Проявление детской жестокости в школьной среде

Обновлено: 05.07.2024

Жестокость может проявляться не только в физической, но и в психологической форме. Такой опыт может негативно сказаться на отношениях ребенка со сверстниками, семьёй, а так же на отношениях с самим собой.

ВложениеРазмер
zhestokoe_obrashchenie_sredi_sverstnikov_uchenikov_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx 21.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Жестокое обращение среди сверстников учеников младшего школьного возраста.

(Беседа с родителями).

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины жестокого поведения детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком.

Наступил 21 век. Век скоростей, передовых технологий, взрывных эмоций. В нашей жизни все меньше доброты, милосердия. За суетой и повседневными делами мы порой не видим друг друга, редко встречаемся с родными, не понимаем и критикуем наших детей, оставляя их один на один с этим жестоким миром.

Горько сознавать, что спустя почти 100 лет мы снова встретились с проблемами беспризорности, безразличия, жестокости, физического наказания детей.

В ходе беседы мы с вами попытаемся найти ответы на следующие вопросы:

  • Что такое жестокость?
  • В отношении кого человек проявляет жестокость чаще всего?
  • Почему дети становятся жестокими?
  • Что вы понимаете под родительской жестокостью?
  • Могут вырасти у жестоких родителей добрые дети?

Так что же такое "жестокость" ?

В "Словаре русского языка" С.И.Ожегова даётся такая трактовка этому термину. "жестокий (человек) - крайне суровый, безжалостный, беспощадный. "

Жестокость – свойство личности, в прямом проявлении активности, направленное на причинение другим существам боли и страданий. При этом субъект испытывает удовольствие.

А сейчас мы остановимся на "детской" жестокости. Откуда она в этих хрупких созданиях?

Как мы смогли допустить подобное? И, наверное, нет смысла искать виновных. Виноваты все: интернет и СМИ, занятость родителей, решение жилищных и бытовых проблем, "спихивание" ребёнка бабушке и дедушке. А ребёнок будет ждать? Нет! Он идёт на улицу. И здесь происходит самое страшное, порой непоправимое. За суетой забот мы забываем о том, что ребёнок - это уже личность. На улице он сам принимает решение, чувствуя себя взрослым, всесильным. Забыто и "золотое слово" из Библии: "Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы люди относились к тебе." Почему же наши дети вне дома и школы ведут себя по-другому? Малыш, играя, выкалывает кукле глазки, отрывает руки, а мы, взрослые, равнодушно смотрим на всё это и даже не пытаемся остановить, объяснить.

На школьном дворе мы видим голубя с перебитыми крыльями, возле своего подъезда - собаку на трёх лапах, без хвоста. Почему страдают "братья наши меньшие"? Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери писал, что "мы в ответе за тех, кого приручили…", а Н.А Заболоцкий сказал:

У животных нет названья,

Кто им зваться повелел?

Их невидимый удел.

Причины, провоцирующие жестокость.

-Давайте еще раз вместе проанализируем основные причины, провоцирующие жестокость среди сверстников.

Основные факторы, провоцирующие и стимулирующие жестокость в ученическом сообществе:

- внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей,

- предшествующий жизненный опыт школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении (семье, группе сверстников, учреждениях образования),

- недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах,

Жестокость может проявляться не только в физической,

но и в психологической форме. Такой опыт может негативно сказаться

на отношениях ребенка со сверстниками, семьей, собственными детьми,

а так же на отношениях с самим собой!

Причин достаточно много, если мы все вместе будем работать в одном направлении: будем слушать музыку, звонкую тишину леса, читать прекрасные произведения художественной литературы, переживать и радоваться вместе с героями книг, тогда мы действительно станем добрее и забудем о насилии и жестокости.

Давайте задумаемся над тем, что мы делаем, давайте не будем пассивными наблюдателями. И тогда наше "завтра не будет похоже на "сегодня".

- предпринять все возможные меры по прекращению жестокости в данный конкретный момент,

- оповестить классного руководителя, оповестить родителей,

- рекомендовать обращение к психологу,

- оповестить ответственного по школе.

Ребенок может терпеть и жестокое отношение от самых родных людей.

- Родители часто бывают жестокими с детьми?

- Что вы понимаете под родительской жестокостью?

- Могут вырасти у жестоких родителей добрые дети?

На следующие вопросы вы можете не отвечать вслух, но обязательно задумайтесь над ними.

-Приходилось ли вам быть жестокими?

-Жалеете ли вы об этих поступках?

VI. Советы родителям.

Заслушайте памятку для родителей и постарайтесь по возможности следовать ей.

Ни в каком возрасте жестокость детей не является закономерным явлением в развитии. Её нужно сразу же пресекать, проводить воспитательные беседы, отправляться на консультации к психологу или психотерапевту.

Суть проблемы

Каждый родитель должен быть немного психологом и разбираться в том, что происходит с ребёнком. В частности — понимать различия между такими понятиями, как злость, агрессия и жестокость.

Агрессия вызывается причинами естественного характера: стремлением добиться желаемого любой ценой, борьбой за выживание или жизненное пространство. Её активирует определённый фактор раздражения, стресса. Например, ребёнку нужна игрушка — чтобы её заполучить, он может ударить или укусить.

Злость — вспышка гнева, которая провоцируется каким-то внешним обстоятельством. Это реакция на несправедливость или оскорбление. Характеризуется сильным раздражением, которое быстро проходит. Например, школьнику незаслуженно поставили плохую оценку. В ответ он нагрубил учителю, швырнул тетрадь на пол, вышел из класса прямо во время урока, громко и демонстративно хлопнув дверью.

Жестокость — это уже черта характера, которая проявляется в осознанном грубом отношении и обращении с другими людьми или животными. Часто сопровождается причинением боли, нанесением повреждений (не только телесных, но и душевных). При этом ребёнок испытывает удовлетворение от того, что он заставил кого-то страдать. Психотерапевты связывают данное качество с садистскими наклонностями. Например, подростки избивают одноклассника за то, что он не дал им списать контрольную работу.

В последнее время проблема детской жестокости приобрела масштаб общественно-социальной катастрофы. На YouTube чуть ли не ежедневно публикуются видеоролики с драками, избиениями, преследованиями, издевательствами, в которых главными героями являются дети разного возраста. Причём далеко не всегда они носят статус проблемных. Многие хорошо учатся, учителя отзываются о них положительно, дома они примерные сыновья и дочери. Объектами ненависти становятся животные, сверстники или кто помладше и даже взрослые. Зверство, садизм, беспощадность, бесчеловечность, которые льются с экранов, поражают.

Из-за острой злободневности проблемы психологи и психотерапевты бьют тревогу, призывая родителей и учителей пристальнее вглядываться в детей и больше уделять времени их воспитанию.

Причины

Существуют разные причины детской жестокости, и в каждом отдельном случае они индивидуальны. Если взрослые не поймут, почему ребёнок вдруг стал бессердечным и беспощадным, решить проблему не удастся. Обзор самых распространённых факторов, способствующих развитию данного качества, сориентирует, в каком направлении двигаться.

  • дефицит родительской любви, нехватка внимания;
  • равнодушие;
  • неправильное воспитание, отсутствие нравственных и моральных ценностей;
  • несправедливость;
  • вседозволенность, избалованность, полная бесконтрольность;
  • физическое насилие, жестокие наказания;
  • слишком большое количество запретов и ограничений, чрезмерный контроль;
  • отрицательный пример со стороны взрослых;
  • агрессия родителей по отношению друг к другу, драки и ссоры между ними.
  • стремление самоутвердиться;
  • страх несостоятельности;
  • желание привлечь к себе внимание;
  • влияние толпы;
  • желание быть как все;
  • мода в соцсетях на видеоролики с драками, избиениями, издевательствами, погоня за лайками.
  • педагогическая запущенность;
  • равнодушие учителей к буллингу, отсутствие ответных мер, а иногда и поощрение.
  • конфликтный характер;
  • гиперактивность (выброс энергии);
  • низкая самооценка;
  • холерический темперамент;
  • возбудимый тип нервной системы;
  • садизм;
  • склонность к манипулированию.

В научной среде ведутся споры о том, может ли жестокость иметь наследственную, генетическую, врождённую природу. Одни категорически отрицают данный факт. Другие приводят в пример исследования, проводившиеся над убийцами, которые выросли в благополучной семье и были достаточно успешны в школе и среди сверстников. У большинства из них были обнаружены аномалии головного мозга. На основании этого сделали вывод, что в таких людях с рождения заложена определённая генетическая программа поведения.

У дошкольников причинами жестокости чаще всего выступают любопытство и протест. Они ещё только знакомятся с окружающим миром, им интересно, как он устроен. Но ради этого они неосознанно совершают бесчеловечные поступки. Например, отрывают бабочкам крылья и наблюдают, смогут ли они без них летать. Нередко они делают больно другим из-за того, что возмущаются запретами или требованиями взрослых. Например, могут специально наступить кошке на хвост, потому что их попросили убрать за ней лоток.

Если родители не могут самостоятельно определить причину жестокости (не хотят признаться в собственной некомпетентности или поведение ребёнка продиктовано чем-то очень личным), не стоит отказываться от помощи психотерапевта.

Проявления

Во-первых, есть целый ряд тревожных звоночков, которые могут сигнализировать о склонности ребёнка к жестокости. Если родители своевременно их заметят и предпримут соответствующие меры, она не станет устойчивой чертой характера. Что указывает на зарождающуюся проблему:

  • любит не просто командовать и руководить, но и манипулировать, устраивать интриги;
  • шутки полны желчи и ненависти, зло высмеивает всех подряд;
  • обзывается, вешает на людей ярлыки;
  • делит мир на белое и чёрное, людей — на своих и чужих;
  • чётко очерчивает круг общения, не подпуская к себе близко какую-то определённую категорию людей;
  • постоянно кого-то осуждает, недоволен поступками других, видит в окружающих только плохое;
  • редко выказывает сочувствие;
  • равнодушно относится даже к самым милым животным;
  • упрямство, своеволие, непреклонность, бескомпромиссность — основные черты характера.

Во-вторых, непосредственно сама детская жестокость может иметь разные формы проявления. Различают вербальную (обзывания, словесные издевательства, мат) и физическую (драки, толкания, кусания). Может быть направлена на разные объекты.

По отношению к другим детям

Чаще всего детская жестокость проявляется в школе и носит название буллинга. Большинство издевается над теми, кто младше и слабее. За счёт них они самоутверждаются в обществе, но при этом сами имеют низкую самооценку. Те же, кто воспитывался в семье как единственный избалованный и залюбленный ребёнок, которому всё разрешено, безжалостны даже к сверстникам.

По отношению к животным

По отношению к взрослым

В последнее время участились случаи, когда дети демонстрируют неприкрытую жестокость по отношению к родителям. Факторов может быть множество. Если отец постоянно бил и унижал мать, повзрослевший подросток, накопив в себе негатив, способен избить и изувечить его в отместку. Если родители не обращали внимания на ребёнка, устраивали дома пьянки, издевались над ним, в конце концов он станет поступать с ними так же и даже хуже. Не так давно в СМИ получило огласку преступление 14-летнего мальчика. Он напоил мать и её сожителя (они много лет были алкоголиками и заставляли его бегать за водкой и закуской), жестоко избил их и поджёг квартиру.

Не только родители оказываются мишенями для детской жестокости. Бомжи, алкоголики, инвалиды, старики, немощные люди часто становятся объектами издевательств со стороны подростков. Так они вымещают свою злобу на мир взрослых, из-за которых им приходилось терпеть несправедливость.

Типичные проявления жестокости:

  • получение почти физического удовольствия от чужой боли и мучений;
  • немотивированная агрессия, конфликтность, бескомпромиссность;
  • предпочтение отдаётся играм и фильмам с насилием и убийствами;
  • ненависть по отношению к большинству окружающих людей и животным;
  • манипулирование близкими людьми;
  • отсутствие жалости и сочувствия;
  • в драке не могут остановиться;
  • непроизвольные гримасы злобы и ненависти;
  • отсутствие самоконтроля.

Обычно детская жестокость видна невооружённым глазом. Родителям и учителям нужно лишь быть внимательнее к поведению детей и не скрывать случаи её проявления.

Что делать

Шаг 1

Не делать вид, что всё в порядке, не игнорировать ситуацию. Детская жестокость — серьёзная проблема, которую необходимо срочно решать, чтобы не испортить жизнь ни своему ребёнку, ни его окружающим. Самим себе признаться в том, что упустили какие-то моменты в воспитании, которые теперь придётся исправлять.

Шаг 2

Постараться выяснить причину. Если получилось, начать методичную работу по её устранению.

Шаг 3

Пересмотреть стиль воспитания:

А самое главное — надо прививать такие качества, как милосердие, доброта, сочувствие, жалость, сострадание. Для этого — тщательно подбирать книги и фильмы. После чтения и просмотра устраивать совместные обсуждения: какие герои отрицательные, а какие — положительные; что руководило их поступками; на кого стоит быть похожим, а кто из них плохой пример для подражания и т. д.

Шаг 4

Поговорить об этом с учителями, школьными психологами. Если ситуация слишком запущена (жестокость граничит с садизмом), необходимо психотерапевтическое лечение.

Детская жестокость — не только личная боль столкнувшихся с ней родителей, но и актуальная социальная проблема. И она требует повышенного внимания со стороны взрослых во избежание дальнейшей деградации личности и увеличения криминальных элементов современного общества.

Что делать, если жестокость вошла в привычку у вашего ребенка — ответ на этот вопрос вы найдете в статье.

Проблема детской жестокости как социальное явление ​

детская жесткость

Сформируем негативное отношение к жестокости

Даже если ребенок ведет себя агрессивно только во внешней среде, а дома вполне адекватен, бездействие родителей может привести к тому, что жестокость рано или поздно обратится и на членов семьи. Проявление агрессии во внешнем мире часто переходит в жестокое отношение детей к родителям, младшим братьям и сестрам, поэтому профилактика агрессивного поведения детей и подростков является общей задачей семьи и общества.

Согласно исследованиям Института социологии РАН, проводимым с 2005 года в разных городах России, количество детей со спокойным, устойчивым неагрессивным поведением значительно снизилось. А статистика, собранная в период с 2006 по 2010 год, уже показывает, что доля подростков с адекватным поведением уменьшилось еще сильнее — с 32 до 15 %. [1]

В ходе исследований выяснилось, что около 48 % старшеклассников тем или иным образом проявляли жестокость по отношению к сверстникам, участвовали в групповых избиениях и драках. Среди учеников 7-9 классов таких 21 %.[1]

Каждый случай жестокости и агрессивности у детей школьного и подросткового возраста необходимо разбирать индивидуально с учетом особенностей развития, темперамента, способностей и социальных условий. Однако существуют методы действенной коррекции и профилактики детской жестокости и агрессивности, основанные на воспитании гуманности и контроля проявления негативных эмоций. О них поговорим ниже.

Что такое детская жестокость с точки зрения психологии

С точки зрения психологии агрессивность включает несколько понятий, которые хоть и сходны по смыслу, но имеют различные виды проявлений. На разных этапах развития детской психологии в эти понятия вкладывался смысл, соответствующий времени и определенному направлению. В современном понимании [2]:

1. Агрессия — физическое или вербальное, прямое или косвенное неадекватное поведение с целью нанести вред и ущерб одушевленным и неодушевленным объектам. То есть, агрессия может быть направлена как на человека или животное, так и на предметы.

2. Агрессивное поведение — форма и специфика реагирования на различные обстоятельства и ситуации. То есть агрессия выступает стимулом к действию, на фоне чего вырабатывается определенная манера поведения, которая повторяется в неблагоприятных для ребенка ситуациях. Агрессивное поведение может служить способом достижения определенной цели, методом разрядки или формой самоутверждения. Особенно выражено у подростков.

3. Жестокость — морально-психологическая черта, проявляющаяся в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к окружающим людям, социуму, животным. Жестокость всегда связана с причинением боли физической или психологической. Иногда она сопровождается получением удовольствия от процесса, но не всегда.

4. Насилие — преднамеренный акт физического воздействия с целью причинить боль, нанести повреждение живому объекту. Школьная травля слабого или выделяющегося из общей массы ученика (буллинг) — яркий пример насилия.

Обратите внимание, что агрессия и жестокость могут являться признаками психического заболевания. Если у вашего ребенка проявления агрессии перетекают в истерию и сопровождаются длительным физическим напряжением (сжатые кулаки, напряженные мышцы лица) — стоит обратиться к психиатру.

Как проявляется агрессия в подростковом возрасте ​

агрессия подростков

Характерные психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков [3]:

  • отказ от участия в общих играх, мероприятиях;
  • чрезмерная самозащита, переходящая в нападение, в отношении детей и взрослых;
  • отрицание авторитета взрослых (родителей, учителей);
  • решение спорных вопросов конфликтным путем;
  • перекладывание вины на другого, не признание собственных ошибок;
  • использование истерики как последнего доказательства;
  • быстрый переход от словесных препираний к угрозам и физическому насилию;
  • склонность преувеличивать враждебность окружающих;
  • повышенная возбудимость и двигательная активность;
  • пассивное сопротивление, негативизм;
  • непонимание и невнимание к чувствам окружающих.

На физиологическом уровне агрессивность может проявляться в виде постоянного напряжения мускулов, неконтролируемых движений — сжатые кулаки, губы. Профилактика подростковой агрессии начинается с изучения причин, а они могут быть внешними и внутренними.

В этой и подобных ситуациях родители часто задают вопросы:

1. Почему дети мучают животных и что делать с этим?

2. Агрессивный ребенок — какие причины к этому привели?

4. Жестокость в подростковой среде — как действовать?

5. Есть ли эффективная профилактика жестокости в подростковой среде?

Для начала обратимся к причинам проблемного поведения.

Причины детской жестокости и агрессивности ​

причины агрессивности подростков

Причины такого поведения кроются во внешних и внутренних факторах. В недавнем прошлом, причины подростковой агрессии и детской жестокости искали исключительно в семейных отношениях. Но этот фактор не всегда оказывается самым главным, иначе как можно объяснить агрессивность детей из вполне благополучных семей, где не применяют физическое насилие в качестве воспитательной меры. Ученые утверждают, что нельзя исключать из причин и генетическую предрасположенность. [5]

Воспитание и атмосфера в семье

Со стороны семьи к неадекватному поведению ребенка могут привести:

  • слишком жесткое авторитарное воспитание, чаще всего со стороны строго отца;
  • завышенные требования к ребенку;
  • недостаток любви и слабая эмоциональная связь с родителями;
  • запугивание (даже если не бьют, но вызывают чувство страха);
  • чрезмерное попустительство и потакание;
  • домашние конфликты;
  • отсутствие откровенности между ребенком и родителями.

При наличии проблем в семейном воспитании у ребенка проявляется жестокость уже в детском саду, и это должно стать предупреждением для родителей. Часто воспитатели детсада говорят о проблемах взаимоотношений у детей, но многие родители находят массу оправданий и объяснений, не могут признать проблему.

Дети становятся жестокими не сразу, это процесс постепенный. Важно наблюдать и своевременно применять методы коррекции поведения агрессивных детей.

Подростковая и детская агрессия как желание самоутвердиться

Как показывают исследования психологов, первые проявления агрессии у детей начинаются в возрасте 9-10 лет. Именно в этот период ребенок начинает чувствовать свою взрослость, происходит некоторое отдаление от семьи, в приоритет ставятся отношения с друзьями-сверстниками. Жестокость в детской среде — часто желание самоутвердиться в компании ровесников, которое приобретает жесткие формы. То есть, ребенок хочет доказать собственную значимость и силу, а выбирает для этого самый простой путь — подавление с помощью насилия более слабого в физическом или психологическом плане объекта (младшие дети, животные). Детская жестокость к животным — одно из первых проявлений агрессивного поведения, важно понять почему и зачем ребенок это делает.

Жестокие фильмы и игры

К косвенным причинам, провоцирующим подростковую агрессию, относятся также увлечения — фильмы, ТВ, интернет, компьютерные игры. Влияние современной индустрии развлечений одна из значимых причин, почему дети становятся жестокими и агрессивными. У несовершеннолетних, которые постоянно смотрят фильмы со сценами насилия, изменяется восприятие окружающего мира. Компьютерная зависимость вообще может привести к тому, что у ребенка выстроится неправильная система ценностей. Компьютер — это главное, остальное — ерунда. При такой модели поведения ребенок будет готов драться и хамить, лишь бы сохранить доступ к любимому развлечению.

Методы психологической коррекции агрессивного поведения у детей

Одним из главных факторов успешной коррекции и профилактики подростковой жестокости выступает своевременность. Важно не упустить момент. Западные психологи пришли к выводу: если ребенок видит, что его не наказывают за плохое поведение и агрессивное отношение к другим, издевательства становятся только жестче. [6]

Что делать, если ребенок жестокий? Родители в этой ситуации могут помочь следующими способами:

1. Учить ребенка контролю за эмоциями надо с раннего дошкольного возраста. Уже в 4 года малыши способны понимать и сдерживать свои эмоции.

2. Установить близкий контакт с ребенком. Он не должен бояться говорить о своих проблемах, страх осуждения и непонимания заставит его замкнуться.

3. Разделяйте свои эмоции с ребенком, в обсуждении неприятной ситуации говорите о том, что вам тоже неприятно, обидно, грустно. Разделение эмоций с ребенком снижает степень переживания.

4. Если вы сами переборщили с наказанием, накричали или обидели ребенка, успокойтесь и поговорите спокойно, признайтесь, что были не правы и не справились со своими негативными чувствами.

5. Не закрывайте глаза на проявления жесткости, выясняйте причины, объясняйте последствия. Ребенок должен понимать, что за свои поступки он несет ответственность.

6. Если против вашего ребенка проявляется агрессия со стороны других, научите его защищаться и правильно реагировать — не обращать внимания, проявлять спокойствие, переводить в шутку.

7. Поддерживайте в ребенке уверенность в себе, цените его достижения и поощряйте хорошие поступки. Уверенный в себе человек не станет доказывать собственное достоинство кулаками.

Что делать если ребенок жестокий — технология модификации поведения 7Spsy

Если ребенок очень жестокий, вам не удается повлиять на его агрессивное поведение собственными силами, обратитесь к профессионалам. Современные технологии позволяют работать с детской агрессивностью и жестокостью дистанционно и конфиденциально.

Например, технология модификации поведения при агрессии 7Spsy — научно обоснованный, запатентованный метод поведенческой психологии. Курс 7Spsy избавит вашего подростка от агрессии и жестокости. Психолог помогает разобраться с инструментами для занятий и поддерживает процесс изменений на протяжении всего курса через удобный канал связи — e-mail, телефон или онлайн-чат.

Сформируем негативное отношение к жестокости

За 2-6 недель удается изменить модель поведения за счет замены подсознательных установок, которые вызывают привычку проявлять жестокость, на позитивные.

После прохождения курса прежде агрессивный ребенок, подросток полностью изменит манеру поведения, у него появится спокойная уверенность и доброжелательность.

Тема детской жестокости – частая при обсуждении детских проблем. Есть множество научных исследований доказывающих, что жестокость детей берет корни в семье. Можно с полной уверенностью заявлять, что ребёнок – отражение своих родителей. Если отец позволяет себе поднимать руку на мать, то ребёнок будет считать это нормой в семейной жизни и, вероятнее всего, также станет поднимать руку уже в своей семье. Девочка, выросшая в таких условиях, будет терпеть унижения от мужа, так как с детства видела соответствующее обращение с её мамой. И такая форма обращения будет являться для неё нормой.

Если родители мучают животных, издеваются над ними, то ребёнок будет повторять это, не видя ничего предосудительного. Ведь в его семье такое является нормой. У такого ребёнка не выработается чувство жалости к животным, сострадания, ответственность за их жизнь.

В итоге — плохое поведение в школе, когда родителей рядом нет. А грань между шалостью и преступлением у детей очень тонкая.

Норма детской жестокости

Что это такое – норма детской жестокости? Существует такое понятие. Вспомните себя, всегда ли вы в детстве скрывали свою неприязнь к другим людям? Возможно, вы хотели выразить её тем или иным образом. Если кто-то не нравился – могли обозвать, испортить его вещь, толкнуть, злобно пошутить. Можно ли объяснить, почему не нравился одноклассник, сосед по парте. Ну, просто не нравился. Детское восприятие чаще бывает однобоким: из малообеспеченной семьи, с недостатками физического развития, зацикленный на учёбе, способный предать и тому подобное. Как правило, любой из перечисленных признаков или подобных им может стать поводом для выражения жестокости.

Когда норма становится патологией

Что делать взрослым?

В первую очередь на это должны обратить внимание родители. Классному руководителю такие изменения могут быть не заметны, но с помощью родителей он может узнать и может помочь сам или с помощью директора завуча, психолога.

Если конфликт не решается мирными способами и беседы со специалистами не приводят к положительным результатам, нужно писать заявление на имя директора или завуча о том, что ребенка обижают. Дальнейшими шагами могут стать обращение в инспекцию по делам несовершеннолетних, обращение в отдел образования, в прокуратуру, в полицию. Главное же, родителям следует пересмотреть своё поведение, чтобы стать примером для своего ребенка.Если жестокость начала проявляться в подростковом возрасте, то со временем она может пройти. При переходе границ нужно не тянуть с обращением к специалистам.

Автор текста — читатель нашего канала, учитель английского языка. Если у вас есть интересный опыт школьной жизни и вы хотите им поделиться на страницах нашего канала — свяжитесь с нами .

Тема детской жесткости – не самая редкая при обсуждении детских проблем. На своём сайте я не буду рассказывать о детях-извергах, детях-убийцах и т.д. Это уже не уровень в развитии личности, а патология. Наша задача – осветить зачатки проблемы и чем это может обернуться в будущем.


Учёные доказали, что жестокость детей происходит из семьи. Я говорила об этом, когда писала статью об отсутствии дисциплины в классе.

жестокие дети

Ребёнок — отражение родителей.

Норма детской жестокости – что это такое?

Как быть с обидчиком?

Помните, что если ваш ребёнок жестокий – пересмотрите своё поведение (вы сами грубы или слишком заботливы). Если она начала проявляться в подростковом возрасте – со временем пройдёт. Если переходит границы – обращайтесь к специалистам.

Воспитание ребёнка и развитие его личности во многом – отражение вашего воспитания. Хотите видеть своего ребёнка воспитанным, умным, добрым – работайте сперва над самим собой, тогда остальное будет гораздо проще.

Читайте также: