Рассмотрите факторы влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в школах

Обновлено: 07.07.2024

Деятельность школы обязательно должна быть направлена на решение проблем, наиболее значимых для конкретной целевой груп­пы. Важно, чтобы уже первые шаги дали результат, который будет стимулировать пациента.

■ Вся наглядная продукция, используемая в школе, должна быть красочной, демонстративной, запоминающейся, понятной, заинте­ресовывающей, доступной.

■ Занятия в школе следует проводить в интерактивной форме, необходи­мо избегать больших информационных блоков в структуре занятий.

■ Занятия должны быть предварительно чётко структурированы, хронометрированы. Продолжительность их не должна превышать

1— 2 академических часов (45—90 мин).

Факторы, влияющие на успех обучения в школах здоровья, пред­ставлены в табл. 1.

Основные принципы оценки обучения, важно учитывать для того, чтобы достичь основной цели новой профилактической услуги в здра­воохранении, изложены в части 3 настоящего пособия.

ЧАСТЬ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВРАЧЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ

Помещение должно иметь стол (желательно круглый или расположенный на середине комнаты, чтобы слушатели могли сидеть вокруг него), стулья, кресла, желательно удобной формы, располагающие к полуторачасовым занятиям. Желательно, чтобы во время занятий на столах была питьевая вода. В помещении должен быть демонстрационный материал как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для раздачи пациентам. Список и образцы материалов прилагаются.

5.6. Оборудование.

Оборудование помещения, где проводятся занятия в Школе Здоровья должно обеспечить возможность реализации основных целей обучения, а также возможность демонстрации материала. Оборудование может быть условно разделено на обязательное и дополнительное (желательное):

  • Тонометр, фонендоскоп (желательно несколько комплектов)
  • Весы, ростомер, таблицы для определения индекса массы тела, калькулятор для подсчетов
  • Демонстрационный материал
  • Раздаточный материал (памятка, дневники, брошюры, листовки и пр.)
  • Оверхет, проектор, доска (большой блокнот - флип-чарт), бумага, фломастеры, ручки, карандаши.
  • Компьютер, принтер, программное обеспечение (регистрация, база данных на прошедших обучение пациентов, программы определения риска и др.)
  • Прибор для суточного мониторирования АД
  • Комплекты тонометров и фонендоскопов для самоконтроля АД в период проведения занятий в Школе Здоровья
  • Экспресс-анализаторы для определения в крови уровня холестерина
  • Экспресс-анализаторы для определения в крови уровня сахара
  • Тренажеры, зал для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой
  • Деятельность Школы обязательно должна быть направлена на решение проблем, наиболее значимых для конкретного контингента (территории) в текущий период времени и обязательно должна преследовать конкретный, видимый результат за достаточно небольшой отрезок времени. Поэтому очень важно, чтобы первые шаги принесли ощутимый результат, что даст стимул для дальнейшего развития.
  • Учителя (медицинские работники) Школы должны научиться работать в команде. Специалисты, не умеющие работать в команде, даже если они имеют более высокую квалификацию по сравнению со сложившейся командой единомышленников, не должны приглашаться для ведения занятий в Школе.
  • Вся наглядная продукция, используемая в Школе должна быть:
  • красочной
  • демонстративной
  • запоминающейся
  • понятной
  • заинтересовывающей
  • доступной
  • Занятия в Школе следует проводить в интерактивной форме, избегать больших информационных блоков в структуре занятий.
  • Занятия должны быть предварительно четко структурированы, хронометрированы. Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 мин.).

5.8. Факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в Школах Здоровья.

  • факторы отношений и взаимопонимания между медицинскими работниками и пациентами, их межличностные отношения
  • факторы профессиональной компетентности медицинских работников
  • факторы организации профилактической работы в целом, которые определяют и ее качество.
  1. Оценка Школ Здоровья (организации, объема, полноты, качества и эффективности обучения и профилактической помощи)

В отношении профилактической работы такой оценки недостаточно. Сложности самой сути оказания населению профилактической помощи, особенно в условиях новых форм финансирования (бюджетное, страховое, частное), сочетанного финансирования очень важно формировать подходя к оценке качества оказания профилактической помощи.

Школы здоровья как одна из медицинских профилактических услуг может стать моделью к развитию нового направления в практике профилактической медицинской помощи – оценке качества медицинской профилактической помощи.

6.1. Оценка объема и полноты профилактической помощи в Школах Здоровья

Показатели объема и полноты:

Оценка объема и полноты оказания профилактической медицинской помощи проводится на уровне медицинского работника (участка), учреждения и территории (региона).

В настоящее время критерии оценки объемов и полноты оказания профилактической помощи пациентам с артериальной гипертонией в Школах Здоровья находятся в стадии разработки. Нет стандартов и эталонов этих показателей.

Поэтому, основываясь на современном взгляде на проблему и степень ее разработки, можно рекомендовать в качестве критерием оценки объема и полноты проводить самоконтроль: оценивать перечисленные выше показатели в динамике и формировать местные (региональные) характеристики достигаемых уровней показателей объема и полноты.

Информация о работе Школ Здоровья в учреждениях включена в отчетные формы, как указано выше. Эти данные необходимо собирать и анализировать помимо отделов медицинской статистики и в территориальных центрах медицинской профилактики, координирующих профилактическую деятельность на территории. Сравнение этих показателей в динамике, сопоставление результатов по отдельным учреждениям региона позволит иметь представление о распространении и полноте охвата населения такой формой профилактической работы как Школы Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией.

6.2. Оценка качества профилактической медицинской помощи в Школах Здоровья.

Качество профилактической медицинской помощи пациентам с АГ – это выполнение профессиональных медицинских стандартов, национальных рекомендаций и соответствие оказанной профилактической помощи индикаторам оценки качества.

Оценка качества обучения в Школах является в настоящее время наименее разработанным, но наиболее важным аспектом оценка Школ.

Исходя из этих положений индикаторами качества профилактической помощи (Школ Здоровья) должны стать те, которые в современных условиях предлагаются в качестве индикаторов качества медицинской помощи в целом.

Индикаторы качества профилактической медицинской помощи, в том числе в Школах Здоровья – это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие целей обучения имеющимся потребностям пациентам, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологий.

  1. Адекватность – соответствие программы обучения пациентов, форм и методов обучения достижению поставленных целей.
  2. Действенность - сила воздействия обучающей программы в Школе и степень достижения поставленной цели обучения.
  3. Эффективность - величина, при которой программа обучения достигает цели улучшения состояния здоровья (медицинская, социальная и экономическая эффективность)
  4. Результативность - достижение изменений в состоянии здоровья пациентов и их поведения в результате обучения.
  5. Оптимальность - соответствие программы обучения в Школе современным основам доказательной профилактической кардиологии и стандартам.
  6. Преемственность и непрерывность - реализация программ обучения в Школах и обеспечение взаимодействия между медицинскими специалистами различного профиля.
  7. Удовлетворенность - соответствие программы обучения в Школе, психологических и организационных основ процесса обучения ожиданиям (пациента и врача)
  8. Законность – соблюдение Конституционных прав, Законодательных основ РФ об охране здоровья, международных актов
  9. Доступность – возможность получения пациентом с АГ обучения в Школе Здоровья в удовлетворяющих его условиях (временных, территориальных, экономических и пр.).
  • подготовка медицинских специалистов для ведения обучения в школе пациентов,
  • выполнение организационных рекомендаций, изложенных в данном документе,
  • соблюдение методов и форм обучения, предложенных в программе.

Приложение 1

по оценке организации обучения в Школе Здоровья

(заполняется анонимно)

ИНСТРУКЦИЯ для пациентов. Просим Вас заполнить анонимно следующую анкету. Ваши ответы помогут определить насколько полезным и интересным было для Вас обучение в Школе, получить Ваши советы и пожелания для совершенствования дальнейшего обучения.

Дайте оценку в соответствии с Вашим личным мнением или отношением, по пятибалльной системе: от 1 (низшая оценка) до 5 (высшая оценка).

Деятельность Школы обязательно должна быть направлена на решение проблем, наиболее значимых для конкретного контингента (территории) в текущий период времени и обязательно должна преследовать конкретный, видимый результат за достаточно небольшой отрезок времени. Поэтому очень важно, чтобы первые шаги принесли ощутимый результат, что даст стимул для дальнейшего развития.

Учителя (медицинские работники) Школы должны научиться работать в команде. Специалисты, не умеющие работать в команде, даже если они имеют более высокую квалификацию по сравнению со сложившейся командой единомышленников, не должны приглашаться для ведения занятий в Школе.

Вся наглядная продукция, используемая в Школе должна быть:

Занятия в Школе следует проводить в интерактивной форме, избегать больших информационных блоков в структуре занятий.

Занятия должны быть предварительно четко структурированы, хронометрированы. Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 мин.).

Факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в Школах Здоровья.

Факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в Школах Здоровья неразрывно связаны с качеством профилактической помощи в целом. Эти факторы можно разделить на несколько групп:

факторы отношений и взаимопонимания между медицинскими работниками и пациентами, их межличностные отношения

факторы профессиональной компетентности медицинских работников

факторы организации профилактической работы в целом, которые определяют и ее качество.

Эти же факторы влияют на приверженность пациентов к сохранению и укреплению здоровья, а также к выполнению рекомендаций врача, в том числе и соблюдение режима лекарственной терапии. Среди этих факторов важно дифференцировать положительные влияния (факторы способствующие результативности и эффективности профилактической помощи и факторы, негативно влияющие на профилактическую помощь и ее качество (факторы препятствующие результативности и снижающие эффективность профилактики). Основные группы этих факторов перечислены в нижеследующей таблице.

Положительное влияние (содействие)

Отрицательное влияние (препятствие)

Факторы отношений (медицинский работник – пациент)

Взаимопонимание, сопереживание (эмпатия)

Понимание потребности пациента

Опыт (большой) и возраст (старший) медработника

Опыт (небольшой) и возраст (младший) медработника

Уверенность медицинского работника и умение объяснять

Неспособность объяснять и убеждать

Факторы профессиональной компетентности медицинского работника

Знание основ профилактической помощи (понятие риска, основы консультирования, технологии и пр.)

Пренебрежение профилактической помощью (предпочтение диагностике и лечению)

Знание основ поведенческой медицины

Преобладание синдромального подхода

Разумная интеграция лечения и профилактики

Противопоставление лечения и профилактики

Факторы организации и качества профилактической помощи

Ненавязчивая форма консультирования при очередных посещениях (по обращаемости)

Насильственные (требующие усилий со стороны пациента) рекомендации и назначения

Директивная форма рекомендаций

Простота и доступность (по времени, цене и пр.) профилактических мер и рекомендация

Сложные схемы и многоступенчатость профилактической помощи

Наличие письменных инструкций, советов

Устные советы и рекомендации

Наличие красочных печатных материалов

Плохое полиграфическое качество материалов

Взаимодействие между медицинскими работниками

Незаинтересованность в профилактической работе

Оценка Школ Здоровья (организации, объема, полноты, качества и эффективности обучения и профилактической помощи)

При любом виде профессиональной деятельности важна оценка проводимой работы (оказания помощи и пр.) по комплексу параметров. Наиболее простая оценка – введение статистических форм регистрации и отчетности, которая как правило, дает характеристику количественной стороне деятельности.

В отношении профилактической работы такой оценки недостаточно. Сложности самой сути оказания населению профилактической помощи, особенно в условиях новых форм финансирования (бюджетное, страховое, частное), сочетанного финансирования очень важно формировать подходя к оценке качества оказания профилактической помощи.

Школы здоровья как одна из медицинских профилактических услуг может стать моделью к развитию нового направления в практике профилактической медицинской помощи – оценке качества медицинской профилактической помощи.

На примере Школ Здоровья предлагаются новые подходы к оценке качества профилактической помощи населению, основанные на принципах реформирования здравоохранения:

ориентация на первичную помощь – Школы Здоровья предлагается развивать прежде всего в первичном звене здравоохранения

ориентация на потребность населения и удовлетворение этой потребности – Школы Здоровья направлены на формирование (через информирование) у пациентов и лиц с факторами риска осознанного отношения и мотивации к сохранению здоровья (формирование осознанной потребности), умений самопомощи и повышения приверженности к лечению

оказание профилактической помощи населению на основе принципов медицины, основанной на доказательствах – программа обучения в Школе Здоровья содержит информацию и формы обучения, рекомендуемые руководствами и рекомендациями, вытекающими из доказательных научных программ, передового отечественного и зарубежного опыта.

В соответствии с целями организации и обучения в Школе оценку Школ Здоровья рекомендуется проводить на разных уровнях:

на уровне пациента

на уровне врача (медицинского работника), проводящего обучение

на уровне учреждения здравоохранения

на уровне территории (регион)

Оценка объема, полноты и качества профилактической медицинской помощи на примере Школ Здоровья оценивается по данным

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск Муниципальное бюдж.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск Муниципальное бюдж.

1 3 В условиях современной жизни нашего общества актуальной проблемой станов.

1 3 В условиях современной жизни нашего общества актуальной проблемой становится способность учащихся решать социально–значимые проблемы, формирование активной гражданской позиции, патриотических убеждений. Целью профессиональной деятельности, связанной с эффективностью работы образовательного учреждения, является эффективность решения поставленных задач при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом образовательной организации и внешними социальными партнерами. В связи с этим необходимо использовать различные методы, способы, приемы и формы работы; научить положительной коммуникации и активному взаимодействию всех участников образовательного процесса; сформировать способы коммуникативной компетентности учащихся в социально – значимой деятельности

1 3 Цель профессиональной деятельности: развитие и воспитание у учащихся пот.

1 3 Цель профессиональной деятельности: развитие и воспитание у учащихся потребности в ведении здорового образа жизни, саморазвитии и самовоспитании, включение в социально-значимую деятельность. Задачи работы: повышение качества деятельности психолого –педагогической и социальной помощи несовершеннолетним, рост личного профессионального мастерства и качества, методическую, социально – психологическую подготовку.

компетентность

ЭТАПЫ Мотивирующий 1 Глубокое знание основ в работе, использование современн.

ЭТАПЫ Мотивирующий 1 Глубокое знание основ в работе, использование современных технологий, обеспечивающих реализацию социальной помощи несовершеннолетним, выстраиваю свою деятельность в условиях образовательного учреждения. Оказание помощи несовершеннолетним в освоении социальных навыков, необходимых для адаптации в обществе, содействия в получении образования, в том числе в разрешении конфликтных ситуаций, правовой и социально-педагогической поддержки в процессе личностного, гражданского и профессионального самоопределения, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск муниципальное бюдж.

ЭТАП Подготовительный 21 Целью индивидулизации процесса социализации работы.

ЭТАП Подготовительный 21 Целью индивидулизации процесса социализации работы на основе принципов межличностного взаимодействия. На основе наблюдений, анализа результатов разрабатываются индивидуальные планы работы с обучающимися группы риска по преодолению трудностей социального и образовательного характера, исходя из реальных потенциальных возможностей учащегося. Формы работы – оказание психолого – педагогической и социальной помощи обучающимся, социально –психологические тренинги, игры, диспуты, лектории, экшен –тренинги

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск муниципальное бюдж.

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск муниципальное бюдж.

ЭТАП Исследования В рамках реализации программы «Профилактика безнадзорности.

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск муниципальное бюдж.

ЭТАП Работа с родителями 4 Все педагогические инициативы проводятся в тесном.

ЭТАП Работа с родителями 4 Все педагогические инициативы проводятся в тесном сотрудничестве с родителями, сотрудниками образовательной организации. Использование современных педагогических технологий, участие в проектировании, практикоориентированность, индивидуализация, компетентностный подход в востребованной социальной активности подростков направлены на решение основных задач. Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020г., утверждённый распоряжением правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 № 91-рп., где уделено внимание созданию условий для успешной социализации детей, вовлечение их в социальную практику, на повышение юридической грамотности, на профориентационную работу, устойчивый интерес к правоведческой, правотворческой и правоохранительной деятельности

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск муниципальное бюдж.

ЭТАП Работа с родителями 4 Все педагогические инициативы проводятся в тесном.

ЭТАП Работа с родителями 4 Все педагогические инициативы проводятся в тесном сотрудничестве с родителями, сотрудниками образовательной организации. Использование современных педагогических технологий, участие в проектировании, практикоориентированность, индивидуализация, компетентностный подход в востребованной социальной активности подростков направлены на решение основных задач. Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020г., утверждённый распоряжением правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 № 91-рп., где уделено внимание созданию условий для успешной социализации детей, вовлечение их в социальную практику, на повышение юридической грамотности, на профориентационную работу, устойчивый интерес к правоведческой, правотворческой и правоохранительной деятельности

Заключение Критерии оценки осуществляемой профилактической работы имеет неко.

Заключение Критерии оценки осуществляемой профилактической работы имеет некоторую сложность связанную с тем, что результативность внедряемого комплекса, а именно достоверный результат оценки его эффективности может быть получен спустя некоторое время, так как любой процесс профилактики имеет пролонгированный характер: Интенсивность профилактической работы в образовательной среде, включающая в себя: - сохранность и динамика количества участников, вовлеченных в профилактические мероприятия (дети, педагоги, родители); - восприятие профилактических мероприятий самими участниками. - стабильность и увеличение процента участников мероприятий, имеющих положительную динамику в ходе осуществляемой профилактической работы; - положительные изменения в оценке социальной ситуации в образовательных учреждениях района. Эффективность профилактической деятельности – многоплановое явление. Определение критериев ее результативности имеет большое значение, как для научной, так и для практической стороны деятельности. Критерии могут содержать количественные и качественные показатели, то есть носить комплексный характер. С одной стороны, они представляют собой систему нормативных критериев, отражающих эффективность процесса профилактики, а именно результативность внедряемого комплекса, с другой – систему показателей, отражающих изменения в отдельных личностях,, на которых направлена профилактика.

Читайте также: