Разработка игры в доу

Обновлено: 05.07.2024

Создание авторской игры – дело серьезное и в то же время очень увлекательное. Мы разработали своеобразный алгоритм создания игры, благодаря которому в нашем детском саду появились свои собственные игры для детей и их родителей.

Последовательность работы была следующей:

  • анализ возрастных задач;
  • определение проблем, которые испытывают большинство детей при освоении общеобразовательной программы;
  • выявление их интересов;
  • определение темы игры;
  • изучение материалов по проблеме;
  • выбор и конкретизация задач;
  • разработка заданий, правил и описания игры;
  • разработка макета и создание игры, обучение игре родителей и детей;
  • использование игры в детском саду и создание новых вариантов.

Определить тему игры можно двумя способами:

  1. Исходя из выявленных проблем у большинства воспитанников группы ДОУ
  2. Исходя из интересов, предпочтений воспитанников

Игры в детском саду: НАЙДИ ДРУЗЕЙ

игры в детском саду

игры в детском саду

игры в детском саду

Условия игры

игры в детском саду

Вариант № 1 (возраст 3–7 лет)

Вариант № 2 (возраст 5–7 лет)

В игру вводятся карточки-запреты. По ходу игры ведущий закрывает знаком изображения выбранных детьми объектов. В этом случае варианты выбора ограничены. Если количество объектов сократилось до 4–6 и игроки не могут выделить их сходные признаки, можно предложить детям объединить объекты по любому признаку.

Вариант № 3 (возраст 4–7 лет)

Игры в детском саду: ЮНЫЙ КОНСТРУКТОР

  • 4 цветных карты размером 20×29 см, расчерченных на 8 клеток;
  • в центре каждой карты находится фотография построек из 8 деталей размером 10×15 см;
  • наборы цветных карточек размером 6×6 см (по 12 штук), на которых изображены схемы деталей в масштабе 1:2 (наборы по цвету соответствуют картам);
  • 14 фотографий деталей 10×15 см с подписанными названиями;
  • 14 карточек размером 10×15 см, на которых изображены схемы деталей в масштабе 1:1;
  • 4 трафарета;
  • набор деталей (14 штук);
  • 10 схем построек;
  • 4 ламинированных белых листа А4;
  • 4 маркера на спиртовой основе.

игры в детском саду

Условия

игры в детском саду

Вариант № 1 (возраст 4–7 лет)

Вариант № 2 (возраст 5–7 лет)

Если игрок узнал деталь, он ищет соответствующую схему и закрывает одну из клеточек. Если деталь никому не пригодилась, фотографию кладут в низ колоды. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки. Возможно, что разные детали будут иметь одинаковые схемы. Для этих случаев в наборах схем есть повторяющиеся карточки, которыми можно закрыть клетку.

Вариант № 3 (возраст 4–7 лет)

  • набор деталей,
  • трафареты формата А4,
  • листы бумаги формата А4,
  • фломастеры или маркеры.

Вариант № 4 (возраст 4–7 лет)

  • набор деталей,
  • трафареты,
  • листы бумаги и маркеры,
  • схемы построек.

Материал предоставлен журналом ОБРУЧ (№ 3 за 2013 год).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад комбинированного вида №257” городского округа Самара

Дидактическая игра “ Теремок ”

hello_html_71260acf.jpg

Возраст детей - 3 - 7 лет.

Дидактическая игра - своеобразное средство обучения ребенка в разные возрастные периоды. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи в занимательной форме, сами находят решения, преодолевая определенные трудности. А так же формируется познавательная активность. В дидактической игре обучение неразрывно связанно с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива.

Актуальность:

Игра закрепляет знания детей о диких животных. В игре тренируются мыслительные операции – анализ, сравнение и обобщение, развиваются внимание, память, речь, логическое мышление. В игре дети учатся нравственному отношению ко всему окружающему миру.

Развивать мыслительные операции; логическое мышление;обогатить воображение ребенка; способствовать развитию творческой деятельности; развивать речь, память.

Развивать организаторские способности, творческое воображение

Упражнять в употребление порядковых числительных

Развивать познавательную активность ребенка

Развивать связную речь, мышление

Воспитывать умение договариваться между собой.

Сегодня мы с вами поиграем в игру – сказку“Теремок”. Педагог читает сказку.

Шла мышка – норушка. Увидела в поле теремок. Постучалась:

- Тук – тук, кто в тереме живет? Зашла, посмотрела, никого нет. Решила мышка остаться жить в теремке.

Прискакала лягушка – квакушка. Постучалась:

- Тук – тук, кто в тереме живет?

- Я, мышка – норушка. А ты кто?

- Я – лягушка – квакушка. Пусти меня в теремок, будем вместе жить.

Стали они жить вдвоем.

Прибежал зайчик – побегайчик. Постучался:

- Тук – тук, кто в тереме живет?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я – зайчик – побегайчик. Пустите меня в теремок, будем вместе жить.

Стали они жить втроем.

Прибежала лиса – краса. Постучалась:

- Тук – тук, кто в тереме живет?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, зайчик – побегайчик. А ты кто?

- Я – лиса – краса. Пустите меня в теремок, будем вместе жить.

Стали они жить вчетвером.

Прибежал серый волк – зубами щелк. Постучался:

- Тук – ту, кто в тереме живет?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, зайчик – побегайчик.

- Я, лиса – краса. А ты кто?

- Я – волк – зубами щелк. Пустите меня в теремок, будем вместе жить.

Стали они жить впятером.

Пришел медведь. Постучался:

- Тук – тук, кто в тереме живет?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, зайчик – побегайчик.

- Я, волк – зубами щелк. А ты кто?

- Я – медведь. Пустите меня в теремок, будем вместе жить.

- Ты большой, ты теремок сломаешь.

- Ну, пустите меня.

Пустили медведя, залез он в теремок, а теремок развалился. Звери разбежались.

Затем педагог предлагает детям выбрать героев. Дети их обыгрывают. Педагог предлагает выбрать из детей рассказчика. Играют в сказку, используя пальчиковых кукол.

Дидактическая игра “Кто перепутал своё место”.

Возраст детей 3 – 5 лет.

Задачи: развивать внимание, упражнять в употребление порядковых числительных.

Дети закрывают глаза, а педагог меняет местами героев. Дети открывают глаза и отгадывают, кто стоит не на своём месте.

Дидактическая игра “Малыш потерялся”.

Возраст детей 3 – 7 лет.

Задача: соотносить названия взрослых животных с названиями их детёнышей, сравнивать группы животных по количеству.

Педагог или ребенок показывает картинку со взрослым животным, а другие показывают картинку и называют его детёныша

Мышка – мышонок, мышата

Лягушка – лягушонок, лягушата

Зайчиха – зайчонок, зайчата

Лиса – лисенок, лисята

Волчица – волчонок, волчата

Медведица – медвежонок, медвежата

Педагог предлагает сравнить кого больше? Кого меньше? Или поровну. Что для этого нужно сделать?

Дидактическая игра “Геометрические герои”.

Возраст детей 4 – 7 лет.

Задачи: развивать внимание, логическое мышление, память, речь; закрепить знание геометрических фигур.

Педагог предлагает поиграть в сказку “Теремок” геометрическими фигурами. Предлагает определить, какая геометрическая фигура похожа на героя.

Серый треугольник – мышка

Зеленый круг – лягушка

Маленький белый квадрат – заяц

Оранжевый овал – лиса

Большой серый квадрат – волк

Коричневый прямоугольник – медведь

Педагог или ребенок рассказывает сказку, а дети на листе выкладывают ее с помощью геометрических фигур. Затем дети по своим листам по очереди рассказывают сказку.

Дидактическая игра “Геометрическая мозаика”.

Возраст детей 3 – 7 лет.

Задачи: развивать творческое воображение, мышление; закреплять знания геометрических фигур; развивать мелкую моторику рук.

Педагог предлагает детям сложить из геометрических фигур животных или что-нибудь по их желанию

Дидактическая игра “Теремок”.

Возраст детей 6 – 7 лет.

Задачи: развивать речь, логическое мышление и фантазию

Педагог раздает карточки с изображением одного предмета детям, а его карточка живет в “Теремке”. Дети по очереди идут к ней в гости. Ребенок подходит к теремку и стучится.

- Кто там? – Спрашивает педагог.

- Это я, (ребенок называет то, что нарисовано на его карточке). Пустите меня в теремок.

- Я тебя пущу, если ты скажешь, чем мы с тобой похожи, - отвечает педагог.

Ребенок называет, чем похожи предметы, нарисованные на карточках. Находит сходство.

Педагог говорит: - Заходи в теремок и т.д. (логическую цепочку составляют не только по признакам предмета, а по любой связи между ними; название предметов начинается на одну букву, рифмуются и т.д.)

Дидактическая игра “Разложи дорожки”.

Возраст детей 3 – 7 лет.

Задачи: тренировать мыслительные операции - анализ и сравнения,развивать внимание, речь.

Перед детьми лежат полоски, разложить так, чтобы было видно, кто по ним пойдет. Разложить от самой короткой до самой длинной; от самой узкой до самой широкой.

Дидактическая игра “Волшебные дорожки”.

Возраст детей 5 – 7 лет.

Задачи: развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук.

Педагог предлагает сложить из дорожек разные фигуры (флажок, домик и т.д.)

Дидактическая игра “Загадки”.

Возраст детей 3 – 7 лет.

Задачи: развивать умение выделять признаки предмета; творческое воображение, логическое мышление.

Педагог читает загадки, а дети отгадывают:

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.

Телят, ягнят ищет.

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

До ушей зеленый рот,

В камышах она живет,

И в болоте хохотушка

Педагог предлагает детям самостоятельно придумать загадки про героев теремка, другие отгадывают.

Дидактическая игра “Чудо - палочки”.

Возраст детей 6 – 7 лет.

Задачи: упражнять в составлении букв и слов из палочек; развивать мышление, речь, мелкую моторику рук.

Педагог предлагает поиграть с чудо – палочками. Выложить ими буквы, а затем как зовут героев. Сосчитать палочки, в каком имени их больше.

Дидактическая игра “Найди место”.

Возраст детей 5 – 7 лет.

Задачи: упражнять детей ориентироваться на листе бумаги, развивать мышление, внимание, речь.

Педагог предлагает спрятать героев.

- Спрячьте мишку в правом верхнем углу.

- Спрячьте зайку в левом нижнем углу и т.д.

- Скажи, а где ты спрятал мишку? И т.д.

Дидактическая игра “Ходилка”.

Возраст детей 5 – 7 лет.

Задачи: учить детей соблюдать правила, закреплять счет, умение договариваться между собой.

В игре играет от 2 до 7 детей. Определить очередность ходов. Дети по очереди бросают кубик и передвигают героя вперед по игровой дорожке на столько клеток игрового поля, сколько очков выпало на кубике. Если в конце хода герой остановился на кружке другого цвета, игрок поступает следующим образом:

Красный кружок – пропускает ход.

Синий кружок – получает дополнительный ход.

Побеждает тот из игроков, кто первый дойдет до теремка.

Дидактическая игра “Шахматы”.

Возраст детей 5 – 7 лет.

Задачи: упражнять детей ориентироваться на листе бумаги, закреплять счет, цвета, развивать внимание, память, речь.

Педагог предлагает детям собрать поле из пазлов определенного цвета, затем предлагает им поиграть в шахматы.

Поставьте свою фигуру на левую нижнюю клеточку, а теперь двигайтесь вверх три клеточки, направо две клеточки и т.д. по всему полю, пока не дойдут до домика определенного цвета.

Дидактическая игра “Домики”.

Возраст детей 3 – 4 года.

Задачи: закреплять цвета, геометрические формы: треугольник, квадрат; развивать глазомер, мелкую моторику рук, внимание.

Педагог показывает детям домики, подберите каждому домику его окошко и крышу (по цвету, по форме). Какой домик не такой как все.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэтому в данной методической разработке сделана попытка раскрыть особенности развивающих игр и их условия, а также показать их многообразие.

Нуруллова Альфия Рашидовна,

воспитатель дошкольной группы

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка

Игра – это не неотъемлемая часть развития дошкольников.

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому выделяют следующие виды игр, используемые в образовательном процессе ДОУ – это:

Поэтому в данной методической разработке сделана попытка раскрыть особенности развивающих игр и их условия, а также показать их многообразие.

Особенности развивающих игр и их условия.

Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Кроме того, нередко на занятии развивающая игра подменяется игровыми приемами, где преобладает активность взрослого, или простыми упражнениями.

Использование дидактических игрушек или пособий тоже нередко называют игрой — стоит дать ребенку в руки пирамидку или матрешку и считается, что игра состоялась. Но это не так. Развивающая игра — это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т. е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:

1) познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;

2) воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.

Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки.

Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других — выполнить определенные движения, в-третьих — обменяться предметами и т. п.

Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов и пр.

Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет большое значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.

И, наконец, важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует игру и направляет ее - он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей — участника и организатора — важная отличительная особенность развивающей игры.

Доказательствами того, что игра принята, являются: просьба детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий – самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.

Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.

Психологический возраст ребенка – понятие условное и определяется не только календарными сроками, т.е. количеством прожитых лет и месяцев, но и уровнем психического развития. Главное здесь – последовательность этапов развития (недопустимо перешагивать через целый этап). Игры должны предлагаться в соответствии с учетом необходимой последовательности этапов – от самых простых и доступных каждому малышу игр следует переходить к более сложным. В каждой игре необходимо опираться на то, что ребенок уже умеет и что он сам любит делать. Педагогу важно знать и понимать, что умеют и любят делать его воспитанники независимо от их возраста, и на этой основе вводить новые действия и новые задачи.

Так, например, трехлетние дети, как правило, любят и умеют бегать и прыгать. Используя эти умения, можно организовывать новые игры, основанные на новой последовательности этих движений, их постепенном усложнении и главное – их новом содержании и осмыслении: не просто бегать и прыгать, а прыгать в воображаемой ситуации (по кочкам на болоте или бежать от кота или лисицы, которые могут их поймать).

Вполне возможно, что развивающие игры окажутся увлекательными для всех дошкольников, не зависимо от возраста. Как мы уже сказали, выбор игры определяется не календарным возрастом, а этапом их психологического развития.

Кроме того, на каждом возрастном этапе между детьми существуют значительные индивидуальные различия, их так же необходимо учитывать при проведении игр. Почти в каждой группе детского сада есть по крайней мере три типа детей, которые по-разному себя ведут во время любой деятельности, в том числе в игровой, и соответственно требуют разного подхода.

Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру и с энтузиазмом включаются в нее. Обычно они быстро схватывают суть игры и стремятся взять на себя активные роли. Но часто эти воспитанники не обращают внимания на других, и заняты демонстрацией собственных возможностей. Для таких детей наиболее трудными оказываются правила, сдерживающие их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Вместе с тем выполнение именно этих правил особенно полезно для них. При проведении игры необходимо постараться показать таким детям важность соблюдения этих правил и сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

Дети второго типа более робкие, опекаемые, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Сначала они держатся напряженно, без интереса наблюдают за действиями других детей. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и от сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно, это становится возможным при поддержке и одобрении (но ни в коем случае не принуждении!) воспитателя.

Однако не все дети включаются в игру даже при поддержке воспитателя. В каждой группе могут оказаться вялые, пассивные воспитанники, которые отстают в развитии от сверстников и не могут действовать наравне с ними. Даже при многократном повторении игры они не понимают ее сути и избегают активных ролей, а взяв их на себя, действуют не правильно. Такие дети требуют особого внимания со стороны воспитателя. Коллективная, групповая работа с ними не эффективна. Они нуждаются в личном контакте со взрослым, в его личном внимании, объяснении, поощрении. Индивидуальные занятия необходимы для нормального психического и личностного развития.

Таким образом, разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях. Вместе с тем, к сожалению, в детских садах иногда пользуются методами, которые недопустимы ни для каких детей и ни при каких обстоятельствах.

Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача воспитателя (и в этом заключается искусство воспитания) – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает весь воспитательный процесс бессмысленным.

Столь же бессмысленны и даже вредны прямые требования что-то запомнить или усвоить в игре. Мы уже говорили, что ребенок в дошкольном возрасте не может учиться по требованию взрослого. Он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, в чем он испытывает практическую необходимость. Такая необходимость естественно возникает в интересной и увлекательной игре. Подменять игру упражнениями или уроком, требовать механического повторения каких-то слов или движений недопустимо.

Тем более, недопустимы: раздраженный тон и грубость в отношениях с детьми.

Доброжелательность, сюрпризность разного рода неожиданности – являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. И эти средства всегда в Ваших руках. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Конечно, все это требует от воспитателя артистизма. Только радость успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию полноценной личности человека.

На этой странице вы можете ознакомиться с примерами игр для дошкольников. Для того, чтобы игра открылась в Office -онлайн, надо нажать на значок в правом нижнем углу слайда - презентация откроется непосредственно в браузере.

игра на классификацию предметов для детей старшего дошкольного возраста с применением технологического приема "Интерактивная раскраска

Правила игры: выбрать из четырех изображений одно лишнее и нажать по нему левой клавишей мыши. Если ответ правильный - произойдет переход на следующий слайд; если ответ не верный, то изображение станет прозрачным. При каждом правильном ответе раскраска постепенно закрашивается.

игра на формирование элементарных математических представлений (представлений об образовании числа путем прибавления единицы) для детей старшего дошкольного возраста с применением технологического приёма "Интерактивная раскраска"

Правила игры: выбрать из трёх цифр ту, которая должна стоять вместо квадрата, и нажать по ней левой клавишей мыши. Если ответ правильный - произойдет переход на следующий слайд; если ответ не верный, то цифра исчезнет со слайда. При каждом правильном ответе раскраска постепенно закрашивается.

Читайте также: