Рассказ о кружках в школе

Обновлено: 03.07.2024

Кружки рисования выполняют 2 типа задач: развивающие и воспитательные. Давайте рассмотрим обе группы. В развивающие задачи входит формирование чувства цвета и формы. Еще одна из целей – развитие воображения и памяти. Рисование отлично развивает память: ряд занятий подразумевают такую форму изучения: дети запоминают внешний вид предметов и рисуют его по памяти. Также рисование помогает детям изучить пространство, в частности благодаря размещению нарисованных предметов на листе.

Также кружок рисования выполняет воспитательные задачи. Дети знакомятся с известными произведениями декоративно-прикладного искусства, изучают предметы разных народов. Благодаря этому у них формируется эстетический вкус.

Кружок ИЗО, программа за год посещений должна обучить детей таким навыкам:

А разве это не кружок?

Грань между школьным клубом и кружком довольно эфемерна. Кружки когда-то появились как структуры, которые должны были быть похожи на клубы по интересам, только организованные специально для детей. Но. программы и требования финансирования быстро сделали свое дело, и их сильно видоизменили, хотя в некоторых школах школьные клубы успешно работают и сегодня.

В чем главное отличие школьного клуба? В нем, во всяком случае официально, никто не обучает детей. Клуб создается для того, чтобы в нем можно было отдохнуть, пообщаться с друзьями, позаниматься своим любимым делом.

И при открытии клуба, и при его дальнейшей работе нельзя забывать, что:

– Там никто никого не учит, там учатся у тех, у кого хотят учиться.

– Там учатся все, и взрослые и дети, а педагог показывает ребятам, как можно относиться к своей работе и учебе, к своим победам и недостаткам.

– Там никто никого не проверяет – проверкой является результат деятельности, который вместе анализируют.

Зачем школе клуб?

Школьный клуб – это частица внешкольной, обычной жизни, попавшей в стены учебного заведения. Для скептиков, которые уверены, что научить или научиться чему-либо можно только сидя за партой, слушая объяснение учителя, сдавая экзамены и зачеты, скажу: вспомните, кто и когда вас научил говорить, ходить, аргументировать свои просьбы. Каждый момент жизни – это учебная ситуация, вопрос только в том, чему мы при этом учимся и как можем изменить то, что окружает нас.

Часто учитель открывает в школе клуб, чтобы привлечь внимание ребят к своему предмету, увлечь и заинтересовать – то есть с учебными целями. Это, собственно говоря, и есть главная причина для разрешения открыть клуб: директор понимает образовательную значимость создаваемого объединения и ищет возможность ее финансирования.

Однако, продумывая структуру школьного клуба, нельзя говорить напрямую о своих педагогических задачах. Если, конечно, ваш клуб изначально не называется клубом для зубрилок. Потом, когда работа начнется, будет время, чтобы каждый понял, чему там можно научиться.

Виды школьных клубов

Во-вторых, школьные клубы могут быть открытые (в которые всегда допускаются все желающие) и закрытые (членство в клубе возможно лишь при некоторых условиях).

И снова внешняя привлекательность открытых клубов может оказаться обманчивой, их будут посещать очень мало ребят: запретный плод всегда слаще.

В-третьих, школьные клубы могут быть детскими и детско-взрослыми. Взрослыми членами клуба могут быть как учителя школы, так и родители ребят. Такие клубы дают больший образовательный эффект, но их создание требует от взрослых большей затраты сил.

С чего начать?

Опыт показывает, что открывать школьный клуб лучше всего. с нуля. Да-да, именно с пустого места. Потому что настоящий школьный клуб не открывается, а создается и развивается вместе с ребятами, в конкретной школе, при конкретных условиях.

Я не предлагаю манипулировать детьми, подводя их вопросы и идеи к тому, что заранее было намечено взрослым. У учителя есть опыт, он может и должен предъявлять его ученикам. У ребят есть свой опыт, который педагог должен помочь представить друзьям, постараться понять и принять.

В свободном образовательном пространстве педагог работает с опытом учеников, создавая ситуации, при которых этот опыт используется и обогащается. И только когда в сообществе назреет идея создания школьного клуба, можно начинать работу. Если же такой идеи нет в головах детей, то лучше пока отказаться от затеи!

Как продолжить?

Жизнь школьного клуба очень трудно описать, как жизнь любой естественной системы. Когда приезжаешь в школу и посещаешь школьный клуб, тебе рассказывают о достижениях, приглашают посмотреть фильмы и фотографии. Все это результаты проделанной работы, а не сама работа. Образ, который сформировался у меня после наблюдения множества форм свободных образовательных систем, собирателен. В нем нет и не может быть прямых инструкций. Тем не менее, поняв законы развития таких пространств, можно говорить о педагогических приемах, которые эффективны или неэффективны.

У каждого клуба есть свои традиции, свои правила. Когда их создавать? В самом начале, когда в клубе все – новички и все свежо и ново? Или стоит подождать?

В то же время, если вообще не говорить о правилах, могут возникнуть конфликты. Например, окажется, что люди играли в совсем разные игры. И если в этот момент предложить договориться о правилах игры (когда все уже получают от нее удовольствие), вряд ли кто-то уйдет.

Так же и при создании правил школьного клуба. Если особые правила еще никому не нужны, то зачем их обсуждать? А вот когда без них кому-то станет трудно или плохо (ситуация конфликта), можно начать ими заниматься. И этот процесс никогда не заканчивается.

Возможности школьного клуба

А теперь немного пофантазируем. Точнее, подумаем, каким может быть школьный клуб, чем там можно заниматься, чему учиться.

Клубы театральные, музыкальные, художественные очень распространены. В них занимаются искусством, а учатся, кроме того, и истории (например, просматривая интересные фильмы по истории искусств), и иностранным языкам (изучение искусства в разных странах может дать сильную мотивацию).

Туристические клубы различной направленности дают хорошую возможность каждому члену клуба заняться своей физической подготовкой (поход требует подготовки!). В таких клубах ребята и учителя изучают географию (маршруты походов – увлекательнейший материал), учатся излагать свои мысли письменно и устно (рассказ о походе – отдельное искусство, а можно и в стихотворной форме попробовать передать то, что прожил и прочувствовал).

Клубы иностранных языков – мечта многих школ. Хорошего учителя английского (французского, немецкого) для школы найти довольно трудно: в нашей стране люди, знающие иностранные языки, предпочитают получать не учительскую зарплату. Тем не менее клуб любителей иностранного языка может стать той незаменимой структурой, которая позволит снять языковой барьер (и у учеников, и у учителей), развить умение понимать иностранную речь, выражать свои мысли на другом языке – даже при отсутствии высококвалифицированного специалиста. В этом клубе взрослые и дети будут равны и даже могут поменяться ролями: многие ученики быстро начнут помогать своим учителям.

Просмотр фильмов на иностранном языке, их обсуждение может стать увлекательным поводом для общения. Непонятна речь? Можно просмотреть тот же кусок на русском языке или воспользоваться подстрочным письменным переводом (кстати, в странах, где английские и американские фильмы показываются по телевидению именно так, практически все жители спокойно говорят на этом языке). Просмотр фильмов с дублированием может стать хорошим материалом для анализа работы актеров, для обсуждения значимости интонации и движений тела. Клуб может запланировать и осуществить поездку в страну изучаемого языка, предварительно познакомившись (по литературе и видеоматериалам) с ее достопримечательностями. А слова песен! Молодежи так нравится подпевать знаменитым певцам, а для этого нужно и слова знать, и их перевод никому еще не помешал. Национальные блюда, музыка, просмотр фильмов, национальный юмор – все это сделает жизнь клуба интересной для всех его членов.

Работа школьных кружков и секций (представление наработанного опыта, успехи, проблемы, пути их решения, задачи на будущее).

воспитатель семьи №3.

Работа школьных кружков и секций (представление наработанного опыта, успехи, проблемы, пути их решения, задачи на будущее).

Целью современного образования является подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию . В решении многих из перечисленных задач важнейшую роль играет взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей , которые были и остаются одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Именно в кружках предоставляется возможность учитывать и максимально удовлетворять индивидуальные запросы воспитанников, развивать личность, воспитывать любовь к природе, искусству, творческому процессу. Содержание работы кружка может быть разнообразным, важно только, чтобы оно не дублировало, а дополняло соответствующие разделы и темы программ обучения.

Дополнительное образование, как и любой другой вид образования, ведется по конкретным образовательным программам, но есть определенные принципы, методы и технологии, которые выделяют его в особый вид образования , что зафиксировано в ст. 26 Закона РФ "Об образовании".

В детском доме-школе создана и успешно функционирует система дополнительного образования, целью которой является - изучение и развитие творческих способностей как средство социализации воспитанников и подготовки к осознанному выбору профессии.

В начале учебного года была организована работа 15 кружков различного направления: художественно-эстетического, прикладного, технического, туристско-краеведческого, спортивного, духовно-нравственного, эколого-биологического, интеллектуального. Администрации удалось привлечь специалистов от учреждений дополнительного образования города и республики. Налажены связи с Домом детского творчества №1, Дворцом детского творчества, Республиканским центром дополнительного образования детей, Епархией, Спортивной школой №4, музеем изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи. Таким образом, разнообразной творческой деятельностью занимаются 69 учеников, в кружках занимаются 94% учащихся. В каждый кружок вовлечены «трудные дети. Все кружки занимаются по образовательным программам и регулярно ведутся журналы посещаемости. Занятия проводятся строго по расписанию.

Главная задача организации работы кружков - подготовить воспитанников к самостоятельной жизни. Цель педагога – не столь научить детей рисовать, лепить, вышивать, обучать их основам художественного ремесла, сколько раскрыть их душу, развить самостоятельное мышление, фантазию, умение видеть и чувствовать прекрасное. Свобода творчества - главная идея. Поэтому на кружковых занятиях большое внимание уделяется ознакомлению с произведениями искусства, спорта, краеведения, радиотехники, экскурсиям, применяются разнообразные приемы и методы работы, способствующие развитию самостоятельности, активности ребенка, побуждающие его выражать свое мнение, видение мира. Таким образом, педагоги дополнительного образования играют большую роль в формировании личности воспитанника и ее социализации. В воспитании детей в условиях детского дома очень важно правильно организованный досуг. Важно при этом помочь ребёнку включиться в процесс активного познания. Выезд за пределы детского дома: поездки, путешествия, развлечения - вот лучший способ познать мир в целом и общество!

Особые требования предъявляются к педагогам дополнительного образования. С 1 января 2017 года вступил в силу утверждённый профессиональный стандарт п едагога дополнительного образования детей и взрослых . Вот некоторые, главные, на мой взгляд, умения и знания, которыми должны владеть руководители кружков и секций:

  1. Осуществлять деятельность или демонстрировать элементы деятельности, соответствующей программе дополнительного образования
  2. Понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы (для детей - и их родителей (законных представителей))
  3. Диагностировать предрасположенность (задатки) детей к освоению выбранного вида искусств или вида спорта; отбирать лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы физические данные и творческие способности в области искусств или способности в области физической культуры и спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)
  4. Использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам)
  5. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся
  6. Готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой программы)
  7. Создавать педагогические условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения программы
  8. Проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях
  9. Характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности
  10. Основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам .
  11. Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности.
  12. Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

В настоящее время в нашем учреждении работает сложившийся, грамотный и опытный коллектив педагогов дополнительного образования. В своей работе они опираются на возрастные особенности учащихся с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Главной их задачей является создание ситуаций успеха для каждого воспитанника, его самореализации. Обучение детей умению сравнивать результаты своей и чужой работы с поставленной целью, определять соотношение затраченного времени и полученных результатов. Работа педагогов дополнительного образования ведется в тесном контакте с педагогами детского дома. Кроме того, руководитель кружка учитывает пожелания и рекомендации воспитанников и педагогов детского дома. Хотелось бы отметить, что педагоги стараются построить свою работу так, чтобы заинтересовать их, пробудить искорку желания творить что либо. При заинтересованности со стороны воспитателей, классных руководителей, поддержке увлечений ребенка процесс обучения дает зримые результаты. Ребята хорошо и результативно работают, овладевают навыками работы и набираются опыта для личностного роста. Можно сказать, что в достижении поставленных перед собой задач педагоги достигли удовлетворительных результатов. Дети принимают активное участие различного уровня в мероприятиях, соревнованиях, конкурсах за честь детского дома, класса, семьи, занимают призовые места, что способствует выработке позитивного отношения к детскому дому-школе, дает возможность реализовать, проявить себя как личность.

Чему учат и насколько развивают кружки? Очень многому.

Занятия в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности. Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу. Например:
- запомнить расписание занятий и вовремя на них являться;
- запомнить, собрать и принести все необходимое для занятий

- запомнить и самостоятельно выполнить данные руководителем домашние задания (разучить песню, нарисовать пейзаж, выучить танцевальное па, потренироваться в выполнении спортивного упражнения и т. д.);
- организовать свое время таким образом, чтобы все успеть: и уроки сделать, и воспитателям помочь, и с друзьями пообщаться. Всему этому мы, педагоги, должны научить своих воспитанников, привить им эти качества.
Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей. Здесь возможно несколько вариантов:

- Мы точно знаем, к чему у ребенка способности. Тогда мы определяем его в тот кружок, занятия в которой направлены на их развитие;
- Ни мы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься, или, возможно, ребенок не проявляет ярко выраженной одаренности в какой-либо конкретной области. Ничего страшного: пусть занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически - в этом случае его способности тоже будут развиваться. Детей, лишенных талантов, не бывает. А потому не исключено, что, пробуя, мы обнаружим то, к чему у ребенка действительно имеется склонность. В любом случае приобретенные на занятиях знания и умения не пропадут даром: он вырастет разносторонне развитым человеком, что, безусловно, пригодится ему в дальнейшей жизни.

В детском доме имеется все необходимое для занятий спортом: спортзал, спортинвентарь, пять кружков спортивного направления и тренеры по различным видам спорта, тренажерная комната, борцовский зал.

Ребята с большим удовольствием посещают спортивные секции настольного тенниса, футбола, волейбола, баскетбола, вольной борьбы. Там дети совершенствуют свои основные физические навыки, осваивают спортивные игры, формируют умение работать в команде, восполняют дефицит двигательной активности. Занятия в секциях помогают детям стать физически более выносливыми, выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, укреплять здоровье, достигать личных и командных спортивных результатов. Неоднократно принимали участие в соревнованиях различного уровня, где занимали призовые места. Дети, которые участвуют в спортивных состязаниях, получают неоценимые жизненные навыки, опыт взаимодействия, конкурентоспособности и лидерства. Дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме.

Художественно-эстетический кружок - это целый пласт знаний, которые нередко становятся приоритетом при выборе профессии школьниками старших классов. Имея в багаже знания и умения определенного плана, дети, посещающие подобные кружки, становятся хореографами, профессиональными певцами или художниками. Подобно музыкальным занятиям, занятия по живописи помогут открыть в ребенке творческий потенциал. Необходимо также отметить, умение выражать свои чувства и мысли с помощью рисунка может пригодиться ребенку и в профессиональной деятельности, например, если он в будущем выберет такую специализацию как модельер, архитектор или дизайнер.

Кружок «Хореографический, так же как и спортивные секции, способствуют общему физическому развитию, развивают ловкость и координацию движений. Кроме того, помогают выработать чувство ритма, гибкость; требуют силы воли, твердого характера, умения бороться с трудностями и неудачами. Как правило, сопровождаются публичными выступлениями, что вырабатывает уверенность в себе. Дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность; двигательная активность помогает преодолеть усталость после школы. А владение техникой исполнения различных танцевальных элементов всегда пригодится. Благодаря танцам девочки приобретают уверенность в себе, правильную осанку и грацию движений. А мальчики станут более сильными, ловкими и выносливыми (особенно, если они будут танцевать в парах).

Система дополнительного образования позволяет развивать творческие способности воспитанников, формировать художественный вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни, а так же способствует их социализации. В процессе творческой самореализации идет успешное усвоение общечеловеческих ценностей. Появляется стремление и желание знать свой родной край, его культуру, традиции. Формируется позитивное отношение к труду, обществу, Отечеству. Любая кружковая работа выполняется педагогами для усовершенствования знаний детей по тем направлениям, которые не включены в обязательную школьную программу. Это дает возможность получать дополнительные навыки: школьники учатся правильно делать выводы, ориентироваться в трудной взрослой жизни. Независимо от направления, кружок способен воспитывать в детях умение получать радость от коллективной работы, направлять к цели, прививать любовь к труду. Кроме того, кружок - это полезное времяпрепровождение для школьников, не знающих цены свободному времени. Дети, посещающие подобные занятия, не способны на правонарушения и отличаются спокойным характером.

Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки, меняют образ жизни воспитанников, закаляют, формируют их активную жизненную позицию. Посещая кружки, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще.

Дополнительное образование требует от воспитателей, классных руководителей постоянной кропотливой работы и постоянного контроля. Нам, педагогам, необходимо помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения, умения и навыки самоорганизации, планирование своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.

Задачи на будущее:

-сохранить количество кружков;

-укрепить и обновить материально-техническую базу;

-привлечь специалистов для проведения кружков;

-применять в работе кружков инновационные формы проведения занятий.

Таким образом, занятия в кружках призваны развивать ребенка, способствовать его самопознанию и самореализации, формировать гармоничную, культурную, активную, творческую личность. А это означает формирование человека – творца своей жизни, хозяина собственной судьбы.

Практически в каждой школе работает огромное количество кружков по интересам и секций, благодаря которым школьники могут не только с пользой провести свободное время, но и развивать свои творческие или физические способности. О том, какие кружки пользуются наибольшей популярностью у детей, и какую роль они играют в развитии ребенка мы и расскажем в данной статье.

Роль

Практически в каждой школе работает огромное количество кружков по интересам и секций, благодаря которым школьники могут не только с пользой провести свободное время, но и развивать свои творческие или физические способности. О том, какие кружки пользуются наибольшей популярностью у детей, и какую роль они играют в развитии ребенка мы и расскажем в данной статье.

Секции боевых искусств

Необходимо также отметить, что такие занятия развивают быструю реакцию ребенка, выдержку, ловкость, внимание, смелость и умение концентрироваться. Во время тренировок задействовано большое количество мышц. Развивается способность контролировать свои эмоции и взаимодействовать с другими людьми. В результате ребенок будет готов к возможным трудным ситуациям на улице.

Плавание

Как для мальчиков, так и для девочек очень полезным будет посещение бассейна. Как правило, для занятий плаванием набираются отдельные детские группы. При этом основным преимуществом именно групповых занятий (а не индивидуальных) является то, что непосредственно перед плаванием дети разминаются в зале (делают что-то вроде зарядки).

Занятия в бассейне благотворно влияют на все основные показатели физического развития ребенка:

  • способствуют профилактике и исправлению нарушений осанки, плоскостопия и сколиозов;
  • укрепляют сердечно-сосудистую и нервную систему;
  • активно развивают дыхательный аппарат и мышечную систему;
  • содействуют укреплению костной ткани и росту;
  • поддерживают рост и вес ребенка в правильных пропорциях;
  • совершенствуют механизм терморегуляции и повышает иммунологические свойства организма (тем самым улучшается адаптация организма к условиям внешней среды).

Прочие внеклассные занятия

Помимо боевых искусств и занятий плаванием в школах имеется огромное количество различных "кружков по интересам", направленных на развитие творческих способностей ребенка. Для девочек это могут быть занятия по бисероплетению, шитью или кулинарии. Мальчиков, наверняка, заинтересуют кружки авиамоделирования, резьбы по дереву, конструирования и т.д. Также дети могут посещать совместные занятия – разнообразные танцы, художественную или музыкальную школу и многое другое.

Все эти внеклассные занятия играют очень важную роль в развитии ребенка, так как позволяют не только проявить свои творческие способности, но и развивают креативность и изобретательность, что может послужить основой для открытия собственного дела в будущем.

Роль кружков в жизни детей

Для гармоничного развития детям действительно необходимо посещать кружки. Таким образом, мы помогаем им выбирать правильные приоритеты в жизни и ставить перед собой достойные цели, и в итоге становиться достойными членами общества. Поэтому, если у родителей есть возможность записать ребенка в секцию или кружок по интересам (а большинство школьных секций и кружков предоставляют свои услуги совершенно бесплатно или за символическую плату), то нужно обязательно воспользоваться этой возможностью. А вот выбор секции лучше всего доверить ребенку, который методом проб и ошибок найдет именно тот вид деятельности, которым ему хочется заниматься, и который в будущем возможно станет его профессией.

Читайте также: