Протокол общественных слушаний в школе

Обновлено: 05.07.2024

К числу наиболее важных и широко распространенных форм участия российских граждан в местном самоуправлении (МСУ) относятся публичные слушания или общественные обсуждения. Несмотря на упоминание в №131-ФЗ обоих указанных терминов, практическое применение положений Федерального закона касается, главным образом, первого из них. Именно проведение публичных слушаний призвано сегодня обеспечить учет мнения населения страны при решении вопросов, отнесенных к полномочиям органов муниципальной и местной власти. Достаточно высокую эффективность такой формы МСУ подтверждает ежегодное назначение и организация нескольких десятков тысяч подобных мероприятий на территории РФ.

Понятие публичных слушаний введено в отечественную практику после принятия осенью 2003 года №131-ФЗ. Ст. 28 указанного законодательного акта определяет значение этого термина как заседание органов МСУ, которое проводится с обязательным участием жителей муниципального образования (МО) для общественного обсуждения различных вопросов местного значения, проектов муниципальных нормативных документов и других тем, отнесенных к полномочиям местного самоуправления.

Активное применение положений ст. 28 №131-ФЗ началось практически сразу после того, как основные положения этого Федерального закона начали вступать в силу, то есть уже в 2005-2006 годах. В течение одного только 2007 года в России было назначено и проведено более 47 тыс. публичных слушаний, а количество обсуждаемых на них вопросов превысило 50 тыс.

Нормативно-правовая база проведения публичных слушаний

Публичные слушания в 2018 году, как и проведение общественных обсуждений, регулируются комплексом законодательных актов, разработанных и принятых на различном уровне. Основу нормативно-правовой базы рассматриваемого вопроса составляют:

Перечисленная нормативно-правовая база не является исчерпывающей, так как публичные слушания и общественные обсуждения нередко упоминаются и в других российских законах, принятых на федеральном и региональном уровне. Например, достаточно распространенной формой участия граждан в МСУ выступает общественное обсуждение закупок, организуемых по №44-ФЗ с целью удовлетворения различных государственных потребностей и нужд. В частности, указанный Федеральный закон предусматривает обязательное общественное публичное обсуждение госзакупки в следующих ситуациях:

  • стартовая цена государственного контракта превышает 1 млрд. рублей;
  • происходит процесс выбора варианта организации конкурентной госзакупки;
  • отсутствуют ограничения на осуществление публичных мероприятий.

Важно отметить, что №44-ФЗ был принят 05.04.2013 года, что позволило включить в него пункты об общественных публичных обсуждениях, в основу которых была положена практика использования №131-ФЗ в части организации и проведения публичных слушаний. В результате, удалось сделать законодательный документ более эффективным с точки зрения реализации принципов местного самоуправления.

Цель проведения и основные функции

Статья 28 №131-ФЗ указывает в качестве главной цели проведения публичных слушаний обсуждение разработанных на уровне органов МСУ местных правовых актов, в котором в качестве обязательных участников должны присутствовать граждане, живущие на территории муниципального образования. Другими словами, основными функциями подобных мероприятий следует считать такие:

  • информирование граждан, проживающих на территории МО о ключевых решениях и проектах нормативных документов, планируемых к принятию на местном уровне;
  • определение мнения жителей МО по отношению к рассматриваемым на публичных слушаниях вопросам и качеству представленных на них проектов документов;
  • реализация прав граждан на осуществление МСУ путем привлечения их к решению вопросов муниципального уровня.

Не нужно путать с публичными слушаниями также достаточно часто организуемые на муниципальном уровне депутатские слушания. Последние относятся к деятельности местного органа МСУ, так как в них принимают участие не рядовые граждане, а избранные в этот орган представители. Помимо этого, мероприятия имеют различную правовую базу. Слушания среди депутатов регламентируются уставом МО и изданными на муниципальном уровне документами, о такое мероприятие как общественное публичное слушание выступает правом граждан, гарантированным на уровне федерального законодательства.

Организаторы и инициаторы

В качестве инициатора организации публичных слушаний могут выступать следующие субъекты МСУ:

  • граждане, которые проживают в границах МО;
  • представительный орган МСУ или группа избранных в него депутатов;
  • глава администрации МО.

В первом из указанных случаев порядок проведения публичных слушаний предусматривает соблюдение определенных условий при подаче соответствующего обращения граждан, которое должно содержать следующие обязательные составляющие:

  • письменное обращение, подписанное минимальным число жителей МО, указанным в уставе МО, или протокол заседания какой-либо общественной организации, объединения, партии или профсоюза, осуществляющих деятельность на территории МО. В документ включаются ФИО инициаторов, а также телефоны, адреса их регистрации и проживания, либо место регистрации общественной организации, также с указанием средств связи с нею;
  • правовое обоснование и причины, наличие которых делает проведение рассматриваемого мероприятия необходимым;
  • предлагаемый инициативной группой состав предстоящего мероприятия, участники которого заинтересованы в решении поставленных вопросов;
  • дополнительные материалы с информацией, подтверждающие правильность инициативы граждан или общественной организации;
  • другие материалы, необходимые с точки зрения инициативной группы.

Обращение, содержащее все перечисленные выше сведения, направляется либо главе МО, либо в созданный на территории МО представительный орган МСУ. Именно они выступают организаторами публичных слушаний, что подтверждается положениями ст. 28 №131-ФЗ. Для принятия решения об их назначении и проведении проводится процедура рассмотрения полученного от инициативной группы обращения. Она осуществляется с обязательным приглашением инициаторов мероприятия, что позволяет им обосновать собственную инициативу. В ситуации, когда обращение подписало более пятисот жителей, назначение публичных слушаний является обязательным.

В случае, если инициаторами выступает непосредственно глава МО или представительный орган МСУ в полном составе или в виде части депутатов, решение о проведении публичных слушаний также практически всегда является положительным. Важным моментом выступает тот факт, что сроки публичных слушаний устанавливаются их инициаторами.

Вопросы, решаемые на публичных слушаниях

К числу характерных особенностей рассматриваемой форму осуществления принципов местного самоуправления относится рекомендательный характер, который носит любое решение публичных слушаний. Подобная практика применяется на муниципальном уровне впервые в современной российской истории.

Классификация мероприятия на виды публичных слушаний осуществляется, главным образом, исходя из проектов документов и тем, которые выносятся на обсуждение. В соответствии с требованиями ст. 28 №131-ФЗ, они делятся на 4 большие группы, а именно:

  1. Проект устава МО и любые правовые акты, связанные с внесением корректировок или изменений в ранее утвержденный и действующий на момент проведения публичных слушаний устав. Важно отметить, что полномочиями по принятию устава наделен исключительно представительный орган, однако, публичные слушания в МО по этому вопросу проводятся в обязательном порядке.
  2. Проект бюджета МО, а также отчет органов МСУ о его исполнении. Указанные документы также обязательно выносятся на публичные слушания по бюджету. При этом не важно, что результаты публичных слушаний носят исключительно рекомендательный характер.
  3. Вопросы, отнесенные на местный уровень и связанные с градостроительством. На практике именно публичные слушания по строительству и другой подобной тематики проводятся наиболее часто и вызывают самый сильный общественный интерес и резонанс. Это вполне логично, так как указанные вопросы затрагивают повседневную жизнь большого количества граждан.

Не удивительно, что, например, публичные слушания по генеральному плану, осуществление которых выступает необходимым условием реализации большого количества инвестиционных и строительных проектов, нередко собирают значительную часть населения того или иного муниципального образования. Также весьма популярны публичные слушания по проекту планировки территорий, находящихся в границах МО.

  1. Вопросы о преобразовании МО. Порядок общественного обсуждения изменения границ, объединения или разделения поселений и других подобных вопросов, установленный ст. 28 №1313-ФЗ, предусматривает обязательные публичные слушания, организатором которых выступает глава администрации МО.

Подведение итогов

По результатам проведения рассматриваемого мероприятия оформляется протокол публичных слушаний. В него заносятся принятые во процессе общественного обсуждения решения, резолюции, обращения, которые могут быть адресованы:

  • органам госвласти как федерального, так и регионального уровня;
  • гражданам, которые проживают на территории МО;
  • главе администрации МО;
  • представительного органу МО;
  • отдельным предприятиям, организациям или учреждениям, осуществляющим свою деятельность на территории МО.

Как уже отмечалось выше, любое решение, резолюция или заключение публичных слушаний носят характер рекомендаций и не становятся обязательными ни для одного из перечисленных выше возможных адресатов. Несмотря на это, подобные документально оформленные резолюции нередко становятся серьезным фактором жизни отдельных МО и даже субъектов РФ.

Пошаговый порядок организации и проведения

Правила публичных слушаний, основы которых заложены в ст. 28 №131-ФЗ, а детальное описание, как правило, содержится в нормативно-правовых документах самого муниципального образования, предусматривают следующий порядок организации общественных обсуждений и проведения рассматриваемого мероприятия.

Этап №1. Назначение мероприятия

Как уже было отмечено выше, вопросами подготовки, организации и проведения публичных слушаний занимается глава МО или представительный орган МСУ. В большинстве случаев решение о назначении мероприятия издается в виде распоряжения главы МО, в котором обязательно содержатся следующие сведения:

  • повестка предстоящих слушаний с перечнем вопросов, которые необходимо обсудить;
  • дата начала и место проведения мероприятия. Важно напомнить, что дату назначает инициатор слушаний;
  • состав оргкомитета, в который входят представители общественности и органов МСУ.

Этап №2. Подготовка

Вторая стадия, которую предусматривает стандартный порядок организации публичных слушаний, заключается в проведении необходимых подготовительных мероприятий. Назначенный распоряжением главы МО оргкомитет выбирает руководителя, после чего вырабатывает комплекс мер по подготовке с назначением ответственных за каждую из них.

Одним из обязательных действий при этом выступает информирование населения, проживающего на территории МО. Порядок доведения сведений о планируемом мероприятии определяется уставом муниципального образования. Однако, №131-ФЗ устанавливает минимальный срок обнародования информации – 40 суток до начала мероприятия.

Этап №3. Проведение публичных слушаний

Начинаются любые публичные слушания с регистрации их участников. Затем оглашается повестка мероприятия, после чего определяется его регламент. Все перечисленные действия являются обязательными для любых публичных слушаний, независимо от темы.

Затем слово предоставляется экспертам, участвовавшим в разработке проектов правовых документов, обсуждение которых вошло в повестку собрания. После выступления каждого из них участникам слушания предоставляется возможность обратиться к оратору за разъяснением или с вопросом. По результатам обсуждения в проект документа могут быть внесены изменения.

Помимо внесения корректировок непосредственно на мероприятии, участникам публичных слушания предоставляется возможность разработать дополнительные предложения, связанные с обсуждаемыми вопросами, и предоставить их организаторам публичных слушаний в течение семи дней после их завершения.

Этап №4. Подведение итогов мероприятия

Разработкой итогового документа занимается оргкомитет. После окончания слушаний в течение недели принимаются предложения, которые могут быть предоставлены участниками мероприятия. Они оформляются в виде отдельного документа. Затем решения, принятые на публичных слушаниях, и предоставленные дополнительно предложения в полном объеме передаются главе МО, а итоговый документ публикуется на официальном сайте органов МСУ и в муниципальных СМИ.

По проблеме выступили: тексты выступлений коротко, если есть тезисы или доклады. Эти тексты важны в случае конфликтных ситуаций. (Автор в протоколе должен прочесть свое выступление и согласиться с ним).

Вопросы (автор вопроса)

Ответы (автор ответа)

Выступления участников в обсуждении с предложениями, замечаниями и рекомендациями (авторы, содержание).

Постановили внести в Итоговый документ:

Предмер разногласий сторон:

Особое мнение отдельных лиц:

Протокол подписывает председатель и секретарь

Вариант Итогового документа

Итоговый документ

Общественных слушаний по теме (проблеме), задачи…

Наиболее значимые замечания участников, которые постановили внести в ИД

Наиболее значимые предложения, рекомендации участников, направленные на решение проблем, которые постановили внести в ИД.

От общественности и всех желающих.

Эти рекомендации не исчерпывающие, но все-таки важно, чтобы организаторы понимали:

- какие проблемы нужно решать и в чем состоит конфликт интересов

- каким образом надо построить работу, чтобы сблизить позиции и наметить какие-то подходы к решению поднятой проблемы.

Важно оценить результаты ОС, это можно сделать, используя следующие критерии:

- насколько сблизились позиции участников

- появились ли новые подходы к решению проблем

- появился ли конкретный план действий (например, общественный договор)

- договорились ли о мониторинге выполнения плана.

В Приложение к Протоколу нужно поместить:

1. Список участников;

2. Выступления участников, если они не вошли полностью в протокол;

3. Протоколы от других собраний общественности по этой проблеме.

Так же как и для ОС, для круглых столов (КС) нет общепринятой процедуры организации и проведения. Так же для проведения КС необходима серьезная подготовка.

Цели КС так же близки целям ОС:

Выяснение мнения широкой общественности, науки, ОГВ, бизнеса о какой-либо проблеме, (возможно конфликтной) представляющей угрозу жизни, здоровью и социально-экономическому состоянию общества и окружающей природе, согласование интересов, поиск конкретных путей решения проблемы, широкое информирование в СМИ.

Обычно выявляются все заинтересованные стороны (целевые группы), приглашаются специалисты – эксперты по данной проблеме, они заранее снабжаются всеми материалами по проблеме, готовят в письменном виде свои заключения, которые рассылаются всем потенциальным участникам.

Обычно на обсуждение проблем приглашаются специалисты – эксперты по проблеме, которые заранее изучили обсуждаемые документы и могут дать профессиональные замечания, выводы и предложения для решения проблемы.

В Итоговом документе, как и при ОС отражаются все мнения, замечания и предложения, направленные на решение обсуждаемых проблем.

Оценивается успех КС по тем же критериям.

- насколько сблизились позиции участников

- появились ли новые подходы к решению проблем

- появился ли конкретный план действий (например, общественный договор)

- договорились ли о мониторинге выполнения плана.

Оформляются те же документы, что и по ОС.

Приложение11

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра экологии и природопользования

_____________________ Г.Н. Баторова

Методическая разработка деловой игры

___________Экология и природопользование__________

(код и расшифровка)

Квалификация (степень) выпускника

(бакалавр, магистр, специалист)

(очная, заочная, очно-заочная)

Ваша задача – сыграть самих себя, госструктуры и бизнес в предложенной ситуации.

Методические указания к деловой игре:

1. Основополагающими документами при написании писем-запросов, проведении ОЭЭ и ОС выступают ФЗ об экологической экспертизе и Положение об ОВОС.

2. Письма - запросы составляются, исходя из опыта каждой организации.

3. Для того, чтобы общественное участие было эффективным, инициатору этого процесса необходимо декларировать его цель. Например, декларированной целью общественного участия в процессе экологической оценки может быть поиск проектных решений, наиболее приемлемых с экологической и социальной точек зрения.




4. На общественные обсуждения необходимо выносить не готовые документы, а их проекты.

5. Для эффективной организации общественного участия рекомендуется сравнивать не произвольно выбранные альтернативы, а все реальные возможности, которые могут быть осуществлены в сложившейся ситуации. Если альтернативы не рассматриваются, то это может служить признаком того, что все решения по проекту уже приняты, и общественность участвует в процессе, параллельном к процессу принятия решений

6. Участие общественности особенно важно на ранних стадиях подготовки проекта. Если основные проектные решения уже приняты, то внесение изменений в проект крайне затруднительно, а рассмотрение альтернатив вообще почти теряет смысл (по крайней мере, в рамках предложенного проекта).

2. Участники:

- местные жители, общественные организации, администрации села, района.

- представители компании, выигравшей лицензию на разработку месторождения

- ОГВ, прежде всего те, кто согласовывает от правительства РБ экономические выгоды от разработки месторождения и надзорные органы (Ростехнадзор и Росприроднадзор).

ШАГ 1. Получение (узнавание) информации о планах по разработке Талаканского уранового месторождения.Реальнее всего, что вы узнаете из СМИ, что какая-то организация выиграла конкурс и получила лицензию, поскольку практически, вы, как жители, на законных основаниях можете узнать о планах по разработке уранового месторождения только из газет на стадии получения лицензии. Объявления о предстоящем аукционе должны быть опубликованы в общероссийских и региональных СМИ, не позднее чем за 45 дней, о предстоящем конкурсе – не позднее чем за 90 дней до даты их проведения. Выбор СМИ для опубликования таких объявлений в Республике Бурятия осуществляет Бурятнедра, а участкам недр, входящим в компетенцию ФОУГФН - Роснедра.

Оформленная лицензия (бланк и иные документы, являющиеся неотъемлемыми составными частями лицензии) с подписями и печатями руководства Бурятнедра и владельца лицензии, проходят государственную регистрацию в отделе лицензирования Бурятнедра.

В имеющихся Лицензионных соглашениях приводятся не только условия лицензии, но и обязательства владельца лицензии соблюдать требования законодательства, инструкций, проектов работ.

2. В связи с тем, что участниками процесса принятия решения выступают три группы, согласно представляемым ими интересов, то есть ОГВ, бизнес, общественность, в которые включены также и МСУ, то рассмотрим действия этих групп.

Как только вы узнали или услышали о получении лицензии, общественности необходимо предпринять ряд мер. При этом:

ОГВ и Бизнес (компания, которая получила лицензию) знают о лицензии и знают, что делать дальше.

ОГВ РБ (министерства) и Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Россельхознадзор по РБ согласовывают все проектные материалы. Бизнес-компания вначале идет к ним для подписания соответствующих документов.

1. Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний в течение 10 дней после окончания публичных слушаний или общественных обсуждений подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются:

1) дата оформления протокола общественных обсуждений или публичных слушаний;

2) информация об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний;

3) информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источник его опубликования;

4) информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания;

5) все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.

2. К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц).

3. Участник общественных обсуждений или публичных слушаний, который внес предложения и замечания, касающиеся проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, имеет право получить выписку из протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, содержащую внесенные этим участником предложения и замечания.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

1.Ознакомление с Проектом программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.

3. Подготовка школы к новому 2021-2022 учебному году

4. Анализ работы за 2020-2021 уч.г. и план работы на новый учебный год.

По третьему вопросу выступила председатель общешкольного родительского комитета Медведева О. И. Она рассказал о подготовке школы к новому учебному году и попросила родителей о посильной помощи в наведении порядка в закрепленных за классами кабинетами и за тем, чтобы родители проследили за своевременной сдачей детьми учебников.

По четвертому вопросу выступили ответственные комиссий по питанию, школьной форме, учебному направлению, культурно – массовому. Они подвели итог работы за год и предложили рассмотреть в новом учебном году следующий план работы с возможной корректировкой:

Читайте также: