Распорядок дня ребенка в детском саду в 3 года

Обновлено: 05.07.2024

Ребёнка нужно приучать к режиму дня с первого года жизни, чтобы детский организм привыкал к определённому времени приёма пищи, сна, игр и развлечений.

В детском саду режим дня строго соблюдается. Задача родителей в выходные дни - придерживаться распорядка дня ребёнка, к которому он привык в детском саду.

Конечно же, по мере взросления режим дня ребенка меняется, появляются новые игры, ребёнок становится активнее, но есть моменты, которые нельзя упускать ни в каком возрасте, – это дневной сон и своевременное питание. Особенное внимание на это нужно обращать, начиная с трёх лет. В этом возрасте ребёнок очень активен, готов играть и веселиться целый день напролёт, не чувствуя усталости и отказываясь от дневного сна.

Все дети разные, у каждого свой режим. Рекомендуем один из вариантов режимов дня ребенка, который, с некоторыми вариациями, может использовать мамочка маленького человечка 3-4 лет.

8:30 Самостоятельные игры. В возрасте 3-4 лет ребёнок вполне может занять себя сам, если маме нужно, например, приготовить обед.

11:00 Собираемся на прогулку. На улице играем в мяч, катаемся на велосипеде, копаемся в песочнице, резвимся с ребятами на детской площадке и т.д.

14:00 Дневной сон. Если маленький неугомонный вертолётик не желает спать, предложите ему немного полежать с закрытыми глазками. Вот увидите, ребёнок обязательно уснёт. В крайнем случае, разрешите ему просто спокойно полежать. Абсолютное табу в это время на просмотр телевизора.

16:00 Лёгкий полдник.

16:30 Играем дома или отправляемся на очередную прогулку, если позволяет погода.

19:30 Спокойные занятия (конструктор, пазлы, рисование, чтение). Настраиваемся на сон.

20:00 Лёгкий душ или долгий заплыв в ванну с резиновыми уточками.

21:00 Пока мама рассказывает сказку, малыш пьет тёплое молочко или успокаивающий ромашковый чай.

21:30 Спокойной ночи, сладких снов!

И еще один совет. Не настаивайте на точном соблюдении установленного режима, если ребенок противится. Возможно, ваш малыш переживает кризис третьего года жизни и для него важно самостоятельно принимать некоторые решения, в том числе касающиеся режима дня.
Позвольте ему это! Помните, что ваш ребенок – самостоятельная личность и с его желаниями нужно считаться.

В трехлетнем возрасте ребенок становится более активным. Ему нужно много сил для игр и познавательной деятельности, общения со сверстниками. Для этого важно обеспечить ему, прежде всего, полноценный дневной и ночной отдых и правильное питание. Каким должен быть режим дня для ребенка в 3 года?

В 3 года ребенок выходит на новый этап развития. Он становится членом общества, поэтому общения с родителями ему уже мало. Большое значение приобретает общение со сверстниками. Если ребенок пока не посещает детский сад, ему необходимо обеспечить общение с другими детками на детской площадке. Можно записать его в группу раннего развития, чтобы он понемногу приучался к детскому социуму. Если же кроха пошел в дошкольное учреждение, его придется укладывать и поднимать утром пораньше. Узнайте распорядок дня детского сада, который будет посещать ваш малыш, и постепенно приучайте ребенка спать, кушать, бодрствовать в нужное время. Такой переход может занять до полугода, поэтому позаботиться о нем необходимо заранее. Сейчас малыш уже способен бодрствовать около 5–6 часов, потребности в отдыхе у него немного снижаются. Так, дневной сон сейчас остается один и может составлять около 1,5–2 часов. Но он должен присутствовать обязательно – пока ребенок еще не может обойтись без дневного отдыха. Такое положение сохранится до 6–7 лет. Значительно возрастает двигательная активность малыша. Он уже с легкостью преодолевает препятствия, может кататься на велосипеде, качелях, подолгу бегать-прыгать, залезать на возвышения, спрыгивать. Режим ребенка в 3 года должен включать достаточно времени для активных игр, физической активности.

ОСНОВНЫЕ РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

Суточная потребность в отдыхе составляет для трехлеток около 11 часов: 9 приходится на ночной сон, примерно 2 часа – на дневной. Лучше всего укладывать ребенка спать после обеда, когда он успеет достаточно устать после утренней прогулки. Ночной сон целесообразно организовывать не позднее десяти вечера. Важно, чтобы он поспал 9 часов до 7 утра, чтобы успеть в детский сад, если он туда ходит (или привыкнуть к этому распорядку). Кушать 3-летнему ребенку полагается не менее 4 раз. Сюда входят завтрак, обед, полдник и ужин. Продукты должны обеспечивать ребенку необходимый запас энергии и питательных веществ, чтобы он в течение дня мог быть активным физически и умственно, а значит – правильно развиваться. Гулять на улице, если позволяет погода, нужно не менее 4 часов в день: перед обедом и перед ужином. При этом в теплое время года все свободное время стоит проводить на свежем воздухе. Это благоприятно повлияет на аппетит, на сон и вообще развитие малыша.

Правильный режим дня для 3-х летнего ребенка

Постарайтесь избавить малыша от привычки перекусывать между приемами пищи. В противном случае он просто не будет голоден к нужному времени. Особенно вредно перекусывать мучным или сладостями. Объясните своим родственникам, что не нужно подкармливать ребенка печеньем или шоколадками, чтобы добиться его расположения. Для этого существуют более полезные вещи. Например, веселые игры, песенки или танцы.

ЧЕМ НАПОЛНИТЬ ДЕНЬ?


Купите календарь, в котором указаны год, месяц, число, день недели, а также есть возможность передвигать цифры. Каждое утро проговаривайте с крохой, какой сегодня день. Малыш будет учиться ориентироваться во времени, а пробуждение получится более плавным.

СТАНДАРТНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ

На самом деле универсального распорядка для трехлеток не существует. Как и для малышей других возрастов, поскольку каждая семья имеет свой уклад, свой график работы у мамы и папы, у них свои интересы, у других братьев-сестер в семье также свои потребности. Поэтому режим дня одного члена семьи не должен нарушать распорядка других. При составлении его можно ориентироваться на некий установленный стандарт, который нужно подстроить под конкретные обстоятельства. Выглядит он так:

- 7:00– 7:15 – подъем, водные процедуры; - 7:15– 8:30 – утренняя зарядка; - 7:30– 8:00 – время самостоятельных занятий малыша или помощь маме в сервировке стола; - 8:00– 8:30 – завтрак; - 8:30– 9:30 – развивающие игры с мамой; - 9:30– 11:30 – утренняя прогулка; - 11:30– 12:00 – подготовка к обеду (переодевание, мытье рук, уборка игрушек, которые брали с собой, помощь маме); - 12:00– 12:30 – обед; - 12:30– 14:30 – дневной сон; - 14:30– 16:00 – пробуждение, самостоятельные игры ребенка в поле зрения мамы; - 16:00– 16:30 – полдник; - 16:30– 18:00 – вторая прогулка в парке или на детской площадке; - 18:30– 19:00 – ужин; - 19:00– 20:00 – спокойные игры; - 20:00– 20:30 – уборка игрушек, уборка комнаты; - 20:30– 21:30 – купание, массаж, вечерний ритуал укладывания, сон до утра.

Режим дня – основа, помогающая распределить по часам необходимые занятия и действия, упорядочить их и усвоить этот порядок. А это означает и порядок в жизни, стабильность, которая так важна для детской психики.

Особый противопожарный режим

Особый противопожарный режим В нашем садике проходит месячник по профилактике мер пожарной безопасности. В связи с этим администрацией города Асбеста создан приказ.

Трехлетка

Малышу уже три года, и его необходимо подготавливать к режиму дня, так как в скором времени ребенку предстоит пойти в детский сад

Стремление к независимости отражается на настроении и характере малыша. Иногда он капризничает, упирается, перестает слушаться старших. Это явление психологи называют кризисом трехлетнего возраста. Преодолеть его поможет поддержка и внимание родителей. Маме в этот период тоже непросто – обычно приходится выходить на работу, совмещать ее с бытом и уходом за ребенком.

Развитие трехлетнего ребенка


В трехлетнем возрасте ребенок впитывает информацию, пополняет свой словарный запас новыми фразами, пытается читать книги по буквам или по слогам. Он моделирует поведение, копируя старших, стремится походить на взрослого, который является для него авторитетом.

Особенности режима трехлетки

Режим трехлетнего ребенка практически такой, как в два года. Единственная разница – у крохи сокращается дневной сон: он просыпается раньше, а спать укладывается немного позже (около 21 часа). Теперь он бодрствует до и после послеобеденного сна по 6-6,5 часов.

Сон трехлетки

Сон в режиме трехлетнего ребенка становится меньше. Но родителям, несмотря на все протесты малыша, необходимо укладывать его вовремя как ночью, так и днем

С новым распорядком связаны и особенности устанавливаемого мамой регламента. Купание проводится перед сном, что позволяет ребенку больше погулять перед ужином, а после него заняться играми. Трехлетние малыши уже неохотно ложатся спать днем. Однако родителям не следует потакать желаниям крохи и оставлять его бодрствовать. Недосыпания отрицательно сказываются на здоровье и самочувствии, развитии центральной нервной системы.

Особенно это заметно летом, когда дети засыпают с наступлением темноты немного позже, а утром встают с солнцем раньше обычного времени. В таких ситуациях некоторые малыши становятся раздражительными, непослушными, их трудно увлечь игрой. Так проявляет себя дефицит сна. Важно стараться, чтобы дневной сон малыша был полноценным. Если он позже засыпает вечером, или раньше встает утром, следует откорректировать расписание, и стараться укладывать в кровать на 1-1,5 часа раньше.

Общение и познание окружающего мира

Трехлетнему ребенку недостаточно общения только с близкими людьми, ему важно найти свое место в коллективе сверстников. Когда малыш не ходит в сад, следует водить его на детскую площадку, где будут освоены первые навыки поведения в обществе. Важно научить карапуза не брать без спросу детские игрушки, соблюдать очередь при катании с горки, на качелях. Эти навыки помогут адаптироваться к правилам социума и обрести первых друзей.

У трехлетки буйная фантазия. Рассказывая взрослым придуманные истории, он не обманывает в том смысле, в котором старшее поколение воспринимает ложь, не различает грань выдуманного и реального мира. По этой причине не стоит показывать крохе мультфильмы со страшными сказочными героями (вампирами, Бабой-ягой и подобными). Нельзя также бранить его за бурные фантазии.

Общение ребенка

Ребенку очень важно научиться общаться с другими детьми именно в раннем возрасте, иначе потом могут возникнуть в этом плане проблемы и, как следствие, отсутствие друзей

Распорядок дня трехлетнего малыша

Основа распорядка дня – сон крохи. Ночью он длится около 10 часов, днем – 2 часа. Если малыш засыпает в 21-00, то просыпается около 7-00, как раз к завтраку или походу в сад. Организация питания – второй значимый пункт в расписании. Кормят трехлеток 4-5 раз в день, стараясь не отклоняться от времени приема пищи больше, чем на 30 минут. Представленная таблица описывает примерный режим малыша в возрасте 3-4 лет в дни, когда он не ходит в сад.

Распорядок малыша, который ходит в сад


Предусмотрен ли просмотр телевизора?

Если строго соблюдать установленный режим не получается из-за сопротивления ребенка, родителям не следует настаивать на соблюдении всех пунктов. В трехлетнем возрасте проявляется личность, и малыш в состоянии сказать, чего он хочет. С его желаниями нужно считаться, но только если это не касается просмотра телевизора.

Телевизор для ребенка

Родителям важно контролировать время просмотра передач ребенком, а также выбирать только добрые мультики без насилия и страшных героев

Однако, если малыш тянется к пульту и настоятельно требует продлить сеанс, не следует идти на поводу. Длительный просмотр освобождает время родителей, позволяет сделать что-то по дому, но причиняет вред неокрепшей психике и дает сильную зрительную нагрузку.

Рацион и режим питания в 3-4 летнем возрасте

В 3 года малышу достаточно 4-х разового питания. Когда он с трудом выдерживает паузы между приемами пищи, можно позаботиться о легком перекусе (орехи, йогурт, яблоко). Не нужно нагружать детский организм бутербродами и шоколадом в большом количестве. Эта ошибка чревата ожирением и тем, что ребенок не осилит свою порцию в обед или на ужин.

Режим питания малышей в 3-х летнем возрасте важно организовать по такой схеме:

Активные игры и занятия

Маме легко понять, в какое время малыш наиболее активен, склонен к подвижным играм, а в какое готов к интеллектуальным занятиям и умственному развитию. Под внутренние ритмы крохи важно подстроить и дневной режим. Например, если ребенок активен в первую половину суток, следует использовать это время для занятий физкультурой и игр со сверстниками. Время после полдника в этом случае стоит отвести под чтение, лепку, собирание пазлов, интеллектуальные игры.

Прогулки для ребенка

Ежедневные прогулки на свежем воздухе укрепляют организм малыша и способствуют здоровому сну

Адаптация в коллективе

Расписание малыша 3-4 лет зависит от окружения. Вышла ли мама на работу? Может ли поручить кроху бабушкам и дедушкам, если занята? Или же приходится искать детский сад, группу неполного дня? Выбирая сад, следует ориентироваться не только на отзывы и его репутацию, но и на близкое расположение к дому. Это поможет не тратить время на поездки в сад, избежать контакта с людьми в транспорте.


Подготавливая малыша к посещению сада, следует узнать режим заведения, и придерживаться его заранее, в течение 3-6 месяцев до начала посещения сада и выхода мамы на работу. Новый коллектив – стресс для малыша, но режим сориентирует его в непривычной обстановке.

Не менее важно обучить ребенка основным навыкам самообслуживания:

  • мыть руки и чистить зубки;
  • ходить на горшок;
  • уметь общаться со сверстниками;
  • аккуратно кушать, не разбрасывать еду и хлеб;
  • надевать верхнюю одежду, обувь и шапку без помощи взрослых.

Маме на заметку

Если время сна трехгодовалого малыша с каждым днем сокращается, это свидетельствует о недостаточной физической нагрузке. Рекомендованы игры и занятия спортом на свежем воздухе. Наоборот, когда малыш спит больше обычного, это говорит о физическом переутомлении, недостатке витаминов в рационе. В этом случае следует ввести в дневной план больше спокойных игр, обеспечить богатый фруктами и овощами рацион.

Важно не нагружать малыша большим объемом информации, пытаясь воспитать вундеркинда. Все способности проявятся в свое время. Пока же кроха развивается и набирается сил. Правильный распорядок поможет ему расти активным, любознательным, здоровым, каждый день открывать много нового в нашем удивительном мире.


Требования к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Всем известно, что здоровье человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в дошкольном периоде. В процессе контрольно-надзорной деятельности специалисты службы Роспотребнадзора уделяют огромное значение вопросам соблюдения в ДДУ и других образовательных учреждениях требований к режиму дня, его соответствию возрастным нормам детей, разъяснительной работе с родителями и педагогами.

За 9 месяцев текущего года специалистами Управления Роспотребнадзора по Курской области проверена организация воспитательно-образовательного процесса в 101 учреждении дошкольного образования, в 19 из них выявлены те или иные замечания по организации работы с детьми.

В основном отмечаются нарушения длительности непрерывной непосредственно образовательной деятельности в первую и во вторую половину дня, продолжительности сна, прогулок.

Следует помнить, что организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.

Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

Прогулки необходимо организовывать 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3-4 часа и дневной сон; при организации режима пребывания детей до 5 часов - организуется однократный прием пищи.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2 - 2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Очень важно в дошкольном учреждении правильно организовать образовательную деятельность.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

Не стоит недооценивать данных рекомендаций. Действующие нормативы разработаны и базируются строго на научном подходе, с учетом возрастных особенностей детского организма, и их соблюдение имеет огромное значение для формирования здорового в физическом и психологическом плане человека, с другой стороны - игнорирование рекомендованных норм не проходит бесследно и может иметь нежелательные последствия со стороны организма ребенка, в том числе отдаленные, которые заявят о себе в будущем.

3 года – новый важный этап в жизни ребенка. В этом возрасте происходят изменения в развитии и социальной жизни ребенка. Прочитав эту статью, вы узнаете:

  • возрастные особенности ребенка в три года,
  • чем возраст 3 года отличается от других возрастных периодов,
  • что такое кризис самостоятельности и как его преодолеть,
  • особенности режима дня
  • подготовка к детскому саду

Особенности возраста

Игра. На четвертом году жизни ведущей психической деятельностью ребенка становится игра. Любое знание, любой опыт малыш способен воспринимать и усваивать в игровой форме.

Как преодолеть кризис 3-х лет?

Что же делать родителям, чтобы помочь ребенку в три года пройти этот возрастной кризис наиболее адаптивно и как не усугублять его проявления? У нас есть несколько рекомендаций:

  1. Границы. В возрасте 3 лет ребенку особенно важны границы. Сейчас, когда малыш активно отстаивает свои, ему нужны ориентиры. Их чего состоят границы:

Например, ломать ценную вещь нельзя, зато можно скомкать кусок пластилина. Бить братика нельзя, но можно потопать ногами и побить диванную подушку. Рисовать на обоях нельзя, но можно рисовать на большом ватмане в специальном месте или в ванной пальчиковыми красками.

- Режим и ритуалы. Чем больше стабильности и предсказуемости будет в жизни ребенка, тем легче ему будет адаптироваться к текущим событиям. О любых переменах малышу важно сообщать заранее.

  1. Помогите малышу распознать свои эмоции. Важно учить малыша различать свои эмоции. Ребенок еще не понимает, что с ним происходит и не умеет контролировать свои чувства.

- Бить – это норма

- Не понимает, почему папу бить можно, а месячного братика нет.

- Если ударят меня – это допустимо, ведь бить – это норма.

Подготовка к детскому саду: адаптация режима

Малыш идет в детский сад – это важный этап семьи на четвертом году. Это первый серьезный социальный институт, начало социализации малыша. Прежде основным социумом была его семья. И теперь те правила, ритуалы, режим дня, к которым привык ребенок должны пройти адаптацию, синхронизироваться с правилами и режимом дня детского сада.

Если ребенок привык ложиться спать в 22:00, и вставать в 9:00 утра, то быстро адаптироваться к режиму детского сада может быть сложно. Режим в детских садах ранний, малыши начинают день уже в 8:00 утра, поэтому адаптироваться лучше заранее.

Приведем пример режима дня трехлетнего ребенка для детского садика. Такое режим несложно воспроизвести и на дому:

Для того, чтобы малышу легче было привыкнуть к новому режиму, старайтесь постепенно подводить распорядок дня под тот, который принят в садике. Если режим у малыша был поздний, то постепенно, с шагом 15 минут корректируйте его в более раннюю сторону на 15 мин каждые 3 дня.

Днем, во время бодрствования, важно проговаривать все предстоящие изменения распорядка дня ребенка. Делать это можно в игровой форме - проигрывайте ситуацию с садиком на игрушках, рисуйте, лепите из пластилина, сочиняйте сказки. Сходите днем на прогулку или в гости в будущий садик. Покажите малышу, как там все устроено.

Хорошим способом помочь малышу адаптироваться под режим сада – ввести ритуалы. Придумайте ритуалы на прощание и на встречу. Если правила садика позволяют, можно дать малышу с собой какую-то привычную любимую вещь – талисман или игрушку. Игрушка станет для ребенка дополнительной связью с мамой на время пребывания в саду. Такой примем хорошо работает и на 3-4 году жизни, и в более взрослом возрасте.

Любая адаптация, любая перестройка режима требует времени. Но главное в этом вопросе не время, а стабильность - прежде всего психологическая. Чувствуя за собой родительский тыл, ребенок легко справится с любой адаптацией и перестроится под новый распорядок жизни.

Читайте также: