Прошлой ночью в сохо содержание краткое

Обновлено: 07.07.2024

В Венеции вне конкурса показали новую работу Эдгара Райта — хоррор о моде, 1960-х, путешествиях во времени и принуждении к секс-работе. О том, почему этот фильм стоит многих конкурсных картин, рассказывает кинокритик Егор Беликов

Не выдержав разгульного образа жизни, принятого в модном общежитии, Элоиз снимает себе комнату, которую не ремонтировали с 60-х, в районе Сохо у хозяйки строгих нравов. На продавленной, зато двуспальной кровати ей снятся странные сны, где она — не она, а другая девушка по имени Сэнди (Аня Тейлор-Джой), которая тоже приезжает покорять столицу, но Лондон в любые времена слезам не верит. Сэнди хотела стать певицей, а попала в круговую поруку секс-работы благодаря стараниям антрепренера-обольстителя и впоследствии сутенера Джека (Мэтт Смит, один из Докторов Кто).

Элоиз видит, куда движется жизнь Сэнди, но никак не может на это повлиять, ведь она в своих снах, которые потихоньку начинают просачиваться в реальность, пребывает лишь в форме отражения в зеркале. Может, и к лучшему.

Фильм в фильме, посвященный грустной судьбе Сэнди, сыгранной одной из самых красивых и пугающих артисток поколения Аней Тейлор-Джой (правда же в этой ее неестественной, почти кукольной внешности всегда видится что-то зловещее, какое-то проклятие Аннабель), — ярчайший пример того, как талантливая певица, захотев легкой славы, обнаружила себя в кровати с мужчинами, с которыми она никогда не хотела бы там оказаться.

Тут уже не скажешь, что она юбку короткую надела — и именно поэтому увиденное так ужасает Элоиз, протагонистку, которая в полной мере оправдывает звание ненадежного рассказчика (есть такой термин, обозначающий героя-повествователя, который нам может и неправду выдать, как Мюнгхаузен, хотя мы-то ждем от Элоиз адекватности сюжету, ее породившему). Героиня совсем теряется в новой для нее реальности безжалостного и истошно яркого мегаполиса, где никак не может устроиться, хотя ее ведет вперед очевидный талант к созданию одежды. Но вдохновение она предпочитает черпать в своих шизофренических снах и поэтому сначала начинает кроить такое же струистое маленькое розовое платье, как у Сэнди, только в наши дни, а потом пытается раскрыть тайну кошмарного окончания ее многосерийных снов, как заправская сыщица, аналог Калле Блумквиста. При этом она старается изо всех сил не замечать, как сходит с ума, и посттравматичные видения, напоминающие ей о чужом ужасающем опыте, начинают терзать ее и в действительности.

Наконец, при всей кажущейся жанровой легкости, этот фильм — история взросления. Элоиз — очередная инфантильная девушка, на этот раз с трагическим надломом, и в итоге она, наверное, все же учится не утопать в 60-х, которые себе нафантазировала. Если жить прошлым, то не остается никакого настоящего — но финальный кадр фильма с демонической Аней Тейлор-Джой эту максиму успешно опровергает.

Райт владеет киноязыком на уровне native speaker, поэтому у него все так изящно рифмуется и сочетается: район Сохо, про который у лондонцев давно ходят слухи о живущих там призраках и духах, мотив фэшн-индустрии, потрясающе красивой и настолько же безжизненной, неизживаемые травмы прошлого и так далее. Очень радует, что еще остались такие режиссеры, как он, которых хочется и приятно смотреть, а не объяснять досконально — там и так все понятно.

Смысл фильма и обьяснение концовки

Смысл фильма

Жизнь в Фитцровии привлекает провинциальную ретроградку, которая по книгам, музыке и кинофильмам восхищается эпохой 1960-х. По ночам Элоиза погружается в ретро-сновидения, где она – это Сэнди. Окунаясь в прошлое, Элоиза наслаждается гламурной жизнью и романом с красивым мужчиной. Возвращаясь в реальность, она воплощает свои мечты и кроит маленькое розовое струистое платье (как у Сэнди!). А еще обнаруживает странности: то поутру видит на голове прическу под Сэнди, то засос на шее, оставленный Джеком из 1960-х. Прошлое перетекает в настоящее, многосерийные сны становятся кошмарными. Жизнь Сэнди перестает казаться героине привлекательно-поэтической, когда выясняется, что обольстивший певицу антрепренер Джек принуждает её к секс-работе. Элоиза видит, куда движется ее кумир, но повлиять на ситуацию никак не может: в видениях она – лишь отражение в зеркале. По ходу сюжета Сэнди превращается из властной кокетки в сломанную куклу. А невинность и хрупкость Элли развиваются и показывают истинную силу.

Прошлой ночью в Сохо

Прошлой ночью в Сохо (2021)
Last Night in Soho
детектив, драма, ужасы
Режиссер: Эдгар Райт
В ролях: Томасин МакКензи, Аня Тейлор-Джой, Мэтт Смит, Теренс Стамп, Дайана Ригг
Премьера: 25 ноября 2021 года
Смотри на

Элоиз (Томасин МакКензи) приезжает из английской провинции в Лондон, чтобы учиться на дизайнера — когда-то за той же мечтой последовала её мать, но не выдержала психологической нагрузки и покончила с собой (теперь ее образ периодически видится девочке в зеркалах). Скромная и увлечённая ретро, она не очень вписывается в модную студенческую тусовку и потому переезжает из общежития в арендованную комнату старенького дома. Ночью, заснув в новом месте, Элоиз вдруг перемещается в такой близкий ей Лондон 60-х, где наблюдает за певицей Сэнди (Аня Тейлор-Джой), пытающейся пробиться в столичный шоу-бизнес с помощью хитрого менеджера Джека (Мэтт Смит). То, что девушка поначалу воспринимает как безобидные сны, оказывается чем-то большим: она видит в жизни места из своих фантазий, о которых никак не могла знать, и встречает тех же людей, постаревших на полвека. Сны тем временем становятся всё мрачнее, и с каждой ночью грань с реальностью постепенно размывается.

Помимо основного повествования, в котором к Элли приходят видения умерших людей, есть много поворотов, в которых Элли погружается все глубже в прошлое и видит, как этот мир переходит в настоящее.

В процессе своего увлечения певицей Сэнди (Аня Тейлор-Джой) и стремления уйти от реальности, чтобы следить за ее приключениями, она раскрывает более темную правду о том, что Сэнди вынуждена заниматься секс-работой и подвергаться насилию со стороны бесчисленных мужчин, и Элли видится ночь, когда Сэнди была якобы убита в той же комнате, в которой она сейчас живет.

Какую роль выполняют видения Элли в фильме?

С самого начала в фильме было установлено, что Элли обладает одной очень примечательной способностью: она может видеть то, что кажется видениями умерших людей.

Сначала фильм представляет это так, как будто к Элли приходят только видения ее матери, покончившей с собой за несколько лет до событий фильма, и также ясно, что это то, что происходило с ней в течение долгого времени (возможно, с тех пор, как ее мать умерла).

Несколько раз упоминалось, что мать Элли болела шизофренией. У самой Элли не диагностировано какое-либо конкретное психическое заболевание, но в картине действительно предполагается, что она испытывает какой-то психоз, который может включать галлюцинации.

Ее пребывание в постели, где происходит так много ужасных вещей, только добавляет к этому ощущение сверхъестественного, когда выясняется, что мертвецы, преследующие Элли, были людьми, убитыми Сэнди. Это означает, что они пытались заставить Элли увидеть, что произошло.

В любом случае, у Элли явно есть какая-то связь с мертвыми, звуками и местами из прошлого. Поэтому к ней приходят эти видения. Поскольку сама Элли борется за свое место в реальном мире и стремится преуспеть в университете, то видения сначала помогают ей убежать от действительности, то есть она приветствует их и желает их, а затем позже не может остановить их, когда все меняется, потому что это слишком далеко зашло.

Объяснение твиста: миссис Коллинз — это Сэнди?

Будучи в молодости Сэнди, миссис Коллинз объясняет, что тогда она действительно умерла, но, в переносном смысле. Насилие, которое она пережила, постепенно лишило ее личности.

Это относится к тому, как она справлялась с проблемами, по сути закрываясь от унижений, а также, как она закончила тем, что отказалась от Сэнди раньше, чем убила эту личность в себе и продвигалась вперед по новому пути в надежде оставить прошлое позади.

Хотя Сэнди умерла в метафорическом смысле, в этой спальне произошло бесчисленное количество убийств: всех мужчин, которые платили за секс с Сэнди, тех, кто оскорблял ее, она убила и, казалось, похоронила в стенах и под половицами.

Ясно,что Сэнди всегда жила в миссис Коллинз. Ее возвращение в конце, возможно, было неизбежным, потому что она никогда не оставляла прошлое позади, а только прикрывала его. Это твист, который переворачивает сценарий всего фильма до этого момента, меняет смысл видений и действий Элли и усложняет собственную историю Сэнди, превращая ее из выжившей жертвы в мстительную убийцу.

Твист с открытием личности Коллинз в финале фильма сочетается с другим неожиданным поворотом, в котором она затем пытается убить Элли за то, что та открыла прошлое и вмешала в дело полицию. Кажется, что создатели хотели показать, что у Сэнди сильная психологическая травма, которую она не преодолела.

Возможно, что миссис Коллинз пыталась убить Элли просто потому, что она не хотела попасть в тюрьму, но, учитывая ее возраст и нежелание рисковать, совершая ничем не оправданное преступление, вполне вероятно, что она отказывается от этого, чтобы не нарушать своего психологического благополучия и не ворошить прошлого, от которого она пыталась убежать.

В конечном итоге Элли выживает, как и Джон (Майкл Аджао), которому Сэнди наносит удар в ее отчаянной попытке замести следы и избежать раскрытия ее тайны.

В конце концов, Сэнди слишком долго жила с призраками, чтобы действовать по-другому; она заперта в этом месте, и поэтому ее инстинкт убивать тех, кого она считает угрозой, срабатывает. Именно поэтому она пытается покончить с собой, и затем остается в горящем здании.

Прошлой ночью в Сохо

Финальный поворот фильма задуман как большое открытие, и фильм действительно предлагает зрителям множество подсказок, которые намекают на истинную идентичность миссис Коллинз как Сэнди.

Это становится очевидным с того момента, как Элли впервые приходит в эту квартиру: миссис Коллинз сообщает ей о правиле — не приводить в комнату мужчин, которое первоначально рассматривается как ее попытка приглядывать за Элли, но, оглядываясь назад, можно сказать, что есть гораздо более веская причина, почему у нее есть такое конкретное правило.

Даже само участие в фильме этой актрисы кажется намеком: покойная великая Диана Ригг — это не только конец деятельности актрисы, требующий более значительной роли, чем простая хозяйка дома, но и она сама, икона 1960-х годов идеально соответствует представлению о том, кем была Сэнди.

Есть и другие связи с 1960-ми годами: миссис Коллинз многозначительно называет музыку, которую слушает Элли, сутью ее времени; она отмечает, что не меняла комнату с 60-х годов.

Точно так же миссис Коллинз упоминает, что многие девушки приходили и уходили и видели ту же статуэтку балерины, что и Сэнди, и предупреждает Элли о том, что в комнате бывает неприятный запах, и даже говорит, что она бы убила Джона, если бы поймала его, после сцены, где ей казалось, что он нападал на Элли. По отдельности эти сцены не очень примечательны, но в целом становится ясно, насколько они готовили зрителей к финальному повороту.

Еще один твист картины: старик — не Джек

Элли твердо верит, что он Джек, но после его смерти выясняется, что он Линдси, полицейский из полицейского отряда, который знал о Сэнди и даже ненадолго встречался с ней в 1960-х (он появляется ранее в фильме, его играет Сэм Клафлин).

В этом твисте снова есть смысл: в маркетинге фильма не было бы никаких признаков Клафлина, так что то, что он появляется, казалось бы в такой маленькой роли, является ключом к самому повороту, и он больше похож на Стэмпа, чем на Мэтта Смита.

Одно открытие личности переходит в другое, если старик не Джек, как считалось, тогда возникает вопрос о том, что с ним случилось, что приводит к раскрытию смерти Джека и того, что Сэнди все еще жива.

Интерес Линдси к Элли все еще не совсем ясен; он кажется бабником, и его действия сомнительны, но он также, возможно, знает опасности, к которым она направляется. Смерть Линдси в финале картины также предсказывается: Элли дважды чуть не сбили такси, а затем Джека сбило на смерть тоже такси.

На творчество Элли по-прежнему сильно повлияли 60-е и Сэнди, и в последние моменты фильма Сэнди появляется перед Элли в зеркале. Это идеализированная версия героини, певицы и восходящей звезды, в голове у которой мечты о славе. В каком-то смысле это можно рассматривать как знак того, что Элли прощает Сэнди, потому что понимает, что она сделала и почему.

Но это также продвигает идею того, что нужно либо держаться за прошлое, либо стараться уйти от него. Это звучит, как предупреждение для Элли. Это говорит о том, что она еще не нашла баланса между прошлым и настоящим, и что она должна отпустить Сэнди, и что ностальгия остается в ее жизни.

Возвращение Сэнди в зеркало в финале картины соответствует одной из основных тем фильма, а именно: опасно жить в прошлом и держаться за него, и что одержимость ностальгией не очень хороша.

То, как Сэнди выглядит для Элли, — это ее сияющий блеск, именно так часто вспоминают прошлое: плохие моменты забываются или остаются вне фокуса, а вместо этого образы и иконография вызывают сильное чувство тоски по идеальному месту и времени, которых на самом деле никогда не существовало.

Это верно в отношении сюжета всего фильма, от ее переезда в Лондон в первую очередь и реалий того, на что на самом деле похож большой город и университетская жизнь, до темной подноготной мира грез 1960-х, который он представляет.

Это можно увидеть в представлении в фильме Джека, насмешливого, ухмыляющегося человека, который фактически является злодеем, и в эпизодах со стариками в Тукане и в неуместных комментариях водителя такси в адрес Элли.

Учитывая, что большая часть фильма основана на ночной жизни Сохо и культуре гулянок и выпивки, легко увидеть, как Райт и соавтор сценария Кристи Уилсон-Кэрнс пытаются исследовать внутреннее женоненавистничество в этом конкретном обществе и в более широком смысле, но работает ли это — другой вопрос.

Как уже упоминалось, они не изучили достаточным образом проблем, связанных с психическим здоровьем героев, несмотря на то, что этого требует сюжет, но авторы сталкивались с более серьезными проблемами, поскольку пытались продолжать разворачивать неожиданные повороты и поддерживать чувство неизвестности.

В частности, раскрытие того, что Сэнди убила всех этих мужчин, а затем ее попытки убить Элли и Джона, нарушили логику некоторых из вышеупомянутых тем. Но трупы ее жертв заставляют Элли отомстить за их смерть. В фильме сценарий переворачивается, превращая Сэнди в злодейку, полностью запутывая его первоначальные идеи.

То же самое можно сказать и о сюжетной линии Джона, в которой он попадает в инцидент, в котором показано, как будто он оскорбляет Элли, но на самом деле это совсем не так.

То, что этот чернокожий персонаж, который должен убежать до приезда полиции и который потенциально мог быть обвинен в изнасиловании, является проблематичным выбором, и, к сожалению, в фильме не подчеркнута важность этого выбора.

Вместо этого Джон прощает Элли за то, что он играет роль главного романтика и единственного хорошего парня, которому она может доверять, но почему он ей доверяет, не показано.

Возникают и другие логические проблемы — Элли чуть не ударяет ножом, возможно, смертельно, Якоста (Синнов Карлсен), но опять же, это выражено не совсем четко.

Читайте также: