Распутин новая профессия краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

  • Николай Переяслов в том же номере “Дня” пишет про “Наш современник”: “Номер открывается дуплетно выстреленным сразу в двух журналах рассказом Валентина Распутина “Изба”. Кстати, и “Новая профессия” тоже уже публиковалась.
Следующий материал

Михаил Бутов. Свобода: Роман

Скучная свобода Михаил Бутов. Свобода: Роман. — Новый мир, 1999, №№ 1, 2. Помнится, в одном рассказе Альберто Моравиа братик с сестричкой перечисляли достоинства своих родителей, пытаясь понять, что же.

Спасибо за подписку! Проверьте почту

Алеша Коренев живет в комнате общежития. Он был дважды женат и 2 раза менял квартиры. Герой решает заняться проведением свадеб. Он дает клиентам телефон друзей и просит их записывать заказы.

За минуту

Алеша Коренев тщательно собирался на работу. Герой жил в старой, угловой комнате общежития. Он приехал сюда 18 лет назад, чтобы начать городскую жизнь. Ему было уже 35 лет. За это время он успел дважды жениться и 2 раза менял квартиры.

У мужчины был чистый и чувственный голос, который в его новых занятиях занимал не последнее место. В центре города жили друзья Алеши супруги Сидейкины. Герой оставлял в их доме некоторые свои вещи, которые не решался принести в общежитие. В выходные он приходил к друзьям, приводил себя в порядок и куда-то уходит.

Валентин Распутин - Новая профессия

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Валентин Распутин - Новая профессия краткое содержание

Новая профессия читать онлайн бесплатно

Живет Алеша в общежитии, в угловой комнате, темной, неряшливой и состарившейся до предела. Напротив входной из коридора двери единственное окно, большое, тусклое и заваленное влево, глядящее подслеповатыми стеклами во двор, грязный и замусоренный; справа от двери шкаф, громоздкий и стонущий на разные голоса, отзывающийся на каждый Алешин шаг; стоит шкаф на двух ножках и на двух подставках, одна из которых коробка с книгами, а вторая — поднятая на ребро шахматная доска. Шкафом отгорожен закуток, вмещающий тумбочку и низкую, провисшую до пола, лежанку. С левой стороны от двери металлическая, изъеденная бурыми пятнами раковина под краном, за нею двухконфорочная газовая плита, имеющая счастливый вид еще полезной вещи, подобранной со свалки, в углу сооружение, называвшееся когда-то трюмо, на котором родное зеркало отсутствует, а на прямоугольной фанерной спинке прикреплено посредине круглое, почти новое, которое глядит недовольно и от несчастной жизни искажает Алешины черты. В правый передний угол, где света больше, подоткнут наперекосяк такой же громоздкий, как шкаф, стол с двумя тумбами для выдвижных ящиков; поперечной рейкой он поделен хозяином на две половины — на письменную и столовую. И комната, и меблировка в ней прошли жизнь такую долгую и суровую, что в потолок, в стены, в пол, в вещи она впечаталась навсегда. Горький и затхлый запах, запах курева и нездорового дыхания отсюда уже нельзя изгнать, печаль и тяжесть легли на все унылой пленкой. Въехав сюда два года назад, Алеша и побелил, и покрасил, и наклеил на прокопченные стены светленькие обои с нежным узором, на котором в ряды пузатеньких ваз заглядывают слева и справа изгибающиеся розовые цветочки, а уже через полгода все опять потемнело и утонуло в безысходной тоске.

В общежитии Алеша Коренев начинал свою городскую жизнь, приехав сюда восемнадцать лет назад, и общежитием, тем же самым, теперь продолжает ее. Ему тридцать пять лет, дважды был женат, поменял две квартиры. Он теперь уже не стал бы, как прежде, улыбаться снисходительно, если бы зашел разговор о том, что всякое имя, даваемое по святцам ли, или, казалось бы, наугад, из воздуха, не бывает случайным, а есть звуковой и образный оттиск личности, это имя носящей. Вот и он: он мягок и чуток характером, на светлом лице, без азиатчинки скуластом, чуть вытянутом, все расчерчено правильно и все мужское, но без мужской продавленности и крепости черт, а подбородок, вздернутый и наплывший шишкой, уже и совсем не ставит под сомнение его мужественность. Имя его подходит даже к голосу — несильному, чистому и чувственному. Голос в его новых занятиях не последнее дело, им, то приспуская, то приподнимая, то заставляя трепетать, можно увлечь за собой слушателей куда угодно. Было время, когда после защиты диссертации называли его в лаборатории, где он недолго начальствовал, Алексеем Васильевичем, но почти у всех, даже у совсем молоденьких лаборанток, даже у студенток-первокурсниц, это полное имя выговаривалось с кокетливой веселостью и с одолжением, и он сам понимал, что по избытку ли чего-то в нем или по недостатку на полное имя он не тянет.

А теперь оно и вовсе ни к чему.

В торжественный день, называющийся у него рабочим, который, как правило, выпадает на выходные и праздники, приступает он к обязанностям далеко за полдень, часов в пять-шесть. Накануне, утомленный ожиданием, он бывает рассеян и вял, все чувства в нем приспущены, мысли не собраны, все караулы спят, чтобы легче было проникнуть внутрь чему-то постороннему, хорошо его знающему, что способно завтра навести в нем безупречный порядок. После этого всласть отсыпается, а поднявшись, сделав вторую и решительную побудку крепким чаем, начинает чувствовать тревожное и приятное томление, уже знакомое по прежним таким же дням и всякий раз новое, всякий раз заполняющее его непостижимым огненным током. С удовольствием опуская и подталкивая за собой общежитскую дверь, чтобы она с силой, как первый удар гонга, хлопнула, он выходит на улицу, заставленную старыми деревянными домишками, сгорбленными и глазастыми, где обитают, кажется, одни только старики, все развлечение которых — смотреть в окна, зная едва не каждого прохожего. Автобусная остановка рядом. Алеша Коренев, сильнее обычного отмечающий каждый свой шаг, через десять минут садится в автобус и едет в центр.

Он еще не готов к работе, далеко не готов. В центре живут его друзья, муж и жена Сидейкины, Игорь и Ольга, неразлучные с первого курса в университете. Благодаря им Киевскую Русь на физмате знали не хуже, чем на историческом факультете. У Сидейкиных в квартире Алеша держит некоторые свои вещи, которые не решается окунать в общежитский быт и дух. Там его уже ждут, он долго плещется в ванне, до боли и красноты натирая тело, бьет себя упругой и колкой душевой струей, вспоминая при этом общежитский душ в подвале на грязном и скользком цементном полу с цементными же лавками для одевания. Здесь его белье прошло сквозь стиральную машину, он одевается во все чистое, хрустящее и бодрящее, ощущая застывший запах утюга и терпкость можжевельника, который держат в гардеробе от моли. Квартира у Сидейкиных просторная, он находит место, чтобы отдохнуть, полностью уйдя в себя, покачивая себя, как в люльке, в блаженной истоме, затем, еще вялый, изнеженный, идет полюбоваться на трех дочерей Сидейкиных, когда они дома, девиц четырнадцати, десяти и восьми лет, черноволосых, глазастых и смешливых, остающихся всякий раз недовольными им, потому что он не может удовлетворить их любопытство к своей работе. Старшие, его друзья по университету, когда и они дома, стараются не обращать на него внимания, зная, что он здесь не робеет и занят собой, своими приготовлениями.

Наконец он решительно поднимается, повязывает перед зеркалом в прихожей темно-красный, не слишком яркий галстук, натягивает холстинковый костюм из ткани, похожей на мелкую серую вязку, уже у дверей сует ноги в черные парадные туфли со шнуровкой и — готов! Подбадривая себя, он воздевает руки и громко возглашает:

— Только любовь спасет мир!

Хозяева смеются, девчонки повизгивают от досады, что опять он уходит, не рассказав ничего интересного, но, после того как за ним закрывается дверь, Ольга, крупнотелая, с розовым лицом хозяйка дома, плавающей походкой приближается к окну, чтобы видеть, с какой решимостью и обреченностью он вышагивает через улицу, и долго стоит, от жалости к нему знобко подергивая пухлыми плечами.

Алеша Коренев идет в сторону набережной, навстречу тому неминуемому, что будет сегодня, и постепенно успокаивается. Суббота, день неяркий и теплый, с утра было пасмурно, еще и час назад тучи сплошной песочно-серой наволокой закрывали небо, а теперь лишь остатки их ребристым раскрытым веером, упирающимся в западный горизонт за рекой, заслоняют солнце и ало трепещут под ним. Тополя только-только опушились, зелень на них еще бледненькая и нежная, а в безветренном воздухе она мелко и порывисто вздрагивает, беззвучно и перебористо, листочек за листочком, от какого-то внутреннего волнения; воздух, напитанный молодой зеленью, нагретым камнем и близкой рекой, кажется вязким. Из университета, мимо которого идет Коренев, выпархивает стайка студенток, одна красивей другой, но ни одна из них не задерживает на нем взгляда; как-то быстро они затихают и деловито направляются в лабиринты города.

Универсальные учебные действия:
Личностные:
- мотивация и целеполагание
-самооценка
-развитие морального сознания
Регулятивные:
- планирование и организация деятельности
- самоконтроль и самооценка
Познавательные:
- поиск и выделение необходимого материала
- умение строить речевое высказывание
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- смысловое чтение, выбор вида чтения
Коммуникативные:
- умение вступать в диалог
- участвовать в коллективном обсуждении
- интегрирование в группу сверстников и сотрудничество в ней

Виды учебной деятельности:
Продуктивная творческая:
- устное словесное рисование
- письменный ответ на вопрос проблемного характера
Поисковая:
- самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы
Рецептивная:
- чтение и полноценное восприятие текста
Репродуктивная:
- выборочный пересказ эпизодов
- осмысление сюжета произведения, изображённых в нём событий, характеров
- ответы на вопросы репродуктивного характера
Исследовательская:
- анализ образов
- анализ эпизода эпического произведения
Результаты:
Личностные:
- совершенствование духовно- нравственных качеств личности
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации
Метопредметные результаты:
- уметь понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её
- умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
Предметные результаты:
1) Познавательная сфера:
– понимание ключевых проблем изучаемого произведения
– понимание связи написания литературных произведений с эпохой их написания, заложенных в них непреходящих нравственных ценностях и их современного звучания
- умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к роду, жанру; понимать и формулировать тему, идею; нравственный пафос литературного произведения, характеризовать героев;
- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно – выразительных средств языка, их роли в раскрытии идейно – художественного содержания произведения;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе произведения;
2) Ценностно – ориентационная сфера:
- приобщение к духовно – нравственным ценностям русской литературы и культуры;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценивание;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
3) Коммуникативная сфера:
- осмысленное чтение, адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаичекое произведение и его отрывки, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;
- написание ответа на проблемный вопрос , связанный сиематикой ,

Оценить 2791 0

Урок внеклассного чтения в 11 классе по рассказу В.Распутина

Универсальные учебные действия :

- мотивация и целеполагание

-развитие морального сознания

Регулятивные:

- планирование и организация деятельности

- самоконтроль и самооценка

Познавательные:

- поиск и выделение необходимого материала

- умение строить речевое высказывание

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- смысловое чтение, выбор вида чтения

Коммуникативные:

- умение вступать в диалог

- участвовать в коллективном обсуждении

- интегрирование в группу сверстников и сотрудничество в ней

Виды учебной деятельности:

Продуктивная творческая:

- устное словесное рисование

- письменный ответ на вопрос проблемного характера

- самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы

Рецептивная:

- чтение и полноценное восприятие текста

Репродуктивная:

- выборочный пересказ эпизодов

- осмысление сюжета произведения, изображённых в нём событий, характеров

- ответы на вопросы репродуктивного характера

Исследовательская:

- анализ эпизода эпического произведения

Личностные:

- совершенствование духовно- нравственных качеств личности

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации

Метопредметные результаты :

- уметь понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её

- умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Предметные результаты:

Познавательная сфера:

– понимание ключевых проблем изучаемого произведения

– понимание связи написания литературных произведений с эпохой их написания, заложенных в них непреходящих нравственных ценностях и их современного звучания

- умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к роду, жанру; понимать и формулировать тему, идею; нравственный пафос литературного произведения, характеризовать героев;

- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно – выразительных средств языка, их роли в раскрытии идейно – художественного содержания произведения;

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе произведения;

2) Ценностно – ориентационная сфера:

- приобщение к духовно – нравственным ценностям русской литературы и культуры;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценивание;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

3) Коммуникативная сфера:

- осмысленное чтение, адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаичекое произведение и его отрывки, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;

- написание ответа на проблемный вопрос , связанный сиематикой , проблематикой изученного произведения;

4) Эстетическая сфера:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетического восприятия произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции;

Развивающая – продолжить формирование у учащихся навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою позицию; активизировать творческие способности учащихся.


Оформление: портрет В. Распутина, эпиграф к уроку

За минутой тянется минута,
День за днем чего-то ждем и ждем.
И порой мне кажется, как будто
В зале ожидания живем.
Игорь ЛЯПИН ("В зале ожидания")

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Свыше 40 лет мы живем рядом с интересным писателем, большим мастером, умным и чутким к нашим тревогам и бедам человеком. Мы встречаемся с ним в его книгах, фильмах и спектаклях, поставленных по его произведениям. Имя этого писателя – Валентин Григорьевич Распутин.


- В каких произведениях эта тема нашла свое отражение? (Ответы учеников)

3.Объявление темы и цели урока.
4. Особенности рассказа как жанра в литературе 90 –ых годов.

Если говорить о новейшей русской литературе, то событием, условно ставшим точкой отсчета нового этапа в развитии литературного процесса и повлекшим за собой сильнейшие политические и социальные изменения в стране, отразившиеся и на литературе, можно считать начало Перестройки. В этот период особенно становится востребован жанр рассказа. И здесь нельзя не сказать о творчестве В. Распутина, который в начале 90-х годов написал множество рассказов, где зафиксировал реалии быстроменяющейся действительности. К традиционным жанрам прибавились новые: рассказ-утопия ("В одном сибирском городе"), рассказ-исповедь ("Видение"), рассказ-трагикомедия ("Новая профессия") и другие.
Меняющийся человек, он непредсказуем - вот таков новый герой Распутина .Кроме В. Распутина в жанре рассказа работают такие авторы как В. Никифорова, В. Токарева, Т. Толстая, Л. Петрушевская, А. Курчаткин, М. Бутов, Б. Екимов и другие. У каждого из них свои предпочтения в области тематики и проблематики произведений.

Жанровыми особенностями рассказов 80-ых - 90-ых годов становятся следующие особенности:

В рассказе действуют 2-3 человека,

Освещен малый отрезок времени, а художественное пространство вбирает целые десятилетия,

Поставлены проблемы нравственного и социального порядка.


б) Вопросы к классу:
- Почему герой рассказа вынужден был сменить профессию?

-Зачем" новоявленным толстосумам" нужен Алёша с его философскими принципами?

- Как сам Алёша относится к себе, к своей сегодняшней жизни?

- Беда или вина Алёши, что он оказался в такой ситуации?

- Кто же перед нами борец или приспособленец?

Во многих произведениях Валентина Распутина почти обязательны образы-символы. Иногда символы обозначают вселенский масштаб катастрофы в образах дыма, тумана, пожара, апокалипсиса, ночи, несущих в себе что-то ужасное. Образ города, превратившегося в газовую камеру под небом, созданную подвигом строителей (рассказ "В ту же землю"), получил свое продолжение и в рассказе "Новая профессия".

- Найдите цитату-продолжение. ("В его полной и вялой очерченности выстраивается что-то уже окончательно отошедшее, глядящее безмолвно. Сегодня это уже не тот город. В нем так многое меняется. Может быть, раком страдают не только люди, но и города, государства, только "раковые" города живут дольше").

- Почему Распутин оставляет финал рассказа открытым?

6. Самостоятельная работа.
Групповое задание N 1.

- Проведите наблюдение над использованием народного говора в рассказах (произношение, ударение, местная лексика, обороты речи).


Вывод. Обширные пласты народной лексики, сибирский диалект, ораторское, проповедническое слово, авторское словообразование - все это помогает проникнуть в творческую лабораторию писателя.


Групповое задание N 2.

- Найдите финальную, открытую фразу рассказа , которую надо додумать, домыслить.
("Конечно, это не жизнь, но, украшая эту не-жизнь, он никогда из нее не выберется. Люди оттого и маются по ночам, что не умеют по ночам ограждаться от вопросов. Тысячи, миллионы людей спят сейчас все хуже. "Все хуже, все хуже, все хуже", - под эти убаюкивающие слова Алеша засыпает".)

7. Творческая работа. Составление синквейна (Алексей).

8. Обобщение.

- Почему в 90 –е годы бурно развивается жанр рассказа?

- Каковы его жанровые особенности?

- Соотнесите эпиграф с темой нашего урока.

- Давайте подумаем, почему автор дал своему герою имя Алексей? ( размышление над символикой имени Алексей)

- Как вы думаете, что станет с Алексеем, какова его дальнейшая судьба?

9. Домашнее задание .

10. Оценивание уч-ся .Итог урока.

Используемая литература:

Курс лекций по современной литературе Савиной Л.Н.

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Читайте также: