Птица гоголь краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Леониду Парфенову звонят раз в 10 минут, и он огрызается. Наиболее яркий образ - Л. П. сравнивает себя с диспетчером, ответственным даже за посадку самолета в Армавире. Хотя снова пройдет 10 минут, и возникнет нечто позабористей. Решая одновременно несколько дел, жонглируя в трубку именами, среди которых мелькают Пол Пот и Челентано, Парфенов рассказывает о Гоголе.

Именно этот человек - свежевыбритый и прекрасно подстриженный - теперь показывает мне отрывки из своего фильма о Николае Васильевиче.

ПРЕКРАСНАЯ ИТАЛИЯ

На экране - римская квартира Гоголя. Со старинным шкафом. Остальное - пустота, заполняемая с помощью спецэффектов. Ап - и появился стол. Ап - из всех углов поползли другие предметы обстановки - виртуальные, но кажущиеся более настоящими, чем диван в соседнем с вами салоне по продаже мебели.

- Как долго делался ваш фильм?

- Что значит - делался? Это когда оператор включает камеру. Еще три года назад я отсматривал объекты в Питере. А два года назад облазал все адреса в Риме с дамой, которая стала нам потом помогать в организации съемок. А что хотел бы сделать фильм на 200-летие Гоголя, я знал еще и 10 лет назад, когда делал фильм на 200-летие Пушкина.

- А как делалась реконструкция мебели? Те выезжающие конторочки и столики, что вы мне показали?

- Все спецэффекты выглядят безумно дорого.

ПЛАНКТОН ПЛАНКТОНЫЧ.

- Нет человека, который бы не спросил: а почему Земфира? И я каждый раз отвечаю - вот потому.

ЧУДЕСНЫЕ ЗЕМФИРА И ТАБАКОВ

- Ну вот, спрашиваю: почему Земфира?

- И каково ей было в роли чтеца?

- Она так и говорила - пойми, я не чтец. Я ей отвечал, что я тоже не чтец. Мне же было нужно, чтобы это было человечно. В каких-то вещах, где читает Олег Павлович переписку, была необходима актерская школа и этот XIX век. (Тут Леонид Парфенов зачитывает письмо Гоголя с интонациями Табакова.)

- А как вы заманивали Олега Павловича?

- Он сказал: уговаривать меня не надо, потому что он когда-то играл Хлестакова. Я это не застал, но, думаю, что было очень убедительно. Вообще у всех русских актеров, мастеров экрана и сцены, с Гоголем особые отношения. Я разговаривал с Мироновым, Калягиным, с Богданом Ступкой, с Лией Ахеджаковой, с Нееловой.

- И как выглядит египетский Хлестаков?

- Действие перенесено в современный Египет. У нас будет сцена Хлестакова в гостинице, он в пижаме.

- Из этого фильма у нас взят Городничий. Он в сомбреро, с усами и с письмом - с пренеприятным известием.

ГОГОЛЬ И АБСУРД

- Вы помните, как в первый раз читали Гоголя?

- То есть первая встреча в памяти не осталась вообще?

- Ну школьный Гоголь никого не вдохновит ни на что.

- А когда вы прочувствовали его слог?

- Откуда-откуда? От Бога.

- Простите, но мальчика однажды надо было напугать. Чтобы потом всю жизнь носы бегали или кровавые бандуристы мерещились.

- Понимаете, это юг. Это другое восприятие. Чертовщина там - домашняя скотина. Кузнец Вакула - сын ведьмы, хотя и летает на черте и укрощает нечистую силу.

- А у вас есть личный рейтинг произведений Гоголя?

ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ

- И куда же смотрела цензура?

- Нашлось ли что-то в процессе съемок, что вам вдруг неприятно было узнать о Гоголе?

- Такого не может быть, потому что это журналистика. Я же не создаю пиар. Я же не продвижением имиджа занимаюсь. Гоголь мне представляется чрезвычайно цельным, включая последние 10 лет, когда он мало что писал. Он все-таки такой. стремительный метеорит. К сорока двум годам он чувствовал исчерпанность жизненной задачи.

- А когда нищий гений не смог больше писать?

- То есть вы не стали бы, как Шлиман Трою, искать второй том?

НЕ ЗАБУДЬТЕ ВКЛЮЧИТЬ ТЕЛЕВИЗОР!

В картине приняли участие Земфира, Олег Табаков, Александр Калягин, Евгений Миронов, Марина Неелова, Богдан Ступка, Лия Ахеджакова. Места съемок - Украина, Москва, Санкт-Петербург, райцентр Устюжна в Вологодской области, Рим, Париж.

Вместе с этим смотрят

Самое популярное

Рекомендуем

Церемония награждения. Фигурное катание. Пары. Произвольная программа. Олимпийские зимние игры 2022 в Пекине

Серебряный прокат Евгении Тарасовой и Владимира Морозова. Пары. Фигурное катание. Олимпийские зимние игры 2022 в Пекине

Королевский финиш Александра Большунова и серебряный Ивана Якимушкина. Лыжные гонки. Мужчины. Марафон. Олимпийские зимние игры 2022 в Пекине

Решающий буллит Арсения Грицюка. Россия — Швеция. Полуфинал. Хоккей. Олимпийские зимние игры 2022 в Пекине


Леониду Парфенову звонят раз в 10 минут, и он огрызается. Наиболее яркий образ - Л. П. сравнивает себя с диспетчером, ответственным даже за посадку самолета в Армавире. Хотя снова пройдет 10 минут, и возникнет нечто позабористей. Решая одновременно несколько дел, жонглируя в трубку именами, среди которых мелькают Пол Пот и Челентано, Парфенов рассказывает о Гоголе.

Именно этот человек - свежевыбритый и прекрасно подстриженный - теперь показывает мне отрывки из своего фильма о Николае Васильевиче.

ПРЕКРАСНАЯ ИТАЛИЯ

На экране - римская квартира Гоголя. Со старинным шкафом. Остальное - пустота, заполняемая с помощью спецэффектов. Ап - и появился стол. Ап - из всех углов поползли другие предметы обстановки - виртуальные, но кажущиеся более настоящими, чем диван в соседнем с вами салоне по продаже мебели.

- Как долго делался ваш фильм?

- Что значит - делался? Это когда оператор включает камеру. Еще три года назад я отсматривал объекты в Питере. А два года назад облазал все адреса в Риме с дамой, которая стала нам потом помогать в организации съемок. А что хотел бы сделать фильм на 200-летие Гоголя, я знал еще и 10 лет назад, когда делал фильм на 200-летие Пушкина.

- А как делалась реконструкция мебели? Те выезжающие конторочки и столики, что вы мне показали?

- Все спецэффекты выглядят безумно дорого.

ПЛАНКТОН ПЛАНКТОНЫЧ.

- Нет человека, который бы не спросил: а почему Земфира? И я каждый раз отвечаю - вот потому.

ЧУДЕСНЫЕ ЗЕМФИРА И ТАБАКОВ

- Ну вот, спрашиваю: почему Земфира?

- И каково ей было в роли чтеца?

- Она так и говорила - пойми, я не чтец. Я ей отвечал, что я тоже не чтец. Мне же было нужно, чтобы это было человечно. В каких-то вещах, где читает Олег Павлович переписку, была необходима актерская школа и этот XIX век. (Тут Леонид Парфенов зачитывает письмо Гоголя с интонациями Табакова.)

- А как вы заманивали Олега Павловича?

- Он сказал: уговаривать меня не надо, потому что он когда-то играл Хлестакова. Я это не застал, но, думаю, что было очень убедительно. Вообще у всех русских актеров, мастеров экрана и сцены, с Гоголем особые отношения. Я разговаривал с Мироновым, Калягиным, с Богданом Ступкой, с Лией Ахеджаковой, с Нееловой.

- И как выглядит египетский Хлестаков?

- Действие перенесено в современный Египет. У нас будет сцена Хлестакова в гостинице, он в пижаме.

- Из этого фильма у нас взят Городничий. Он в сомбреро, с усами и с письмом - с пренеприятным известием.

ГОГОЛЬ И АБСУРД

- Вы помните, как в первый раз читали Гоголя?

- То есть первая встреча в памяти не осталась вообще?

- Ну школьный Гоголь никого не вдохновит ни на что.

- А когда вы прочувствовали его слог?

- Откуда-откуда? От Бога.

- Простите, но мальчика однажды надо было напугать. Чтобы потом всю жизнь носы бегали или кровавые бандуристы мерещились.

- Понимаете, это юг. Это другое восприятие. Чертовщина там - домашняя скотина. Кузнец Вакула - сын ведьмы, хотя и летает на черте и укрощает нечистую силу.

- А у вас есть личный рейтинг произведений Гоголя?

ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ

- И куда же смотрела цензура?

- Нашлось ли что-то в процессе съемок, что вам вдруг неприятно было узнать о Гоголе?

- Такого не может быть, потому что это журналистика. Я же не создаю пиар. Я же не продвижением имиджа занимаюсь. Гоголь мне представляется чрезвычайно цельным, включая последние 10 лет, когда он мало что писал. Он все-таки такой. стремительный метеорит. К сорока двум годам он чувствовал исчерпанность жизненной задачи.

- А когда нищий гений не смог больше писать?

- То есть вы не стали бы, как Шлиман Трою, искать второй том?

НЕ ЗАБУДЬТЕ ВКЛЮЧИТЬ ТЕЛЕВИЗОР!

В картине приняли участие Земфира, Олег Табаков, Александр Калягин, Евгений Миронов, Марина Неелова, Богдан Ступка, Лия Ахеджакова. Места съемок - Украина, Москва, Санкт-Петербург, райцентр Устюжна в Вологодской области, Рим, Париж.

Действительно хороший подарок сделал Парфенов Гоголю на двухсотлетний юбилей - многомерный и красочный фильм, целевая аудитория которого - люди. Фильм рассказывает о человеческой и литературной жизни писателя так, что профан просветится, а знаток задумается.



Я представляю себе такую картину: русские писатели-классики записываются на прием к Парфенову, чтобы попросить его снять о них такой же фильм, как о Гоголе.


- Господин Парфенов, можно ли создать такие же движущиеся картины обо мне? Чтобы теми же приемами, теми же смелыми мазками нарисовать мой литературный и биографический портрет? Только чтобы шкафы из пустоты не вырастали, это грешит против искусства. Это лишнее, наносное; а в остальном чтобы так же, как о Гоголе? У меня, знаете ли, скопились лишние деньги, журнальные гонорары, они мне совершенно не нужны. Эта собственность так тяготит. Нет, что вы, это не взятка! Как вам такое в голову. просто как благодарность. У меня свое имение, а вы в городской квартире целый год ютитесь. Несправедливо. Возьмите.

- Позвольте мне быть откровенным и не сердитесь на мою прямоту: я хочу такой же фильм о себе, как о Гоголе. Эта живость, эта яркая простота. Эта хрупкая красивая женщина, так свежо, так выпукло, без тени актерской пошлости, читающая отрывки из Гоголя. Граф, наверное, пытался дать вам какие-то деньги. Я знаю, что вы их не взяли. Не слушайте старика! Иногда его сложно понять, сами знаете. Снимите фильм обо мне. (раскрывает портфель).



Уж чего-чего, а страшного в жизни и творчестве Гоголя хватало, и фильм рассказывает об этом. Как жутко представлять лицеиста Николая, симулирующего сумасшествие настолько успешно, что врач по образованию не может разоблачить симулянта! И все для того, чтобы избежать наказания за провинность. Страшен здесь не повод для речи с пеной у рта, не сам искусственный припадок, а то, что разыгрываемое сумасшествие нельзя отличить от настоящего. Художник отображает действительность не точно, но правильно; его ложь правдивее жизненных фактов. Условность и неточность, которую пропустит обыватель, обязательно заметит профессионал; но Гоголя врач не смог уличить в обмане, и из этого вырастает ужас, который охватывает меня, когда я задумываюсь о качестве дара писателя, о непереносимой гениальности, раздавившей, наверное, его личность. Гоголь - настолько художник, что уже даже чуть-чуть не художник; он больше любого художника именно по размерам своего таланта. Уже в детстве, разучивая припадок, он репетировал будущие выходы своего гения на сцену современности.

Может быть, отсюда гоголевская любовь к огромным размерам всего? Гений выпирает наружу из неудачливого подражательного стихотворца, который не дает своему таланту применения, сочиняя плохие стихи. И гений растет и словно нарывает; дорвавшись, наконец, до настоящей работы, гений Гоголя и рисует нам казаков весом в несколько сот килограммов, шаровары размером с Черное море и прочее. Отведав в детстве помешательства, гений Гоголя рождает настоящего сумасшедшего, несчастного и бессмертного Поприщина - фантом, неотличимый от живого человека.


- Кыса-кыса-кыса. - тоненько вышептывает Парфенов и наклоняется, высматривая кошку под шкафом.

Странный Парфенов, страшный! Вроде как умом повредился. Серьезный человек, столько передач сделал, а кошку кысает, как дитя малое. Морок, морок.

Читайте также: