Распределение физической нагрузки пульса в каждой части физкультурного занятия в доу

Обновлено: 07.07.2024

Анализ полученных данных и графическое изображение динамики показателей пульса свидетельствует о достаточном объеме и интенсивности нагрузки в уроке. Подготовительная часть урока способствовала постепенной подготовке организма к выполнению нагрузки в основной части занятия и решению поставленных задач. Наибольший пик показателей ЧСС пришелся на 3-4 минуты, на время бега с изменением темпа и направления. После данного упражнения наблюдаются постепенные снижения и повышения интенсивности занятий. Урок закончился своевременно, снижение показателей ЧСС произошло практически до первоначального уровня, что говорит о том, что задача восстановления организма была решена.

1 ХРОНОМЕТРАЖ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ В ДОУ Дата Группа Ф. И. ребенка лет Инструктор по физической культуре Физиологическая кривая определяется Показатели ЧСС за 0 сек. PS PS PS 4 PS 5 PS 6 Структура занятий Вводная часть Общеразвив. упражнения Основные движения Игра Заключительная часть Время Пульс исходный: Нарастание PS абсолют % Длительность занятия: минут. Физиологическая нагрузка занятия: ( PS + PS + PS 4 + PS 5 + PS 6 ) х 6 ( ) х 6 ударов 5 5 мин. Общая плотность занятия ОПЗ : полезное время 00 % % продолжительность занятия Моторная плотность занятия МПЗ : чистая двигат. деятельность % продолжительность занятия Младший и средний возраст (-4 года) 0-40 уд/мин МПЗ 60 % Старший и подготовительный возраст (5-7 лет) уд/мин МПЗ 80 %

2 ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАНЯТИИ. Секунды Время занятия, мин Д движение П простой О объяснения И игра Общая плотность занятия ОПЗ полезное время 00 % % продолжительность занятия Моторная плотность занятия МПЗ чистая двигат. деятельность % продолжительность занятия

3 Медико-педагогический контроль физкультурного занятия (по В.Н. Зимониной) Эксперты: Фархутдинова Е.В., зам.зав., Эфендиева Ф. А. медсестра. Анализ физкультурного занятия. Инструктор Кваша Ирина Владимировна. Группа 9 количество детей 9 дата..09 Время начала занятия 0.0. Программные задачи: упражнять детей в ходьбе с изменением направления движения, прыжках через короткую скакалку; бросании мяча друг другу, ползании по гимнастической скамейке на четвереньках с мешочком на спине.. Соответствие содержания занятия требованиям программы соответствует.. Соответствие возрасту и уровню подготовленности детей соответствует.. Выполнение основных физиологических принципов: Динамичность физических упражнений выполняется. Равномерность распределения физической нагрузки на все группы мышц применяется. Использование разных исходных положений разнообразие исходных положений. Контроль за правильным дыханием постоянно. Используемый материал и оборудование согласно целям занятия. 4. Оценка двигательной активности на занятии в норме. Общая плотность 4*00 =80% 0 Моторная плотность *00 = 7,% 0 Общая оценка занятия Рекомендации Соответствует нагрузке.

4 Протокол хронометража физкультурного занятия с регистрацией частоты сердечных сокращений. Фамилия и имя ребёнка Возраст 6 лет Группа 9 подготовительная Дата занятия..09г. Части занятия:. ЧСС до занятия 6. Вводная часть. Общеразвивающие упражнения Основные виды движений 6 5. Подвижные игры Заключительная часть 7. Через мин 6 Продолжительность занятия 0 мин. Общая плотность 80% Моторная плотность 7,% Тренирующий эффект 4 Эксперты Дата Подпись

5 Медицинские противопоказания при отклонениях в состоянии здоровья детей Заболевания Исключить Астигматизм, миопия, гиперметропия Резкие изменения положения тела, прыжки, резкие наклоны, натуживания, стойки на руках Тугоухость Упражнения с элементами вибрации, прыжки, спрыгивания, натуживание Синдром повышенной возбудимости ЦНС Упражнение с эффектом стимуляции ЦНС, высокоэмоциональные, шумные игры Гипервозбудимость Циклические и монотонные упражнения Компенсированный гидроцефальный синдром, резидуальные явления ПЭП Натуживание, наклоны, упражнения на большие группы мышц. Также следует ограничить прыжки. Эписиндром Натуживание, дыхательные упражнения следует проводить с осторожностью Ваготония Наклоны, сильная нагрузка Синдром мышечной гипотонии Нагрузку следует увеличивать постепенно Заболевания сердечно - сосудистой системы Задержка дыхания, натуживание, резкие подъемы, интенсивный бег, прыжки Бронхиальная астма, респираторный аллергоз Интенсивный бег, задержка дыхания, натуживание, упражнения на крупные Заболевания желудочно-кишечного тракта Заболевания почек Сколиоз группы мышц Сильная нагрузка на мышцы брюшного пресса, также следует ограничить прыжки Прыжки, кувырки, сильная нагрузка, резкие изменения положения тела Прыжки, кувырки, резкие изменения положения тела, чистые висы. Также следует ограничить нагрузку на поврежденную сторону Плоскостопие, косолапость, приведение передних отделов стоп Ходьба на пятках, на внутреннем своде стопы. Следует ограничить прыжки Грыжи брюшной полости Натуживание, резкие изменения положения тела, подъем двух ног вместе. Следует ограничить силовые упражнения на брюшной пресс, делать их из облегченного исходного положения Нестабильность шейного отдела позвоночника Нарушение носового дыхания Резкие изменения положения тела, резкие повороты в шейном отделе, висы Следует ограничить нагрузку

6 Критерии оценки организованной деятельности по физической культуре. Оценка состояния детей до занятий и контроль их самочувствия во время них.. Учет состояния здоровья ребенка. Соблюдение противопоказаний.. Условия для проведения: оборудование зала, соблюдение санитарно - гигиенических норм, наличие спортивной формы у занимающихся 4. Учет количества занимающихся, причин отсутствия детей на занятии 5. Дисциплина на занятии, темп, активность детей, эмоциональный тонус. 6. Структура ООД: длительность его частей; правильность построения занятия; адекватный подбор, сочетание и дозировка упражнений. 7. Количество выполнения движений (в том числе контроль за осанкой, дыханием). 8. Общая плотность ООД. 9. Моторная плотность ООД. 0.Пульсовая кривая: * максимальный прирост пульса; * прирост пульса по частям занятия; * восстановление пульса до исходного уровня.. Уровень утомления по внешним признакам.. Соответствие физической нагрузки функциональным возможностям организма. Санитарно гигиенические нормативы Температура воздуха в физкультурном зале 4-8, относительная влажность 40-55% Для осуществления контроля за воздушным режимом в физкультурном зале на стене на высоте метра должен находиться термометр. В перерывах между занятиями и перед первым занятием следует проводить проветривание. Занятия в холодное время года рекомендуется проводить при одной открытой фрамуге, а в теплое время при открытых фрамугах или окнах. Освещенность зала должна составлять не менее 00 Вт на уровне 0,5 метра от пола. Осветительная аппаратура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет. Ежедневно должна проводиться влажная уборка. Генеральная уборка раз в неделю (мытье окон, дверей, плинтусов, панелей). Один раз в неделю следует выколачивать маты и чистить кожаные чехлы. Частота сердечных сокращений в состоянии покоя у детей дошкольного возраста Возраст ЧСС года 05 уд/мин. 5 лет 00 уд/мин. 7 лет 90 уд/мин. Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале средний уровень ЧСС у детей -4 лет составляет 0 60 уд/мин.; у детей 5 7 лет в зале уд/мин; на воздухе уд/мин.

7 Колебания ЧСС при различных физических упражнениях у детей 5-7 лет Виды физических упражнений Min - max Время восстановления в минутах. Общеукрепляющие Умеренная ходьба Осложненная ходьба 0 60 (по лестнице) 4. Бег на месте Бег средней интенсивности 6. Медленный бег трусцой 7. Прыжки в длину Прыжки со скакалкой Подскоки На равновесие Езда на велосипеде Игра в мяч Данная частота сердечных сокращений достигается в конце первой начале второй минут выполнения упражнений и практически не изменяется на протяжении всего времени выполнения упражнений. Оценка эффективности физкультурного занятия проводится по показателям общей и моторной плотности и среднего уровня ЧСС у детей. Оценка проведения ООД. Общая плотность занятия = время, затраченное на выполнение упражнений, в том числе на расстановку и уборку инвентаря, х 00 / продолжительность занятия. Норма: зал % улица %. моторная плотность = полезно затраченное время ( без учета времени на восстановление, дисциплпну и ожидание очереди) х 00 /продолжительность занятия. Норма: зал % улица %. Пульсовая кривая оценка частоты сердечных сокращений до начала занятия, в конце вводной части, в середине основной, в конце заключительной части и построение графика зависимости частоты пульса от нагрузки. Норма главный подъем в начале занятия ( 5-0 % ), максимальное повышение в основной части ( % ),выраженное снижение к концу занятия.

Favorite

Автор: Наталья Сорокина В избранное 16 комментариев


- презентации для педагогов

Игры для здоровья Семинар-практикум для педагогов


Гимнастика для ленивого кишечника


- презентации для педагогов

Организация и методика проведения физкультурных занятий в ДОО


Положение о конкурсе


Растяжка 23 февраля


Технологическая карта физкультурного занятия в ДОО


Технологическая карта утренней гимнастики для детей


Анкета для родителей о значении спорта в семье

Должностная инструкция инструктора по физической культуре ДОО (новая)


- презентации для педагогов

Основные требования к двигательному режиму в ДОО


Медико-педагогический контроль физкультурного занятия в ДОО


Новогодняя растяжка


Дидактические игры по обучению детей правилам дорожного движения


Подготовительные и подводящие упражнения


График физкультурно-оздоровительных режимов в ДОО


Обучение дошкольников основным видам движений ЛАЗАНИЕ

Физкультурные занятия в детском саду — основная форма организованного систематического обучения двигательным умениям и навыкам дошкольников посредством физических упражнений

Цель и задачи физкультурных занятий в ДОО
— формировать двигательные умения и навыки
— развивать физические качества
— удовлетворять естественную потребность в движении
— обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма, через специально организованные оптимальные нагрузки
— дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них
— создать условия для разностороннего развития детей

Характерными чертами физкультурного занятия являются

— дидактическая направленность
— руководящая роль воспитателя
— строгая регламентация деятельности детей
— структурированность
— дозирование физической нагрузки
— постоянный состав занимающихся

Значение физкультурных занятий
Физкультурные занятия
— способствуют формированию правильных двигательных умений и навыков, двигательного опыта
— позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий
— позволяют формировать и развивать навыки самоорганизации
— способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности
— развивают речь
— развивают у детей оценочные суждения
— несут оздоровительную направленность
— обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности
— позволяют дозировать физиологическую нагрузку постепенно и осторожно увеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма
— способствуют развитию психических процессов воли, дисциплинированности внимания
— формируют активность, сознательное отношение к проводимым упражнениям
— дети приобретают знания об общих положениях, характерных для каждой группы движений.

Типы физкультурных занятий

— учебно-тренировочные
— на закрепление и совершенствование движений
— игровые
— сюжетные
— тематические
— контрольное
— интегрированное
— занятия-походы (элементарный туризм)
— с элементами фольклора, современных танцевальных движений, ритмической гимнастики ,у-шу, хатха-йоги

Структура физкультурного занятия

1.Вводная часть
— разучивание строевых упражнений
— освоение разных способов ходьбы и бега
— закрепление выполнения простых усвоенных движении (прыжков с продвижением вперед на одной и двух ногах)
— использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие
— развитие быстроты реакции и активизация внимания детей
— развитие динамической ориентировки в пространстве
— вовлечение различных органов и систем в постоянно увеличивающуюся физиологическую нагрузку
— разминка стопы и предупреждение плоскостопия.
Завершается перестроением на выполнение комплекса ору
2. Основная часть
— формирование правильной осанки
— содействие подготовке организма ребенка к нагрузке, для этого с помощью определенных упражнений разогреваются различные части тела, что предупреждает травматизм и обеспечивает наилучший результат в выполнении движения
— применение подводящих упражнений для создания условий успешного овладения разучиваемых движений
— обучение новым движениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала
— воспитание физических и нравственно-волевых качеств
— совершенствование физиологических функций организма

3. Заключительная часть
— предусматривается переход от интенсивной деятельности к спокойной, снижение физиологической нагрузки, с тем чтобы в течение 2—4 мин после занятия пульс ребенка пришел в исходное состояние.

Продолжительность физкультурных занятий в ДОО
в 1 младшей группе — 10 мин
во 2 младшей группе — 15 мин
в средней — 20
в старшей — 25 мин
в подготовительной — 30 мин

Подбор физических упражнений на занятии

Принципы подбора упражнений
— функциональный
— анатомический
— физиологический

Для удовлетворения потребности растущего организма в движениях, развития физических качеств, содействия укреплению различных органов и систем на занятиях обязательно должны быть упражнения, дающие высокую физическую нагрузку, которые должны сочетаться с двигательными действиями средней и низкой интенсивности.

Успешному усвоению техники выполнения сложных движений содействует наличие подводящих упражнений, которые могут включаться в вводную часть или в комплекс общеразвиваюших упражнений.

Подводящие упражнения помогают овладеть техникой данного двигательного действия, когда ребенок невольно принимает нужное положение тела, выполняет движение нужным способом, так появляются те мышечные ощущения, которые соответствуют описанию, объяснению движений.

Подготовительные упражнения имеют своей целью общую подготовку, повышение функционального уровня органов и систем, развития физических качеств (силы, выносливости)

Способы организации детей на физкультурном занятии

— фронтальный
при котором все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, переключаясь на обучение одних, он не видит действия других. Поэтому при многократном повторении движения может закладываться его ошибочное выполнение ребенком и в последующем придется вносить в него коррекцию. Ребенок не имеет возможности наблюдать за действиями других занимающихся. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального представления о новом движении, для овладения первоначальными действиями с каким-нибудь новым пособием (мячом, обручем, мешочком и т.д.), когда создается ориентировка в выполнении. Например, фронтальное первоначальное выполнение подлезания под шнур в младшей группе, овладение целенаправленными действиями с мячом, подпрыгивания на месте и т.д., подбрасывание и ловля мяча, прокатывание мяча на противоположную сторону; прыжки со скакалкой (в средней группе) и т.д. Целесообразно фронтально выполнять движения не только на этапе первоначального разучивания, но и на этапе закрепления и совершенствования. Следует учитывать, что фронтальный способ применим только к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях физкультурного занятия.

— групповой
при этом каждая группа, как правило, упражняется в осуществлении определенных движений, поэтому количество детей у одного снаряда значительно уменьшается. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами, и это позволяет переходить к действиям на разных снарядах, что повышает интерес к занятию. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения: небольшое число детей позволяет обеспечить достаточное количество повторений для успешного овладения упражнением, ребенок имеет возможность слышать указания взрослого, относящиеся к нему и к другим детям; небольшой перерыв между повторениями, с одной стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны — успешно образуются временные связи и есть условия для наблюдения за выполнением упражнения другими детьми.
Знакомые физические упражнения дети выполняют без прямого надзора педагога, что развивает у них самостоятельность в использовании разученных движений, самоконтроль и самооценку. Данное движение включается в двигательный опыт ребенка. Групповой способ создает благоприятные условия для разучивания составных элементов движения. Однако если на занятии разучивается новое движение или способ его выполнения, то для закрепления не может быть взято движение, требующее подстраховки.
Разновидностью этого способа является посменный, когда дети выполняют одно движение сменами (одновременно 3—4 человека), упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыги-вание со скамейки и т.д.

— поточный
предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Однако обучение новому физическому упражнению при таком способе затруднено, поскольку мышечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затем стираются при осуществлении знакомых двигательных действий, и, подходя вновь к воспроизведению разучиваемого движения, ребенок допускает ошибки. При этом он лишен возможности учиться от сверстников, так как занят выполнением своего движения.
Данный способ успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений.

— индивидуальный
дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняющего упражнения и воспринимают замечания. Индивидуальный способ обеспечивает подстраховку для предупреждения травматизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразие приводит к монотонности, а отсюда — к отвлекаемости детей от процесса обучения. Такая организация не позволяет обеспечить достаточное количество повторений для усвоения, снижает физиологическую нагрузку, и к тому же образуется большой перерыв между повторениями.

— посменный
нередко инструктор на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей при выполнении физических упражнений. Так, внутри группового способа одни движения осуществляются индивидуальным способом (прыжки в высоту с разбега, кувырки и т.д.), а другие — посменно (подтягивание на скамейке, упражнения в равновесии, подлезание и т.д.). Подобное сочетание используется и в поточном способе.

Контроль при выполнении движений

— подсказки педагога, указания, напоминания
— контроль осуществляемый другим ребенком
— самоконтроль

Сочетание умственной и двигательной активности

Необходимо различать умственную активность, которая связана с психической нагрузкой, и двигательную активность, которая обеспечивает физическую нагрузку.
Между физической и психической нагрузками возникает обратно пропорциональная зависимость: с увеличением физической нагрузки, как правило, уменьшается психическая, а когда увеличивается психическая нагрузка, то падает физическая

Целесообразность использования времени проведения занятия определяется по общей плотности занятия, которая выражена временными показателями ко всей длительности занятия, данного в процентах.

Педагогически оправданным считается время, используемое на объяснение, указания для обеспечения точности выполнения, на показ, выполнение физических упражнений.

Расчет общей плотности занятия

Tn х 100
To , где Tn — время затраченное на выполнение упражнений
To — общее время занятия

Расчет моторной плотности занятия

Td х 100
To , где Td — чистое время выполнения упражнений
To — общее время занятия

Дети выполняют упражнения на синих ковриках

Дети обладают высоким уровнем двигательной активности и, конечно, без движения гармоничное физическое развитие малышей невозможно. Именно поэтому одним из основных векторов дошкольного образования является физкультурная практика с малышами. Однако эта работа требует от педагога не только знания методики организации учебно-воспитательной деятельности, но и возрастных особенностей ребят.

Цели и задачи физкультурных уроков в детском саду

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:

  • развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
  • предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
  • формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
  • приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);
  • воспитание заинтересованности спортом.

Малыши занимаются физкультурой

Занятия физкультурой с ранних лет воспитывают у детей интерес к спорту

Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками

Дети перешагивают через мягкие модули

Задачи физкультурных занятий соотносятся с уровнем физического развития малышей конкретного возраста

Организация работы на занятиях по физической культуре в ДОУ

Уроки физической культуры проводятся в детском саду трижды в неделю: два раза в спортивном зале или, если есть достаточно пространства, в группе, и один раз на улице, но при условии, что погода позволяет. В этом образовательном направлении с детьми работает инструктор по физкультуре или воспитатель (в случае, когда в ДОУ нет штатной единицы педагога по физической культуре).

Читайте также: