Простые и сложные предложения начальная школа

Обновлено: 30.06.2024

  • Познакомить с понятием сложного предложения.
  • Учить находить сложные предложения.
  • Развивать умения ставить знаки препинания в сложных предложениях.
  • Предметные результаты: различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных предложениях.
  • Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
  • Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
  • Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
  • Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Оборудование: презентация, листы для выполнения заданий, детали схемы.

1. Организационный момент. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Ваши умные глаза, улыбки помогут нам на нашем уроке.

Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Слайд 1)

  • Веселый
  • Интересный урок
  • Простой
  1. Какой частью речи являются данные слова? Докажите.
  2. Подберите к данным именам прилагательным слова с противоположным значением. Как называются такие слова?
  3. Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

2. Создание эмоционального настроя. (музыка) (Слайд 2)

Продолжите загадку. (На экране бегущая строка). (Слайд 3)

Листья на деревьях пожелтели.
В край далёкий птицы улетели.
Небо хмурится, дождик льётся.
Это время. зовётся.

Наш урок сегодня посвятим этому удивительному времени года.

3. Повторение изученного о предложении

Введение в тему урока.

- Найдите в загадке прилагательные. Докажите.

Сколько предложений в загадке? Как определили? Вспомните, что мы называем предложением.

Давайте вспомним виды предложений. (Слайд 4)

Подул ветерок-проказник и внес путаницу. Наведите порядок, помогите поставить все на свои места. Обобщите и расскажите.

  • Прочитайте 1 предложение и дайте характеристику.
  • Найдите грамматическую основу, подчеркните её в стихотворении.
  • Назовите. (Слайд 5)
  • Предположите, какой будет тема урока.
  • Прочитайте запись из задания № 1.

Березки надели яркие сарафанчики рябинки нарядились в разноцветные платья

  • Какое задание мы можем выполнить?
  • Определите сколько предложений. Докажите. Расставьте границы предложений. (Слайд 6)
  • Найдите и подчеркните грамматические основы в предложениях. 2 ученика составляют схемы предложений.
  • Проверьте. (Слайд 7)
  • Найдите знакомые орфограммы, назовите их, подчеркните.

4. Физминутка для глаз. (Слайд 8)

В конце физминутки закройте глазки. Откройте. /В это время меняется слайд. (Слайд 9)

Получается сложное предложение./

  • Изменился ли смысл данной записи?
  • Сколько предложений у меня на экране?
  • Как мы получили такое предложение. Как в математике называется такое действие? (Сложение)
  • Как бы вы назвали такое предложение?
  • Запишите это сложное предложение. Найдите грамматическую основу. Сколько получилось грамматических основ?
  • Как мы разделили на письме 2 грамматические основы? (запятой)
  • Уточните нашу тему. На доске “ Простые и сложные предложения”.
  • Сформулируйте учебную задачу (чему мы будем учиться на уроке?)
  • Достаньте из конверта карточки с темой урока
  • Найдите главный отличительный признак простого предложения от сложного.
  • Найдите недостающие детали в схеме. Проверьте.
  • Подготовьте рассказ по схеме.
  • Так какой главный отличительный признак простого предложения от сложного?
  • Используя схему, применим ваши знания на практике.
  • Найдите сложное предложение.

Быстро пролетели последние дни лета.

Посыпались на землю пёстрые листья, под ними спрятались грибки.

Заблестели в воздухе лёгкие паутинки.

Прочитайте. Докажите. Обратите внимание на орфограммы.

Запишите. Назовите грамматическую основу.

6. Физминутка. Немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста.

Сегодня в начале урока мы говорили о прилагательных. Вставьте пропущенные прилагательные в текст, расставьте знаки препинания.

Скоро налетят . ветры пойдут. дожди деревья скинут свой. наряд.

Слова для справок: злые, холодные, прекрасный

Назовите. У кого какие варианты?

Запишите свой вариант.

У кого получилось сложное предложение? Прочитайте. Докажите.

А у меня получилось вот так.

Скоро налетят злые ветры. Пойдут холодные дожди, деревья скинут свой прекрасный наряд.

Обобщение знаний по теме урока.

Прочитайте все предложения, начиная с самого первого. Что у нас получилось? (текст)

Докажите. Какой тип текста? Мы собрали текст из предложений. А схему-помощницу собрали из признаков предложений. Переверните схему. Что у нас получилось? (Картинка)

Соответствует ли текст картинке?

7. Творческая работа.

Предлагаю выполнить творческое задание. Продолжите текст о том как звери и птицы готовятся к зиме, используя разные виды предложений. Кто хочет, зачитайте.

Простое предложение – это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа.

Основа простого предложения может состоять:

либо из двух главных членов (подлежащего и сказуемого):

подлежащее Гроза быстро сказуемое надвигалась.

либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого):

Раннее подлежаще е утро. сказуемое Светает.

Сложное предложение — это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений.

В сложном предложении может быть две и более грамматических основ.

Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой.

подлежащее Бор сосновый в стране

одинокой сказуемое стоит,

В нём подлежащее ручей меж деревьев сказуемое

бежит.



Внимание!

  • или интонацией (без союзов);
  • или интонацией и союзами и, а, но.

Перед союзом в сложном предложении ставится запятая.

Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?

В простом предложении с однородными членами может быть одно подлежащее и однородные сказуемые или одно сказуемое и однородные подлежащие.

Примеры.

1.Дети читали книги, рисовали, лепили игрушки.

(Простое предложение с однородными сказуемыми: дети (что делали?) читали, рисовали, лепили.

Вопрос ко всем сказуемым задаётся от одного слова – подлежащего).

2.Мальчики и девочки весело играли.

(Простое предложение с однородными подлежащими: (кто?) мальчики и девочки.

Мальчики и девочки выполняли одно действие – играли).

В сложном предложении – несколько основ.

Пример.

Мальчики рисовали стенгазету, а девочки украшали класс к празднику.

(Это сложное предложение, так как две основы: мальчики (что делали?) рисовали, девочки (что делали?) украшали.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 3 классе

Тема : Простые и сложные предложения.

Познакомить с понятием сложного предложения. Различать простое и сложное предложение. Познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении.

Планируемые результаты

Предметные результаты: различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных предложениях.

Регулятивные УУД: формировать умение концентрировать внимание; закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание .

Познавательные УУД: формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы ; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать умение работать в паре, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: с пособствовать формированию познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Структура урока:

I этап. Организационный момент.

II этап. Создание эмоционального настроя.

III этап. Словарная работа.

IV этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

V этап. Актуализация знаний.

VI этап. Динамическая пауза.

VII этап. Первичное усвоение новых знаний.

VIII этап. Первичная проверка понимания.

IX этап. Первичное закрепление.

XI этап. Контроль усвоения знаний.

XII этап. Информация о домашнем задании.

XIII этап. Рефлексия.

1. Организационный момент.

Прежде чем работать сесть,

Посмотрите, всё ли есть.

- Ребята, к нам урок сегодня пришло много гостей, поприветствуйте их кивком головы. Садитесь.

Начинаем наш урок,

Он пойдем ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку 5.

(На доске ) Двадцать восьмое сентября.

Классная работа .

- Ребята, скажите, а вы бы хотели видеть наш урок сегодня интересным, веселым и полезным.

На экране появляется (Слайд 1)

Интересный урок

- Хорошо. Посмотрите на них внимательно и скажите мне, а какой частью речи являются данные слова? Докажите. (Прилагательным. Обозначают признак предмета и отвечают на вопрос: какой?)

- Подберите к данным именам прилагательным слова с противоположным значением. ( Грустный, неинтересный, вредный.)

- Как называются такие слова с противоположным значением? (Антонимами.)

- Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (Они делают нашу речь более выразительной.)

2. Создание эмоционального настроя.

- Прочитайте загадку, посмотрите как выразительно в ней говорится о каком-то времени года. Попробуйте угадать о каком времени года говорится в загадке. (Слайд 2)

Листья на деревьях пожелтели.
В край далёкий птицы улетели.
Небо хмурится, дождик льётся.
Это время. зовётся.

Мария Ходякова

- Прочитайте первое предложение и скажите, какая буква гласного чаще всего встречается в этом предложении. ( Это буква е. )

- Что вы знаете о букве Е? ( Она хитрая, может давать один звук [ Э] - после мягкого согласного, и два звука [ЙЭ]- в начале слова, после гласного и после разделительного ЪиЬ знака.)

- На минутке чистописания я предлагаю прописать соединения буквы Ее заглавной и строчной. Обратите внимание куда смотрит буква Е, не путайте ее с буквой З.

- Правила посадки! Сели все ровно. Спинка прямая, ножки не висят. Тетрадочка под углом 45 градусов, уголок смотрит в животик.

- Пропишите соединение букв Ее до конца строки.

3. Словарная работа.

- Ребята, вы знаете, что буква е часто встречается и в словарных словах, правописание которых нам предлагают запомнить. Сейчас мы запишем несколько таких слов. (Двое ученика за закрытой доской.)

Берёза, рисовать, медведь, улица, ребята, обезьяна, рисунок, петух.

Четверо ученика получают самостоятельную работу на карточках .

4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, вернемся опять к нашей загадке, скажите, а эту загадку можно назвать текстом?

- А из чего состоит текст? (Из предложений.)

- Вспомните, что мы называем предложением. (Предложение состоит из одного или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.)

- Сколько предложений в загадке?

-Давайте вспомним какие виды предложений мы различаем? (По цели высказывания и по интонации.)

- Дайте характеристику первому предложению в загадке. (Повествовательное, невосклицательное.)

- Запишите это предложение в тетради (Слайд 3.)

- Давайте найдем грамматическую основу предложения.

- О чем говорится в предложении? ( О Листьях.) Что говорится о листьях? (Они пожелтели.)

- Сколько грамматических основ в этом предложении? ( Одна .)

- Как называются предложения с одной грамматической основой? (Простыми.)

- Ребята, а все ли мы знаем о предложениях? ( Ответы детей.)

- А как вы думаете, бывают ли предложения, в которых больше основ?

- О чем мы будем говорить на уроке? (Узнаем что-то новое о предложениях.)

5. Актуализация знаний.

- Прочитайте запись на доске и у вас на карточках. (Слайд 4.)

Березки надели яркие сарафанчики рябинки нарядились в разноцветные платья

- Что вы заметили в этой записи? ( Текст не разделен на предложения.)

- Определите сколько предложений, обозначьте границы предложения.

- Сколько у вас получилось предложений? Прочитайте первое предложение. Что вы поставили в конце? Прочитайте второе предложение. Как вы обозначили начало второго предложения? (Заглавной буквой.)

Березки надели яркие сарафанчики . Рябинки нарядились в разноцветные платья.

- Спишите в тетради предложения. Найдите и подчеркните грамматические основы в предложениях.

- Назовите мне грамматическую основу в первом предложении. Назовите грамматическую основу во втором предложении.

- Скажите сколько грамматических основ в каждом предложении? (Одна.)

- Как называются такие предложения? (Простыми.)

6. Динамическая пауза.

7. Первичное усвоение новых знаний.

В конце физминутки закройте глазки и посчитайте до пяти. Откройте. ( В это время меняется слайд. Получается сложное предложение.)

Березки надели яркие сарафанчики , рябинки нарядились в разноцветные платья.

- Продолжим работу. Сравните написанное на доске и в тетрадях. Кто заметил, что изменилось в нашей записи?

- Изменился ли смысл данной записи? (Нет.)

- Сколько предложений у меня на экране? (Одно.)

- Определите сколько грамматических основ в новом предложении? ( Две.)

- Назовите первую основу, вторую.

- Как мы получили такое предложение. Как в математике называется такое действие, когда объединяют вместе? (Сложение)

- Как бы вы назвали такое предложение или может быть кто-нибудь знает как оно называется? (Ответы детей.)

- Это предложение называется СЛОЖНЫМ.

- Откройте учебник на с. 32 и прочитайте сведения о языке от Мудрой Совы. (Читает хорошо читающий ученик вслух.)

- Так какой главный отличительный признак сложного предложения от простого? (В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном две и более грамматических основ.)

- А что еще нового узнали? Как разделяются простые предложения, входящие в состав сложного? ( Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой.)

- Сейчас мы эти сведения и будем применять на практике. Прочитайте задание к упражнению 50.

- Определите какое это предложение? (Сложное.)

- Спишите это предложение. Подчеркните главные члены в частях сложного предложения.

8. Первичная проверка понимания. Работа в паре.

- Сегодня в начале урока мы говорили о прилагательных. У вас на столах карточки розового цвета. Вставьте пропущенные прилагательные в сложное предложение, расставьте знаки препинания. Работаем в паре, посоветуйтесь между собой.

Скоро налетят . ветры пойдут. дожди.

Слова для справок: злые, холодные.

- Подчеркните грамматические основы.

9. Первичное закрепление.

- А сейчас приготовьтесь записать под диктовку сложное предложение. (Один у доски.)

Деревья скинут свой прекрасный наряд, птицы улетят в тёплые края.

- Подчеркните грамматические основы.

- Следующее задание: Перед вами 4 слова. Вам надо записать транскрипцию этих слов, посчитать буквы и звуки. (Два человека за закрытой доской.)

- С каким видом предложений мы познакомились на уроке? (Сложным.)

- Чем отличается сложное предложение от простого? (В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном две и более грамматических основ. )

- Как на письме разделяются части сложного предложения? ( Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой.)

- Сбылись ли ваши ожидания на уроке?

- Урок у нас получился интересным, полезным?

11. Контроль усвоения знаний. Выставление отметок.

12. Информация о домашнем задании. с. 32 упр. 51, с.32 учить правила.

13. Рефлексия. (Слайд 7.)

Спасибо всем за работу!

урока русского языка

Тема. Простые и сложные предложения.

Тип урока: открытия новых знаний. Он включает в себя следующие этапы:

I этап. Организационный момент.

II этап. Создание эмоционального настроя.

III этап. Словарная работа.

IV этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

V этап. Актуализация знаний.

VI этап. Динамическая пауза.

VII этап. Первичное усвоение новых знаний.

VIII этап. Первичная проверка понимания.

IX этап. Первичное закрепление.

XI этап. Контроль усвоения знаний.

XII этап. Информация о домашнем задании.

XIII этап. Рефлексия.

Формы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах.

Учащиеся, которые участвовали в данном уроке, имеют средний уровень развития учебных и специальных умений и навыков. При планировании урока были учтены особенности учащихся - учитывалось умение работать с предложением , находить нужную информацию, обмениваться информацией. На уроке ребята показали высокую степень познавательной активности, дисциплинированности и организованности. Вопросы и задания подобраны так, чтобы все учащиеся смогли на равных участвовать в работе на уроке.

Цели данного урока: п ознакомить с понятием сложного предложения; различать простое и сложное предложение; познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении.

Планируемые результаты

Предметные результаты: различать сложные и простые предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных предложениях.

Регулятивные УУД: формировать умение концентрировать внимание; закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

Познавательные УУД: формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы ; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать умение работать в паре, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: с пособствовать формированию познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Цель данного урока конкретна, соответствует формируемым компетенциям. В уроке описаны конкретные действия учеников, определен результат обучения. Структура урока соответствует типу и его дидактическим задачам. Этапы урока, их логическая последовательность согласованы с содержанием урока и поставленными целями.

Была проведена орфографическая работа, словарная работа: объяснение орфограмм. А также индивидуальная работа на карточках.

На этапе актуализации учащимся были предложена работа на карточках – деление сплошного текста на предложения, нахождение грамматической основы в простом предложении. Ученики сами формулируют задания и затем выполняют его. Подводится обобщение о простых предложениях.

На этапе первичной проверки учащимся предлагалось поработать в паре на карточках: вставить пропущенные прилагательные и знаки препинания в сложное предложение.

Содержание урока соответствует требованиям программы. Был осуществлен правильный подбор материала для разных этапов урока, выбран оптимальный объём материала для достижения поставленной цели. Формы, приёмы, методы обучения адекватны поставленным целям урока, основаны на ответственности и самостоятельности учащихся, использовании их жизненного опыта. На уроке использованы приемы и методы современных образовательных технологий (технологии коллективного сотрудничества, использование ИКТ).

Деятельность учащихся обеспечена учебно-методическим оборудованием (карточки с заданиями для групп, индивидуальные карточки с пропуском букв, мультимедийная презентация).

На уроке была создана хорошая психологическая атмосфера. Обеспечение самоконтроля и анализа своей деятельности.

Этапы урока взаимосвязаны и плавно переходят от одного к другому. Время на все этапы распределено рационально, темп урока высокий. Высокая работоспособность обучающихся обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий (динамическая пауза). Перегрузка школьников предупреждалась за счет применения заданий с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику.

- развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении.
- воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;
- развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

знать: простые и сложные предложения.

уметь: находить главные члены предложения, применять правила правописание знаков препинания ( запятой) в сложных предложениях.

Познавательные: общеучебные – владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражаю-щими существенные связи и отношения между объектами и процессами; ориентируются на разнообразие способов решения учебной задачи; логические – планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы
достижения результата.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; имеют установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду,
к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности

Простое предложение – это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Основа простого предложения может состоять:

  • либо из двух главных членов предложения (подлежащего и сказуемого);
  • либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого).

Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматические основы. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. Простые в составе сложного соединяются по интонации, или союзами или союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т.д.

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): Предложение; простое предложение; сложное предложение; разбор предложения по членам предложения.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 31-34.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 16-17.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы уже знаем, что предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.

Когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится одним из членов предложения. У каждого члена предложения своё назначение.

В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.

Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.

По количеству грамматических основ предложение может быть простым или сложным.

Простое предложение – это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Основа простого предложения может состоять:

  • либо из двух главных членов предложения (подлежащего и сказуемого);
  • либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого).

Весёлые воробьи громко кричат на улице.

В этом предложение говорится о воробьях. Кто? Воробьи. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. О воробьях говорится, что они кричат. Воробьи (что делают?) кричат. Кричат – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. В этом предложении одна грамматическая основа – воробьи кричат. Это предложение простое.

В этом предложении говорится о весне. Что? Весна. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. В этом предложении одна грамматическая основа – весна. Состоит из одного подлежащего. Это предложение простое.

В этом предложении говорится о том, что светает. Что делает? Светает. Светает – это сказуемое. В этом предложении одна грамматическая основа – светает. Состоит из одного сказуемого. Это предложение простое.

Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматические основы. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. Простые в составе сложного соединяются по интонации, или союзами или союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т.д.

Наступила осень, но сирень ещё не пожелтела.

В этом предложении говорится об осени и о сирени. Что? Осень. Это подлежащее. Что? Сирень. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Об осени говорится, что она наступила. Осень (что сделала?) наступила. Наступила – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – осень наступила. О сирени говорится, что она не пожелтела. Не пожелтела – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – сирень не пожелтела. В этом предложении две грамматические основы (осень наступила; сирень не пожелтела). Значит, предложение сложное, состоит из двух частей. Части сложного предложения соединяются союзом но и разделяются запятой.

Научимся давать характеристику простому и сложному предложению в устной и письменной форме.

Как дать характеристику предложению?

  1. Прочитаем предложение.
  2. Определим, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации (восклицательное, невосклицательное).
  3. Определим по наличию грамматических основ, какое это предложение – простое или сложное.
  4. Если предложение простое, то определим, какое оно по наличию главных и второстепенных членов предложения – распространённое или нераспространённое.
  5. Если предложение сложное, то по наличию грамматических основ определим, сколько частей в сложном предложении, как они соединены между собой и как разделены.

Ветер в поле воет.

  1. Прочитаем предложение.
  2. По цели высказывания — это предложение – повествовательное. В нём сообщается о том, что ветер в поле воет.
  3. По интонации – невосклицательное; так как сообщается без особых чувств.
  4. Грамматическая основа: ветер воет. Значит, предложение простое.
  5. По наличию главных и второстепенных членов – распространённое. Воет (где?) в поле.

Приведём пример письменного разбора этого предложения:

Ветер в поле воет. (Повеств., невоскл., простое, распростр.).

Ветер в поле воет, дождик моросит.

  1. Прочитаем предложение.
  2. По цели высказывания — это предложение – повествовательное. В нём сообщается о том, что ветер в поле воет, дождик моросит.
  3. По интонации – невосклицательное; так как сообщается без особых чувств.
  4. Грамматические основы: ветер воет, дождик моросит. Значит, предложение сложное, состоит из двух частей; соединяется по интонации, разделяется запятой.

Приведём пример письменного разбора этого предложения:

Ветер в поле воет, дождик моросит. (Повеств., невоскл., сложное, состоит из 2 частей).

Читайте также: