстракцию (разрушение или удаление камней), папиллосфинктеротомию при рубцовом сужении большого дуоденального сосочка.

В Международной клинике Медика24 выполняются все перечисленные виды операций. Профессионализм наших врачей и современное оснащение операционной обеспечивают высокую точность, эффективность вмешательств и безопасность для пациента.

Наши врачи вам помогут

Все направления абдоминальной хирургии в Международной клинике Медика24

Абдоминальная хирургическая онкология: операции при злокачественных опухолях пищевода, желудка, толстой и прямой кишки, печени, поджелудочной железы, желчного пузыря и желчных протоков.

Операции при грыжах: пупочных, паховых и др., в том числе лапароскопически, с применением современных имплантатов.

Эндоскопическая хирургия: удаление полипов и рака на ранней стадии, остановка кровотечений, проведение биопсии, вмешательства на желчных протоках.

Наложение стом – отверстий, соединяющих органы пищеварительного тракта с поверхностью кожи. Через гастростому (отверстие в желудке) кормят пациентов, которые не могут питаться самостоятельно. Колостома (отверстие в толстой кишке), илеостома (в подвздошной кишке) и еюностома (в тощей кишке) предназначены для отхождения каловых масс.

аПункционные техники и интервенционная хирургия. В частности, в Международной клинике Медика24 выполняется лапароцентез (пункция и выведение жидкости из брюшной полости) при асците, химиоэмболизация печени – процедура, во время которой в артерию, питающую опухоль, вводят химиопрепарат и эмболизирующий агент.

Мы вам перезвоним

Наши принципы работы: пациент на первом месте

Международная клиника Медика24 ориентирована на оказание современной качественной помощи пациентам на уровне ведущих мировых медицинских центров.

Один из главных принципов работы отделения абдоминальной хирургии – комплексный подход. Хирургическое вмешательство воспринимается лишь как один из этапов лечения. Большое внимание уделяется ведению пациентов в периоперационном периоде, медикаментозной терапии и другим сопутствующим методам лечения. В клинике функционирует отделение реабилитации, где опытные специалисты помогают пациентам максимально быстро вернуться к привычной, полноценной жизни.

Для нас крайне важна безопасность каждого больного. Она обеспечивается опытом врачей, тщательной оценкой состояния пациента перед хирургическим вмешательством, современными малоинвазивными технологиями. В сложных случаях решения принимаются на профессиональных врачебных консилиумах, в которых участвую доктора разных специальностей: хирурги, терапевты, кардиологи, эндокринологи, неврологи, анестезиологи-реаниматологи и др.

Врачи Международной клиники Медика24 строго следуют принципам доказательной медицины, руководствуются лучшими мировыми практиками.

Особое внимание уделяется созданию в клинике доброжелательной, комфортной для пациента атмосферы. Восстановление после абдоминальных хирургических вмешательств проходит в современных уютных палатах. Персонал клиники всегда рядом, всегда готов помочь.

1. В этот день было издано распоряжение СНК СССР об организации в г. Чкалове медицинского института.

1) 4 апреля 1938 г.

2) 1 ноября 1944 г.

3) 22 августа 1944 г.

4) 10 мая 1946 г.

2. Сколько времени ушло на организацию медицинского вуза?

3. Эта общественная организация была создана в вузе в 1945 году для обучения студентов основам научно-исследовательской работы.

2) Студенческий строительный отряд

3) Студенческое научное общество

4) Студенческая комсомольская организация

4. Кто стал первым директором вуза?

5. В каком году состоялся первый выпуск студентов, обучающихся в вузе по полному циклу с 1 курса

6. Как назывался наш вуз в момент его создания?

1) Чкаловский государственный медицинский университет

2) Оренбургский государственный медицинский институт

3) Чкаловский государственный медицинский институт

4) Оренбургская государственная медицинская академия

7. Чем был написан приказ №1 по вузу?

2) Шариковой ручкой

3) Перьевой ручкой самодельными чернилами

4) Перьевой ручкой промышленными чернилами

8. На каких курсах велось преподавание в первые годы работы вуза?

9. Что располагалось на месте 1 и 2 учебных корпусов вуза в годы войны, переданных вузу для организации теоретических кафедр?

1) Неплюевский кадетский корпус

2) Суворовское училище

3) Военный эвакогоспиталь

4) Завод по производству медицинского оборудования

10. Сколько клинических баз было предоставлено вузу изначально?

11. Сколько человек необходимо было принять на 1 курс?

12. Кем была основана первая в стране консультативная профессорская поликлиника на общественных началах?

2) Р.Г. Межебовский

13. Как называлась изначально многотиражная газета, которая начала выпускаться в нашем вузе с 1960 г., ставшая его основным новостным ресурсом?

2) Советский медик

3) Медицина Оренбуржья

4) Оренбургский медицинский вестник

14. Когда начались занятия на педиатрическом факультете?

15. Когда был открыт студенческий клуб Горицвет?

16. Когда институт был переименован в Оренбургскую государственную медицинскую академию?

17. В каком году академия была переименована в ОрГМУ?

18. В каком году открылся медико-профилактический факультет?

19. В каком году в нашем вузе открылось сразу три факультета: стоматологический, фармацевтический и клинических психологов?

20. В каком году был создан симуляционный центр по освоению студентами практических навыков?

Тема 2.

ОрГМУ – центр медицинской науки

1. Научная школа – это:

1) Оформленная система научных знаний, сообщество

2) Организация по обучению научно-исследовательской деятельности

3) Добровольное объединение студентов для обучения научно-исследовательской деятельности

4) Объединение ученых и практических специалистов в области медицины, ведущее с населением санитарно-просветительскую работу

2. Лидер научной школы

1) определяется путем открытого голосования

2) становится таковым автоматически, исходя из обширного круга научных интересов в своей области, авторитета и эрудиции

3) назначается вышестоящими организациями

4) избирается на пост, если занимает руководящую должность в крупном учреждении медицинского профиля

3. Научными интересами оренбургской научной школы гистологов, цитологов и эмбриологов являются:

1) Соединительно-тканные взаимодействия

2) Патологии скелетных тканей

3) проблемы гистогенеза и регенерации эпителиев

4) биологические особенности репродукции человека

4. Основатель оренбургской научной школы гистологов:

5. Актуальное направление исследований оренбургской Научной школы биологов:

1) Теоретическое моделирование биологических процессов

2) Системная биология

3) Гидробиология реки Урал

4) Молекулярная биология

6. Оренбургскую научную школу оториноларингологов создал

7. Р.Г. Межебовский основал оренбургскую Научную Школу:

8. Назовите оренбургские НШ, в которых их основатели и современные руководители составляют медицинскую династию?

9. Эта оренбургская НШ стала самой многочисленной и разветвленной, изначально развивалась по 2 направлениям:

1) Гистологии, цитологии, эмбриологии,

2) Клинической анатомии и оперативной хирургии

10. К актуальным направлениям исследований оренбургской НШ хирургии НЕ относится:

1) неотложная и пластическая хирургия

2) хирургия органов малого таза

3) хирургия печени и желчевыводящих путей

4) хирургическое лечение диабетической стопы

11. К актуальным направлениям исследований НШ клинической анатомии и экспериментальной хирургии НЕ относится:

1) Клиническая анатомия венозного русла и центральной нервной системы

2) Клиническая анатомия лор-органов

3) Протезирование магистральных вен

4) Экспериментальная микрохирургия

12. Одним из приоритетных направлений оренбургской Научной Школы педиатров является:

1) Детская оториноларингология

2) Детская неврология

3) Детская ревматология

4) Детская нефрология

13. Приоритетным направлением исследований оренбургской Научной Школы микробиологии является:

1) Морфология болезнетворных микроорганизмов

2) Эволюция вирусов в экосистемах

3) Условия обитания патогенных микроорганизмов

4) Изучение естественной резистентности организма

14. К актуальным направлениям исследований оренбургской Научной Школы химии НЕ относится:

1) Разработка методов определения токсичности зерна

3) Электронное и пространственное строение органических соединений

4) Воздействие щелочей на кетоны

15. К актуальным направлениям исследований оренбургской Научной Школы гигиены НЕ относится:

1) медико-экологические аспекты здоровья населения

2) гигиена питания рабочих промышленных предприятий

3) медицинские последствия Тоцкого атомного взрыва

4) природные и техногенные микроэлементы.

16. Развивал в структуре оренбургской Научной Школы хирургии направление травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии

3) С.А. Павловичев

17. Развивал в структуре оренбургской Научной Школы хирургии направление абдоминальной хирургии:

3) С.А. Павловичев

18. Основатель оренбургской Научной Школы ревматологов:

1) Р.Г. Межебовский

19. Основатель оренбургской Научной Школы педиатров:

4) С.Е. Лебедькова

18. Основатель оренбургскую Научной школы микробиологов:

20. Возлавляет оренбургскую Научную Школу клинической анатомии и экспериментальной хирургии:

4) С.А. Павловичев

21. Основатель оренбургской Научной Школы гигиены детей и подростков:

Тема 3. СТУДЕНЧЕСВО И ВЫПУСКНИКИ ОРГМУ

1. В каком году основано Студенческой научное общество им. Ф.М. Лазаренко?

2.Первым председателем совета СНО ОрГМУ стал:

1) З.К. Забегальская

3. Этой общественной организации НЕ существовало в ОрГМУ

1) Клуб интернациональной дружбы

2) Клуб любителей музыки

3) Студенческий театр эстрадных миниатюр

4) Клуб любителей рисования

4. Каким видом деятельности НЕ занимались в студенческих строительных отрядах?

1) Участие в строительстве БАМ

2) Строительство зданий хозспособом

3) Участие в шабаш-бригадах

4) Освоение целины

6. Единственный в Оренбуржье врач – Герой Социалистического труда, выпускник ОрГМУ:

3) С.А. Павловичев

7. Выпускник ОрГМУ, возглавляет Федеральный центр гинекологии, репрудоктологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова, академик РАН

3) А.И. Кирилличев

9. Выпускник ОрГМУ, ветеран ВОв, самодеятельный художник и поэт, его картины составляю картинную галерею Музея истории ОрГМУ:

1) Р.Г. Межебовский

3) А.Г. Вакслейгер

10. Выпускник ОрГМУ, преемник академика Г.А. Илизарова, долгое время был директором Всесоюзного Курганского научного центра "Восстановительная травматология и ортопедия" им. академика Г.А. Илизарова:

3) С.А. Павловичев

11. Выпускник ОрГМУ, нейрохирург, долгое время был главным врачом Оренбургской областной клинической больницы

12. Выпускник ОрГМУ, на данный момент занимает пост ректора Кировского государственного медицинского университета

13. Выпускник ОрГМУ, в течение длительного времени главный врач Оренбургской областной психиатрической больницы

14. Выпускник ОрГМУ, на данный момент главный врач детской городской клинической больницы

15. Выпускник ОрГМУ, основатель Музея истории ОрГМУ

17. Выпускник ОрГМУ, начальник Бюро судебно-медицинской экспертизы, занимается реконструкциями лица человека по черепу

18. Первый ректор ОрГМУ из числа выпускников нашего вуза

1) С.А. Павловичев

19.Выпускник ОрГМУ, долгое время заведующий кафедрой гистологии нашего вуза

20.Идейный лидер первого выпуска ОрГМУ, положивший начало традиции проведения в ОрГМУ вечеров встреч выпускников

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.027)


Christian Albert Theodor Billroth родился 26 апреля 1829 года в городе Берген, расположенном на островной части Передней Померании, в семье протестантского пастора и домохозяйки. По своему происхождению Бильрот был немцем, однако в числе его предков были и шведы, и французы – следствие исторических коллизий, многие века происходивших на земле Померании.

Уже с самого раннего детства в личности Теодора появляются такие качества, как самодисциплина, структурированностьмышления, стремление к познанию истины – как следствие авторитета отца-священника, и в то же самое время – склонность к изящным искусствам, поэтичность души, благочестивость и милосердие – как результат материнской любви. Очевидно, что в ранние годы материнская забота сильнее отцовских назиданий, и потому детство и юность будущего ученого, несмотря на систематическое изучение им истории и естествознания, прошли под звуки фортепианной и скрипичной музыки, рожденной пальцами будущего хирурга-виртуоза. Увлечение музицированием настолько увлекало юного Бильрота, что он всерьез и убежденно готовился к карьере профессионального музыканта. Однако, повинуясь воле отца, которую иначе как следствием Божественного провидения расценивать нельзя, юноша по окончании гимназии поступает в Грайфсвальдский университет на медицинский факультет. Спустя год, Бильрот продолжил свое обучение в прославленном Геттингене,а диплом доктора медицины получил уже в Берлинском университете. По окончании университетского курса в 1852 году Бильрот защищает диссертацию,посвященную патологи ческим изменениям в легких, возникающим после двухстороннего пересечения блуждающих нервов.

Имя Теодора Бильрота и поныне носят операция уранопластики (Langenbeck – Billroth), операция при бедренной грыже (Billroth – Bassini), операция гепатопексии, операция артропластики коленного сустава и, наконец, классическая операция дистальной резекции желудка в I и II модификациях (Pean – Billroth-I и Ekk – Billroth-II). Именно хирургия гастродуоденальной зоны и хирургия кишечника в клинике Бильрота достигли наивысшего расцвета. Существует документальное подтверждение того, что дистальную резекцию желудка по поводу язвы по первому способу Бильрот выполнял за пятнадцать (!) минут. Однако гораздо более важным, чем индивидуальные достижения в технике, явилось то, что хирургические идеи Теодора Бильрота открыли простор для творений его учеников и являются предметом дискуссии вплоть до настоящего времени. Сопоставляя сегодня преимущества резекции желудка по первому или второму способу Бильрота, спустя уже более века после первых опытов, мы словно продолжаем размышлять вместе с автором метода о достоинствах и слабых местах обеих модификаций, склоняясь то в сторону великого замысла (Бильрот-I),то в сторону гениальной находчивости (Бильрот-II). Не будет большим преувеличением говорить о том, что операции, носящие имена Вельфлера, Черни, Гаккера, Микулича, являются реализацией идей самого Бильрота.

Жизнеописание Теодора Бильрота невозможно себе представить вне контекста его педагогического наследия. Оно поистине огромно и включает в себя и плеяду его последователей – блистательных хирургов, составлявших цвет европейской хирургии и ставших основателями целых направлений, и зарожденные Бильротом профессиональные традиции, и собственно методологию преподавания в хирургии. Одно перечисление имен учеников Бильрота, непосредственно работавших в его клинике и ассистировавших ему на операциях, представляет краткий экскурс в историю хирургии Европы конца XIX – начала XX столетий: Антон Вельфлер, Винсент фон Черни, Александр фон Винивартер, Карл Гуссенбауэр, Виктор фон Гаккер, Ян фон Микулич-Радецки, Антон фон Айзельсберг, Альберт Нарат, Фридрих Зальцер, Роберт Гершуни. Безусловно, способность окружать себя лишь талантливыми учениками, впоследствии своими достижениями приумножающими славу учителя, свойственная лишь выдающимся педагогам. А что же сам Бильрот ставил во главу угла обучения в хирургической клинике, каким образом ему удалось зародить традиции хирургического братства и преемственности поколений? Обратимся к словам Мастера.

«Я бы хотел умереть, как солнца луч заходящий

Или в туманной долине при утреннем свете зари.

Тихая, нежная смерть, о, подкрадись незаметно,

Энциклопедические сведения о кончине Бильрота не достоверны, однако известно, что умер он скоропостижно в Абации 6 февраля 1894 года, после очередного сердечного приступа. По свидетельству близких, окружавших Бильрота в последние дни, смерти он ожидал спокойно, как истинный христианин, и умер во время исполнения на фортепиано своих любимых произведений бессмертного Баха.

Воспоминания о Теодоре Бильроте бережно хранятся его по-настоящему благодарными соотечественниками. Памятники Бильроту установлены на родине Бильрота в Бергене (воздвигнут еще при жизни), в стенах Венского университета, в здании медицинского собрания Вены, в клинике Rudolfinerhaus, в студенческом кампусе на Spitalgasse, в Абации, в Langenbeck-Virchov-Haus в Берлине. Именем Бильрота названа одна из самых больших улиц Вены. По сей день в качестве медицинского собрания Вены служит здание Billrothaus, открытое еще самим Бильротом. В музее истории медицины Венского университета и сейчас хранится фиксированный препарат после первой успешной резекции желудка, выполненной Бильротом.

Безусловно, память, запечатленная в камне, способна пережить десятилетия и даже века. Однако поистине бессмертно передаваемое из поколения в поколение хирургов творческое наследие выдающегося ученого, клинициста и педагога. Оно по-прежнему живет и используется во благо больного в хирургических клиниках всего мира, поддерживая тем самым огонь памяти о Теодоре Бильроте – Человеке в самом высоком значении этого слова.

Середина XIX в. ознаменовалась для хирургии значительными нововведениями – применением эфирного и хлороформного наркоза. Это дало возможность хирургам оперировать более спокойно и без ненужной спешки.

Борьба с инфицированием раны – одна из основных задач хирургии второй половины XIX в. Развитию хирургии значительно способствовало создание и внедрение в практику антисептики и асептики. Бичом хирургов были гнойные осложнения после операций и после ранений.

Дело в том, что нагноения замедляли заживление ран, кроме того, вызывали у раненых и больных после операций септические осложнения, истощали оперированных и раненых и достаточно часто приводили к летальному исходу.

Во время Отечественной войны 1812 г. и последующих походов в Западную Европу русские врачи применяли эвакуацию, а также организовывали военно-развозные госпитали – именно они выявили преимущества русской военно-полевой медицины. Надо сказать, что еще до того, как Пастер сделал свои открытия, российские хирурги (И.В. Буяльский, Н.И. Пирогов) вели борьбу с раневой инфекцией.

И.В. Буяльский для обмывания рук применял антисептический раствор хлорной извести, он считал, что это одно из самых лучших предохранительных средств для хирургов, повивальных бабок, акушеров, врачей и фельдшеров как при операциях, внутренних осмотрах, перевязывании гангренозных, раковидных, венерических и нанесенных бешеными животными ран, и при вскрытии мертвых тел. Н.И. Пирогов же при лечении ран применял йодную настойку, азотнокислое серебро, раствор хлорной извести.

Стоит также сказать, что в своей клинике в Петербурге в 1841 г. Н.И. Пирогов выделил специальное отделение, которое предназначалось для больных рожей, пиемией, гангреной и т. д. Делал он это для того, чтобы предупредить развитие внутрибольничной инфекции.

В течение 1880-х гг. появились зачатки асептики. Асептика включала некоторые приемы, которые были выработаны антисептикой (обработку дезинфицирующими средствами операционного поля и рук хирурга, строгую чистоту операционной). Была введена стерилизация инструментов, одежды персонала операционной, перевязочного материала.

В 1884 г. отечественный врач Л.О. Гейденрейх доказал, что наиболее совершенным является стерилизация паром при повышенном давлении. Он предложил автоклав. Постепенно химические методы дезинфекции (например, перевязочного материала) сменялись физическими. Нужно сказать, что асептика была результатом трудов хирургов различных стран.

В конце 1880-х гг. в России начали применять в ряде клиник асептические методы. Например, Н.В. Склифосовский – в Москве, А.А. Троянов – в Петербурге, а также М.С. Субботин – в Казани и т. д.

Нужно сказать, что введение антисептики, асептики и обезболивания способствовало расцвету хирургии. Благодаря знаниям анатомии хирурги смогли разработать технику операционных подходов, в частности к глубоколежащим органам и тканям. Введение и развитие асептики позволило хирургам оперировать не только на конечностях и поверхности тела, но и проникать в его полости.

В конце XIX в. начала широко развиваться полостная хирургия, было произведено большое количество операций на брюшной полости . Например: гастроэнтеростомия (Г. Матвеев, Т. Бильрот), пилоротомия (Ж. Пеан), иссечение слепой кишки (Т. Бильрот), гастростомия (Н.В. Склифосовский, А. Нуссбаум), иссечение привратника (Т. Бильрот), частичное иссечение толстой и тонкой кишок.

Начались операции на печени, почках. Первые операции холецистотомии были произведены в 1882 и 1884 гг. Достаточно часто проходили операции нефрэктомии.

Одним из важных достижений является то, что начали проводиться операции на периферических нервах (нервный шов, вытяжение нерва), на головном мозге (например, удаление опухолей). Кроме этого, были введены новые перевязочные средства (вата, марлевый бинт, кисея, марля и т. д.).

Местное обезболивание начало свое развитие с применения кокаина. Первым, кто изучил действие кокаина на чувствительные нервы, был петербургский фармаколог А.К. Анреп в 1880 г. Он же был первым, кто стал делать больным подкожные введения кокаина. Ну а с 1884 г. обезболивание кокаином стало применяться в хирургии.

В 1886 г. Л.И. Лушкевич был первым, кто применил областное (регионарное) обезболивание, он описал нарушение проводимости нервов у человека после того, как был введен подкожно кокаин. Л.И. Лушкевич также применил первым проводниковое обезболивание пальца при операции (еще задолго до Оберста). А.В. Орлов указал в 1887 г. на преимущество слабых растворов кокаина. Так, местное обезболивание было достаточно распространено в практике земских врачей.

Надо сказать, что земская медицина в конце XIX – начале XX вв. значительно улучшила медицинскую помощь сельскому населению. Также земская медицина сыграла большую роль в развитии хирургии в России. Так, хирургия – одна из первых медицинских специальностей, потребовавшаяся в земских больницах.

Следует отметить, что хирургическая специальность развивалась не только в университетских клиниках и больницах крупных городов, также она развивалась в уездах, в земских участковых больницах. Там формировались крупные хирурги, которые могли производить достаточно сложные операции.

Применение спинномозговой анестезии и внутривенного наркоза ознаменовало начало XX в.

Во второй половине XIX – начале XX вв. в области хирургии блистали такие хирурги, как А.А. Бобров. И.И. Дьяконов, Н.В. Склифосовский, В.И. Разумовский, Н.А. Вельяминов. Они на самом деле стали в теоретическом и практическом отношениях продолжателями дела Николая Ивановича Пирогова. Они проводили сложные операции, изучали проблемы общей хирургии, создавали новые оперативные методики.

Н.В. Склифосовский (1836–1904) – один из крупнейших российских хирургов, общественный деятель, видный, прогрессивный ученый. Он сделал многое для того, чтобы внедрить в хирургическую практику асептику и антисептику. Он развивал полостную хирургию.

Например, операции на желудке, желчном пузыре, печени, мочевом пузыре, овариотомия. Велики его заслуги в области военно-полевой хирургии. Вклад А.А. Боброва: изобрел аппарат для вливания солевого раствора, разработал новый особый метод оперирования грыж.

Кроме того, он организовал санаторий в Алупке для лечения детей с туберкулезом костей и суставов. П.И. Дьяконов, помимо разработки вопросов асептики и антисептики, обезболивания, занимался вопросами пластической хирургии, а также вопросами лечения желчнокаменной болезни.

Хирургия расширяла возможности воздействия на болезненный процесс. Не случайно в конце XIX в. в некоторых клинических специальностях, таких, например, как урология, офтальмология, гинекология, появились, помимо терапевтических методов, – хирургические.

Имела свое развития восстановительная хирургия – пластические операции, протезирование. В хирургии конца XIX – начала XX вв. повысилась эффективность хирургического вмешательства благодаря появлению новых, усложнению старых оперативных методов, а также в результате применения новых сложных инструментов и приборов.

И.М. Сеченов

Иван Михайлович Сеченов (1829–1905) окончил военно-инженерное училище, а после него Московский университет. После этого он преподавал в Московском, Одесском, Петербургском университетах. Из Петербургского университета Сеченов был уволен за свои радикальные материалистические взгляды, продолжал работать в Московском университете на кафедре физиологии.

Обозначим основные направления исследовательской деятельности Сеченова:

  • химизм дыхания;
  • физиология нервной системы;
  • физиологические основы психической деятельности.

Так, И.М. Сеченов стал основоположником отечественной физиологии. Был создателем материалистической школы русских физиологов. Эта школа сыграла важную роль не только в развитии психологии, физиологии и медицины в России, но во всем мире.

Однако надо сказать, что Сеченов – фигура мирового масштаба – таковым за рубежом не считается, если говорят о Сеченове, то обязательно вместе с Павловым, который был продолжателем его исследований.

Психическая деятельность должна изучаться научными методами, как и любая другая телесная деятельность, без различного рода ссылок на сверхъестественные причины.

Вот некоторые работы И.М. Сеченова:

В вышеперечисленных работах Сеченов развивал материалистическое учение, доказывая тем самым формообразование и влияние внешней среды.

И.М. Сеченов занимался также проблемами гигиены труда, подчеркивал первостепенное значение воспитания и внешней среды в формировании личности, подчеркивал роль обучения и трудовых навыков.

Физиология Сеченова находилась под сильным влиянием материалистической философии Н. Г. Чернышевского, А. Н. Добролюбова, Д. И. Писарева, которые разделяли диалектические, эволюционные взгляды, также они поддерживали учение Ч. Дарвина, выступал и против вульгарных материалистов и расистов.

И.П. Павлов

Иван Петрович Павлов (1849–1936) – великий русский физиолог. Он стал разработчиком новых принципов физиологического исследования, которое обеспечивало познание организма как единого целого, находящегося в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей средой. Также Павлов выступил создателем материалистического учения о высшей нервной деятельности животных и человека.

И.П. Павлов сделал предположение, что усиливающий нерв, который был открыт им, действует на сердце путем изменения обмена веществ в сердечной мышце. В этот же период своей работы Павлов исследовал нервные механизмы, которые регулируют кровяное давление. Надо отметить, что уже в ранних работах И.П. Павлова прослеживается высокое мастерство и новаторство в экспериментах.

В отношении методов исследования целостного организма Павлов был прогрессивным ученым:

И.И. Мечников

Илья Ильич Мечников (1845–1916) сыграл одну из главных ролей в развитии как отечественной, так и мировой микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Исследования Мечникова в этих областях являлись своего рода продолжением и развитием его предшествующих работ в области патологии.

И.И. Мечников был выдающимся ученым в различных областях знаний: это и зоология, и эмбриология, и патология, иммунология и т. д. Он явился одним из создателей современной микробиологии, а также основателем сравнительной эволюционной патологии.

Илья Ильич Мечников закончил естественное отделение Харьковского университета в 1864 г., после чего он продолжил обучение и специализацию в Германии и Италии в области эмбриологии.

В 1868 г. в Петербургском университете защитил докторскую диссертацию. После этого получил доцентуру в Новороссийском, а затем в Петербургском университетах.

С 1870 по 1882 гг. был профессором кафедры зоологии и сравнительной анатомии Новороссийского университета.

В 1886 г. И.И. Мечников и тогда еще молодой врач Н.Ф. Гамалея организовали Пастеровскую антирабическую станцию – это была первая станция в России, а также вторая в мире после аналогичной в Париже у Пастера. Эта станция была организована в Одессе, после этого такие же станции организовали в Петербурге, Москве, Самаре и других городах России.

Однако в результате конфликта с властями на антирабической станции и в университете И.И. Мечников оставляет работу и уезжает в Париж по приглашению Л. Пастера. Там он возглавляет одну из лабораторий института, является заместителем Пастера, а после его смерти – директором института. Впоследствии И.И. Мечников был избран почетным членом Петербургской академии наук.

Деятельность И.И. Мечникова можно условно разделить на два периода.

Первый период включает в себя время с 1862 по 1882 гг. В это время Мечников – зоолог и по преимуществу эмбриолог. И. И. Мечников разрешил ряд сложнейших проблем эмбриологии. Именно он показал наличие зародышевых листков – общие для животных законы развития животного организма. Мечников установил генетическую связь между развитием беспозвоночных и полостных животных. Опорой для эволюционного учения послужили данные эмбриологии, которые были открыты Мечниковым.

К открытиям Мечникова принадлежит открытие внутриклеточного пищеварения. Он открыл его, когда исследовал вопросы происхождения многоклеточных животных. И. И. Мечников показал, что в организме животного, которое имеет пищеварительные органы, имеются клетки, которые способны переваривать пищу, однако не принимают прямого участия в переваривании. Именно работами по внутриклеточному пищеварению заканчивается первый период деятельности Ильи Ильича Мечникова.

Второй период является как бы логическим продолжением первого и основывается на нем. Дело в том, что идеи о внутриклеточном пищеварении были ведущими в работах Мечникова по проблемам патологии во второй период.

Мечников рассматривал инфекционный процесс как сложный процесс взаимодействия между патогенным микроорганизмом и микроорганизмом.

Также Мечников показал, что возникновение и течение инфекционного процесса в определенной степени зависит от внешней среды, а нервная система также играет определенную роль в защитных функциях организма.

Мечников неоднократно встречал на своем научном пути противников. Например, на его фагоцитарную теорию обрушилась критика со стороны некоторых микробиологов и патологов (главным образом, А. Коха, К. Флюгге и т.д.). Он настойчиво и страстно отстаивал свою правоту около 25 лет, неоднократно доказывая несостоятельность аргументов противников.

После долгих лет противостояния теория И.И. Мечникова получила широкое распространение и всеобщее признание, а И.И. Мечников был удостоен Нобелевской премии в 1908 г. Развитие его идей продолжалось в работах Н.Н. Аничкова, Ж. Фишера, Л. Ашофа и т. д.

Помимо всего этого, И. И. Мечников провел большое количество исследований, касающихся частных вопросов медицины. Например, он изучал холеру, возвратный и брюшной тиф, сифилис, детские кишечные болезни, туберкулез.

Вместе с Э. Ру И.И. Мечников произвел экспериментальное заражение обезьяны сифилисом.Это имело большое значение в развитии венерологии.

Что же касается методов, которые использовал Мечников, то это сравнительно-биологический метод, стремление изучать и рассматривать явления органической природы в их связи, взаимо-обусловленности и в противоречивом развитии.

Илья Ильич Мечников создал фундаментальную школу микробиологов и эпидемиологов как в самой России, так и за границей. К ученикам Мечникова можно отнести Л.А. Тарасевича, Г.Н. Габричевского, Н.Ф. Гамалея, А.М. Безредку, Д.К. Заболотного, а также первую женщину, ставшую профессором микробиологии, – П.В. Циклинскую и др.

Читайте также: