Разрешающие и запрещающие знаки при экспериментировании в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методические рекомендации

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов, место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям:

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

безопасность для жизни и здоровья детей;

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывается детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

Книги познавательного характера для среднего возраста;

Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

Материалы для игр с мыльной пеной,

Красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

Семена бобов, фасоли, гороха

Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

"Бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям

Персонажи, наделанные определенными чертами - (прим. "Незнайка", "Почемучка" и т.д.) от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Содержание уголков экспериментирования

Ранний и младший возраст

Содержание компонентов и оснащение уголка

1. Сравнение предметов: предметы для сравнения по величине (большой-маленький, выше-ниже, шире-уже, сенсорные эталоны, пирамидки, вкладыши.

2. Стол с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки.

3. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.

4. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья и т. п.

5. Материалы по сезону, календари, макеты.

6. Картотеки с описанием опытов

Средний возраст

1. Стол для экспериментов с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки, мерные кружки, весы, щеточка и совок для подметания.

3. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.

4. Комнатные растения с указателями, паспорта растений и предметы по уходу за ними

5. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья, сыпучие продукты (сахар, соль, пищевые красители, мыло)

6. Материалы по сезону, календари, макеты.

7. Лупа, зеркальца, прозрачные контейнеры для наблюдений за насекомыми, предметы из разных материалов, виды бумаги

8. Картотеки с описанием опытов

9. Журнал опытов для зарисовки результатов.

10. Дидактические игры по экологии.

11. Пооперационные карты опытов, приготовления простейших блюд.

Старший возраст

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

Серии картин с изображением природных сообществ;

Книги познавательного характера, атласы;

Мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня".

Половинки мыльниц, формы для льда;

Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки ;

Мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";

Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

Карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя";

Персонажи, наделённые определенными чертами, от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Основным оборудованием в уголке являются:

Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные

C:\Users\User\Documents\орг чув2.jpg

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическое пособие "Использование алгоритмов при проведении опытов детьми старшего дошкольного возраста"

Данное пособие поможет педагогам решить следущие радачи:- развивать планирующую функцию речи дошкольников, развивать связную речть, описательную речь.- развивать познавательную активность дошкольников.


Схемы проведения опытов, экспериментов.

Схемы помогут детям самостоятельно провести опыт, эксперимент.


Описание проведения опытов с детьми старшего дошкольного возраста

Описание проведения опытовс детьми старшего дошкольного возраста.

Правила безопасности при проведении опытов и экспериментов

Инстукция к проведению экспериментов.Правила поведения при экспериментировании.


Развитие познавательной активности дошкольников через проведение опытов и эксперименты

Статья из опыта работы с дошкольниками.


Карточки-схемы проведения опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста (картотека)

Карточки-схемы проведения опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста (картотека).

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунков из песка.

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе.

• безопасность для жизни и здоровья детей;

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2) место для приборов

3) Место для хранения материалов (природного, "бросового")

4) место для проведения опытов

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты:

• Серии картин с изображением природных сообществ

• Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:

• Алгоритмы выполнения опытов

• карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

• Правила поведения в уголке экспериментирования

Компонент оборудования приборы-помощники:

• микроскоп, лупы, увеличительные стекла

• песочные, механические часы,

• портновский метр, линейки, треугольник т. д.

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;

• сита, воронки разного размера и материала;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,

• шишки, перья, мох, листья и др. ;

• меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки мензурки, резиновые груши и др. ;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

• стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки.

• различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

В уголке экспериментирования в первой младшей группе:

• книги познавательного характера для малышей;

• в картинках песок, вода;

• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр с водой;

простейшие приборы и приспособления: сита, лопатки, формочки, мельницы;

• дидактический стол для игр с водой и песком.

В уголке экспериментальной деятельности во второй младшей группе должны быть:

• книги познавательного характера для младшего возраста;

• мини-музей (тематика различна, например, "камни", чудеса из стекла" и др.)

• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

• материалы для игр с мыльной пеной,

• красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

• семена бобов, фасоли, гороха

• некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

• лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

• "бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

• семена бобов, фасоли, гороха

• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

• персонажи, наделанные определенными чертами- ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

• карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.

Средний дошкольный возраст

• книги познавательного характера для среднего возраста

коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" : (зимы, весны, осени, "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

• мини-музей (тематика различна, например, "камни", чудеса из стекла" и др.)

• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде

• материалы для игр с мыльной пеной

• красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

• семена бобов, фасоли, гороха

• некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

• лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

• "бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста.

• персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

• карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст

• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

• серии картин с изображением природных сообществ;

• книги познавательного характера, атласы;

природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

• половинки мыльниц, формы для льда

приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

• клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Ведение фиксации детского экспериментирования

• Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов

• Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

• Персонажи, наделанные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Игры-экспериментирования с малышами

Игры-экспериментирования с малышами Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками.

Оформление центра экспериментирования в ДОУ Оформление центра экспериментирования Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание.

Организация детского экспериментирования Организация детского экспериментирования Виды экспериментирования, которые будут интересны детям старшего дошкольного возраста. Демонстрационный.

Рекомендации по организации детского экспериментирования Детское экспериментирование – Это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок.

Уголок экспериментирования

Уголок экспериментирования "Уголок экспериментирования". Чуваева Дарья В этом учебном году в своей группе я создала для детей уголок экспериментирования. Вот что.

Уголок экспериментирования в детском саду

Уголок экспериментирования в детском саду В целях формирования познавательных процессов дошкольников путем исследовательской деятельности в группе мною был создан уголок экспериментирования.

Уголок экспериментирования в средней группе

Уголок экспериментирования в средней группе Дети, по своей натуре, - это любознательные исследователи, шар за шагом открывающие для себя разные стороны окружающего мира. Поддержать.


На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию(область познание)

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Задачи уголка экспериментирования

· развитие первичных естественнонаучных представлений,

· мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

· формирование умений комплексно обследовать предмет

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе

· безопасность для жизни и здоровья детей;

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты

Дидактический компонент

· Серии картин с изображением природных сообществ

· Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:

· Алгоритмы выполнения опытов

· карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

· Правила поведения в уголке экспериментирования

Компонент оборудования приборы-помощники:

· микроскоп, лупы, увеличительные стекла

· песочные, механические часы,

· портновский метр, линейки, треугольник т.д.

Компонент стимулирующий

· разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;

· сита, воронки разного размера и материала;

· природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,

· шишки, перья, мох, листья и др.;

· утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,

· меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

· технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

· разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

· красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );

· медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;

· прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”.

Китайская пословица гласит “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть

· книги познавательного характера для младшего возраста;

· коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

· мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

· набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

· материалы для игр с мыльной пеной,

· красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

· семена бобов, фасоли, гороха

· некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

· лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

· "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

· семена бобов, фасоли, гороха

· на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

· персонажи, наделанные определенными чертами- ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

· карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Средний дошкольный возраст

· книги познавательного характера для среднего возраста

· коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

· мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

· набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде

· материалы для игр с мыльной пеной

· красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

· семена бобов, фасоли, гороха

· некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления :

· лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

· "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

· на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

· персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

· карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст

· схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

· серии картин с изображением природных сообществ;

· книги познавательного характера, атласы;

· мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня"

· материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"

· природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

· утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.

· технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.

· разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

· красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

· медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

· прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

· половинки мыльниц, формы для льда

· проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

· клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Ведение фиксации детского экспериментирования

· Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов

· Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

· Персонажи, наделанные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей , поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Читайте также: