Пролетарская революция и ренегат каутский краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Ленин о соотношении демократии и диктатуры.

В.И.Ленин о соотношении диктатуры и демократии в период социалистической революции и строительства социализма. Ленин первым из русских марксистов выдвинул идею о гегемонии пролетариата в революционном движении. Эта идея стала также исходным пунктом в разработке теории перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.

Чтобы на самом деле стать вождем революции, пролетариат нуждался в союзнике, заинтересованном в ее решительной победе. Таким союзником пролетариата было крестьянство. Ленин писал: “Выражение “диктатуры пролетариата”, не диктатуры одного лица, а одного класса. Маркс говорил не о форме правления, а о состоянии, которое при необходимости должно наступить повсюду там, где пролетариат завоевал политическую власть.”

Характеризуя временное революционное правительство,Ленин показывал, что по своему происхождению и основному характеру, оно должно быть органом народного восстания, тогда как по формальному назначению оно является орудием созыва Учредительного Собрания. Наконец, по содержанию своей деятельности, оно должно осуществить программу-минимум пролетарской демократии.

Ленин делает вывод, что “временное революционное правительство не может быть ни чем иным, как революционной диктатурой пролетариата и крестьянства.”

Социалистическая революция, свергнув диктатуру буржуазии, устанавливает диктатуру пролетариата, которая преодолевает ожесточенное сопротивление отстраненных от власти эксплуататорских классов.

“Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариат.”

Ленин показал,что вопрос о диктатуре пролетариата есть вопрос о коренном содержании социалистической революции. Он подчеркнул, что переходот капитализма к социализму не может не дать разнообразия форм государственной власти рабочего класса, сущность которых неизбежно будет одна — диктатура пролетариата.

Эта диктатура является новым типом государства, то есть государством по-новому демократическим и по-новому диктаторским. Основой диктатуры пролетариата, ее высшим принципом, раскрывающим ее демократическую сущность, является союз рабочего класса с крестьянством, со всеми трудящимися и с другими демократическими слоями народа.

Однако сущность этой диктатуры,ее сила, заключается не в насилии, а в организованности и дисциплинированности. Основной задачей будет уничтожение всякой эксплуатации человека человеком и построение социализма. В дальнейшем Ленин показал, что диктатура пролетариата нужна для обороны страны и упрочения интернациональных связей победившего пролетариата с народами других стран, для расширения и совершенствования социалистической демократии.

Он противопоставляет буржуазной демократии, демократии для богатых, демократию пролетарскую, демократию для гигантского большинства населения, для трудящихся. Сущность диктатуры пролетариата, как высшего типа демократии в классовом обществе есть обеспечение на деле социальных и политических прав всех трудящихся.

“Уничтожение государственной власти есть цель, которую ставили себе все социалисты. Без ее осуществления истинный демократизм, то есть равенство и свобода неосуществимы. А к этой цели ведет практически только советская или пролетарская демократия, ибо, привлекая к постоянному и непременному участию в управлении государством массовые организации трудящихся, она начинает подготавливать полное отмирание всякого государства.

Диктатура пролетариата, то есть организация авангарда угнетенных в господствующий класс для подавления угнетателей не может дать просто только расширение демократии. Вместе с громадным расширением демократизма, она делает ряд изъятий из свободы по отношению к угнетателям, эксплуататорам, капиталистам. “

Пролетарская демократия коренным образом отличается от демократии буржуазной, величайшее преимущество пролетарской демократии Ленин видел в том, что она как форма власти обеспечивает каждому трудящемуся возможность принимать участие в управлении делами общества и государства. Высшей формой пролетарского демократизма в нашей стране Ленин считал Советы, созданные в результате революционного творчества масс.

Ленин просил Воровского, бывшего тогда полномочным представителем Советской республики в скандинавских странах, прислать ему брошюру Каутского о диктатуре, как только она выйдет, и все его статьи о большевиках.

ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РЕНЕГАТ КАУТСКИЙ

Из предисловия


КАК КАУТСКИЙ ПРЕВРАТИЛ МАРКСА В ДЮЖИННОГО ЛИБЕРАЛА

Основной вопрос, затрагиваемый Каутским в его брошюре, есть вопрос о коренном содержании пролетарской революции, именно о диктатуре пролетариата. Можно сказать без преувеличения, что это - самый главный вопрос всей пролетарской классовой борьбы. Поэтому необходимо на нем внимательно остановиться.

Отметим мимоходом, что, называя не-большевиков в России, т. е. меньшевиков и эсеров, социалистами, Каутский руководится их названием, т. е. словом, а не тем действительным местом, которое они занимают в борьбе пролетариата с буржуазией.

Вопрос о диктатуре пролетариата есть вопрос об отношении пролетарского государства к буржуазному государству, пролетарской демократии к буржуазной демократии.

Как объяснить это чудовищное извращение марксизма начетчиком в марксизме Каутским? Если говорить практически-политически, то дело сведется к лакейству перед оппортунистами, т. е., в конце концов, перед буржуазией.

Чтобы из либерального и лживого утверждения, данного Каутским, сделать марксистское и истинное,надо сказать: диктатура не обязательно означает уничтожение демократии для того класса, который осуществляет эту диктатуру над другими классами, но она обязательно означает уничтожение (или существеннейшее ограничение, что тоже есть один из видов уничтожения) демократии для того класса, над которым или против которого осуществляется диктатура.

Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами.Революционная диктатура пролетариата есть власть, завоеванная и поддерживаемая насилием пролетариата над буржуазией, власть, не связанная никакими законами.

Посмотрите, к каким жалким уверткам он прибегает.

Форма правления тут решительно не при чем, ибо бывают монархии, не типичные для буржуазного государства, например, отличающиеся отсутствием военщины, и бывают республики, вполне в этом отношении типичные, например, с военщиной и с бюрократией. Это общеизвестный исторический и политический факт, и Каутскому не удастся его фальсифицировать.

При определении диктатуры Каутский изо всех сил старался спрятать от читателя основной признак этого понятия, именно: революционное насилие. А теперь правда вылезла наружу: речь идет о противоположности мирного и насильственного переворотов.

Здесь зарыта собака. Все увертки, софизмы, мошеннические фальсификации для того и нужны Каутскому, чтобы отговориться от насильственной революции, чтобы прикрыть свое отречение от нее, свой переход на сторону либеральной рабочей политики, т. е. на сторону буржуазии. Здесь зарыта собака.

Но довольно. Перечислить все отдельные нелепости, до которых договаривается Каутский, вещь невозможная, ибо у него в каждой фразе бездонная пропасть ренегатства.

Недаром сказала Роза Люксембург 4 августа 1914 г., что немецкая социал-демократия теперь есть смердящий труп.

ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РЕНЕГАТ КАУТСКИЙ 235-338
Предисловие 237
Как Каутский превратил Маркса в дюжинного либерала 240

Вышедшая недавно в Вене брошюра Каутского “Диктатура пролетариата” (Wien, 1918, Ignaz Brand, стр. 63) представляет из себя нагляднейший пример того полнейшего и позорнейшего банкротства II Интернационала, о котором давно говорят все честные социалисты всех стран. Вопрос о пролетарской революции становится теперь практически в порядок дня в целом ряде государств. Поэтому разбор ренегатских софизмов и полного отречения от марксизма у Каутского является необходимым.

Но сначала надо подчеркнуть, что пишущему эти строки с самого начала войны приходилось многократно указывать на разрыв Каутского с марксизмом. Ряд статей 1914—1916 годов в заграничном “Социал-Демократе”2 и “Коммунисте”3 был посвящен этому. Статьи эти собраны в издании Петроградского Совета:

Г. Зиновьев и Н. Ленин: “Против течения”, Петроград, 1918 г. (страниц 550). В брошюре, изданной в Женеве в 1915 году и переведенной тогда же на немецкий и французский языки4, я писал о “каутскианстве”:

“Каутский, наибольший авторитет II Интернационала, представляет из себя в высшей степени типичный и яркий пример того, как словесное признание марксизма привело на деле к превращению его в “струвизм” или в “брентанизм” (то есть в либерально-буржуазное учение, признающее нереволюционную “классовую” борьбу пролетариата, что особенно ярко выразили русский писатель Струве и немецкий экономист Брентано). Мы видим это и на примере Плеханова. Из марксизма явными софизмами выхолащивают его революционную живую душу, в марксизме признают все, кроме революционных средств борьбы, проповеди и подготовки их, воспитания масс именно в этом направлении. Каутский безыдейно “примиряет” основную мысль социал-шовинизма, признание защиты отечества в данной войне, с дипломатической, показной уступкой левым в виде воздержания при голосовании кредитов, словесного признания своей оппозиционности и т. д. Каутский, в 1909 году писавший целую книгу о приближении эпохи революций и о связи войны с революцией, Каутский, в 1912 году подписывавший Базельский манифест5 о революционном использовании грядущей войны, теперь на все лады оправдывает и прикрашивает социал-шовинизм и, подобно Плеханову, присоединяется к буржуазии для высмеивания всяких помыслов о революции, всяких шагов к непосредственно-революционной борьбе.

Рабочий класс не может осуществить своей всемирно-революционной цели, не ведя беспощадной войны с этим ренегатством, бесхарактерностью, прислужничеством оппортунизму и беспримерным теоретическим опошлением марксизма. Каутскианство не случайность, а социальный продукт противоречий II Интернационала, соединения верности марксизму на словах и подчинения оппортунизму на деле” (Г. Зиновьев и Н. Ленин: “Социализм и война”, Женева, 1915, стр. 13—14).

Далее. В написанной в 1916 году книге “Империализм, как новейший этап капитализма”* (вышла в Петрограде в 1917 году) я подробно разбирал теоретическую фальшь всех рассуждений Каутского об империализме. Я приводил определение империализма Каутским: “Империализм есть продукт высокоразвитого промышленного капитализма. Он состоит в стремлении каждой промышленной капиталистической нации присоединить к себе или подчинить все большие аграрные (курсив Каутского) области, без отношения к тому, какими нациями они населены”. Я показывал полнейшую неверность этого определения и “приспособленность” его к затушевыванию самых глубоких противоречий империализма, а затем к примирению с оппортунизмом. Я приводил свое определение империализма: “Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами”. Я показывал, что критика империализма у Каутского стоит даже ниже буржуазной, мещанской критики его.

Наконец, в августе и сентябре 1917 года, т. е. до пролетарской революции в России (25 октября — 7 ноября 1917 года), я написал вышедшую в Петрограде в начале 1918 года брошюру “Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции”* и здесь, в главе VI об “Опошлении марксизма оппортунистами”, посвятил особое внимание Каутскому, доказывая, что он совершенно извратил учение Маркса, подделывал его под оппортунизм, “отрекался от революции на деле при признании ее на словах”.

В сущности, основная теоретическая ошибка Каутского в его брошюре о диктатуре пролетариата состоит именно в тех оппортунистических извращениях учения Маркса о государстве, которые подробно вскрыты в моей брошюре “Государство и революция”.

Эти предварительные замечания были необходимы, ибо они доказывают, что Каутский был открыто обвинен мной в ренегатстве задолго до того, как большевики взяли государственную власть и были за это осуждены Каутским.

"Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 37

ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РЕНЕГАТ
КАУТСКИЙ

ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РЕНЕГАТ КАУТСКИЙ 251

БУРЖУАЗНАЯ И ПРОЛЕТАРСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Вопрос, безбожно запутанный Каутским, представляется на деле в таком виде.
.

ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РЕНЕГАТ КАУТСКИЙ 253

Каждое из этих положений, прекрасно известных ученейшему господину Каутскому, бьет ему в лицо, изобличает все его ренегатство. Во всей брошюре Каутского нет ни капли понимания этих истин. Все содержание его брошюры есть издевательство над марксизмом!

тические и республиканские буржуа в Америке или Швейцарии против бастующих рабочих.

О, мудрый и ученый Каутский о

Союз Красных Групп и всех, верных СССР!

Olegs Kovalenko

"Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 37

ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РЕНЕГАТ
КАУТСКИЙ

ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РЕНЕГАТ КАУТСКИЙ 251

БУРЖУАЗНАЯ И ПРОЛЕТАРСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Вопрос, безбожно запутанный Каутским, представляется на деле в таком виде.
.

ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РЕНЕГАТ КАУТСКИЙ 253

Каждое из этих положений, прекрасно известных ученейшему господину Каутскому, бьет ему в лицо, изобличает все его ренегатство. Во всей брошюре Каутского нет ни капли понимания этих истин. Все содержание его брошюры есть издевательство над марксизмом!

тические и республиканские буржуа в Америке или Швейцарии против бастующих рабочих.

ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РЕНЕГАТ КАУТСКИЙ 255

задом к ней и стал воспевать прелести умирающей буржуазной демократии.

НУ КАКАЯ ПЛОТЬ КЛАССОВАЯ ЕГИПЕТСКАЯ, РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ, И ИХ ВАССАЛЫ И СЛУГИ - КАСС БУРЖУАЗИИ, СЕЙЧАС НАЗЫВАЕТСЯ, ГОСПОДСТВУЮЩАЯ У ВЛАСТИ, ИМЕЮЩАЯ АРМИЮ НАЕМНЫХ УБИЙЦ И ДРУГИЕ СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ КОТОРЫЕ ХОРРОШО ОПЛАЧИВАЕТ И КОРМИТ, ДЛЯ ПОДАВЛЕНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ КЛАССА РАБОВ ЕГИПЕТСКИХ, КОТОРЫЕ ИНОГДА "ВЫПЕНДРИВАЮТСЯ", ОТДАСТ ВЛАСТЬ "ДОРОВОЬНО", НАЗОВИТЕ ХОТЬ ОДИН СЛУЧАЙ ИЗ ВАШЕЙ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ ПЛАНЕТЫ ПЛОТИ ФАКТИЧЕСКИЙ, ГДЕ ТАКОЕ СЛУЧИЛОСЬ, ОТ ПЕРВОГО АДАМА И ПЕРВОЙ ЕВЫ. ∞.

БОГ. ИСТИНЫ. ГОСПОДЬ. БОГ. ЗАКОНА. ИСТИНЫ. И ОБЩЕСТВА КОММУНИСТИЧЕСКОГО И РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И ОБЩЕСТВО ГОСПОДА БОГА ИСТИНЫ. ИМЕНЕМ, - ЧЕЛОВЕК. - ГОСПОДЬ БОГ. ИСТИНА.

Читайте также: