Произведение шопена краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Неповторимый гений романтизма: топ-8 самых известных произведений Шопена

Соната № 2, b-moll, оp. 35, 1839 год

Работу над этим эпохальным произведением композитор осуществлял в период расцвета своего творчества. Сонату сложно назвать плодом невероятного откровения: это – результат беспрестанных поисков, длительный творческий путь гениального музыканта. По степени размаха, задумке и эмоциональному воздействию 2-я соната Шопена – одно из самых значительных явлений в симфонической музыке.

Величие этого произведения создается драматичностью судьбы самого автора, жизнь которого своей трагичностью переплетается со страданиями всего польского народа. Тема страданий Родины композитора, сплетаясь с его собственными переживаниями и оторванностью от национальных корней, выражена с невероятным драматизмом, удивительно сильным даже для Шопена.

Ноктюрн содержит немало любопытных моментов. Здесь превосходно развит детальный орнамент, причем чувствуется не хаотичность, присущая ранним произведения польского гения, а явное мастерство, внутренняя простота под кажущейся запутанностью и сложностью.

Баркарола, fis-dur, ор. 60, 1846 год

Невероятно цельный опус и один из самых прекрасных по силе вдохновения композитора. Карл Таузиг – польский композитор и один из величайших пианистов 19-го века – считал (и был в своем мнении не единственным), что Баркарола является звуковым воплощением любовной сцены: тайной, интимной, с шепотом, поцелуями и тихим плеском воды.

Нигде Шопену не удавалось создать столь совершенное, гармоничное сочетание пейзажа и человеческих переживаний, как в этом произведении. Любовное чувство, расцветающее на лоне природы – это восторгало и вдохновляло великого композитора. Свое восхищение ему удалось передать в Баркароле с невероятной силой и живостью.

Композицию можно смело считать вершиной развития жанра ноктюрн в творчестве Шопена. В баркароле преобладает мечтательное настроение, сдержанность, плавно переходящая в восторженное лирическое чувство. Изначально жанр баркаролы являлся песней итальянских гондольеров, и Шопен был не единственным композитором, которого это вдохновило на создание превосходных произведений.

Великолепная Италия! Шопен в те годы мог лишь мечтать о ней: болезнь уже изрядно подточила его силы, а его любовная привязанность сулила неизбежный печальный конец. Композитор мастерски передал в баркароле удивительную пылкость чувств, тепло и обаяние этой великолепной страны.

Произведение считается наиболее выдающимся среди крупных одночастных произведений польского композитора. Занимает она видное место и в истории самого музыкального жанра. Это гениальное творение создавалось в ранний период формирования самостоятельной инструментальной музыки. Примечательно, что в различные исторические эпохи фантазия принимала несколько различные формы, отражая в определенной степени стиль тогдашнего времени.

Так, у Моцарта она представлена в виде свободного излияния – антипода сонаты, у Шуберта отражает слияние сонатного и вариативного звучания, итогом которого стали романтические симфонические поэмы. У Шопена же фантазия – романтическая баллада поистине грандиозного размаха.

Фантазия буквально пронизана величием и, в то же время, романтическими порывами, трепетностью и отрешенностью, бурными протестами и умиротворяющими мотивами. Совокупность множества эмоциональных состояний произведения делает его одновременно и патриотической эпикой, и романтической балладой.

Революционный этюд № 12, c-moll, ор. 12, 1831 год

Сразу после получения вестей о падении Варшавы после восстания против русского самодержавия в сентябре 1831 года Шопен принимается за написание ставшего впоследствии культовым этюда. Это произведение ознаменовало принципы нового творческого периода в жизни великого композитора. Этюд считается первой героической композицией Шопена, в которой он ясно отразил свое отношение к происходящим в его родной стране событиям. Произведение стало своеобразным образцом для созданных позже работ.

Героическая тема этюда имеет четкие песенные черты. При этом она весьма драматична, несколько трагична, создает сильное напряжение. Завершается композиция в низком регистре с ощущением твердой решимости, но при этом и глубокой скорби. Этюд – хоть и миниатюрное произведение, тем не менее необычайно ярко отразившее трагичность польского восстания тех лет.

Этюд был написан композитором во время его пребывания в Париже, а издан спустя пару лет после создания. Все 12 шопеновских этюдов из 10-го опуса (в том числе и № 12) посвящены венгро-немецкому композитору Ференцу Листу, который и дал этюду его теперешнее название.

Интересный факт. Этюдный жанр у композиторов обычно ассоциируется с музыкальным упражнением. Но в творчестве Шопена этюдам отведено совершенно другое значение. Хотя все они без исключения развивают какую-то одну фортепианную фактуру, каждый является законченным произведением: не просто гармоничным, а и ярким, невероятно мелодичным и запоминающимся.

Прелюдия № 7, с-dur, ? год


Прежде чем говорить о любой из шопеновских прелюдий, важно учесть один момент: произведения этого жанра, созданные польским композитором, привнесли в мировую музыку нечто новое. В доклассическом периоде прелюдиям отводилось скромное место вступления к различным произведениям: фугам, сонатам, хоралам и пр. Шопену удалось возродить прелюдию к жизни, кардинально изменив ее назначение.

Для великого романтика импровизация и миниатюризм – самые существенные признаки прелюдии – были наиболее притягательными. Шопену удалось благодаря своей импровизационности обойти стесняющие узы заданной формы. Прелюдии композитора стали настоящим произведением музыкального искусства в миниатюре. Любая прелюдия Шопена и прелюдия до-мажор – невероятное умение автора остановить мгновение, показать его прелесть. Это словно Шопен в музыкальных афоризмах.

В Прелюдии № 7 ощущается мощный душевный порыв, настоящий лирический восторг. Ярко выражена типичная для композитора динамичность произведения с постепенным спадом в финале. Известный музыковед Генри Финк был невероятно восхищен именно прелюдиями Шопена и считал их одними из важнейших работ в музыкальной истории. Он говорил, если вся музыка для фортепиано будет уничтожена и можно будет сохранить лишь одну коллекцию, он уверенно отдаст свой голос за эти сочинения.

Назвать точную дату создания произведения довольно сложно, поскольку работа над циклом постоянно прерывалась и возобновлялась вновь.

Концерт для фортепиано с оркестром № 2,f-moll,op. 21, 1830 (1836) год

Произведение было завершено в 1830 году, но его партитуру утратил издатель, и концерт пришлось переписывать заново. Напечатан же он был уже после 1-го, поэтому получил такой порядковый номер. Творение великого композитора считается одним из самых значимых произведений периода романтизма в фортепианной музыке.

Каждая из частей Второго концерта Шопена удивляет своей целостностью и своеобразностью. Финал же этого произведения – само совершенство. Тому, кто ошибочно считает польского композитора мрачным меланхоликом, достаточно будет послушать это великое творение, чтобы ощутить силу радости, поэзии, величия гармоничных деталей. Концерт f-moll невероятно гармоничен, причем не только по замыслу автора, но и по исполнению: невероятно виртуозная, фантастическая, яркая словно праздник музыка с нотками народного танца.

Речь о первой любви Шопена – дочери бургграфа Варшавского замка – Констанции Гладковской, с которой великому виртуозу не суждено было быть вместе. Хотя создавался концерт под влиянием чувств к Гладковской, посвятил он его, все же, не ей, а Дельфине Потоцкой, с семейством которой познакомился в Дрездене.

Вальс № 7, cis-moll, ор. 64, 1847 год

Вальс считается одним из самых поэтичных в творчестве польского композитора. Вальс до-диез минор до сих пор настолько популярен, что его часто можно встретить во многих саундтреках к фильмам и сериалам. Музыка Шопена и его великолепные вальсы в том числе не оставили равнодушными многих композиторов. К примеру, известный французский дирижер и композитор Поль Мориа сделал великолепные аранжировки большинства произведений гениального Шопена и Вальс cis-moll в их числе.

Произведение выделяется невероятной пластикой мелодии и выразительностью плавных гармонических повторений. Все настроение мелодии сводится к столь любимым Шопеном прибывающим и убывающим волнам. Это – невероятно изящная фортепианная миниатюра, наполненная лирикой и легкой меланхолией. Мелодия дышит воздушностью, легкостью, создает ощущение непрерывного парения, кружения в танце.

Содержание этого нежнейшего и полного грусти произведения выходит далеко за рамки обычного танца. Полная печали мелодия словно обнажает душу автора, создавая стойкое ощущение боли, смятения и горечи – чувств, которыми был полон композитор в тяжелые для него эмоциональные моменты. Возможно, именно поэтому вальс воспринимается слушателями так чутко, оставаясь сегодня столь же актуальным, что и 150 лет назад.

Вальсы Шопена

Вальсы Шопена

Его называли варшавским Моцартом, а музыку, написанную им, сравнивали с поэзией Пушкина. Имя этого гениального музыканта Фредерик Шопен . Он не сочинял ни опер, ни балетов, да и симфоническая музыка его особо не привлекала. Будучи превосходным пианистом, маэстро практически все свои произведения писал для фортепиано. Это баллады, ноктюрны, экспромты, этюды, прелюдии, полонезы, мазурки и, несомненно, вальсы - шедевры элегантности, благородства и изысканности. Изначально в классической музыке самыми выдающимися образцами данного жанра были именно вальсы Шопена.

Историю создания Вальсов Шопена и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Фредерик Шопен прожил недолгую жизнь, но написал много замечательных произведений, среди которых вальсы занимают не последнее место. Своё первое творение в этом жанре композитор сочинил в четырнадцать лет, а последнее за два года до своей преждевременной кончины. К сожалению, сегодня никто не может точно сказать, какое вальсовое наследие у Шопена , но есть предположение, что оно насчитывает более двадцати произведений. При жизни композитор опубликовал всего лишь восемь вальсов, остальные девять, вошедшие в полное собрание сочинений были напечатаны лишь после смерти Шопена.

Фредерик Шопен

Особую популярность вальс получил в первое десятилетие XIX века: он покорил всех своими полётными, кружащимися движениями. Фридерик Шопен тоже был не равнодушен к этому танцу, а сочинённые произведения этого жанра посвящал дамам своего сердца.

Первой девушкой, к которой Фредерик испытал настоящие чувства, была Констанция Гладковская. Эта красавица, обладающая прекрасным голосом, училась в Варшавской консерватории и мечтала выступать на оперной сцене. Влюблённый Шопен, шесть месяцев страдая от любви, стеснялся с ней даже заговорить.

Констанция Гладковская и Фредерик Шопен
Мария Водзиньская, возлюбленная Шопена

Жорж Санд и Фредерик Шопен
Дельфина Потоцкая

Интересные факты

Содержание вальсов Шопена

Вальсы Фредерика Шопена – это выразительные и изящные концертные произведения, прекрасные образцы романтической миниатюры, своего рода вдохновенные музыкальные поэмы. Глубокие по музыкальному содержанию и блистательные, с широким использованием богатого арсенала виртуозной пианистической техники, они являются эффектными произведениями для концертных выступлений. Свои вальсовые композиции Шопен украшает стремительными гаммообразными пассажами, различной аккордовой и октавной техникой, а также обилием интересных фигураций, являя слушателю грациозный и элегантный стиль.

Вальсы Шопена можно поделить на два вида. Одни из них яркие, феерические и стремительные, живописно отображающие помпезные балы. Другие – лирические, мечтательные и меланхоличные, погружающие в атмосферу романтических воспоминаний.

Вальсы Фредерика Шопена

По своему строению вальсы Шопена различны, но большинство из них имеют трёхчастную форму. В основном они состоят из нескольких разделов и первый из них, как в рондо, периодично повторяется.

Фредерика Шопена величают музыкальным аристократом, а его вальсы называют поэтическими произведениями, в которых каждая эмоция выражена самым изысканным языком. Ясное выражение музыкальных мыслей, заключённых в отточенную, стройную форму, является неотъемлемым качеством произведений композитора данного жанра. Это делает их совершенными творениями, которые занимают достойное место в золотом фонде мировой музыкальной литературы.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вальсы Шопена

Большинство почитателей музыки Шопена начинают расти и воспитываться, уже обучаясь в детской музыкальной школе.

Что неудивительно, ведь великие опусы музыкального гения не включают на радио и вряд ли разучивают на уроках музыки в обычной школе.

Пока педагог обдумывает технические и творческие задачи, талант гения уже проникает в сердце учащегося. Даже в добровольно принудительной форме.

Шопен не успел при жизни воспитать собственных исполнителей. Не создал своей школы. Но успел сотворить произведения, которые, услышав один раз, запомнятся и никогда не перепутаются в сердцах слушателей.

Композитор писал свою музыку преимущественно для фортепиано. Но в переложении на другие инструменты с оркестром возникает сомнение, могли эти шедевры выйти из-под пера человека, настолько они божественны. Представляем 10 самых известных произведений Шопена – великого композитора все времен.

10. Ноктюрн № 2 - Весенняя рапсодия

Опус 9 № 2. Музыкальное произведение написано в ми–бемоль мажоре. Шопен написал его специально для исполнения на фортепиано. Годы написания: 1829-1834.

Посвящено блистательной пианистке Мари Фелисите Плейель, как дань годам дружбы и преклонению перед ее талантом. В этом произведении, одном из трех рапсодий, композитор выражает почтение через музыкальное посвящение.

Нежность пробуждающейся природы, которая раскрывается после сковывающего холода. Когда еще зябко, но в душе уже теплится предчувствие перемен. К первым солнечным лучам, к теплу тянется все живое. В музыке звучат восторг и страстный призыв к жизни.

9. Осенний вальс

Еще его можно назвать большим вальсом. Тональность – ля–бемоль мажор, написан для фортепиано в 1840 году.

Удивительно аристократический вальс. Неописуемой красоты звучания. Современники удивлялись, как под такую божественную музыку можно танцевать.

О чем повествует эта музыка? Кто ощущает многообразие красок жизни, кто период расцвета чувств, кто осень жизни. Калейдоскоп выразительных и изящных образов.

Когда человек слушает эту музыку, начинает в душе надеяться и верить, что композитор счастлив. На самом деле – неизвестно. Шопен был очень сдержанным человеком.

8. Похоронный марш из фортепианной сонаты № 2. Опус 35. Часть 3

Является третьей частью сонаты, всего их было создано четыре. Примечательно, что сам композитор не давал названий частям этого популярного произведения.

Строгость и скорбность третьей части привели к тому, что ее стали исполнять при траурных событиях.

Героическое начало сонаты, энергия, бунт сменяются размеренностью и неотвратимостью конца. На момент написания произведения композитору было всего двадцать семь лет.

Появление такой силы произведения современники посчитали дурным предзнаменованием. Фредерик Шопен был первым человеком, на чьих похоронах исполнили его марш, исполненный мрачного величия.

В настоящее время у марша появились слова, которые усиливают горечь потери.

7. Сад Эдема (Нежность)

Райская музыка, исполняемая ангелами. Несущая блаженный покой, умиротворение. Чувство любви, которое не имеет границ, а также заполняет сердце вихрем эмоций.

Без переводчика объясняющая смысл жизни, а для кого-то – и предназначение человека.

От произведения веет вдохновением, страстью. О композиторе его современники говорили как о человеке, который тщательно скрывал свои личные переживания. А музыка, которую он писал, выдавала его личность. Ранимую и поэтичную.

6. Прелюдия ми–минор (№ 4)

Сочинение 28. № 4. Одна из знаменитого цикла, в котом еще 23 произведения. Прелюдия стала некой зарисовкой на текущий момент жизни известного композитора.

Сиюминутный взгляд, влекущий быструю реакцию на обострившиеся чувства. Произведение непродолжительное по времени, и мастерство композитора здесь особенно ярко прослеживается.

5. Прелюдия ля мажор (№ 7)

Чудесное произведение. Малая форма. В прелюдии всего 16 тактов. И звучат они как человеческая речь. Убедительно. Поэтично. Неторопливо и величественно.

Интересно, что Фредерик Шопен был первым композитором, создавшим коллекцию из маленьких музыкальных повестей.

Если слушать весь цикл прелюдий подряд, то губы вдруг невольно начнут растягиваться в улыбке. Так как внезапно и неожиданно слушатель начнет узнавать самого себя. А как же иначе, ведь в каждом произведении раскрывается свой характер.

4. Вальс до-диез минор (№ 7)

Седьмой потому, что в собрании сочинений он занимает это место. Поклонники всех времен и народов склонны считать, что история появления произведения связана со страстным чувством любви, которое композитор испытывал к Марии Водзинской.

Семейный клан девушки не позволил соединиться молодым людям. Светлая печаль сохранилась в музыке. Необыкновенно элегантной, трепетной, утонченной.

Настоящий вальс, равно как и все вальсы Шопена, не предназначен для сопровождения танцующих пар. Он является концертным произведением. Романтичная история вдохновила талантливых современников для создания балета, инструментальных оранжировок.

3. Ноктюрн до-диез минор, посмертный

Ноктюрн № 20 был опубликован уже после смерти композитора. Почему такая судьба у музыкального шедевра – теперь неизвестно.

Современники композитора в своих воспоминаниях писали о том, что Шопен был чрезвычайно щепетилен, когда речь заходила о выходе в свет его новых творений. Они должны были быть безукоризненными.

Настоящее произведение писалось и переписывалось всю жизнь. В нем звучит нежность, искренность чувств, хрустальные переливы любви, радость за будущее и боль утраты. Как мог девятнадцатилетний юноша вместить всю гамму чувств в одно произведение – непостижимо.

Восхитительно звучит фортепиано, в переложении для скрипки с оркестром заставляет остановиться дыхание на время исполнения этого гениального произведения.

2. Революционный этюд до-минор

Для фортепиано. Сочинение 10, № 12. Этюды Шопена – всегда законченные произведения, включенные в концертные программы. А не упражнение на развитие технических возможностей пианиста.

Будучи родом из Польши, Шопен переживал все события, происходившие на его родине. Тем более, что там оставались его близкие, о судьбе которых он ничего не знал.

Это произведение носит национальный характер, так как у него ритм полонеза. Ненасытность энергии волнует, заставляет вибрировать каждую клеточку организма. Заставляет ощущать сопричастность к событиям мира.

1. Полонез ля мажор

Сочинение 40. № 1. Полонез – это бальный танец, с воинственным, рыцарским характером. Музыка данного произведения наполнена переживаниями за судьбу польского народа.

Композитор как будто физически ощущает страдания людей. До слез. До застывшего на губах крика. По мнению музыкальных критиков, полонез является более революционным, чем одноименный этюд № 12.

Пианист использует всю клавиатуру, чтобы передать торжественность, монументальность произведения, его ликующий характер.

Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей. Шопен по-новому истолковал многие жанры. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру, сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Chopin - Nocturne Op.9 No.2 (Arthur Rubinstein)

Юный гений

Chopin - Nocturne No.19, Op.72 No.1 (Richter)

Добровольное изгнание

Chopin - Rondo à la Krakowiak, Op. 14

Будучи убежденным сторонником польской независимости, Шопен отказался вернуться на родину и обосновался в Париже, где вскоре приобрел репутацию выдающегося педагога и пианиста. Он был принят в высших кругах парижской аристократии, познакомился с популярными пианистами-виртуозами Ф. Калькбреннером и К. Плейелем (которые оказали ему практическую помощь в первый период его парижской жизни), музыковедом Ф. Ж. Фетисом, композиторами Ф. Листом, В. Беллини, художником Э. Делакруа, писателями Г. Гейне, В. Гюго, другими видными представителями парижской художественной элиты; среди его друзей были также представители польской эмиграции. В 1835 и 1836 Шопен выезжал в Германию (где встречался, в частности, с Шуманом и Ф. Мендельсоном), в 1837 — в Лондон. Между тем у него развивался туберкулез легких, первые симптомы которого обнаружились еще в 1831. Вскоре Шопен фактически отказался от карьеры виртуоза, ограничив свою концертную деятельность редкими выступлениями, преимущественно для немногочисленной аудитории, и сосредоточился на композиции, публикуя свои опусы одновременно в Париже, Лондоне и Лейпциге.

Рядом с Жорж Санд

Chopin - Nocturne Op.15 No.3 in G minor (Arthur Rubinstein)

Chopin - Prelude No.4

Виртуоз и импровизатор

Почти вся музыка Шопена предназначена для фортепиано (среди немногих исключений — поздняя Соната для виолончели и фортепиано, посвященная другу композитора, виолончелисту О. Франкомму, и полтора десятка песен на слова польских поэтов). По отзывам современников, Шопен был вдохновенным импровизатором. Он сочинял в процессе игры, мучительно пытаясь зафиксировать свои музыкальные идеи в нотах. Наследие Шопена невелико по объему, однако воплощенный в нем художественный мир универсален.

Chopin - Grand Valse Brillante

Chopin - Nocturne Op.48 No.2 (Arthur Rubinstein)

Chopin - Nocturno en si bemol menor Op.9 Nо.1

Фредерик Шопен (1810-1849 гг.) - польский пианист и композитор. Он родился в 1810 году, 1 марта (по другим источникам 22 февраля), в деревне Желязова-Воля, расположенной около Варшавы. Биография Шопена будет рассмотрена в этой статье.

Семья

Отцом композитора является Николя Шопен (1771-1844 гг.).

биография шопена кратко для детей

Он женился в 1806 году на Юстыне Кжижановской (1782-1861 годы). По сохранившимся свидетельствам мать композитора получила хорошее образование. Она была очень музыкальной, играла на фортепиано, хорошо пела, владела французским языком. Именно матери Фредерик обязан привитой с юных лет любовью к народным мелодиям, которая нашла затем отражение в его творчестве, а также первым музыкальным впечатлениям. Через некоторое время после рождения мальчика, осенью 1810 года, отец переселился в Варшаву.

Первые достижения в музыке

Фредерик Шопен, биография которого уже в ранние годы отмечена достижениями в музыке, еще в детстве проявлял музыкальные способности. Знаменитая Каталани предугадала в нем, тогда еще десятилетнем мальчике, великую будущность. Фредерик Шопен начал уже в семилетнем возрасте играть на фортепиано, а также сочинять музыку. С девяти лет мальчик стал заниматься с Войцехом Живни, чехом, серьезным преподавателем. Настолько быстро развивался исполнительский талант Шопена, что мальчик не уступал к двенадцати годам лучшим пианистам Польши.

Первое публичное выступление этого музыканта состоялось в Варшаве в 1818 году. Он уже был к этому времени автором нескольких пьес для фортепиано - марша и полонезов. Шопен, биография и творчество которого освещены в нашей статье, в 1823 году поступил в одно из варшавских училищ. Здесь продолжилось его обучение музыке.

Биография Шопена и интересные факты о нем дополняются следующим событием. В 1825 году композитора пригласили выступить перед Александром Первым, российским императором. Он получил награду после концерта - бриллиантовый перстень.

Продолжение обучения

Живни был единственным педагогом Шопена по фортепиано. Через семь лет после обучения у него, в начале 1820-х годов, Фредерик начал заниматься у Ю. Эльснера. К этому времени талант его сильно развился. Биография Шопена пополнилась новыми фактами в 1826 году, когда в июле он окончил обучение в варшавском училище, а осенью поступил с целью продолжения образования в Варшавскую высшую школу музыки. Здесь Фредерик обучался еще около трех лет.

Покровители князья Четверинские и Антон Радзвилл ввели его в высшее общество. Внешностью и обращением Шопен производил приятное впечатление. Это отмечали многие его современники. Лист, например, говорил, что впечатление Фредерик производил "спокойное, гармоничное".

Произведения, созданные во время обучения у Эльснера

Под руководством превосходного педагога и музыканта Эльснера, который сразу заметил гениальную одаренность Шопена, Фредерик сделал большие успехи. Фото Эльснера представлено ниже.

фредерик шопен биография

Шопеном было написано за время обучения множество произведений для фортепиано, из которых можно выделить рондо, первую сонату, вариации на тему Моцарта, ноктюрн ми минор, краковяк и другие. Сильнейшее влияние на этого композитора уже тогда оказала народная музыка Польши, а также поэзия и литература этой страны (Витвицкий, Словацкий, Мицкевич и др.). В 1829 году, по окончании обучения, Фредерик отправился в Вену, где исполнил свои произведения. Биография Шопена была отмечена первым самостоятельным концертом, состоявшемся в 1830 году в Варшаве. За ним последовал целый ряд других.

Шопен покидает родину

биография шопена

Шопен в 1830 году, 11 октября, играл в Варшаве в последний раз, после чего навсегда покинул свою родину. Он прожил в Вене с конца 1830-го до 1831 года (первой половины). Посещение театров, музыкальные знакомства, концерты, поездки по окрестностям города отразились благоприятно на развитии дарования такого музыканта, как Шопен. Биография и творчество этого композитора в те годы отмечены следующими событиями.

Шопен летом 1830 года уехал из Вены. Он провел начало сентября в Штутгарте, где узнал о падении Варшавы и неудаче польского восстания. Затем, проехав Мюнхен, Вену, Дрезден, он приехал в Париж в 1831 году. Биография Шопена и его творчество могут быть изучены подробнее, если обратиться к дневнику, который вел писатель в пути ("Штутгартский дневник"). В нем описано душевное состояние композитора во время нахождения в Штутгарте, где Фредерика охватило отчаяние из-за поражения польского восстания. Это событие нашло отражение в его творчестве, о чем мы сейчас вам расскажем.

Новые сочинения композитора

Фредерик Шопен, биография которого нас интересует, под впечатлением от данного известия написал этюд до минор, который называют часто революционным, а также две прелюдии, глубоко трагические: ре минор и ля минор. В числе новых сочинений этого композитора в то время также были полонез ми-бемоль мажор, концерты для фортепьяно с оркестром, ноктюрны, польские песни на произведения Мицкевича и Витвицкого и др. Фредерик подчиняет полностью музыкально-поэтическим образам технические элементы произведений.

Шопен в Париже

Итак, как мы уже говорили, биография Шопена в 1831 году, осенью, была отмечена переездом этого композитора в Париж. Его жизнь с тех пор связана была именно с этим городом. Здесь композитор сблизился с Беллини, Берлиозом, Листом, Мендельсоном, Гиллером, а также познакомился с такими художниками и писателями, как Жорж де Санд, Ламартин, Гюго, Делакруа, Гейне, Мюссе, Бальзак. В 1832 году, 26 февраля, Шопен дал в Париже свой первый концерт, в котором исполнил вариации на тему произведения Моцарта "Дон-Жуан", а также фортепьянный концерт. Присутствовавший на выступлении Лист отмечал, что талант Шопена вместе с его новшествами открыл в развитии искусства новую фазу. Уже тогда было понятно, что большого успеха как композитор добьется Фредерик Шопен. Биография, кратко изложенная в статье, позволяет убедиться в этом.

Жизнь в Париже в 1830-е годы

Фредерик в период с 1833-го по 1835 год исполняет произведения нередко вместе с Гиллером, Листом, братьями Герц. В концертах он выступал редко, однако в салонах французской аристократии и польской колонии слава этого композитора росла очень быстро. Были у него также и противники (Фильд, Калькбреннер), однако это не мешало Фредерику приобрести множество поклонников в обществе, в том числе и среди артистов. Решающими в личной жизни этого композитора были 1836-1837 годы. Тогда была разорвана помолвка с Водзинской Марией, и Шопен сблизился с Жорж Санд. В 1837 году Фредерик почувствовал первый приступ болезни легких. Такова в то время биография Шопена (краткое содержание).

Расцвет творчества

шопен биография кратко

Смерть отца и разрыв с Жорж Санд - два трагических события, которые пережил Шопен

Биография, кратко описанная, дополняется следующими двумя важными событиями в жизни композитора. Первое - отец Шопена умер в 1844 году, в мае. Крайне тяжело композитор пережил его смерть. Стало внушать опасения его здоровье. Второе событие, произошедшее в 1847 году, - разрыв с Жорж Санд. Оно окончательно подорвало силы композитора. Портрет этой женщины работы художника Делакруа, написанный в 1838 году, представлен ниже.

шопен биография

Желая покинуть город Париж, чтобы избавиться от всего, что напоминало пережитое здесь, Фредерик отправляется в 1848 году, в апреле, в Лондон.

Два последних года жизни Шопена

В мучительных страданиях проходят два последних года жизни Фредерика Шопена. Он практически не сочиняет музыку и не выступает на концертах. В 1848 году, 16 ноября, состоялось его последнее выступление в Лондоне на польском вечере. Климат, нервная жизнь, неожиданный успех - все это подорвало болезненную натуру композитора, и, возвратившись в Париж, великий музыкант слег. Фредерик прекращает заниматься со своими учениками. В его состоянии здоровья зимой 1849 года наступает значительное ухудшение. Ни приезд в Париж Людовики, любимой сестры, ни заботы друзей облегчения не приносят, и он умирает после тяжелой агонии.

Смерть Шопена

Смерть Фредерика Шопена стала ударом для мира музыки, а похороны собрали его многочисленных поклонников. В Париже, на кладбище Пер-Лашез, похоронили Шопена. Прах покоится между Беллини и Керубини. Фредерик ставил Моцарта выше других композиторов. Обожание симфонии "Юпитер" и реквиема доходило у него до культа. На его похоронах в соответствии с желанием покойного известнейшими артистами был исполнен реквием Моцарта. Сердце композитора по его воле было перевезено позднее на родину, в Варшаву, в костел Святого Креста.

Танцевальные жанры в творчестве Шопена

Творчество Шопена одухотворили беспредельная преданность своему народу, своей родине, борьба за национальное освобождение. Он использовал богатства народной музыки Польши. Значительное место в наследии Шопена занимают различные танцевальные жанры. Следует отметить, что танцевальность - это одно из неотъемлемых качеств, присущих музыкальной народной культуре Польши. Вальсы, полонезы, мазурки (представлены в которых были особенности трех народных танцев - оберека, куявяка и мазура) раскрывают связи, существующие между творчеством Фредерика и народной музыкой Польши во всем ее многообразии. Фредерик Шопен, биография которого была нами описана, проявил новаторство в их преобразовании и трактовке. Например, его полонезы заметно расширяют и демократизируют этот жанр, когда-то торжественно-церемониальный. Мазурки поэтизируют и углубляют народный танец. Вальсам присущи черты народно-танцевальной мелодии славян.

Нетанцевальные жанры

Шопен также по-новому трактует различные нетанцевальные жанры. Этюды его представляют собой высокохудожественные творения, где с оригинальными средствами их воплощения сочетается идейно-эмоциональное содержание. Скерцо Шопена - также довольно своеобразные сочинения. Они отличаются от скерцо, которые используются в классической симфонии, а также от сонаты. Баллады - навеянные поэтическими образами драматические сюжетные повествования, полные романтической свободы, контрастов, жизненного разнообразия.

Музыкальный язык Шопена

Органично сочетается жанровое новаторство Шопена с новизной его музыкального языка. Фредериком был создан новый тип мелодии - гибкой, предельно выразительной, развертывающейся непрерывно, сочетающей в себе различные инструментальные и вокальные, танцевальные и песенные черты. Также Фредерик Шопен, биография которого описана выше, раскрыл новые возможности гармонии. Он сплавил воедино различные элементы народной музыки Польши с романтической гармонией. Шопен усилил роль красочных и динамических элементов. Очень интересны его находки в области полифонии (все голоса насыщены мелодической выразительностью) и музыкальной формы (использование приема вариационного развития, характерного для народной музыки Польши). Новаторство этого композитора в полной мере сказалось на его исполнительском искусстве. Он произвел, подобно Листу, настоящий переворот в технике игры на фортепиано.

шопен биография и творчество

Влияние творчества Шопена на других композиторов

Творчеству Шопена в целом свойственны ясность мышления и гармоничность. Далека его музыка как от замкнутости, академически холодной, так и от романтических преувеличений. Она чужда неискренности, в своей основе народна, непосредственна, свободолюбива.

Биография Шопена и его произведения вдохновляли многих музыкантов. Творчество Фредерика оказало большое влияние на многие поколения композиторов и исполнителей. Влияние мелодического и гармонического языка Фредерика Шопена прослеживается в произведениях Вагнера, Листа, Дебюсси, Форе, Альбениса, Грига, Скрябина, Чайковского, Шимановского, Рахманинова.

Значение творчества

Биография Шопена и музыка его сегодня вызывают большой интерес, и это не случайно. Этот великий композитор истолковал по-новому многие жанры. Он возродил прелюдию на романтической основе, создал также фортепианную балладу, драматизировал и опоэтизировал танцы: вальс, полонез, мазурку, превратил в самостоятельное произведение скерцо. Шопен обогатил фортепианную фактуру и гармонию, сочетал с фантазией и мелодическим богатством классичность формы.

Он был одним из немногих авторов, творивших произведения лишь для фортепиано. Шопен не написал ни симфонии, ни оперы, его не привлекал также хор. В наследии Фредерика мы не встретим и струнного квартета.

Он сочинил около полусотни мазурок, прототипом которых является похожий на вальс польский народный танец с трехдольным ритмом. Это небольшие пьесы. В них гармонические и мелодические обороты звучат по-славянски.

Фредерик Шопен за свою жизнь дал всего около тридцати публичных концертов. Он выступал в основном в домах своих друзей. Весьма своеобразным был его исполнительский стиль. Его отличала, по отзывам современников, ритмическая свобода - продление одних звуков за счет того, что сокращались другие.

Память Фредерика Шопена

Каждые пять лет в Варшаве, начиная с 1927 года, проводятся международные конкурсы имени Шопена, в которых участвуют самые известные пианисты. В 1934 году был также организован Институт Шопена, называемый Обществом им. Ф. Шопена с 1950 года. Подобные общества также имеются в Австрии, Германии, Чехословакии. Они существовали и во Франции до Второй мировой войны. В местечке Желязнова-Воля, где родился композитор, открыт в 1932 году Дом-музей Шопена.

биография шопена краткое содержание

Международная федерация обществ имени этого композитора была основана в 1985 году. В Варшаве в 2010 году, 1 марта, был открыт после модернизации и реконструкции музей Фредерика Шопена. Событие это приурочено к двухсотлетию со дня его рождения. 2010 год, кроме того, был объявлен годом Шопена в Польше. Этого композитора, как вы видите, знают, помнят и любят до сих пор не только на родине, но и по всему миру.

Биография Шопена и все даты событий, произошедших с этим великим композитором, были описаны в нашей статье по возможности полно. В музыкальных школах сегодня творчество этого автора включено в обязательную программу. Однако юными музыкантами изучается биография Шопена кратко. Для детей этого достаточно. Но в зрелом возрасте хочется познакомиться поближе со столь интересным композитором. Тогда биография Шопена, кратко для детей написанная, нас уже не удовлетворяет. Именно поэтому мы решили создать более подробное описание жизни и творчества этого великого человека. Биография Шопена, краткое содержание которой вы можете найти в различных справочниках, была нами дополнена на основании различных источников. Надеемся, представленная информация была вам интересна. Теперь вы знаете, из каких событий состояла биография Шопена и какие произведения он написал. Всего доброго!

Читайте также: