Размеры учительского стола в школе

Обновлено: 05.07.2024

Типы столов для педагогов

Наш подробный каталог содержит разнообразные школьные столы, поэтому не составляет труда приобрести изделие для каждого педагога. В зависимости от потребностей можно выбрать такие модели:

  • Закрытые столы для президиума;
  • Стол на металлическом каркасе;
  • Письменные столы с ящиками, нишами и полками;
  • Стол с надстройкой для хранения бумаг.

Приобретение стола для учителя

Считаете, что заказ подходящих столов для учителей займет много времени? Это вовсе не так! Подберите мебель по информативному каталогу, определитесь с количеством предметов и оттенком ДСП, после чего наберите наш номер телефона. Компетентный менеджер ответит на возникшие вопросы, поможет с оформлением заявки и согласует сроки изготовления с промышленными площадками. Теперь Вам нужно оплатить итоговую сумму и Ваш заказ тут же будет поставлен в производственный график! Стандартное время ожидания составляет не более 10 рабочих дней.

Школьная мебель
Столы для учителей
gr=Школьная мебель&raz=Столы для учителей&

ГОСТ 18313-93
(ИСО 5970-79)

СТОЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Типы и функциональные размеры

Desks for teachers.
Types and functional dimensions

Дата введения 1995-01-01

1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией

ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации

2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.

За принятие проголосовали:

Наименование государственного органа по стандартизация

3 В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 5970-79 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры" в части требований к ростовым номерам 5, 6

Настоящий стандарт распространяется на столы, предназначенные для оборудования рабочих мест учителя в классах и учебных кабинетах, и устанавливает их типы и функциональные размеры.

Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учителей, изложены в разделе 2.

1 ТИПЫ

1.1 Столы для учителя должны изготовляться двух типов:

I - столы с ящиками и полуящиками для бумаг и письменных принадлежностей;

II - столы с ящиками и полуящиками, а также встроенной или передвижной (переставной) секцией для магнитофона, электрофона, графопроектора и других технических средств обучения.

2 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ

2.1 Функциональные размеры столов для учителя и передвижной (переставной) секции должны соответствовать указанным в таблице 1 и на черт.1, 2.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу улучшения условий обучения, и важное место занимает вопрос оснащения школ мебелью, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям и ГОСТам.

Ведь в процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. И эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащихся – соответственно возникают условия, способствующие нарушению осанки, развитию близорукости и ее прогрессированию.

Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели, в первую очередь, касаются ее размеров.

Специальными измерениями установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели и их соотношений, при колебании роста детей и подростков в пределах десяти – пятнадцати сантиметров существенно не разнятся.

С 1972 года для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 сантиметров. При пересмотре стандартов на школьную мебель в 1986 году, в связи с разработкой стандартов СЭВ на ученические столы и стулья (СТ СЭВ 5418 – 85, СТ СЭВ 5419 – 85) и введением обучения детей с шестилетнего возраста, была введена новая нумерация ростовых групп (шесть номеров) и цветовая маркировка изделий, соответствующая мировому стандарту ИСО 5970 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений". В 1992 году Государственные стандарты "Мебель школьная. Функциональные размеры" (ГОСТ 11015, ГОСТ 11016, ГОСТ 5994, ГОСТ 18314, ГОСТ 19549, ГОСТ 19550, ГОСТ 22359, ГОСТ 18313, ГОСТ 18607 и др.) были еще раз пересмотрены и подтверждена необходимость шести ростовых номеров. С 1994 года проводится обязательная сертификация школьной мебели

Кроме этого, типы, функциональные размеры и требования к учебной мебели определены в следующих ГОСТах:


ГОСТ 5994 – 93 Парты. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 18607 – 93 Столы демонстрационные. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 18313 – 93 Столы для учителя. Типы и функциональные размеры.


ГОСТ 22361 – 95 Подставки для технических средств обучения. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 20064 – 86 Доски классные. Общие технические требования.

ГОСТ 22359 – 95 Стулья для актовых залов. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 18666 – 95 Шкафы для учебных пособий. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 22360 – 95 Шкафы демонстрационные и лабораторные вытяжные. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 20902 – 95 Столы обеденные школьные. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 19550 – 93 Столы ученические для кабинетов иностранного языка. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 19549 – 93 Столы ученические для черчения и рисования. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 18314 – 93 Столы ученические лабораторные. Функциональные размеры.


ГОСТ 23381 – 83 Стулья ученические деревянные и на металлическом каркасе. Методы испытаний.

ГОСТ 23380 – 83 Столы ученические деревянные и на металлическом каркасе. Методы испытаний.

ГОСТ 11016 – 93 Стулья ученические. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 11015 – 93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры.

Все эти документы в полной мере отражают критерии и требования, которые предъявляют к учебной мебели в том числе педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, производственно-экономические и архитектурно-художественные.

Сроки эксплуатации, в течение которых школьная мебель должная сохранять свои функциональные и качественные характеристики:

- стол ученический - не менее 10 лет,

- стул ученический - до 5 лет,

- шкафы для учебных пособий – не менее 20 лет.

В основе правильной комплектации школ мебелью является наличие необходимых комплектов ученической мебели по группам в соответствии с фактическим распределением детей (особую важность это имеет в начальной школе).


Школьные парты должны соответствовать росту и возрасту учащегося, обеспечивать правильную посадку.

Ведь результатами неправильно устроенной парты могут быть

-излишнее мышечное напряжение и быструю утомляемость;

-стеснение дыхания, внутренних органов и др.

Основными параметрами парты, которые должны удовлетворять установленным нормам для того, чтобы обеспечить правильную посадку ребенка, являются дистанция и дифференция. Кроме того нормируется ширина скамьи, высота скамьи, наклон стола и др.

Так же школьная мебель должна соответствовать требованиям травмо-безопасности. Это обеспечивается закруглением углов столешниц на всех типах столов, применением в окантовке столешниц пластиковой кромки ABS, использованием круглого профиля труб для каркаса стола, использованием механизма регулировки опор стола и шкафов по неровности пола, а так же повышенной устойчивостью конструкции стола и стула.

В целях удобства транспортировки учебная мебель, чаще всего, поступает в разобранном виде. Следует отметить, что сборка мебели является важным этапом производственно – технологического цикла. От качества выполнения этой операции во многом зависит долговечность изделия. Сборкой мебели в нашей компании занимаются высококвалифицированные и опытные специалисты. Опыт работы нашей компании в области поставки школьной мебели уже более 7 лет.

Важно учитывать, что при оснащении специальных кабинетов, таких как химия, физика, биология, компьютерные и лингафонные классы необходимо использовать специализированную мебель. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил технической безопасности и санитарно - гигиенических норм.

При пересмотре стандартов на школьную мебель в 1986 году, в связи с разработкой стандартов СЭВ на ученические столы и стулья (СТ СЭВ 5418 – 85, СТ СЭВ 5419 – 85) и введением обучения детей с шестилетнего возраста, была введена новая нумерация ростовых групп (шесть номеров) и цветовая маркировка изделий, соответствующая мировому стандарту ИСО 5970 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений". В 1992 году Государственные стандарты "Мебель школьная. Функциональные размеры" (ГОСТ 11015, ГОСТ 11016, ГОСТ 5994, ГОСТ 18314, ГОСТ 19549, ГОСТ 19550, ГОСТ 22359, ГОСТ 18313, ГОСТ 18607 и др.) были еще раз пересмотрены и подтверждена необходимость шести ростовых номеров. С 1994 года проводится обязательная сертификация школьной мебели

Маркировка школьной мебели.

Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь числовую и цветную маркировки.

На нижних поверхностях крышки стола и сиденья стула, на внутренних поверхностях крышки и сидения парты наносится обозначение номера мебели (в числителе) и диапазон роста школьников, для которых мебель предназначена (в знаменателе).

115-130 см 145-160 см

Цветовая маркировка мебели наносится на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы размером не менее 10х15 мм и должна быть видна со стороны прохода между рядами.


Расстановка школьной мебели

номеров (например, №3, №4). Первыми во всех трех (четырех) рядах ставят мебель №1, вторыми

№2 или группы А, третьими №3 или группы Б. При необходимости поставить мебель большего номера, ближе к доске, ее следует размещать только в крайних первом или третьем (четвертом) рядах.

Рабочие места в учебных кабинетах за первыми или вторыми столами (партами) в любом ряду отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4 м, а шепотная от 0,5 до 1 м). Школьникам с пониженной остротой зрения отводятся места ближе к окну за первыми столами (партами), где наиболее благоприятные условия освещения естественным светом. При хорошей коррекции остроты зрения очками, школьники могут сидеть в любом ряду.

Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.

Не менее 2-х раз в год школьников, сидящих в крайних первом и третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели росту учащихся. Это необходимо для профилактики осанки и зрения.


Размеры проходов и расстояния между оборудованием в учебных помещениях в см. устанавливаются следующими:

-Между рядами двухместных столов не менее 60 см;

-Между рядами одноместных столов не менее 50 см;

-Между рядами столов и наружной продольной стеной не менее 70 см( в зданиях из кирпича и местных материалов не менее 50 мм);

-Между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль стены, не менее 70 мм (в зданиях из кирпича, не менее 50 см);

-От передней стены с классной доской до передних столов всех рядов при трехрядной и для средних рядов при четырехрядной расстановке двухместных столов 170 – 200 см, а в лабораториях (при наличии демонстрационного стола не менее 225 мм);

-От передней стены с классной доской до первых двухместных столов в крайних рядах при четырехрядной расстановке не менее 225 см;

-От задних столов до задней стены (перегородки) не менее 65 см, а если стена является наружной не менее 100 мм;

-От задних столов до шкафов, стоящих вдоль задней стены не менее 80 мм, а при устройстве входа в учебное помещение со стороны задних столов не менее 120 см;

-Между столами в ряду не менее 50 см;

-Между столом учителя и передней стеной не менее 65 см;

-От демонстрационного стола до классной доски не менее 100 см;

-Между столом учителя и первым столом учащихся не менее 50 см;

-Угол видимости доски (от края доски длиной 3 метра до середины крайнего места учащегося за передним столом) принимается в первых классах и лабораториях, не менее 45 градусов, во втором – четвертом классах 40 градусов, в кабинетах других классов, не менее 35 градусов.


Измерение роста школьников

Рост школьников измеряют в обычной обуви ростомером или специальной рейкой длиной 2м. На одной стороне рейки наносят деления с интервалом 15 см, начиная со 100 см. В промежутках между делениями проставляют номера (группы) мебели.

Если используются данные роста школьников, имеющиеся в медицинских картах, то в этом случае к показателю роста прибавляют 2 см на обувь.

Учитель, классный руководитель или заведующий кабинетом, с учетом полученных данных о росте школьников, рассаживает их за парты или столы соответствующего номера (группы).

На данный момент существует множество производителей школьной мебели, которые предлагают купить школьную мебель у них, но школы не могут позволить себе купить напрямую у производителя школьной мебели ввиду того что придется плотить и за доставку. По этому школы и другие учебные заведения покупают мебель в магазинах. Наша компания работает напрямую с производителями, которые производят от детской школьной мебели и до самой старшей возрастной группы. Мы реализуем шкафы, школьные парты. Цены на школьную мебель зависят напрямую от производителя, но мы стараемся удерживать цены на школьную мебель на одном уровне. Цены на школьную мебель Вы можете узнать зайдя в наш каталог.

Проблема выбора школьной мебели сегодня актуальна не только для руководителей образовательных учреждений, но во многом и для родителей. В процессе приобретения школьной мебели необходимо учесть множество разных мелочей, ведь от качества школьных столов и стульев напрямую зависит здоровье наших детей. Поэтому взрослые должны с повышенным вниманием отнестись к качеству приобретаемой мебели. А для этого необходимо знать ее конструктивные особенности, требования, которые предъявляются к данному виду мебели.

Что же Вам нужно знать о школьной мебели? Мы поможем Вам ответить на этот вопрос и сделать правильный выбор при покупке.

Таблица 1. ГОСТы типов, функциональных размеров и требований к учебной мебели

Столы демонстрационные. Типы и функциональные размеры.

Столы для учителя. Типы и функциональные размеры.

Подставки для технических средств обучения. Типы и функциональные размеры.

Доски классные. Общие технические требования.

Стулья для актовых залов. Типы и функциональные размеры.

Шкафы для учебных пособий. Типы и функциональные размеры.

Шкафы демонстрационные и лабораторные вытяжные. Типы и функциональные размеры.

Столы обеденные школьные. Типы и функциональные размеры.

Столы ученические для кабинетов иностранного языка. Типы и функциональные размеры.

Столы ученические для черчения и рисования. Типы и функциональные размеры.

Столы ученические лабораторные. Функциональные размеры.

Стулья ученические деревянные и на металлическом каркасе. Методы испытаний.

Столы ученические деревянные и на металлическом каркасе. Методы испытаний.

Стулья ученические. Типы и функциональные размеры.

Столы ученические. Типы и функциональные размеры.

В данных документах отражены следующие предъявляемые к учебной мебели критерии и требования:

  • педагогические;
  • производственно-экономические;
  • эргономические;
  • санитарно-гигиенические;
  • архитектурно-художественные.

1.Сроки эксплуатации школьной мебели.

Функциональные и качественные характеристики учебной мебели, отвечающей всем перечисленным выше требованиям, должны гарантированно сохраняться в течение длительного срока ее эксплуатации. В зависимости от этого могут быть заранее запланированы сроки обновления мебельного фонда, распределены средства, предназначенные для этого.

Сроки эксплуатации качественных стульев и столов:

Таблица 2. Срок эксплуатации школьной мебели

не менее 10 лет

2. Дифференциация школьной мебели по ростовым группам

Во время занятий в школе организм ученика испытывает постоянную статическую нагрузку из-за вынужденного сохранения рабочей позы в течение длительного времени. В том случае, если мебель имеет неправильное устройство, ее размеры не соответствуют пропорциям тела и росту учащихся, создаются условия, способствующие развитию и прогрессированию близорукости, нарушению осанки.

Следовательно, для правильной комплектации школ мебелью важно наличие необходимых комплектов мебели для учеников в соответствии с их фактическим распределением по ростовым группам. Особенно это важно в начальной школе. Выполнение этого требования может быть обеспечено путем приобретения регулируемой по высоте мебели или мебели, рассчитанной на разные ростовые группы.

Специальными антропометрическими исследованиями было установлено, что средние величины ряда параметров тела, на основании которых нормируются основные размеры ученической мебели, а также их соотношения, существенно не различаются при колебаниях роста детей и подростков в пределах пятнадцати сантиметров. Поэтому для школьников была принята ростовая шкала, интервал которой составляет 15 см.

Таблица 3. Размеры ученических столов и стульев.

Группа роста, см.

Высота заднего края крышки стола над полом, см.

Высота переднего края сидения над полом, см.

Отдельно следует сказать о мебели с регулируемой высотой. Цена такой мебели немного выше обычной, однако в будущем приобретение регулируемых стульев и столов позволит избежать дополнительных затрат, ведь Вам не придется покупать запасную мебель для групп детей разного роста.

3. Эргономические и гигиенические особенности школьной мебели.

К внешнему виду школьной мебели, материалам, используемым при ее изготовлении, а также размерам и соотношению основных частей столов и стульев предъявляется ряд требований.

Размер и соотношение основных частей стола и стула (парты) для ученика определяются на основании данных, полученных в ходе специальных антропометрических исследований. В качестве ведущей величины для определения высоты стула или скамьи принята средняя длина голени со стопой; для расчета глубины сидения используется неполная средняя величина длины бедра школьников.

Глубина сидения в пределах от ⅔ до ¾ длины бедра, а также профиль сидения, соответствующий форме ягодиц и бедра, обеспечивают достаточную площадь опоры, а значит, устойчивую и менее утомительную посадку учащихся. Каждая скамья(стул) обязательно должна иметь профилированную спинку, используемую школьниками в качестве дополнительной опоры. Табуреты и другая мебель без спинки запрещены к использованию в классах.

Обязательным для школьной мебели является правильное соотношение крышки стола и скамьи (стула) со спинкой. Соотношения эти определяются величинами дифференции – дистанции сидения и дистанции спинки.

Дифференция – расстояние между сидением и задним краем стола (по вертикали) – равна разности между высотой сиденья и локтем руки сидящего школьника, опущенной свободно, с прибавлением 5,0 – 6,0 см. При заниженной или завышенной дифференции школьник вынужден поднимать во время письма правое плечо. Это, в свою очередь, приводит к асимметрии тела, искривлению позвоночника, недопустимому увеличению или сокращению расстояния между глазами и книгой (тетрадью).

Дистанция сидения (скамьи) – расстояние между краем крышки стола и краем сидения (по горизонтали) – обязательно должна быть отрицательной (в пределах от 4 до 8 см). Нулевая и особенно положительная дистанция приводит к тому, что школьник вынужден тянуться вперед, чтобы правильно разместить предплечье на столе; такие условия делают неудобной рабочую позу, усугубляя статическую нагрузку и форсируя утомление.

Помимо конструкции, немалую роль играет цвет ученической мебели. Он влияет как на выполнение зрительных функций, так и на работоспособность, возможность эффективно воспринимать информацию в течение долгого времени.

Светлая мебель (отделка с сохранением текстуры) при одинаковой окраске стен и ориентации окон, в одно и то же время дня повышает освещенность в классе на 20% по сравнению с партами (столами), крышка которых окрашена в черный, а основание – в коричневый цвет. Светло-зеленая и светло-коричневая окраска крышки парты (стола) и белое основание увеличивают среднюю освещенность классной доски на 15%, а рабочих мест – на 6,5%.

Окрашивание школьной мебели в белый цвет запрещено, т.к. из-за этого резко повышается яркость, что отрицательно воздействует на зрение школьников.

Обязательна матовая поверхность школьной мебели: блестящая поверхность шкафов, столов и др. оборудования утомляет, оказывая слепящее действие; резко (на 12-18%) снижаются зрительные функции: острота зрения, устойчивость ясного видения, быстрота различения.

4. Материалы, используемые для производства школьной мебели

Знание того, из каких материалов изготовлена школьная мебель, очень важно. В первую очередь материалы должны быть разрешены к использованию органами санитарно-эпидемиологической службы, устойчивы к воздействию теплой воды, моющих и дезинфицирующих средств, а также должны обладать низкой (не более 0,46 Вт) теплопроводностью.

Ученические столы и корпусная мебель изготавливаются из ДСП с классом эмиссии E1 (класс эмиссии показывает, какое количество свободного формальдегида содержится в 100 граммах полностью сухой плиты; обозначение Е1 соответствует содержанию до 10 мг). Торцевая часть столов для школьников обрабатывается ПВХ кромкой в целях обеспечения длительной их эксплуатации. Обычная мебельная (бумажная, меламиновая) кромка, применяемая для обработки торца столешниц, как правило, в первые несколько месяцев эксплуатации повреждается.

Для спинки и сиденья стула обязательно наличие физиологических изгибов и углов наклона, величина которых определяется ГОСТом. Обуславливается данное требование не только удобством эксплуатации стула, предназначенного для школьника, но и соображениями безопасности. Отсутствие загиба переднего края сиденья может привести к нарушениям в кровоснабжении ног ребенка, а неправильный наклон и изгиб спинки – негативно повлиять на положение спины. Следовательно, применение плоской фанеры и ДСП для изготовления деталей школьных стульев недопустимо.

Металлический каркас мебели для защиты от коррозии окрашивается порошковыми полимерными красками. Они имеют большую износо- и ударопрочность, чем обычные эмали, и позволяют школьной мебели долгие годы сохранять внешний вид. Хорошо, если сиденье и спинка крепятся к каркасу ученического стула при помощи заклепок. Эта на первый взгляд незначительная деталь станет хорошей заменой разбалтывающимся и откручивающимся гайкам, а значит, избавит многих родителей от необходимости постоянно посещать школу, чтобы отремонтировать школьную мебель.

Следует помнить и о том, что школьная мебель может использоваться ребенком не по прямому назначению (даже среди взрослых это не такое уж редкое явление), что может привести к получению травмы. К примеру, наверняка Вы или Ваш ребенок часто вставали ногами на стул. Однако формально стул не предназначен для этого, а значит, за травму, полученную в результате падения, производитель никакой ответственности не несет.

Следовательно, школьная мебель должна быть прочной. Обеспечивает эту характеристику металлокаркас школьной мебели, изготовленный из стальной трубы, имеющей квадратный и прямоугольный профиль, который гораздо крепче модного круглого профиля.

Помимо гигиенических, одно из главных требований к качественной школьной мебели – травмобезопасность.

Достигается она за счет следующих основных производственных решений, на которые в первую очередь нужно обращать внимание при выборе мебели:

  • углы столешниц у всех типов столов должны быть закруглены;
  • в окантовке столешниц должна применяться противоударная кромка;
  • для каркаса стола должен использоваться круглый профиль труб;
  • столы и шкафы должны иметь механизм регулировки опор по неровности пола;
  • конструкция стола и стула должна отличаться повышенной устойчивостью.

Все элементы конструкции, создающие опасность ушибов, ущемлений, других травм – острые грани и углы, механизмы или зажимы, откидные сидения – в школьной мебели должны быть исключены.

6. Специализированная мебель

Специальные кабинеты, использующиеся для занятий химией, физикой, биологией, лингафонные и компьютерные классы должны быть оснащены специализированной мебелью. Особое внимание здесь следует обратить на соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил технической безопасности. Так, для обработки поверхности лабораторных и демонстрационных столов должны быть использованы специальные составы, стойкие к действию агрессивных сред. Мебель для компьютерных классов обязательно должна скрывать системный блок.

7. Сборка и ремонт изделия

Чаще всего учебная мебель поставляется в разобранном виде для удобства транспортировки. Однако именно сборка мебели является одним из важных этапов производственно-технологического цикла. Во многом от качества выполнения этой операции зависит долговечность изделия. Желательно, чтобы сборка изделия производилась специалистами. Ремонт школьной мебели (в случае его необходимости) также должен выполняться специалистами с сохранением всех заложенных предприятием-изготовителем при производстве качеств изделия.

Таким образом, для обеспечения безопасности учащихся, правильного развития и радости обучения, к выбору и покупке школьной мебели следует подойти с максимальной ответственностью и сделать последовательный, обдуманный выбор.

Читайте также: