Орфограммы в начальной школе памятка

Обновлено: 02.07.2024

Орфография в русском языке - это правила написания слов. Т.е. под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.

Орфограммы:

1. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных (Употребление больших (заглавных) букв).

В конце коридора я увидел Сашу с его щенком Пипином.

2. Безударная гласная буква в корне слова проверяемая и непроверяемая (Безударная гласная в корне).

морской - мо́ре, пенал - проверочного слова нет

3. Парная по звонкости - глухости согласная в корне (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова)

кадка - кадушка, друг - дру́га

4. Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу (Сочетания - ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ - в разных частях слова)

живет, шипение, чадо, чаща, чудеса, щука

5. Буквосочетания -оро-, -оло-, -ере- , -еле- (Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ)

ворона, волосы, перепелка

6. Буквосочетания -чк-, -чн-: мягкий знак не пишется (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

кочка, конечно, закончить, банщик

аллея, суббота, класс, Марианна

9. Правописание предлогов (Предлог)

по, за, от, над, чрез, из

об локоть, без ума, за стеклом

побежал, забежал, прибежал

12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

капель, вкусненький, день

13. Мягкий знак в неопределенной форме глаголов перед -СЯ (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

14. Разделительные мягкий и твердый знаки (Разделительный мягкий и твердый знак)

обезьянка, объезд, шампиньон

15. Мягкий знак после шипящих в именах существительных (Грамматический мягкий знак)

16. Мягкий знак во 2-м лице единственного числа глаголов (Грамматический мягкий знак)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В памятке собраны все орфограммы русского языка, изучаемые в начальной школе.

Орфограммы, выделяемые зелёной пастой:

1. Начало и конец предложения.

Дети идут в школу .

2. ФИО людей, клички животных, названия городов, сёл, рек и т.д.

Пушкин Александр Сергеевич

кот Пушок, собака Шарик, река Уста, город Урень

3. ъ и ь знаки

конь семья съезд

4. Сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн

лыжи часы чудо

печка шина щавель

щука речной

5. Предлоги и союзы в кружок

На берёзе сидят сороки и вороны .

6. Двойные согласные

класс группа аллея

Свод правил 1 класс

1. АЛФАВИТ.

В русском алфавите 33 буквы. Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим, произносим. Гласных звуков – 10, согласных звуков -21. Буквы Ь и Ъ не являются звуками.

2. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ.

Гласные буквы: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.

Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.

Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.

Например: мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит звук А.

мял - [м`] мягкий звук, так как после него стоит звук Я.

3. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ обозначающие два звука.

Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:

стоят после гласной, например: маяк – [я] обозначает два звука, так как стоит после гласного А, значит в слове маяк – 4 буквы, 5 звуков;

стоят в начале слова, например: ёлка – [ё] обозначает два звука, так как стоит в начале слова, значит в слове ёлка – 4 буквы, 5 звуков;

стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга – [ю] обозначает два звука, так как после него стоит Ь.

Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].

Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].

Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].

Буква Я обозначает звуки [Й] [А].

4. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Твёрдые/мягкие.

Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Всегда твёрдые – [Ц] [Ж] [Ш]. Всегда мягкие – [Ч`] [Щ`] [Й`]. Чтобы определить твёрдость или мягкость остальных согласных смотри правило № 2.

5. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Глухие/звонкие.

Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары:

Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ

П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ

6. ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.

К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].

7. СЛОГИ.

В слове столько слогов, сколько гласных букв, например: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы.

8. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА.

- Слова переносятся по слогам, например: бо-ло-то, кро-вать.

- Если в словах есть Ь или Ъ, то они остаются на строчке, например: паль-чик, подъ-

- Если в словах есть Й, то при переносе она не отделяется от гласной, например: шай-ба, лей-ка, лей-ся.

- В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится,например: касс-са, ван-на.

- Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной, например: ест, пол, лаю, якорь.

- Не нарушать границу между приставкой и корнем, например: при-сказ-ка,над-пись.

9. УДАРЕНИЕ. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ.

Гласные и согласные звуки могут быть в сильной и слабой позиции. В сильной позициинаходятся ударные гласные звуки, безударные – в слабой позиции. В сильной позиции находятсязвонкие согласные и согласные, которые произносятся чётко, остальные – в слабой позиции.

Знак ударения не ставится на письме в случае, если в слове один слог или есть буква ё.


10. 10.ПРАВИЛО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ. Имена собственные/нарицательные.

С большой буквы всегда пишутся:

Имена, отчества, фамилии людей, Александр Сергеевич Пушкин.

Названия сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень, например: страна Россия, город Орёл,Балтийское море, река Нева, озеро Байкал, деревня Вишенка.

Клички животных, например: кот Барсик, пёс Дружок, корова Зорька.

Все перечисленные группы слов относятся к именам собственным (собст.), остальные слова являются нарицательными (нариц.).

11. ПРАВОПИСАНИЕ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Буквосочетания жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу – с буквой У.

12. ПРАВОПИСАНИЕ ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ.

Буквосочетания ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ пишутся без мягкого знака. : точка, печник, перчик, конторщик, женщина, венчик.

13. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЯГКИЙ И ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ.

Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными: Е, Ё, И, Ю, Я. Например:


Разделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными: Е, Ё, Ю, Я, например:


Разделительный Ъ не пишется перед гласными: А, О, У, Э, например: контрагент, разодетый, разудалый.

14. МЯГКИЙ ЗНАК ОБОЗНАЧАЮЩИЙ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ.

В конце существительных после шипящих женского рода пишется Ь, не пишется у существительных мужского рода, например: речь, гуашь, но: ландыш, меч.

15. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором эта гласная находилась бы в сильной позиции (под ударением).


Например:

16. БЕЗУДАРНЫЕ НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.

Безударные гласные в корне, которые нельзя проверить ударением, нужно запомнить (или пользоваться словарём). Например: инженер, собака.

17. ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или непарный звонкий согласный.


18. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

В некоторых словах согласные звуки обозначаются удвоенными буквами. Если удвоенные согласные находятся в корне, то их правописание нужно запомнить.

русск-чу


В любом несложном диктанте есть 60-70% всех пройденных орфограмм. В сложном - почти 100%.
Если ребёнок не выучил, не закрепил орфограмму, то она всплывёт еще не раз в будущем.

Представляете, сколько потенциальных ошибок накопится, если темы запускать?
Потом в средней школе хватаются за голову и учителя, и родители. Но лучше, конечно, до этого не доводить и понимать: не отработали орфограмму – дальше будет снежный ком.

Что делать?

НЕ ругайте ребенка за незнание! НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ! Просто учите.

русск1

1 класс

Список обязательных орфограмм первого класса для проговаривания В КАЖДОМ СЛОВЕ:
1. Большая буква в начале предложения
2. Имена собственные
3. Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
4. Мягкий знак – показатель мягкости
5. Разделительный мягкий знак*
6. Сочетания ЧК-ЧН
7. Проверяемые безударные гласные в корне слова
8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова)
9. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова
10. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова*
11. Имена собственные
12. Предлоги
* Разделительный мягкий знак изучают не во всех программах первого класса.
* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

2 класс

Список обязательных орфограмм второго класса:
1. Большая буква в начале предложения
2. Имена собственные
3. Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
4. Мягкий знак – показатель мягкости
5. Разделительный мягкий знак
6. Сочетания ЧК-ЧН
7. Проверяемые безударные гласные в корне слова (более сложные)
8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова)
9. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова (более сложные) 10. Имена собственные
11. Предлоги

3 класс

Список обязательных орфограмм третьего класса:
1. Большая буква в начале предложения
2. Имена собственные
3. Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
4. Мягкий знак – показатель мягкости
5. Разделительный мягкий знак
6. Сочетания ЧК-ЧН
7. Проверяемые безударные гласные в корне слова (более сложные)
8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова)
9. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова (более сложные) 10. Имена собственные
11. Предлоги
12. Разделительный Ъ знак
13. Удвоенная согласная
14. Написание приставок и предлогов
15. Непроизносимые согласные
16. Сочетание СН и ЗН
17. Мягкий знак после шипящих
18. Падежные окончания имен существительных
19. Падежные окончания имён прилагательных
20. Род, число, время глаголов
21. НЕ с глаголами
22. Сложные слова

4 класса

Список обязательных орфограмм четвертого класса:
1.Большая буква в начале предложения
2. Имена собственные
3. Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
4. Мягкий знак – показатель мягкости
5. Разделительный мягкий знак
6. Сочетания ЧК-ЧН, ЧТ, РЩ
7. Проверяемые безударные гласные в корне слова (более сложные)
8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова)
9. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова (более сложные) 10. Имена собственные
11. Предлоги
12. Разделительный Ъ знак
13. Удвоенная согласная
14. Написание приставок и предлогов
15. Непроизносимые согласные
16. Сочетание СН и ЗН
17. Мягкий знак после шипящих
18. Падежные окончания имен существительных
19. Правописание О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц
20. Падежные окончания имён прилагательных
21. НЕ с глаголами
22. Сложные слова
23. Безударные личные окончания глаголов
24. Суффиксы глаголов прошедшего времени
25. Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
26. Пунктуация в предложениях с однородными членами
27. Пунктуация в сложных предложениях
28. Прямая речь. Пунктуация

Памятка для работы над ошибками по русскому языку для начальной школы

Безударные гласные в корне слова , проверяемые ударением.

Напиши правильно, + проверочные слова, (ударение, корень).

л и сица – л и сы, л и сонька, л и сий

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Напиши 3 раза правильно, выдели все орфограммы.

акк уратно

Написание слов с сочетаниями о р о , о л о .

Напиши правильно + 3 слова .

в о р о бей, с о л о вей, …, …, .

Парные звонкие и глухие

Напиши правильно + проверочные слова.

берё з ка – берё з а ,

берё з о нька, берё з о вый

Правописание приставок и предлогов.

Напиши правильно, объясни.

под берёзовик,

под ( чем?) берёзой,

под стройной берёзой,

под бежали (гл.)

Напиши правильно, объясни + 3 слова.

ко н ьки, площа д ь

воро б ь и , л ь ё т, И л ь я

Пропуск, замена букв.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Напиши правильно + 3 слова.

Напиши правильно, объясни + 3 слова.

о б ъ я снение, …, …, …

Разбор слов по составу.

Непроизносимые согласные .

Напиши правильно + проверочные слова.

звёз д ный (звез д а , звёз д о чка)

Напиши правильно, объясни!

Безударные гласные в окончаниях сущ.

Напиши правильно, проверь.

на (чём?) парт е

( ж.р., 1скл., - на земл е )

Безударные гласные в окончаниях прилагательных.

Напиши правильно, проверь.

в лесу (как о м?) соснов о м,

неба (как о г о ?) син е г о

Окончания глаголов.

Напиши правильно, проверь.

Напиши правильно, объясни.

Б ерёза , липа и клён - лиственные деревья .

Сочетания ч к, ч н, ч т, н щ .

Напиши правильно, объясни.

Памятка. Работа над ошибками.

Классификация сложноподчиненных предложений.

Порядок следования частей

1. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным предложением.

Придаточное распространено сущ., или другим субстантивированным словом.

где, откуда, когда

Придаточное после определяемого слова.

Расскажи мне сказку, которую любила мама.

Структура не расчленённая.

Необходимо наличие соотносительного слова:

(то, та, тот, таков, такой) в главной части.

Порядок следования частей закреплённый.

Структура

Я делал то, что считал необходимым.

Наступление шло, так как было предусмотрено в штабе.

Структура не расчленённая.

Распространяет одно из слов главной части.

Обычно придаточная часть стоит после главной.

Иногда если нужно подчеркнуть значимость содержания, придаточная часть ставится перед главной.

Он рассказал, что брат привёз ему подарок.

Что он придёт, она никогда не думала.

Структура не расчленённая.

Придаточное распространяет форму сравнительной степени наречия, прилагательного, категории состояния.

Придаточная часть стоит после главной.

Он оказался выносливее, чем мы думали.

Порядок следования частей

а) обстоятельственные места;

а) структура расчленённая, придаточная часть распространяет всю главную;

Союзные

Структура гибкая незакреплённая. Придаточное располагается по отношению к главной части в любом месте;

Читайте также: