Рассказ о неизвестном герое для детей начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Многие парни
Плечисты и крепки.
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же значков.
Каждый
К труду-обороне
Готов.

Кто же,
Откуда
И что он за птица
Парень,
Которого
Ищет столица?
Что натворил он
И в чем виноват?
Вот что в народе
О нем говорят.

Ехал
Один
Гражданин
По Москве —
Белая кепка
На голове, -
Ехал весной
На площадке трамвая,
Что-то под грохот колес
Напевая…

Вдруг он увидел —
Напротив
В окне
Мечется кто-то
В дыму и огне.

Много столпилось
Людей на панели.
Люди в тревоге
Под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки
Ребенок
Протягивал к ним.

Даром минуты одной
Не теряя,
Бросился парень
С площадки трамвая
Автомобилю
Наперерез
И по трубе
Водосточной
Полез.Третий этаж,
И четвертый,
И пятый…
Вот и последний,
Пожаром объятый.
Черного дыма
Висит пелена.
Рвется наружу
Огонь из окна.

Надо еще
Подтянуться немножко.
Парень,
Слабея,
Дополз до окошка,
Встал,
Задыхаясь в дыму,
На карниз,
Девочку взял
И спускается вниз.

Вот ухватился
Рукой
За колонну.
Вот по карнизу
Шагнул он к балкону…
Еле стоит,
На карнизе нога,
А до балкона —
Четыре шага.

Видели люди,
Смотревшие снизу,
Как осторожно
Он шел по карнизу.
Вот он прошел
Половину
Пути.
Надо еще половину
Пройти.

Шаг. Остановка.
Другой. Остановка.
Вот до балкона
Добрался он ловко.
Через железный
Барьер перелез,
Двери открыл —
И в квартире исчез…

С дымом мешается
Облако пыли,
Мчатся пожарные
Автомобили,
Щелкают звонко,
Тревожно свистят.
Медные каски
Рядами блестят.

Миг — и рассыпались
Медные каски.
Лестницы выросли
Быстро, как в сказке.

Люди в брезенте —
Один за другим —
Лезут
По лестницам
В пламя и дым…

Пламя
Сменяется
Чадом угарным.
Гонит насос
Водяную струю.
Женщина,
Плача,
Подходит
К пожарным:
— Девочку,
Дочку
Спасите
Мою!

— Нет, -
Отвечают
Пожарные
Дружно, -
Девочка в здании
Не обнаружена.
Все этажи
Мы сейчас обошли,
Но никого
До сих пор
Не нашли.

Вдруг из ворот
Обгоревшего дома
Вышел
Один
Гражданин
Незнакомый.
Рыжий от ржавчины,
Весь в синяках,
Девочку
Крепко
Держал он в руках.

Дочка заплакала,
Мать обнимая.
Парень вскочил
На площадку трамвая,
Тенью мелькнул
За вагонным стеклом,
Кепкой махнул
И пропал за углом.

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Многие парни
Плечисты и крепки,
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же
Значков.
К славному подвигу
Каждый
Готов!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения в 3 классе

Цель: Познакомить с произведением С.Я. Маршака

- способствовать формированию целостного представления об основной идее стихотворения;

- содействовать формированию и развитию беглого, сознательного, выразительного чтения, нахождению ключевых слов, позволяющих характеризовать героя ;

- формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения ;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- осознание обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;

Планируемые результаты обучения и формирования УУД :

- читать текст выразительно, грамотно, осознанно;

- анализировать текст: характеризовать героя , выявлять отношение автора к герою ;

- формировать умения контролировать свои действия в процессе анализа произведения;

- адекватно оценивать учебное действие – выразительное чтение ;

- формировать умения пояснять лексическое значение слов;

- формировать умения находить опорные слова, позволяющие выявлять отношение автора к герою ;

- формировать умения сотрудничать в группе при выполнении учебного задания;

- формировать качества компетентного читателя (внимательного, заинтересованного) ;

-развивать этические чувства: сочувствие, солидарность;

Организационный момент

II . Мотивация.

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Бежит курица с ведром,

А за нею во весь дух

С помелом бежит петух.

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки,

Оказалось, это брюки.

Дама сдавала в багаж

И маленькую собачонку.

Пела ночью мышка в норке:

- Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:

- Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

На слайде появляются иллюстрации из произведений.

- Из каких произведений эти строки?

- Что объединяет все эти строки? (Автор всех произведений Самуил Маршак)

III . Актуализация знаний

- Посмотрите на портрет Самуила Яковлевича Маршака.

- Послушайте рассказ об авторе.(Рассказ ученика. )

- Перед вами книги, которые написал известный детский поэт. (Выставка. Слайд )

IV .Постановка учебной задачи

- Давайте вместе подумаем, какая будет цель нашего урока? (Познакомиться ещё с одним произведением Маршака)

- Сегодня мы будем трудиться в группах. Какие правила работы в группе вы знаете? Слайд

- Оценивать свою работу вы будете звёздочками разной величины в Листах самооценки групп. Слайд Условные обозначения

Слайд не переключать.

Работа в группах со словарём

Задание 1 группе – узнать значение первого слова названия произведения, 2 группе – второго, 3 группе – третьего.

- Как вы понимаете первое слово? (Рассказ - небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера )

- А кто такой герой? (Словарь С. Ожегова – Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности)

- Оцените работу вашей группы в Листе самооценки.

- Какую звездочку приклеила ваша группа? Почему?

- Ребята, как вы считаете, может ли герой быть неизвестным?

- А вы хотели бы узнать, что совершил этот неизвестный человек, что его назвали героем?

V . Подготовка к восприятию текста. Словарная работа.

- Ребята, в тексте вам встретятся непонятные слова, например: плечистый, панель, наперерез, карниз. Прочитайте их объяснение на слайде и у вас на партах

плечистый – с широкими и мощными плечами

панель – дорожка для пешеходов по двум сторонам улицы, тротуар

наперерез – пересекая кому-нибудь путь

карниз – выступ на стене здания над окном, над дверью

VI . Знакомство с текстом (слушание)

- Почему герой произведения был неизвестным? (никто не знал его фамилии и имени)

- Мы с вами хорошо работали и немного устали. Давайте отдохнём!

VII . Перечитывание и работа с текстом

- В каком жанре написано произведение? Почему? (стихотворение, т.к. есть ритм, рифма)

- Кто главный герой произведения? (обычный парень лет 20)

- Найдите, что о нем написано автором. (с.42 учебника)

- Определите, что мы о нем знаем и чего не знаем. ( Объяснение слова ГТО, значок на слайде ) Слайд не переключать .

- Ребята, кто-то из вас сдавал нормы ГТО?

- Что вы делаете, чтобы в будущем получить значок ГТО? (Занимаются в секциях, посещают уроки физкультуры, ходят в бассейн…)

- Какое настроение было у парня, когда ехал в трамвае? Прочитайте. (с.43 учебника)

- Что сделал парень? Прочитайте, как об этом написано.

- Почему молодой человек не стал ждать пожарных?

- Думал ли он о своей жизни и здоровье, когда бросился в огонь?

- Какой момент стихотворения самый напряженный? Прочитайте. (с.45)

- Как описал Маршак парня, когда тот вышел из ворот обгоревшего дома? Прочитайте.

- Как он повёл себя?

- Что можно сказать об этом парне, кроме того, что он храбрый? (скромный)

Работа в группах: выбор слов для характеристики героя

- Выберите слова, подходящие для характеристики парня. (Выбирают, прикрепляют на доску)

По ходу - лексическая работа:

бескорыстный – не требующий вознаграждения за помощь

робкий – нерешительный, несмелый

- Оцените работу группы в Листе самооценки. Какую звездочку выбрала 2 группа?

- Можно ли считать поступок этого человека подвигом? (Подвиг – героический, самоотверженный поступок).

- Особенно много подвигов совершили наши воины в годы Великой Отечественной войны, и многие из них остались неизвестными. Благодарные потомки создали памятник неизвестному солдату. Вечный огонь напоминает живущим сегодня о подвигах героев.

- А вы заметили, как начал и закончил свой рассказ Самуил Маршак? (теми же словами, с которых начал)

- Как вы думаете, поэт это сделал случайно? (Когда произведение заканчивается тем, с чего началось, это называется кольцевым построением текста. Произведение закругляется, замыкается, кольцо, которое не имеет конца. Вот и этот рассказ как бы без конца. Это важно, так как Маршак считает, что таких героев много, жизнь и подвиги в ней продолжаются бесконечно.)

- А что говорит народная мудрость о героях и их качествах?

VIII . Работа с пословицами.

- У вас на партах лежат цветные полоски со словами. Предлагаю в группах составить пословицы и объяснить их смысл.

Смелость города берёт. ( В любом деле побеждают смелые, решительные люди. )

За правое дело стой смело. (Смело отстаивай правду)

Чья храбрость, того и победа. (Храбрый человек всегда добьется победы)

Герой за славой не гонится. (Герой – скромный человек)

- Кто пояснит смысл пословиц? Прошу к доске представителей групп.

- Давайте оценим работу групп в Листе оценки. Листы прикрепить на доску.

IX . Беседа о героях в жизни. Год волонтера и добровольца.

- Ребята, а вы знакомы с героями? Может быть, они есть среди ваших знакомых или родственников? (Рассказы детей.)

17 февраля в Челябинске произошел очередной пожар из-за детской шалости. Внуки пришли в гости к бабушке и, когда та ушла в магазин, спичками подожгли кресло. Спасаясь от дыма, мальчишки выбежали на балкон, начали звать на помощь. В это время в гостях в соседней квартире находился десятиклассник Артемий Полукеев. Он сказал ребятам, чтобы они взобрались на балконное ограждение и перешагивали к нему на балкон. Сам он страховал их - придерживал за руки и одежду. Дети спаслись, благодаря быстрому и правильному решению школьника, его личной ответственности и отваге.

- Ребята, как вы думаете, герои совершают подвиги добровольно, или их кто-то заставляет?

- А вы знаете, каким объявлен 2018 год в России? (Просмотр ролика)

- Можем ли мы с вами быть добровольцами и волонтерами? Что для этого надо делать?

Слайды 12, 13

X . Рефлексия

- А можно ли героя стихотворения Маршак назвать добровольцем?

- Может ли он служить примером нам?

- В каких строчках выражена главная мысль стихотворения? ( К славному подвигу каждый готов!) Слайд 14

- Кто из вас хочет быть добровольцем, и совершать добрые дела, хорошие поступки, подойдите ко мне как можно ближе.

- Благодарю за урок! Желаю быть готовыми к труду и защите нашего Отечества!

- воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;

- воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности;

Планируемые результаты обучения и формирования УУД:

- читать текст выразительно, грамотно, осознанно;

- анализировать текст: характеризовать героя , выявлять отношение автора к герою ;

- формировать умения контролировать свои действия в процессе анализа произведения;

- адекватно оценивать учебное действие – выразительное чтение ;

- формировать умения пояснять лексическое значение слов;

- формировать умения находить опорные слова, позволяющие выявлять отношение автора к герою (глаголы, обращения);

- формировать умения сотрудничать в паре при выполнении учебного задания;

- формировать качества компетентного читателя (внимательного, заинтересованного);

-развивать этические чувства: сочувствие, солидарность;

Учитель:Нашу читательскую конференцию начнем из отрывков стихотворений. Как называется это стихотворение?

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Бежит курица с ведром,

А за нею во весь дух

С помелом бежит петух.

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки,

Оказалось, это брюки.

Дама сдавала в багаж

И маленькую собачонку.

Пела ночью мышка в норке :

- Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок :

- Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

- Все эти стихи написал Самуил Яковлевич Маршак.

2. Знакомство с поэтом.

Самуил Яковлевич Маршак написал много стихов для детей. Всю жизнь он был добрым другом детей. Его стихи учат детей радоваться красоте поэтического слова. Маршак показал , что детскими стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказать занимательные и поучительные истории и сказки, научить мечтать о будущем. Маршак уже в 4 года пробует писать детские стихи. В 12 лет он пишет целые поэмы. Первые книги Маршака со стихами для детей появились больше семидесяти лет назад.

- Ребята, скажите что изображено на этих фотографиях?

- Ребята, скажите, а кому и зачем возводятся памятники?

- Героям, которые участвовали в войне и погибли, совершили подвиги.

- А в нашем городе есть памятники героям? Назовите их?

Ребята, а как вы думаете, героями можно считать только тех людей, которые воевали и погибли?

- Кого можно назвать героем?

- В словаре Ожегова: Герой – человек, совершающий подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

3. Инсценирование поэмы.

- Сейчас прочитают это произведение кадеты 1 к класса.

- Ребята, по каким приметам ищут человека?

- Почему его не могут найти?

- (зачитывает вторую часть) Какие слова показывают, что юноша был решительным и смелым?

- Когда он увидел ребенка в огне, то не терял ни одной минуты, бросился из трамвая к горящему дому и полез по водосточной трубе вверх к последнему этажу, где был пожар.

- Скажите пожалуйста, а при каких словах в стихотворении вы особенно волновались? Почему?

- Когда он полез на пятый этаж, взял девочку из окна и вместе с ней осторожно начал спускаться по карнизу, по балкону.

- Почему пожарные не нашли девочку в доме?

- Наверно, потому что она испугалась и спряталась или не открыла дверь пожарным.

- Ребята, скажите пожалуйста, из чего видно, что парень не ждал благодарности?

- Он отдал девочку маме и быстро уехал на трамвае.

- Каким словом, назвал поэт поступок неизвестного героя?

- Как вы думаете, почему спасение девочки названо подвигом?

- потому что он спас человека и сам рисковал своей жизнью.

- Ребята, скажите, а почему герой решил остаться неизвестным?

- Потому, что он был скромный.

- Ребята, как вы думаете, каждый ли поступок можно назвать героическим? Например, если на глазах у прохожих перебежать проезжую часть улицы на красный свет светофора – это героизм?

- потому что он никого не спас, просто мог бы погибнуть сам.

- Правильно, это не героизм, а глупость, которая может очень плохо кончится. Героический поступок, когда он совершается во имя благородной цели, например спасти человека или защитить нашу Родину. А вы знаете, о каких либо героических поступках?

- Ребята, а людей каких профессий можно назвать героями в наше мирное время. Кто каждый день рискует своей жизнью спасая других.

- пожарные, полиция, спасатели службы спасения , скорая помощь.

- Ребята. А из вас кто-нибудь совершал хорошие поступки? Какие?

- На самом деле в тот день, у 27 летнего студента рабочего факультета Василия Бурнацкого был выходной. Он работал инструктором в парашютной секции. Он прогуливался по улице, и увидел пламя, вырывающееся из окна четвертого этажа. в огне металась женщина. Этот парень, не дожидаясь пожарной команды, полез туда, где был пожар, по водосточной трубе и ногами стал на карниз – выступающую часть межэтажного перекрытия. Одной рукой держась за трубу, он другой обхватил испуганную женщину. Затем сильным ударом ноги он выбил в окне соседней комнаты раму и на глазах притихшей тысячной толпы стал пробираться с этой женщиной по карнизу к выбитому окну. Это заняло несколько минут. Передав хозяйку дома работникам пожарной команды, Бурнацкий незаметно вышел из дома и думал, что остался неизвестным.

- Понравилось ли вам это произведение?

- Написав такое замечательное произведение, С.Маршак что хотел сказать вам, детям?
- Какая поговорка подходит к данному произведению?

За доброе дело стой смело.

Работа не волк, в лес не убежит.

- Давайте выучим эту пословицу и будем идти по жизни, следуя этому правилу: За доброе дело, стой смело!

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Многие парни
Плечисты и крепки.
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же значков.
Каждый
К труду-обороне
Готов.

Кто же,
Откуда
И что он за птица
Парень,
Которого
Ищет столица?
Что натворил он
И в чем виноват?
Вот что в народе
О нем говорят.

Ехал
Один
Гражданин
По Москве —
Белая кепка
На голове,-
Ехал весной
На площадке трамвая,
Что-то под грохот колес
Напевая…

Вдруг он увидел —
Напротив
В окне
Мечется кто-то
В дыму и огне.

Много столпилось
Людей на панели.
Люди в тревоге
Под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки
Ребенок
Протягивал к ним.

Даром минуты одной
Не теряя,
Бросился парень
С площадки трамвая
Автомобилю
Наперерез
И по трубе
Водосточной
Полез.

Третий этаж,
И четвертый,
И пятый…
Вот и последний,
Пожаром объятый.
Черного дыма
Висит пелена.
Рвется наружу
Огонь из окна.

Надо еще
Подтянуться немножко.
Парень,
Слабея,
Дополз до окошка,
Встал,
Задыхаясь в дыму,
На карниз,
Девочку взял
И спускается вниз.

Вот ухватился
Рукой
За колонну.
Вот по карнизу
Шагнул он к балкону…
Еле стоит ,
На карнизе нога,
А до балкона —
Четыре шага.

Видели люди,
Смотревшие снизу,
Как осторожно
Он шел по карнизу.
Вот он прошел
Половину
Пути.
Надо еще половину
Пройти.

Шаг. Остановка.
Другой. Остановка.
Вот до балкона
Добрался он ловко.
Через железный
Барьер перелез,
Двери открыл —
И в квартире исчез…

С дымом мешается
Облако пыли,
Мчатся пожарные
Автомобили,
Щелкают звонко,
Тревожно свистят.
Медные каски
Рядами блестят.

Миг — и рассыпались
Медные каски.
Лестницы выросли
Быстро, как в сказке.

Люди в брезенте —
Один за другим —
Лезут
По лестницам
В пламя и дым…

Пламя
Сменяется
Чадом угарным.
Гонит насос
Водяную струю.
Женщина,
Плача,
Подходит
К пожарным:
— Девочку,
Дочку
Спасите
Мою!

— Нет,-
Отвечают
Пожарные
Дружно,-
Девочка в здании
Не обнаружена.
Все этажи
Мы сейчас обошли,
Но никого
До сих пор
Не нашли.

Вдруг из ворот
Обгоревшего дома
Вышел
Один
Гражданин
Незнакомый.
Рыжий от ржавчины,
Весь в синяках,
Девочку
Крепко
Держал он в руках.

Дочка заплакала,
Мать обнимая.
Парень вскочил
На площадку трамвая,
Тенью мелькнул
За вагонным стеклом,
Кепкой махнул
И пропал за углом.

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Многие парни
Плечисты и крепки,
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же
Значков.
К славному подвигу
Каждый
Готов!

Читайте также: