Краткое содержание во времена древней руси 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: Учебник 2 ч., рабочая тетрадь 2 ч. УМК ШР., компьютер, презентация, иллюстрации.

Методы и приемы

1.Этап самоопределения к деятельности.

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Проверка
домашнего
задания:

Организация проверки домашнего задания

- Сейчас мне нужны два добровольца для проверки домашнего задания.

1. Индивидуальные карточки.

А) Расскажи о жизни восточных славян.

Б) Опиши род деятельности мужчин и женщин.

- Пока наши докладчики готовятся, мы выполним проверочную работу в виде теста.

А) восточных славян

Б) западных славян

2.Древние славяне жили:

3.Посуду делали Древние славяне из:

4.Богом грома и молнии у Древних славян был:

5.Свои дома славяне строили:

В) жили в землянках

6.Славяне занимались сообща:

-Молодцы, вы хорошо подготовились и поэтому успешно справились со всеми заданиями

Приветствовать учителя. Настраиваться на урок.

Проверять готовность домашнего задания.

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

2. Актуальность знаний и мотивация

Приём: стихотворное введение в тему,

Подведение к определению темы урока

– Что нас ждет сегодня,

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать. (Приложение1)

– Куда мы сегодня отправимся? ( Древняя Русь)

Выполнять задание, направленное на выявление темы.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

3. постановка учебной задачи.

Мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Подведение к формулированию темы и цели урока.

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне – ты почиешь, Русь.

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

В дорожных снеговых столбах…

…Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины…

– Определите тему и цель сегодняшнего урока.

– Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру и узнаем, как возникло русское государство.

Прослушать стихотворение, понять тему , сформулировать цель урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают

4. Открытие нового знания

Работа с новым понятием.

Работа с учебником.

Работа с учебником

Объяснение нового материала

Работа по карте Древней Руси.

- Рассмотрите карту Древней Руси (учебник стр. 41)

- Покажите территорию Древней Руси в конце 9 века, а в начале 11 века. Какие изменения произошли?

- Почему территория увеличилась?

- Назовите, в какие города можно попасть по реке Днепр?

Организация работы в тетрадях.

А сейчас давайте выполним первое задание на странице 15 в рабочей тетради

Чтение материала в учебнике (с. 40-42)

- Назовите главные дороги, которые являлись связующими для жителей Древней Руси

-Кто был главой Руси?

- Кто из русских князей особенно прославился своими военными подвигами?

Итак, мы назвали, что главой Руси был великий князь киевский.

- Объясните, как вы понимаете значение слова – князь?

Чтение текста в учебнике с.43-45


Во времена Древней Руси происходило множество важных событий, повлиявших на ход нашей истории. Это и воинские сражения, и объединение территорий, и принятие христианства. Это ключевые моменты, благодаря которым Древнерусское государство смогло стать одним из самых сильных и могущественных на территории Восточной Европы.


Становление Древней Руси

В древние времена в восточной части Европы проживало множество племен восточных славян. Они селились вблизи рек и озер, занимались рыбной ловлей, земледелием, охотой. Славяне верили в то, что всеми погодными явлениями управляют могущественные божества.

Именно на этом главном пути, в северном регионе, поблизости озера Ильмень и возник славный город Новгород. А в южной части, на берегу Днепра, был воздвигнут город Киев. Удачное расположение этих двух городов в короткое время сделало их самыми важными центрами славянских земель.

Новгород

Рис. 1. Новгород.

В 862 году жители Новгорода выбрали себе правителя – князя Рюрика, который правил в течение 17 лет. После его смерти на престол взошел князь Олег, которому удалось совершить важный исторический поступок – объединить в одно целое Киев и Новгород. Так образовалось Древнерусское государство, а его столицей стал город Киев. Князь Олег стал великим правителем – князем киевским.

Государственный строй Древней Руси

Древняя Русь была многонациональной державой, и на ее территории проживали не только восточные славяне, но и многие другие народности: чудь, карелы, мурома, ижора, водь.

которые читают вместе с этой





Правителем всей Руси был князь киевский, а его советниками были бояре – самые богатые и знатные люди, которые представляли высший слой господствующего класса.

Надежной защитой Древнерусского государства, поддержкой и опорой князя было его верное войско – дружина.

Принятие христианства

Для славян было характерно язычество – вера во множество богов, которые управляли погодой, плодородием. При этом каждое племя поклонялось своим богам, и единства в вере у славян не было.

Для удобства поклонения создавались деревянные скульптуры божеств – идолы, которым приносили жертвоприношения. В особо важных случаях, когда необходимо было заручиться божественной милостью, в жертву могли приносить живых людей.

Идолы

Рис. 2. Идолы.

Ситуация изменилась, когда на киевский престол взошел князь Владимир. Поначалу он тоже усердно молился деревянным богам, но вскоре понял, что для объединения славянского народа нужна новая, общая вера.

Согласно легенде, князь Владимир крестился в 988 году в Корсуни (ныне город Херсон). Вернувшись в родной Киев, он покрестил весь народ киевский, а спустя время христианство приняла большая часть славянского народа.

Новая вера прижилась далеко не сразу. Не все хотели менять своих привычных богов на единого бога, и, приняв христианство, втихомолку продолжали поклоняться идолам. И даже в наше время сохранились некоторые праздники и обычаи тех времен: день Ивана Купалы, колядование, масленица.

Значение крещения Руси

Принятие христианства стало важнейшим этапом развития Древнерусского государства. Благодаря этому событию в Древней Руси произошли следующие изменения:

  • объединение некогда разобщенного народа;
  • церковь взяла под свою защиту самые беззащитные слои населения: немощных и больных, стариков, сирот;
  • начало развиваться образование, в государстве появились первые школы для мальчиков;
  • появились церковные суды, в которых решались многие спорные вопросы простого люда;
  • начало стремительно развиваться зодческое искусство: на территории государства стали появляться прекрасные храмы, в которых было развито искусство проповеди, звучало церковное пение, а стены были украшены иконами.

Князь Владимир, как основоположник христианства на Руси, был возведен церковью в ранг святых.

Князь Владимир

Рис. 3. Князь Владимир.

Что мы узнали?

1) Найдите на карте (с. 41) территорию Древней Руси: а) в конце IX века; б) в середине XI века. Сравните.

Территория Руси в IX веке показана светло-серым цветом. В центре показан Киев, на севере Новгород. Между ними Чернигов и Смоленск. Территория, ставшая русской к середине XI века показана светло-зелёным цветом.

За 150 лет территория Древней Руси увеличилась почти в два раза. Русскими стали города Владимир и Перемышль и вся территория вдоль рек Днестр и Ока.

Обсудим!

Почему во многих странах первыми принимали Крещение правители?

Во многих странах население верило в собственных языческих богов и не хотело менять свою веру. Но правители искали выгоды для себя. Они хотели укрепить свою власть, обрести союзников. А потому первыми принимали Крещение с тем, чтобы привести в новую веру и весь народ.

Проверь себя

1) Назови столицу Древней Руси.

2) Как было организовано управление в Древней Руси?

Во времена Древней Руси главой был киевский Великий князь, который управлял страной. А помогали ему в этом бояре, княжеские советники. Опорой князя была дружина, преданные ему воины.

3) Каковы заслуги князя Владимира?

Князь Владимир укрепил границы Руси и постарался обеспечить её безопасность от набегов кочевников. Для этого он поставил на рубежах Руси богатырские заставы. Владимир первым принял христианство и крестил Русь.

4) В чём значение принятия Русью христианства?

После принятия христианства на Руси укрепилась княжеская власть, появились новые союзники-единоверцы, в том числе могущественная Византия. С ней Русь успешно торговала и поддерживала дипломатические связи.

Стали распространяться искусство и ремёсла, грамотность и просвещение. По всей стране строили прекрасные церкви.

Задания для домашней работы

1) Запиши в словарик:

  • Великий князь — верховный правитель.
  • Бояре — богатые люди, знать, советники.
  • Дружинники — княжеские воины.
  • Крещение — принятие Христианства.

2) Найди и прочитай былину об Илье Муромце.

Пересказ былины об Илье Муромце для 4 класса

Илья Муромец жил в селе Карачарово, что находилось недалеко от Мурома. Он тридцать лет лежал, так как у него были больные ноги. Но однажды к Илье пришли странники и попросили напиться воды. Они приказали Илье встать, и будущий богатырь поднялся на ноги и пошёл. После этого Илья ощутил в себе силу богатырскую и поехал служить князю Киевскому Владимиру.

Отец Ильи наказал ему совершать только добрые дела. И первым подвигом Ильи стало пленение Соловья-Разбойника. Возле Чернигова Илья увидел полчища татар, и вырвав дуб разметал ним недругов.

От благодарных черниговцев Илья узнал о Соловье, который губил путников на прямой дороге в Киев. Илья решил пленить разбойника и поехал на реку Смородину. Там Соловей попытался свистом остановить богатыря, но Илья сшиб его стрелой и привязав к коню, доставил в Киев. Где срубил ему голову.

Много других подвигов совершил после этого Илья Муромец и стал самым любимым, уважаемым в народе былинным богатырём.

На следующем уроке

Вспомни, как были устроены поселения славян, каковы особенности природы Русского Севера.

Поселения славян представляли собой небольшие посёлки, окружённые частоколом. Внутри располагались дома славян. Ставились поселения рядом с реками, на возвышенности, чтобы было проще заметить приближение врагов.

Природа Русского Севера была суровой. Густые, непроходимые леса, болота, в которых водилось разное зверьё. Зимы были очень холодными и многоснежным. Лето коротким и жарким.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: познакомить с первыми русскими князьями, образованием государства Древняя Русь и ролью принятия христианства для Древней Руси.

Задачи: 1) дать понятие о возникновении древнерусского государства, познакомить с историческими личностями – русскими князьями: Рюрик, Олег, Владимир, историческими датами: 882 г. (образование государства) и 988 г. (крещение Руси), учить работать с картой; обучать работе с текстом, учить организовывать совместную учебную деятельность;

2) развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы;

3) воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, прививать любовь к Родине.

Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные проявлять внимание, желание больше узнать.

мультимедийный проектор и экран, компьютер, презентация к уроку, карточки: племена, государство Русь, 962 год, охота, рыболовство, бортничество, земледелие, торговля, язычество, Крещение, христианство, 988 год.

I . Организационный момент.

II . Самоопределение к деятельности.

Под большим шатром голубых небес –

Вижу – даль степей зеленеется.

И на гранях их, выше темных туч,

Цепи гор стоят великанами.

По степям, в моря реки катятся,

И лежат пути во все стороны.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася.

У тебя ли нет поля чистого,

Где б разгул нашла воля смелая?

У тебя ли нет про запас казны,

Для друзей стола, меча недругу?

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью.

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.

-Как вы думаете, почему сегодняшний урок я начала с этого стихотворения?

-Пользуясь опорными словами, попробуем предугадать содержание урока:

III . Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания.

-Вспомним, что мы знаем о жизни древних славян.

– Проверим наши знания по плану, которому составили на прошлом уроке:

1. Расселение древних славян. (Работа с картой.)

2. Занятия мужчин и женщин. (Рисунки, пересказ.)

3. Сплочённость племени. (Пересказ.)

4. Дома древних славян. (Пересказ, творческая работа)

6.Славянские праздники (Доп. литература, игровой момент)

Подведём итог сказанному . Каким образом же жили древние славяне? (Племенами.)

– Вспомните, когда у людей много богов, как называется многобожие по-другому? (Язычество)

– Назовите основные занятия древних славян. (Охота, рыболовство, бортничество, земледелие.)

Вывешиваются карточки со словами на доску: 1 - племена; 2 - охота, рыболовство, бортничество, земледелие; 3 - язычество.

IV. Открытие нового знания

1.Работа по теме.

– Мы уже знаем, как жили наши древние предки, древние славяне.

– Нам предстоит сегодня узнать о возникновении древнерусского государства под названием Русь.

- У древних славян правления не было такого, как теперь у нас. Для важных дел старейшины сходились на вече (собрание, мирские сходки) и решали дела сообща. Только впоследствии стали управлять князья. В летописи об этом рассказывается следующее…

– Прослушайте и обратите внимание на то, какие произошли изменения в жизни славян.

Слайд 2. (Рюрик)

Читает ученик (карточка на каждом столе):

– Почему славяне отправили послов к варягам? (Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки.)

– Кто пришёл княжить? (Рюрик и два брата его.)

Представьте, что кончик носа — это ручка, которой можно писать (или вообразите, что линию носа продолжает длинная указка-ручка, — все зависит от того, как вам удобнее, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались). Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран, небольшое письмо любимому человеку. Нарисуйте домик с дымом из трубы (такой, как рисовали в детстве), просто кружочек или квадратик .

2. Работа с текстом с картой (с.40-41) Слайд 3. (Карта Древней Руси)

- Время шло. Славянские племена стали объединяться. На Руси появляются города: Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Ростов, и концу 9 в. на карте восточной Европы появилось государство - Киевская Русь, к середине 11 в. Русь занимала пространство от Балтийского моря до Черного

- Рассмотрите карту на стр.41 учебника. Каким цветом выделена территория древней Руси в конце 9 века? (светло-зеленым) – показать на большой карте. - А в середине 11 века? (светло-зеленый + темно-зеленый) – показать на большой карте.

- Сравните эти территории по размеру (стала больше, увеличилась).

- Как вы думаете, почему территория увеличилась? (Славянские племена объединялись, князья завоевывали земли).

– Что способствовало объединению славянских племён в единое государство? (Объединились, чтобы легче было противостоять нападению кочевников.)

- Покажите реку Днепр, город Киев – столицу Древней Руси. В какие города можно было попасть путешествуя по реке Днепр?

- Назовите главные дороги, которые связывали между собой жителей этих мест? (Реки и моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли)

– Почему этот путь назвали именно так, посмотрите внимательно на карту и догадайтесь. (Путь соединяет варяг, которые живут у берегов Балтийского моря и простирается через всю Русь, идёт через Чёрное море… в Византийскую империю в город Константинополь (Царьград), к грекам.)

– Этот путь водный или сухопутный? (Водный – морской и речной.)

Слайд 4. (Торговый путь из варяг в греки)

– Обратите внимание на расположение городов. Что заметили? (По этому торговому пути образовались крупные города Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, Переяславль.)

– Чем же торговать могли славяне? (Меха, шкуры, мёд, воск, говяжий жир, хмель, сало, клыки моржей, льняное полотно.)

– А что же покупали? (Вина, шелка, ювелирные украшения, изделия из стекла, специи, драгоценные камни, ковры, оружие дамасской стали, железо, соль.)

– Ещё раз повнимательнее проследите весь торговый путь, как вы сказали, водный путь. Может что-то заметите… (Водный путь прерывается близ г. Смоленска.)

– Теперь давайте сделаем вывод, какие же 2 основные причины образования государства мы назвали? (Защита от кочевников и торговля.)

– Как же назвали новое государство? (Русь.)

– Государство под названием Русь образовано в 862 году – ( карточка).

V. Применение новых знаний

1.Главой Руси был король.

2.Древние славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги.

3.Древние славяне носили одежду изо льна и шерсти.

4.Древние славяне жили племенами.

5. Праздник Ивана Купалы в честь Земли.

6. Русские, украинцы, белорусы произошли от западных славян.

V I . Работа по теме урока

Работа по учебнику .

- Как назывался правитель в Древней Руси и кто были его помощники?

Найдите на с. 42 ответ на вопрос. (чтение про себя)

- Главой Руси был ……(великий князь)

- Какие ассоциации возникают у вас при слове князь?

- Его советники………(бояре – крупные землевладельцы, принадлежащий к высшему слою господствующего класса)

- Его опора и поддержка…..(дружина)

Слайд 5. ( князь Олег)

– Летописи говорят, что в 879 году после смерти Рюрика княжение перешло к его родственнику Олегу. Этот князь прославил своё имя в веках. Именно он сделал Киев – столицей Руси, потому что ему понравился этот город, его расположение.

- А чем ещё прославился князь Олег прочитаем на с. 42. (вслух)

(Князь Олег особенно прославился своими военными подвигами)

Слайд 6. ( князь Владимир)

Слайд 7.

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже,
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!

- Сильная дружина была у князя Владимира, но не в этом главная заслуга его.

– Прочитайте заголовок следующего текста в учебнике на с.43. (Князь Владимир и крещение Руси.)

– Так чем же ещё прославился Князь Владимир – Красное Солнышко? (Креститель Руси)

– Что такое крещение? Прочитайте определение на с. 43.

Слайд 8.

- По легенде, Владимир крестился в Корсуни (ныне город Херсон).

Слайд 9.

в 988 году, а, вернувшись в Киев, крестил народ киевский.

Слайд 10.

Значение принятия Русью христианства

Распространение грамотности, просвещения

Развитие искусства и ремёсел

Вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего

Укрепление связей с другими государствами.

Слайд11. (икона)

-За введение христианства на Руси Князь Владимир был признан церковью святым.

VII . Итог урока. Рефлексия.

-Все ли было понятно на уроке? О чем хотите прочитать в дополнительной литературе?

- Давайте вместе оценим тех ребят, кто активно работал на уроке и поставим им отметки.

VIII . Домашнее задание.

Читайте также: