Рассказ о возвратном местоимении для начальной школы

Обновлено: 09.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока № 134

Дата проведения

14.03. 2018 г

Урок открытия новых знаний

1) сформировать представление о возвратных местоимениях; познакомить с особенностями склонения возвратных местоимений;

2) воспитывать осознанное отношение к изучению предмета;

3) развивать орфографические и пунктуационные умения и навыки обучающихся.

Планируемый

Научить выделять возвратные местоимения среди других разрядов местоимений

Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;

Познавательные: Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Словарный диктант, анализ текста, практическое задание, зачетная работа.

учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ

Подготовка учащихся к усвоению материала

мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее

1.Организационный момент.

2.Актуализация изученного.

- Что такое числительное?

- Назовите разряды числительных.

- Какова синтаксическая функция числительных?

- Приведите примеры числительных.

- Дайте определение порядковым числительным.

Работа по теме урока.

Сформировать представление о возвратном местоимении

1. Словарный диктант.

Лексический запас, словарное богатство, блестеть, блистать, удивляться, восклицать, великое множество, желтый, веснушки, кораблики, появились, считалки, принесла, подснежники, скворечники, почки, на опушке, гореть.

- Какую орфограмму мы повторили в словарном диктанте?

- Приведите примеры на данную орфограмму.

Грамматическое задание:

Синтаксический разбор: Солнце вставало теперь рано, ложилось поздно и усердно светило всем на земле.

4.Формулировка темы, постановка цели урока.

5. Слово учителя.

1) Анализ стихотворения.

Я, ты, он, она,

Вместе- целая страна.

Вместе- дружная семья

- Кто представляет дружную семью нашей Родины?

Какую часть речи представляют эти слова?

2) Вопросы классу

- Что называется местоимением?

-Назовите личные местоимения.

-Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н?

- Как пишутся местоимения с предлогами?

3) Составьте пословицы из частей, записанных на карточках.

Скажи мне, кто твой друг,
С кем поведешься,
На друга надейся –
Не хвали себя сам,

от того и наберешься.
пусть тебя другие похвалят.
и я скажу, кто ты.
сам не плошай.

Дети выполняют задание.

– Какой темой объединены пословицы?

Д. Темой дружбы.

У. Выпишите те пословицы, в которых есть личные местоимения. Подчеркните их .

Дети выполняют задание.

– Объясните смысл пословиц.

Дети отвечают.

3.Отгадай загадки. О каких местоимениях идет речь ?

-В каком местоимении два звука, но буква одна?

-Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?

-Сколько личных местоимений в слове семья?

-Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте.

-Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.

5. Изучение нового материала. Слово учителя.

СЕГОДНЯ НАС ОЖИДАЕТ ЗНАКОМСТВО С ОДНИМ УНИКАЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ . Это себялюбивое местоимение живет в гордом одиночестве в роскошном особняке на улице Местоимение. Одно -одиношенько составляет целый разряд у этого местоимения нет никаких других родственников .Оно единственный представитель старинногоо аристократического рода возвратных местоимений.

1.Запись на доске

Умываюсь Извиняюсь СЕБЯ

-Что общего и чем отличаются данные слова?

Вывод: В первый столбик записаны слова-глаголы возвратные- обозначают возврат действия. Во второй столбик записаны слова-глаголы, употребление которых с возвратным суффиксом –сь, -ся невозможно.В третьем столбике возвратное местоимение .

— В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.

В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).

2.Склонение местоимения СЕБЯ


3. Слово учителя.

— Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.

Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый


В русском языке возвратное местоимение указывает на совершаемое действие, которое направлено на самого делающего. В речи представлено местоимением СЕБЯ. В данной статье приведены грамматические и синтаксические особенности возвратного местоимения с примерами.


Возвратное местоимение в русском языке представлено местоимением себя. В речи возвратное местоимение указывает на то, что совершаемое действие направлено на самого делающего и по значению схоже с постфиксом -ся у глаголов. Сравните: мужчина оправдывался – мужчина оправдывал себя.

В школе возвратные местоимения изучаются с 6 класса.

Грамматические особенности возвратного местоимения

Возвратное местоимение себя отвечает на вопросы косвенных падежей (Кого?

Кому? Кем? О Ком?), изменяется по падежам. При этом оно не имеет формы И. п., категорий рода, числа и лица (то есть может относиться к любому лицу либо к группе лиц).

Примеры падежных форм возвратного местоимения приведены в таблице.

В русском языке возвратное местоимение указывает на совершаемое действие, которое направлено на самого делающего. В речи представлено местоимением СЕБЯ.

Сравните: мужчина оправдывался – мужчина оправдывал себя.

Значение местоимения СЕБЯ настолько специфично, что его выделили в отдельный разряд.

Возвратное местоимение

Это значение местоимения схоже с действием, обозначенным возвратными глаголами, имеющими в морфемном составе возвратный суффикс -СЯ.

Сравним: Кот моется лап­кой. — Кот моет себя лап­кой.

Возвратное место­име­ние может ука­зы­вать как на одно лицо, так и на несколь­ко лиц:

  • жалею себя — жале­ем себя;
  • гор­дись собой — гор­ди­тесь собой;
  • дума­ла о себе — дума­ли о себе.

Грамматические особенности возвратного местоимения

Возвратное местоимение СЕБЯ отвечает на вопросы косвенных падежей (Кого?Кому? Кем? О Ком?) и изменяется по падежам. При этом оно не имеет формы Именительного падежа, категорий рода, числа и лица (то есть может относиться к любому лицу либо к группе лиц).

Примеры падежных форм возвратного местоимения приведены в таблице.

ПадежиПадежные формы
И. п.
Р. п.себя
Д. п.себе
В. п.себя
Т. п.собой (собою)
П. п.о себе

Изменение воз­врат­ного место­име­ния по паде­жам:

И. п.
Р. п.себяне слы­шишь (кого?) себя
Д. п.себепой­ду (к кому?) к себе
В. п.себявижу (кого?) себя
Т. п.собой (-ою)любу­юсь (кем?) собой
П. п.о себесооб­щу (о ком?) о себе

Синтаксические особенности возвратного местоимения

В предложении возвратное местоимение СЕБЯ выполняет синтаксическую роль дополнения.

Примеры: Он купил себе кроссовки. Она облила себя водой.

Реже употребляется в качестве обстоятельства.

Пример: Он огляделся вокруг себя.

В составе фразеологического оборота возвратное местоимение выполняет ту же синтаксическую функцию, что и весь оборот.

Примеры: Саша взял себя в руки. Профессор был вне себя (составное именное сказуемое).

Каким членом предложения бывает возвратное местоимение?

Примеры:

В слу­чив­шем­ся он винил толь­ко себя.

Не суди по себе о дру­гих людях.

Часто акте­ры быва­ют недо­воль­ны собой.

Ты зна­ешь, всё устро­и­лось как-то само собой.

Девушка нашла свою сум­ку поза­ди себя на сиде­нье маши­ны.

Профессор хра­нил свои путе­вые замет­ки у себя в сто­ле.

После ссо­ры сын чув­ство­вал себя вино­ва­тым.

Дедушка Матвей себе на уме.

Некоторые люди стре­мят­ся жить для себя.

А он знай себе шага­ет и шага­ет!

А ты сту­пай себе мимо и не при­ста­вай!

Морфемный разбор возвратного местоимения на примере

Тебе часто уда­ет­ся загля­нуть в себя?

I. Часть речи. Общее зна­че­ние

в себя — место­име­ние; ука­зы­ва­ет пере­ход дей­ствия на себя.

II. Морфологические при­зна­ки:

  • раз­ряд по зна­че­нию — воз­врат­ное;
  • в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа.

III. Синтаксическая роль — обсто­я­тель­ство.

Несколько слов сто­ит, я думаю, доба­вить от себя.

I. Часть речи. Общее зна­че­ние.

От себя — место­име­ние; ука­зы­ва­ет пере­ход дей­ствия на гово­ря­ще­го.

II. Морфологические при­зна­ки:

  • раз­ряд по зна­че­нию — воз­врат­ное;
  • в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа.

III. Синтаксическая роль — допол­не­ние.

Возвратные местоимения

На этом уроке вас ждет знакомство с себялюбивым местоимением, которое в одиночестве живет в огромном особняке и одно-одинешенько составляет целый разряд. У этого себялюбивого местоимения нет никаких родственников. Оно – единственный оставшийся в живых представитель старинного аристократического рода. В центре внимания возвратное местоимение.

Читайте также: