Р в овчаровой профилактика школьной дезадаптации психокоррекция аддиктивного поведения
Обновлено: 05.07.2024
В последнее время в нашей стране возросло количество социально неблагополучных семей. К ним можно отнести: семьи с ограниченными социальными ресурсами, с нарушенной структурой, с девиантным и аддиктивным поведением, педагогически некомпетентные. Такие семьи, относящиеся к группе риска, не способны осуществлять свои основные функции, что влияет на успешность социализации и целостное развитие ребенка.
Профилактика и коррекция различных форм девиантного и аддиктивного поведения подростков, а также повышение компетентности родителей в вопросах воспитания является сегодня актуальной общественной задачей.
Выводы многих известных педагогов и результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности еще в дошкольном возрасте. Начало развития отклоняющегося поведения обычно совпадает с началом развития правилосообразного поведения нормативной деятельности вообще. Это примерно трехлетний возраст. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умения подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастает в недисциплинированного человека.
Работая педагогом-психологом в ПМС-Центре Василеостровского района, мы принимаем участие в работе заседаний комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Василеостровского района СПб, встречаемся с подростками и их семьями, где типичен разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры драки). Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей, равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную среду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков. В возникновении аддиктивного поведения имеют значение личностные особенности подростка и характер воздействия среды на него.
По мнению Ильина А.П. аддиктивное поведение – это поведение, обусловленное вредными привычками подростков и юношества. В настоящее время выделяют следующие основные виды аддиктивного поведения подростков:
Особое значение имеет психологическое сопровождение подростков в целях профилактики и коррекции эффектов отклоняющегося поведения и их родителей с целью повышения их компетентности в вопросах воспитания. Сопровождение предполагает системный подход для профилактики возможного неблагоприятного процесса в психическом и личностном развитии подростка. Этот подход опирается, прежде всего, на позитивные ресурсы учащихся и родителей.
Основными задачами в целях профилактики аддиктивного поведения мы считаем:
- Выявление (диагностика) лидеров, ведущих девиантный образ жизни, включение их в тренинговые группы.
- Стимулирование создания молодежных объединений, участники которых ведут здоровый образ жизни.
- Психологическое информирование родителей о механизмах становления девиантных и аддиктивных форм поведения.
- Формирование у родителей навыков эффективного взаимодействия с детьми по предотвращению конфликтных ситуаций друг с другом.
- Систематическое обучение учащихся (начиная с младшего школьного возраста) навыкам критического восприятия информации тенденциозного характера, прямо или косвенно пропагандирующие девиантный образ жизни.
Сказкотерапия также имеет огромную значимость для подростков, так как они еще сохраняют непосредственность в восприятии сказок. В нашем Центре большое внимание уделяется приобретение учащимися навыков релаксации и саморегуляции как эффективным средствам самопомощи.
Результаты работы подтверждают эффективность выбранной нами работы по профилактике девиантного и аддиктивного поведения подростков и их семей, по формированию изменения к позитиву их личностных качеств, установки у подростков на здоровый образ жизни.
Понимание.
Сочувствие.
Снятие напряжения.
Рационализация учебно-воспитательного процесса.
Индивидуальный подход.
Выравнивание культурно-образователь-ных возможностей детей.
Система поручений.
Личностная перспектива
Развитие произвольности в двигательной сфере.
Развитие произвольности в познавательной сфере.
Развитие произвольности в эмоциональной сфере.
Развитие произвольности в общении и поведении.
Когнитивная тренировка.
Систематическая десенсибилизация.
Терапия средствами искусства
Свойства субъекта общения
Высокая тревожность.
Слабая социальная рефлексия.
Трудности общения.
Неадекватное поведение.
Низкий социальный статус
Доверие к личности ребёнка.
Формирование реально осознаваемых мотивов поведения.
Формирование реально действующих мотивов поведения.
Анализ конфликтов.
Пример и авторитет педагога в отношении к детям.
Позитивная иррадиация авторитета педагога на отношения ребёнка со сверстниками.
Коллективная творческая деятельность детей
Свойства субъекта деятельности
Дисгармония мотивов учения.
Низкая учебно-познавательная активность.
Школьная тревожность.
Несформированность предпосылок учебных действий и начальных учебных умений.
Слабая обучаемость
Позитивное стимулирование.
Авансирование успеха.
Акцентуация достижений ребёнка в деятельности.
Парциальная оценка результатов.
Наглядные опоры в обучении.
Комментируемое управление.
Создание учебных ситуаций с элементами новизны, занимательности, опоры на жизненный опыт.
Поэтапное формирование умственных действий.
Щадящая учебная нагрузка.
Опережающее консультирование по трудным темам
Формирование адекватной самооценки школьных успехов.
Релаксация и эмоциональное отреагирование школьных страхов.
Десенсибилизация к оцениванию.
Снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника.
Развитие познавательных процессов
Свойства субъекта самосознания
Неразвитый и нарушенный образ Я.
Неадекватная самооценка.
Неудовлетворенное притязание на признание.
Комплекс неполноценности
Безусловное принятие ребёнка.
Выборочное игнорирование негативных поступков.
Эмоциональное поглаживание ребёнка.
Позитивное побуждение к деятельности.
Ожидание завтрашней радости.
Регулярно организуемое самопознание детей и рефлексивная деятельность (в доступных формах)
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК
Перезвоните мне
Человеческая психика – это чрезвычайно гибкая, самовосстанавливающаяся и приспосабливающаяся система.
Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей
Аддиктивное поведение - что значит?
Аддиктивное поведение – это одна из форм девиантного поведения, которая выражается в уходе от окружающей реальности. Этот уход реализуется с помощью искусственного изменения психического состояния.
К аддиктивному поведению традиционно относятся: злоупотребление спиртным, табакокурение, наркомания (химическая аддикция). К нехимической аддикции относятся азартные игры, интернет-зависимость и другие формы.
Проблема аддиктивного поведения у детей и подростков
Проблема раннего начала употребления алкоголя, наркотиков и различных психоактивных веществ все чаще встречается у учащихся разных классов. Особая опасность употребления ПАВ в детском и подростковом возрасте заключается в том, что для этого контингента характерно более быстрое развитие физической и психологической зависимости, чем у взрослых.
Сегодня решить проблему профилактики детского курения, алкоголизма и употребления ПАВ не так просто, даже учитывая существующий мировой опыт. Сами дети и подростки в качестве причин такого аддиктивного поведения озвучивают:
Читайте также: