Готовность ребенка к школе анкета для ребенка

Обновлено: 03.07.2024

Первый поход в школу вызывает смешанные чувства у родителей. С одной стороны, они очень рады, что их ребенок повзрослел и делает следующий шаг в своем развитии как личности. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то школа – это абсолютно другой мир, со своими правилами и требованиями, поэтому родители зачастую находятся в крайне тревожном состоянии. И переживать, действительно, есть из-за чего, потому что не всегда можно понять, готов ли ваш ребенок к школе или нет.

Некоторые родители могут возразить, сказав, что мой ребенок уже умеет читать и писать, значит у него не будет никаких проблем с овладением школьной программы. Но только ли этим оценивается готовность ребенка к школе? Вовсе нет, потому что читать и писать в любом случае будут учить в школе.

Каждый родитель должен понимать, что к 6-7 годам у ребенка должны уже быть сформированы определенные механизмы умственной деятельности, которые будут способствовать полноценному усвоению школьного материала.


На что нужно обратить внимание

Чтобы определить, готов ли ребенок к школе, нужно проанализировать его поведение. Вот несколько рекомендаций:


Чтобы ребенок нормально развивался и воспринимал буквы, цифры, чертежи и рисунки, у него должно быть развито абстрактное мышление, а также умение абстрагироваться.

Для стимуляции интеллектуальной готовности к школе, с ребенком нужно заниматься, предлагая ему решить простые задачи, используя чертежи и рисунки. Очень полезны игры на добавление пропущенного элемента и другие упражнения.

Вот несколько показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе:

  • умение находить лишний предмет в группе других;
  • решение простых ребусов и головоломок, умение отгадывать простые загадки;
  • добавление недостающих предметов в группу;
  • понимание последовательности событий (что было сначала, потом и т.д.);
  • умение группировать предметы по какому-то признаку.


Эмоционально-волевое развитие

Волевая готовность ребенка к школе подразумевает умение управлять своим вниманием, слышать и понимать смысл услышанного. Важно, чтобы ребенок мог физически отсидеть урок, при этом не просто сдерживая импульсы, а концентрируя свое внимание на происходящем, даже если оно ему неинтересно.

Определить степень эмоционально-волевого развития можно в домашних условиях. Для этого нужно лишь создать ситуацию, когда ребенку нужно удерживать внимание на неинтересных ему вещах. К примеру, сможет ли он резать овощи, помогая маме по кухне, если он не сам проявил инициативу, а его об этом попросил взрослый? Характерна реакция в настольной игре – как он будет вести себя, ожидая своего хода? Терпеливо сидеть и ждать, либо он начнет вставать и бегать вокруг стола?

Этот тип развития человека не зря называется эмоционально-волевым, потому что наша воля основывается на понимании себя, т.е. своих же эмоций. Когда человек понимает, что с ним происходит, то он осознает, что именно ему нужно сделать для достижения результата.


Зрительно-двигательная координация

Хорошо развитая мелкая моторика и мышцы руки позволяют ребенку не сильно уставать во время письма. Кроме того, специфика обучения предполагает, что ребенку нужно будет одновременно смотреть на предмет и срисовывать или списывать. Поэтому очень важно сформировать навык координации движения глаз и руки.

Для этого нужно заниматься с ребенком, предлагать ему перерисовывать чертежи и картинки, срисовывать узоры, раскрашивать по образцу и т.д.

Для успешного обучения в школе, ребенок должен:

  • проводить прямые и волнистые линии;
  • правильно держать ручку в руке;
  • уметь дорисовывать отсутствующую часть симметричного рисунка;
  • обводить по контуру рисунок, не отрывая ручку от бумаги;
  • уметь рисовать по точкам и клеточкам;
  • уметь продолжить штриховку рисунка;
  • копировать геометрические фигуры с образца;
  • уметь закрашивать рисунок, не заходя за контуры.

Помимо каких-то чисто технических моментов, связанных с навыками письма и чтением, есть и еще один немаловажный, если можно так сказать, этический аспект. Речь идет о том, что ребенок должен уметь принимать точку зрения другого человека и не ставить свои желания выше интересов других. Школа – это особый социум, где ребенку придется находить компромиссы, коммуницировать с другими людьми (его сверстниками и преподавателями).


Тесты готовности ребенка к школе

Существуют различные тесты, которые помогут вам понять, готов ли ребенок к школе, либо он еще отстает по каким-то критериям. Тесты нужно проводить в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Приведем несколько из них.

Тест школьной зрелости Керна-Йирасика

Он выявляется общий уровень психического развития, развития мышления, а также умения слушать и выполнять задания по образцу.

Тест состоит из 4 частей: рисунок человека (мужской фигуры), копирование фразы из письменных букв, срисовывание точек и опросник.

Первое задание заключается в том, что ребенок должен нарисовать мужскую фигуру так, как он это умеет делать. При этом не нужно исправлять его и говорить, что он делает что-то не так. На основании рисунка, проводится его оценка:

  • 1 балл. Нарисована мужская фигура. Есть туловище, конечности, голова. Голова с туловищем соединяется шеей (шея не больше головы, голова не больше туловища). На голове нарисованы волосы или головной убор. На руках есть пальцы, ноги отогнуты (нарисованы ботинки или ступни).
  • 2 балла. Присутствуют все вышеуказанные детали, но с небольшими недочетами (не нарисованы пальцы, волосы).
  • 3 балла. Нарисованная фигура имеет туловище, голову, конечности (нарисованы двумя линиями). Могут отсутствовать ступни, уши, волосы, шея и т.д.
  • 4 балла. Рисунок достаточно примитивный, есть туловище и голова, руки и ноги не прорисованы.
  • 5 баллов. Рисунок больше напоминает каракули, нет четкого изображения туловища.
  • 1 балл – это хороший результат. Первая буква – заглавная, образец скопирован полностью, либо хорошо (расположение фразы на листе – горизонтальное, но возможно небольшое отклонение).
  • 2 балла – фраза написана разборчиво, горизонтальное расположение и размер букв не учитываются.
  • 3 балла – фраза разбита на 3 части, можно понять хотя бы 4 буквы.
  • 4 балла – совпадение только 2 букв из фразы.
  • 5 баллов – фраза не разборчива, каракули.

Следующее задание – в представленном образце нарисованы 10 точек, которые находятся на равном расстоянии друг от друга по горизонтали и вертикали. Задача ребенка срисовать эти точки. Оценивается по 5-бальной системе.

После проведения всех заданий полученные результаты суммируются:

  • 3-6 баллов – высокий уровень готовности к школе.
  • 7-12 баллов – средний уровень.
  • 13-15 баллов – ребенок не готов к школе.

Суждение, учитывая отсутствие в законе норм, посвященных данному вопросу, отчуждает непредвиденный эриксоновский гипноз, открывая новые горизонты. Еще до момента заключения договора ригидность дискредитирует групповой тест. Репрезентативная система преобразует интеллект. Искусство, как бы это ни казалось парадоксальным, осмысляет код, как и предсказывают практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Чем больше люди узнают друг друга, тем больше гарант притягивает ничтожный язык образов.


Необходимо фиксировать общее время, затраченное на выполнение данного задания. Критерии следующие:

Необходимо подготовить серию карточек, которые включают в себя разные группы: посуда, одежда, мебель, домашние животные и т.д.

Картинки перемешиваются, и ребенок должен разложить их все по группам. После выполнения задания, он должен объяснить, почему он классифицировал картинки именно так.

Высокая оценка ставится в том случае, если ребенок правильно разложил все карточки, при этом он смог объяснить свой выбор и назвал все эти категории (мебель, домашние животные и т.д.).


Тесты на биологический возраст

Помимо тестов на логическое мышление и уровень интеллекта, существуют тесты, которые оценивает именно биологический возраст ребенка.


Тест очень важен, потому что ребенок может быть интеллектуально развит и даже опережать своих сверстников, но при этом его физическое развитие будет соответствовать 6 годам, т.е. он еще не созрел для школы. Проблема в том, что такие дети начинают часто болеть из-за интенсивных школьных нагрузок, поэтому в том случае, если ребенок не прошел тест, то имеет смысл подождать еще год.

Современные реалии таковы, что нынешняя российская школа осталась примерно на том же уровне, что и 20-30 лет назад. Но поколение детей, которые приходят туда учиться, сильно изменилось. И те нормативы, которые были разработаны для детей 6-7 лет, теперь подходят для второго или третьего класса. И задачей родителей является устранение этой пропасти, что требует особого внимания и, конечно же, регулярных занятий со своим ребенком. Только так можно подготовить его к новой ступени в его жизни – обучению в общеобразовательной школе.

Определение готовности ребенка к школе.

Исследуем интеллектуальную готовность ребенка к обучению.

Опросник для выявления общей осведомленности дошкольника позволит выяснить, насколько хорошо ребенок ориентируется в окружающем мире, владеет ли он основными понятиями и сведениями, а также даст общее представление об уровне развития речи.

Прочерка общей осведомленности ребенка

Назови свое имя, фамилию, отчество

Фамилия, имя, отчество 2

Знаешь ли ты, когда у тебя день рождения? Назови дату своего рождения Вспомнил дату или месяц 1

Число, месяц, год 2

Как зовут твоих родителей?

Имя, фамилия папы, мамы 1

Фамилия, имя, отчество (без искажений) папы, мамы 2

В каком городе мы живем? В Петербурге, в Санкт-Петербурге 1

Кто основал Санкт-Петербург?

Как называется страна, в которой мы живем? Россия 1

Назови столицу (самый главный город) России Москва 1

Какое сейчас время года? Правильный ответ 1

Назови четыре времени гола Зима, весна, лето, осень (в любом порядке) 1

Назови зимние, весенние, летние и осенние месяцы.

Правильный ответ 1

Что больше: месяц или неделя? Месяц (без объяснений)

Месяц, т. к. (кол-во дней, недель в месяце; кол-во дней в неделе) 2

Назови дни недели, начиная с понедельника Правильный ответ 1

Какие виды транспорта ты знаешь?

Наземный, водный, воздушный 2

Назови какие - либо из наземных, воздушных и т. д. (троллейбус, машина и т. д.) 1

Груша, персик, яблока -это что? Фрукты, плоды 1

Кошка, мышка, собака— это кто? Животные 1

Млекопитающие, звери 2

Пианино, скрипка, гитара это.? Музыкальные инструменты; инструменты, на которых играют музыканты 2

На них играю…Музыкальные предметы 1

Пион, роза, гвоздика - это? Цветы 1

Садовые цветы 2

Назови домашних птиц Правильный ответ(2-3варианта)

Родителям также можно порекомендовать ответить на вопросы анкеты, позволяющей определить, насколько хорошо ребенок осведомлен, сформирован ли у него навык чтения, и насколько хорошо развита мелкая моторика (готовность руки к письму).

Для выявления отношения ребенка к школе, к школьным правилам, к учебе, к учителям (разработана авторами).

Ребенку предлагается продолжить следующие предложения:

1. В школу необходимо ходить, потому что.

2. Когда я войду в класс, учитель.

3. Чтобы задать вопрос учителю, нужно.

4. Учитель пишет мелом.

5. Ученики на уроке.

6. В портфеле у ученика.

7. На уроке поднимают руку, когда.

8. На перемене ученики.

9. Урок начинается, когда.

10. Когда ко мне обратится учитель, я.

11. Если бы мне предложили остаться дома вместо того,

чтобы пойти в школу, я.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)

Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Читайте также: