Рассказы пантелеева краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В кратком описании рассказа "Честное слово" говорится о мальчике, который дал честное слово во время игры не оставлять пост. Рассказчик обнаруживает плачущего мальчика в парке затемно и помогает ему в непростой ситуации. Автор не пожалел личного времени, чтобы выручить юного незнакомца.

Главные герои

  • Мальчик - маленький человек, давший честное слово не оставлять пост
  • Рассказчик - человек, встретивший мальчика в парке
  • Майор - военный, который не остался равнодушным к чужой проблеме и помог снять мальчика с караула

Сюжет произведения

Рассказчикпрогуливался по городскому парку, сел на лавочку и зачитался книгой. Наступил вечер, парк закрывался, и автор поторопился к выходу. Вдруг он услышал детский плач – это был мальчик 7-8 лет. Школьник рассказал, что он играл со взрослыми ребятами в войну и дал честное слово не покидать пост. Мальчишки разошлись по домам и забыли про него.

Автор не остался равнодушным и решил помочь мальчику. Поскольку он не был военным и не мог снять мальчика с поста, пришлось найти настоящего майора на соседней улице. Сторож уже закрывал парк, но ради такого дела грех не подождать. Командир дал команду оставить пост, а честный мальчик поспешил домой.

План пересказа

  • 1 Прогулка автора в парке, времяпровождение с книгой.
  • 2 Встреча и разговор с маленьким мальчиком, из которого автор узнал, что мальчик стоит на посту.
  • 3 Рассказчик находит настоящего майора, и он снимает мальчика с караула.

Главная мысль

Мальчик дал честное слово и держал его до конца. Для него это были не пустые слова, а дело чести. Несмотря на свой юный возраст, парень был настоящим и надёжным человеком.

Вывод

Рассказ учит юных читателей держать своё слово, быть надёжными и честными, уметь приходить на помощь. Сдержать обещание может только сильный духом человек, с железной силой воли – такие люди в жизни не пропадут и никогда не подведут. У плачущего мальчика в парке оказался твёрдый характер, за что его стали уважать даже взрослые.

Леонид Пантелеев – это псевдоним русского писателя Еремеева Алексея Ивановича. Он автор множества сочинений, повестей, рассказов и сказок, стихов. Еще в детстве Алексей питал большую страсть к чтению и занимался сочинительством. У этого писателя была далеко не лучшая судьба, родители погибли сам он рос в доме для беспризорников. В юности со своим лучшим другом Григорием Белых думали начать свой путь в кинематографе, но быстро отказались от этой идеи вмести они часто просто бродяжничали.

Одна из самых известных книг – повесть Республика ШКИД, написанная вместе с Григорием в 1927 году, как раз отображала всю их жизнь в школе для беспризорных, каждый персонаж был взят с реально существующего человека, эта книга имела огромный успех, получив популярность писатель познакомился со многими известными писателями того времени. Многие произведения Пантелеева были экранизированы. Многие его произведения были написаны о подвигах.

Рассказы о детстве, такие как книга Буква Ты, Новенькая и другие, были написаны простым языком, но захватывали настолько, что многие родители сочли эти рассказы как руководство для воспитания своих детей, Пантелеев обладал большим талантам видеть суть и излагать ее на бумаге.

После появления дочери писатель немного изменил стилистику и писал для детей удивительные стихи, сказки и рассказы, его книга Наша Маша, взятая с дневников, которые он вел о своей дочери, также имела успех.

В целом Леонид Пантелеев еще при жизни стал известным писателем, его произведения нравились многим людям.

Микропересказ : Годы гражданской войны. Десятилетний мальчик переживает опасные приключения, ему приходится жить среди беспризорников, воровать. На верный путь мальчика направляет директор исправи­тельной школы.


Вступление

В тот день Волков снова тащит Лёньку воровать, но на сей раз подельников ловят. Волков успевает сбежать, а Лёньке выкрутиться не удаётся. Мальчика отводят в милицию и сажают в пустую, холодную камеру. Наплакавшись, Лёнька начинает вспоминать, как дошёл до такой жизни.

Глава 1

У Лёнькиного отца Ивана Адриановича был тяжёлый характер и склонность к длительным запоям. Несмотря на это, Лёнька любил отца за честность, прямоту и щедрость. О его прошлом мальчик знал только, что тот служил казачьим офицером и участвовал в русско-японской войне.

Иван Адрианович родился в старооб­рядческой петербургской торговой семье. Против воли родителей он окончил Елисавет­градское военное училище, служил в драгунском полку, успел повоевать, но разочаровался в офицерской жизни, после ранения в полк не вернулся и стал торговать лесом. Женился он на Александре Сергеевне из православной торговой семьи. Она так и не смогла найти общий язык с мужем, которого очень боялась.

Мать и отец ругались, жили врозь, потом снова сходились, а жизнь мальчика шла своим чередом. Рано научившись читать, Лёнька читал всё, что попадалось ему в руки. Паинькой он никогда не был, и вечно попадал в неприятности. Особенно трудно стало Александре Сергеевне справляться с сыном, когда Иван Адрианович окончательно покинул семью.

Глава 2

О большевиках мальчик услышал от домработницы Стеши — та собиралась за них голосовать. Перенесённый летом коклюш помешал Лёньке как следует подготовиться к экзаменам, однако в реальное училище он поступил без труда. Студентов училища занимала не столько учёба, сколько политика и вражда с гимназистами.

Глава 3

Пока Лёнька болел, произошла Октябрьская Социали­стическая революция. Вернувшись в училище, Лёнька обнаружил, что его класс сильно поредел. Исчез и Волков. Старшеклассники разгуливали по коридорам в шинелях, а уроки часто отменялись. Наведавшись к приятелю, Ленька узнал, что Волковы уехали в своё поместье.

Глава 4

Деревню, где жила нянька Секлетея Фёдоровна занимали бойцы Зелёной армии. Нянька рассказала, что в этой армии, воюющей с большевиками, состояли сыновья её кума, рыжебородого Фёдора Глебова.

После революционного Петрограда деревенская жизнь казалась Лёньке спокойной и сытой. Его младшие брат и сестра, Вася и Ляля, быстро подружились с сельскими ребятишками, а застенчивый Лёнька долго наблюдал за ними со стороны. Однако вскоре и он влился в компанию деревенский детей, где познакомился с младшим сыном Глебова Игнатом.

Вскоре Лёнька встретился с председателем комитета бедноты Василием Фёдоровичем Кривцовым. Он показал свой огород, где пытался вырастить помидоры. Растениям не хватало очень дорогой бордосской жидкости.

В середине июня в Чельцове появился атаман Хохряков. Лёнька бросился предупредить Кривцова, но того не оказалось дома. Мальчик побежал к дороге, и увидел, что Кривцова уже караулит посланный отцом Игнашка Глебов. К счастью для председателя, хохряковцы вскоре ушли из села. Вернувшись домой, Лёнька напился ледяной воды и заболел дифтеритом. Александра Сергеевна решила везти десятилетнего сына к доктору в Ярославль.

Глава 5

Глава 6

Мизерные запасы Тиросидонской не спасали от голода. Вскоре в Ярославле не стало воды. Однажды, пробравшись в город, женщины раздобыли много сахара и кофе. Питьевую воду продавал сын гостиничного швейцара, и Александра Сергеевна послала к нему Лёньку. Не найдя водоноса, мальчик решил сам сходить за водой на Волгу.

Оказавшись на улице, Лёнька сообразил, что не знает, как пройти к реке, и пошёл плутать по городу. Пережив опасные приключения и раздобыв банку с бордосской жидкостью мальчик вернулся к матери, которая уже сходила с ума. Явившись к вечеру, Тиросидорская сообщила, что красные пообещали выпустить мирное население из города.

На следующий день они переправились через Волгу на небольшом пароходике. Лёнька заметил на этом же пароходике несколько белых офицеров. Расставшись с Тиросидонской, Александра Сергеевна и Лёнька решили переночевать в деревне Быковке. Под утро на деревню напали хохряковцы. Бандиты хотели расстрелять Лёньку с матерью, но один из бандитов не дал убить ребёнка и позволил им убежать. За деревенской околицей мальчик вспомнил о бордосской жидкости и вернулся за ней, едва снова не попав в лапы хохряковцев. Захватить мамину сумку Лёнька не догадался, и они остались без денег. Через Волгу их переправил сердитый старик, не взяв ни копейки. Добравшись до Чельцова, Лёнька узнал, что председатель, жестоко избитый хохряковцами, попал в госпиталь.

Глава 7

Лёнька оказался здоров. В Чельцово возвращались на пароходе, где мальчик заметил молодого Пояркова. В августе Александра Сергеевна несколько раз ездила в Петроград за вещами, которые меняла на продукты. Лёнька больше не играл с Глебовым-младшим и снова пристрастился к чтению. В конце лета из Петрограда в Чельцово переехала Лёнькина тётка с дочерью Ирой. Вскоре село заняли красноармейцы. Глебова-старшего убили, а ещё через несколько дней через село провели пленных хохряковцев во главе с атаманом.

Глава 8

Свободных мест в сельско­хо­зяй­ственной школе не было. Александра Сергеевна не отзывалась, тётка становилась всё злее, и Лёнька решил ехать на ферму без сопрово­ди­тельных бумаг, надеясь на помощь брата.

Однажды, выпасая свиней, Лёнька упустил породистого борова, и ему пришлось бежать из школы. Только теперь мальчик сообразил, что школой руководил бывший белогвардеец Поярков-младший. Лёнька вернулся к тётке, но та была ему не рада, и мальчик отправился в детский дом, где уже жила Ляля. Детдом размещался в бывшем женском монастыре. Однажды ребята нашли в колокольне припрятанные монашками вещи и попытались продать их на рынке. Так Лёнька попал в милицию, а потом в другой детдом. Ночью он сбежал оттуда, прихватив припрятанные от ребят женские ботинки, и подался в Питер искать маму.

Денег хватило ненадолго. Лёнька голодал, питался милостыней. В заброшенной усадьбе он нашёл ящики с книгами и продал их. Одним из покупателей оказался немец-сапожник. Узнав, что Лёнька — сирота, он взял его к себе подмастерьем. Если бы не хозяйка, сразу невзлюбившая мальчика, тот бы остался в Казани навсегда.

Жизнь Лёньки начала налаживаться, когда в губернии вспыхнуло кулацкое восстание, и все комсомольцы ушли сражаться. Юрка погиб, и Лёнька снова почувствовал себя сиротой. Ранней весной он снова попытался добраться до Питера.

Глава 9

Лёнька передвигался зайцем, уцепившись за сани, пока его нога не попала под полоз. Потеряв тёплые сапоги, он с трудом добрался до ближайшей деревни и постучался в первую же избу, где провалялся в горячке до поздней весны. Выходила Лёньку немолодая крестьянка Марья Петровна Кувшинникова. Некоторое время мальчик прожил у Кувшинниковых, но потом его снова потянуло в странствия.

Теперь Лёнька путешествовал на поездах. В Белгороде его поймал дежурный, агент ЧК. Чекист пожалел мальчика, выписал документ, по которому Лёнька мог доехать до Питера без билета, и дал денег. В бараке, где ночевал Лёнька, его обокрали. Пропажу мальчик обнаружил только в поезде. Его высадили из вагона на неизвестной станции. Всю осень, зиму и лето Лёнька провёл на Украине. Работу он найти не мог, и воровал, чтобы выжить. В конце лета мальчик добрался до Петрограда.

Глава 10

В Лёнькиной квартире жили чужие люди, и мальчик подался к маминой сестре, где и нашёл свою семью. Десятилетняя Ляля очень изменилась. Васина сельско­хо­зяй­ственная школа закрылась — все учителя оказались бывшими белогвар­дейцами. Мальчик переехал в Питер и поступил работать в кондитерскую. Он рассказал, как два дня искал Лёньку в лесу и решил, что его загрызли волки.

Александра Сергеевна тоже рассказала о своих злоключениях. Она уже возвращалась к детям, когда на поезд напал дезертирский отряд. Женщина спряталась, зарывшись в угольную крошку, а потом, полуодетая, пробиралась к ближайшей станции. По дороге простудилась, попала в больницу, где заразилась тифом и проболела несколько месяцев. Рассказал о себе и Лёнька. Александра Сергеевна взяла с сына клятву, что тот никогда больше не будет воровать.

Глава 11

Во время одного из рейсов Лёнька встретил Волкова, ставшего уличным воришкой. От изумления мальчик выпустил ручку тележки и разбил несколько десятков бутылок. За разбитые бутылки хозяин штрафовал. У Лёньки таких денег не было, и ему пришлось срочно сматываться. Волков помог мальчику скрыться в толпе и предложил пойти вместе с ним на дело. Лёнька согласился только чтобы отвязаться от приятеля, который одновременно и притягивал, и отталкивал его. Воровать мальчик не хотел.

Глава 12

После неудачной кражи замка и ночи в холодной камере Лёньку отпускают под поручительство Стеши. Мальчик рассказывает всё без утайки, не выдав только имя подельника. Благодаря Стеше до суда дело не доходит. Она устраивает мальчика в спецшколу для трудных подростков, заведует которой Виктор Николаевич Сорокин. Мальчик попадает в хорошие руки и через много лет пишет повесть о школе имени Достоевского.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Леонид Пантелеев – известный русский поет, драматург и публицист, который родился в довольно-таки интересный и насыщенный период, а именно в 1908 году.

Леонид Пантелеев – это всего лишь псевдоним, на самом деле Алексей Иванович Еремеев, настоящее имя. Маленький Алексей родился в Петербурге, в семье, которая имела дворянский титул благодаря отцу, участнику русско-японской войны.

Уникальным и интересным фактом, об этом писателе является то, что он не закончил ни одного учебного учреждения, в который поступал. Все это потому что он имел необычный и сложный тип характера, а также попросту не мог удержатся на одном месте, эго интересовало многое, как результат концентрация внимания была не достаточной, для того что бы закончить начатое. Но существовало только одно дело всей его жизни, которому Леонид был верен — литература.

Первое произведение появилось на свет, когда Алексею было всего лишь восемь лет, что очень удивительно, так как по сути это еще совсем ребенок. После революции в 1917 году в семье случилось несчастье, пропал отец, и для то что бы не пропасть в нищете мама увезла маленького мальчика в Ярославскую губернию, но и там он долго не смог, и уже в 1921 году вернулся в родной Петербург.

В советское время, автора обожали и любили, его печатали многие издания, а по его произведениям сняты художественные фильмы.


Место и время действия

События повести происходят после Гражданской войны 1917–1922 годов в России, в Петрограде.

Главные герои

  • Виктор Николаевич Сорокин (Викниксор) – заведующий школой, решительный, принципиальный, идейный человек, прекрасный педагог.
  • Николай Громоносцев (Цыган) – решительный, эмоциональный парень, заводила.
  • Георгий Еонин (Японец) – умный, способный подросток, прекрасно знающий немецкий язык.
  • Гриша Черных (Янкель) – умный, начитанный, очень способный мальчик.
  • Алексей Пантелеев (Ленька) – лучший друг Янкеля, бойкий парень.

Другие персонажи

  • Мстислав Офенбах (Купец) – крупный сильный, добродушный парень.
  • Мамочка – щуплый, невысокий одноглазый мальчик, задира.
  • Воробьев (Воробышек) – щуплый подросток с лидерскими качествами.
  • Сашкец и Костец – любимые преподаватели шкидовцев.
  • Слаенов – спекулянт, жадный, хитрый и подлый парень.
  • Тоня Маркони – подруга Янкеля, которую он предал.
  • Сергей Петрович Айвазовский (Крокодил) – воспитатель и учитель рисования.
  • Элла Андреевна Люмберг (Эллушка) – супруга Викниксора, преподавательница немецкого языка.

Краткое содержание

Глава 1. Первые дни

Глава 2. Цыган из Александро-Невской лавры

Вскоре в школе появился новый воспитанник – отчаянный Колька Громоносцев по прозвищу Цыган, который быстро отобрал бразды правления у Воробышка, став безоговорочным лидером у шкидцев.

Глава 3. Янкель пришел

Глава 4. Табак японский

Спустя неделю пребывания в школе Янкель продемонстрировал свои способности во всей красе, ловко стащив на пару с Цыганом табак у эконома. Они честно поделили ценную добычу между воспитанниками.

Глава 5. Маленький человек из-под Смольного

Глава 6. Халдеи

Глава 7. Власть народу

Желая побороть беспорядки в школе прогрессивными методами, Викниксор решил ввести самоуправление. Так были избраны старосты по классам, дежурные по кухне и гардеробу. Для самых буйных был введен изолятор.

Глава 8. Великий ростовщик

Глава 9. Стрельна трепещет

Глава 10. Кауфман фон Офенбах

Глава 11. Пожар

Глава 12. Ленька Пантелеев

Вскоре после пожара в школе появился новый воспитанник – Ленька Пантелеев. Поначалу он был принят ребятами в штыки, но со временем стал полноправным шкидовцем.

В школе началась настоящая газетная лихорадка, которой заболели все, без исключения, воспитанники. Так, на шестьдесят человек выходило шестьдесят изданий, но со временем тираж упал до четырех школьных газет.

Глава 14. Улиганштадт

Глава 15. Лотерея-аллегри

Глава 17. Учет

Глава 18. Шкида влюбляется

Глава 19. Крокодил

Глава 20. Преступление и наказание

Однажды Ленька Пантелеев и Сашка Пыльников от нечего делать выбили все стекла в прачечной. Узнав об этом, Викниксор отправил их по домам. Чтобы заслужить прощение, Ленька продал на толкучке найденный им ранее золотой зуб, а Сашка – собственные ботинки. Вырученные деньги они принесли Викниксору, чтобы тот вставил новые стекла в прачечной.

Глава 22. Содом и Гоморра

Глава 23. Первый выпуск

Глава 24. Раскол в Цека

Глава 25. «Шкидино

Глава 26. Бумажная панама

Глава 27. Спектакль

Глава 28. Птенцы оперяются

Глава 29. Последние могикане

Эпилог, написанный в 1926 году

Заключение

Читайте также: