Работал в традициях русской реалистической школы

Обновлено: 05.07.2024

На новом историческом этапе ученики А.Саврасова, В.Поленова, И.Левитана, В.Серова продолжали развивать в своих произведениях традиции русской лирической пейзажной живописи, стремясь выразить прежде всего личные чувства, рожденные в них русской природой.

С этой целью художники пишут не природу вообще (что в значительной мере было характерно для старшего поколения многих современных им пейзажистов, как, например, А.Киселева и ряда других), а избирают непритязательные мотивы, которые трогают их своей поэтической красотой.

Популярностью пользуется в это время и пастель (у В.Серова, Л.Пастернака, В.Борисова-Мусатова, Б.Кустодиева и др.), матовый характер поверхности которой также близок к клеевым краскам, что позволяло в один сеанс добиваться законченности произведения или при повторном нанесении не ждать просыхания красочного слоя, как в масляной живописи.

Если Туржанского, например, привлекали убогие деревенские улочки, задворки и он без устали писал неказистых крестьянских лошадок, то, очевидно, не ради того, чтобы подчеркнуть нищету деревни, а главным образом потому, что все это было ему близко, дорого и пусть печально, но по-своему прекрасно. Жуковский любил писать помещичьи усадьбы; то освещенные последними лучами заходящего солнца, то запорошенные снегом, они оживляют его пейзажи, вносят в них особую элегическую ноту. Художник, разумеется, не помышлял о том, чтобы раскрыть жизненное положение оскудевшего дворянства. Юон создал своего рода эпопею русских праздников, с церквями, сверкающими золотом куполов, с улицами, полными движения и, кажется, даже колокольного звона; но нет в этих радостных, типично русских картинах ни религиозных чувств, ни обличения церковников.

Александр Дерученко

Александр Дерученко (Alexander Deruchenko) - талантливый российский художник. Родился в 1977 году в Могилеве, в настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге. Окончил факультет живописи Санкт-Петербургской государственной академии изобразительного искусства и архитектуры имени И. Е. Репина.

Учился в классах профессоров В.В. Соколова и В.А. Могилевцева. Много раз участвовал персональных и совместных выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Дрездене, Париже, Алупке, Могилеве и других городах. Принимал участие в реставрации живописи XIX века в Оптиной Пустоши, в Санкт-Петербург. Совершил ряд художественных туров по городам России, Германии, Крыма и Кавказа. В своем творчестве художник следует традициям русской реалистической школы живописи. Картины Александра находятся в частных собраниях России, Германии, США, Китая, Франции, Испании, Белоруссии и др.

Вступая в XX век, Россия менялась. Менялся и мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. Современники с тревогой отмечали, что нарушается гармония между природой и обществом, человек утрачивает свою индивидуальность, торжествует стандартизация всех сторон жизни. Возникали растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном, которыми жили предшествующие поколения, казались несостоятельными и требовали пересмотра.

Класс начального училища. Начало XX в.

Философия, наука, литература, искусство искали ответы на не имевшие очевидных решений вопросы. Российская культура переживала удивительный расцвет. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл блестящие имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Начало XX в. называют Серебряным веком русской культуры.

Просвещение

Модернизация предъявляла высокие требования к уровню образования людей.

К чести правительства, государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз.

Городские и сельские начальные школы постепенно вытесняли церковно-приходское образование. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях было увеличено количество часов на изучение естественно-математических предметов. Выпускники реальных училищ получили право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи дополнительного экзамена по латинскому языку — на физико-математические и медицинские факультеты университетов. По инициативе предпринимателей создавались коммерческие училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В отличие от гимназий и реальных училищ, обучение юношей и девушек в них было совместным.

Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, горных, судоходных, землемерных, сельскохозяйственных и др. Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове был открыт университет.


Открылись педагогические институты в Москве и Петербурге, свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому высшему женскому образованию. К 1914 г. в России действовало более 100 высших учебных заведений, в которых обучалось свыше 120 тыс. человек. Свыше 60 % студентов не принадлежали к дворянскому сословию.

Наука


В начале XX в. Россия внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс.

Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.). Он создал первую в России физическую школу.

Значительные открытия в теории и практике самолётостроения сделал Н. Е. Жуковский. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин. У истоков космонавтики стоял учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полётов.

Выдающийся русский учёный В. И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, послужившими основой для новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии.

Русский физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Начало XX в. — время расцвета российской исторической науки. Крупнейшими специалистами в области отечественной истории были В. О. Ключевский, А. А. Корнилов, Н. П. Павлов-Сильванский, С. Ф. Платонов. Проблемами всеобщей истории занимались П. Г. Виноградов, Р. Ю. Виппер, Е. В. Тарле. Мировую известность получила русская школа востоковедения.

Большое место в трудах русских философов занимала русская идея — проблемы самобытности исторического пути России, своеобразия её духовной жизни, предназначения (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьёв, П. А. Флоренский).

Литература

Литература начала XX в. отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов.


Акмеисты (от греч. акме — высшая степень чего-либо, цветущая сила), напротив, отстаивали самоценность реальной жизни. Н. С. Гумилёва, А. А. Ахматову, О. Э. Мандельштама отличали безупречный вкус, красота и отточенность художественного слова, которые они считали главными в поэзии.

Живопись

В ерность реализму хранили М. В. Нестеров, братья В. М. и А. М. Васнецовы и др. Однако законодателем моды стал модерн. Он повлиял на творчество таких крупных художников-реалистов, как К. А. Коровин, В. А. Серов.

Скульптура. Архитектура


Скульптура была связана с импрессионизмом. Широкую известность получили скульптурные портреты П. П. Трубецкого (Л. Н. Толстой, С. Ю. Витте, Ф. И. Шаляпин и др.). Важной вехой в истории русской монументальной скульптуры стал его памятник Александру III, открытый в Петербурге в октябре 1909 г. и вызвавший оживлённые споры публики.

Во второй половине XIX в. перед архитектурой открылись новые возможности. Быстрый рост городов, развитие транспорта, перемены в общественной жизни требовали новых архитектурных форм и решений. Не только в столицах, но и в сотнях провинциальных городов строились вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры и банковские здания. Продолжали возводить и дворцы, особняки, усадьбы. Поиски нового стиля привели к рождению архитектуры модерна.

Музыка, балет, театр, кинематограф

В начале XX в. творческий взлёт переживали великие русские композиторы-новаторы А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов. Они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов: Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова, И. В. Ершова.


Ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве занимал русский балет. Опираясь на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой мировой хореографии сценические постановки выдающегося балетмейстера М. И. Петипа, балет подчинялся новым эстетическим требованиям. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес балетному академизму выдвинули принцип живописности. Полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Декорации к постановкам Горского и Фокина оформляли К. А. Коровин, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих. Русская балетная школа дала миру плеяду блестящих артистов: А. Т. Павлову, Т. П. Карсавину, В. Ф. Нижинского и др.

В поисках находился театр. К. С. Станиславский — основатель психологической актёрской школы — будущее театра видел в углублённом психологическом реализме, искусстве актёрского перевоплощения. В. Э. Мейерхольд экспериментировал в области театральной условности, обобщённости, в использовании элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.



Александр Шевелев на сегодняшний день является одним из талантливейших художников России. Его работы выполнены в лучших традициях школы русской реалистической живописи, западноевропейского импрессионизма, а также школы голландских мастеров. Поэтому, созерцая виртуальную галерею живописца, зритель не перестает удивляться многогранному мастерству художника, работающему в разных стилях, и тому, настолько широк диапазон его творчества, раскрывшийся в нескольких жанрах. Это именно как раз тот случай, когда даже не продумаешь, что представленные в галерее картины, написаны рукой одного и того же мастера.

Несколько слов о живописце

Александр Викторович Шевелев (1964 г.р) родом из Новгородской области. За плечами мастера Ярославское художественное училище и Ленинградский институт живописи. С 1996 года художник является членом союза художников России. Живёт и работает в городе Рыбинске.

Александр Викторович Шевелев - современный русский художник.

И совсем не удивительно, что работы мастера высоко ценятся любителями живописи и коллекционерами многих стран. Немалая часть работ художника хранится в Рыбинском художественном музее, в нескольких музеях области, а также в Государственной Думе РФ. Его творения являются украшением частных собраний российских коллекционеров Москвы, Рыбинска, Санкт-Петербурга, Ярославля, а также за рубежом - в Германии, США, Финляндии, Швеции, Голландии.

Быть разным, оставаясь собой

Художественная направленность творчества Александра Шевелева – это станковая живопись в традиционном ее проявлении, а именно – реалистическом, импрессионистическом и историко-романтическом стилях, которые художник виртуозно применил в своих пейзажах, натюрмортах, бытовых и исторических картинах.

Рыбинск. Ярмарка. Автор: Александр Шевелев.

Что любопытно, свой многогранный талант художник упорно развивал со студенческой скамьи, не только постигая азы мастерства в классах живописи института, он отшлифовывал свое умение и навыки в залах Эрмитажа, посвящая копированию произведений мировой живописи практически все свое свободное время.

Берег. Автор: Александр Шевелев.

Именно на примерах творений великих мастеров прошлого он учился точному воспроизведению рисунка, композиционным приемам, разнообразию колористических решений. Отсюда и выработалось у Александра трепетное отношение к классике и академическим традициям, а также к некоторым новаторским живописным направлениям. Отсюда и такой широкий диапазон в выборе жанров.

Рыбинск. Автор: Александр Шевелев.

И теперь, спустя годы маститый живописец превосходно владеет приемами и техникой написания пейзажей как природных, так и городских; натюрмортов - сложных в композиционном и образном и колоритном решении, а также полотен сюжетно-исторического жанра, дающих зрителям представление о дореволюционной эпохе России, непосредственно о его родном городе Рыбинске.

Деревенский пейзаж - умиротворенная гармония в каждом взмахе кисти

Зимний пейзаж.

Необыкновенное чувство возникает при просмотре деревенских пейзажей художника, посредством которых он будто окунает зрителя в свой мир, наполненный не только красотой, а и необыкновенной умиротворенностью и гармонией. Следуя традициям реализма, автор не стремится копировать природу, а переосмысливает ее творчески и доносит до зрителя так, как видит ее сам.

Деревенский пейзаж. Автор: Александр Шевелев.

Не меньше впечатляет зрителей и гармоничный колорит палитры художника, а также его мастерское умение передавать в импрессионистической манере эффект воздушного пространства, света и тени.

Осень в Борисоглебске.

Да и к тому же, излишне, наверное, повторять то, насколько близки и дороги сердцу русского зрителя мотивы, изображающие великолепные природные ландшафты, которые во все времена находили живой отклик в его душе.

Живопись в стиле ретро

В творчестве Александра Шевелева есть еще один конек, делающий его живопись уникальной и незабываемой – это серия городских пейзажей, посвященных Рыбинску дореволюционного времени. В этом цикле живописец стремился отразить ту, канувшую в небытие, атмосферу провинциального города, который являлся одним из красивейших на Волге. А еще донести до зрителя романтизм ушедшей эпохи и, казалось бы, навсегда утраченный уклад жизни горожан того периода.

Красная площадь в Рыбинске.

Увидеть в обыденном и повседневном историческое и художественное, а затем отразить это в своих работах, то есть оживить старые парки, проспекты и улочки, наполнить их многолюдной суетой и жизнью – вот задача, которую ставит перед собой художник.

Городская улица после дождя.

Именно в этих работах Александр Шевелев сумел сохранить узнаваемость и документальность изображаемых объектов. Он будто окунул зрителя в прошлую эпоху и рассказал увлекательные ностальгические истории о жизни городских улиц российской провинции.

Набережная в Рыбинске. Автор: Александр Шевелев.

И вместе с этим Александр Шевелев свои ретроспективные творческие искания дополнил художественными образами, которые и внесли нотку романтизма прошлой эпохи в его работы. А некая декоративность, присущая этой серии произведений, позволила мастеру максимально наполнить множеством деталей и различных цветовых оттенков картинную плоскость, что придало некое торжественное звучание его творениям.

На окраине Рыбинска. Автор: Александр Шевелев.

Натюрмортная живопись в стиле старых мастеров

И наконец, хотелось бы показать читателю несколько восхитительных натюрмортов Александра Шевелева, выполненных в совершенно ином стиле. Именно в этом жанре, опираясь на европейскую школу реалистической живописи, и в частности на школу фламандских мастеров, творивших в 16-17 веке, художник создал потрясающие сложные по композиции реалистические картины.

Натюрмортная живопись от Александра Шевелева.

Как видим, в этих произведениях автора – кардинально иной подход, стиль, техника, колорит и художественные приемы, ни в чем не уступающие другим его творениям художника.

Натюрморт с попугаем. Автор: Александр Шевелев.

Натюрморт с дыней. Автор: Александр Шевелев.

Натюрморт с цветами. Автор: Александр Шевелев.

Такой вот он разный и неординарный художник из Рыбинска – Александр Шевелев, способный зацепить взгляд, и затронуть струны души даже очень взыскательного зрителя.

Кто-то любит реализм, кому-то по душе импрессионизм, а некоторые признают только авангард. И это не удивительно - мировоззрение современного зрителя меняется не только с течением времени. Думается многим будет интересно заглянуть в нашу виртуальную галерею и посмотреть многослойные картины современного московского авангардиста Сергея Чеснокова-Ладыженского.

Читайте также: