Райт миллс властвующая элита краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Властвующая элита , в изображении Миллса, - это в основном состоятельные белые мужчины англосаксонского происхождения, квалифицированные специалисты, многие из них окончили одни и те же престижные университеты, состоят членами одних и тех же клубов и совместно заседают в правительственных комитетах. Их заботы во многом совпадают. Бизнесмены и политические лидеры работают вместе и тесно связаны с военными посредством контрактов на приобретение вооружения и ассигнований на различные поставки вооруженным силам. В высших эшелонах всех трех сфер - политики, экономики и армии - происходит постоянное взаимодействие. Политики имеют деловые интересы, лидеры в сфере бизнеса часто стремятся к политическим постам, высший военный состав нередко заседает в советах крупнейших компаний. [2]

Уже в книге Властвующая элита , понимая под этим понятием союз промышленной, политической и военно-бюрократической элит, Миллс утверждал, что любой социологический анализ чего-то стоит лишь в том случае, если он касается борьбы за власть: 1) между конфликтующими классами; 2) между управляющими и управляемыми; 3) между высшими и могущественными людьми и простым человеком. [3]

Уже в 1956 г. Ч. Р. Миллс, чья Властвующая элита 12 не являясь со всей определенностью теорией конфликта, все же разделяет некоторые ее общие положения, заявил о необходимости пересмотра понимания социологии как науки, свободной от ценностных ориентации и идеологического давления, поставив задачей исследователя не объяснение реальности, а подготовку социальных изменений, участие в реальных событиях. [4]

В период хрущевской оттепели выходят переводы известных книг - Ч.Р.Мил-лса Властвующая элита и С.Н.Паркинсона Закон Паркинсона, которые повлияли на рост интереса к данной проблематике. Эти авторы разработали концептуальный аппарат и поставили целый ряд методологических проблем относительно механизмов рекрутирования элиты, политической мобильности, состава политической элиты, ее субкультуры и роли в подготовке, принятии и осуществлении политических решений. [5]

Как и Миллс, он пришел к выводу, что властвующая элита действительно существует, и именно она принимает наиболее важные для страны решения, а ее члены в основном являются выходцами из высшего класса. В отличие от Миллса, он считает, что военные образуют довольно замкнутую систему и оказывают влияние на политические и экономические решения только в периоды кризисов или войны. [6]

То есть образованное общество долгое время представляло собой генетически связанный с властвующей элитой и во многом единый социокультурный субстрат - где рождалась и бытовала русская мысль разных оттенков и направлений; где, наконец, происходил переход от преимущественно интеллектуальных увлечений к практике. [7]

Важной книгой, которая подчеркивает концентрацию политической власти в руках небольшой элиты, является книга Райта Миллса Властвующая элита . Однако Миллс рассматривает проблему не с точки зрения классовых отношений и экономической базы политической власти. По этой причине он заблуждается, приписывая государству, которое он называет политическим директором, независимую роль. Однако он прав, приписывая военным возросшее значение в политической жизни. [8]

Более того, поскольку профессиональные организаторы ( по терминологии социологов тех лет, а на самом деле - властвующая элита ) никак не вписывались в границы основных классов, то их стали выделять в особый социальный слой. Так, высшие слои советского общества, отсутствовавшие в эмпирических стратификационных исследованиях, появляются в теоретических конструктах советских авторов. [9]

Здесь мы не рассматриваем ситуации типа 1917 н 1991 годов в России, когда происходила полная и быстрая смена властвующих элит , а карьеры и состояния делались за считанные дни. [10]

С другой стороны, вызывает сомнение, что в Британии или где-либо еще в действительности существует группа настолько скоординированная и сплоченная, как властвующая элита , соответствующая определению, данному Миллсом. В действительности между различными властными структурами наблюдается существенное разделение взглядов и интересов, и хотя в определенных условиях они могут сотрудничать между собой, но на самом деле они более разнообразны и фрагментарны, чем это представлено у Миллса. Истина, вероятно, находится где-то посередине между картиной, нарисованной сторонниками плюралистических теорий, и анализом, предложенным Миллсом. [11]

Итак, для установления полной гармонии в замкнутой системе общества, в котором уровень знаний и организации определен только позицией вождя оставалось определится с тем, как именно наладить взаимоотношения во властвующей элите . Однако всякая искусственно замкнутая система неизбежно теряет устойчивость и властвующая элита при всей кажущейся органичности взаимодействия перестает сохранять свою структуру и в конце концов разрушается под действием внешних источников. Именно этому вопросу и будет посвящена вторая часть работы. [12]

В последнее время в связи с обострением внутренних противоречий в страгэх, социологи фиксируют внимание на возрастакгцее отчуждение человека, бюрократизацию общества; показывают, что за фасадом демократических институтов скрыиается своекорыстная властвующая элита . [13]

В противовес мнению сторонников плюралистических теорий, Миллс полагает, что в Соединенных Штатах существуют три четко различимых уровня власти. Властвующая элита занимает высший уровень, формально и неформально принимая наиболее важные политические решения, оказывающие влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику. Труппы интересов, на которых концентрируют внимание сторонники плюралистических теорий, действуют в среднем эшелоне власти совместно с местными органами правления. Их влияние на основополагающие решения ограничено. На самом нижнем уровне находится основная масса населения, которая не оказывает практически никакого влияния на принимаемые решения, так как они разрабатываются в ходе закрытых заседаний, где собираются представители властвующей элиты. Элита также охватывает высшие эшелоны власти обеих партий. Во главе каждой партии стоят лица, имеющие общие интересы и взгляды. Поэтому реальные альтернативы, предоставляемые избирателям в ходе выборов президента или конгрессменов, отличаются столь незначительно, что последствия этих различий практически не имеют значения. [14]

Райт Миллс ( 1916 - 1962) - теоретик элитаризма относительно левых взглядов - был известен в нашей стране, пожалуй, лучше других. Его книга Властвующая элита была издана на русском языке еще в 1959 году вскоре после появления на свет, что, конечно, случай совершенно нетипичный. [15]

Критикуя плюралистический элитизм сторонники этой идеи (Чарльз Миллс, Ральф Милибанд и др.), полагают, что главным элитообразующим признаком являются не набор каких-либо экстраординарных индивидуальных качеств, а обладание ключевой позицией в системе основных институтов власти. С их точки зрения, практическая способность демократических процедур (политические выборы, референдумы и др.) повлиять на политическую жизнь де факто является весьма ограниченной, так как находящаяся у власти элита не стремится предоставить представителям масс возможность оказывать влияние на принятие политических решений [10] .

Кто такие властные элиты в обществе? Кто в состоянии творить историю и влиять на важные политические решения? Подобные вопросы задаёт американский социолог К. Райт Миллс в своём эпохальном исследовании "Властная элита" („Элита власти“). В 1956 году Миллс выступил с фундаментальной критикой демократической системы своей страны, которая отдаёт эхом и по сей день. Социально-политические потрясения, которые в настоящее время происходят в США, являются результатом серьёзных политических ошибок, допущенных ещё со времен Миллса. Ниже приводится выдержка из книги „Элита власти“, недавно опубликованной на немецком языке Маркусом Б. Клекнером, Бьорном Вендтом и Михаэлем Вальтером.

Сила обычного человека зависит от относительно узких границ, которые совпадают с границами его повседневной среды, таких как пределы его семьи и друзей, его профессиональной жизни и окружения. Но даже в этом небольшом пространстве среднестатистическим человеком, похоже, движут более мощные силы, которые он не может ни понять, ни освоить. Он не имеет никакого влияния на революционные изменения, определяющие его поведение и взгляды, потому что это суть современной структуры общества ставить перед человеком цели, совершенно не принадлежащие ему. Под давлением со всех сторон и подвергаясь переменам, человек в нашем массовом обществе испытывает чувство будто он живёт без пользы, без смысла, без цели в эпоху, которая обрекает его на бессилие.

Однако далеко не все люди в этом смысле являются "простыми" людьми. Централизация всех средств власти и информации означает, что некоторые немногие в нашем обществе занимают определённые позиции, с которых они могут смотреть на других свысока и влиять своими решениями на повседневный мир среднегостатистического человека. Эти немногие не являются рабами своей профессии или заключёнными своего рабочего места. Скорее, они могут создавать или ликвидировать рабочие места для тысяч других людей. Они также не ограничены постоянными повседневными и семейными обязанностями, но могут избежать их в любое время, если сами того пожелают. Они также не привязаны к определённому месту, а могут жить где угодно и как угодно. Для них это не означает, что они должны „делать только то, что требуют день и час". Они сами выдвигают немало таких требований, а затем обеспечивают их выполнение другими.

Признают они это или нет, но их опыт работы с техническими и политическими средствами власти делает их намного превосходящими остальное население. Среднестатистический американец вполне может сказать о влиятельных людях, о которых писал Джейкоб Буркхардт: "Они все те, кем мы не являемся". [*]

Властная элита состоит из людей, которые в силу занимаемых должностей возвышаются высоко над ограниченным горизонтом среднегостатистического населения. Их позиции дают им возможность принимать решения наибольшей важности. При этом не так важно, используют они эту возможность и принимают ли такие решения или нет. Решающим является скорее тот факт, что у них есть возможность сделать это благодаря своим ключевым позициям.

Если они воздерживаются от действий, не принимают какое-то решение, то это часто имеет более серьёзные последствия, чем их окончательные выводы - ведь они доминируют над самыми мощными иерархиями и организациями современного общества. Они управляют большим бизнесом. Они сидят у контроля государственного аппарата и претендуют на все вытекающие из этого прерогативы. Они командуют вооруженными силами. В нашей социальной структуре они занимают стратегически важные командные посты. Таким образом они также располагают всеми средствами для эффективного использования власти, богатства и авторитета, которыми они наслаждаются.

Но правящая элита отнюдь не состоит из одиноких правителей. Реальными хозяевами их идей и решений часто являются спикеры, советники и эксперты, влияющие и создающие общественное мнение. Непосредственно ниже элиты находятся профессиональные политики средней сферы власти: конгрессмены и лоббисты влиятельных групп, а также новые и старые высшие классы муниципалитетов, городов и регионов. Наконец, эти высококлассные круги по-прежнему пронизаны, причём весьма своеобразным образом, профессиональными знаменитостями, которые зарабатывают себе на жизнь тем, что постоянно сообщают о себе (но пока они известны никогда не в достаточной мере). Даже если эти знаменитости не находятся на вершине одной из правящих иерархий, им часто удаётся привлечь внимание масс и отвлечь внимание от других вещей, или просто удовлетворить потребность населения в сенсациях.

Кроме того, их непосредственно слышат те, кто сам занимает властные посты. Как моральные судьи, техники власти, проповедники Слова Божьего или создатели массовых чувств, более или менее несвязанные, эти советники и знаменитости принадлежат к трагедии элитной драмы, главными действующими лицами которой являются мужы на командных должностях большой институциональной иерархии.

Правда о существе, составе и степени власти элиты сейчас абсолютно не секрет, который знают и с беспокойством охраняют лишь немногие знающие. Сами участники имеют очень разные взгляды на роль, которую они играют в ходе событий и в принятии решений. Часто они не чувствуют себя в безопасности в своей роли, и ещё чаще они руководствуются своими страхами и надеждами при оценке своей собственной власти. Но какой бы великой их власть ни была на самом деле, могущественные люди, как правило, не так хорошо осознают это, как то сопротивление, которое ей противопоставляют. Кроме того, большинство представителей правящего класса уже настолько привыкли к методам "общественных отношений" [ред. public relations], что иногда всё ещё используют свою фразеологию, даже оставаясь наедине с собой, и, наконец, верят в неё сами. Это ролевое сознание действующих лиц является лишь одним из нескольких факторов, которые нужно знать, чтобы действительно понять правящие круги. Многие, кто считают, что элиты вообще нет или, по крайней мере, она не имеет значения, оправдывают это мнение представлениями, исходящими от самих членов высших кругов.

Но есть и другая точка зрения, и те, у кого есть - если не совсем ясное - ощущение, что в Америке сегодня существует солидная и могущественная элита, прослеживают это чувство на протяжении всей истории нашего времени. Во время войны они испытали превосходство военных и пришли к выводу, что генералы, адмиралы и другие правители должны обладать огромной властью в сфере своего влияния. Им пришлось наблюдать, как Американский конгресс в множество раз оставлял решение о войне и мире во всём мире на усмотрение горстки людей.

Они знают, что атомная бомба в Хиросиме была сброшена от имени Соединенных Штатов, хотя их самих никогда не спрашивали их мнения по этому вопросу. Они чувствуют, что живут во времена великих решений и знают, что сами таких решений не принимают. Поэтому они приходят к выводу, что в центре текущих событий должна быть элита могущественных людей, принимающих или не принимающих решения.

Некоторые, разделяющие веру в великое историческое значение нашего времени, теперь подозревают, что такая элита действительно существует и что их власть должна быть очень велика. Другие, которые находятся в компании тех, кто, кажется, участвует в принятии важных решений, часто сомневаются, что вообще можно говорить об элите, чья власть имела бы решающее значение.

Необходимо принимать во внимание обе точки зрения, хотя ни одна из них не отражает в полной мере положения дел. Чтобы понять власть американской элиты, недостаточно начинать с исторического значения событий того времени, не достаточно полагаться на самооценку людей, которые, очевидно, обладают властью принимать решения. За этими людьми и историческими событиями стоят великие институты современного общества: государство, экономика, вооруженные силы. Сегодня они являются реальным средством власти, и как таковые они имеют большее значение, чем когда-либо ранее в истории человечества. Именно командные должности на вершинах этих иерархий дают нам ключ к социологическому пониманию той роли, которую играют высшие эшелоны власти Соединенных Штатов.

C. Райт Миллс: "Элита власти", под редакцией Бьорна Вендта, Майкла Вальтера и Маркуса Б. Клёкнера, 576 страниц, Westend Verlag, 4.11.2019.

[*] Буркхардт, Джейкоб: Мировые исторические соображения. Нью-Йорк 1943, с. 303 и далее.

Содержание

История и описание

Критика

Влияние. Теория властвующей элиты

Критикуя плюралистический элитизм сторонники этой идеи (Чарльз Миллс, Ральф Милибанд и др.), полагают, что главным элитообразующим признаком являются не набор каких-либо экстраординарных индивидуальных качеств, а обладание ключевой позицией в системе основных институтов власти. С их точки зрения, практическая способность демократических процедур (политические выборы, референдумы и др.) повлиять на политическую жизнь де факто является весьма ограниченной, так как находящаяся у власти элита не стремится предоставить представителям масс возможность оказывать влияние на принятие политических решений [10] .

Читайте также: