Рассказ о возвратном местоимении для начальной школы
Обновлено: 09.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Технологическая карта урока № 134
Дата проведения
14.03. 2018 г
Урок открытия новых знаний
1) сформировать представление о возвратных местоимениях; познакомить с особенностями склонения возвратных местоимений;
2) воспитывать осознанное отношение к изучению предмета;
3) развивать орфографические и пунктуационные умения и навыки обучающихся.
Планируемый
Научить выделять возвратные местоимения среди других разрядов местоимений
Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;
Познавательные: Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Словарный диктант, анализ текста, практическое задание, зачетная работа.
учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ
Подготовка учащихся к усвоению материала
мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее
1.Организационный момент.
2.Актуализация изученного.
- Что такое числительное?
- Назовите разряды числительных.
- Какова синтаксическая функция числительных?
- Приведите примеры числительных.
- Дайте определение порядковым числительным.
Работа по теме урока.
Сформировать представление о возвратном местоимении
1. Словарный диктант.
Лексический запас, словарное богатство, блестеть, блистать, удивляться, восклицать, великое множество, желтый, веснушки, кораблики, появились, считалки, принесла, подснежники, скворечники, почки, на опушке, гореть.
- Какую орфограмму мы повторили в словарном диктанте?
- Приведите примеры на данную орфограмму.
Грамматическое задание:
Синтаксический разбор: Солнце вставало теперь рано, ложилось поздно и усердно светило всем на земле.
4.Формулировка темы, постановка цели урока.
5. Слово учителя.
1) Анализ стихотворения.
Я, ты, он, она,
Вместе- целая страна.
Вместе- дружная семья
- Кто представляет дружную семью нашей Родины?
Какую часть речи представляют эти слова?
2) Вопросы классу
- Что называется местоимением?
-Назовите личные местоимения.
-Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н?
- Как пишутся местоимения с предлогами?
3) Составьте пословицы из частей, записанных на карточках.
Скажи мне, кто твой друг,
С кем поведешься,
На друга надейся –
Не хвали себя сам,
от того и наберешься.
пусть тебя другие похвалят.
и я скажу, кто ты.
сам не плошай.
Дети выполняют задание.
– Какой темой объединены пословицы?
Д. Темой дружбы.
У. Выпишите те пословицы, в которых есть личные местоимения. Подчеркните их .
Дети выполняют задание.
– Объясните смысл пословиц.
Дети отвечают.
3.Отгадай загадки. О каких местоимениях идет речь ?
-В каком местоимении два звука, но буква одна?
-Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?
-Сколько личных местоимений в слове семья?
-Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте.
-Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
5. Изучение нового материала. Слово учителя.
СЕГОДНЯ НАС ОЖИДАЕТ ЗНАКОМСТВО С ОДНИМ УНИКАЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ . Это себялюбивое местоимение живет в гордом одиночестве в роскошном особняке на улице Местоимение. Одно -одиношенько составляет целый разряд у этого местоимения нет никаких других родственников .Оно единственный представитель старинногоо аристократического рода возвратных местоимений.
1.Запись на доске
Умываюсь Извиняюсь СЕБЯ
-Что общего и чем отличаются данные слова?
Вывод: В первый столбик записаны слова-глаголы возвратные- обозначают возврат действия. Во второй столбик записаны слова-глаголы, употребление которых с возвратным суффиксом –сь, -ся невозможно.В третьем столбике возвратное местоимение .
В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.
В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).
2.Склонение местоимения СЕБЯ
3. Слово учителя.
Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.
Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый
В русском языке возвратное местоимение указывает на совершаемое действие, которое направлено на самого делающего. В речи представлено местоимением СЕБЯ. В данной статье приведены грамматические и синтаксические особенности возвратного местоимения с примерами.
Возвратное местоимение в русском языке представлено местоимением себя. В речи возвратное местоимение указывает на то, что совершаемое действие направлено на самого делающего и по значению схоже с постфиксом -ся у глаголов. Сравните: мужчина оправдывался – мужчина оправдывал себя.
В школе возвратные местоимения изучаются с 6 класса.
Грамматические особенности возвратного местоимения
Возвратное местоимение себя отвечает на вопросы косвенных падежей (Кого?
Кому? Кем? О Ком?), изменяется по падежам. При этом оно не имеет формы И. п., категорий рода, числа и лица (то есть может относиться к любому лицу либо к группе лиц).
Примеры падежных форм возвратного местоимения приведены в таблице.
В русском языке возвратное местоимение указывает на совершаемое действие, которое направлено на самого делающего. В речи представлено местоимением СЕБЯ.
Сравните: мужчина оправдывался – мужчина оправдывал себя.
Значение местоимения СЕБЯ настолько специфично, что его выделили в отдельный разряд.
Это значение местоимения схоже с действием, обозначенным возвратными глаголами, имеющими в морфемном составе возвратный суффикс -СЯ.
Сравним: Кот моется лапкой. — Кот моет себя лапкой.
Возвратное местоимение может указывать как на одно лицо, так и на несколько лиц:
- жалею себя — жалеем себя;
- гордись собой — гордитесь собой;
- думала о себе — думали о себе.
Грамматические особенности возвратного местоимения
Возвратное местоимение СЕБЯ отвечает на вопросы косвенных падежей (Кого?Кому? Кем? О Ком?) и изменяется по падежам. При этом оно не имеет формы Именительного падежа, категорий рода, числа и лица (то есть может относиться к любому лицу либо к группе лиц).
Примеры падежных форм возвратного местоимения приведены в таблице.
Падежи | Падежные формы |
И. п. | – |
Р. п. | себя |
Д. п. | себе |
В. п. | себя |
Т. п. | собой (собою) |
П. п. | о себе |
Изменение возвратного местоимения по падежам:
И. п. | — | — |
Р. п. | себя | не слышишь (кого?) себя |
Д. п. | себе | пойду (к кому?) к себе |
В. п. | себя | вижу (кого?) себя |
Т. п. | собой (-ою) | любуюсь (кем?) собой |
П. п. | о себе | сообщу (о ком?) о себе |
Синтаксические особенности возвратного местоимения
В предложении возвратное местоимение СЕБЯ выполняет синтаксическую роль дополнения.
Примеры: Он купил себе кроссовки. Она облила себя водой.
Реже употребляется в качестве обстоятельства.
Пример: Он огляделся вокруг себя.
В составе фразеологического оборота возвратное местоимение выполняет ту же синтаксическую функцию, что и весь оборот.
Примеры: Саша взял себя в руки. Профессор был вне себя (составное именное сказуемое).
Каким членом предложения бывает возвратное местоимение?
Примеры:
В случившемся он винил только себя.
Не суди по себе о других людях.
Часто актеры бывают недовольны собой.
Ты знаешь, всё устроилось как-то само собой.
Девушка нашла свою сумку позади себя на сиденье машины.
Профессор хранил свои путевые заметки у себя в столе.
После ссоры сын чувствовал себя виноватым.
Дедушка Матвей себе на уме.
Некоторые люди стремятся жить для себя.
А он знай себе шагает и шагает!
А ты ступай себе мимо и не приставай!
Морфемный разбор возвратного местоимения на примере
Тебе часто удается заглянуть в себя?
I. Часть речи. Общее значение
в себя — местоимение; указывает переход действия на себя.
II. Морфологические признаки:
- разряд по значению — возвратное;
- в форме винительного падежа.
III. Синтаксическая роль — обстоятельство.
Несколько слов стоит, я думаю, добавить от себя.
I. Часть речи. Общее значение.
От себя — местоимение; указывает переход действия на говорящего.
II. Морфологические признаки:
- разряд по значению — возвратное;
- в форме родительного падежа.
III. Синтаксическая роль — дополнение.
На этом уроке вас ждет знакомство с себялюбивым местоимением, которое в одиночестве живет в огромном особняке и одно-одинешенько составляет целый разряд. У этого себялюбивого местоимения нет никаких родственников. Оно – единственный оставшийся в живых представитель старинного аристократического рода. В центре внимания возвратное местоимение.
Читайте также: