Р в овчаровой профилактика школьной дезадаптации психокоррекция аддиктивного поведения

Обновлено: 05.07.2024

В последнее время в нашей стране возросло количество социально неблагополучных семей. К ним можно отнести: семьи с ограниченными социальными ресурсами, с нарушенной структурой, с девиантным и аддиктивным поведением, педагогически некомпетентные. Такие семьи, относящиеся к группе риска, не способны осуществлять свои основные функции, что влияет на успешность социализации и целостное развитие ребенка.

Профилактика и коррекция различных форм девиантного и аддиктивного поведения подростков, а также повышение компетентности родителей в вопросах воспитания является сегодня актуальной общественной задачей.

Выводы многих известных педагогов и результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности еще в дошкольном возрасте. Начало развития отклоняющегося поведения обычно совпадает с началом развития правилосообразного поведения нормативной деятельности вообще. Это примерно трехлетний возраст. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умения подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастает в недисциплинированного человека.

Работая педагогом-психологом в ПМС-Центре Василеостровского района, мы принимаем участие в работе заседаний комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Василеостровского района СПб, встречаемся с подростками и их семьями, где типичен разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры драки). Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей, равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную среду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков. В возникновении аддиктивного поведения имеют значение личностные особенности подростка и характер воздействия среды на него.

По мнению Ильина А.П. аддиктивное поведение – это поведение, обусловленное вредными привычками подростков и юношества. В настоящее время выделяют следующие основные виды аддиктивного поведения подростков:

Особое значение имеет психологическое сопровождение подростков в целях профилактики и коррекции эффектов отклоняющегося поведения и их родителей с целью повышения их компетентности в вопросах воспитания. Сопровождение предполагает системный подход для профилактики возможного неблагоприятного процесса в психическом и личностном развитии подростка. Этот подход опирается, прежде всего, на позитивные ресурсы учащихся и родителей.

Основными задачами в целях профилактики аддиктивного поведения мы считаем:

  1. Выявление (диагностика) лидеров, ведущих девиантный образ жизни, включение их в тренинговые группы.
  2. Стимулирование создания молодежных объединений, участники которых ведут здоровый образ жизни.
  3. Психологическое информирование родителей о механизмах становления девиантных и аддиктивных форм поведения.
  4. Формирование у родителей навыков эффективного взаимодействия с детьми по предотвращению конфликтных ситуаций друг с другом.
  5. Систематическое обучение учащихся (начиная с младшего школьного возраста) навыкам критического восприятия информации тенденциозного характера, прямо или косвенно пропагандирующие девиантный образ жизни.

Сказкотерапия также имеет огромную значимость для подростков, так как они еще сохраняют непосредственность в восприятии сказок. В нашем Центре большое внимание уделяется приобретение учащимися навыков релаксации и саморегуляции как эффективным средствам самопомощи.

Результаты работы подтверждают эффективность выбранной нами работы по профилактике девиантного и аддиктивного поведения подростков и их семей, по формированию изменения к позитиву их личностных качеств, установки у подростков на здоровый образ жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понимание.
Сочувствие.
Снятие напряжения.
Рационализация учебно-воспитательного процесса.
Индивидуальный подход.
Выравнивание культурно-образователь-ных возможностей детей.
Система поручений.
Личностная перспектива

Развитие произвольности в двигательной сфере.
Развитие произвольности в познавательной сфере.
Развитие произвольности в эмоциональной сфере.
Развитие произвольности в общении и поведении.
Когнитивная тренировка.
Систематическая десенсибилизация.
Терапия средствами искусства

Свойства субъекта общения

Высокая тревожность.
Слабая социальная рефлексия.
Трудности общения.
Неадекватное поведение.
Низкий социальный статус

Доверие к личности ребёнка.
Формирование реально осознаваемых мотивов поведения.
Формирование реально действующих мотивов поведения.
Анализ конфликтов.
Пример и авторитет педагога в отношении к детям.
Позитивная иррадиация авторитета педагога на отношения ребёнка со сверстниками.
Коллективная творческая деятельность детей

Свойства субъекта деятельности

Дисгармония мотивов учения.
Низкая учебно-познавательная активность.
Школьная тревожность.
Несформированность предпосылок учебных действий и начальных учебных умений.
Слабая обучаемость

Позитивное стимулирование.
Авансирование успеха.
Акцентуация достижений ребёнка в деятельности.
Парциальная оценка результатов.
Наглядные опоры в обучении.
Комментируемое управление.
Создание учебных ситуаций с элементами новизны, занимательности, опоры на жизненный опыт.
Поэтапное формирование умственных действий.
Щадящая учебная нагрузка.
Опережающее консультирование по трудным темам

Формирование адекватной самооценки школьных успехов.
Релаксация и эмоциональное отреагирование школьных страхов.
Десенсибилизация к оцениванию.
Снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника.
Развитие познавательных процессов

Свойства субъекта самосознания

Неразвитый и нарушенный образ Я.
Неадекватная самооценка.
Неудовлетворенное притязание на признание.
Комплекс неполноценности

Безусловное принятие ребёнка.
Выборочное игнорирование негативных поступков.
Эмоциональное поглаживание ребёнка.
Позитивное побуждение к деятельности.
Ожидание завтрашней радости.
Регулярно организуемое самопознание детей и рефлексивная деятельность (в доступных формах)

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Человеческая психика – это чрезвычайно гибкая, самовосстанавливающаяся и приспосабливающаяся система.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей


Аддиктивное поведение - что значит?

Аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного поведения, которая выражается в уходе от окружающей реальности. Этот уход реализуется с помощью искусственного изменения психического состояния.

К аддиктивному поведению традиционно относятся: злоупотребление спиртным, табакокурение, наркомания (химическая аддикция). К нехимической аддикции относятся азартные игры, интернет-зависимость и другие формы.

Проблема аддиктивного поведения у детей и подростков

Проблема раннего начала употребления алкоголя, наркотиков и различных психоактивных веществ все чаще встречается у учащихся разных классов. Особая опасность употребления ПАВ в детском и подростковом возрасте заключается в том, что для этого контингента характерно более быстрое развитие физической и психологической зависимости, чем у взрослых.

Сегодня решить проблему профилактики детского курения, алкоголизма и употребления ПАВ не так просто, даже учитывая существующий мировой опыт. Сами дети и подростки в качестве причин такого аддиктивного поведения озвучивают:

Читайте также: