Психические проблемы подростков в школе

Обновлено: 07.07.2024

В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то набрал наоборот бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды. Вариантов здесь тысячи. Есть трудные дети-больные, запущенные плохими родителями и воспитателями. Но существует и мнимая трудность-нестандартность, оригинальность ребенка. Каждый трудный ребенок труден по-своему.

Действительно, воспитание ребенка начинается еще в эмбриональном состоянии, до его рождения. Его первыми педагогами становятся родители, затем воспитатели в детском саду и только потом — школьные учителя. К сожалению, и каждый в отдельности, и все вместе они допускают много ошибок. Но ребенок не стоит на месте в своем развитии, он идет вперед. Примерно с трехлетнего возраста у детей формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. От своих родителей ребенок путем простого подражания усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя. Трехлетний ребенок не может критически оценивать поступки, действия, отношения, интонации: ведь родители для него единственный авторитет и пример. А если этот пример сформирует у ребенка те качества, которые впоследствии приведут его к отклоняющему поведению, нарушениям в учебной, игровой и других видах деятельности.

Не застрахованы эти дети и от неудач профессиональных дошкольных и школьных педагогов. Выходит, что, еще не достигнув пресловутого подросткового возраста, дошкольник и младший школьник подвергаются негативному воздействию внешних факторов в семье, детском саду, начальной школе, вызывающих неблагополучие ребенка. А поскольку эти причины в основном педагогические то они вызывают прежде всего педагогическую запущенность.

Выводы многих известных педагогов и результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте. Начало развития отклоняющего поведения обычно совпадает с началом развития правилосообразного поведения, нормативной деятельности вообще. Это примерно трехлетний возраст. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умение подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастают в недисциплинированного человека.

Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами — как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытые человечеством. Но для семей, где воспитываются подростки — правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры, драки).

Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков.

Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания. Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.

Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому весьма трудно, да, пожалуй, и невозможно дать рецепт на каждый трудный случай педагогической практики, однако, анализ успешного опыта воспитательно-профилактической работы позволяет сформулировать некоторые общие принципы социально-педагогической реабилитации.

Не менее важным является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.

Работа психолога с трудновоспитуемыми детьми сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция. При этом психолог имеет свою сферу компетенции, в которую прежде всего входят те психологические и социально-психологические характеристики, свойства и явления, которые в той или иной степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей и подростков, отклонения в их социальном и психическом развитии.

Индивидуально-психологические исследования предполагают выявление как слабых так и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой — составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что так же поможет выявить психодиагностическое исследование.


Непосредственно программы индивидуальной и групповой психокоррекции рассчитаны как на взрослых-родителей, учителей, так и на детей и подростков. Для родителей и педагогов — это прежде всего социально-психологические тренинги, психодраммы, позволяющие преодолеть ригидность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке воспитанников, затруднения в общении, понимании и восприятии детей и подростков, а так же родителей и коллег.

Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на необходимость дальнейшей педагогизации и психологизации деятельности органов профилактики, культурного развития семьи, своевременного привлечения медицинской помощи, расширения сети специальных учебно-воспитательных учреждений, рассчитанных на детей с различными нервно-психическими отклонениями и патологиями, нужно подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении трудновоспитуемости отводится мерам общего социально-педагогического характера. То есть, совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и прежде всего условий их семейного воспитания.

Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком, избегайте резких выражений.

Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы.

Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.

Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.

Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

Пригласите его(ее) подружку(друга) к себе, познакомьтесь — это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

Расскажите им о себе, вашей истории первой любви — это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.

Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.

Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой — стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!

Подросток не хочет учиться: проблема или этап взросления

Нежелание учиться может проявляться по-разному:

  • открытый протест, отказ от посещения школы;
  • прогулы;
  • снижение успеваемости;
  • невыполнение домашних заданий;
  • психосоматика — повышение температуры, головная боль, проблемы с работой желудочно-кишечного тракта и другие.

В основе каждого из них — снижение или полное отсутствие учебной мотивации.

Причины снижения или отсутствия мотивации к учебной деятельности у подростков можно выделить следующие:

  1. Возрастные особенности;
  2. Гиперопека и чрезмерный контроль родителей;
  3. Конфликт с учителем;
  4. Конфликты с одноклассниками;
  5. Неадекватные нагрузки;
  6. Личностные особенности.

Давайте подробно разберем каждую причину.

1 Возрастные особенности

Подростковый возраст — это выход на новый уровень социальных взаимоотношений, поиск себя и своего места в социуме. Важным в этот период является общение со сверстниками, формирование собственных ценностей и жизненных целей, что усиливает стремление к эмансипации от взрослых и их влияния. Также происходят гормональные и физиологические изменения в организме, которые влияют на эмоциональную нестабильность подростка.

Поэтому стремление к академическому познанию отходит на второй план, что негативно сказывается на учебной успеваемости и отношению к школе.

Этот этап нужно пережить! Как правило, личностные изменения стабилизируются к пятнадцати-семнадцати годам, и школьник уже на качественно новом уровне начинает проявлять интерес к знаниям.

Этот этап нужно пережить! Как правило, личностные изменения стабилизируются к пятнадцати-семнадцати годам.

1 Спокойно говорить с подростком о необходимости учиться. Попробуйте вместе усилить учебную мотивацию. На этот возрастной период она может быть и внешней. Например, внешней мотивацией может стать возможность общения со сверстниками в школе.

2 Давать четкие и предсказуемые требования в отношении учебной деятельности. Учение — это его обязанность, результаты которой в этом возрасте лучше оценивать по школьной успеваемости. За ее невыполнение должны быть известные ему последствия. Например, в случае неуспеха отменяются прогулки с друзьями, и на это место ставятся занятия с репетитором.

2 Гиперопека и чрезмерный контроль родителей

Часто бывает, что родители большую часть школьных обязанностей ученика берут на себя: вместе делают домашние задания, полностью контролируют учебный процесс своего чада, решают все школьные проблемы за него. Поэтому ребенок к подростковому возрасту просто не умеет принимать собственные решения, а обучение в средней и старшей школе требует определенной доли ответственности и самостоятельности ученика.

Также гиперопека со стороны родителей входит в конфликт с задачами подросткового возраста (стремление к независимости) и провоцирует протестное поведение подростка, что в значительной мере сказывается на учебе, так как чаще всего родители переживают именно за нее.

Гиперопека со стороны родителей входит в конфликт с задачами подросткового возраста (стремление к независимости) и провоцирует протестное поведение подростка.

1 Проанализировать свое отношение к обучению подростка. Может, вы в чем-то перегибаете палку?

2 Быть для своего сына или дочери родителем, а не учителем.

3 Постепенно делегировать ответственность за учебу на него, обозначив четкие рамки ваших ожиданий к учебной деятельности подростка.

3 Конфликт с учителем

Важно понимать, что любой подросток — это личность, со своим характером и интересами. Это правомерно и для личности учителя. Бывает несовпадение характеров, и тогда очень трудно наладить конструктивный диалог. Добавьте к этому возрастные особенности — и получается острый конфликт, который также не прибавляет желание ходить в школу и учиться.

1 Разобраться в конфликтной ситуации. Попробуйте подойти к ней объективно, не занимая ничью сторону.

2 Поговорить с подростком про конструктивные способы выхода из конфликтной ситуации.

3 Наладить диалог с учителем. Покажите, что вы заинтересованы в решении конфликта и готовы помочь в этом.

4 Конфликты с одноклассниками

Мы уже говорили, что ведущая деятельность подростка — это общение со сверстниками. А представьте, что его нет, или оно конфликтно. Вряд ли в такой обстановке нравится находиться. Следовательно не хочется и идти в школу, что косвенно влияет на мотивацию к обучению.

1 Оказать эмоциональную поддержку своему ребенку. Покажите, что вы его понимаете и сочувствуете ему.

2 По возможности помочь наладить отношения с одноклассниками. Вместе придумайте, как он может наладить дружеские отношения в классе.

3 Помочь сыну или дочери поверить в себя и свои силы. Вместе найдите ту область, где он или она может быть успешным и интересным. Это положительно скажется на самооценке и может изменить отношение одноклассников.

4 Вместе подумать, как он или она может защитить себя в конфликтных ситуациях.

5 Неадекватные нагрузки

В данном случае возможны два варианта:

  • чрезмерность нагрузки;
  • недостаток нагрузки.

Чрезмерная нагрузка провоцирует активизацию защитных механизмов психики — избегание. Недостаток нагрузки приводит к скуке. Оба варианта будут негативно влиять на стремление к знаниям и учебную мотивацию.

Чрезмерная нагрузка провоцирует активизацию защитных механизмов психики — избегание. Недостаток нагрузки приводит к скуке.

1 Проанализировать нагрузку подростка, учитывая все дополнительные занятия и время, которое тратится на выполнение домашних заданий. Ежедневно должно быть не менее восьми часов на сон и не менее двух часов свободного времени, которым подросток распоряжается самостоятельно.

2 При необходимости оптимизировать нагрузки своего школьника.

6 Личностные особенности

К личностным особенностям относятся незрелость эмоционально-волевой сферы, неблагоприятное эмоциональное состояние, трудности обучения, высокая тревожность, страхи, неадекватная самооценка и уровень притязаний, и многое другое.

Личность школьника и особенности ее развития оказывают огромное влияние на все сферы его жизни, в том числе и учебную мотивацию. В данном случае точнее будет сказать, что подросток не может учиться , что и влияет на снижение учебной мотивации. И ему необходима помощь взрослых в решении этих проблем.

1 Проанализировать учебную деятельность своего ребенка. Какие его личностные характеристики могут мешать обучению в школе?

2 Проанализировать свое отношение к учебе сына или дочери. Адекватны ли ваши ожидания его возможностям?

3 Спокойно поговорить со своим чадом. Помогите ему разобраться в причинах школьных трудностей. Окажите поддержку и посильную помощь в их преодолении. Например, чаще хвалите, если у него заниженная самооценка.

В заключение

Подведем итог: снижение учебной мотивации, потеря интереса к школьным занятиям — это нормальные явления в развитии личности подростка. А вот отсутствие учебной мотивации, резкие изменения успеваемости, частые пропуски занятий по любым причинам — проблема, с которой стоит разобраться и при необходимости обратиться за помощью к специалисту.

Как родителям разобраться: у ребенка переходный возраст такой и надо потерпеть? Или это проблемы психики – и надо бежать к специалистам?

«Мой 13-летний сын до пятого класса был отличником. Потом вдруг шеренгами пошли двойки, парень стал замкнутый и колючий, обрядился в черную безразмерную толстовку, на все замечания – огрызался, – рассказывает Ольга, инженер в сфере бизнеса. – Мы с мужем решили: переходный возраст, пройдет.

Но через год стало хуже – сын перестал общаться с друзьями, сидел в телефоне, в речи появились какие-то странные слова, иногда казалось, будто он играет роль. Я пошла к психологу, сначала сама, поговорить. Психолог направила меня к психиатру – вместе с сыном.

На что смотреть, куда бежать

– Что именно должно насторожить родителей в своем подростке, если в пубертате в нем все меняется: внешность, голос, манера одеваться, манера говорить, стиль общения, интересы и пр.

– Признаки психиатрического заболевания от черт подросткового кризиса в некоторых случаях с трудом отличают даже специалисты. Поэтому очень много здесь зависит от родительской чуткости.

Помимо психических болезней, проблемы в поведении бывают вызваны тем, что взрослеющий ребенок потерял контакт с родителями, психолог поможет его снова наладить.

Обратиться к психологу или врачу-психиатру, которые убедятся, что психиатрических проблем у ребенка нет, всегда лучше, чем пропустить начало болезни.

Вот наиболее явные особенности поведения, которые должны насторожить родителей:

– немотивированная агрессия. Ребенок постоянно дерется с детьми и взрослыми, ходит в синяках или может ударить родителя в ответ на замечание – если, конечно, такое поведение не принято в семье. Если родители ранее сами били ребенка, и в семье это считается нормой, теперь ощутивший физическую силу подросток просто зеркалит их поведение;

– асоциальное поведение. Ребенок участвует в кражах, других действиях, которые приводят его на учет в ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних – так теперь называется детская комната милиции);

– ребенок употребляет наркотики (или вращается в компании, про которую точно известно, что наркотики там употребляют);

– самоповреждающее поведение. Ребенок наносит себе порезы или ожоги на руках и ногах, иногда на животе, стараясь их скрыть, выдирает волосы;

– бродяжничество (ребенок постоянно пропадает из дома, его находят живущим на улице, снимают с поездов);

– когда ребенок приходит домой пьяный или под воздействием наркотиков (особенно, если такие ситуации повторяются).

Не путайте детскую агрессию с собственными страхами

– Если ребенок расписал забор из баллончика (это осталось на камере, и в школе таким поступком очень недовольны), лучше запишите его в художественную школу.

То, что ребенок покрасил волосы в синий цвет, сделал пирсинг или набил татуировку – не повод для визита к психиатру. Некоторые родители предпочитают даже участвовать в подобных экспериментах детей со своей внешностью, оплачивая работу хороших парикмахеров и профессиональных тату-мастеров – это, как минимум, гарантирует, что ребенок не получит аллергию из-за некачественной краски для волос и не подхватит гепатит где-то в подпольном салоне.

В молодежной субкультуре есть традиция пранка – злобного розыгрыша. С помощью пранка подростки самоутверждаются, но иногда не могут остановиться, и это становится реально опасным для них самих или окружающих.

А если он тихий?


– Если ребенок слишком тихий: не хочет выходить на улицу, резко забрасывает все прежние интересы, сидит в своей комнате и это продолжается, как минимум, несколько недель, – это тоже тревожный признак. Это может быть симптомом подростковой депрессии, либо признаком других проблем, например, что ребенка травят в школе. Последнее – ситуация, в которую взрослым необходимо вмешаться.

Не набрасывайтесь на ребенка с упреками

– Как правильно говорить с ребенком о том, что вас в нем встревожило?

– Да, есть вот такой список состояний, который можно назвать кризисными:

– появление в семье еще одного ребенка;

– смерть близкого члена семьи,

– экзамены, хотя реакция подростка на экзамены, как правило, повторяет реакцию родителей. Спокойны родители – подросток тоже не испытывает особого стресса.

По данным официальной статистики, до пандемии к психиатрам ежегодно обращалось более 170 тысяч российских подростков, больше 60 тысяч страдают тяжелыми психическими расстройствами, требующими длительного лечения и наблюдения.
Уровень самоубийств среди подростков в нашей стране – один из самых высоких в мире.
Есть данные, что с начала пандемии уровень тревожно-депрессивных расстройств у подростков в мире вырос более, чем в два раза, данных по России нет. При этом надо иметь в виду, что полной статистики по психическим заболеваниям нет, так как частные психиатры имеют право не передавать данные в государственную систему учета.

– Ковид как-то усугубил состояние подростков?

– Сейчас, поскольку ситуация длится уже долго, подростки, в основном адаптировались. Некоторый всплеск психических заболеваний у них наблюдался в начале пандемии. Подростки чувствовали тревогу родителей, те, кто постарше, пытались оценить ситуацию сами; здесь многое зависело от личной тревожности подростка. Плюс – дети оказались вырваны из привычной среды, из живого общения с учителями и сверстниками. Для многих стали недоступны спортивные секции и другие увлечения – некуда было деть энергию.

Теперь дети вышли на очную учебу, либо установили контакты с друзьями посредством телефона и соцсетей. Новые обстоятельства (детские прививки, рост заболеваемости среди детей) волнуют, в основном, родителей.

Сейчас очень важно, чтобы родители излишне не транслировали детям свою тревогу. Кроме того, родители в тревоге склонны занимать гиперопекающую позицию, и именно это начинает сильно волновать подростков.

Чем болеют подростки


Самые частые диагнозы большой психиатрии у детей и подростков – умственная отсталость и различные нарушения психического развития. Другие психические диагнозы – депрессия, БАР – им ставят на порядок реже.

У мальчиков депрессия чаще проявляется тем, что они огрызаются, начинают искать себе приключений, либо постоянно сидят в компьютере; игровая зависимость тоже может маскировать проявления депрессии.

При этом депрессия у подростков может быть началом биполярного аффективного расстройства, дебют которого бывает после 15 лет, в позднем подростковом возрасте. При биполярном расстройстве бывают периоды, когда человек чрезмерно активен (мания) или, наоборот, пассивен и подавлен (депрессия), они могут сменять друг друга или периоды нормального настроения.

Маниакальная фаза БАР у подростка может проявляться рискованным, асоциальным поведением, часто нетипичным для него.

Серьезным признаком шизофрении может быть эмоциональное опустошение, у подростка обедняется речь. К сожалению, при таком начале шизофрении прогноз не очень благоприятный. Эти признаки могут говорить о серьезных и во многом необратимых нарушениях работы мозга, человек будет терять навыки вплоть до отсутствия возможности жить самостоятельно.

Признаком психиатрических нарушений у подростка могут быть вдруг появившиеся необычные ритуалы; это бывает при обсессивно-компульсивном расстройстве, но и при некоторых формах шизофрении.

Например, для того, чтобы выйти из дома, нужно определенное количество раз щелкнуть выключателем. Такого человека не стоит торопить, по возможности, дайте ему завершить ритуал, а потом ведите к врачу.

Анорексия и булимия подростка также должны насторожить родителей: вопреки распространенному мнению, и анорексия, и булимия не всегда связаны со стремлением следовать канонам красоты, быть похожими на манекенщиц. Оба этих состояния могут быть симптомами более сложных заболеваний.

Как правило, в семьях подростков с расстройствами пищевого поведения прослеживается склонность к перфекционизму, там проповедуются жесткие стандарты не столько в отношении внешности, но в учебе, есть завышенные ожидания от подростка или гиперконтроль.

Существует версия, что к расстройствам пищевого поведения склонны дети, которые не могут достаточно контролировать свою жизнь; такой ребенок начинает контролировать единственную подвластную ему область – свой вес.

Тем не менее, у подростков мы можем увидеть некоторые начальные признаки: выраженная эмоциональная неустойчивость и нарушения поведения.

А вот случаи, когда подростки издеваются над животными или грубо обижают маленьких детей, нужно каждый раз разбирать индивидуально. Они могут быть как предвестниками расстройства личности, так и симптомами депрессии или просто педагогической запущенности, когда у подростка не сформированы моральные принципы, то есть, ему не объяснили, что так вести себя нельзя.

Нейроны ведут себя неправильно

– А как устроены психические заболевания с точки зрения биологии, химии мозга?

– Сегодня наука объясняет психические заболевания нарушениями работы веществ, благодаря которым образуются нервные связи и передаются нервные импульсы. В результате сигналы от одного нейрона к другому могут не передаваться или искажаться.

Например, при шизофрении есть избыток нейромедиатора дофамина в одних отделах мозга (из-за этого возникают галлюцинации) и его недостаток в других – из-за этого человек становится пассивным и эмоционально холодным.

Как лечить упрямого подростка


– Есть диагноз, назначено лечение. Но подросток не соблюдает предписания врача, не пьет лекарства, не ходит к психологу или психотерапевту …

– Даже взрослые не всегда соблюдают рекомендации врача. Подросток может не принимать лекарства, потому что не понимает, зачем это нужно, потому что не считает себя больным, может даже просто забывать. В этих случаях контроль ложится на родителей.

Важно психообразование – просветительская деятельность, которую проводят врач и психолог с самим подростком и родителями, объясняют причины заболевания, необходимость приема таблеток, иногда очень много раз.

Если подросток категорически отказывается идти к психиатру, но у родителей есть основания для беспокойства, по закону возможны осмотр психиатром ПНД и госпитализация в психиатрическую больницу без его согласия.

В зависимости от диагноза лечение может проходить и без таблеток (хотя шизофрения и бóльшая часть клинических депрессий без препаратов, конечно, не лечатся). В этих случаях лечение предполагает длительную (от 3-4 месяцев при фобиях до одного-двух лет при более серьёзных состояниях) психотерапию, в том числе семейную психотерапию, в которой задействована вся семья.

Иллюстрации Оксаны Романовой

Проблемы подросткового возраста и пути их решения

В статье рассмотрены ключевые проблемы подросткового возраста, причины их появления и действенные способы борьбы с ними. Как должны вести себя родители с трудным подростком, и почему дети в этом возрасте приносят немало проблем маме с папой?

Проблема №1 – иллюзорное ощущение независимости и зрелости

Фразы мамы с папой о том, что именно они обеспечивают ребенка, дают ему деньги на карманные расходы, кормят до подростка не доходят. Он повзрослел, осознал это и простодушно считает, что стал независимым.

Причина такого поведения: отсутствие житейского опыта у только сформированного подростка.


Ощущение независимости у подростков

Как быть: главная задача родителей – не запустить проблему, и не предоставлять ребенку свободу во всех его действиях. Быть может, тинейджер научится на собственных ошибках правильно действовать, но лучше вовремя его уберечь от этих ошибок.

Обратите внимание! Чрезмерная опека и полный контроль действий подростка недопустимы. Действовать родители должны неназойливо, показывая откровенный интерес к его занятиям, хобби и волнениям, прислушиваясь к его мнению и проявляя любовь.

Нельзя критиковать действия подростка, давать им оценку. Главное в отношениях с подростком – родители и ребенок должны слушать друг друга, уважать мнение. Это приведет к взаимопониманию.

Проблема №2 – вспыльчивость

Чрезмерная раздражительность – частый спутник подросткового возраста. По этой причине возникает немало конфликтных ситуаций – с родителями, друзьями, близкими. Любой запрет, недопонимание со стороны мамы с папой принимаются близко к сердцу. Находясь в состоянии ярости, подросток проявляет агрессию, грубо высказывается и даже может кинуть каким-либо предметом в стену.

Почему так происходит: причина такого поведения – резкие физиологические изменения и гормональные импульсы. Нервная система еще не готова к таким всплескам, и ей требуется время для адаптации под новые функции подросткового организма. Еще одна причина подобного поведения – неготовность к самостоятельности. Такая ответственность пугает тинейджеров, вынуждает их нервничать, хамить.


Вспыльчивость и агрессия у подростков

Как быть: родители должны запомнить, что огрызаться в ответ – это неправильно. Не нужно подавать ребенку отрицательный пример своей агрессией. Главное для них – подождать, пока приступ нервозности пройдет, все успокоятся, и лишь затем обсудить имеющуюся проблему. Родители должны донести до подростка, что дерзкое поведение причинит боль близким, обидит их и даже испортит отношения.

Проявляя агрессию, тинейджер избавится от отрицательных эмоций, но ему не станет легче. Он лишь спровоцирует конфликт.

Проблема №3 – закрытость

По мере взросления ребенок становится замкнутым. У него возникают новые нужды, о которых он не желает говорить. На первый план у него выходит виртуальное общение, а реальное (с родителями, сверстниками) отходит на второй. В социальных сетях у подростка появляются новые друзья, с которыми без стеснения можно обсудить самые откровенные темы. Им не нужно смотреть в глаза собеседнику, обсуждая сокровенное.

Причина: нужда в анонимном общении возникает из-за страха быть подвергнутым критике, позору и высмеиванию.


Проблема закрытости у подростков

Как быть:несмотря на желание подростка проводить все время в одиночестве, родители не должны предоставлять ему такую возможность. Нужно подойти к нему и предложить варианты для проведения времени с семьей – катание на велосипедах, поход в кинотеатр, занятие спортом.

Родителям на заметку! Если в семье несколько детей, в качестве переговорщика можно выдвинуть старшего брату (сестру) – вероятнее, им подросток больше доверяет, чем родителям.

Проблема №4 – зависимость от девайсов

Каждому родителю знакома картина, когда без мобильного телефона или планшета не обходится ни один прием пищи, и когда всю ночь подросток сидит со смартфоном, уменьшая этим длительность сна.

Причина такого поведения: огромное количество функций в гаджетах.


Зависимость от девайсов у детей

Подростки – активные и любознательные существа. Ежедневно они узнают все больше информации, поскольку у них возникает немало вопросов по мере взросления. К тому же, они должны обсудить насущные вопросы, понаблюдать за одногодками и кумирами в социальной сети. Завораживающая и активная жизнь современных подростков не представляется без функциональных новинок.

Что делать родителям: им нужно осознать, что большинство проблем детей-тинейджеров исходит именно из взаимоотношений в семье. Если родитель ходит со смартфоном даже в туалет, этим он подает негативный пример ребенку. Выход из такой ситуации необходимо искать вместе – проводить больше времени за общением, выходить на прогулки, заниматься активными видами спорта.

Проблема №5 – попытка доказать собственную важность

Желание самостоятельно принимать решения, подросток отказывается от выполнения просьб и требований либо делает это все назло.

Почему так происходит: такое поведение провоцируется предъявлением детям повышенных требований. Не соблюдая правила, подростки доказывают окружающим собственную значимость.


Попытка доказать собственную важность подростку

Как быть: чтобы не допустить конфликтов, родители не должны давить на ребенка. Когда он не слушается, протестует, важно выслушать его рассуждения, разрешить ему высказать собственное мнение.

Обратите внимание! Среди сверстников также распространен этот механизм – все забывают, что тинейджеры требовательны к ровесникам. Обе стороны должны научиться слушать друг друга, уважать мнение.

Проблема №6 – невзаимная любовь

Такое чувство вызывает апатию и обиду, которые тинейджер выплескивает на окружающих, кроме объекта обожания. Как результат – он впадает в депрессию.

Причина: период романтики, желание любить и быть любимым.


Невзаимная любовь у подростков

Взрослые наверняка знают, какие чувства испытывает их ребенок в этот период. Их задача – поддержать подростка, ненавязчиво предложить помощь:

  • почитать статьи или посты в социальных сетях на эту тему;
  • посетить блоги;
  • полистать дневники сверстников, находящиеся в открытом доступе;
  • посмотреть фильмы о безответной любви и пр.

Необходимо проследить за тем, чтобы в период неразделенной любви у подростка не снизилась самооценка. Нужно поддержать его и объяснить, что он хороший человек, вот только его объект обожания еще не готов к высоким чувствам.

Проблема №7 – отношения с родителями

В период подросткового возраста страдают все члены семьи. Дети, которые ранее воспринимали информацию от родителей как истину, сейчас начинают сомневаться в правоте своих наставников. По этой причине возникают недопонимания, и как результат – вечные скандалы и обиды друг на друга.

Почему так происходит: изменения во взаимоотношениях с родителями вызваны тем, что ребенок меняется, становится взрослее, и ему требуется новый уровень общения с мамой и папой.

Обратите внимание! Подростку нужно больше давать личного пространства, чем ребенку.


Проблемы в отношения с родителями у ребенка

Как действовать: не нужно подходить к тинейджеру с поучениями, и нельзя попросту вмешиваться в его жизнь. Необходимо попытаться понять его и, если возможно, разделить с ним его увлечения.

Взрослые должны научиться задавать отпрыску правильные вопросы и давать сдержанные советы, которые не будут восприниматься враждебно. Например, если подросток одевается не по правилам, установленным в учебном заведении, родители не должны заставлять его сменить наряд. Их задача – похвалить его новый образ и попросить одеться подходяще для учебы.

Проблема №8 – изменения внешности

Когда у мальчика ломается голос, конечности становятся длиннее, а у девочки понемногу и неровно округляются формы, они испытывают чувство неполноценности. Ситуация усугубляется, если на лице появляются еще и угри. Все осложняется и тем, что среди ровесников кто-то взрослеет быстрее, кто-то – медленнее. Когда подросток проигрывает другим в сравнении внешних данных, у него появляются комплексы.

Чем это объясняется: индивидуальность физиологических процессов, особенности организма.


Изменения внешности подростка

Как действовать: высказывания родителей о том, что их ребенок самый красивый, на подростка уже не действуют. Взрослые могут достать свои детские фотографии и показать ребенку, какими они были, и как справлялись с подобными проблемами во внешних проявлениях.

Главное – доказать тинейджеру, что изменения, происходящие в его организме и во внешности – явление нормальное, и что он всегда может рассчитывать на совет и помощь мамы или папы.

К началу периода полового созревания лучше привыкать вместе – ребенок, у которого происходят психические, эмоциональные и телесные всплески, нуждается в поддержке и понимании со стороны родителей. Взрослые не должны бояться этого периода.

Возможно, что для подростка в этот момент лучшим наставником будет психолог. Это не означает, что родители не справились со своей задачей. Это говорит об обратном: они поступают правильно и пытаются окружить заботой и поддержкой своего мятежника-подростка.

Таким образом, период взросления никто не проходит спокойно. Если не со всеми, то с несколькими перечисленными проблемами сталкиваются семьи, воспитывающие подростка. Главное в этот момент – не оставлять ребенка наедине с проблемами. Тот факт, что сейчас подросток считает родителей не лучшими советчиками, нужно принять и пережить. Не нужно оставлять тинейджера наедине с интернетом, улицей, сверстниками, даже если он с агрессией реагирует на какую-либо помощь со стороны родителей.

Когда подросток успокоится, он поймет, что своими разговорами, действиями, пониманием мама с папой защитили его от аморальной компании одногодок, научили его справляться с комплексами и переживать безответную любовь. В период взросления для ребенка главное – чувствовать любовь родителей.

Читайте также: