Пространство школы должно вдохновлять

Обновлено: 05.07.2024

Индивидуальность — вот приоритет воспитания современного ребенка. Из-за смены ориентиров в развитии сегодня особое внимание уделяется максимальным возможностям в образовании. Родители отдают детей в школы с уклоном, стараются развить в них способности через посещение большого количества кружков и групп дополнительного образования. Обучение становится непрерывным. Очевидно, что для высокого результата необходимо ребенка поместить в качественную образовательную среду.

Качественная образовательная среда — что это?

Классическая школьная архитектура не менялась очень давно и может обеспечить только нормативные площади, а не пространство для развития детей. Большинство наших школьных зданий — это типовые коробки. Их форма обусловлена технологией расположения классов и коридоров, в которых каждый день проходит по стандартному сценарию: парты в три ряда в классах и длинные коридоры для отдыха между уроками. Но для получения иного развития современному ребенку нужно находиться в помещениях с высокой функциональностью.

Это объясняет возросший спрос на школы иного формата, где каждый кабинет, коридор, территория вокруг учебного заведения направлены на качественное развитие способностей ребенка.

Алгоритм создания школы будущего

Задачи

Перед началом работы по проекту встал вопрос, что первично: архитектура или технология? Мы не смогли окончательно определиться. Если первична архитектура, может быть две крайности: красивый проект, в котором нет возможности правильно разместить все необходимые для школы процессы, или красивые огромные площади, которые не будут использованы в полной мере. Если же первична технология, то мы можем получить стандартную школу классического коридорно-классного типа, потому что сегодняшняя нормативная база диктует именно такой формат. Что же делать в таком случае?

Мы привлекли для работы над концепцией одновременно архитектора и технолога. Задача архитектора — создать пространство, а задача технолога — разместить все нормативные процессы в этом пространстве.

Многофункциональность

Многофункциональные и трансформируемые просторные помещения — главный принцип в проектировании современных зданий школы. Одно и то же помещение должно быть использовано для разных целей. Каждый класс — предполагать размещение в классическом образовательном процессе и для разнообразной групповой работы, а коридоры должны иметь не только пространство для прохода между помещениями, но и места, где можно провести индивидуальные или дополнительные занятия или просто отдохнуть.

Школа будущего — какая она? Создаем уникальное образовательное пространство - Изображение

Открытость

Прозрачные перегородки создают эффект открытости и сопричастности. В то же время зонирование, шумоизоляция и акустика помогают уйти в процесс с головой без помех на внешнее окружение.

Интеграция

Экологичность и эргономичность

В лучших традициях рекламы экопродуктов. Без ГМО и красителей. Шутим, конечно. Но про экологичность все верно, насколько это сегодня могут позволить нормативы.

Эргономичность, конечно, тоже присутствует, потому что невозможно создать то, что нравится, и то, что удобно в постоянном режиме использования, без этого принципа. А учитывая, что новое образование подразумевает нахождение ребенка в школе довольно длительное время, пространство, в котором он находится, должно быть максимально удобным и комфортным.

Школа будущего — какая она? Создаем уникальное образовательное пространство - Фото

Цветовые и световые решения

И конечно, все, что так нравится детям

Вокруг школы предусмотрены зона отдыха с площадками, физкультурно-спортивная зона, собственный стадион, игровая зона, и конечно, много зелени.

Резюмируем

Одна из особенностей реализации этого проекта заключается в том, что цель — создать не просто красивый объект на территории города, а сформировать то пространство, в котором архитектура и планировочные решения здания базируются на идеях, заложенных в концепции нового образовательного процесса.

На правах рекламы


Я директор БВШД, но ещё я мама двоих сыновей. Один перешёл в одиннадцатый класс, другой — на третий курс МГУ. Недавно у нас разгорелась дискуссия об образовании, которая длилась несколько дней. Ребята привлекли своих одноклассников и одногруппников, чтобы обсудить, как их учат и как они учатся. Они выдвигали удивительные идеи: ими я хочу с вами поделиться.

1. Пространство школы должно вдохновлять


2. В школе должно быть удобно

Работодатели стремятся создать пространство, в котором сотрудники будут чувствовать себя так же свободно, как дома. Продвинутые компании создают удобное рабочее пространство и зоны для отдыха: теннисные столы, боксёрские груши, велотренажёры, — ведь иначе сотрудники не будут столь эффективными. Мы тоже очень в этом нуждаемся!

3. В школе тоже нужно личное пространство

На работе у большинства есть возможность внести частичку себя в пространство, где они проводят треть дня. Но почему у нас даже персональный шкафчик — это большая редкость? Родители говорят, что хотели бы иметь возможность в офисе хотя бы десять минут побыть в одиночестве, передохнуть или поговорить по телефону, зная, что никто не слышит. А разве нам, подрастающему поколению с ещё неокрепшей психикой, это не нужно?


4. В классах должны быть студенты разных возрастов

На работе же есть люди самых разных возрастов, правда? Но почему-то во время учёбы мы приобретаем опыт общения в основном с ребятами нашего года рождения.

5. Цифровой мир должен стать частью процесса обучения

Виртуальные миры и социальные сети проникают в вашу взрослую жизнь и работу всё стремительнее. А мы по-настоящему живём по ту сторону экрана, и у вас уже не получится это запретить. Но вы можете легализовать гаджеты в школе, внедрить их в учебный процесс и помочь нам не утонуть в океане информации.


6. Процесс обучения должен быть максимально персонализированным

Сейчас появляется всё больше персональных сервисов, основанных на внимании к индивидуальности каждого человека. Но это трудновыполнимо в классе из 40 учеников и совсем невозможно в поточной аудитории на 100-200 студентов. Было бы здорово, чтобы задания подбирались под каждого ученика — это не так уж сложно технически.

7. Нам нужна командная работа

В бизнесе много социальных механизмов — не только конкуренция, но и коллаборация, взаимообучение, взаимооценивание и даже самооценивание. Почему мы вместо уроков не участвуем в диспутах, бизнес-играх, круглых столах? Мы готовы оценивать, рецензировать, давать обратную связь и комментировать работы друг друга. И системно помогать отстающим! Для этого нам нужно удобное пространство для активного взаимодействия (формального и личного), совместных встреч и обсуждений — как переговорки у вас в офисе. Мы не хотим собираться в раздевалке или в спортзале.


8. Мы хотим осваивать техники обучения и soft skills

Работодатели ищут в соискателях навыки сведения информации в единое целое, способности использовать знания из разных областей. Разве пассивное слушание на уроках и заучивание наизусть в этом поможет? Как нам планировать своё время, упорядочить мыслительный процесс, работать с большими текстами, данными? Как проверять информацию на достоверность? Как работать с несколькими гипотезами? Научите нас учиться! Кроме того, на работе есть возможность пройти тренинги по мотивации, управлению временем, лидерству, проведению презентаций. Серьёзное внимание этому уделяют в бизнес-школах, но разве учащиеся остальных школ и вузов в этом не нуждаются?

9. Мы хотим пользоваться разными источниками

Вы слушаете аудиокниги, подкасты, смотрите лекции, заходите в виртуальные музеи. А мы до сих пор получаем двойку, если приносим на урок литературы электронную книгу. Вы уверены, что это правильно? Самые любимые наши уроки и лекции — те, на которых мы смотрим презентации на смежные темы, документальные фильмы, TED-talks. Жаль, что этого так мало!


10. Мы хотим учиться в условиях мультизадачности

Взрослые решают на работе одновременно множество задач. Этот навык при устройстве на работу приветствуется и поощряется. Но мы никак не развиваем его во время обучения. На уроке нельзя отвлекаться, где нам научиться быть мультизадачным?

11. Мы хотим, чтобы у наших классов и учебных групп были названия

Клиенты рекламных агентств тратят огромные деньги, чтобы копирайтеры придумали им яркие, запоминающиеся названия, а дизайнеры создали индивидуальный фирменный стиль, отражающий культуру компании. Пусть у нас тоже будут не только четырёхзначные цифры и аббревиатуры, а полноценные бренды учебных заведений. И для названия класса, который вместе проводит 11 лет своей жизни, мы хотим большего, чем цифра и буква.


12. Мы хотим изучать предметы, которые бы развивали эмоциональный интеллект

Во взрослой жизни нам точно понадобится эмоциональная устойчивость, способность пережить перемены в обществе и личные неудачи. Есть ли хоть один университет или школа, где бы этому учили?

13. Деление на гуманитариев и естественно-научников устарело

Наука всё чаще соединяется с искусством — сейчас столько выставок на эту тему! Но в школе эти две важнейшие сферы знаний разделены как минимум звонком и переменой. А в вузе у физиков нет даже уроков МХК, и наоборот — гуманитариям не преподают информатику.


14. Мы хотим участвовать в разработке новых технологий и тестировать их

Новые технологии внедряют всё быстрее, размываются границы между процессом тестирования и процессом разработки. Мы можем быть полезны: приобщите нас к тестированию инноваций! Опасно? Но мы же будем делать это вместе с вами. А иначе, когда вырастем, окажемся с новыми продуктами и сервисами один на один.

15. Мы должны быть готовы к профессиям будущего

Раньше, выбрав профессию единожды, вы обязаны были ей следовать всю жизнь. Сейчас привычные границы специализации теряют смысл. Возникают новые профессии на стыке: юрист-экономист, кредитный эксперт-аналитик, инженер-управленец, повар-дизайнер. Как нам к этому подготовиться?


16. Мы хотим работать во время учёбы

Говорят, реальная работа существенно отличается от того, что проходят в вузе. Поэтому выпускники не готовы сразу эффективно трудиться, и им приходится доучиваться на ходу. Относительно успешно могут строить карьеру сразу после выпуска только те, кто успел поработать параллельно с обучением или проходил стажировку. Как сделать так, чтобы мы могли работать без ущерба для учёбы на протяжении всего года?

17. Дополнительное образование не должно считаться второстепенным


18. Мы хотим, чтобы школьное самоуправление обладало реальной властью

Маркетологи говорят, что одна из современных тенденций — усиление взаимодействия производителя с потребителями. Иначе сложно совершенствовать продукты и услуги: производителям нужны мнения, идеи, обратная связь. Что, если мы тоже будем ставить преподавателям оценки? И сделаем школьные и студенческие советы полноценными организациями, с мнением которых вы будете считаться?

Существует мнение, что современные школьные пространства не заточены под новый учебный процесс и не способствуют продуктивному образованию. Но какой архитектурный облик должен быть у школы? И какие пространства помогут воспитать в ребенке разностороннюю и проактивную личность? Эти и другие вопросы обсудили эксперты на дискуссиях в рамках Московского международного Салона образования (ММСО 2021) — публикуем конспект основных паблик-токов.

Среда оказывает непосредственное влияние на развитие и формирование личности, однако образ сегодняшней школы — это наследие эпохи индустриализации. Школьные здания строятся по принципам, не заточенным под современный учебный процесс. Но чтобы вырастить новое успешное поколение, необходима современная среда, а также иной подход к формированию образовательных пространств.

Школьная архитектура как залог успеваемости и успешности ребенка

Современная образовательная среда тесно связана с актуальными потребностями и образовательной парадигмой времени. В XXI веке фокус образования от подготовки узкопрофильных специалистов сместился на воспитание и обучение разносторонней личности с широким спектром знаний и развитыми жизненными навыками. Наша реальность приводит школы и другие учебные заведения к индивидуальным учебным планам и переводит фокус на личностные результаты. Более высокие рейтинги и привлекательность имеют школы, построенные на принципах инклюзии, совместного и разновозрастного обучения.

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Запросы времени диктуют новые требования к учебным пространствам: разнообразие, мобильность, многофункциональность, открытость и доступность

Современная образовательная среда строится на разнообразии типологий пространств, что невозможно без уникальных архитектурных решений и современной эстетики. Параллельно у традиционного образования появился весомый конкурент — онлайн-платформы, которые стали неотъемлемой частью факультативного обучения.

Новый подход к проектированию школ

Актуальный подход к проектированию школ строится на нескольких принципах. Первый — переосмысление функциональной программы, чтобы создать благоприятные условия для развития гармоничной личности. Второй принцип — создание пространств, способных вдохновлять. Это подразумевает разнообразие всех видов связей и коммуникаций, начиная от визуальных ракурсов и маршрутов и заканчивая сценариями общения учеников с природой. Третий базовый принцип — проектирование образовательного пространства как социально и общественно значимого, полноценно включенного в жизнь района с утра до вечера.

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Школа-конструктор

Помещение актового зала занимает большую площадь и зачастую пустует. Если же сделать его доступным и провести через него маршруты движения учащихся или объединить с вестибюлем, то можно будет использовать зал как пространство рекреации или для групповых занятий. Есть и другой подход — создавать экономически выгодные пространства, работающие в неучебное время: переводить школьную столовую в комьюнити-кафе, спортивный блок — в спортзал для жителей, а библиотеку — в общественный центр района.

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс
Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Школа как центр района

Как архитектура пространства может влиять на образовательный процесс

Развитие школы будущего невозможно без решения сегодняшних проблем. Механизмов взаимодействия девелоперов, банков, органов исполнительной власти, частного образования все еще нет, а система предоставления помещений для образовательных организаций до сих пор максимально не прозрачна. Без осознания девелоперами того, что школьные пространства — это социальная инфраструктура, и с точки зрения коммерции они должны идти по другим нормативам, без включения принципов социальной ответственности коммерческих структур, перехода к школе будущего не получится. Тема архитектуры гибридной школы пока остается предметом исследований, и выработка подходящих решений еще только предстоит.

Статья подготовлена с использованием материалов ММСО 2021 и бюро ATRIUM.

Школа будущего: Новые образовательные пространства

В этом году компания Martela, которая разрабатывает общественные интерьеры, учредила премию в области архитектуры и дизайна детских пространств — Martela EdDesign Award. Идея премии — показать, какой может быть комфортная и эффективная образовательная среда. Организаторы обошли (в буквальном смысле) школы, детские сады, площадки и библиотеки, которые открылись в 2016–2017 годах, чтобы найти самые интересные. При отборе внимание обращали на архитектуру, интерьер, инженерное наполнение школы, систему безопасности — в стартовом опроснике больше сотни вопросов обо всем, что не затрагивает педагогический процесс.

Локация: Россия, Москва, улица Народного Ополчения, 9а

Общая площадь: 21 000 м²

Количество учеников: 700 (с 5 по 11 классы)





Архитектура и дизайн

— Прозрачные стены в классах и общественных пространствах, везде огромные окна от пола до потолка, обилие естественного света.

— Лаборатории для занятий физикой, химией, биологией объединены в огромное мегапространство. Его можно разделять перегородками, а можно использовать целиком для проведения хакатонов и других мероприятий.

— Просторная двухуровневая библиотека.

— На верхнем этаже есть просторное и светлое помещение для отдыха детей и для занятий с тьюторами, куда не заходят учителя. Учительская и прочие административные помещения находятся на цокольном этаже, который утоплен в земле, но получает естественное освещение за счет приямков.

— В холле есть горка, по которой можно скатиться со второго этажа на первый и оказаться у дверей столовой.

Новый корпус Школы AYB

Локация: Армения, Ереван, улица Тбилисская, 11/11

Общая площадь: 4 200 м²

Количество учеников: 180 (с 3 по 6 классы)

Авторы проекта: Storaket Architectural Studio, Меружан Минасян, Нарбе Бедросян, Шант Исаньянс


Школа AYB существует с 2011 года, а новый корпус школы открылся только в 2016-м. При разработке проекта нового здания систему приоритетов для архитектора создавал педагогический коллектив во главе с директором школы. Здание получилось энергоэффективным: солнечные панели, установленные в южной части здания, обеспечивают больше половины требуемой электроэнергии, и отопления почти не требуется. За счет утепленных стен здание в холодное время года может обходиться без отопления в течение нескольких дней. В школе прозрачные стены в учительской и других административных помещениях. Все коммуникации, которые идут по потолку, видны — так ученикам наглядно объясняют, как устроено здание.


Архитектура и дизайн

— Цокольный этаж утоплен в землю на восемь метров, однако котлован гораздо шире здания, поэтому помещения на этаже имеют доступ к естественному свету.

— При относительно небольшой площади в школе есть 11 входов и выходов: дети легко могут выходить на прогулку отовсюду.

— Пространства рекреаций многофункциональны: в одной из них расположена, например, столовая.


Человек

Современная школа перестала устраивать родителей и самих учеников. Все более очевидным становится необходимость изменения существующей образовательной системы. На основе профессиональных мнений мы представили, какой должна быть школа будущего, чтобы потребности учеников, родителей и педагогов были удовлетворены.

Проблемы современной школы

Многие родители жалуются на низкое качество школьного образования. При этом называется перечень проблем, которые кажутся наиболее существенными и требуют обязательного решения.

Все предметы равны

В современном школьном образовании все предметы преподаются на одинаково высоком уровне. При этом не учитываются склонности и интересы отдельных учеников. Каждый учитель считает свой предмет самым главным и ставит порой невыполнимые задачи.

Как результат – дети тратят время и силы на изучение нелюбимых предметов, а на любимые (то есть, те, с которыми ученики планируют связать свое будущее) у них не остается необходимых ресурсов.

Какой будет школа будущего?

Рейтинг школы

Все школы участвуют в рейтинговой системе. Многие показатели, в том числе средний балл учащихся и результаты ЕГЭ, имеют значение в установлении рейтинга, который, в свою очередь, влияет на преференции школы. При этом очень часто оценки не соответствуют реальным знаниям. Ученикам и их родителям довольно сложно ориентироваться в абстрактных баллах полученных на экзаменах, благо сегодня существуют сервисы, которые помогают, например, переводить баллы ЕГЭ по математике в 2021 году.

Бюрократия

Какой будет школа будущего?

Молодые специалисты буквально тонут в рутине и канцелярщине. На все это уходит много времени и внимания, которое можно было бы потратить на что-то действительно полезное и нужное.

Лидеры и отстающие

В современной школе абсолютно разные ученики учатся вместе. Одни быстро схватывают программу и скучают на уроках, другие плохо усваивают материал и пребывают в постоянном стрессе. Учитель, в свою очередь, не успевает подобрать индивидуальный подход и уделить достаточно внимания каждому учащемуся.

‍Недостаточная продолжительность уроков

За 45 минут учитель не успевает выполнить все запланированное. Почти половина урока уходит только на организационные моменты и проверку домашнего задания, а за 20-25 минут объяснить новую тему практически нереально.

‍Слишком объемные домашние задания

Какой будет школа будущего?

‍Нередко ученики засиживаются за выполнением домашнего задания допоздна. Учителя вынуждены задавать большой объем работы на дом, а также весь материал, который не успели пройти на уроке. В итоге дети устают и поздно ложатся спать, что не самым лучшим образом отражается на здоровье, внимании и самочувствии.

Устаревшие методики

Педагогам в возрасте сложно принять новые методы работы. Они испытывают трудности с электронным документооборотом, многие демонстративно выражают неудовлетворенность работой и жизнью в целом. При этом они не хотят разрабатывать и внедрять новые методики в процесс обучения, которых так не хватает в современных школах.

Школьные здания

Какой будет школа будущего?

Из перечисленных недостатков можно понять, что реформирование современной школьной системы – необходимость, продиктованная реалиями сегодняшнего дня. Причем внедрять изменения требуется в основополагающие принципы школьного обучения. Этот процесс будет долгим и, возможно, болезненным для некоторых его участников, но все же, очень важным.

Психологические особенности современного школьника

Современный ученик – это ученик с совершенно новым мышлением и мировоззрением. Нынешнее поколение – самое образованное в сфере технологий.

Сегодня ученикам ничего не стоит зайти в Интернет и найти там всю интересующую информацию. И в то же время многие навыки, которыми обладали предшествующие поколения, современным детям и подросткам уже не свойственны.

Какой будет школа будущего?

Важно отметить и то, что уже в школьном возрасте у учеников формируется моральное сознание и жизненная позиция, однако для окончательного ее становления им не хватает гражданского и социального опыта. При этом важнейшим фактором развития личности является самосознание. Современный социум оказывает существенное влияние на формирование мышления школьников.

Еще одна особенность современного школьника состоит в формировании клипового мышления (особенности современного человека воспринимать информацию образно, через отрывки новостей, короткие трансляции, заголовки в СМИ). Школьнику с клиповым мышлением присущи следующие признаки:

Какой будет школа будущего?

  1. Скудные эмоции.
  2. Невозможность проявить эмпатию.
  3. Поспешность суждений и выводов.
  4. Бедность словарного запаса.
  5. Трудности с запоминанием.

В дальнейшем такие ученики не смогут системно мыслить, системно воспринимать информацию и выстраивать свою речь. Клиповое мышление подразумевает упрощение глубины материала.

Многие исследователи считают, что это своего рода защитная реакция организма на избыток информации. Но поскольку это тот вектор в развитии отношений человека с информацией, который никуда не исчезнет, его следует учитывать и в построении школьных программ.

Концепция школы будущего

После определения основных проблем и изучения психологических особенностей современного школьника, следует перейти к составлению собирательного образа школы будущего.

Здание школы

Начнем, пожалуй, с того, как будет выглядеть школа будущего. Следовало бы отойти от традиционных безликих строений, где учащиеся чувствуют, будто попали в какой-то конвейер. Школа будущего должна быть яркой, оригинальной и комфортной, где дети смогут развивать свою индивидуальность и творчество.

Какой будет школа будущего?

Здание следует разделить на отдельные блоки для начальных, средних и старших классов. Начальная школа будущего должна быть оборудована живым уголком и игровой комнатой, корпуса для среднего и старшего звена – концертным, танцевальным и спортивным залом, стадионом, лекционной аудиторией, различными лабораториями.

В каждом классе должно быть современное оборудование. Всем учащимся необходимо обеспечить индивидуальные современные компьютеры с доступом в Интернет. Школа должна иметь собственный издательский центр, медиатеку, фото- и киностудию. Обязательно наличие медицинского блока.

Задачи учителей

Педагогический коллектив должен создать комфортные условия для учеников в школе, где они смогут проявлять и реализовывать свои способности и таланты. Учебный материал должен постоянно обновляться, вместо устаревшей и ненужной информации требуется добавлять актуальную и интересную.

Какой будет школа будущего?

Также необходимо уделять внимание психологической подготовленности учителей. Они должны хорошо знать психологию ребенка, а в процессе взаимодействия с ним стараться делать так, чтобы ученик был субъектом своей деятельности.

Образовательная среда

Образовательная среда школы будущего должна соответствовать следующим критериям:

  1. Адаптивность. Обеспечение своевременного реагирования школы на внешние изменения.
  2. Каждый ученик должен быть автором образовательного процесса, в котором приоритетными будут духовные ценности.
  3. Технологичность. Только при помощи новых гуманитарных и информационных технологий может быть достигнут гарантированный результат.
  4. Инновационность, динамичность, обновляемость. Это необходимо для обеспечения качественного образования в постоянно изменяющейся социокультурной среде.
  5. Комфорт и оптимистичность. Каждый ребенок должен обучаться в такой обстановке, где он сможет проявить свои индивидуальные способности и возможности.
  6. Открытость. Должен использоваться педагогический потенциал родителей, партнеров школы, а также окружающей среды.

Методы обучения

Какой будет школа будущего?

Методы обучения в школе будущего должны быть неразрывно связаны с освоением новых технологий. На сегодняшний день ситуация в школах с внедрением информационных технологий остается печальной – всего 17 из 42 тысяч российских школ имеют доступ к высокоскоростному интернету. Далеко не все учителя умеют пользоваться компьютерами и интерактивными досками. А между тем, освоение новых технологий является необходимостью не только для современных детей и подростков.

Интерактивные тренажеры

В школе будущего возможно применение интерактивных тренажеров. Уже сегодня есть разработки таких компьютеров, которые автоматически проверяют задания, ставят отметки и, конечно же, обучают. Ученик может без помощи учителя научиться играть на пианино, усвоить урок истории, послушать стихи и различную информацию.

Какой будет школа будущего?

Световая панель и экран предусматривает мгновенную обратную связь, причем объективную и деликатную. Компьютер в считанные секунды обрабатывает информацию об ученике, его настроении, скорости реакции, продуктивности и физическом самочувствии в конкретный момент. На основе этого тренажер выстраивает гибкую программу с учетом интересов и трудностей ученика.

Будут применяться современные пособия, которые помогают ученикам освоить сложные предметы или понятия. Например, для наглядного изучения простых математических действий или решения равенств отлично подойдут учебные весы, а для лучшего запоминания географических названий и их расположения — интерактивный глобус.

Компьютер возьмет на себя всю рутинную работу учителя: обучение новому, проверка знаний, обратную связь. Самому педагогу останется только контролировать динамику ребенка по отчетам компьютера, давать необходимые консультации и обсуждать прогресс ученика.

Обучение при помощи интерактивных тренажеров — это то, благодаря чему школа будущего станет гораздо эффективнее.

Дистанционное обучение

Если до 2020 года форматы и способы дистанционного обучения разрабатывались лишь теоретически, с началом пандемии коронавируса, захватившей нашу планету в начале 2020 года, вопрос дистанционного обучения, человечеству пришлось решать на практике и в срочном порядке.

Однако, несмотря на неплохие показатели Российских школ и ВУЗов, сами учащиеся остались не очень довольными новым форматом обучения. Так, по данным Министерства науки и высшего образования, в России всего 14% студентов ответили, что удовлетворены дистанционным обучением. По другим опросам, 64% родителей утверждают, что ребенку учиться на дому нравится меньше. Это объясняется, в первую очередь, нехваткой общения с одноклассниками.

Несмотря на некоторые негативные стороны удалённого образования, такой формат уже стал реальностью и забывать о его плюсах тоже не стоит.

Благодаря дистанционным урокам ученики могут получать новые знания даже тогда, когда по тем или иным причинам они не могут посещать школу. И если раньше процесс обучения мог прерваться на недели, а то и месяцы, а ребенку затем приходилось наверстывать упущенное, то сегодня получение знаний дистанционным способом позволяет избежать таких провалов.

Помимо инновационных технологий, в школе будущего не обойтись и без уроков, где будет присутствовать живое общение: спортивные и культурные мероприятия, кружки и секции, безусловно, должны занимать свое место в жизни школьников.

Школа будущего: реальность или утопия?

Обобщив вышесказанное, можно определить девиз школы будущего словами В. А. Сухомлинского:

Современные дети живут в мире электронной культуры, в связи с чем, роль учителя должна измениться. Он должен стать координатором информационного потока, но для этого учителю самому необходимо овладеть современными методиками и новыми технологиями в образовании, чтобы общаться с ребенком на одном языке.

Какой будет школа будущего?

Концепция школы будущего, описанная выше – это не утопия, а самая настоящая реальность, воплотить в жизнь которую можно совместными усилиями специалистов на всех уровнях. Главное, что нужно понять и принять: современная школа требует существенного преобразования.

Читайте также: