Рассказ про лису для детей в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Подготовила и провела

воспитатель Никитина С.М.

Цель: обобщить и закрепить знания детей о лисе, дать некоторые представления о ее роли в жизни людей, об отражении ее образа в искусстве, народном творчестве.

Задачи: обобщить и закрепить знания детей о лисе, ее внешнем виде, повадках, образе жизни;

Дать детям представление о роли хвоста в жизни животных;

Способствовать развитию познавательных интересов детей;

Развивать познавательные процессы и речь: обогащать и активизировать словарь детей, активизировать глаголы, прилагательные, притяжательные прилагательные;

Развивать интонационную выразительность речи;

Закрепить знание народных сказок о лисе;

Развивать художественное восприятие образа лисы в иллюстрациях;

Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Воспитатель: Отгадайте, о чем (или о ком) мы сегодня с вами будем говорить:

Она не собака, а лает,

Хвостом длинным, рыжим виляет

Не кошка, а ловит мышей

И в норке растит малышей

В деревню в курятник за птицей

Пойдет темной ночью?

Правильно, сегодня мы поговорим о лисице.

Что вам известно о лисе? - (ответы детей).

Воспитатель, обобщая ответы детей: Лиса очень красивое животное. У нее мягкая пушистая шерстка, обычно рыжего цвета. Лапы черные, а грудь белая. Зимой шерсть животного становится гуще и теплее. Лиса стройное, изящное животное. Средних размеров. (Воспитатель иллюстрирует свой рассказ наглядным материалом).

А что можно сказать о лисьем хвосте? – (ответы детей).

Да, лисий хвост – ее гордость: очень красивый, пушистый, длинный, с белым кончиком.

Зачем ей такой хвост? – (рассуждения детей).

Воспитатель: Лиса хитрый, осторожный, сообразительный зверь. Она умеет ловко уходить от преследователей. Заметает свои следы пушистым хвостом и запутывает их так, что ее трудно найти даже собакам.

А еще, хвост служит многим зверям для того, чтобы им укрываться. Так, волк, лиса, песец, ложась спать, свернутся калачиком и теплым хвостом укрывают нос, чтобы не замерз. Так же поступают и многие другие звери. Лисам, волкам хвост служит еще и рулем – помогает на бегу быстрее повернуть. Этим животным – на бегу, а белкам – на лету.

Вообще, хвост играет очень важную роль в жизни животного: коров, лошадей, а в

Африке - антилоп, зебр летом атакуют полчища мух, комаров, слепней, оводов. Не дали бы им крылатые мучители досыта поесть, если б не спасительные мухобойки – хвосты.

Вот как важен хвост для животных!

Мордочка у лисы удлиненная, узкая. Почему? – (дети: чтобы рыть норы).

Правильно. Живут лисы в норах, которые роют себе сами или занимают жилище других зверей (барсуков, сурков, песцов). Изнутри они выстилают свои норки сухой травой, мхом и шерстью. Поэтому там им тепло и уютно. Нора имеет несколько отверстий – отнорков (несколько входов – выходов на всякий случай).

Нюх развит очень хорошо, она чувствует все запахи, и по запаху может найти, куда убежал заяц или мышка. И слух у лисы тоже очень хороший, она слышит то, что происходит в другой части леса. Поэтому уши довольно крупные, остренькие.

Глаза зоркие. Лиса может хорошо видеть в темноте. Для чего ей эта способность? – (дети: лиса охотится обычно вечером или ночь).

А где обитают лисы? – (ответы детей).

Воспитатель: Лисице нравится везде – в поле, в лесу, на лугу, на берегу водоема. Лисицу можно встретить в разных местах, даже в пустыне. Она обитает в роще, перелеске, ей нравятся места, где есть холмы, овраги. Часто лисица селится недалеко от поселений людей.

Семья у лис такая: папа – лис, мама – лиса, а дети – лисята, которые живут первое время с мамой и папой в норе (пока маленькие). Лисы хорошие родители. Воспитывают лисят оба родителя - и папа, и мама. Лисята очень подвижны, любят играть и резвиться, а когда подрастают, выходят вместе с родителями на охоту.

А чем питаются лисы? – (ответы детей).

Воспитатель демонстрирует детям картинку, на которой изображена лиса и ее пищевой рацион: Лиса редко питается зайцами, так как они очень быстро бегают и лисе не всегда удается их поймать. Чаще она питается разными мелкими грызунами – мышами, насекомыми, лягушками, ящерицами, после дождя выкапывает червяков. Еще они ловят в реке рыбу или раков. Любят полакомиться птицей. Не боясь, лиса может забраться в курятник и украсть курочку или цыпленка, но такое случается редко. Может питаться ягодами, фруктами, овощами, но предпочитает мясо.

Вообще, лиса приносит большую пользу хозяйству людей тем, что уничтожает насекомых и грызунов, которые поедают зерно.

Движения лисицы быстрые и ловкие. Она способна поймать пролетающих над ней жуков. Но когда она охотится за добычей, идет медленно, крадучись, может ползти на брюхе.

Воспитатель показывает иллюстрацию и задает вопросы:

Чьи это ушки? - (дети: лисьи)

Чья это мордочка? – (дети: лисья)

Чьи это лапы? – (дети: лисьи)

Чей это хвост? – (дети: лисий).

Воспитатель: А какие звуки издают лисы? – (ответы детей: лают, тявкают, воют, пронзительно визжат)

Хотите послушать лисьи голоса? (Воспитатель включает запись звуковой вокализации взрослых животных и щенков – лисят).

Воспитатель: Многие писатели, поэты, музыканты, художники посвятили свое творчество лисе – про лису написаны песни, рассказы, стихи, лису изображают художники в своих рисунках, картинах, про лису сняты мультипликационные фильмы.

(Дети читают стихотворение по ролям):

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису

- Как дела, зубастый?

- Ничего идут дела.

Голова еще цела.

Ободрали правый бок,

- Сыт ли, милый куманек?

- Ели ноги уволок!

Воспитатель: Про лису много пословиц сложено:

Лиса семерых волков проведет.

Всякая лисица свой хвост хвалит.

У лисы и во сне ушки на макушке.

У доброй лисы по три отнорка.

Хитер, как лиса, труслив, как заяц.

Какая лисичка в сказках? – (ответы детей: хитрая, старается всех обмануть, коварная).

Какие прозвища у лисы в сказках? – (ответы детей: лисичка – сестричка, плутовка, рыжая краса, Лизавета, Лиса Патрикеевна, кума).

Какими голосом лиса обычно говорит с другими героями сказки и почему? – (дети: ласковым, нежным, мягким; прикидывается доброй, хорошей, честной – когда надо обмануть и грубым – когда дело уже сделано).

Как в сказке отнеслись старик со старухой к лисе? Какими словами называли? – (ответы детей: приветливо, гостеприимно; наша милая, дорогая)

Почему? – (ответы детей: она им оказала услугу, принесла внучку домой).

В сказках она самая хитрая: всех может провести, любого обмануть. А на самом деле лиса ничуть не хитрее многих других зверей. Если бы не ее зоркие глаза, острый слух, а главное, удивительное чутье – никакая хитрость не спасла бы лису от волков и охотничьих собак.

Чтобы лягушку поймать, лисе особой хитрости не требуется. И свою главную добычу – мышек – полевок она без всяких уловок находит, ей нос и уши помогают. Мышка пискнет под снегом – лиса тут как тут: мигом разроет снег, почует норку и ее раскопает.

Хитрой ее, наверное, назвали за другие проделки. Уж очень ловко она забирается в курятники. То бесшумно устроит подкоп, то лаз в соломенной крыше сделает. Придет утром хозяйка – пеструшки как не бывало. Но частенько хозяйки ругали рыжую воровку напрасно. Им бы на следы посмотреть! И следы – то вовсе не лисьи. Тут другой зверь похозяйничал – гибкий и проворный хорек, тоже большой любитель курятинки. А подумали на лису: дескать, и как она пролезла в такую щель? Вот хитрющая.

Но, вообще, в литературе ее изображают по – разному: она может быть и коварной, лживой, и умным советчиком. Может быть потому, что хитрость понимается одними как что – то не хорошее, другими как проявление ума.

О ком мы с вами сегодня говорили? – (ответы детей).

Какая шерстка у лисы? – (дети: мягкая, пушистая, рыжая).

Какая мордочка? – (дети: острая, узкая, вытянутая).

Какой хвост? – (длинный, мягкий, пушистый, красивый, рыжий с белым кончиком).

Какой характер у лисы в сказках? – (хитрая, лживая, изворотливая, изобретательная).

Лиса к каким животным относится: к диким или домашним? Почему? – (лиса – дикое животное, она живет самостоятельно, сама добывает еду, строит жилье, воспитывает потомство).

Каких еще диких животных вы знаете? – (ответы детей).

Чем обычно занимается лиса? – (дети: охотится, прыгает, бегает, играет, отдыхает, наблюдает, присматривается, принюхивается, прислушивается, строит и благоустраивает жилище, растит и воспитывает потомство, роет норы).

Как называется охота на мышей – полевок? – (дети: мышкование).

А в реальной жизни лиса - хитрая? – (дети: она осторожна, изобретательна на охоте, хитрит, когда уходит от преследователей или охотится).

Кого лиса боится, с кем враждует? – (волков и других хищных зверей, которые крупнее и сильнее ее, охотников).

Воспитатель: Молодцы. Вы все сегодня хорошо потрудились. (Воспитатель отмечает и хвалит особо активных детей). Занятие закончено, можно пойти отдохнуть.

Что можно рассказать детям про лису

Шерсть у него рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный и пушистый, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, ланки стройные, тонкие.

Этот зверек — любимый герой многих русских народных сказок, умный и хитрый, кого угодно проведет!

Уж больно красива лисья шубка: то огненно-рыжая, то алая, то рыжевато-бурая. Окраску лисы не меняют, щеголяют весь год в яркой шубке. Но с наступлением зимних холодов лисий наряд становится пышней и теплей. На лапах вырастает густая шерсть, кажется, что лисичка валенки надела.

А какой великолепный, густой, блестящий у лисы хвост! В самые сильные морозы она может улечься спать прямо па снежную постель, укрыв нос и лапы своим пушистым хвостом. И стужа ей нипочем!

Как вы думаете, почему на кончике хвоста у лисы мех совсем белый?

Не только для красоты. Когда в сумерках, в глухом лесу лисята бегут за матерью, белый копчик хвоста для них служит ориентиром, не дает потеряться, сбиться с пути.

Вот почему лисичка свой хвост бережет, в сырую ненастную погоду прячется в пору, старается не испортить драгоценную меховую шубку.

- Как выглядит лиса?

- Как меняется лисий наряд к зиме?

Лисица — проворный и осторожный зверь.

Живет она в лесных чащобах, и увидеть ее на воле доводится не всякому.

Днем лисица прячется в глубокой поре, которую устраивает в глухом лесу, часто на песчаном, заросшем густыми кустами склоне ручья или реки.

Иногда лиса занимает барсучью норку. Ведь барсуки — неутомимые строители. Свое жилище барсук строит с отнорками и длинными ходами — получается не просто нора, а целый подземный городок.

Хитрая лисичка знает, как выжить хозяина из дома! Барсук не только прекрасный строитель, но и чистюля необыкновенный — не выносит никакого сора возле своего жилища. Вот лиса этим и пользуется, оставляя возле барсучьей норы помет. Барсук старательно зарывает его, но в конце концов ему это надоедает: бедняга бросает свой дом и уходит в другое место.

- Как называется жилище лисы?

- Чей дом может занять лиса?

Ночью лисица выходит на охоту. Летом корма для нее в лесу вдоволь. Лиса ест и жуков, и лягушек, ловит юрких ящериц, разоряет гнезда птиц, свитые па земле, может поймать и птенчика, который еще не научился хорошо летать. Охотится за зайцами и водяными крысами, ищет гнезда мышей-полевок. Любит бродить рыжая разбойница возле лесных ручьев и рек в надежде поймать молоденькую неопытную уточку.

Летом и осенью, когда в лесу созревают ягоды, поспевают плоды, кумушка-лиса с удовольствием лакомится ими.

Лиса мышкует

Веет стужею январь.

Рябчик, тетерев, глухарь

Глубоко зарылись в снег:

Он их греет, словно мех.

Бродит по лесу лисица,

Ищет, чем бы поживиться.

Замер лес, кругом пи звука,

Но лисица чутким слухом

Слышит: возятся, пищат

В норках выводки мышат.

И плутовка быстро-быстро

Разрывает снег пушистый,

А мышата наутек,

Раз. и спрятались под стог!

А вот как о лисьей охоте рассказывал писатель и фенолог Д. Зуев.

Еще с дороги хорошо видно, как мышкует лисица. Бежит трусцой, словно плывет по полю. На солнце отливает её огнисто-вишневая шубка.

Вдруг с полного карьера застыла лиса бронзовой статуэткой, прислушалась. Где-то мышь пискнула.

Вот лиса прыгнула и свечкой стал кверху дымчатый султан распушенного хвоста. Скачок — и мышь в лапах у кумушки. Сколько грации у этой хитрой героини сказок, басен, песен и поговорок русского народа.

Вся, как на пружинах, не ходит, а танцует!

Лисица и за зайцами охотится. Спрячется за золотистым стволом старой сосны и ждет, не выскочит ли из-за куста неосторожный зайчишка.

Птичница-лиса

Первый снег прилег па крыши,

Опушил мехами сад.

Птичница в шубейке рыжей

Посчитать пришла цыплят.

— Подходите без опаски,

Всех попотчую пшеном,

Позабавлю песней — сказкой,

Приголублю перед сном.

Но в сарае не па шутку

Закричали куры, утки,

Удирая со всех ног.

Пес залился громким лаем,

— Эту птичницу мы знаем!

Это — хитрая лиса!

- Чем питается (на кого охотится) лиса летом? А зимой?

- Вспомните и расскажите, как мышкует лиса?

Скоро в глубокой норе на склоне ручья, лесной реки или в яме под корнями дерева появятся маленькие беспомощные лисята.

Лисы — очень заботливые родители. Они вместе воспитывают малышей. Папа зорко и бдительно охраняет пору, ходит па охоту, добывает пропитание для своего большого семейства. Мама-лисица ни на минуту не оставляет детенышей. Лисята растут быстро, уже через две педели они открывают глаза, а еще через неделю-другую весело играют на лесной поляне возле поры, возятся, рычат, тявкают, совсем как щенки, покусывая друг друга то за шею, то за ухо.

Если лисью пору обнаружит человек, лиса переносит малышей в более безопасное место.

Когда детенышам исполняется полтора месяца, они начинают охотиться самостоятельно, ловят насекомых, птенчиков и мышей.

Первые охотничьи уроки дает детям мама-лисица.

Летом в густых высоких травах весело стрекочут сверчки и кузнечики, будто играют па волшебных скрипочках. Иногда они высоко подпрыгивают и молниеносно перелетают с места на место.

Ловкая лисичка, заметив блеснувшего на солнце кузнечика, как на пружинках, подскакивает вслед за ним и, щелкнув зубами, на лету ловит его.

Лисята внимательно наблюдают за мамой и, разобравшись в чем дело, пытаются ей подражать.

Малыши то кружатся па одном месте, то носятся за кузнечиком по полянке, то подпрыгивают, то ползут по траве, пока совсем не выбьются из сил.

- Как называют маму лисят?

- Когда у лисицы появляются лисята?

- Когда лисята начинают охотиться самостоятельно?

Опасный враг рыжей кумушки-лисы — волк. В тех лесах, где много волков, лисы почти не водятся. Может напасть на лису и рысь, а людям очень нравится пушистый и теплый лисий мех, потому-то и охотятся они на лисиц.

Лиса и пес

И пустилась наутек.

Словно рыжий огонек

Между сосен замелькал,

Ярко вспыхнул и пропал!

- Какие враги есть у лисы?

- Какие стихи, песни, сказки, загадки о лисе вы знаете?

- Придумайте загадки про лису.

Как птицы проучили лисицу

Вернулась кумушка-лиса с охоты, забралась в нору и сладко задремала.

— Ты зачем, такая-сякая, наших птенцов губишь?

- Нy-ка, замолчите сейчас же! Спать мне не даете! Вот я вас!

Лисица бегает от дерева к дереву, а поделать ничего не может. Высоко птицы сидят, лисе не достать!

Устала, проголодалась Рыжая, захотелось ей вкусной зайчатиной полакомиться. Побрела она по заснеженному лесу и увидела в лощинке свежие заячьи следы.

— Ага, здесь косой пировал! Корой ольшаника закусывал. Теперь и я без обеда по останусь!

Крадется лиса по заячьему следу, а стая ворон и сорок вдогонку летит, каркают, кричат птицы на все голоса.

— Зайка, зайка, берегись! Рыжая разбойница близехонько!

Услыхал их зайка, выскочил из-под куста и пустился наутек — следы запетлял, запутал, попробуй-ка, лиса, поймай косого!

Цель:создавать условия для формирования у детей умения составлять описательный рассказ по игрушке.

Формироватьу детей умение отвечать полным предложением на вопросы, составлять описательный рассказ с опорой на вопросы воспитателя.

Развивать внимание, память, слуховое и зрительное восприятие.

Воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга.

Словарь: лиса, лисонька, лисичка, плутовка

Оборудование и материалы для занятия в детском саду :

мультимедиапроектор, ноутбук, игрушка – лиса, волшебный мешочек.

Ход занятия:

Утром встали малыши,

В детский садик все пришли.

Мы вам рады как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

- Подарите улыбку гостям, а теперь на меня посмотрите и подарите мне улыбку, а я вам. (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите какой красивый мешок стоит. Как вы, думайте, что там? (Дети говорят)

Давайте, попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Я потрогаю руками и постараюсь угадать кто там. (Воспитатель руками ощупывает)

Я не могу угадать, помогите мне. (Несколько детей пробуют угадать)

Воспитатель: Дети я вам загадаю загадку, а вы отгадайте. И вы узнаете, кто в мешке.

Загадка: Рыжая плутовка по лесу рыщет, зайчиков ищет.

Воспитатель: Дети как можно ласково назвать лису?

Дети: Лисонька, лисичка.

Воспитатель: Из чего сделана лиса?

Воспитатель: Шерстка у лисы какая?

Дети: Шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.

Потрогайте дети лисичку (воспитатель дает потрогать детям)

Воспитатель: Что у лисы есть?

Дети: Голова, туловище, хвост и лапки.

Воспитатель: На голове, что у лисы есть?

Дети: острые ушки, похожие на треугольники;

Воспитатель: Мордочка у лисы какая? (Мордочка у лисы острая, с черным носиком)

Хвост у лисы какой? (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)

Воспитатель: Где живет лиса?

Воспитатель: Дети я сейчас вам расскажу про лисичку, а вы послушайте.

У лисы есть голова, туловище, хвост и лапки.

На голове у лисы есть ушки, маленькие, остренькие похожие на треугольники. Есть глазки. Мордочка острая с черным носиком.

У лисы есть хвост пушистый, длинный. Лиса живет в лесу.

Воспитатель: дети, кто хочет рассказать про лису?

Дети совместно с воспитателем рассказывают.

Воспитатель: Лисичке очень понравилось, как вы рассказали.

А теперь мы с вами отдохнем и игру проведем. Слова игры вам знакомы, поэтому все говорим и показываем.

Воспитатель: лисичка принесла загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

Воспитатель: показывает слайды (отгадки на слайдах появляются)

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (Зайка)

Кто, большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой?

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (Медведь)

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух

Как зовут его? (Петух)

У меня отличный слух,

Острый взгляд и тонкий нюх.

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я… (Собака)

Скачет по болоту

Зовут меня… (Лягушка)

- Внимательно посмотрите на всех животных и закройте глазки, сейчас один из них спрячется, а вы постарайтесь угадать, кого не стало. (Использование ИКТ)

Воспитатель: Мы сегодня с вами поиграли. Дети, кто у нас был сегодня в гостях?

Дети: Правильно, Лиса. Лисичка останется здесь, сейчас другие дети придут, она их будет ждать.

Ну, а нам пора идти в группу.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Составление короткого рассказа об игрушке

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Составление короткого рассказа об игрушке Цель: Учить составлять детей с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке. Задачи: Закреплять правильное произношение звуков (б) и.

Сказки про лису — интересный сборник фольклорных и авторских историй о жизни и приключениях рыжей плутовки. Лисица в произведениях обычно занимает место отрицательного персонажа, однако она неизменно очаровывает собой читателя сказки. Внешность лисы, её ум, сообразительность, обаяние и умение обернуть любую ситуацию в свою пользу вызывают восхищение слушателей сказки. Произведения о лисице научат детей быть осторожным, замечать лесть и злобный умысел под маской добра.


Читайте также: