Протокол наблюдения за ребенком с рас в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Направленное психолого-педагогическое обследование при аутизме всегда затруднено, поскольку дети не вступают в контакт, не удерживаются в ситуации обследования, а также не воспринимают инструкций и не следуют им.

В связи с этим, на начальном этапе диагностики на первый план выходит метод наблюдения, при этом основную информацию приходится получать из наблюдений за собственной активностью ребенка, за всем, что можно заметить, не вступая с ним в прямой контакт.

В то же время, попытки вступать во взаимодействие предпринимать необходимо, так как у многих детей некоторый уровень коммуникативных возможностей сохраняется, и то, как они вступают в контакт и как уходят от контакта, имеет большое значение для диагностики и всей дальнейшей работы. Для этого необходимо создать ребенку комфортную и предсказуемую ситуацию знакомства: не проявлять излишней активности, настойчивых требований – это поможет ребенку расслабиться и успокоиться. При этом нельзя навязывать ребенку взаимодействие и задавать прямые вопросы, если не достигнут контакт [1]

Умение наблюдать и делать правильные выводы из наблюдений позволяет получить объективную информацию, на основе которой формулируется гипотеза о проблемах взаимодействия ребенка с окружающим миром, и строится начальный этап коррекционной работы.

Большое значение имеют условия наблюдения:

А) помещение – среда должна быть организована таким образом, чтобы можно было безопасно предоставить ребенку максимальную возможность контакта с различными предметами, чтобы ему было чем заняться, было из чего выбрать [2].

Первое наблюдение желательно проводить там, где предполагается начать работу с ребенком (в детском саду, в школе, в клинике, дома и т. д.).

Поэтому тесный кабинет, где есть только стол и несколько игрушек – не лучший вариант, это больше подходит для начала обучения [2].

Б) наличие средств для фиксации данных наблюдения: лист бумаги или заранее заготовленный протокол на планшете или тетрадь, лучше всего – видеокамера. Следует описывать то, что происходит с ребенком, что он делает, как себя ведет, но не переходить преждевременно к обобщениям и квалификации происходящего.

Иначе говоря, процесс наблюдения должен быть как можно более объективным.

В) желательно или скорее необходимо наличие второго наблюдателя; например, один из специалистов пытается контактировать, взаимодействовать с ребенком, создает различные ситуации, благоприятствующие обследованию, предлагает ему разные предметы и виды деятельности и т. д. ; другой специалист в это время фиксирует параметры поведения.

Одной из важнейших задач первой встречи с ребенком является определение его общего коммуникативного, эмоционального, когнитивного речевого развития, особенностей его контакта с другими людьми и со средой. В то же время, не менее важно фискировать определенные параметры поведения, что даст информацию о том, как начать работу с ребенком.

Первичный протокол может быть произвольным по форме, но он всегда должен содержать информацию о поведении ребенка. Особенно необходимо обратить внимание на наличие стереотипий и их формы, на то, как ребенок общается с матерью и другими членами семьи, присутствующими на консультации, со специалистами, или как избегает общения, или отвергает его, чем он сам себя занимает в свободном поведении, каково состояние его речевой деятельности.

Структурировать полученную путем наблюдения информацию помогает формализованный протокол, куда заносятся отдельные параметры поведения (на основе одной или нескольких консультаций – чем больше их количество, тем надежней результат). В зависимости от возраста, уровня развития ребенка спектр параметров наблюдения может быть различным – по усмотрению специалистов [2].

Важные сведения об особенностях психики ребенка могут дать родители, так как они видят своего сына или свою дочь постоянно и в принципе знают их лучше всех. Необходимо выяснить, что их более всего беспокоит в развитии ребенка, как обычно он ведет себя в различных ситуациях, что его пугает, а что является источником особого интереса [1].

Следует, однако, учесть, что оценка родителями уровня развития своего ребенка не всегда бывает объективной, они могут как завышать, так и занижать его возможности, и, тем не менее, в отношении к полученным от родителей сведениям критичность должна сочетаться с по возможности большим уровнем доверия.

Затем, в зависимости от того, как ребенок воспринимает ситуацию и идет ли он на контакт, можно провести обследование для более детального анализа уровня его развития и возможностей.

Первые предлагаемые задания должны быть максимально близки по содержанию и по сложности к тому, что ребенок может делать самостоятельно (о чем можно судить по результатам наблюдения). Это позволит уменьшить вероятность негативного отношения ребенка к требованиям со стороны взрослого и, напротив, повысить вероятность значимого результата [2].

Психолого-педагогическая диагностика должна быть как можно менее формальной, а ее результаты — стать реальным основанием для построения коррекционной работы.

1. Детский аутизм: хрестоматия/ Сост. Л. М. Шипицына. –– СПб. : Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997. – 254 с.

2. Морозов С. А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра: учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования. М., 2014. - C. 97.

Особенности психолого-педагогической диагностики РАС в дошкольном возрасте Критерии ранней диагностики Результаты исследований (К. С. Лебединской, О. С. Никольской, 1991 выявили как особенности клинико-психологической.

Акт обследования социально неблагополучной семьи с целью выявления условия жизни ребенка 16 марта 2016г. пгт. Крапивинский Комиссия в составе (ФИО, должность): 1. Ишмуратова С. В. – старший воспитатель; Григоренко С. В. – воспитатель;.

Бланк обследования познавательного развития, обучения, количественная оценка действий ребенка 4–5 и 6–7 лет Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. (Е. А. Стребелева) Бланк обследования познавательного развития,.

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ 1. Общие данные ФИО ребенка Дата рождения Адрес Статус ребенка с ОВЗ Группа здоровья Физкультурная группа Возрастная группа 2. Социальная.

Консультация для педагогов и родителей о том, как добиться реакции у ребенка с РАС Как добиться реакции от ребенка с аутизмом? как помочь ребенку с аутизмом понимать вас и правильно реагировать на инструкции Люди с аутизмом.

Особенности развития игровой деятельности у ребенка с РАС Игровая деятельность ребенка с аутизмом - это основной источник его развития. С помощью игры ребенок познает себя и окружающий мир. Игра.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы опубликованной статьи: Хаустов А.В., Красносельская Е.Л., Хаустова И.М. Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования // Практика управления ДОУ. – 2014. – №1. – с. 32–50. Протокол педагогического обследования предназначен для обследования детей с РАС дошкольного возраста. Он также может использоваться при работе с детьми, имеющими тяжелые аутистические расстройства в более старшем возрасте.

Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->


-75%


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Вместе с тем следует подчеркнуть, что экспериментально-психологическое обследование аутичного ребенка носит вспомогательный характер, а главным диагностическим инструментом должно быть наблюдение за ребенком в свободной игре и в процессе психокоррекционных воздействий.

Среди основных параметров наблюдения следует выделить:

1) эмоционально-поведенческие особенности ребенка, включающие в себя особенности контакта, активность, особенности эмоционального тонуса, адекватность поведения;

2) особенности работоспособности: динамику продуктивности ребенка в процессе занятий; истощаемость; переключаемость внимания;

3) специфику развития познавательных процессов: особенности ориентировочно-исследовательской деятельности, понимание обращенной речи и использование речи, особенности целенаправленности деятельности.

Нами были разработаны дифференцированные оценки этих параметров в процессе наблюдения за ребенком. Диапазон оценок — от 0 до 3 баллов:

0 баллов — функция отсутствует;

1 балл — слабо выражена;

2 балла — выражена, но с искажением;

3 балла — четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;

4 балла — четко проявляется, без дополнительных проблем.

Таблица 14 Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Важнейшими требованиями к осуществлению углубленного диагностического обследования детей с РАС и обработки коррекционно-развивающей программы является ориентир на: целостную психическую организацию ребенка, его актуальные потребности и систему коррекционно-развивающих мероприятий, необходимых для ее оптимального развития.

За рубежом для диагностики раннего детского аутизма чаще всего применяется следующий ряд методик наблюдения, опросников и шкал:

• Опросник для диагностики аутизма, адаптированный вариант (Autism Diagnostic Interview – ADI-R)

• Шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule – ADOS)

• Шкала социальной зрелости (Vineland Adaptative Behaviour Scale – VABS)

• Шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale – CARS)

• Поведенческий опросник для диагностики аутизма (Autism Behavior Checklist – ABC)

• Контрольный список оценки показателей аутизма (Autism Treatment Evaluation Checklist - ATEC)

• Опросник для диагностики социальных заболеваний и нарушений способности к общению (Diagnostic Interview for Social and Communicative Disorders – DISCO)

• Шкала определения тяжести аутизма у детей [Nordin et al., 1998]

• Опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Checklist – ADPC)

• Опросник по аутизму у маленьких детей (Checklist for Autism in Toddlers – CHAT).

• Опросник по спектральным нарушениям развития ребенка (PDD – pervasive developmental disorder)

Некоторые из этих диагностических процедур (CHAT, PDD, ATEC, шкала адаптивного поведения Вайнленда (Vineland Adaptive Behavior Scale VABS) постепенно становятся популярными в России.

Методы обследования детей с РАС объединяются в 4 группы:

• не инструментальные - наблюдение, беседа;

• инструментальные - использование определенных диагностических методик;

• экспериментальные - игра, конструирование, тесты, анкеты, действия по образцу;

• аппаратурные экспериментальные (информация о состоянии и функционировании мозга, вегетативной и сердечно-сосудистой системы; определение физических пространственно-временных характеристик зрительного, слухового, тактильного восприятия и т.д.).

Методики выявления и обследования ребенка с РАС:

• M-CHAT, CASD, SCQ (экспресс-диагностика)

• ADI –R; KAST (подтверждение диагностической группы)

• Методики - AMSE, МКФ , PEP –3, Leiter -3, ADOS, ABLLS-R

Первая скрининговая методика CHAT Checklist for Autism in Toddlers - Опросник для выявления аутизма у малышей . Возраст ребенка 18 месяцев. Была разработана в Англии и опубликована в 1992 году исследователями Baron-Cohen S., Allen J. и Gillberg C.. Состоит из 14 вопросов, на 9 отвечают родители, на 5 клиницист. Чувствительность 0,38. Специфичность 0.98. Время заполнения 10 минут .

• M-CHAT Modified-Checklist for Autism in Toddlers. (Robins DL, Fein D, Barton ML, Green JA.), 2001

•ADI –R - 93 пункта интервью с родителями, которые направлены на такие линии развития, как:

- Повторяющееся и стереотипное поведение

• CARS -2 (опросник). Соответствуюет диагностическим критериям международных классификационных сборников DSM-IV и МКБ-10.

Модули: для дошкольников; школьников; взрослых, которые отвечают сами за себя.

- Когнитивный аспект общения

- Мотивация к общению

- Повторяющиеся формы поведения

• Leiter - 3 – метод исследования интеллекта (от 3 лет) (невербальный тест для глухих)

• PEP –3 – психолого-образовательный профиль. Невербальный профиль для определения педагогического вмешательства.

• МКФ – международная классификация функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья

•AMSE - короткий метод, который позволяет определить особенности развития и нарушения поведения характерные для расстройства в спектре аутизма (с 1 года)

•ADOS – план диагностического обследования при аутизме (набор игрушек и инструментария). Соответствуюет диагностическим критериям международных классификационных сборников DSM-IV и МКБ-10.

•ABLLS-R – оценка базовых речевых и учебных навыков (544 навыка в 25 областях). Позволяет оценить уровень развития навыков, помочь установить, какие умения нужны ребенку для того, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающими и обучаться в повседневной̆ жизни

•ATEC - Оценка контрольных показателей у ребенка с РАС

Методы выявления признаков расстройств аутистического спектра (РАС) у детей дошкольного возраста российских авторов:

1. Диагностическая карта аутичного ребенка (по К. С. Лебединской, О. С. Никольской)

2. Схема обследования аутичного ребенка (по Е.С.Иванову)

3. Протокол педагогического обследования детей с расстройствами аутистического спектра (по Хаустову А.В., Красносельской, Е.Л., Хаустовой, И.М)

4. Протокол пошаговой диагностики РАС (по Н.Л.Горбачевской)

5. Психологический скрининг (диагностические критерии по МКБ-10)

В мире разработан и широко используется стандартизованный скрининговый инструментарий:

- Экспресс-оценка аутистических проявлений - ADOS (Д. Гродберг, 2011);

- Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста М-CHAT (Robins,Fein & Barton, 1999, 2009) ;

- Анкета для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста (до 2 лет) (Симашкова Н.В., Козловская Г.В., Иванов М.В., 2015).

Поскольку скрининг не используется для выставления диагноза, его могут осуществлять педиатры, невропатологи, педагоги, психологи, медицинские сестры, сами родители.

Диагностическая оценка дополняется функциональной оценкой, которая включает в себя: Различные стандартные методы оценки и один или несколько актов наблюдения ребенка в его естественном окружении.

Функциональная диагностика позволяет выявить:

- Навыки повседневной автономии (есть, одеваться)

- Навыки на уровне взаимодействия

В зарубежных странах разработаны и успешно применяются в практике с детьми, имеющими РАС, методики, включающие оценку нескольких функциональных областей развития и предназначенные для разработки комплексных индивидуальных коррекционно-образовательных программ. Использование в практической работе подобных методик позволяет упростить и повысить эффективность процедуры проведения диагностики и составления программ. При составлении программы на основе результатов тестирования с применением таких методик у участников образовательного процесса не возникает вопросов о ходе дальнейшей коррекционной работы, т.к. основу одной методики составляет комплексный подход. В качестве примера таких методик можно привести:

- Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина);

- Протокол обследования функционирования ребенка (возраст детей от 0 до 7ми лет) и факторов среды (А.М. Казьмин, А.И. Чугунова, Г.А. Перминова, С.В. Покровская, А.В. Егоров, Е.А. Абрамова);

- Наглядный материал для обследования детей (под ред. Е.А. Стребелевой);

- Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго);

- Оценка базовых речевых и учебных навыков (ABLLSR);

- Психолого-педагогический профиль развития (РЕР);

- Шкала адаптивного поведения Вайнленд;

- Тест VB - MAPP ( The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program ), разработанный М. Сандбергом.

Читайте также: