Майкопский курган краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

До раскопок Майкопский курган представлял собой округлую земляную насыпь из материковой глины высотой 10,65 м и диаметром около 100 м. На глубине 3,20 м находилось впускное погребение эпохи ранней бронзы. Оно было обложено камнями и содержало скорченный скелет при котором находились: медный или бронзовый наконечник копья, серебряная спиральная подвеска и кусочки красной охры.

Основная могила располагалась в центре кургана и была окружена кольцевым кромлехом из известняковых плит. Она представляла собой яму длиной 5,33 м, шириной 3,73 м и глубиной 1,42 м от бывшей поверхности земли. Форма ямы напоминала шкуру быка без головной части - вогнутые внутрь стенки и закруглённые углы. Ориентация ямы - с СС-В на ЮЮ-З. Яма в своё время была обложена деревом, а по углам было врыто четыре толстых столба.

Кроме того, яму разделяли деревянные перегородки на три неравные части. Дно было выложено галькой в 1-2 ряда. В юго-западной половине вымостка была сделана более тщательно и из более мелкой гальки. Перекрывало могилу деревянное перекрытие, над которым находился слой земли и затем ещё одно перекрытие. Второе перекрытие было гораздо больше и выходило далеко за границы ямы.

Было раскопано три погребения. Первое, главном, принадлежало какому-то знатному человеку. Оно занимало юго-западную половину могилы. Тело покойника было усеяно - и сверху, и под ним - золотыми пластинчатыми штампованными украшениями: 37 крупных изображений львов, 31 изображение более мелких львов, 19 мелких быков, 10 двойных пятилепестковых розеток и 38 колец. Этими украшениями была обшита одежда погребённого. По всему дну могилы лежали тонкие полоски серебра. На некоторых из них сохранились серебряные гвоздики. Тут же были найдены две бирюзовые подвески с золотыми ушками.

В восточной камере находилось, предположительно, захоронение женщины. Костяк лежал в той же позе, окраска была, но слабее. В области черепа находились массивные золотые кольца с надетыми на них сердоликовыми бусинами. У рук лежали разнообразные золотые и сердоликовые бусины. Вдоль восточной стены стояли различные медные сосуды: чаша, ведерко с ручкой, кувшин, два котла. На полу находились также полоски серебра. В западной камере также находилось, предположительно, женское захоронение. Поза та же, окраска слабее. При костяке имелись золотые и сердоликовые бусины. В северо-западном углу находился большой керамический сосуд. Также на полу имелись полоски серебра.

В Майкопском кургане, как эталонном памятнике, отражены все проблемы майкопской культуры в целом, осмысление которых предстоит в будущем. Одна из загадок - это происхождение всего майкопского металла, в частности - художественного и драгоценного. Существует предположение, что на одном из серебряных сосудов изображён горный пейзаж, передающий вид на гору Эльбрус. И этим доказывается местное происхождение этого, и всех остальных, предметов.

Майкопский курган (курган Ошад) — археологический памятник, относящийся к эпохе ранней бронзы. Он некогда располагался на восточной окраине города Майкопа, на пересечении современных улиц Курганной и Подгорной. Остатки кургана были уничтожены в начале XX века: сегодня на его месте находится памятник работы скульптора А.А. Шикояна.

Находки в захоронении

До раскопок курган представлял собой земляной холм высотой около 11 метров. В 1897 году профессор Николай Веселовский вел раскопки близ Майкопа, во время которых и обнаружил курган с древним захоронением вождя племени и двух его жен (по другой версии — рабынь). Погребальная яма общей площадью 20 квадратных метров была разделена на три неравные части массивными деревянными перегородками. Все тела были покрыты алой краской — суриком. Основная могила находилась в центре кургана.

Тело вождя было покрыто золотыми штампованными украшениями с изображениями львов, быков, колец и розеток с пятью листьями. Его похоронили под дорогим балдахином на серебряных шестах, каждый из них оканчивался литой фигурой быка — золотой или серебряной. Предполагают, что полотно расшили такими же золотыми бляшками, как и те, что лежали на теле усопшего.

Недалеко от тела ученые обнаружили сосуды: два золотых, 14 серебряных и одну каменную емкость с накладным золотым горлом. На одном из сосудов были вырезаны вереница зверей и пейзаж — один из древнейших картографических рисунков. Горный ландшафт на нем очертаниями напоминал Кавказский хребет. В захоронении также нашли кирки и топоры, шилья и кинжал, украшения и фигурки животных.

Те части захоронений, в которых покоились женщины, не были так богато украшены. Ученые нашли здесь массивные золотые кольца с декором из сердолика и отдельные драгоценные бусины. Вдоль стен стояли медные чаша, ведерко с ручкой, кувшин, большой керамический сосуд и два котла.

Сегодня все предметы из кургана Ошад хранятся в Государственном Эрмитаже.

Стела на месте древнего кургана

Я ему: музей откроем, панораму, да что там — диораму! А он мне — спасибо, хорошего вам дня. И закрыл ворота.

На улице Подгорной в городе Майкопе вечерело. Где-то за облаками заходило солнце. Только его, кажется, и было слышно здесь. Я посмотрел себе под ноги. Эй, инопланетяне — вы там как?

Когда-то прямо вот здесь, где я стою, был таинственный курган высотой в 10 с лишним метров и диаметром в 100 метров. Местные дали ему имя Ошад. Летом 1897 года петербургский профессор Николай Веселовский начал копать тут траншеи, чтобы прояснить тайну кургана — и с тех пор загадки Ошада только множатся.

Бляшка, лев, идущий вправо, золото, длина 6 см. IV тыс. до н.э., Майкопский курган. Лев, кстати — символическое животное богини Иштар. © Эрмитаж, Петербург

Бляшка, лев, идущий вправо, золото, длина 6 см. IV тыс. до н.э., Майкопский курган. Лев, кстати — символическое животное богини Иштар. © Эрмитаж, Петербург

В главной могильной камере на правом боку лежал мужчина, костяк его. Покойник был засыпан не столько красной охрой (хотя и той было немало), сколько драгоценностями: золотые бляшки в виде львов и быков, кольца, бусы (тысячи бусин!), серьги, диадемы.

Рядом нашли булаву из полированного камня неизвестного происхождения, инкрустированную золотом — явный знак власти.

Косвенным знаком могли быть две женщины, лежавшие тут же, в камерах поменьше: одна в окружении медной посуды, другая — керамической. Ученые думают, что это жены или служанки (или жена плюс служанка), которых принудительно отправили в загробное путешествие вместе с главным героем.

Герой, между тем, взял с собой посуду получше. У восточной стены его камеры стояли 16 сосудов — два золотых и 14 (!) серебряных, тончайшей художественной работы. Всего же из кургана достали более 7500 (!) предметов. 3 кг золота!

Шаровидная бусина с орнаментом в виде цветка, золото. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург

Что за эпоха? После полутора веков исследований, включая радиоуглеродные, Эрмитаж настаивает: это середина IV тысячелетия до нашей эры. Я еще не утомил вас восклицательными знаками? Тогда вот: 55 веков назад!

На монументе, установленном в 1972 году, написано: 2500 лет до н.э. С тех пор современные методы исследований уверенно позволили исследователям состарить курган еще на тысячелетие

На монументе, установленном в 1972 году, написано: 2500 лет до н.э. С тех пор современные методы исследований уверенно позволили исследователям состарить курган еще на тысячелетие

Майкоп и сейчас-то городок не из пышных. Всего 140 тыс. жителей, хоть и столица целой республики Адыгея. Вот, посмотрите, кто интересуется — фоторепортаж из окна моего автомобиля, 8 кадров в карусели.

А пять с половиной тысяч лет назад здесь не было ровным счетом ни-че-го. Никакой цивилизации. Невысокие, но все же горы (= мало плодородной ровной земли). До ближайшего моря — 150 км через перевалы. Изящные серебряные кувшины с многофигурной чеканкой? Их будто ветром сюда занесло.

То есть, это кто-то нездешний? Но откуда?

На одном из серебряных кувшинчиков отчеканенные быки шествуют по кругу на фоне подозрительно подробного горного пейзажа.

Сосуд с пейзажем, серебро, литье, высота 9,6 см. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург

Сосуд с пейзажем, серебро, литье, высота 9,6 см. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург

Здесь даже есть двуглавая вершина — Эльбрус, ты? Это линия горизонта Большого Кавказа? Исследователи истоптали километры горных троп, пытаясь определить, из какой точки будет открываться такой же вид. Тщетно.

А вот другая остроумная идея — сработала. На соседнем кувшине из кургана выбита процессия из басни: медведь, лошадь, лев и львица, два быка, горный козел, дикий баран и дикий кабан определенных видов, птицы.

Сосуд с розеткой-цветком на дне и процессией животных, серебро, высота 10,2 см. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург

Сосуд с розеткой-цветком на дне и процессией животных, серебро, высота 10,2 см. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург

А давайте посмотрим, где в древности водились все эти звери вместе? А давайте: Месопотамия и часть Ирана, определенно и без сомнений.

Месопотамия? Шумеры? Это, в целом, прекрасно — это центр мира. Это регион, где зародилась цивилизация. Исследователи даже нашли, где в определяемый период производили похожую керамику: культовый город Телль Хазна I в Северной Месопотамии, теперь там северо-восток Сирии.

Но от Сирии до наших негромких мест — 2100 км. Да и совпадения только частичные, в Телль Хазне так с металлом не работали.

Или вот еще один путь расследования: символика. Буквально все крупные предметы в Ошаде украшены цветками и розетками.

Это все так напоминает об Инанне-Иштар, центральном персонаже шумеро-аккадского пантеона.

Золотая лента с пятилепестковыми двойными цветками. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург

Золотая лента с пятилепестковыми двойными цветками. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург

Иштар служила богиней сразу и любви, и войны и плодородия. Интересно было устроено шумерское бытие.

Посмертное убранство знатной дамы Пуаби с символикой Иштар. 2600-2450 гг. до н.э., Ур, Ирак. © Музей университета Пенсильвании, США

Посмертное убранство знатной дамы Пуаби с символикой Иштар. 2600-2450 гг. до н.э., Ур, Ирак. © Музей университета Пенсильвании, США

В самом деле похоже. Ленты, многолепестковые цветы Иштар. Видите цветистый нагрудник? В Эрмитаже предполагают, что ковер из бусин, которым был покрыт майкопский покойник — остатки такого же тяжеловесного украшения.

Но Пуаби похоронили около 2600 г. до н.э. — спустя тысячу лет после незнакомца из Ошада?

Флагштоки? Детали мудреного балдахина?

Новые методы исследований позволили определить на внутренних стенках остатки растительного сырья, то ли еды, то ли напитка. И теперь, представьте себе, это не флагштоки, а соломинки для питья.

Фигурка быка с отверстием в спине, золото, литье. Размеры: 7,6х6,0 см. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург

Фигурка быка с отверстием в спине, серебро, литье. Длина 8 см. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург© Эрмитаж, Петербург

Фигурка быка с отверстием в спине, золото, литье. Размеры: 7,6х6,0 см. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург

А золотые наконечники, полтора века бередившие фантазии ученых — это мундштуки, как для кальяна. Был на Древнем Востоке такой обычай — совместно распивать нечто (пиво?) через длинные трубочки.

Низка бус (29 бусин), золото. Золотые кольца, нанизанные друг на друга, с подвеской из сердолика в виде стилизованной мухи. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург

Низка бус (29 бусин), золото. Золотые кольца, нанизанные друг на друга, с подвеской из сердолика в виде стилизованной мухи. IV тыс. до н.э. Майкопский курган. © Эрмитаж, Петербург

Сейчас, например, копают курган в Кабардино-Балкарии, вот фотографии с сайта Института археологии РАН.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

МАЙКОПСКИЙ КУРГАН — богатое погребение племенного вождя (2-я половина 3-го тыс. до н. э.), открытое в г. Майкоп. Найдены золотые и серебряные украшения и сосуды, в т.ч. серебряный сосуд с изображением горного хребта.

Майкопский курган по своему богатству, по художественной и исторической ценности найденных вещей представляет выдающийся памятник на Северном Кавказе. В нем был погребен старейшина рода или племенной вождь, выполнявший одновременно и жреческие функции. Майкопский курган большинство исследователей относят к середине III тысячелетия до н.э.

Диадема. Майкопский курган, 1897 г

Диадема. Майкопский курган, 1897 г

Курган был раскопан в 1897 г. известным русским археологом Н.И.Веселовским. Расположен он на восточной окраине Майкопа. Высота кургана достигала почти 11 м. В центре была расположена большая могильная яма, глубиной 14 м, окруженная кромлехом в виде кольца из плит известняка. Яма имела прямоугольную форму с закругленными углами и со слегка вогнутыми продольными сторонами. Стенки могильной ямы в древности были обшиты деревом, совершенно сгнившим, потолок был бревенчатый в два наката и поддерживался столбами, стоявшими по углам. Дно было выложено речным булыжником. Могила делилась деревянными перегородками на три неравные части. Поперечной перегородкой она была разделена на южную и северную половины, а последняя в свою очередь делилась продольной перегородкой на восточную и западную. Главный покойник был положен в южную, большую половину. В двух других, меньших камерах помещались женские захоронения. Судя по всему, женские погребения играли подчиненную роль по отношению к основному, мужскому погребению. Все скелеты лежали в скорченном положении на правом боку с подогнутыми ногами и согнутыми и поднятыми к лицу руками, густо посыпанные красной краской (суриком). Красной краской было посыпано и дно могилы.

Найденное в майкопском кургане представляет не только историческую, но и художественную ценность, а ряд находок просто бесценны.
Главный покойник был усыпан золотыми штампованными бляшками с изображением зверей, колец. Здесь было 68 пластинок в виде фигурок львов (двух размеров), 19 пластинок с маленькими изображениями бычков и 40 колец.

Украшения эти, по-видимому, были нашиты на полог или покрывало, которым был накрыт покойник. Кроме того, на скелете найдена масса золотых и серебряных бус различной величины и формы, а также много сердоликовых и бирюзовых бус.

У пояса лежали пять крупных золотых бус, у черепа — золотые серьги, а под черепом две узкие золотые диадемы в виде тонких лент, с маленькими просверленными дырочками, расположенными парами. От этих диадем происходят найденные здесь же золотые двойные розетки — одна большая, другая меньшая, нашивавшиеся друг на друга. Диадемы, украшенные розетками, были нашиты, по-видимому, на высокий головной убор, найденный на покойнике.

Перед скелетом лежали параллельно друг другу восемь серебряных стержней длиной 1,17 м. Два из них были сплошь серебряные, у четырех нижние концы золотые, на них были надеты массивные фигурки золотых бычков, и два с золотыми вставками, с насаженными на серебряные нижние концы фигурками серебряных бычков (кстати, стилизованные изображения этих бычков изображены на гербе города). Верхние концы стержней были украшены винтообразной насечкой и имели прорези. Все восемь стержней должны были принадлежать одному предмету.

Украшения из Майкопского кургана Середина- конец 4-го тысячелетия

Украшения из Майкопского кургана Середина- конец 4-го тысячелетия

Большинство исследователей, начиная с В.Фармаковского, считали, что стержни с надетыми на них фигурками бычков составляли остов балдахина, который несли над покойником. На месте погребения балдахин был разобран, и остов его, состоящий из серебряных стержней, положен рядом с покойником. В настоящее время некоторые исследователи (Ю.Ю.Пиотровский) считают, что интерпретация стержней как составной части балдахина полностью исключается, и склонны рассматривать трубки с бычками как штандарты.

Вместе с покойником были положены металлические и глиняные сосуды, медные и каменные орудия труда. Вдоль восточной стенки камеры в ряд стояли семнадцать сосудов: два золотых, каменный шаровидный с приставным золотым горлом и такой же крышечкой и четырнадцать серебряных. Среди последних особенно замечательны два, округлой формы, украшенные богатыми гравированными рисунками, составляющими на первом сосуде сложную композицию.
Сосуды округлой формы с широким горлышком. На горлышке одного сосуда изображен горный ландшафт, состоящий из трех горных цепей, среди которых выделяются две особенно высокие горы с двуглавыми вершинами. Между гор изображены два дерева и стоящий на задних лапах медведь. В горах берут начало две реки, которые, извиваясь по тулову сосуда, сливаются на дне его в небольшое озеро. Вода изображена ломаными линиями. Устья рек — одно против другого на разных сторонах сосуда, под ушками, служившими для подвешивания. Все тулово заполнено изображениями животных, расположенных фризообразно в два ряда. В первом ряду лошадь, лев и два быка, симметрично поставленные друг против друга, в нижнем ряду горный козел, дикий кабан, львица и дикий баран. В устье реки изображена плавающая птица, другая птица находится над львом.

Читайте также: