Рассказы про имена в доу

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №24 п.Горноуральский

Подготовила и провела воспитатель 1 кв.категории Иванова Елена Александровна

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему:

Цель : дать знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают их от других людей; познакомить с историей возникновения фамилий; повышать самооценку.

Ребята, вы помните, когда вы в первый раз пришли в детский сад.
Помните, как знакомились с ребятами? Как вы запоминали своих друзей?
(По внешнему виду, по одежде, по имени)

У каждого человека есть имя. Произнесите каждый свое имя. (Дети по кругу представляются: Я Оля? Я Саша. Я Катя. Я Дима.) Как красиво звучат ваши имена!

Ребята, а по имени можно узнать, кто это? Мальчик или девочка?
Мужчина или женщина? (Ответы детей) Есть имена мужские и женские,
девичьи и мальчишечьи. Пока ты маленькая, тебя зовут Катя, а когда ты вы
растешь, тебя будут называть Екатериной. Сейчас тебя зовут Вова, а взрос лым, ты будешь Владимир. Каждое детское имя можно назвать, по-взрослому. Каждое имя можно назвать ласково. Как называют вас ласково ваши ро дители и воспитатели? (Лена, Леночка, Еленочка, Аленушка; Надя, Надю ша, Наденька и т. д.) .

У каждого, имени есть своя древняя история. Существует словарь рус ских имен. (Воспитатель находит имена детей, читает в словаре, что обозна чает каждое имя.) Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, роди тели тщательно подбирают имя, хотят видеть ребенка в будущем здоровым, сильным, добрым, красивым, умным.

Людмила (милая людям)

Владимир (борец за мир)

Береги свое имя с молоду!

Имя ребенка выбирают родители, а фамилию никто не выбирает. Фамилия переходит от прадедов и дедов.

- Можно прожить без фамилии? Очень трудно, у нас в группе два Пав
лика, три Кати, три Саши. Как же их всех различить?

- Когда-то очень давно на Земле людей было не очень много, у каждо го было имя, чтобы различить друг друга. Но людей становилось все больше
и больше. Стали придумывать фамилии.

В селе Грибановка жили Грибановы, в селе Гончарное жили Гончаро вы, в селе Веселушки жили Веселовы.

Придумывали фамилий и по профессиям, У кузнеца фамилия Кузне цов, у столяра - Столяров, у плотника – Плотников.

Часто придумывали фамилии по имени отца. Сын Ивана - Иванов, сын Степана - Степанов и т. д. Фамилии исстари переходят от отца.

У каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Когда человеку
исполнится 14 лет, ему выдают паспорт - документ, удостоверяющий лич ность каждого человека. Имя каждый ребенок получает такое, какое приду
мают его родители. Отчество переходит от отца. И фамилия переходит от
отца.

Как зовут по имени, отчеству ваших родителей? (Дети называют.)

У каждого из вас тоже есть отчество. Когда вы вырастете, вас будут
уважительно называть: Елена Ивановна, Владимир Андреевич, Марина Алек сандровна и т.д.

— Какое имя тебе больше нравится: ласковое или грубое? (Спросить у
каждого ребенка: Леночка - Ленка, Ванечка - Ванька, Сашенька - Сашка.)

Невежливо грубо называть своих друзей. Еще хуже дразните их, при думывать клички. Каждое имя по-своему красиво. Но не имя красит чело века, а человек - имя. Сколько на земле прославленных имен, которые зна ют все.

Александр – великий поэт А. Пушкин.

Валентина – первая женщина – космонавт В. Терешкова.

Петр – государь русской земли Петр I

Владимир – великий князь, борец за мир и справедливость на Руси, и многие другие.

Вы вырастете, и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите свое имя и свою фамилию.

Литературная гостиная

Литературная гостиная Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы педагогов и родителей. Они должны стать сотрудниками.

Стеклодувная фабрика


Стеклодувная фабрика Стекло по праву считается одним из наиболее интересных и эффектных материалов. Из стекла можно изготавливать изделия самых различных форм.

Расширение знаний об именах людей, их значении и употреблении.

Задачи:

•Познакомить с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя.

•Развивать умение соотносить права и правила, умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.

•Формировать у детей элементарные представления о правах.

•Помочь детям в познании и принятии собственного имени.

•Дать детям представление о происхождении имён, их значении, принадлежности к полу, национальности.

•Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.

•Развивать связную речь через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.

•Совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи.

•Дать представлении о значении имён, их значении, принадлежности к полу, национальности.

•Стимулировать речевую активность; способствовать развитию умения формулировать вопросы и отвечать на них.

•Упражнять в словообразовании: уменьшительно-ласкательной формы существительных, отчеств от имен собственных, притяжательных прилагательных от существительных;

•Развивать логическое мышление; коммуникативные качества.

•Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим, чувства самоуважения и уважения к другим людям.

Оборудование: мультимедийная презентация по теме; ноутбук; глобус; воздушный шар.

Ход.

Организационный момент

- Добрый день, дети! Вы прекрасней всех на свете!

Вот таких хороших, умных, пригожих я приглашаю в необычное путешествие. (Слайд №1)

Педагог показывает глобус: - Что это такое? (Глобус.)

Для чего нам нужен глобус? (Чтобы рассматривать мир.)

- Глобус – это маленькая модель земного шара. (Слайд № 2) Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более «200 наций. Все они похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.

Дети, как вы думаете, чем отличаются люди? (Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.)

- Чем отличаются новорожденные дети, которые только родились?(Рассуждения детей.)

- Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой? (Нет.)

- У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Я загадает загадку, а вы догадаетесь, о чём она.

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя.)

- А у вас есть имя? (Ответы детей.)

- Дети, что такое имя?

Это особенное слово - собственное название каждого человека.

- Кто дал вам имя? (Родители)

- Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.

- А когда дают ребенку имя?(Когда рождается.)

(Когда ребёнок рождается.)

- Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают. (Слайд № 3)

Лишь появится ребенок,

И дышать начнет едва.

У него уже с пеленок,

- Значит, какое есть у вас право? (Право на имя.)

- Вот об этом праве мы сегодня поговорим.

Может ли человек жить без имени? (Нет.)

- Почему? (Ответы детей.)

- Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени. Первое, что спрашивают, когда вы знакомитесь с кем-то или приходите первый раз куда-то, - это имя.

Ваше имя записывают в детском саду, больнице, школе, кружках, секциях и других местах.

- Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.

А как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Рассуждения детей.) Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.

- У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Рассуждения детей.)

- У вас у всех есть имя. А для чего оно вам? (Ответы детей.)

- А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен? ((Рассуждения детей.)

– Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?

– Конечно, нет, – растерянно сказала Алиса.

– Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.

- Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Когда вы пойдёте в школу, ваше имя станет полным. Ваши имена звучат по- разному и имеют свой смысл. Например: Оля – Ольга.

Дети называют себя полными именами.

- Я открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Он сразу расцветает. А вы хотели бы, чтобы вас называли ласково? (Да.)

Дети передают друг другу клубочек и называют себя ласковым именем

Солнечный клубок мы размотали,

Тянется к нам солнечная нить.

Хорошо, что можно,

Хорошо, что можно

Каждому по солнцу подарить!

Каждому по солнцу подарить!

- Посмотрите, какая паутина ласковых имен у нас получилась. У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребятки, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

•Не придумывать клички.

•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.

•К взрослым обращаться по имени, отчеству.

- Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

Потому что, каждому человеку дорого свое имя, для него это самое приятное слово. Человек и его имя почти неразделимы. Поэтому для того чтобы ваше имя уважали и любили другие, надо самому быть хорошим, т. е. уважать и любить других людей и стараться совершать только хорошие поступки.

Физкультминутка.

Как живешь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять – будем пальцы называть.

Это Ваня – самый сильный, самый толстый и большой.

Стёпа нужен для того, чтоб показывать его.

А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине.

А Матвей, он безымянный, он избалованный самый.

А Никита хоть и мал, очень ловок и удал.

(Например: Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля).

Педагог называет имена детей группы, дети продолжают.

- Дети, посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован? (Слайды № 4, № 5, № 6, № 7, №8, №9) (Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка, Кот)

- Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали?

Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет,

Снегурочка – девочка из снега,

Незнайка – мальчик, который ничего не знает,

Белоснежка – девушка, белая, как снег.

- А про этого богатыря послушайте отрывок из былины:

В чистом поле пыль поднимается

Илья Муромец, сын Иванович

К Соловью приближается.

Назовите имя богатыря? (Илья.)

- На Руси отчество давали по имени отца. Илья Муромец, сын Иванович. Значит, отца Ильи звали Иван. А Илью – Илья Иванович. А как звали отца вот этого сказочного героя? (Слайд). (Кот.)

- Значит это Кот Котофеевич. Вы все знаете, как зовут вашего папу. Подумайте и назовите своё отчество. (Дети называют отчество.)

В первом классе 8 Тань,

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь -

Всюду Таня, Таня, Таня!

Встанут сразу 8 Тань.

А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек? (По фамилии.)

- Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

- Когда рождается ребенок, мама и папа придумывают своему малышу красивое и звучное имя, и оно живет с человеком всю его жизнь.

- О чем нам может рассказать имя человека? Что мы можем узнать о человеке, даже не видя его, а только зная его имя?

• Мальчик или девочка (Юля - Юра).

• Мужчина или женщина.

Бывают одинаковые женские и мужские имена, например: Валентин и Валентина, Александр и Александра, Валерий и Валерия, Антон и Атонина, Василий и Василиса. У них только разные окончания.

• Национальность.

Так, имя Светлана - русское, а Фархат - не русское. У человека любой национальности в любой стране мира есть имя. На разных языках имена звучат по-разному.

Например, русское имя Иван по-английски звучит Джон, по-немецки Иоганн, по-итальянски Джованни, по-французски Жан, по-испански Хуан, по-польски Ян.

• Имена бывают современные и старинные.

- У каждого человека есть имя, у иного и не одно, а несколько. Имена могут быть древними и совсем новыми. По имени можно сказать, откуда человек родом, в каких традициях воспитан и даже – о чём мечтали его родители.

Древнерусские имена представляют для нас огромный интерес. Они раскрывают богатство народного языка, показывали широту фантазии, наблюдательность русского человека, его доброту и общительность.

Древнерусские имена делились на две группы: внутрисемейные и уличные. Внутрисемейное имя давалось ребёнку сразу после рождения, а уличное имя человек получал уже во взрослом состоянии. Уличные личные имена учёные называют ещё прозвищами.

Часто ребёнка называли по порядку и времени рождения. Угадайте, какой по счёту или в какой день недели родился ребёнок, которого назвали: Первуша, Вторышка, Третьяк, Пятунька, Девятко, Субботка, Мороз и другие. (Дети угадывают.)

Иногда встречались имена, характеризующие обстоятельства рождения ребёнка: Ждан, Важен, Нечайко и др; внешний вид, физический облик или черты характера поведения ребёнка: Беляк, Ушак, Худяк, Сухой, Гневаш, Мямля, Молчанка, Злобко, Суетка, Рычка.

Часто родители называли детей охранными именами, отпугивающие злые силы: Кощей, Ненаги, Неудача, Неустрой, Грязка.

Иногда дети носили имена, восходящие к названиям животных, рыб, птиц, растений: Медведь, Орёл, Волк, Конь, Селезень.

Древнерусские имена не исчезли из русского языка бесследно. Они стали массовыми основами русских фамилий.

- А какие имена дают родители современным детям? (Ответы детей.)

Сейчас родители часто называют детей именами любимых героев сериалов и даже мультфильмов, выбирая им необычные имена.

- В нашей стране помимо собственно имени, есть еще отчество и фамилия.

Все эти три слова пишутся с большой буквы. Как вы думаете почему? (Дети отвечают.)

-Назовите свое полное имя, отчество и фамилию. (Дети отвечают.)

Педагог называет имя, дети отчество.

У Ивана - Иванович, у Петра - Петрович, у Ильи - Ильич и т. д.

- Дети, мы говорили, что имя рождается вместе с рождением человека.

Скажите, а если человек умирает, исчезает ли вместе с ним его имя? (Ответы детей.)

- Нет. Оно остается в памяти других людей.

Было бы хорошо, если бы вы помнили имена своих родственников - не только бабушек и дедушек, но и прабабушек, прадедушек, т. е. знали свою родословную.

- Мы помним имена великих людей: поэтов, музыкантов, ученых, спортсменов, героев, которые совершили в своей жизни что-то очень значительное.

- Какого известного человека вы знаете, например, с именем Илья, Юрий, Петр, Александр?

Дети.

Илья Муромец - русский богатырь. (Слайд № 10)

Юрий Гагарин - первый космонавт. (Слайд № 11)

Петр Ильич Чайковский - русский композитор. (Слайд № 12)

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт. (Слайд № 13)

Для игры понадобится простыня или покрывало.

Ведущий находит себе помощника для проведения игры. Группа делится на 2 подгруппы. Они располагаются напротив друг друга. Ведущий с помощником держат покрывало между группами таким образом, чтобы подгруппы не видели друг друга. В тишине каждая подгруппа выбирает по одному игроку. Они должны подкрасться к покрывалу и сесть на корточки к нему лицом. По сигналу ведущие быстро опускают простыню. Каждый участник должен как можно быстрее назвать имя игрока, находящегося напротив. Первый назвавший имя соперника имеет право забрать с собой игрока в свою команду.

Вариант. Ребята садятся спиной друг к другу. Ведущий описывает внешность одного из игроков. Другой должен назвать имя описываемого человека. И наоборот.

Итог занятия. Рефлексия.

- Наше занятие заканчивается. Скажите, с чем мы сегодня познакомились? О каком праве вы узнали? Как называется основной документ, где записаны ваши права? (Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.)

Что нового вы узнали об именах? Что вы расскажете своим родителям или друзьям, если вас спросят о том, чем вы занимались сегодня на занятии? (Дети отвечают.)

Всем спасибо. Занятие окончено.

Использованные источники:

Игры на знакомство. – Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 2003, № 8. С 68 –71.

Титовская Н. Н. Путешествие в историю имён. – Читаем, учимся, играем. Журнал – сборник для библиотек и школ. 2005, №3. С 61 – 63.

Поиск

О том, как важно иметь свое имя

О том, как важно иметь свое имя Поучительная сказка для детей

В одной далекой, а, может быть, и не очень, стране жил удивительный зверь. Он был мягкий и пушистый, очень быстрый и в то же время довольно ласковый. Ходил этот зверь по белому свету, махал роскошным черным хвостом, и никто не знал, как же его зовут. Все вокруг смотрели, удивлялись ловкости и красоте животного, но кто это никто сказать точно не мог.

А раз у зверя не было имени, то и как вести себя он тоже не знал. Вот, например, если ты собака, то можешь рычать и защищать своего хозяина, скучать по нему, а при встрече с ним радостно махать хвостом во все стороны. Если ты кошка, то, будь добра, мурлыкай, пей теплое молочко, лови мышей и трись о ноги тех людей, с которыми живешь. Лошади ржут и бегают рысцой или галопом, козы обдирают траву и бодаются маленькими рожками, птички летают и весело насвистывают прелестные песенки…
А что же делать тем, у кого нет имени?
Так и ходил зверь по белому свету, не имея ни малейшего понятия, кто же он такой. Он даже не знал, чем ему следует питаться, и поэтому кушал все, что попадало в рот. Но особенно удивительному животному нравились спелые, уже совсем мягкие бананы и апельсины, наполненные солнечным светом и кислинкой. Да только все равно это было очень печально. Потому что, не зная, кто ты есть на самом деле, ты и друзей найти не сможешь, и даже ничего о себе не расскажешь.
Вот как-то брел себе неизвестный науке зверь по лесной тропке и сам не заметил, как вышел к человеческой деревне. А он же не знал, кем является на самом деле, поэтому и людей особо не боялся, но все же предпочитал обходить их стороной. А тут раз – и вот они, люди. И бежать уже некуда, потому что эти странные существа на двух ногах со всех сторон. Заметался зверь, испугался, думал, что сейчас его тут же и поймают. Да только ничего подобного не случилось. Люди. Оказывается, и не обращали на него никакого внимания. Каждый спешил куда-то, каждый чем-то занимался, и совершенно никому не было ни малейшего дела до странного животного, так неожиданно оказывавшегося прямо посреди их деревеньки.
Как только наш зверь это понял, сразу же успокоился и стал осматриваться. И понял он, что люди – это очень суетливые существа. Они куда-то торопились, что-то делали, постоянно перебрасываясь друг с другом какими-то отрывками слов. И во всем этом копошении даже была какая-то цель, какой-то только им одним понятный смысл.
— Эй, тебя спрашиваю, ты кто такой? – неожиданно справа от себя услышал неизвестный науке зверь и тут же почувствовал толчок в бок. Он повернул голову и увидел небольшого человечка, точнее даже, совсем маленького, почти с него ростом, который, в свою очередь, с огромным любопытством взирал на нашего героя.
— Я-то? Да сам не знаю… — с сомнением ответил зверь.
— Как так не знаешь, у тебя имени, что ли, нету?
— Нету, это правда. Меня никто никогда и никак не называл. И поэтому живу я без имени и даже не знаю, кто же я такой на самом деле.
— Вот интересно! Как же так? Ну смотри, я, например мальчик, зовут меня Вася. А ты-то хотя бы кто? Какой такой зверек?
— Понятия не имею, — с грустью ответил наш герой, и на его длинных ресницах дымчатого цвета повисли слезки.
— Ну, ну, не надо плакать! – тут же сказал Вася. – Понимаешь, все не так уж и плохо. Хочешь, я дам тебе хорошее имя? И тогда ты сможешь знакомиться со всеми и гордо представляться!
— А что это такое – пред… представлять… представляться? – спросил зверь. Ведь у него никогда не было имени, и он никогда никому не представлялся.
— А это значит – говорить, как тебя зовут. Все так делают, у кого имя есть. Хочешь, оно и у тебя будет?
— Конечно, хочу! – радостно крикнул неизвестный науке зверь.
— Ну хорошо, тогда будем думать. Смотри, ты чуть больше кошки, но меньше собаки – это раз. У тебя красивый пушистый черный хвост, и небольшие белые полосочки на мордочке. Это два. Твои ушки угловатые, а усы топорщатся во все стороны и похожи слегка на кошачьи. Ну пускай ты будешь… Енот? Тебя устраивает такое имя?
Зверь задумался и нараспев повторил:
— Еноооот, и правда, звучит интересно. А что делают еноты? – снова спросил он у мальчика.
— Да я понятия не имею! Ну вот что ты любишь делать?
— Ой… ну я люблю, например, поймать рыбку или найти вкусный фрукт – и подолгу отмывать его в воде. Я полощу его, тем самым делая чистым и, как мне кажется, вкусным.
— Вот это и будет тогда твое имя – енот-полоскун. Тебе нравится?
— Да, звучит очень грозно и приятно. Что ж, енот-полоскун, так енот-полоскун! Спасибо тебе, мальчик Вася!
— Да не за что, — улыбнулся Вася.
Вот так и появился на этом свете енот-полоскун. Очень быстро он отвык от фруктов, ведь животному с таким громким именем просто не солидно отмывать в воде бананы и апельсины. Теперь он частенько ловит рыбку, выковыривает из-под кореньев жучков и паучков. Любит лакомиться птичьими яичками. А когда хочется чего-то совсем сладенького и необычного, идет к людям. Иногда они выбрасывают очень вкусные продукты! Фрукты этот удивительный зверь тоже ест, но пореже.
Вот такой он, этот зверь енот-полоскун.

Читайте также: