Протоколы занятий логопеда в доу

Обновлено: 07.07.2024

1. Место данного занятия в системе занятий по теме. Соответствие материала занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы. Объем материала и его доступность для детей. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.

2. Правильность постановки цели и задач занятия. Соответствие цели и задач теме и содержанию занятия. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Адекватность выбора речевого материала задачам занятия.

3. Организация занятия: количество детей, поведение; эстетическое оформление занятия, используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала.

4. Структура занятия: основные этапы, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа к другому, продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному времени), высказываний логопеда и детей. Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.

5. Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация дидактических принципов обучения.

Методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Особенности применения методических приемов логопедом, знание материала занятия, владение методами и приемами работы на занятии, осуществление коррекционных приемов обучения, умение использовать методические пособия. Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, приемы активизации познавательной деятельности и др.), использование разнообразных форм активности детей (двигательной, зрительной, слуховой) с целью предупреждения утомляемости детей. Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса дошкольников к заданиям. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Использование воспитательных моментов занятия, использование специальных методических приемов. Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми ошибок. Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и четкость инструкций и вопросов логопеда, использование различных видов вопросов (наводящие, альтернативные и др.). Включение элементов рациональной психотерапии на занятии. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.

6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии; активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивость внимания в начале занятия и на отдельных его этапах, возможности переключения внимания от одного к другому заданию, причины отклонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии.

7. Характеристика логопеда.

Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы, владение приемами повышения активности, интереса и внимания детей дошкольного возраста, практическое осуществление индивидуального подхода к детям с учетом их личностных особенностей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта. Речь логопеда (доступность, логичность, мелодико-интонационная выразительность и эмоциональность, особенности дикции, силы, голоса, темпа и ритма). Внешний вид логопеда, его поведение в процессе общения с детьми.

8. Результаты занятия.

Достижение цели, выполнение намеченного плана, эффективность использованных методов и приемов. Оценка занятия в соответствии с возможностями детей. Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы).

9. Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия.

Речевая карта № 1

(для детей с общим недоразвитием речи)

1.Дата поступления ребёнка в группу.

2.Фамилия, имя.

3.Месяц, число, год рождения.

4.Домашний адрес.

5.Из какого детсада направлен ребёнок.

6.Жалобы родителей.

7.Слух.

8.Интеллект.

9.Данные о ходе речевого развития (гуление, лепет, первые слова и предложения. Прерывалось ли речевое развитие ребёнка, по какой причине, как длительно).

10.Раннее физическое развитие ребёнка.

11.Связная речь:

б) составление рассказа по сюжетной картинке;

в) составление рассказа по серии картинок;

д) составление рассказа - описание предмета.

12.Словарь (активный и пассивный).

13.Грамматический строй речи (понимание грамматических форм и употребление их в активной речи).

14.Состояние артикуляционного аппарата.

15.Произношение и различение звуков.

16.Готовность к звуковому анализу и синтезу слов.

17.Произношение слов слогового состава.

18.Заключение.

Речевая карта №2

(для детей с недоразвитием фонетического строя речи)

1.Дата поступления ребёнка в группу.

2.Фамилия, имя.

3.Возраст.

4.Домашний адрес.

5.Из какого сада направлен (№, дата, адрес).

6.Жалобы родителей.

7.Данные о ходе речевого развития.

8.Состояние общей моторики.

9.Слух:

10.Общее развитие ребёнка.

11.Внимание.

12.Работоспособность.

13.Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание).

14.Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность).

15.Произношение различение звуков.

16.Анализ и синтез звукового состава речи.

17.Произношение слов сложного слогового состава (строительство, электричка, велосипед, гимнасты и т.д.)

18.Грамматический строй речи.

19.Словарь.

20.Навыки словообразования.

(В карте приводятся образцы высказываний ребёнка).

Пример заполнения речевой карты

Речевая карта

1.Фамилия, имя Сергей М.___________________________________

2. Возраст 5 л. 9 мес._______________________________

3. Домашний адрес г. Смоленск, ул. Соколовского, д. 24, кв.8_________

4. Из какого сада направляется из д/с Ёжик"_______________________

5. Дата поступления ребёнка в группу 17. 09. 02._______________

6. Жалобы родителей и анамнез___ плохо говорит ___________________

7. Слух (заключение специалиста) N______________________________

8. Интеллект (заключение специалиста): из медицинских документов с указанием даты обследования и фамилии врача_____________________

9. Данные о ходе речевого развития(со слов матери):____________

- гуление 3 мес.________________________________________________

- лепет 6 мес._________________________________________________

- первые слова после 3-х лет_____________________________________

-предложения к 4-м годам______________________________________

- прерывалось ли речевое развитие ребёнка, по какой причине, как

длительно нет________________________________________________

10. Раннее физическое развитие (наблюдались ли отклонения в физическом развитии, перенесённые заболевания, в какой форме) ____не наблюдались______________________________________________

11. Состояние общей моторикидвижения скованные, не координированные________________________________________________

12. Связная речь:

а) беседа:

1) отвечает односложно_________________________________________

2) простой фразой _____________________________________________

3) распространёнными предложениями ____________________________

4) аграмматизмы грубые_________________________________________

б)составление рассказа по сюжетной картинке (фотозапись детского рассказа с его фонетическими, грамматическими ошибками):_________

________Ёзику аивают маако, матик не, два.______________________

1) составляет самостоятельно _____________________________________

2) составляет по плану ___________________________________________

3) составляет по образцу логопеда ________________________________

4) не справился _________________________________________________

в)составление рассказа по серии картинок (фотозапись):____________

Кот исет мыску. Кот потом исет мыску. Спатаясь под сапог. Когда кот побезит ботинку. Мыска папайясь._____________________

1) самостоятельно разложил картинки______________________________

2) с помощью логопеда___________________________________________

3) не справился__________________________________________________

4) составил рассказ самостоятельно________________________________

5) по плану______________________________________________________

6) по образцу логопеда___________________________________________

7) не справился__________________________________________________

г) пересказ (фотозапись): Хотеа галька попить. Она не мога достать. Она покидаа камни. Высе. Мозно пить.______________________________

1) понял содержание рассказа _____________________________________

2) не понял содержание __________________________________________

3) последовательность изложения недостаточная____________________

4) полнота изложения недостаточная_______________________

д) составление рассказа-описания предмета (фотозапись)______________

Утоцка. Зотая маинькая отень. Как муха_____________________

1) составил самостоятельно _______________________________________

2) составил по плану _____________________________________________

3) составил по образцу логопеда___________________________________

4) не справился __________________________________________________

Выводы

1.Владеет элементарной связной речью на уровне простого распространённого предложения.

2.Умеет составить связный рассказ с помощь логопеда, пользуется двухсоставным предложением.

3.Не владеет связной речью.

13. Словарь (пассивный) ограничен__________________________

I. Понимание речи:

1) Приближается к норме_________________________________________

3) Не понимает обращённой речи _________________________________

II. Активный словарь ограничен

1) Название предметов по картинкам или по непосредственному предъявлению_________________________________________________

а) части тела не знает ресницы, "локти" (ногти)________________

б) игрушки отсутствует обобщающее понятие_________________

в) одежда + не называет детали одежды______________________

г) посуда + не называет части чайника_______________________

д) мебель отсутствует обобщающее слово____________________

е) животные и их детёныши домашние - кошка и собака,диких____ животных называет; детёнышей не знает_______________________

2) Название действий и состояний предметов:

Бежит +___________ причёсывается чешет_____________

Пьёт +___________умывается моет_______________

Сидит +___________ улыбается-________________

Идётходит________ смеётся_________-________________

Вяжет - спица________ плачет_____________+________________

3) Название признаков предметов.

а) цвет не знает: синий, оранжевый; смешивает: зелёный - красный_

б) форма _-______________________________________________________

Большой - маленький тупой - -_______ высокий - -___

Холодный - горячий мокрый - сухой_____ старший - ____-___

Чистый - грязный__ широкий- -_______ длинный - ____-___

Твёрдый- не твёрдый светлый - __________

Суффиксальный способ словообразования:

а) шапка - шапочка голова - -____ дрова - довка_ ­ дерево -

сумка - сумотька ваза - вазотька ухо - ухи____ воробей -

гнездо - _____-___ птица - птитька лоб - опка___ ковёр - ковёик

ведро - вёдйышко_ стул - стулик___

б) дерево - деревянный снег - снежный железо - железный

-__ - стеклянный бумага - бумажный -___ - зимний

Протокол заседания секции учителей - логопедов

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Повестка дня: 1. Анализ работы учителей-логопедов ДОУ и школ района. 2. Преемственность в коррекционно-логопедической работе учителя-логопеда школы и ДОУ 3. Влияние занятий по биоэнергопластике на развитие речи дошкольников 4. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях логопедического пункта ДОУ. 5. Современные подходы в коррекционной работе учителя-логопеда школы интерната. 6. Утверждение плана работы на 2014-2015 учебный год. 7. Анкетирование учителей-логопедов по проблеме работы в ДОУ и школе. 8. Подведение итогов работы секции, принятие рекомендаций (круглый стол).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оформление и ведение документации учителя-логопеда в ДОУ будет полезно для логопедов как ориентир ведения документации в логопедической группе.

на районном методическом объединении

ОФОРМЛЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

Подготовила учитель –логопед

МАДОУ детский сад №22 с. Успенского

Коррекционная деятельность логопеда регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня:

федерального, регионального, локального

С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителю-логопеду рекомендуется оформление следующих документов:

— тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии;

— Речевая карта логопедического обследования ребенка;

— планы работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп;

— планы (конспекты) групповых занятий

— индивидуальные планы занятий с ребенком;(индивидуальные образовательные маршруты на детей инвалидов.)

— индивидуальная тетрадь ребенка;

— тетрадь учета посещаемости детьми занятий (табель посещаемости )

— тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей;

— план взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса; (в годовом плане)

— отчет учителя-логопеда за учебный год;

— паспорт логопедического кабинета;

— план самообразования учителя-логопеда.

--журнал проводимых консультаций с родителями.

Наличие основных видов документации — обязательное условие работы логопеда.

Основные виды документации учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

*Тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии ДОУ

протокол заседания ПМПк по набору детей в логопедическую группу

Фамилии, имя ребенка

Срок, на который ребенок зачислен в логопедическую группу

Особенности повеления ребенка в момент обследования

Рекомендации ПМПК при зачислен ИИ

Примерная форма протокола заседания ПМПк по выпуску детей из логопедической группы

Фамилия, имя ребенка

Речевое заключение при зачислении

Срок пребывания в логопедической группе

Речевое зaключение при выпуске

Рекомендации ПМПК при выпуске

Заполненные протоколы заседаний ПМПк и дубликаты заверяются подписями всех ее членов комиссии.

Для ДОУ протоколы ПМПк — основной документ, который позволяет определять совместный план действий с профильными специалистами по коррекции речевых нарушений, осуществляет планирование работы с детьми с учетом возраста и структуры речевого нарушения.

*Речевая карта логопедического обследования ребенка

Всестороннее обследование детей с нарушениями речи — первый и основополагающий этап логокоррекционной работы.

Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. В нее вносятся изменения, дополнения, уточнения, обнаруженные в процессе обучения и воспитания ребенка в логопедической группе. В карте фиксируются ошибочные ответы детей, приводятся образцы детских высказываний с фонетическими, лексическими и грамматическими ошибками. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое вытекает из результатов обследования и определяется структурой речевого дефекта.

Если ребенку решением ПМПК предложено продолжить обучение в логопедической группе, то при повторном обследовании логопед в речевой карте фиксирует итоги работы за прошедший учебный год.

В настоящее время используются различные виды карт логопедического обследования, которые отражают специфику нарушения (ФФН, ОНР, заикание, дизартрия, ринолалия и др.) и позволяют оптимизировать процесс обследования, проводя дифференциальную диагностику речевых расстройств.

*План работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп

Планирование логокоррекционной работы осуществляется на основе определенной специальной программы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей, а также с учетом современных подходов к планированию коррекционно-педагогического процесса.

Разделы плана охватывают все стороны речевой деятельности: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связное высказывание. Содержание разделов плана распределяется по периодам обучения, месяцам, неделям. Это позволяет рационально распределять во времени многообразные коррекционные задачи, регулировать объем речевого материала на групповых и подгрупповых занятиях и обеспечивать эффективность и высокую результативность коррекционно-педагогического процесса.

Тематическое планирование лексического материала представлено с учетом требований общеобразовательных программ дошкольных учреждений и специальных (коррекционных) программ для логопедических групп. Обогащение словарного запаса по конкретной лексической теме осуществляется на занятиях и вне занятий логопедом, воспитателями, родителями и профильными специалистами, работающими в группе.

Планы (конспекты) групповых занятий

Для повышения коррекционно-развивающего эффекта логопедических занятий необходимо большее внимание уделять их форме и содержанию.

При формировании речевой и познавательной деятельности, преодолении нарушений личностного развития, воспитании нравственных качеств, на современном этапе к организации, проведению и содержанию логопедических занятий предъявляются следующие требования:

— изменение форм организации занятий;

— включение специальных коррекционных упражнений по развитию речи и других высших психических функций;

— чередование видов деятельности с целью развития различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильного и т.п.;

— использование заданий в порядке нарастающей трудности с целью раскрытия потенциальных возможностей ребенка и заданий, требующих самостоятельного выполнения;

— создание проблемных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной деятельности;

— включение динамических и психорелаксационных пауз;

— обеспечение личностно-ориентированного подхода к ребенку;

— повышение мотивации к процессу обучения;

— воспитание нравственно-этических чувств.

В процессе логокоррекционной работы логопед составляет планы или конспекты групповых занятий в соответствии с годовым планированием. В них указываются тема, цели, основные этапы занятия, используемый лексический и дидактический материал. Логопедам, имеющим небольшой стаж работы, целесообразно включать в конспекты, не только вопросы, но и предполагаемые ответы детей.

Индивидуальный план логокоррекционной работы

План логокоррекционной работы составляется логопедом на учебный год на основе анализа речевой карты ребенка.

В индивидуальном плане представлены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребенка.

Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

Основная задача индивидуальных логопедических занятий — формирование звуковой стороны речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, а также по развитию психологической базы речи и мелкой моторики.

Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.

Индивидуальная тетрадь ребенка

Индивидуальная тетрадь (дневник) оформляется на каждого ребенка логопедической группы. В нее записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребенок занимается под руководством воспитателей, родителей, логопед в этой тетради дает методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.

В настоящее время появилось большое количество печатных рабочих тетрадей для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения 1 . Логопед вправе сделать выбор: либо он совместно с родителями и ребенком ярко, красочно оформляет индивидуальную тетрадь, либо пользуется печатным изданием, внося в него коррективы с учетом индивидуальных особенностей ребенка и динамики его развития. Если логопед отдает предпочтение готовым печатным изданиям, то к индивидуальным тетрадям прилагается тетрадь взаимосвязи с родителями, куда записываются дата, номера заданий, страницы, дополнительные виды работ с ребенком.

В конце недели индивидуальные тетради передаются родителям для домашних занятий в выходные дни. В рабочие дни воспитатель и логопед работают с ребенком по тетрадям.

Циклограмма посещений логопедических занятий где указывается число и время проведения индивидуального занятия .

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя

Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционной работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.

Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя 2 индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.

План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и медицинских работников, родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.

Отчет учителя-логопеда о результатах работы за учебный год

В конце учебного года логопед составляет статистический отчет о результатах проведения коррекционно-педагогической работы и сдает его администрации ДОУ и в городской (районный) отдел образования.

Образец статистического отчета

Фамилия, имя, отчество логопеда______________________________________________________

Дата составления отчета _____________________________________________________________

Понимание речи: полное; достаточное; понимание на уровне слова; полное понимание простых инструкций и предложений из 3-4 слов; недостаточное многоступенчатых инструкций, длинных фраз, возрастной терминологии; недостаточное понимание вопросов падежей, вопросов по контексту предложения.

Обследование связной речи :

1. Исследование состояния словаря:

1. Исследование состояния номинативного словаря:

• Предмет и его части

носик крышка ручка донышко

стеночки кабина кузов фары колёса

капот дверцы руль

яблоко, груша, банан, слива берёза, дуб, осина, ель

олень, волк, барсук, медведь ручка, ластик, тетрадь, книга

• назвать предметы, относящиеся к

2. Исследование предикативного словаря (подбор действий к предметам)

• кто как голос подаёт

собака лошадь утка

петух кошка корова

• кто как передвигается

собака червяк лошадь

ворона рыба человек

3. Исследование словаря признаков (подбор признаков к предметам по 5-6 слов)

осень (какая)

друзья (какие)

вечер (какой)

ведро (какое)

день длинный ходить темно

зима низкий говорить далеко

холод широкий ссориться быстро

врач Печаль(-ный)

4. Исследование грамматического строя речи

1. исследование навыков словообразования:

• образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

книга гриб хлеб

стул воробей топор

ведро ковёр кот

• Образование названий детёнышей

у лисы у козы у лошади

у коровы у собаки у медведя

у свиньи у курицы у волка

образование глаголов префиксальным способом:

вышел перешёл прошёл подошёл вошёл нашёл

налил перелил вылил долил разлил полил

• образование относительных прилагательных

шкаф из дерева - кукла из резины -

тетрадь из бумаги - шуба из меха -

сапоги из кожи - сок из яблок -

• образование притяжательных прилагательных (Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова) :

Читайте также: