Пропавшая буква краткое содержание
Обновлено: 07.07.2024
Краткие сведения о произведении
Главный герой повести
- Дед рассказчика в молодости — казак, верный долгу, находчивый, храбрый, верующий в бога.
Другие персонажи
- Запорожец — гуляка, продавший душу дьяволу.
- Шинкарь — старый опытный человек.
- Ведьма — картёжница, мухлюющая с картами.
- Фома Григорьевич — рассказчик, служит дьячком.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Дед рассказчика этой истории, дьячка Фомы Григорьевича, поехал по поручению гетмана к царице, чтобы доставить грамоту. Зашил он эту грамоту в шапку, быстро собрался и на утро уже был в Конотопе. Там была ярмарка, и дед решил купить табак и огниво.
Дальше дед ехал уже не один, а с запорожцем, с которым познакомился на ярмарке, и ещё с одним приставшим к ним гулякой. Запорожец, рассказывавший диковинные истории, к ночи оробел, признался, что продал душу дьяволу, и этой ночью тот должен её забрать. Спутники запорожца пообещали не дать его в обиду. Остановились они в шинке и вскоре уснули, не спал только дед, но скоро и его сморил сон.
Проснулся дед поздним утром и не нашёл ни запорожца, ни коней. Беда была в том, что вместе с запорожцем пропала и дедова шапка — вчера они поменялись шапками. Шинкарь указал деду, где он может найти чёрта, чтобы забрать у него грамоту.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Начинается повесть с сетований рассказчика, Фомы Григорьевича, на слушательниц, которые просят рассказать страшную сказку, а потом всю ночь дрожат от страха. Затем он рассказал о том, что случилось с его дедом.
Дед Фомы Григорьевича был не из простых казаков, знал грамоту. Однажды гетман дал ему грамоту и велел отвезти царице. Тот зашил её в шапку, оседлал коня и на другое утро доехал уже до Конотопа, где была ярмарка. Хотел дед купить там табак и огниво да ехать дальше, но встретил гуляку запорожца и за разговорами забыл, что ему нужно ехать. Началась у них попойка, а после неё решили дед, запорожец и ещё один гуляка держать путь вместе. В дороге запорожец рассказывал разные байки, но к вечеру притих, а затем признался, что душа его продана нечистому, что этой ночью срок и попросил попутчиков не спать, караулить, чтобы нечистый его не утащил. Казаки согласились.
Пришлось сесть за карты. Первый раз остался он дурнем. Второй раз тоже проиграл: на руках у него были одни козыри, вдруг превратившиеся в простую масть. В третий раз изловчился он перекрестить карты под столом и выиграл. Загремел гром, и откуда ни возьмись появилась шапка.
Расхрабрился дед и потребовал своего коня, пригрозив перекрестить нечисть святым крестом. Появились перед ним конские кости, заплакал дед, жалея старого друга. Потребовал другого коня, чтобы выбраться из чёртова места. Появился перед ним конь и понёс деда через болото и провалы, не слушаясь ни поводов, ни крика. Под ногами была пропасть, перескочил конь через неё, а дед, не удержавшись, полетел вниз.
Очнулся он на крыше своей хаты. Перекрестившись, увидел, что руки в крови, посмотрел в бочку с водой — и лицо в крови. Обмылся, чтобы детей не испугать, и зашёл в хату. Увидел там испуганных детей и жену, заснувшую с веретеном в руке и подпрыгивающую на лавке. Дед разбудил её, и жена рассказала, что снилось ей, будто печь по хате ездила. Понял дед, что нужно хату освятить, но сейчас ему некогда было, поскакал он на коне с грамотой к царице.
Привели гонца во дворец, дивился он на роскошь высоких палат, видел разряженную царицу. Велела она насыпать деду полную шапку денег.
Об истории с чертями дед не вспоминал, а когда кто-нибудь просил его рассказать об этом, долго не соглашался. И, наверно, в наказание, что сразу не освятил хату, каждый год в этот день ноги жены его затевали танцы.
Заключение к краткому пересказу
- мистика, украинский фольклор;
- верность долгу.
Основная идея произведения заключается в том, что верный долгу человек способен преодолеть преграды даже в виде нечистой силы своей смелостью и христианской верой.
Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Два брата Саша и Алеша - первоклассники и при этом не слишком усердные ученики. Однажды они решают не писать букву "Ш" и попадают в город Буквоград. Здесь они знакомятся с буквами-человечками, играют в аки и ахматы, превращаются в Сау и Алеу и отправляются на помощь букве "Ш", которую похитили. В своем путешествии братья встречают положительных и не очень положительных, но интересных персонажей: Принцессу Лень, Почерка, Кривпоча (Кривой Почерк), Пара Графа и других. Братьев ждут опасности, загадочные надписи, которые без знания алфавита не расшифруешь, злой заговор и помощь друзей.
Книга идеальна для будущих и настоящих первоклассников, которые уже понимают, что значит учиться писать.
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Пропавшая буква: краткое содержание, описание и аннотация
Михаил Раскатов: другие книги автора
Кто написал Пропавшая буква? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Пропавшая буква — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Саша и Алеша уже вот-вот собирались выиграть, но в последний момент сами зевнули фигуру. Да еще какую – ферзя.
Поэтому необыкновенная буквоградская шахматная партия закончилась вничью.
о Буквограде и о волшебнике, который состоит из капелек
Пожалуйста, не думайте, что Буквоград – маленький город. Конечно, он не такой огромный, как Харьков или Челябинск, но он и не маленький. Он просто средний город. В нем есть и улицы, и переулки, и тупики. Если смотреть на Буквоград с вертолета, то видно, что похож он на большую букву Б. По кружку этой буквы идут две главные улицы: улица Разума и проспект Растущей молодежи. Они сходятся на площади Точности и Ясности. В одну сторону от площади идет проезд Гамм, который ведет к Музыкальному бульвару. В самом центре города расположен живописный парк Палочек. В парке движение транспорта запрещено, и Палочки могут гулять в полной безопасности.
Есть в Буквограде еще одна улица. Да, тут, пожалуй, лучше, если бы ее не было вовсе. Это улица Разгильдяев, узкая, кривая и грязная. На ней не то что асфальта – булыжника и то нет. Осенью по улице Разгильдяев можно пройти разве что в болотных сапогах. В самом конце улицы находится тупик Клякс, где круглый год не просыхают огромные лужи. Жители тупика Кляксы ходят такими грязными, что на главные улицы Буквограда их не пускают.
На краю города протекает река Строчка. Только в одном месте она пересекает Буквоград, как раз между Музыкальным бульваром и тупиком Точек. Здесь через Строчку переброшен мост. Однажды с этого моста в Строчку упала целая гамма. Ее едва спасли. Ноте Ми пришлось даже делать искусственное дыхание.
Дома в Буквограде называются Букварями. Может быть, кого-нибудь из вас удивляет такое название? Наверное, до сих пор вы думали, что Букварем называется только книжка для первоклассников? Если так, то вы ошибаетесь. Представьте себе маленький двухэтажный домик. В нижнем этаже живут Палочки. Те самые Палочки, из которых вырастают буквы. Хотя Палочки еще совсем маленькие, они уже ходят, бегают и едят. Правда, некоторые из них иногда капризничают и еще не умеют стоять в строю. Но с каждым днем Палочки становятся все понятливее и ровнее. Они быстро растут и в конце концов превращаются в настоящие буквы. Тогда их принимают в Алфавит и разрешают жить во втором этаже. А когда они становятся совсем прямыми и твердыми, они идут работать. Куда? Туда, где нравится. Кто любит литературу – идет в стихи или рассказы, а кто технику – в книгу по технике.
Все это буквы рассказали Саше и Алеше по пути в свой Букварь. Твердый Знак, который во всем любил точность, даже остановился и нарисовал план Буквограда.
В дверях Букваря стоял Почерк.
– Так вот, Саа и Алеа,– сказал он,– я позвал доктора к больной букве, но она исчезла. Теперь ее здоровье и жизнь в опасности, а спасти ее можете только вы. Так сказал доктор.
– А что мы должны делать? – спросил Алеша.
В это время на пороге появился доктор Поправочкин. Это был самый знаменитый доктор Буквограда. Его вызывали только к самым тяжелым больным. Доктор строго посмотрел на Сашу и Алешу и промолвил:
И Саша и Алеша испугались. Не очень, а так, чуть-чуть. Знаете, некоторые ребята почему-то боятся докторов. Им кажется, что доктор обязательно сделает больно. Ой, какие это глупые ребята! Они лежат с повышенной температурой, у них болит голова или колет в боку, а иногда и то и другое вместе, а они боятся доктора. Они готовы хоть неделю лежать в кровати, ничего не есть, стонать и охать, лишь бы им не делали укола и не ставили горчичники. Им кажется несладким чай, кислым – суп, горьким – каша. И вот они лежат и болеют.
А все это происходит потому, что эти ребята не знают, что живет на свете один очень старый и очень могучий волшебник, которого зовут Здоровьем. Кто подружится с этим волшебником, тот становится самым сильным и самым смелым, и того уж никто не одолеет. А ведь у Здоровья много врагов: и Холодный Ветер, и Слякоть, и Сквозняк, и, уж конечно, маленькие злые Микробы, которые только и ждут удобного случая, чтобы напасть на какого-нибудь слабенького мальчика или девочку и поскорее сделать их больными.
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Михаил Раскатов - Пропавшая буква краткое содержание
Пропавшая буква читать онлайн бесплатно
Часть первая. В Буквограде
Эта удивительная история, которую я хочу рассказать, случилась совсем недавно. Что ж тут особенного? Может быть, вы думаете, что в наше время ничего необыкновенного не происходит? Да? Впрочем, я шучу. Никто из вас так не думает. Ведь всем известно, что наше время – самое необыкновенное. И все-таки…
И все-таки не будем торопиться. Иначе Саша и Алеша могут на меня обидеться. Ведь историю, о которой пойдет речь, рассказали мне именно они. И я обещал им, что если сам захочу рассказать ее кому-нибудь, то начну с самого начала.
Да, я еще не сказал вам, что Саша и Алеша – родные братья, и не просто родные братья, а близнецы. Каждому из них ровно по семь лет, восемь месяцев и девять дней, и они очень похожи друг на друга. Только Саша чуть повыше, а Алеша – поменьше, и потом Саша горячо берется за любое дело, хотя и не все получается у него хорошо. А Алеша, наоборот, очень спокойный и не очень разговорчивый. И если мама часто говорит Саше: “Не торопись!”, то Алеше еще чаще повторяет: “Не спи!”
Так вот, все началось первого сентября. В этот день Саша и Алеша в первый раз пошли в школу. Помните, как вы сами первый раз шли по улице с портфелем в руках? Этот день, конечно, никто из вас не забыл. Ведь он бывает всего раз в жизни. Саша и Алеша, так же как и все мальчики и девочки с нашей улицы, долго ждали этого дня. Им казалось, что лето длинное-предлинное. Такое длинное, что никогда и не кончится.
Каждый день Саша подходил к календарю и отрывал сразу два листка. Потом подходил Алеша и отрывал еще два листка. Они думали, что время от этого пойдет быстрее. А время… Время шло своим чередом.
Саша и Алеша надевали новую школьную форму, смотрели в зеркало, а на них из зеркала смотрели совсем другие мальчики. У них был такой важный и строгий вид, что показывать, как раньше, язык им было просто невозможно. Ведь мальчики в зеркале начнут делать то же самое, а это будет совсем плохо, потому что к новой школьной форме никак не подходит высунутый язык. Так уж устроено зеркало – и ничего тут не поделаешь! Наверное, если бы зеркала были на улицах, в автобусах, в троллейбусах, в метро и в школах, то некоторые мальчики и девочки стали бы вести себя лучше. Начнешь, например, толкаться или щипаться – и сразу в десяти зеркалах десять мальчиков тоже начнут толкаться и щипаться, и, конечно, это будет очень некрасиво.
Саша и Алеша смотрели на себя в школьной форме и думали о том, что скоро, очень скоро у них начнется новая жизнь. Но они совсем не догадывались, какие удивительные приключения их ожидают.
из которой мы узнаем, что не только футбол, телевизор, марки и дрессировка щенка требуют много времени
Ровно первого сентября Саша и Алеша начали писать палочки и кружочки. Те самые палочки и кружочки, без которых нельзя научиться писать буквы. Ведь и без винтика не бывает машины.
Саша и Алеша были уверены, что любая машина работает сама по себе. Они, конечно, знали, что в машинах есть моторы, но наверняка очень удивились бы, если бы им сказали, что каждый мотор, даже самый маленький, состоит из десятков, а то из сотен частей. И что если одной, хотя бы самой небольшой части, самого маленького винтика не будет хватать, то даже очень хороший мотор начнет, как больной, чихать и кашлять, а может быть, и совсем остановится.
А палочка и кружочек – это тоже винтики. Винтики букв. Мы-то с вами знаем, что это именно так.
Но Саша и Алеша еще не понимали всего этого, а потому решили, что писать и переписывать палочки и кружочки не имеет никакого смысла. Просто жалко времени.
Скажу вам по секрету, что сначала они все-таки сели за стол и попробовали писать. Но палочки и кружочки оказались непослушными. Они никак не становились в ряд. Одни почему-то подскакивали вверх, другие прыгали вниз, а все остальные качались из стороны в сторону, как пьяные. Если одна палочка наклонялась вправо, то уж вторая – обязательно влево. И привести их в порядок не было никакой возможности. И вообще в это время началась интересная передача по телевизору…
Так прошло несколько дней. Саша и Алеша все реже и реже подходили к зеркалу, чтобы посмотреть на себя в новой форме. Им было просто некогда. Утром надо было бежать в школу, именно бежать, иначе можно было опоздать на уроки. Учительница почему-то очень не любила, когда опаздывали. Но Саша и Алеша, чего греха таить, любили утречком подольше поспать. Когда мама их будила, они говорили сонными голосами:
– Ну, мамочка, ну еще пять минут… Ну, еще одну минуту… Ну, еще полминуточки…
И конечно, просыпались в самый последний момент. Потом они медленно, очень медленно начинали одеваться. Причем Алеша опять ухитрялся засыпать, и маме время от времени приходилось его тормошить. Вдруг Саша вспоминал, что забыл положить в ранец пенал, и начинал его всюду разыскивать. Он искал пенал на столе и под столом, под кроватью и за шкафом и даже в кухонном столике… А пенал преспокойно лежал… в ранце у Алеши.
Вот потому-то и приходилось что есть силы бежать в школу.
А после школы надо было покататься на велосипеде, поиграть в футбол и, кроме того, каждому заняться своим любимым делом: Алеше – подрессировать соседского щенка Тузика, который был очень непослушным и требовал много сил и времени, а Саше… Саше надо было еще раз пересмотреть всю свою коллекцию марок, которых у него было ни много ни мало, а ровно 783 штуки, да еще 6 обменных и одна бракованная.
Поэтому, как вы сами понимаете, времени на уроки оставалось как раз столько, чтобы немножко поучить стихотворение, и совсем немножко, чтобы пописать буквы… Какие это были буквы, лучше и не говорить…
в которой Саша и Алеша принимают решение, и что из этого получается
Однажды Саша и Алеша сидели за столом и торопились закончить последний ряд буквы Ш.
– Эта буква мне не нравится! – неожиданно сказал Алеша.
– Мне тоже,– немедленно согласился Саша.– И вообще этих букв слишком много.
– И почему их так много? – задумался Алеша и посмотрел на потолок.– И кто их придумал?
– Какой-нибудь злой дядька,– сказал Саша.– Вот если бы я их придумывал, я бы придумал штук пять, самое большое – десять. И все. Правда, Алеша?
– Угу. И тогда бы не было этой буквы Ш!
– Целых три палочки!
– Давай ее не писать!
Саша и Алеша уже хотели закрыть тетради, но в тот же миг они услышали какой-то странный звон. Как будто кто-то дернул за самую тонкую струну самой маленькой мандолины.
И тут Саша и Алеша увидели, что стол, за которым они сидели, стал расти и скоро сделался таким большим, что они потеряли друг друга из виду. Тогда Саша и Алеша быстро слезли на стол.
Но теперь уже это был не прежний стол, а огромное поле, похожее на аэродром.
– Алеша-а-а! – закричал Саша.– Где ты-ы-ы?!
– Я здесь! – закричал в ответ Алеша.
И они оба, не сговариваясь, побежали на середину стола. Тот самый звон, который мальчики уже слышали, теперь раздавался все сильнее и сильнее, а когда они подбежали друг к другу, стал совсем громким.
Саша и Алеша огляделись. Перед ними, насколько видел глаз, лежало белое поле, покрытое тонкими ровными линиями.
– Алеша! – вдруг догадался Саша.– Это же… это же… это же тетрадь по письму!
Да, это была тетрадь по письму. Та самая тетрадь, на которой кто-то из них только что выводил букву Ш. Однако, странное дело, тетрадные листы были чистыми. Буква исчезла. Но Саша и Алеша не заметили этого. Больше всего им понравилось, что на тетради очень удобно играть в железную дорогу, потому что тоненькие линии были похожи на рельсы.
Они подошли к краю тетради, чтобы начать большой железнодорожный пробег, но вдруг тетрадные листы стали медленно подниматься, будто чьи-то невидимые руки стали их складывать, и Саша и Алеша, даже не успев испугаться, покатились вниз…
Читайте также: