Рассуждение описание повествование 2 класс школа россии

Обновлено: 02.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Урок русского языка

Автор: Ершова Татьяна Васильевна

учитель начальных классов

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня …

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу …

В стихотворении есть новое словарное слово

Запишите эти слова, запомните их написание.

Спишите названия спортивных игр в алфавитном порядке.

Футбол, хоккей, волейбол, городки, лапта, баскетбол, теннис.

Баскетбол, волейбол, городки, лапта, теннис, футбол, хоккей.

Работа с текстом

1. Прочитайте текст,

определите вид текста.

Куница – зверек хищный. Гибкая, ловкая, быстрая, она хорошо лазает по деревьям, отлично бегает по земле.

Текст –описания - это текст, к содержанию которого можно поставить вопросы

Какой? Какая? Какое? Какие ?

Еще зимой в трескучие морозы у медведицы рождаются медвежата. Они маленькие, с рукавичку, и мать еще в берлоге кормит их молоком.

2. Прочитайте текст,

определите вид текста.

Текст рассказывает о событии или о ком – либо в определенной последовательности

  • Что произошло?
  • Что случилось?
  • Как это было?

Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему?

Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звездочек. А так как ломается их сразу очень много — вот мы и слышим треск.

3. Прочитайте текст,

определите вид текста.

К этому тексту можно поставить вопрос почему?

Это текст – рассуждение.

Рассуждение – это объяснение

какого – либо явления.

Работа по теме урока:

Что такое текст – рассуждение?

Описание - это текст, в котором происходит описание кого-то или чего-то (людей, растений, животных, разных предметов и явлений природы).

К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?

На камне греется ящерица.

Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.

Рассуждение - это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

  1. мысль, требующая доказательства;
  2. доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев);
  3. вывод.

Не спешите брать птенцов домой!

Почему нельзя брать птенчика домой?

Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.

Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.

Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.

Повествование - это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях.

К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?

Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи знакомит учащихся 2 класса с новыми для них типами текстов - текстом-описанием и текстом-повествованием.

Реализация ФГОС на уроках русского языка во 2 классе

Автор: Чепкасова Елена Михайловна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 4

г. Чайковский Пермского края

(УМК Перспективная начальная школа)

Урок развития речи

Тема урока: Типы текста. Тексты повествование и описание.

Дидактическая цель: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и текстом-описанием и их отличительными призанками.

Задачи урока:

1. Личностные: формировать положительную мотивацию учения, осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

2. Метапредметные:

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные - использовать различные способы анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета.

Коммуникативные – уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, умение работать в парах.

3. Предметные: ознакомиться с типами текста - повествованием и описанием, учиться самостоятельно анализировать содержание текста, определять тип текста.

1.Мотивация к деятельности.

- Ребята, у нас сейчас урок развития речи. Как вы думаете, что нам понадобится для того, чтобы урок прошёл интересно? Что нам пригодится для успешной работы на уроке?

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи сегодня на уроке.

- Молодцы! И я желаю вам сегодня на уроке удачи и плодотворной работы.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

- Прочитайте записанные на листочках предложения.

1) На деревьях набухли почки.

2) Вы любите весну?

3) Обязательно побывайте в весеннем лесу.

- Давайте вспомним и определим, какие эти предложения по цели высказывания? (1 - повествовательное, 2 – вопросительное, 3 - побудительное).

- С какой целью пишутся повествовательные предложения? (Когда люди что-то рассказывают друг другу).

- Когда мы употребляем в своей речи вопросительные предложения? (Когда спрашиваем о чем-то друг друга).

- С какой целью произносятся побудительные предложения? (Когда люди побуждают друг друга к каким-то действиям).

- Так же как и предложения, разными могут быть и тексты. Что такое текст? (Это запись, в которой все предложения связаны между собой по смыслу).

- Перед вами на партах лежат два текста. Прочитайте их и скажите, что объединяет эти тексты и в чем различие между ними.

2) На одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну, и красавец!

- Чем похожи эти тексты? (У них общая тема – речь идет о дятле).

- С какой целью был написан первый текст? (Автор рассказывает о том, как дятел стучит по дереву).

- С какой целью был написан второй текст? (Автор рассказывает о внешнем виде дятла).

- Как вы думаете, эти тексты относятся к одному типу или к разным?

(Тексты относятся к разным типам).

- Чем они различаются? (Смыслом).

- По каким признакам это можно определить? (Дети высказали много разных мнений).

- Вы высказали разные мнения, придите к одному. (Мы не можем прийти к одному мнению, т.к. не знаем, какое правильное).

- Вы молодцы, поняли, в чем ваша трудность. Теперь вам необходимо выяснить причину своего затруднения – чего вы еще не знаете.

3.Выявление места и причины затруднения.

- Давайте разбираться. Что вам надо было определить? (Какие это типы текстов и их признаки).

Зафиксировать на доске вопрос: Какие бывают типы текстов?

- Почему вы не смогли определить? (Нам не знаком этот материал).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель вы перед собой поставите? (Узнать, какие бывают типы текстов и по каким признакам это можно определить).

- С помощью какого источника информации вы можете найти ответ на свой вопрос на уроке? (С помощью учебника).

- Откройте в учебнике страницу 74 и прочитайте тему урока. (Описание и повествование).

Тема появляется на экране.

- На какой вопрос вы будете сегодня искать ответ? (Какие тексты являются описанием, а какие – повествованием и как их различить?)

5. Реализация построенного проекта.

- Найдите в учебнике упражнение 45. Прочитайте сначала первый текст, затем прочитайте второй.

- Какой из двух текстов дает представление о том, как выглядит кот? (Первый).

- А какой текст рассказывает о том, как ведет себя кот: что и как он делает? (Второй).

- Можно ли сказать, что эти два текста разного типа? (Да, эти тексты разные).

-Какой, по-вашему, будет описанием, а какой повествованием? (Первый – описание, второй – повествование).

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Давайте разберемся, так ли это.

- Что хотел сказать нам автор первого текста? (Автор хотел рассказать какой у кота внешний вид: какие шерстка, усы, лапки, глаза).

- То есть, что сделал автор в первом тексте? (Описал внешний вид кота).

На экране появляется вывод:

Текст, в котором дается описание предмета, живого существа: его внешний вид, характер называется текст-описание.

- Что хотел сказать нам автор второго текста? ( Автор хотел рассказать о том, как кот наблюдал через стекло за галками).

- То есть, что сделал автор во втором тексте? (Рассказал о том, что делал кот).

На экране появляется второй вывод:

Текст, в котором рассказывается о каком-то событии, называется текст-повествование.

- В каком из двух текстов про кота чаще встречаются слова-названия признаков? (В первом).

- Прочитайте их. (Отличный, черный, пушистая, блестящая, белые, загнутые, белые, цвета морской волны, независимое, гордое).

- Вы перечислили признаки описанного в тексте кота. Скажите, а эти признаки мы можем увидеть одновременно? (Да, можем).

- Представьте, что вы захотели сфотографировать этого кота. Сколько снимков вам потребуется сделать, чтобы показать какой он? (Один снимок).

- А почему только один снимок? (Какой кот, видно на одном снимке).

- Итак, описание – это текст, который указывает признаки объекта речи.

- Что же такое признак? Это характерная черта, особенность, примета, по которой мы узнаем предмет.

На экране открывается запись:

ПРИЗНАКИ: объём, размер, форма, цвет, вкус, запах, возраст, внешний вид, характер, сухость/влажность, твёрдость, прочность, гладкость, шероховатость и др.

- Давайте подведем итог тому, что мы узнали о тексте-описании.

На экране появляется следующая запись:

В тексте-описании говорится о ПРИЗНАКАХ предмета (одушевленного или неодушевленного) или явления, которые можно увидеть ОДНОВРЕМЕННО.

Всё, о чём говорится в тексте-описании, можно зафиксировать ОДНИМ снимком. К такому тексту можно поставить вопрос КАКОЙ предмет?

- В каком тексте больше слов-названий действий? (Во втором).

- Прочитайте их. (Запотело, считать, выдумал, поднялся, протирать, протер, стало яснее, уселся, принялся, водить).

- Почему автор использует в тексте так много слов-названий действий? (Чтобы мы могли узнать что произошло, что случилось).

- Прочитайте еще раз текст и попробуйте разделить его на смысловые части. Сколько частей у вас получилось? (Три смысловые части).

- Какой вопрос можно задать к первой части? (Что было сначала?)

- Ко второй части? (Что происходило потом?)

- К третьей части? (Чем все это закончилось?)

- Представьте, что вы захотели сфотографировать и этого кота. Достаточно ли будет одного снимка, чтобы запечатлеть все события, о которых говорится в тексте? (Нет, потому что действия меняются).

- Подведем итог тому, что мы узнали о тексте-повествовании.

На экране появляется запись:

В тексте-повествовании говорится о каких-то ДЕЙСТВИЯХ , последовательных событиях, которые сменяют друг друга. Их НЕЛЬЗЯ увидеть ОДНОВРЕМЕННО.

Всё, о чём говорится в тексте-повествовании НЕЛЬЗЯ зафиксировать

ОДНИМ СНИМКОМ. К такому тексту можно поставить вопросы: что происходит СНАЧАЛА? ПОТОМ? и В КОНЦЕ?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Пришло время поработать самостоятельно. Откройте печатную тетрадь для самостоятельной работы на с.80. Прочитайте и выполните самостоятельно задания № 99 и 100.

Открыть на экране верно выполненный образец.

- Сравните свою работу с эталоном и отметьте правильность выполнения.

После самопроверки идет разбор заданий, ответы на возникшие вопросы.

8. Включение в систему знаний.

- Сегодня на уроке вы узнали, что бывают тексты-описания и тексты-повествования.

- Давайте вернемся к текстам про дятла. Поработайте в парах: перечитайте тексты еще раз и определите, к какому типу каждый из них относится и почему. (Первый текст – это текст-повествование, потому что в нем говорится о действиях дятла и автора. Второй текст – текст-описание, потому что в нем дано описание внешности дятла).

9. Рефлексия деятельности на уроке.

- Наш урок подходит к концу.

- Давайте вспомним, какое затруднение на уроке вы встретили? (Мы не могли определить типы текстов).

- Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать, какие бывают типы текстов и по каким признакам это можно определить).

- Как вы считаете, вы достигли этой цели? (Да).

- Чем можете доказать? (Мы знаем, что могут быть тексты-описания и тексты-повествования. В тексте-описании говорится о признаках предметов и можно сделать один снимок. В тексте-повествовании говорится о действиях предметов и нельзя сделать один снимок).

- Те, кто еще в чем-то не уверен, у кого остались вопросы, кто допустил ошибки в самостоятельной работе, - на 2, 3 ступеньки.

- А те, кто пока совсем не разобрался с новой темой, остановитесь на нижней ступеньке и подумайте, в чем ваша трудность.


Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостиком. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

 Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его. Текст-рассуждение. (Почему?)

Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.

Жираф Жираф – самое высокое животное на земле. Высота его почти шесть метров, хотя туловище не больше туловища лошади. У него длинные ноги и длинная шея. Голова у жирафа небольшая, с двумя маленькими рожками. Окраска его светло-желтая с черными пятнами, как у леопарда. Описание

Жираф – самое высокое животное на земле. Высота его почти шесть метров, хотя туловище не больше туловища лошади. У него длинные ноги и длинная шея. Голова у жирафа небольшая, с двумя маленькими рожками. Окраска его светло-желтая с черными пятнами, как у леопарда.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Долгожданная зима Наступила долгожданная зима. Мороз затянул пруд ледком. Ребята размели каток. У всех готовы коньки. Мальчишки ловко и легко скользят по льду. Радостно звучат детские голоса. Хорошо мчаться по гладкому льду! (повествование)

Долгожданная зима

Наступила долгожданная зима.

Мороз затянул пруд ледком.

Ребята размели каток. У всех готовы коньки. Мальчишки ловко и легко скользят по льду. Радостно звучат детские голоса.

Хорошо мчаться по гладкому льду!

повествование Чиж У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя просила его петь. Но чиж хотел на волю. Там он будет весь день петь.

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя просила его петь. Но чиж хотел на волю. Там он будет весь день петь.

Заголовок Два или несколько предложений. Тема Главная мысль - идея (то о чём говорится в тексте) (чему учит) Текст Предложения Тема Главная мысль Предложения расположены в определённой последовательности. Они связаны по смыслу Текст выражает законченную мысль.

Два или несколько предложений.

Главная мысль - идея

(то о чём говорится в тексте)

Предложения

Главная мысль

Предложения расположены в определённой последовательности. Они связаны по смыслу

Текст выражает законченную мысль.

6/5/20

Текст. Типы текстов

Типы текстов

6/5/20

6/5/20

6/5/20

6/5/20

 Типы текстов Повествование Что, когда, где случилось? Описание Какой? Какая? Какое? Рассуждение Почему? Зачем?

Типы текстов

Повествование

Что, когда, где

Определите тип текста по заголовкам.

рассуждения

повествования

Итог урока. Что такое текст? . Какие бывают тексты?

. Какие бывают тексты?

Домашнее задание


-75%

Читайте также: