Распределение обязанностей на неделю занятие по домоводству в школе 8 вида

Обновлено: 05.07.2024

Данное занятие будет полезно для воспитателей детских домов. Материал занятия полезен для девочек среднего и старшего школьного возраста, воспитанниц детских домов. Применять материал занятия рекомендую при ознакомлении и обучении ведению домашнего хозяйства.

ЦЕЛЬ: создание условий для всестороннего развития личности воспитанниц путем реализации в сфере домоводства.

ЗАДАЧИ.

Способствовать формированию и развитию различных трудовых умений и навыков в ведении домашнего хозяйства.

Продолжать развитие познавательных интересов, внимания, памяти, восприятия.

Развивать коммуникативные навыки, обеспечивающее речевое взаимодействие друг с другом.

Учить правильно фаршировать блинчики, заваривать чай; закреплять знания техники безопасности при работе на кухне.

Расширять социальный опыт детей, осознавать необходимость знаний, умений и навыков, полученных в детском доме, в дальнейшей самостоятельной жизни.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: упражнять Кристину пользоваться технологической картой.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: конверты с карточками, правила техники безопасности, таблицы с заданиями, продукты для кулинарии.

ОФОРМЛЕНИЕ: пословицы и поговорки о труде.

Дружба с трудом принесет счастье потом.

За хорошее дело берись уверенно и смело.

Привычка трудиться в жизни пригодится.

Отдыхает тот по праву, поработал кто на славу.

Послушайте притчу и определите тему нашего занятия.

- Шел по дороге человек и нашел старую лампу. Он подобрал ее, стал энергично тереть - ему явился джин.

- Назови мне свое самое заветное желание,- сказал джин,- а я его исполню.

Человек на минуту задумался, а потом сказал: - Дай мне работу, но не простую, а такую, в которой ни один, даже наидостойнейший, не достигал, вершин мастерства и даже не посягал на них.

- Трах, тибидох!- воскликнул джин и превратил странника в …

дети отвечают на вопрос.

- В кого превратил странника джин? Ваши варианты.

- Трах, тибидох! - воскликнул джин.

- Будь хозяином дома!

-Ведение домашнего хозяйства.

На первый взгляд это занятие не вызывает трудностей. Но это мнение ошибочное. Как вы думаете, что должна меть хозяйка дома?

Дети отвечают на вопрос. Подводим итог.

Итак, умелое распределение средств, украшение и убранство дома, создание красивой одежды, правильное и рациональное питание и многое другое.

-Как распределяются обязанности по дому в семье?

Выслушав ответы детей, подвожу итог.

- В семье должно быть согласие, понимание, взаимопомощь, любовь, тогда работу по дому не придется делить.

- Сегодня мы с вами еще раз поговорим о домоводстве, кулинарии. Покажем, что уже знаем и умеем, научимся новому.

1. Ваше первое задание.

Каждая хозяюшка выберет себе конверт с заданием. Открывайте его и приступайте к выполнению. В конверте есть большая карточка и маленькие. Нужно разложить маленькие под большой попорядку.

Дети выполняют задание. Предлагаю взаимопроверку выполнения задания по технологической карте.

Молодцы! Быстро и правильно справились с заданием! Оксана уже увереннее действует с помощью технологической карты.

2. В жизни иногда случаются незапланированные, чрезвычайные ситуации. Нужно быстро принять правильное решение. Сейчас мы этому и поучимся.

Посмотрите, посчитайте, бочонков шесть. В них для вас вопросы есть! Нужно выбрать свой вопрос и ответить. Дети выбирают бочонки с вопросами и отвечают на них.

Еще один вопрос для вас:

-Знаете ли вы телефоны экстренных служб. Выслушать и уточнить.

3-25-03 – скорая помощь

При необходимости повторить хором.

Замечательно! Я рада, что вы много знаете и не растеряетесь в любой ситуации, обязательно найдете выход.

3. Пришла пора проверить ваше домашнее задание. Все ли приготовили карточки- условные символы- знаки ухода за одеждой? Пожалуйста, покажите всем и объясните, что они обозначают. Дети показывают знаки-символы и объясняют.

Хорошо! И это знают наши хозяюшки! Переходим к следующему заданию.

4. Сейчас предлагаю вам подойти к мольбертам, взять фломастеры и выполнить задание. Нужно соединить линиями предметы, которые связаны между собой и друг другу необходимы. Дети выполняют задание у мольбертов. Молодцы! С этим заданием вы справились на отлично!

5. Потрудились, сейчас можно и отдохнуть. Во время отдыха вы отгадаете по вкусу различные продукты. Будьте внимательны, задание вы будете выполнять с завязанными глазами. Дети угадывают по вкусу разные продукты.

Превосходно! Все были внимательны, поэтому и не ошиблись!

6. Девочки, знаете ли вы правила техники безопасности? Объявляю минутку безопасности. Только вот незадача – все правила разрезаны. Давайте их вместе соберем и прочитаем. Дети собирают разрезанные карточки и читают правила техники безопасности при приготовлении пищи. Чудесно! Сейчас мы почти уже готовы к основной работе хозяюшки – приготовлению пищи.

7. Что не забыли все сделать в начале работы? Правильно! Одеть спецодежду – фартук и косынку. Что еще необходимо всем нам сделать? Правильно – вымыть руки. Дети одевают спецодежду,моют руки.

Приступаем к работе. Помните, вчера мы с вами испекли блины и приготовили разные начинки? Какие? Дети называют. Сейчас мы будем учиться делать фаршированные блинчики. Вспомните, из какой капусты делали начинку? Дети отвечают – из экологически чистой. Что это значит и почему это важно в питании? Выслушать и уточнить ответы детей. Правильно, капуста выращена на нашем огороде, без применения химических удобрений. Значит, она полезна.

Блинчики заворачиваем по-разному: конвертик и трубочка. Показываю. Дети заворачивают блинчики.

Нам осталось только заварить чай и всех угостить. С чего начнем? Напоминаю. Налить воды в чайник и включить его. Обдать кипятком заварочник. Насыпать заварки. Залить, подождать. Наливать в чашки. Пригласить гостей.

Мне очень понравилось наше занятие. Я убедилась, что вы взрослеете и уже многому научились. Особенно мне понравилось ваше умение помогать друг другу. Я уверена, что все эти занятия вам пригодятся в дальнейшей самостоятельной жизни. Вы – настоящие хозяюшки! Я горжусь вами!

А вам понравилось на занятии? Если вам было интересно, и вы чему-либо научились, опустите в коробочку красный кружок. Если вам было неинтересно, опустите желтый кружок. Дети анализируют, выбирают нужный кружок.

ПАМЯТКА ПО САМОАНАЛИЗУ ЗАНЯТИЯ.

1. Охарактеризовать группу, в которой проходило занятие.

2. Охарактеризовать место темы занятия в системе других занятий.

3. Каковы задачи занятия. Показать их связь с содержанием учебного материала, методами воспитания и способами организации деятельности детей.

4. Через что проходит реализация содержательных линий:

-экологической и культуры здоровья.

Каков результат качества знаний воспитанности по трем составляющим НРК:

В нашей группе 6 девочек разного возраста – от 9 до до 16 лет.

В системе других воспитательных мероприятий тема формирования потребности к разным видам трудовой деятельности занимает одно из основных мест.

Главной целью своей педагогической деятельности считаю разностороннюю подготовку к достойной самостоятельной жизни, развитие общей культуры и расширение сферы интересов детей.

Очень надеюсь, что это поможет нашим воспитанницам, создать теплый и уютный дом, поможет в решении бытовых и межличностных проблем, а также поможет им творчески раскрыться и реализоваться в мире семьи.

Для реализации поставленных задач я использовала различные методы и приемы.

Работа с карточками, таблицами, работа по технологической карте, социализирующее упражнение « Волшебный мешочек”, и, наконец, практическая деятельность. Чтобы поддерживать интерес к работе и внимание, старалась применять задания в разной форме:

- словесной – вопрос-ответ – Как сварить макароны? и - Как выписать газету? Рассуждения и вывод о том, что делать и куда обратиться, если тебе нужна помощь; можно ли разделить всю домашнюю работу на женскую и мужскую?

- графической – соединить линиями;

Приоритетной на моем занятии является информационно-методологическая линия НРК.

Прием игровых упражнений, социализирующих игр помог мне реализовать предметно- информационную составляющую качества образования.

Дети получали знания о роли хозяйки, матери, жены; о социуме; о технологии приготовления некоторых блюд. Дети учились реализовывать себя в разных видах деятельности. В новой социализирующей игре с мешочком у детей происходило осмысление реальной бытовой ситуации, воспитанницы показали умение решить проблему с помощью социальных служб. Я учила понимать значение информации в жизни человека, например: - Почему нужны и важны для жизни человека экологически чистые продукты. Так реализовывалась ценностно-ориентированная составляющая качества образования. При выполнении различных заданий девочки учились взаимодействовать друг с другом. Воспитывался интерес к кулинарии, к ведению домашнего хозяйства. А это все важно для реализации деятельностно-коммуникативной составляющей качества образования. Также, через игру проходила реализация экологической и валеологической содержательных линий НРК. Дети вспомнили правила техники безопасности при составлении частей карточки. Уточняли, что же это такое – экологически чистые продукты и здоровое питание. Все занятие направлено на развитие личности ребенка, умение общаться со сверстниками и взрослыми, на получение нужной и полезной информации, на социальное становление личности воспитанниц.

Цель: дать представление об обязанностях каждого члена семьи.

- определит круг обязанностей в семье;

- помочь сформировать правильное отношение к членам семьи.

Оборудование: семейный кодекс РФ, аппликации, раздаточный материал, ватман, маркеры, магнитная доска.

Семья – это группа людей, члены которой связаны кровным родством (родители и дети, братья и сестры) или браком (муж и жена).

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Социальный педагог : В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывать деньги, ходить в магазин за покупками, готовить, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремиться помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье нестрашны не какие неприятности.

Сегодня мы с вами поговорим об обязанностях каждого члена семьи. У каждого члена семьи есть свои прямые обязанности. Но главная обязанность каждого – радовать других своими успехами и добрыми делами, не огорчать плохими поступками.

Суть обязанностей членов семьи состоит в том, чтобы удовлетворить не только свои потребности, но и потребности другого - мужа/жены, детей, престарелых родителе (бабушки/дедушки). Жена – хранительница домашнего очага, муж – добытчик, кормилиц и защитник.

Брак - Добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи.

Кто важнее? – идет обсуждение…

Социальный педагог : Вести домашнее хозяйство – значит обеспечить нормальные условия для жизни семьи. В каждой семье оно осуществляется по сойму. Все должно быть на своем месте (чайник на кухне, продукты в холодильнике, вещи в шкафу и т. д., чтобы при необходимости любой вещью можно было воспользоваться, не теряя время на ее поиски. Такой порядок достигается, прежде всего, при условии, что об этом заботиться не кто-то один, а все члены семьи. Хорошо, когда все проявляют инициативу в выполнении того или иного доступного домашнего дела (мать посуду, пылесосить, поливать цветы, готовить еду, стирать и т. д., тем самым помогая друг другу. Каждый должен уметь выполнять не только свои обязанности, чтобы заменить в случаи необходимости заболевшего или занятого члена семьи.

Что такое обязанности? – выслушиваем мнение учеников.

Это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.

Существует три основных ориентира при распределении семейных обязанностей :

1 – индивидуальные предпочтения (кто, что сам хочет).

2 – умения и способности (кто, что лучше умеет делать, тот тем и занимается).

3 – польза (ребенку мы поручим в семье то, что для него будет полезнее освоить для его будущей взрослой жизни).

Работаем в группах. Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи. Наклеить словосочетания на ватман и ознакомить нас. Словосочетания (на полосках бумаги заранее заготовили) : мыть посуду, мыть полы, вытирать пыль, поливать цветы, гладить одежду, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, выносить мусор, заниматься с младшими детьми, сходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду и т. д.

(смотрим каких членов семьи каждая группа выбрала (мама/папа, сын/дочка, младший/старший брат, младшая/старшая сестра, бабушка/дедушка, и как между всеми членами семьи были распределены обязанности)

Каждая группа аргументирует свою работу – обсуждение…

Подведение итогов с учениками:

Что не понравилось?

Что запомнилось на занятие больше всего?

Подведение итога социальным педагогом : сегодня на занятии мы постарались определить круг обязанностей каждого члена семьи. В будущем вы создадите свои семьи и я хочу вам посоветовать: договаривайтесь, помогайте, окружайте друг друга вниманием и заботой, и тогда отношения в вашей семье будут наполнены понимание и любовью.

Семейный кодек РФ

Глава 11. Права несовершеннолетних детей.

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу.

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

1. Ребёнок имеет право на защиту своих прав и законных интересов

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца.

3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей.

Глава 12. Права и обязанности родителей.

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.

2. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

2. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

уклоняются от выполнения обязанностей родителей;

жестоко обращаются с детьми;

являются больными алкоголизмом или наркоманией.

Глава 13. Алиментные обязательства родителей и детей

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей.

Формирование специальных знаний, умений и навыков у детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой адаптации Современное общество развивается в стремительном темпе, когда необходимо изучать и перерабатывать огромное количество информации. Все более.

Формирование специальных знаний, умений и навыков у детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке Презентация - обобщение опыта работы. Предназначена для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения дошкольного возраста. Современное.

Примерное распределение обязанностей между физинструктором и воспитателем в ходе ОД по физической культуре Примерное распределение обязанностей между инструктором по физической культуре и воспитателем в ходе образовательной деятельности по физической.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать представления об обязанностях каждого члена семьи.

Задачи:

Образовательная: определить круг обязанностей в семье; помочь сформировать правильное отношение к членам семьи.

Воспитательная: воспитывать ответственное отношения к созданию в будущем своей семьи, любовь и уважение к семье.

Развивающая: развивать духовные и нравственные качества личности.
Методы: беседа, диалог, игра

Форма проведения: час общения.

План занятия:

I.Организационный момент (2 мин.).

1. Создание психологической обстановки на занятии.

II.Основная часть (34мин.)

1.Вступительное слово воспитателя

5.Работа с высказываниями

III. Итог занятия (4 мин.)

1.Подведение итога воспитателем(2 мин.)

2.Рефлексия. Контроль настроения: “Дерево чувств”.(2 мин.)

Коррекционно-развивающее занятие

Возрастной диапазон: 13-15 лет

Воспитатель: Иванова А.В.

Нам многое дано, и от нас многое ожидается.

У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой;

и ни одной из этих обязанностей мы не вправе пренебречь.

Теодор Рузвельт

Цель: дать представления об обязанностях каждого члена семьи.

Образовательная: определить круг обязанностей в семье; помочь сформировать правильное отношение к членам семьи.

Воспитательная: воспитывать ответственное отношения к созданию в будущем своей семьи, любовь и уважение к семье.

Развивающая: развивать духовные и нравственные качества личности.
Методы: беседа, диалог, игра

Форма проведения: час общения.

План занятия:

I.Организационный момент (2 мин.).

1. Создание психологической обстановки на занятии.

II.Основная часть (34мин.)

1.Вступительное слово воспитателя

5.Работа с высказываниями

III. Итог занятия (4 мин.)

1.Подведение итога воспитателем(2 мин.)

2.Рефлексия. Контроль настроения: “Дерево чувств”.(2 мин.)

Ход занятия

I.Организационный момент

1. Создание психологической обстановки на занятии.

С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить своё настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: красный – восторженный; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние.

(Воспитанники на крону дерева прикрепляют листочки).

II.Основная часть

1.Вступительное слово воспитателя

Воспитатель:

В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.

Сегодня мы с вами поговорим об обязанностях каждого члена семьи. У каждого члена семьи есть свои прямые обязанности. Но главная обязанность каждого – радовать других успехами и добрыми делами, не огорчать плохими поступками.

Суть семьи состоит в том, чтобы удовлетворять не свои потребности, а потребности другого – мужа/ жены, детей, престарелых родителей. Жена – хранительница очага, муж – добытчик, кормилец и защитник. Кто важнее? Разрушится неохраняемый очаг – куда принесёт добычу кормилец? Затупятся стрелы – погаснет невостребованный огонь в очаге.

А теперь послушайте притчу.

-Довольна ли своей семейной жизнью жена? Почему?
-Правильно ли оценивает муж, домашнюю работу жены?
-Какая главная мысль притчи?

Воспитанники приводят примеры распределения семейных обязанностей.

Воспитатель:
Вести домашнее хозяйство – значит обеспечить нормальное условие для жизни семьи. В каждой семье оно осуществляется по своему. Всё должно быть на своём месте, чтобы при необходимости любой вещью можно было воспользоваться, не тратя время на её поиски. Такой порядок достигается, прежде всего, что о нём заботится не кто-то один, а все члены семьи. Хорошо когда все проявляют инициативу в выполнении того или иного доступного домашнего дела.

Обязанности - это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.

Существует три основных ориентира при распределении семейных обязанностей:
-индивидуальные предпочтения (кто, что сам больше хочет);
-умения и способности (кто, что лучше умеет делать, тот тем и занимается);
-польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни)

Индивидуальные предпочтения - это самое простое и очевидное. Например, кому-то посуду нравится мыть больше, чем выносить мусор. А кто-то этот мусор может легко захватить по дороге на работу. Жене за тяжелыми покупками на рынок сходить тяжело, а мужчине это весело поразмяться: ему это и нравится, и полезно. При этом исторически сложилось, что мужчины в семье в принципе больше занимаются заработком денег. А женщины – ведением хозяйства: определенный смысл в этом есть: мужчины и женщины отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеру и предпочтениями. Мужчинам проще, приятнее и интереснее заниматься работой и зарабатыванием денег. Женщинам – воспитанием детей и налаживанием уюта. Нормально ли, если все домашние дела на женщине, а мужчина только смотрит телевизор? Или правильно, если муж делает все вместе и поровну: муж вместе с женой готовит еду, моет полы и стирает белье?

Воспитатель:

А может быть, все домашние дела должны делать быть на муже, а жена в это время занимается собой, как в современном Китае? Единого, правильного для всех ответа здесь нет. Ответы на этот вопрос во многом зависят от того, как вы воспитаны, какое у вас окружение, и какие у вас в семье отношения. Поэтому, уже в подростковом возрасте, нужно себя готовить к семейной жизни, заниматься самовоспитанием.

5.Работа с высказываниями.

Воспитатель:

А теперь выберите те высказывания о взаимоотношениях в семье, которые вам ближе. Объясните свой выбор. ( Воспитанники объясняют свой выбор)
1.Мужчина находит правильную цель в жизни, а женщина – мужчину с правильной целью.

Воспитатель:

Работаете в группах. Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи. Наклеить словосочетания на ватман и ознакомить нас. Словосочетания (на полосках бумаги заранее заготовленные): мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, вытирать пыль, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, сходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду.

(Воспитанники распределили обязанности среди родителей и детей. Одна из групп распределила обязанности так: старшие дети – мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, пылесосить в доме, сходить в магазин, заниматься с младшими детьми; младшие дети – вытирать пыль, поливать комнатные растения, ухаживать за домашними животными, выносить мусор; мать – стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, чинить одежду; отец – прибить что-нибудь, готовить в выходные дни. Другая группа распределила обязанности следующим образом: дети – мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, пылесосить в доме, вытирать пыль, поливать комнатные растения, ухаживать за домашними животными, выносить мусор; родители – сходить в магазин, заниматься с младшими детьми, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, чинить одежду, прибить что-нибудь. Только в одной группе в семью включили бабушку и дедушку, в их обязанности входило – мыть посуду, готовить обед, чинить одежду, заниматься с младшими детьми).

Каждая группа аргументирует свою работу.

III. Итог занятия

1.Подведение итога воспитателем

Воспитатель:

Сегодня на занятии мы постарались определить круг обязанностей каждого члена семьи. В будущем вы создадите свои семьи и я хочу вам посоветовать: договаривайтесь, помогайте, окружайте друг друга вниманием и заботой, и тогда отношения в вашей семье будут наполнены пониманием и любовью.

Воспитатель:

- Что вам понравилось?

- Что вам не понравилось?

- Что на занятии запомнилось больше всего?

Контроль настроения: “Дерево чувств”.

Вернемся к “Дереву чувств”, с помощью листочков сообщите: как изменилось у вас настроение и эмоциональное состояние? (Воспитанники на кроне дерева перевешивают листочки).

Цель : дать пре дставление об обяза нностях каждог о члена семьи.

- помочь сформ ировать правиль ное отношение к чле нам семьи.

Оборудование: конститу ция РФ, апплика ции, раздаточный материал,

Социальный педагог: В кр епкой, дружной семье каждый берет на себя

какие - то обязаннос ти – зарабатывать деньги, ходить в мага зин за покупками,

готовить, стирает, убирает, организует отдых и т.д. Если есть необходимо сть,

один член семьи приходит на пом ощь другому. Каждый стр емиться помочь в

силу своих в озможностей члену семьи, у которого возн икли проблем ы. Такой

Сегодня мы с вами поговорим об обязанностях каждого члена семьи .

У каждого члена семьи есть свои прямые об язанн ости . Но главная

обязанность каждого – радовать других своими успехами и добрыми делами,

Суть о бязанностей членов семьи состоит в том, чтобы удовлетворить

не только свои потребности, но и потребности другого - мужа/жены, детей,

престарелых родителе (бабушки/деду шки). Жена – хранител ьница д омашнего

Социальный педа гог: Вести домашнее хозяйство – значит обеспечить

нормальные условия для жизни семьи . В каждой семье о но осуществляется

по сойму. Все д олжно быть на своем месте (чайник на кухне, продукты в

холодильнике, вещи в шкафу и т.д.), чтоб ы при необходим ости любой вещью

можно было воспользовать ся, не теряя время на ее поиски. Такой порядок

достигается, прежде всего, при условии, что о б этом заботить ся не кто - то один,

а все члены сем ьи . Хорошо когда все проявляют инициативу в выпо лнении

того или иного доступного домашнего дела (мать посу д у , пылесосить,

поливать цветы, готовить еду, стирать и т.д.), тем самым помогая друг д ругу .

Каждый должен уметь выполнять не только свои обязанности , чтобы

заменить в сл учаи необходимости з аболевшего или занятог о члена семьи .

Что такое обязанн ости ? – выслуш иваем мнение учен иков.

Это круг действий, возложенных на кого - то и обязательных для

Существу ет три основных ориенти ра при распределен ии семейных

1 – индив идуальные предп очтения (кто, что сам хочет).

2 – у мения и спос обности ( кто, что л учше умеет делать, тот тем и

3 – польза (ребенку мы поручим в семь е то, что для него будет полезнее

Работаем в группах. Вам предстоит распределить обязанности среди

членов семьи. Наклеить сл овосочетания на ватма н и ознакомить нас.

Словосочетания ( на полосках бу маги заранее заг отовили) : мыть посуду , мыть

полы, выт ирать пыл ь, поливать ц веты , гладить о дежду, стирать , готовить

завтрак, готовить обед, готовить ужин, го товить в выходные дни, ухаживать

за домашними животными, пылесо сить в доме, вы носить мусор, заниматься с

младшими детьми, сходить в магазин, прибить что - нибудь, чинить одежду и


Данная программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю). Авторы программы допускают, что время изучения предмета может быть изменено, исходя из местных условий. Сокращение часов произведено за счёт уроков – экскурсий, практических работ.

Задачи предмета – научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.

Цель предмета – формирование у учащихся знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам. Уроки позволяют практически применить интеллектуальные умения (счёт, чтение, письмо), а также практические навыки по ремонту дома, по уходу за одеждой, обувью, правильное питание.

Учебно-воспитательные задачи по решаются на организованных учителем доступных и понятных для детей заданиях и упражнениях. Именно практические упражнения, являются основным методом обучения учащихся

В программе дается примерный перечень знаний, умений для уровней учебных возможностей учащихся. Занятие (в зависимости от их содержания) должны иметь конкретные практические результаты: отутюженные вещи, вымытые зеркала и др.

Подведением итогов учебного года является праздник, на котором учащиеся совместно с учителями и воспитателями показывают свои знания и практические умения по домоводству. На таких мероприятиях уместны выставки, конкурсы кулинаров, мастеров, торговые ряды и многое другое, что может соединить между собой трудовое, эстетическое, нравственное воспитание с уроками домоводства, трудового обучения, этики, истории и других предметов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

Основные правила этикета гостеприимства;

Порядок приготовления нескольких праздничных блюд;

Виды ремонта, перечень необходимых материалов для ремонта комнаты площадью 14 – 18 кв.м;

Правила безопасности при работе с красками и растворителями.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

Формулировать в устной и письменной форме приглашения, выражения благодарности;

Составлять и рассчитывать праздничное меню;

Правильно сервировать стол;

Соблюдать правила безопасности при работе с красками и растворителями.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

Основные правила приёма гостей и общения с ними;

Правила сервировки стола;

Основные материалы и инструменты для ремонта;

Правила безопасности при работе с красками и растворителями, бытовой химией, средствами борьбы с насекомыми и грызунами в доме

Правила повседневной уборки.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

Приготовить 2 – 3 простых блюда для угощения;

Рассчитывать метраж обоев, готовить раствор клея;

Выполнять вспомогательные работы при выполнении ремонта.

Содержание тем учебного курса:

РАЗДЕЛ1. Введение.

Понятие о доме, семье, семейных обязанностях (на примере русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок). Семейные традиции(с использованием предметов народного творчества, иллюстраций русских художников). Знакомства по сюжетам картин с убранством и бытом дома жителей России. Уклад семьи в прошлом. Современная семья, влияние технологического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи.

РАЗДЕЛ 2. Жилище.

Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов. Размещение семьи в типовых городских квартирах, в отдельном доме. Коммунальные удобства, их назначение: водоснабжение, электроснабжение, газообеспечение, канализация, мусоропровод, радиотрансляция, телефонизация, сигнализация, лифт, домофон.

РАЗДЕЛ 3. Уход за жилищем.

РАЗДЕЛ 4. Помощники в доме.

Помощники в доме: газовая (электрическая) плита, микроволновая печь, пылесос, холодильник, утюг, кондиционер, электрочайник и др., их назначение в хозяйстве.

РАЗДЕЛ 5. Мебель.

Предметы мебели, назначение предметов мебели. Виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Правила ухода за мебелью. Мягкая мебель, её назначение. Уход за мягкой мебелью. Ковровые изделия.

РАЗДЕЛ 6. Окна, секла, зеркала в доме.

РАЗДЕЛ 7. Насекомые и грызуны в доме – источники грозных заболеваний.

Мыши, крысы; внешний вид, образ жизни. Профилактика и борьба с грызунами в доме. Тараканы, домашние муравьи. Профилактика, средства для избавления. Кровососущие насекомые: насекомые: клопы, вши, комары. Кто ест шубы, шапки, свитера? (моль). Химические средства борьбы с насекомыми и грызунами. Правила безопасного обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами, являющимися профилактическими средствами. Словарная работа по теме.

РАЗДЕЛ 8. Домашние животные.

Как человек приручил диких животных. Домашние животные и птицы в деревне (лошадь, свинья, овца, корова, куры, гуси, утки и др.). Образ жизни лошади и коровы (свиньи, овцы и др.), питание, уход за ними. Домашние птицы, кормление, уход. Чем болеют животные. Кто лечит животных. Как предостеречься от отравлений и болезней при употреблении молочных, мясных и других продуктов.

РАЗДЕЛ 9. Одежда.

РАЗДЕЛ 10. Зимние вещи.

Зимняя одежда, использование, хранение шерстяных, меховых, кожаных вещей. Уход за зимней одеждой. Ремонт одежды. Штопка шерстяных вещей.

РАЗДЕЛ 11. Обувь.

Виды обуви, их назначение. Приобретение и хранение обуви (правила, способы). Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная. Обувь по назначению: спортивная, домашняя, выходная, рабочая. Уход за обувью. Ремонт обуви. Правила по уходу за зимней обувью. Профессии людей, создающих обувь.

РАЗДЕЛ 12. Белье.

Белье, его виды и назначение: постельное, кухонное, нательное. Ткани для белья. Гигиенические и эстетические требования к выбору белья. Стирка белья: ручная, машинная. Моющие средства для разных видов белья. Кипячение, правила безопасности. Правила сушения белья из льна, шерсти, шелка. Утюжка, правила работы с утюгом, техника безопасности. Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах. Ремонт белья.

РАЗДЕЛ 13. Гигиена тела, нижнее бельё.

Гигиенический режим, уход за телом (ванная, душ, баня). Ежедневные гигиенические процедуры. Режим смены белья, носков, чулок. Хранение вещей индивидуального пользования.

РАЗДЕЛ 14. Стираем бельё.

Моющие средства, их виды: порошки, мыло, пасты, отбеливатели. Техника безопасности при использовании моющими средствами и на белье. Стиральная машина, правила обращения. Подготовка вещей к стирке: очистка от пыли, шерсти, волокон, сортировка по типу ткани и окраске. Правила замачивания, кипячение, отбеливания. Выполаскивание, крахмаление, подсинивание, сушка, утюжка.

РАЗДЕЛ 15. Растения в доме.

Растения в доме, их назначение: оздоровление, эстетика быта. Виды комнатных растений. Экзотические растения. Цветущие растения, их особенности. Уход за декоративными растениями: подкормка, температурный, световой режим. Посуда, её виды для комнатных растений. Интерьер комнаты с растениями. Советы цветоводу. Практические работы: посадка, полив, формирование кроны. Огород на подоконнике (балконе). Практические работы: посадка лука, посев петрушки, укропа.

РАЗДЕЛ 16. Кухня.

Оборудование кухни, оформление кухни. Правила пользования газовой, электрической плитой, уход за ними. Техника безопасности при пользовании нагревательными приборами. ТБ при пользовании микроволновой печью. Холодильник, морозильник (устройство, назначение). Правила пользования электроприборами на кухне. Соковыжималка, кофемолка, миксер, мясорубка, овощерезка. ТБ, уход за бытовыми приборами. Кухонная утварь (шумовка, дуршлаг, мясорубка, половник, вилка большая, ножницы, ножи, лопаточки, прихватки, полотенце, салфетки). Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь (разделочная доска, скалки, пестики, хлебница). Уход за деревянными изделиями. Посуда на кухне (кастрюли, сковородки, миски). Правила ухода и хранения. Предметы для сервировки стола (тарелки: суповая, для второго блюда, для десерта, блюдце). Чашки, ложки, вилки, ножи (назначение, чистка, хранение). Посуда для круп и сыпучих продуктов, уход за ними.

РАЗДЕЛ 17. Организация питания семьи.

Питание и здоровье человека. Режим питания. Продукты питания, их виды. Мясо и мясопродукты, правила хранения. Молоко и молочные продукты, правила хранения. Яйца, жиры, правила хранения. Овощи, грибы, правила хранения. Плоды, ягоды, правила хранения. Мука, мучные продукты, крупа, привила хранения. Меню на неделю. Полуфабрикаты, виды, способы приготовления. Первичная обработка продуктов: мытьё, очистка, размораживание, просеивание, переработка, нарезка. ТБ при работе с режущими инструментами. Тепловая обработка продуктов: варка, жарение, тушение, выпечка, запекание, приготовление на пару. ТБ при работе с горячей посудой.

РАЗДЕЛ 18. Домашние заготовки.

Продукты для длительного хранения. Сушка, замораживание, соление, консервирование. Хранение и консервирование продуктов. Отравление консервированными продуктами, правила первой помощи. Быстрое приготовление варенья.

РАЗДЕЛ 19. Завтраки.

Ежедневное меню. Стоимость основных продуктов питания для семьи. Продуктовая корзина на неделю.

Завтраки (содержание меню). Бутерброды, их виды, правила приготовления. Каши (манная, гречневая).

Блюда из яиц (яичницы, омлеты). Напитки для завтрака (соки, чай, кофе). Посуда для завтраков. Сервировка стола.

РАЗДЕЛ 20. Обеды.

Меню (обед). Стоимость и расчет основных продуктов. Питательная ценность овощей, мяса, рыба, фрукты. Супы (виды, способы приготовления). Мясные блюда (виды, способы приготовления). Рыбные блюда (способы приготовления). Картофельное пюре и др.). Фруктовые напитки (виды, способы приготовления). Посуда для обедов, сервирование. Правила приема пищи.

РАЗДЕЛ 21.Ужин.

Меню (ужин). Стоимость и расчет основных продуктов. Холодный ужин (меню, способы приготовления). Горячий ужин (меню, способы приготовления). Напитки для ужина (теплое молоко, кефир, соки). Посуда для ужина. Сервировка стола.

РАЗДЕЛ 22. Хлеб в доме.

История хлеба. Хлеб в сознании человека как ценность и мерило труда. Русский хлеб, его разновидность. Как дома приготовить хлеб. Блюда из хлеба на завтрак, обед, ужин.

РАЗДЕЛ 23. Соль, Сахар, Пряности, Приправы.

Соль ее назначение для питания, использование соли. Сахар, его польза и вред. Виды пряностей и приправ.

РАЗДЕЛ 24. Праздник в доме.

Когда случаются праздники. Гостеприимство как форма нравственного поведения людей. Подготовка дома (квартиры) к приему гостей (уборка, гигиена помещений). Дизайн праздничного дома.

Этикетные правила приема гостей (внешний вид, речь, прием подарков, поздравлений, общение с гостями, проводы, прощание с гостями).

РАЗДЕЛ 25. Праздничная кулинария.

РАЗДЕЛ 26.Ремонт в доме.

Виды ремонта в доме. Косметический ремонт: подготовка помещений, закупка необходимых материалов и инструментов для ремонта потолков, стен, полов (перечень, стоимость).

Обновление потолков (правила выбора обоев, расчет количества обоев на комнату площадью 14-18 квадратных метров, подготовка обоев и клея, правила наклеивания обоев).

Краска для ремонта окон, дверей, пола (названия, распознавание банок, техника безопасности, правила окрашивания).

Секреты домашних умельцев.

РАЗДЕЛ 27. Разумная экономика.

Заработная плата. Бюджет семьи. Планирование расходов в семье из 4 человек: коммунальные платежи; продуктовая корзина, цена, стоимость продуктов; приобретение одежды, обуви. Вещи долговременного пользования, их стоимость. Планирование денежных средств на отдых, непредвиденные расходы.

Читайте также: