Разрешающие и запрещающие знаки при экспериментировании в детском саду
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Методические рекомендации
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов, место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям:
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывается детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
Книги познавательного характера для среднего возраста;
Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
Материалы для игр с мыльной пеной,
Красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Семена бобов, фасоли, гороха
Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
"Бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям
Персонажи, наделанные определенными чертами - (прим. "Незнайка", "Почемучка" и т.д.) от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Содержание уголков экспериментирования
Ранний и младший возраст
Содержание компонентов и оснащение уголка
1. Сравнение предметов: предметы для сравнения по величине (большой-маленький, выше-ниже, шире-уже, сенсорные эталоны, пирамидки, вкладыши.
2. Стол с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки.
3. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.
4. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья и т. п.
5. Материалы по сезону, календари, макеты.
6. Картотеки с описанием опытов
Средний возраст
1. Стол для экспериментов с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки, мерные кружки, весы, щеточка и совок для подметания.
3. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.
4. Комнатные растения с указателями, паспорта растений и предметы по уходу за ними
5. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья, сыпучие продукты (сахар, соль, пищевые красители, мыло)
6. Материалы по сезону, календари, макеты.
7. Лупа, зеркальца, прозрачные контейнеры для наблюдений за насекомыми, предметы из разных материалов, виды бумаги
8. Картотеки с описанием опытов
9. Журнал опытов для зарисовки результатов.
10. Дидактические игры по экологии.
11. Пооперационные карты опытов, приготовления простейших блюд.
Старший возраст
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
Серии картин с изображением природных сообществ;
Книги познавательного характера, атласы;
Мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня".
Половинки мыльниц, формы для льда;
Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки ;
Мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";
Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
Карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя";
Персонажи, наделённые определенными чертами, от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Основным оборудованием в уголке являются:
Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Использование алгоритмов при проведении опытов детьми старшего дошкольного возраста"
Данное пособие поможет педагогам решить следущие радачи:- развивать планирующую функцию речи дошкольников, развивать связную речть, описательную речь.- развивать познавательную активность дошкольников.
Схемы проведения опытов, экспериментов.
Схемы помогут детям самостоятельно провести опыт, эксперимент.
Описание проведения опытов с детьми старшего дошкольного возраста
Описание проведения опытовс детьми старшего дошкольного возраста.
Правила безопасности при проведении опытов и экспериментов
Инстукция к проведению экспериментов.Правила поведения при экспериментировании.
Развитие познавательной активности дошкольников через проведение опытов и эксперименты
Статья из опыта работы с дошкольниками.
Карточки-схемы проведения опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста (картотека)
Карточки-схемы проведения опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста (картотека).
Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунков из песка.
Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе.
• безопасность для жизни и здоровья детей;
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
2) место для приборов
3) Место для хранения материалов (природного, "бросового")
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты:
• Серии картин с изображением природных сообществ
• Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:
• Алгоритмы выполнения опытов
• карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
• Правила поведения в уголке экспериментирования
Компонент оборудования приборы-помощники:
• микроскоп, лупы, увеличительные стекла
• песочные, механические часы,
• портновский метр, линейки, треугольник т. д.
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
• сита, воронки разного размера и материала;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
• шишки, перья, мох, листья и др. ;
• меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки мензурки, резиновые груши и др. ;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.
• стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки.
• различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.
В уголке экспериментирования в первой младшей группе:
• книги познавательного характера для малышей;
• в картинках песок, вода;
• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр с водой;
• простейшие приборы и приспособления: сита, лопатки, формочки, мельницы;
• дидактический стол для игр с водой и песком.
В уголке экспериментальной деятельности во второй младшей группе должны быть:
• книги познавательного характера для младшего возраста;
• мини-музей (тематика различна, например, "камни", чудеса из стекла" и др.)
• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
• материалы для игр с мыльной пеной,
• красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
• семена бобов, фасоли, гороха
• некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
• лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
• "бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
• семена бобов, фасоли, гороха
• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
• персонажи, наделанные определенными чертами- ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
• карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.
Средний дошкольный возраст
• книги познавательного характера для среднего возраста
• коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки" : (зимы, весны, осени, "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
• мини-музей (тематика различна, например, "камни", чудеса из стекла" и др.)
• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде
• материалы для игр с мыльной пеной
• красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
• семена бобов, фасоли, гороха
• некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
• лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
• "бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста.
• персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
• карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.
Старший дошкольный возраст
• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
• серии картин с изображением природных сообществ;
• книги познавательного характера, атласы;
• природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
• медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
• половинки мыльниц, формы для льда
• приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
• клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
Ведение фиксации детского экспериментирования
• Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов
• Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
• Персонажи, наделанные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Игры-экспериментирования с малышами Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками.
Оформление центра экспериментирования в ДОУ Оформление центра экспериментирования Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание.
Организация детского экспериментирования Организация детского экспериментирования Виды экспериментирования, которые будут интересны детям старшего дошкольного возраста. Демонстрационный.
Рекомендации по организации детского экспериментирования Детское экспериментирование – Это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок.
Уголок экспериментирования "Уголок экспериментирования". Чуваева Дарья В этом учебном году в своей группе я создала для детей уголок экспериментирования. Вот что.
Уголок экспериментирования в детском саду В целях формирования познавательных процессов дошкольников путем исследовательской деятельности в группе мною был создан уголок экспериментирования.
Уголок экспериментирования в средней группе Дети, по своей натуре, - это любознательные исследователи, шар за шагом открывающие для себя разные стороны окружающего мира. Поддержать.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию(область познание)
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Задачи уголка экспериментирования
· развитие первичных естественнонаучных представлений,
· мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
· формирование умений комплексно обследовать предмет
Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе
· безопасность для жизни и здоровья детей;
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты
Дидактический компонент
· Серии картин с изображением природных сообществ
· Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:
· Алгоритмы выполнения опытов
· карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
· Правила поведения в уголке экспериментирования
Компонент оборудования приборы-помощники:
· микроскоп, лупы, увеличительные стекла
· песочные, механические часы,
· портновский метр, линейки, треугольник т.д.
Компонент стимулирующий
· разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
· сита, воронки разного размера и материала;
· природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
· шишки, перья, мох, листья и др.;
· утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,
· меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
· технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
· разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
· красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );
· медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;
· прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”.
Китайская пословица гласит “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть
· книги познавательного характера для младшего возраста;
· коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
· мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
· набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
· материалы для игр с мыльной пеной,
· красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
· семена бобов, фасоли, гороха
· некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
· лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
· "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
· семена бобов, фасоли, гороха
· на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
· персонажи, наделанные определенными чертами- ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
· карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Средний дошкольный возраст
· книги познавательного характера для среднего возраста
· коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
· мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
· набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде
· материалы для игр с мыльной пеной
· красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
· семена бобов, фасоли, гороха
· некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления :
· лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
· "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
· на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
· персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
· карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Старший дошкольный возраст
· схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
· серии картин с изображением природных сообществ;
· книги познавательного характера, атласы;
· мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня"
· материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"
· природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
· утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
· технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.
· разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
· красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
· медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
· прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
· половинки мыльниц, формы для льда
· проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
· клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
Ведение фиксации детского экспериментирования
· Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов
· Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
· Персонажи, наделанные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей , поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Читайте также: