Протоколы занятий логопеда в доу
Обновлено: 07.07.2024
1. Место данного занятия в системе занятий по теме. Соответствие материала занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы. Объем материала и его доступность для детей. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.
2. Правильность постановки цели и задач занятия. Соответствие цели и задач теме и содержанию занятия. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Адекватность выбора речевого материала задачам занятия.
3. Организация занятия: количество детей, поведение; эстетическое оформление занятия, используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала.
4. Структура занятия: основные этапы, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа к другому, продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному времени), высказываний логопеда и детей. Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.
5. Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация дидактических принципов обучения.
Методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Особенности применения методических приемов логопедом, знание материала занятия, владение методами и приемами работы на занятии, осуществление коррекционных приемов обучения, умение использовать методические пособия. Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, приемы активизации познавательной деятельности и др.), использование разнообразных форм активности детей (двигательной, зрительной, слуховой) с целью предупреждения утомляемости детей. Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса дошкольников к заданиям. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Использование воспитательных моментов занятия, использование специальных методических приемов. Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми ошибок. Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и четкость инструкций и вопросов логопеда, использование различных видов вопросов (наводящие, альтернативные и др.). Включение элементов рациональной психотерапии на занятии. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.
6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии; активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивость внимания в начале занятия и на отдельных его этапах, возможности переключения внимания от одного к другому заданию, причины отклонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии.
7. Характеристика логопеда.
Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы, владение приемами повышения активности, интереса и внимания детей дошкольного возраста, практическое осуществление индивидуального подхода к детям с учетом их личностных особенностей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта. Речь логопеда (доступность, логичность, мелодико-интонационная выразительность и эмоциональность, особенности дикции, силы, голоса, темпа и ритма). Внешний вид логопеда, его поведение в процессе общения с детьми.
8. Результаты занятия.
Достижение цели, выполнение намеченного плана, эффективность использованных методов и приемов. Оценка занятия в соответствии с возможностями детей. Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы).
9. Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия.
Речевая карта № 1
(для детей с общим недоразвитием речи)
1.Дата поступления ребёнка в группу.
2.Фамилия, имя.
3.Месяц, число, год рождения.
4.Домашний адрес.
5.Из какого детсада направлен ребёнок.
6.Жалобы родителей.
7.Слух.
8.Интеллект.
9.Данные о ходе речевого развития (гуление, лепет, первые слова и предложения. Прерывалось ли речевое развитие ребёнка, по какой причине, как длительно).
10.Раннее физическое развитие ребёнка.
11.Связная речь:
б) составление рассказа по сюжетной картинке;
в) составление рассказа по серии картинок;
д) составление рассказа - описание предмета.
12.Словарь (активный и пассивный).
13.Грамматический строй речи (понимание грамматических форм и употребление их в активной речи).
14.Состояние артикуляционного аппарата.
15.Произношение и различение звуков.
16.Готовность к звуковому анализу и синтезу слов.
17.Произношение слов слогового состава.
18.Заключение.
Речевая карта №2
(для детей с недоразвитием фонетического строя речи)
1.Дата поступления ребёнка в группу.
2.Фамилия, имя.
3.Возраст.
4.Домашний адрес.
5.Из какого сада направлен (№, дата, адрес).
6.Жалобы родителей.
7.Данные о ходе речевого развития.
8.Состояние общей моторики.
9.Слух:
10.Общее развитие ребёнка.
11.Внимание.
12.Работоспособность.
13.Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание).
14.Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность).
15.Произношение различение звуков.
16.Анализ и синтез звукового состава речи.
17.Произношение слов сложного слогового состава (строительство, электричка, велосипед, гимнасты и т.д.)
18.Грамматический строй речи.
19.Словарь.
20.Навыки словообразования.
(В карте приводятся образцы высказываний ребёнка).
Пример заполнения речевой карты
Речевая карта
1.Фамилия, имя Сергей М.___________________________________
2. Возраст 5 л. 9 мес._______________________________
3. Домашний адрес г. Смоленск, ул. Соколовского, д. 24, кв.8_________
4. Из какого сада направляется из д/с Ёжик"_______________________
5. Дата поступления ребёнка в группу 17. 09. 02._______________
6. Жалобы родителей и анамнез___ плохо говорит ___________________
7. Слух (заключение специалиста) N______________________________
8. Интеллект (заключение специалиста): из медицинских документов с указанием даты обследования и фамилии врача_____________________
9. Данные о ходе речевого развития(со слов матери):____________
- гуление 3 мес.________________________________________________
- лепет 6 мес._________________________________________________
- первые слова после 3-х лет_____________________________________
-предложения к 4-м годам______________________________________
- прерывалось ли речевое развитие ребёнка, по какой причине, как
длительно нет________________________________________________
10. Раннее физическое развитие (наблюдались ли отклонения в физическом развитии, перенесённые заболевания, в какой форме) ____не наблюдались______________________________________________
11. Состояние общей моторикидвижения скованные, не координированные________________________________________________
12. Связная речь:
а) беседа:
1) отвечает односложно_________________________________________
2) простой фразой _____________________________________________
3) распространёнными предложениями ____________________________
4) аграмматизмы грубые_________________________________________
б)составление рассказа по сюжетной картинке (фотозапись детского рассказа с его фонетическими, грамматическими ошибками):_________
________Ёзику аивают маако, матик не, два.______________________
1) составляет самостоятельно _____________________________________
2) составляет по плану ___________________________________________
3) составляет по образцу логопеда ________________________________
4) не справился _________________________________________________
в)составление рассказа по серии картинок (фотозапись):____________
Кот исет мыску. Кот потом исет мыску. Спатаясь под сапог. Когда кот побезит ботинку. Мыска папайясь._____________________
1) самостоятельно разложил картинки______________________________
2) с помощью логопеда___________________________________________
3) не справился__________________________________________________
4) составил рассказ самостоятельно________________________________
5) по плану______________________________________________________
6) по образцу логопеда___________________________________________
7) не справился__________________________________________________
г) пересказ (фотозапись): Хотеа галька попить. Она не мога достать. Она покидаа камни. Высе. Мозно пить.______________________________
1) понял содержание рассказа _____________________________________
2) не понял содержание __________________________________________
3) последовательность изложения недостаточная____________________
4) полнота изложения недостаточная_______________________
д) составление рассказа-описания предмета (фотозапись)______________
Утоцка. Зотая маинькая отень. Как муха_____________________
1) составил самостоятельно _______________________________________
2) составил по плану _____________________________________________
3) составил по образцу логопеда___________________________________
4) не справился __________________________________________________
Выводы
1.Владеет элементарной связной речью на уровне простого распространённого предложения.
2.Умеет составить связный рассказ с помощь логопеда, пользуется двухсоставным предложением.
3.Не владеет связной речью.
13. Словарь (пассивный) ограничен__________________________
I. Понимание речи:
1) Приближается к норме_________________________________________
3) Не понимает обращённой речи _________________________________
II. Активный словарь ограничен
1) Название предметов по картинкам или по непосредственному предъявлению_________________________________________________
а) части тела не знает ресницы, "локти" (ногти)________________
б) игрушки отсутствует обобщающее понятие_________________
в) одежда + не называет детали одежды______________________
г) посуда + не называет части чайника_______________________
д) мебель отсутствует обобщающее слово____________________
е) животные и их детёныши домашние - кошка и собака,диких____ животных называет; детёнышей не знает_______________________
2) Название действий и состояний предметов:
Бежит +___________ причёсывается чешет_____________
Пьёт +___________умывается моет_______________
Сидит +___________ улыбается-________________
Идётходит________ смеётся_________-________________
Вяжет - спица________ плачет_____________+________________
3) Название признаков предметов.
а) цвет не знает: синий, оранжевый; смешивает: зелёный - красный_
б) форма _-______________________________________________________
Большой - маленький тупой - -_______ высокий - -___
Холодный - горячий мокрый - сухой_____ старший - ____-___
Чистый - грязный__ широкий- -_______ длинный - ____-___
Твёрдый- не твёрдый светлый - __________
Суффиксальный способ словообразования:
а) шапка - шапочка голова - -____ дрова - довка_ дерево -
сумка - сумотька ваза - вазотька ухо - ухи____ воробей -
гнездо - _____-___ птица - птитька лоб - опка___ ковёр - ковёик
ведро - вёдйышко_ стул - стулик___
б) дерево - деревянный снег - снежный железо - железный
-__ - стеклянный бумага - бумажный -___ - зимний
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Повестка дня: 1. Анализ работы учителей-логопедов ДОУ и школ района. 2. Преемственность в коррекционно-логопедической работе учителя-логопеда школы и ДОУ 3. Влияние занятий по биоэнергопластике на развитие речи дошкольников 4. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях логопедического пункта ДОУ. 5. Современные подходы в коррекционной работе учителя-логопеда школы интерната. 6. Утверждение плана работы на 2014-2015 учебный год. 7. Анкетирование учителей-логопедов по проблеме работы в ДОУ и школе. 8. Подведение итогов работы секции, принятие рекомендаций (круглый стол).
Оформление и ведение документации учителя-логопеда в ДОУ будет полезно для логопедов как ориентир ведения документации в логопедической группе.
на районном методическом объединении
ОФОРМЛЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ
Подготовила учитель –логопед
МАДОУ детский сад №22 с. Успенского
Коррекционная деятельность логопеда регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня:
федерального, регионального, локального
С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителю-логопеду рекомендуется оформление следующих документов:
— тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии;
— Речевая карта логопедического обследования ребенка;
— планы работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп;
— планы (конспекты) групповых занятий
— индивидуальные планы занятий с ребенком;(индивидуальные образовательные маршруты на детей инвалидов.)
— индивидуальная тетрадь ребенка;
— тетрадь учета посещаемости детьми занятий (табель посещаемости )
— тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей;
— план взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса; (в годовом плане)
— отчет учителя-логопеда за учебный год;
— паспорт логопедического кабинета;
— план самообразования учителя-логопеда.
--журнал проводимых консультаций с родителями.
Наличие основных видов документации — обязательное условие работы логопеда.
Основные виды документации учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
*Тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии ДОУ
протокол заседания ПМПк по набору детей в логопедическую группу
Фамилии, имя ребенка
Срок, на который ребенок зачислен в логопедическую группу
Особенности повеления ребенка в момент обследования
Рекомендации ПМПК при зачислен ИИ
Примерная форма протокола заседания ПМПк по выпуску детей из логопедической группы
Фамилия, имя ребенка
Речевое заключение при зачислении
Срок пребывания в логопедической группе
Речевое зaключение при выпуске
Рекомендации ПМПК при выпуске
Заполненные протоколы заседаний ПМПк и дубликаты заверяются подписями всех ее членов комиссии.
Для ДОУ протоколы ПМПк — основной документ, который позволяет определять совместный план действий с профильными специалистами по коррекции речевых нарушений, осуществляет планирование работы с детьми с учетом возраста и структуры речевого нарушения.
*Речевая карта логопедического обследования ребенка
Всестороннее обследование детей с нарушениями речи — первый и основополагающий этап логокоррекционной работы.
Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. В нее вносятся изменения, дополнения, уточнения, обнаруженные в процессе обучения и воспитания ребенка в логопедической группе. В карте фиксируются ошибочные ответы детей, приводятся образцы детских высказываний с фонетическими, лексическими и грамматическими ошибками. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое вытекает из результатов обследования и определяется структурой речевого дефекта.
Если ребенку решением ПМПК предложено продолжить обучение в логопедической группе, то при повторном обследовании логопед в речевой карте фиксирует итоги работы за прошедший учебный год.
В настоящее время используются различные виды карт логопедического обследования, которые отражают специфику нарушения (ФФН, ОНР, заикание, дизартрия, ринолалия и др.) и позволяют оптимизировать процесс обследования, проводя дифференциальную диагностику речевых расстройств.
*План работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп
Планирование логокоррекционной работы осуществляется на основе определенной специальной программы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей, а также с учетом современных подходов к планированию коррекционно-педагогического процесса.
Разделы плана охватывают все стороны речевой деятельности: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связное высказывание. Содержание разделов плана распределяется по периодам обучения, месяцам, неделям. Это позволяет рационально распределять во времени многообразные коррекционные задачи, регулировать объем речевого материала на групповых и подгрупповых занятиях и обеспечивать эффективность и высокую результативность коррекционно-педагогического процесса.
Тематическое планирование лексического материала представлено с учетом требований общеобразовательных программ дошкольных учреждений и специальных (коррекционных) программ для логопедических групп. Обогащение словарного запаса по конкретной лексической теме осуществляется на занятиях и вне занятий логопедом, воспитателями, родителями и профильными специалистами, работающими в группе.
Планы (конспекты) групповых занятий
Для повышения коррекционно-развивающего эффекта логопедических занятий необходимо большее внимание уделять их форме и содержанию.
При формировании речевой и познавательной деятельности, преодолении нарушений личностного развития, воспитании нравственных качеств, на современном этапе к организации, проведению и содержанию логопедических занятий предъявляются следующие требования:
— изменение форм организации занятий;
— включение специальных коррекционных упражнений по развитию речи и других высших психических функций;
— чередование видов деятельности с целью развития различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильного и т.п.;
— использование заданий в порядке нарастающей трудности с целью раскрытия потенциальных возможностей ребенка и заданий, требующих самостоятельного выполнения;
— создание проблемных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной деятельности;
— включение динамических и психорелаксационных пауз;
— обеспечение личностно-ориентированного подхода к ребенку;
— повышение мотивации к процессу обучения;
— воспитание нравственно-этических чувств.
В процессе логокоррекционной работы логопед составляет планы или конспекты групповых занятий в соответствии с годовым планированием. В них указываются тема, цели, основные этапы занятия, используемый лексический и дидактический материал. Логопедам, имеющим небольшой стаж работы, целесообразно включать в конспекты, не только вопросы, но и предполагаемые ответы детей.
Индивидуальный план логокоррекционной работы
План логокоррекционной работы составляется логопедом на учебный год на основе анализа речевой карты ребенка.
В индивидуальном плане представлены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребенка.
Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
Основная задача индивидуальных логопедических занятий — формирование звуковой стороны речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, а также по развитию психологической базы речи и мелкой моторики.
Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.
Индивидуальная тетрадь ребенка
Индивидуальная тетрадь (дневник) оформляется на каждого ребенка логопедической группы. В нее записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребенок занимается под руководством воспитателей, родителей, логопед в этой тетради дает методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.
В настоящее время появилось большое количество печатных рабочих тетрадей для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения 1 . Логопед вправе сделать выбор: либо он совместно с родителями и ребенком ярко, красочно оформляет индивидуальную тетрадь, либо пользуется печатным изданием, внося в него коррективы с учетом индивидуальных особенностей ребенка и динамики его развития. Если логопед отдает предпочтение готовым печатным изданиям, то к индивидуальным тетрадям прилагается тетрадь взаимосвязи с родителями, куда записываются дата, номера заданий, страницы, дополнительные виды работ с ребенком.
В конце недели индивидуальные тетради передаются родителям для домашних занятий в выходные дни. В рабочие дни воспитатель и логопед работают с ребенком по тетрадям.
Циклограмма посещений логопедических занятий где указывается число и время проведения индивидуального занятия .
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя
Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционной работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.
Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя 2 индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.
План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и медицинских работников, родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Отчет учителя-логопеда о результатах работы за учебный год
В конце учебного года логопед составляет статистический отчет о результатах проведения коррекционно-педагогической работы и сдает его администрации ДОУ и в городской (районный) отдел образования.
Образец статистического отчета
Фамилия, имя, отчество логопеда______________________________________________________
Дата составления отчета _____________________________________________________________
Понимание речи: полное; достаточное; понимание на уровне слова; полное понимание простых инструкций и предложений из 3-4 слов; недостаточное многоступенчатых инструкций, длинных фраз, возрастной терминологии; недостаточное понимание вопросов падежей, вопросов по контексту предложения.
Обследование связной речи :
1. Исследование состояния словаря:
1. Исследование состояния номинативного словаря:
• Предмет и его части
носик крышка ручка донышко
стеночки кабина кузов фары колёса
капот дверцы руль
яблоко, груша, банан, слива берёза, дуб, осина, ель
олень, волк, барсук, медведь ручка, ластик, тетрадь, книга
• назвать предметы, относящиеся к
2. Исследование предикативного словаря (подбор действий к предметам)
• кто как голос подаёт
собака лошадь утка
петух кошка корова
• кто как передвигается
собака червяк лошадь
ворона рыба человек
3. Исследование словаря признаков (подбор признаков к предметам по 5-6 слов)
осень (какая)
друзья (какие)
вечер (какой)
ведро (какое)
день длинный ходить темно
зима низкий говорить далеко
холод широкий ссориться быстро
врач Печаль(-ный)
4. Исследование грамматического строя речи
1. исследование навыков словообразования:
• образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
книга гриб хлеб
стул воробей топор
ведро ковёр кот
• Образование названий детёнышей
у лисы у козы у лошади
у коровы у собаки у медведя
у свиньи у курицы у волка
• образование глаголов префиксальным способом:
вышел перешёл прошёл подошёл вошёл нашёл
налил перелил вылил долил разлил полил
• образование относительных прилагательных
шкаф из дерева - кукла из резины -
тетрадь из бумаги - шуба из меха -
сапоги из кожи - сок из яблок -
• образование притяжательных прилагательных (Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова) :
Читайте также: