Рамка готовность к школе

Обновлено: 02.07.2024

Поступление в школу – это очень волнительный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. Важно понимать, что это первый шаг во взрослую жизнь, потому что ребенок оказывается в новом для себя социуме, поэтому он должен понимать и принимать правила этого общества, чтобы дальнейшее обучение происходило без дополнительных проблем. Давайте разберемся – что же такое готовность к школе и каковы её виды и критерии?

Раньше готовность ребенка к школе оценивалась по определенному объему его знаний. Сейчас же педагоги и психологи расценивают знания не как цель, а как средство развития ребенка. Ребенок должен уметь пользоваться этим знанием, самостоятельно его добывать и анализировать.

Говоря о видах готовности к школе, можно выделить следующие:

  • психологическую готовность,
  • интеллектуальную готовность,
  • социальную готовность,
  • физическую готовность.

В связи с этим каждому родителю хочется знать, как подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Как понять, готов ли он морально к этому? Как ему помочь, если в школе он столкнется (а это наверняка произойдет) с первыми в его жизни школьными трудностями? Это очень важные вопросы, поэтому рассмотрим максимально подробно, как можно подготовить своего ребенка, чтобы его пребывание в школе было для него комфортным.


Что нужно уметь к первому классу

Существует определенный перечень простых навыков, которыми ребенок уже должен владеть перед поступлением в школу. Вот их перечень:

Подразумевается, что ребенок уже освоил все навыки и умения перед поступлением в первый класс. Безусловно, большую роль в этом в процессе играют детские сады и родители, которые должны заложить определенную базу, в рамках которой будет происходить дальнейшее обучение.


С какими стрессами ребенок может столкнуться

Когда ребенок идет в первый класс, то вполне естественно, что он испытывает волнение в связи с попаданием в незнакомую и непонятную для себя обстановку.

Все дети, которые в первый раз идут в школу, сталкиваются со следующими видами стрессов:

  • Иммунологический. Ребенок попадает в большой коллектив детей и взрослых, у каждого из которых свое состояние здоровья. Кто-то чихает, кто-то кашляет, при этом это происходит не на открытом воздухе, а в условиях закрытого пространства. Поэтому вполне естественно, что в классе, коридоре или столовой дети сталкиваются с различными вирусами.
  • Социальный. Школа – это всегда новый коллектив, где каждому приготовлена своя роль. Ребенок должен адаптироваться к новым условиям, занять определенную нишу в социуме.
  • Учебный. Здесь имеется в виду не только выполнение домашних заданий, но и необходимость спокойно сидеть на уроке положенное время, поднимать руку, когда он хочет что-то сказать или ответить на вопрос преподавателя.

В этом случае помогает предварительная подготовка в виде посещения детского сада. Поэтому если ваш ребенок не посещал его, то хотя бы за год до школы нужно отдать его в сад или в развивающий детский центр. Здесь он столкнется с примерно теми же ситуациями, что и в школе (коллектив детей, разные социальные роли, тот же учебный стресс, только в более мягкой форме).


Как понять, подготовлен ли ребенок к школе психологически

Важно говорить не только об интеллектуальной готовности ребенка к школе, но и том, насколько уровень его психологической зрелости позволяет ему учиться. От этого зависит не только его успеваемость, но и самочувствие.

О. А. Карабанова включает несколько свойств и способностей ребенка, которые демонстрируют его психологическую готовность к обучению в школе:

  • Возможность выполнения ребенком учебной деятельности под руководством педагога, а затем самостоятельно.
  • Наличие предпосылок для усвоения системы научных понятий.
  • Освоение навыков кооперации и учебного взаимодействия в отношениях с другими детьми и преподавателями.


Школа и здоровье ребенка

Физическое состояния ребенка – это еще один важный момент, который нужно учитывать при подготовке к школе.

В возрасте 6-7 лет у детей происходит ряд важных изменений в организме – это смена зубов и интенсивный рост всего организма. Не зря наиболее благоприятным возрастом для начала обучения считается 7 лет, но в ряде случаев ребенок садится за парту в возрасте 6 лет. Часто такие дети оказываются недостаточно физически развиты, чтобы выдержать все школьные нагрузки.

С точки зрения подготовки к первому классу и того, что могут сделать родители, важно отметить большое значение летнего отдыха перед учебой. Задача родителей – организовать отдых таким образом, чтобы ребенок смог отдохнуть от большого количества людей (и, как следствие, большого количества инфекций), огромного количества выхлопных газов и бытовой химии, а также общепита.

Идеальное место для этого – дом в деревне у бабушки, где минимум людей, всегда свежий воздух и полезные продукты. Если такой возможности нет, то подойдет любой загородный отдых на даче (естественно, под присмотром родителей). В таких условиях ребенок будет физически развиваться, у него нормализуется работа сосудов и сердца, он полноценно отдохнет и окрепнет перед долгим учебным годом.


Как подготовить ребенка к школе: советы родителям

В то время, когда детей не учили писать и читать до школы, они воспринимали школу и поступление в 1 класс как нечто особенное и волнительное для них событие. Дети буквальным образом ощущали смену своего статуса – с дошкольника на школьника. Это был настоящий прогресс в развитии их личности, потому что именно в школе они начинали обучаться чтению, письму и другим школьным навыкам.

Еще каких-то 40-50 лет трудно было представить ребенка, который не хотел идти в школу. Сейчас же таких детей становится все больше. В чем же может быть причина? Дело не в пресловутой разнице поколений, которой так привыкли апеллировать многие люди, не знакомые со всей спецификой. Дело в том, что граница между детским садом и школой, дошкольным и школьным возрастом, постепенно размылась. Получается, что писать и читать их уже научили в детском саду, поэтому дети задаются резонным вопросом – а чем же мы будем заниматься в школе? Они понимают, что в первом классе они будут заниматься примерно тем же, чем они занимались в детском саду. Соответственно, у современных детей элементарно пропадает мотивация к учебе еще до поступления в школу.


В таком случае родителям помогут рекомендации, как правильно подготовить ребенка к школе и сохранить в нем мотивацию к учебной деятельности. В первую очередь, нужно создать четкий переход между поступлением в первый класс и тем, что было до этого. Не нужно излишне перегружать ребенка чередой домашних заданий по изучению математике, чтению и другим навыкам – в школе его всему научат если, повторимся, в нем сохранится мотивация к обучению. Важно сконцентрировать его внимание не только на обязанностях, которые он должен будет выполнять, но и на каких-то приятных вещах, которые ждут его в школе.

Гост

ГОСТ

Понятие и сущность готовности к школе

Готовность к школе — это наличие у ребенка определенных свойств и навыков поведения, а также ряда компетенций, необходимых ему для восприятия, переработки и успешного усвоения знаний.

Одним из главных результатов дошкольного детства является поступление ребенка в школу. Поступление в школу кардинально меняет социальное положение и статус ребенка. В связи с чем, основной задачей детского дошкольного учреждения является формирования готовности к школьному обучению.

Готовность к школе – это не только овладение ребенком определенных умений и знаний, а наличие у него совокупности конкретных компонентов. Данные компоненты определены во ФГОС ДО и представляют собой целевые ориентиры, на которые опираются педагоги ДОУ и к которым они стремятся.

Целевые ориентиры дошкольного образования – это осуществление преемственности между дошкольным образованием и начальным школьным образованием.

Именно поэтому одной из задач современного детского сада является создание необходимых условий для успешного формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Под условиями понимается создание благоприятной психологической атмосферы, способствующей естественному формированию всех компонентов готовности к школе, в процессе полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства.

Таким образом, готовность ребенка дошкольника к обучению в школе формируется постепенно на протяжении всего периода дошкольного детства, специфические ее показатели проявляются к семи годам.

Готовность ребенка к школе определяется наличием ряда показателей, каждый из которых должен быть на необходимом уровне:

  1. Интеллектуальная готовность к школе – это наличие у ребенка определенной системы знаний, умений и навыков. Кроме того, ребенок должен обладать способами познаниями, такими как умение не просто слушать учителя, но и слышать его, формулировать и задавать вопросы, отвечать на вопросы учителя и сверстников понятно и развернуто.
  2. Эмоционально-волевая готовность к школе – сформированность у ребенка произвольности поведения, психических процессов, деятельности, эмоциональной регуляции.
  3. Личностная готовность к школе – это наличие у ребенка адекватной оценки самого себя, своего поведения, уровня собственных знаний.
  4. Коммуникативная готовность к школе – овладение ребенком навыков свободного общения ос взрослыми и сверстниками, умение ясно, точно и логично излагать собственные мысли.
  5. Мотивационная готовность к школе – наличие у ребенка познавательной и социальной мотивации, сформированная внутренняя позиция по поводу нового социального статуса – школьник.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности формирования готовности к школе в рамках ДОУ

На процесс формирования готовности ребенка к школе оказывают влияние все педагоги ДОУ (воспитатель, психолог, музыкальный руководитель и т.д.). Такой комплексный подход предусмотрен ФГОС ДО. Это необходимо для того, чтобы дать общую оценку готовности ребенка к школе, осуществив всесторонний анализ всех компонентов разными специалистами.

Основным методом формирования готовности ребенка к школе является игра. Это связано с тем, что именно игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Через игру у детей формируется представление об окружающем мире, приобретаются знания, умения и навыки. Кроме того, в процессе игры у ребенка развиваются необходимые личностные качества, такие как ответственность, самостоятельность, настойчивость, старательность и ответственность.

Игра ребенка дошкольного возраста, вне зависимости от ее вида, имеет определенную цель, достижение которой требует от него определенных знаний и умений. Поэтому для успешной игры, ребенку нужно обладать достаточно широким спектром знаний, которыми он стремится овладеть как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

В процессе игры у ребенка формируются навыки организованного поведения, что готовит его к последующему обучению к школе.

Таким образом, занимаясь развитием ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста – игры, осуществляется подготовка его будущей ведущей деятельности – учебной.

Условия формирования готовности к школе

В рамках ДОУ необходимо соблюдать ряд условий по формированию у детей готовности к школьному обучению.

Педагогические условия формирования готовности к школе:

  1. Использование в воспитательно-образовательной деятельности разнообразных видов мотивации (игровая, практическая, познавательная, учебная, личностная, сравнительная и т.д.).
  2. Применение различных игровых тренингов, направленных на развитие у детей дошкольного возраста произвольности поведения.
  3. Использование игровых этюдов с целью осуществления психо-мышечной тренировки, а также с целью овладения детьми приемами саморасслабления.
  4. Использование расширенной шкалы оценивания результатов детской деятельности. Оценка может быть комплексной, включать в себя оценивание непосредственно педагогом, другими детьми, самооценку и т.д.
  5. Использование в образовательной деятельности различных методов, средств и форм обучения, их сочетание и чередование.
  6. 6.Применение в воспитательно-образовательной деятельности разнообразных методов, средств и приемов умственного обучения и развития детей дошкольного возраста (активная деятельность, развивающие игры, изобразительная и театрализованная деятельности, конструирование, практическая деятельность и т.д.).
  7. Наличие у воспитателя четкой позиции по вопросам формирования у детей дошкольного возраста готовности к обучению в начальной школе. Позиция педагога должна быть направлена как на стимулирование познавательной активности детей, так и на поддержку собственной активности ребенка.

Таким образом, в рамках дошкольного образовательного учреждения должны быть созданы все необходимые условия для успешного формирования у детей готовности к последующему обучению в школе.

Выступление -презентация раскрывает не только теоретическую сущность психологической готовности детей к обучению в школе, но и даёт практические рекомендации по подготовке ребёнка к школьному обучению.

ВложениеРазмер
Выступление-презентация "Психологическая готовность детей к обучению в школе в рамках ФГОС" 1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Мотивационная готовность Волевая готовность Интеллектуальная готовность Социальная готовность Психологическая готовность:

Мотивационная готовность желание учиться, получать знания умение слушать учителя и выполнять его задания определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Волевая готовность умеет ставить цель; принимать решения; намечать план действий; принимать усилия для реализации поставленной цели; преодолевать препятствия.

наличие кругозора запас конкретных знаний интерес к знаниям. Интеллектуальная готовность

Социальная готовность умение строить отношения с учителем умение общаться со сверстниками отношение к себе

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к школе.

Упражнения, которые помогут подготовить ребенка к школе Задачи – головоломки Мозаика Назови одним словом Какая фигура не подходит Отгадай загадку Закончи предложение Четвертый лишний Скажи наоборот Что будет, если…

Развитие мелкой моторики и графических навыков

рисунок по точкам

обведение по контуру, штриховка

рисование орнамента по клеточкам

рисование линий различной формы и сложности

Это важно! Не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки Не учить писать, а развивать мелкую моторику Развивать способность ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, уметь пересказывать

Модель выпускника детского сада физически развитый; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками.

Ребенок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы это будем делать, зависит образ будущей личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Выступление на педагогическом совете "Проблема формирования готовности детей к школе".

В данном методическом материале отражено понятие Й"готовность ребенка к школе", включающее в себя физиологическую, психологическую, личностную адаптацию.Родителям даны советы, чтобы исключить школьную.

Выступление на родительском собрании "Физическая готовность детей к школе"

Выступление на родительском собрании.


Выступление на открытом родительском собрании на тему: "Психологическая готовность детей к школе"

Психологическая готовность детей к школе.

Психологическая готовность ребёнка к школе в рамках ФГОС

Выступление -презентация раскрывает не только теоретическую сущность психологической готовности детей к обучению в школе, но и даёт практические рекомендации по подготовке ребёнка к школьному об.

Психологическая готовность ребёнка к школе в рамках ФГОС

Выступление -презентация раскрывает не только теоретическую сущность психологической готовности детей к обучению в школе, но и даёт практические рекомендации по подготовке ребёнка к школьному об.


Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе.Задачи:1. Формировать психологическую компетентность ро.

Читайте также: