Проверка питания в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

В целях обеспечения здорового питания дошкольников Минздравом введены строгие правила контроля как сырых продуктов, так и готовых блюд в ДОУ. Контроль питания в ДОУ возлагается на руководителя учреждения, а также на медсестру (диетсестру). Кроме того, периодический контроль осуществляет специальная бракеражная комиссия в количестве не менее трех человек.

Контроль качества питания в ДОУ осуществляется на всех этапах, начиная с приемки продуктов и заканчивая раздачей готовых блюд.

Проверка качества продовольственного сырья

В сопроводительных документах на скоропортящуюся продукцию обязательно должны быть прописаны дата и время выработки, а также дата и конечный срок реализации. Если эти данные не указаны, продукты подлежат возврату.

Контроль условий хранения продуктов

Контроль питания в детском саду также подразумевает строгое соблюдение условий хранения продуктов. При хранении должны соблюдаться перечисленные ниже условия:

  • различные виды продуктов должны храниться отдельно друг от друга,
  • полуфабрикаты, готовые блюда и сырые продукты также должны храниться раздельно,
  • в кладовых, предназначенных для хранения продуктов питания, недопустимо наличие пустой тары и каких-либо посторонних предметов,
  • для каждой категории продуктов устанавливается свой температурный режим.

Ключевое внимание уделяется хранению скоропортящихся продуктов, а также раздельному содержанию продуктов, требующих и не требующих термообработки. Все холодильные камеры в ДОУ должны быть оснащены легко моющимися стеллажами. Замороженная продукция должна храниться в заводской таре в специальной низкотемпературной камере. Недопустима приемка большего количества продуктов, чем способно вместить действующее холодильное оборудование в дошкольном учреждении.

Суточный запас продуктов хранится в отдельном холодильнике. Температура внутри холодильных камер контролируется ежедневно при помощи нертутных термометров, результаты контроля фиксируются в журнале.

Подробнее о хранении продуктов читайте в нашей статье.

Проверка готовых блюд в ДОУ

Проверка питания в ДОУ подразумевает также строгий контроль качества готовой пищи, который начинается уже на этапе закладки продовольственного сырья в тару перед приготовлением. Контроль осуществляется комиссией, назначаемой руководителем дошкольного учреждения. В состав комиссии обязательно входит медработник. Повар ДОУ не имеет права начинать закладку продуктов без присутствия члена комиссии.

Контроль на данном этапе заключается во взвешивании закладываемых продуктов. Полученные результаты сопоставляют с нормативами и заносят в журнал.

Приготовленные блюда также проходят строгую проверку. Контроль питания в группах ДОУ осуществляется бракеражной комиссией. Только в случае успешного прохождения контроля повар имеет право начинать раздачу готовых блюд детям.

Проверка питания в ДОУ на этом этапе заключается в снятии проб и дальнейшей органолептической оценке. Комиссия отмечает внешний вид готового блюда, его цвет и консистенцию, оценивает кислотность и соленость. По данным параметрам делается вывод о том, была ли соблюдена технология приготовления, сохранена ли пищевая ценность блюда. В готовых блюдах для детских садов не допускается наличие посторонних включений и примесей, в первых блюдах не должно быть разваренных овощей. Бульоны (мясные и рыбные) должны сохранять прозрачность. В пюреобразных супах и кашах не должно быть комков, эти блюда обязательно должны иметь однородную консистенцию. Отдельно оценивается запах блюда – в нем не должно быть горечи и неприятных тонов.

По окончании проверки питания в детском саду все обнаруженные недостатки должны быть оперативно устранены. В случае невозможности такого устранения следует выяснить причину (несоблюдение технологии приготовления, использование несвежих продуктов и т.д.) и предотвратить повторные нарушения.

Наконец, по окончании органолептической оценки выполняется контроль выхода готовых блюд. Для этого медработник взвешивает несколько порций и сравнивает результаты взвешивания с нормативным выходом. Дальнейшая раздача пищи проводится под контролем диетсестры, которая проверяет санитарное состояние и маркировку используемой посуды.

Как автоматизировать питание в детском саду по СанПиН?

Для этого удобно использовать программный модуль "Управление питанием, контроль диет" системы контроля деятельности образовательного учреждения. Он содержит:

С 1 января 2021 года вступили в силу новые Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения (СанПиН 2.3/2.4.3590-20), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32. В эти СанПиН включены требования 17 актов в сфере общественного питания, причем особое внимание уделено организации питания детей (гл. VIII). Требования направлены на снижение риска здоровью детей, обусловленного пищевым фактором, и повышение роли здоровьесберегающей функции питания. Как организуется питание детей в образовательных учреждениях с учетом новых требований, рассмотрим далее.

В след за СанПиН 2 марта 2021 года Роспотребнадзор утвердил Методические рекомендации к организации общественного питания населения (МР 2.3.6.0233-21) (вместе с Рекомендациями по правилам обработки установок для дозированного розлива питьевой воды, Рекомендациями по отбору суточных проб, Рекомендуемой номенклатурой, объемом и периодичностью проведения лабораторных и инструментальных исследований в организациях питания образовательных учреждений).

Горячее питание обязательно

К сведению: под горячим питанием понимается здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Положения об обязательности горячего питания детей содержатся и в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (п. 8.1.2). Сухой паек (набор пищевой продукции) допускается использовать только при организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов. При этом, если продолжительность таких перевозок (массовых мероприятий) свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00), также должно быть организовано горячее питание.

Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются.

Здесь также отметим требования к температуре готовых горячих блюд (п. 11.6 МР 2.3.6.0233-21):

горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры – не ниже 65 °C;

готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления либо в изотермической таре (термосах) – в течение времени, обеспечивающего поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.

Разрешенная пищевая продукция

Перечень пищевой продукции, которая не допускается при организации питания детей, приведен в приложении 6 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В нем содержатся 45 наименований продукции.

Стоит отметить, что в целом перечень недопускаемой пищевой продукции остался прежним. Если его сравнивать со старым перечнем для дошкольных образовательных учреждений, то можно выделить новые позиции, которые не допускаются для питания детей, к примеру:

окрошки и холодные супы;

паштеты, блинчики с мясом и с творогом;

макароны по-флотски (с фаршем), макароны с рубленым яйцом.

Также в новом перечне установлены требования к минимальной (максимальной) жирности молочных и кисломочных продуктов, творога.

Допускается замена одного вида пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий на иные виды пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий в соответствии с таблицей замены пищевой продукции с учетом ее пищевой ценности. Такая таблица приведена в приложении 11 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Нормы питания

В целях соблюдения сбалансированности, питательности и полезности детского рациона в приложениях к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Роспотребнадзор установил:

среднесуточные наборы пищевой продукции для детей в зависимости от возраста. Отдельно выделены наборы пищевой продукции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для кадетов (приложение 7);

требования к массе порций по различным блюдам, а также суммарные объемы блюд по приемам пищи (приложение 9);

суточную потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, а также процент распределения потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в образовательной организации (приложение 10);

количество обязательных приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения (приложение 12).

Помимо соблюдения перечисленных требований, меню для детей должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом следующего:

а) при отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5 % соответственно;

в) допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/– 5 % при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в таблице 3 приложения 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, по каждому приему пищи;

г) на период летнего отдыха и оздоровления (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни, при повышенной физической нагрузке (спортивные соревнования, слеты, сборы и т. п.) нормы питания, включая калорийность суточного рациона, должны быть увеличены не менее чем на 10 % в день на каждого человека.

Особенности установления норм питания для детей-сирот.

Для детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя:

больных хронической дизентерией, туберкулезом, ослабленных детей, а также для больных детей, находящихся в изоляторе, устанавливается 15-процентная надбавка к нормам обеспечения, приведенным в таблице 3 приложения 7 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20;

нуждающихся в лечебном и диетическом питании, – по согласованию с органами здравоохранения определяются виды пищевой продукции и блюда с учетом заболеваний указанных лиц.

Кроме того, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть организовано пяти-, шестиразовое питание в сутки по месту фактического пребывания ребенка (п. 8.1.2.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Требования к меню

Согласно п. 8.1.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в организации, в которой осуществляется питание детей, должно разрабатываться меню. Меню должно утверждаться руководителем организации.

Меню должно разрабатываться на период не менее двух недель (с учетом режима организации) для каждой возрастной группы детей (рекомендуемый образец приведен в приложении 8 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20). В палаточных лагерях для детей допускается разработка меню на период до 7 дней.

К сведению: рекомендуемый образец меню – в приложении 8 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Питание детей должно осуществляться в соответствии с утвержденным меню.

Меню допускается корректировать с учетом климатогеографических, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей питания населения, при условии соблюдения требований к содержанию и соотношению в рационе питания детей основных пищевых веществ.

Для дополнительного обогащения рациона питания детей микронутриентами в эндемичных по недостатку отдельных микроэлементов регионах в меню должна использоваться специализированная пищевая продукция промышленного выпуска, обогащенная витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки промышленного выпуска. Витаминные напитки должны готовиться в соответствии с прилагаемыми инструкциями непосредственно перед раздачей. Замена витаминизации блюд выдачей детям поливитаминных препаратов не допускается. В целях профилактики йододефицитных состояний у детей должна использоваться соль поваренная пищевая йодированная при приготовлении блюд и кулинарных изделий (п. 8.1.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Ежедневное меню основного (организованного) питания на сутки для всех возрастных групп детей с указанием наименования приема пищи, наименования блюда, массы порции, калорийности порции должно размещаться в доступных для родителей и детей местах (в обеденном зале, холле, групповой ячейке). Аналогичные требования предъявляются к размещению меню дополнительного питания (для обучающихся общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования) (п. 8.1.7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Дети, нуждающиеся в лечебном и диетическом питании

Среди новшеств в организации детского питания следует выделить особенности, установленные для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании. Согласно п. 8.2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 для таких детей в организованных детских коллективах должны соблюдаться следующие требования:

1) должно быть организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача. При этом индивидуальное меню должно быть разработано специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача);

2) выдача детям рационов питания должна осуществляться в соответствии с утвержденными индивидуальными меню, под контролем ответственных лиц, назначенных в организации;

3) допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном зале или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей) для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, если обеспечены условия для мытья рук. Данная возможность предусмотрена в любых организациях, осуществляющих питание детей. Введение такой нормы позволяет закрыть наболевший вопрос о возможности использования домашней еды, к примеру, детьми-аллергиками, в обычных образовательных учреждениях, которые не имеют возможности обеспечить питание таких детей по индивидуальному меню.

Использование продуктовых автоматов

В качестве дополнительного питания детей в организованных детских коллективах допускается реализация пищевой продукции через аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции. Такие нововведения предусмотрены в п. 8.3.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Через автоматы может быть реализована следующая пищевая продукция промышленного изготовления:

а) в потребительской (мелкоштучной) упаковке (соки, нектары, стерилизованное молоко, молочная продукция, питьевая негазированная вода, орехи (кроме арахиса), сухофрукты);

б) в потребительской упаковке не более 100 грамм (мучные кондитерские изделия, в том числе обогащенные микронутриентами (витаминизированные) со сниженным содержанием глютена, лактозы, сахара).

При этом должны быть соблюдены требования к условиям хранения и срокам годности указанной пищевой продукции, а также к наличию документов, подтверждающих ее качество и безопасность.

Аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции допускается устанавливать в обеденном зале при условии соблюдения нормы площади посадочного места.

Такие аппараты должны обрабатываться в соответствии с инструкцией изготовителя с применением моющих и дезинфицирующих средств не реже двух раз в месяц, а также по мере загрязнения.

Питьевой режим

В соответствии с п. 8.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 питьевой режим в детских организациях, а также при проведении массовых мероприятий с участием детей должен соблюдаться таким образом:

1) должно осуществляться обеспечение питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям (Технический регламент Таможенного союза (ТР ЕАЭС 044/2017), принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 № 45);

2) питьевой режим должен быть организован посредством:

а) установки стационарных питьевых фонтанчиков. При этом чаша фонтанчика должна ежедневно обрабатываться с применением моющих и дезинфицирующих средств;

б) установки устройств для выдачи воды (например, кулеров);

в) выдачи упакованной питьевой воды. Упакованная (бутилированная) питьевая вода допускается к выдаче детям при наличии документов, подтверждающих ее происхождение, безопасность и качество, соответствие упакованной питьевой воды обязательным требованиям;

г) использования кипяченой питьевой воды. Организация питьевого режима с использованием кипяченой питьевой воды допускается при условии соблюдения следующих требований:

кипятить воду нужно не менее 5 минут;

до раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной температуры непосредственно в емкости, где она кипятилась;

смену воды в емкости для ее раздачи необходимо проводить не реже чем через 3 часа. Перед сменой кипяченой воды емкость должна полностью освобождаться от остатков воды, промываться в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, ополаскиваться. Время смены кипяченой воды должно отмечаться в графике, ведение которого осуществляется организацией в произвольной форме.

При организации питьевого режима с использованием упакованной питьевой воды промышленного производства, установок с дозированным розливом упакованной питьевой воды (кулеров), кипяченой воды должно быть обеспечено наличие посуды из расчета количества обслуживаемых (списочного состава), изготовленной из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды; контейнеров – для сбора использованной посуды одноразового применения (п. 8.4.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Кулеры должны размещаться в местах, не подвергающихся попаданию прямых солнечных лучей. Кулеры должны подвергаться мойке с периодичностью, предусмотренной инструкцией по эксплуатации, но не реже одного раза в семь дней. Мойка кулера с применением дезинфекционного средства должна проводиться не реже одного раза в три месяца (п. 8.4.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

К сведению: более подробные рекомендации к мойке и санитарной обработке ручных помп и кулеров приведены в приложении 2 к МР 2.3.6.0233-21.

При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребенок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребенка (п. 8.4.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Организация питания в детских палаточных лагерях

В новых СанПиН 2.3/2.4.3590-20 отдельно выделены требования к организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении детских туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях (п. 8.7). В частности, установлено:

1) должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приема пищи, сбора и хранения отходов, соблюдения правил личной гигиены;

2) независимо от формы питания на территории детского лагеря палаточного типа должна выделяться кухонная зона. Кухонная зона должна включать место для хранения, приготовления пищи, костровое место или полевую кухню, место для приема пищи, место для мытья рук. Места для приготовления и приема пищи должны быть оборудованы под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли;

3) в детских лагерях палаточного типа суточные пробы от всех приготовленных блюд и кулинарных изделий должны оставляться на хранение на 48 часов в холодильнике/в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 °C до +6 °C;

4) пищу необходимо готовить на каждый прием и реализовать не позднее 2 часов с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается;

5) количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно обеспечивать одновременное питание всех участников массовых мероприятий (при раздельном приготовлении пищи по группам – одновременное питание всех членов группы);

6) дети могут быть допущены к дежурству по кухне, в том числе к отдельным видам работ по подготовке пищевой продукции (чистке и резке сырых овощей, нарезке хлеба), к сервировке и уборке столов, мытью посуды под присмотром взрослых. Во время дежурства на кухне дети и взрослые должны работать в фартуках и головных уборах (косынках, шапочках).

При разработке таких правил учтен принцип укрупнения и кодификации требований, что привело к их сокращению в 5 раз, по сравнению с ранее действовавшими профильными СанПиН, при неизменном сохранении обязательных для предотвращения риска для жизни и здоровья санитарно-эпидемиологических требований.

Новые СанПиН разработаны с учетом риск-ориентированного подхода, новейших технологий и современных видов упаковки и сырья, используемых предприятиями общественного питания в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции общественного питания, исключено дублирование требований других нормативных документов.

Особое место в новом документе занимают требования к организации детского питания. Им посвящена самая объемная гл. VIII санитарных правил.

В целях реализации новых СанПиН Роспотребнадзор утвердил методические рекомендации к организации общественного питания населения (МР 2.3.6.0233-21).

Помимо указанных документов, при организации питания детей образовательным учреждениям также следует учитывать:

Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций (МР 2.4.0179-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020);

Методические рекомендации в части родительского контроля за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях (МР 2.4.0180-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020).

Материалы к оперативному контролю по организации питания в детском саду.

ВложениеРазмер
analiticheskaya_spravka.doc 49 КБ
analiz_pitaniya.docx 18.1 КБ
prilozhenie_k_prikazu.docx 21.68 КБ

Предварительный просмотр:

по результатам оперативного контроля

В соответствии с годовым планом, планом-графиком контроля на 2016-2017 учебный год, на основании Приказа от 26.09.2016 № 89 ОД в целях изучения уровня организации питания, выполнения СанПиН, в период с 10.10.2016 г. по 12.10.2016 г. был проведен оперативный контроль.

Комиссия в составе:

Заведующий МБДОУ – Гильмутдинова Р.И.

Старшая медицинская сестра - Кузина С.А.

Старший воспитатель - Бирючевская О.А.

Основные цели проверки: изучить и выявить состояние и качество организации питания в возрастных группах ДОУ.

  • изучение условий приема пищи в группах;
  • анализ согласованности взрослых при организации питания детей;
  • анализ профессиональных умений воспитателей по организации приема пищи;
  • анализ взаимодействия с родителями по вопросу питания.

В ходе проверки организации питания установлено, что количество заказанных рационов соответствует количеству детей по табелю посещаемости и фактическому количеству детей в группах.

График приема пищи соблюдается, соответствует режиму.

Санитарно-гигиеническая обстановка в группах удовлетворительная: соблюдается график проветривания и влажной уборки помещений; правильно размещена столовая мебель, выполняется график режима питания, соблюдается объем порций при раздаче детям.

В средних и старших группах умело проходит организация гигиенических процедур.

Обстановка в группах во время приёма пищи спокойная, в татарской, средней санаторной группе воспитатели во время приема пищи сидят за столами вместе с детьми и показывают приемы культурной еды: поправляют пищу кусочком хлеба, берут еду с края и т.д.

Во всех группах дети приучены благодарить за еду младшего воспитателя.

Дети всех групп после окончания еды спокойно выходят из-за стола, не дожидаясь других, переходят самостоятельно к следующему режимному моменту.

Во всех возрастных группах на специальных стендах имеется утвержденное меню на дату проверки.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод, что организация питания в возрастных группах осуществляется в соответствии с правилами приема пищи.

В образовательных организациях дети и подростки проводят значительную часть времени. Организация их питания в образовательных организациях является необходимым компонентом в системе мероприятий по созданию условий образовательной среды, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся и воспитанников. Здоровое питание для детей закладывает фундамент их полноценной жизни, обеспечивает их рост, физическое и умственное развитие. Для воспитанников дошкольных организаций, школ-интернатов, организаций для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей предусмотрено 4-х разовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин). Для учащихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций – 2-х разовое (завтрак, обед) или 3-х разовое (завтрак, обед, полдник). Приготовление пищи осуществляется на пищеблоках образовательных организаций, в которых по проекту предусмотрен необходимый набор помещений и технологического оборудования для работы на сырье и полуфабрикатах. Доставка готовой продукции с комбинатов питания, производится в образовательные организации, имеющие буфеты-раздаточные.

Контроль за организацией питания детей и подростков является одним из приоритетных направлений деятельности Роспотребнадзора. Роспотребнадзор проводит проверки пищеблоков образовательных организаций, а также комбинатов питания, поставляющих в них продукты питания и готовую продукцию. Он осуществляется при проведении плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий. Кроме того, наличие необходимых условий для организации питания оценивается Роспотребнадзором при приемке образовательных организаций к новому учебному году.

При проведении обследований образовательных организаций за 9 месяцев 2019 года в Российской Федерации были проверены более 6 тысяч пищеблоков дошкольных организаций, более 7 тысяч пищеблоков общеобразовательных организаций, более 450 пищеблоков профессиональных образовательных организаций и более 70 пищеблоков образовательных организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам обследований выявлено более 15 тысяч нарушений санитарного законодательства в области организации питания. Наиболее частые из них: несоблюдение санитарных требований к качеству и безопасности продуктов и готовых блюд, условиям их хранения, транспортировке и реализации; несоблюдение нормативных требований к весу порций готовых блюд, их химическому составу и энергетической ценности, технологическим процессам их приготовления; нарушение режима мытья посуды; отсутствие у сотрудников пищеблока, допущенных к работе, необходимого перечня медицинских обследований.

Объективным подтверждением благополучия и безопасности питания являются результаты лабораторно-инструментальных исследований пищевого сырья, готовых блюд и питьевой воды, используемой при их приготовлении. Более 80% обследований проведено Роспотребнадзором с применением методов лабораторно-инструментального контроля. За 9 месяцев 2019 года на соответствие санитарным требованиям по микробиологическим показателям на пищеблоках образовательных организаций РФ было отобрано более 77 тысяч проб воды, 119 тысяч проб готовых блюд, сделано более 692 тысяч смывов с оборудования, кухонного и разделочного инвентаря, посуды, продуктов и рук персонала. Удельный вес проб воды, несоответствующих санитарным требованиям по микробиологическим показателям, на пищеблоках образовательных организаций составил 2,5%, проб готовых блюд - 2%; результатов смывов – 1,5%. Кроме того, в лабораторно-испытательных центрах Роспотребнадзора были исследованы более 65 тысяч проб питьевой воды по санитарно-химическим показателям, более 40 тысяч проб пищевых продуктов по санитарно-химическим и физико-химическим показателям, а так же более 90 тысяч проб готовых блюд на соответствие нормативным требованиям по химическому составу и калорийности, качеству термической обработки и вложению витамина С. Доли проб воды, продуктов и готовых блюд, несоответствующих нормативным требованиям, не превышают 10%.

За нарушения, выявленные на пищеблоках образовательных организаций, Роспотребнадзором к административной ответственности привлечены более 6,5 тыс. должностных и юридических лиц, недоброкачественная и фальсифицированная продукция была снята с производства. По всем выявленным нарушениям Роспотребнадзором выданы предписания об их устранении, также выдаются предписания по улучшению материально-технической базы пищеблоков образовательных организаций, включающие проведение ремонтных работ, приобретение необходимого холодильного и технологического оборудования, в том числе позволяющего реализовывать принципы максимального сохранения полезных свойств продуктов. Выполнение всех выданных предписаний находится на контроле Роспотребнадзора.

Результаты контрольно-надзорной деятельности за организацией питания в образовательных организациях публикуются на сайтах Управлений Роспотребнадзора субъектов Российской Федерации.

Роспотребнадзор формирует предложения к органам исполнительной власти по совершенствованию питания в образовательных организациях.

Контрольно-надзорная деятельность в отношении объектов, организующих питание детей и подростков в образовательных организациях продолжается.

Читайте также: